Научная статья на тему 'Значение электронных образовательных ресурсов при изучении информатики в аграрном вузе'

Значение электронных образовательных ресурсов при изучении информатики в аграрном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / AGRIBUSINESS / AGRICULTURAL PRODUCTION / INFORMATICS / INFORMATION TECHNOLOGY / INFORMATION SOCIETY / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / DISTANCE LEARNING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петракова Н. В.

Рассматриваются аспекты изучения дисциплины информатика студентами аграрных вузов в условиях интенсивного развития агропромышленного комплекса региона. Раскрыты возможности и условия применения электронных образовательных ресурсов (ЭОР), как дополнительный инструмент обучения и ресурс для самостоятельной работы студентов, который должен привести к повышению качества образования и интереса студентов к изучаемой дисциплине. Применение ЭОР и соответствующих программных средств позволит сделать процесс обучения индивидуальным и даст возможность студентам более рационально планировать свободное от учебных занятий время. Оценено влияние ЭОР, реализованных в информационно-коммуникационной образовательной среде аграрного вуза на качество усвоения учебного материала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петракова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Value of Electronic Educational Resources for the Study of Informatics in the Agricultural University

The aspects of studying Informatics by students of agrarian universities in the conditions of intensive development of the agro-industrial complex of the region are considered. The possibilities and conditions for the use of electronic educational resources as an additional learning tool and a resource for independent work of students, which should lead to an increase in the quality of education and students' interest in the discipline, are revealed. The use of electronic educational resources and related software will make the learning process individual and enable students to plan their free time more rationally. The influence of electronic educational resources in the information and communication educational environment of agrarian universities on the quality of learning material is estimated.

Текст научной работы на тему «Значение электронных образовательных ресурсов при изучении информатики в аграрном вузе»

УДК 004.9:002.5/.6:378.663

ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ В АГРАРНОМ ВУЗЕ

The Value of Electronic Educational Resources for the Study ofInformatics in the Agricultural University

Петракова Н.В., к.п.н., доцент, npetrakova71@mail.ru

Petrakova N. V.

ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет»

Bryansk State Agrarian University

Реферат. Рассматриваются аспекты изучения дисциплины информатика студентами аграрных вузов в условиях интенсивного развития агропромышленного комплекса региона. Раскрыты возможности и условия применения электронных образовательных ресурсов (ЭОР), как дополнительный инструмент обучения и ресурс для самостоятельной работы студентов, который должен привести к повышению качества образования и интереса студентов к изучаемой дисциплине. Применение ЭОР и соответствующих программных средств позволит сделать процесс обучения индивидуальным и даст возможность студентам более рационально планировать свободное от учебных занятий время. Оценено влияние ЭОР, реализованных в информационно-коммуникационной образовательной среде аграрного вуза на качество усвоения учебного материала.

Summary. The aspects of studying Informatics by students of agrarian universities in the conditions of intensive development of the agro-industrial complex of the region are considered. The possibilities and conditions for the use of electronic educational resources as an additional learning tool and a resource for independent work of students, which should lead to an increase in the quality of education and students' interest in the discipline, are revealed. The use of electronic educational resources and related software will make the learning process individual and enable students to plan their free time more rationally. The influence of electronic educational resources in the information and communication educational environment of agrarian universities on the quality of learning material is estimated.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельскохозяйственное производство, информатика, информационные технологии, информационное общество, электронный образовательный ресурс, система дистанционного обучения.

Keywords: agribusiness, agricultural production, informatics, information technology, information society, electronic educational resources, distance learning system.

Современное агропромышленное производство нуждается в высококвалифицированных, эрудированных, творчески мыслящих деловых и инициативных специалистах. В связи с этим в агропромышленный комплекс активно внедряются инновационные модели развития, что требует большой интеграции образования, науки и бизнеса. В таких условиях остро встает вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов, способных работать в условиях рынка, развития глобализации и вхождения в зону мирового экономического пространства. Для решения данной проблемы требуется совершенствование деятельности аграрных вузов, как ведущих структур для подготовки молодых специалистов сельскохозяйственного производства [1].

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Информационные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса аграрного вуза, значительно повышающей его эффективность. Информация рассматривается как один из основных ресурсов развития общества и в связи с этим значение информатики в развитии информационного общества очень велико.

Сегодня информатика в аграрном вузе играет важнейшую роль в образовании, у студента агрария должно сформироваться профессиональное отношение к этой дисциплине, чтобы в дальнейшем в новых информационных условиях он смог реализовать свой личностный и профессиональный потенциал и тем самым максимально грамотно удовлетворить запросы компьютеризированного информационного общества [2]. На сегодняшний день нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как информатика. Очень быстро происходит смена поколений аппаратных и программных средств реализации информационных процессов. Можно сказать, что за последние годы

произошла революция в области передачи, обработки и накопления информации и как следствие, это затрагивает и заставляет преобразовывать все сферы человеческой жизнедеятельности.

Огромные возможности компьютерной техники, развитие информационных компьютерных сетей, создание новых информационных технологий приводит к кардинальным изменениям в самых различных областях, с том числе в аграрном секторе.

