УДК 378
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ТУРИЗМ»
Жегульская Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной педагогики, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: zhegulskaya@list.ru
Электронная образовательная среда Кемеровского государственного университета культуры и искусств рассматривается как информационный ресурс учебной дисциплины «Экология» при реализации образовательной программы «Туризм». Выделены нормативные основания формирования электронной образовательной среды вуза.
Представлен опыт использования в учебном процессе статичных и интерактивных электронных образовательных ресурсов LMS Moodle. Электронный учебно-методический комплекс дисциплины «Экология» включает статичные электронно-образовательные ресурсы: файлы с текстами лекций, электронных презентаций, различного рода изображений, ссылки на учебно-методические ресурсы Интернет и др. Интерактивные элементы дисциплины включают задания, тесты, семинары, форумы и др. Широкое применение получили выполнение студентами в интерактивном режиме тестовых заданий, практических и контрольных работ, составление глоссариев, совместная деятельность студентов в ходе семинара, а также размещение ими результатов выполнения индивидуальных заданий различного типа, обсуждение итогов учебной деятельности посредством форума.
Все это позволило организовать широкое использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов и доступ к ним студентов в любое время; дифференцированную работу со студентами в группах в дистанционном режиме; участие студентов в построении контента дисциплины; самоконтроль студентов в процессе получения знаний; мониторинг действий студентов; контроль студентами собственных оценок.
Ключевые слова: электронная образовательная среда, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, система управления обучением «Moodle», электронный учебно-методический комплекс дисциплины.
THE USE OF E-EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN PRACTICE OF TEACHING THE STUDENTS OF "TOURISM" DIRECTION
Zhegulskaya Yulia Vladimirovna, PhD in Pedagogy, Sr. Instructor, Departement of Social Pedagogy, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: zhegulskaya @list.ru
Created in 2012 based on the Moodle training management system of the site "E-educational environment of KemGUKI," the development of its content and integration with e-research and educational scientific resources of the University Library stands out as an important factor in the active use of e-learning and information resources in the educational process of the university. Studying the discipline "Ecology" includes traditional classroom training and e-learning in autonomous educational environment.
Educational and methodical e-complex of discipline "Ecology" includes static e-educational resources: files with the texts of lectures, Powerpoint presentations, various kinds of images, links to training resources of the Internet, etc. Interactive disciplines include assignments, tests, seminars, forums, etc. Extensive use of
students performing the online and practical tests, creating a glossary, a joint activity of students in the seminar, as well as placement of the results of individual assignments of various types, discussion of the results of training activities through the forum.
The use of e-learning environment made it possible to organize the widespread use in the educational process of educational e-resources and access for students at any time; differentiated work with students in groups in a remote mode; student participation in the construction of the discipline content; student knowledge self-control; monitor of student activities; student control of their own achievments.
As a promising means of student success in discipline "Ecology," it is planned to include interactive elements such as lectures, poll, chat, wiki. Using the interactive tools of e-learning environment can overcome a stereotype consideration of the environment as an archive of educational e-resources and teaching materials.
Keywords: e-learning environment, Kemerovo State University of Culture and Arts, Learning Management System "Moodle", e-learining methodical complex of a discipline.
Современное образование характеризуется как непрерывный процесс и важнейшая часть жизни человека, обеспечивающая ему возможность ориентироваться в потоке информации, комфортно чувствовать себя в информационном обществе, легко адаптироваться к инновациям [5, с. 3]. Важным направлением кардинальных реформ профессионального образования является внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, расширение информационно-образовательного пространства за счет использования возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» нацеливает на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (статья 16), ориентирует образовательные организации на информационную открытость (статья 29). Непременным условием решения поставленных задач является формирование электронных образовательных и информационных ресурсов. Для высшей школы это требование заложено в федеральных государственных образовательных стандартах, определяющих необходимость представления учебно-методических материалов по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. В письме Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 года № АК-2612/05 «О федеральных государственных образовательных стандартах» сформулировано в качестве общесистемного требование формирования
электронной информационно-образовательной среды вуза, которая «должна обеспечивать: доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, и к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет».
Современный учебный процесс в высшей школе требует существенного расширения арсенала средств обучения, широкого использования средств информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интегрированных в электронную образовательную среду. В отечественной научной литературе имеются различные определения понятий «информационно-образовательная среда» и «электронная образовательная среда». Не останавливаясь на их концептуальных основах и содержательных характеристиках, отметим, что проведенный А. А. Андреевым анализ содержания данных понятий [1, с. 154-158] обосновывает
возможность их равноправного использования. В данной работе, рассматривая электронную образовательную среду вуза, мы руководствуемся определением, данным Д. В. Лучаниновым, что «это комплекс программных, технических, учебно-методических, организационных, управленческих компонентов системы учебного заведения, обеспечивающих оперативный доступ к необходимой информации и организующих субъ-ектно-субъектную связь между участниками образовательного процесса с целью раскрытия их творческого потенциала» [6, с. 84].