Значение информатики для студентов аграрного вуза нельзя недооценивать. Будущие специалисты должны научиться максимально использовать возможности компьютеров, быстро находить нужную информацию, проводить анализ и прогнозировать эффективность сельскохозяйственного производства, решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий.

Однако, несмотря на значимость дисциплины информатики, количество времени, определенное учебными планами на его изучение, весьма ограничено. К тому же развитие науки информатики и информационных технологий непрерывно увеличивает объем содержания предмета и приводит к качественному его усложнению. Эти обстоятельства определяют необходимость постоянного поиска методов и средств обучения информатике, повышающих эффективность представления учебной информации, ее освоения и перевода в сферу практического опыта студентов, а также информативность и интенсивность учебного процесса.

Так как по ФГОС ВО самостоятельная работа составляет 60-75% от общего количества часов, отводимых на изучение дисциплины, то серьезное внимание уделяется самостоятельной работе студентов в удобном месте, темпе и времени. Поэтому студенты должны владеть основами методики и техники самостоятельной работы, самостоятельного приобретения и пополнения знаний в электронной системе обучения.

В связи с этим возникает необходимость создания электронных образовательных ресурсов по информатике, направленных на достижение новых образовательных результатов. Таким образом, система подготовки студентов в аграрном вузе, предполагает обучение будущих специалистов с использованием электронных образовательных ресурсов в учебном процессе.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это совокупность программных средств, информационных, технических, нормативных и методических материалов, полнотекстовых электронных изданий, включая аудио и видеоматериалы, иллюстративные материалы и каталоги электронных библиотек, размещенные на компьютерных носителях и/или в сети Интернет.

ЭОР - это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [3].

ЭОР способствуют усилению мотивации обучения студентов, а также позволяют решать следующие дидактические задачи:

- формирование базовых знаний по дисциплине;

- систематизация усвоенных знаний;

- формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- формирование навыков самоконтроля;

- формирование мотивации к учению в целом и к выбранной профессии;

- возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации при подготовке к зачёту, экзамену и другим видам промежуточной аттестации.

Формирование электронных образовательных ресурсов в организации учебного процесса в вузе, можно рассматривать как единое надежное хранилище, которое позволяет консолидировать и систематизировать все учебные и учебно-методические материалы в единый информационный ресурс вуза [4].

Это позволяет обеспечить:

- возможность объединения образовательных ресурсов в единую образовательную среду;

- доступ и использование учебных материалов в удаленных филиалах вуза;

- регламентацию прав пользователей в соответствии с требованиями внутренних нормативно-правовых документов и законодательных актов;

- регламентированный online-доступ и работу с образовательными ресурсами вуза;

- независимую проверку знаний;

- создание единого надежного хранилища электронных образовательных ресурсов и защиту контента;

- наполнение единого хранилища электронных образовательных ресурсов.

Для создания и размещения электронных образовательных ресурсов, контроля учебного процесса, а также учета и анализа результатов обучения применяются информационные системы дистанционного обучения (СДО).

Благодаря наилучшим среди аналогов возможностями организации обучения, широкое распространение получила СДО «Moodle». Поэтому исследование потенциальных возможностей данной платформы представляет существенный практический интерес.

Важной особенность ЬМ8 Moodle является сохранение всех выполняемых студентом работ, оценок и комментариев преподавателя к представленным работам, всех сообщений на форуме. Система контролирует «посещаемость», активность студентов, время их реальной учебной работы в сети [5].

Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle дает преподавателю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов дисциплины, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности как индивидуальной, так и групповой.

Разработанный автором электронный образовательный ресурс по информатике в системе дистанционного обучения ЬМ8 МооШе позволяет обучаться в удобное для студента время, осваивать материал дисциплины в собственном ритме и в удобном месте, предоставляет студентам круглосуточный доступ к учебным материалам [6].

Особенно такой вариант электронного ресурса подойдет для студентов заочного обучения, для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине (например, по болезни, участие в соревнованиях и т.п.), для студентов, обучающихся по индивидуальному графику.

Таким образом, студенты, получая доступ к дистанционному курсу, имеют возможность углубленно изучить теоретическую часть материала, выполнить задания, а также пройти тестирование. В рамках курса имеется возможность отработок пропущенного студентом учебного материала.

Разработанная система тематических тестовых заданий позволяет студенту самостоятельно прорабатывать изученный материал на любом доступном ему уровне сложности, а преподавателю -контролировать уровень усвоения материала [7].

Электронные образовательные ресурсы получили широкое распространении в современной образовательной практике высших учебных заведений и обладают большой практической ценностью: предоставляя студентам информацию разнообразными способами и в любое удобное для них время, они дают больше возможностей для самостоятельной работы, а осуществление планирования всех видов работ и установления контрольных сроков выполнения мероприятий повышает мотивацию к обучению и способствует активизации познавательной деятельности.

По нашему мнению, грамотно созданный электронный ресурс способен повысить качество образования, тем самым повышая уровень подготовки и конкурентоспособности выпускаемых университетом специалистов.