Целью настоящей статьи является анализ опыта применения электронной образовательной среды вуза как информационного ресурса реализации учебной дисциплины «Экология» образовательной программы «Туризм» в Кемеровском государственном университете культуры и искусств (КемГУКИ).
Создание в 2012 году на основе системы управления обучением LMS Moodle (Learning Management System Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) сайта «Электронная образовательная среда КемГУКИ» (http://edu. kemguki.ru/), развитие его контента и интеграция с электронными научными и образовательными ресурсами Научной библиотеки КемГУКИ (http:// library.kemguki.ru) явилось важным фактором широкого применения электронных образовательных и информационных ресурсов в учебном процессе вуза. Анализ практики создания и эксплуатации электронной образовательной среды КемГУКИ представлен в статье И. С. Пилко, Ю. В. Жегульской [8].
Изучение дисциплины «Экология» студентами направления подготовки «Туризм» включает традиционное (аудиторное) обучение и электронное обучение в автономной обучающей среде, доступной посредством сети Интернет. В электронной образовательной среде (ЭОС) КемГУКИ размещен электронный учебно-методический комплекс данной дисциплины (http://edu.kemguki. ru/course/view.php?id=3964). Структура электронного учебно-методического комплекса дисциплины включает следующие модули: «Учебно-программные ресурсы», «Учебно-теоретические ресурсы», «Учебно-практические ресурсы», «Учебно-справочные ресурсы», «Учебно-наглядные
ресурсы», «Учебно-библиографические ресурсы», «Средства диагностики и контроля знаний». Разработка структуры контента сайта «Электронная образовательная среда КемГУКИ» в разрезе модулей и блоков детально представлена в работе И. Л. Скипор [7].
ЭОС КемГУКИ позволяет преподавателю размещать различные электронно-образовательные ресурсы (рис. 1-2), а также отслеживать обращение студентов к ним. Под электронным образовательным ресурсом (ЭОР) понимается «образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения» [4, с. 4]. Программные средства LMS Moodle фиксируют каждое обращение к ресурсу, все вносимые изменения и дополнения.
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины включает так называемые статичные ЭОР: файлы с текстами лекций, электронными презентациями, различного рода изображениями (иллюстрации, схемы, диаграммы), ссылки на учебно-методические ресурсы Интернета и др. (рис. 1). Ознакомление со статичными ЭОР доступно каждому пользователю посредством логина и пароля. Студенты могут работать со статичными ресурсами, читая их с экрана или сохраняя на свой локальный компьютер для дальнейшего ознакомления. В процессе изучения учебной дисциплины для студента важно освоить данные ресурсы в установленные преподавателем сроки.
Наряду со статичными ЭОР, электронный учебно-методический комплекс дисциплины содержит интерактивные элементы: задания, тесты, семинары, форумы и др. (рис. 2). При освоении указанной дисциплины широкое применение получили выполнение студентами в интерактивном режиме тестовых заданий, практических и контрольных работ, составление глоссариев, совместная деятельность студентов в ходе семинара, а также размещение ими результатов выполнения индивидуальных заданий различного типа, обсуждение итогов учебной деятельности посредством форума.
Миринченко. А. Б. Экология: учебник для бакалавров / А. В. Марннченко. - Москва: Дашков и К0. 2015. - 304 с.
Составитель:канд. пед. наук, старший преподаватель Жегупьская Ю. Б.
_Электронные презентации по разделу 1 "Общая экология"
Учебно-библиографические ресурсы
Составитель: канд. пед. наук,-старший преподаватель Жегульская Ю. Б.
Рисунок 1. Примеры статичных ЭОР учебной дисциплины Учебно-практические ресурсы
Задание по теме 1.4. "Экологические системы"
[Семинар по теме 22 "Взаимодействие природы и общества на современном этапе" ) Форум по теме 2.5. "Экологические права и обязанности граждан" Учебно-справочные ресурсы
Словарь по экологии Средства диагностики и контроля знаний
Тест по теме 1 3. "Экологические факторы и ресурсы среды"
Рисунок 2. Примеры интерактивных ЭОР учебной дисциплины
Включение интерактивных элементов в электронный учебно-методический комплекс дисциплины направлено на действенную организацию самостоятельной работы студентов. Работа с указанными выше элементами дисциплины требует активной деятельности студентов, регламентированной как необходимостью записи на курс, так и сроками, требованиями к представлению конечного продукта и др.