Изучение особенностей разработки и применения в учебном процессе электронных образовательных ресурсов становится все более актуальной задачей, которая обусловлена целым рядом организационных, дидактических, содержательных причин. К числу таких причин можно отнести:

- потребность использования видео и аудио изображений, позволяющих более наглядно отразить содержание разделов курса;

- необходимость быстрого изменения содержания в соответствии с новыми научными достижениями;

- возможность предоставить студентам доступ к обширным объемам справочных данных, касающихся специфики изучаемого объекта;

- необходимость использования вычислительной мощности компьютера в процессе проведения лабораторных работ;

- отсутствие полиграфических проблем при использовании электронных образовательных ресурсов, низкая стоимость копирования данных на электронных носителях.

Таким образом, электронные образовательные ресурсы могут обеспечивать широкий обмен информацией, позволяют получать консультации преподавателя в режиме онлайн и по переписке, дают возможность студентам обсуждать различные вопросы на чате и форуме системы. Следовательно, реализация информационно-образовательной среды в учебном заведении во многом определяется электронными образовательными ресурсами, их качественными характеристиками, обеспеченностью учебного процесса данным типом средств обучения. В электронных образовательных ресурсах применяется множество различных материалов, которые делают обучение более эффективным и занимательным, а также способствует развитию интерактивности.

В рамках данной системы был разработан и использован электронный образовательный ресурс по дисциплине «Информатика», объединяющий и систематизирующий теоретические материалы, лабораторные занятия, тесты, задания для самостоятельной работы. Разработанные материалы были опубликованы в СДО Moodle для дисциплины «Информатика» и прошли апробацию в Брянском государственном аграрном университете при обучении студентов по всем направлениям подготовки института энергетики и природопользования. Студенты успешно прошли обучение по данному курсу и показали положительный результат в итоговом тестировании и анкетировании.

Библиографический список

1. Шмыгина О.Н. Аграрное образование в наши дни: проблемы и перспективы модернизации // Актуальные проблемы процесса обучения: модернизация аграрного образования: сб. статей Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ» / под ред. С.В. Ларионова. Саратов, 2013. 156 с.

2. Лажинцева А.В. Формирование профессионального отношения студентов аграрных вузов к изучению информатики // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 2. С. 165-168.

3. Муллина Э.Р. Электронные образовательные ресурсы как средство формирования профессиональных компетенций студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-5. С. 975-978.

4. Ребко Э.М., Федорова А.П. Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов // Молодой ученый. 2014. № 1. С. 566-568.

5. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: учебное пособие. 2-е изд. испр. и доп. Харьков: ХНАГХ, 2009. 292 с.

6. Петракова Н.В. Информационные технологии дистанционного обучения // Сборник научных трудов института энергетики и природопользования. Брянск, 2017. С.171-174.

7. Петраков М.А. Концептуальные основы менеджмента качества образовательных процессов // Стратегия социально-ориентированного управления в рыночной экономике: тр. Международной научно-практической конференции. Брянск: Изд-во Брянская ГСХА, 2009. С. 31-33.

References

1. Shmyigina O.N. Agrarnoe obrazovanie v nashi dni: problemyi i perspektivyi modernizatsii // Aktualnyie problemyi protsessa obucheniya: modernizatsiya agrarnogo obrazovaniya: sb. statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyaschennoy 100-letiyu FGBOU VPO «Saratovskiy GAU» / pod red. S.V. Larionova. Saratov, 2013. 156 s.

2. Lazhintseva A.V. Formirovanie professionalnogo otnosheniya studentov agrarnyih vuzov k izucheniyu informatiki //Mir nauki, kulturyi, obrazovaniya. 2009. № 2. S. 165-168.

3. Mullina E.R. Elektronnyie obrazovatelnyie resursyi kak sredstvo formirovaniya professionalnyih kompetentsiy studentov // Mezhdunarodnyiy zhurnal prikladnyih i fundamentalnyih issledovaniy. 2016. № 11-5. S. 975-978.

4. Rebko E.M., Fedorova A.P. Informatsionnaya obrazovatelnaya sreda uchebnogo zavedeniya kak sredstvo formirovaniya informatsionnoy kulturyi studentov //Molodoy uche-nyiy. 2014. № 1. S. 566-568.

5. Anisimov A.M. Rabota v sisteme distantsionnogo obucheniya Moodle: uchebnoe posobie. 2-e izd. ispr. i dop. Harkov: HNAGH, 2009. 292 s.

6. Petrakova N.V. Informatsionnyie tehnologii distantsionnogo obucheniya // Sbor-nik nauchnyih tru-dov instituta energetiki i prirodopolzovaniya. Bryansk, 2017. S.171-174.

7. Petrakov M.A. Kontseptualnyie osnovyi menedzhmenta kachestva obrazovatelnyih protsessov // Strategiya sotsialno-orientirovannogo upravleniya v ryinochnoy ekonomike: tr. Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Bryansk: Izd-vo Bryanskaya GSHA, 2009. S. 31-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.