Интерактивный элемент «Задание» позволяет преподавателю наладить обратную связь со
студентом посредством получения от них выполненных заданий в электронном варианте. С помощью элемента «Задание» студентам доступно представление на рассмотрение преподавателю своих работ в различной форме: тексты, таблицы, презентации, небольшие аудио-, видео-файлы. Выполненные задания присылались студентами в асинхронном режиме (offline); также программными средствами LMS Moodle предусмотрена возможность отправки заданий в режиме online. После проверки выполненного задания препода-
вателем выставляется отметка, видимая студенту в элементе «Оценки»; результат проверки работы может быть представлен и в виде рецензии или комментариев преподавателя.
Освоению студентами основных понятий дисциплины способствует применение интерактивного элемента «Глоссарий», трактуемого в ЭОС как словарь терминов и понятий, используемых в курсе. Глоссарий функционально предлагает следующие возможности для студентов и преподавателей: группировка терминов по алфавиту, категориям, авторству, дате; наличие модуля поиска по глоссарию, добавление студентами комментариев к записи и оценивание этих комментариев преподавателем, экспорт и импорт глоссария посредством XML. Из предоставленных программными средствами ЭОС типов глоссария в дисциплине «Экология» использовался вторичный глоссарий, поскольку в этом случае имелась возможность добавления записи преподавателем и студентами; подобных глоссариев может быть несколько, и они могут быть добавлены в любые разделы курса, а также записи вторичного глоссария могут быть экспортированы в главный глоссарий курса, который не подлежит редактированию студентами. Самостоятельная работа студентов по составлению словарных статей подлежит оцениванию преподавателем.
Значительного времени на создание контента и проведение различного рода настроек требует элемент «Семинар», представляющий собой вид занятий, в ходе которых студент не только выполняет собственную работу в соответствии с поставленной преподавателем задачей, но и участвует в оценивании работ других студентов. Применение данного интерактивного элемента в процессе изучения дисциплины обеспечило достижение поставленных учебных задач семинара и позволило организовать совместную деятельность студентов в подгруппах. Итоговая оценка за участие студентов в работе семинара по конкретной теме учитывала не только качество собственных работ студентов, но и их работу в качестве рецензентов. Следует отметить, что семинары отличаются большим разнообразием вариантов и являются по нашему субъективному мнению одним из наиболее сложных в настройке и управлении интерактивных элементов.
Рабочее пространство для ответов и обсуждений вопросов и заданий по текущей теме дисциплины представлено интерактивным элементом «Форум». При изучении дисциплины «Экология», помимо форума, использовался другой инструмент общения студента с преподавателем. Так, в ЭОС реализована возможность отправки участниками курса сообщений друг другу. Интерактивный элемент «Чат» нами практически не применялся, но следует отметить его значительный потенциал как инструмента учебной коммуникации в организации учебного процесса по дисциплине.
Организации самоконтроля и текущего контроля знаний по дисциплине значительно способствует применение интерактивного элемента «Тест», который предоставляет возможность использования разнообразных типов заданий (выбрать один или несколько ответов из предложенных / установить соответствие / вписать свой ответ / дать развернутый ответ). При освоении студентами дисциплины именно тесты использовались как одно из основных средств объективной оценки знаний любого количества студентов. Автоматическая проверка тестов программными средствами LMS Moodle вполне, на наш взгляд, компенсирует временные затраты преподавателя на создание и настройку данного элемента.
Любому пользователю ЭОС предоставлена возможность ежедневно получать статистику изменений. Студенты используют эти возможности для просмотра своих оценок за выполненные задания, замечаний и комментариев преподавателя. Динамика активности обращений студентов к ЭОР электронного учебно-методического комплекса дисциплины «Экология» во II семестре 2014/15 учебного года представлена на рис. 3. Статистические данные свидетельствуют о том, что высокая активность студентов по просмотру статичных ресурсов, выполнению заданий, тестов, участию в семинарах и самостоятельной работе с иными интерактивными элементами курса регистрируется в течение всего семестра (март-май) и значительно снижается в период сессии (июнь). Данный график, сформированный средствами LMS Moodle, безусловно, подтверждает значительные возможности применяемых инструментов ЭОС в организации систематической самостоятельной работы студентов по изучению учебной дисциплины.
4 30
344
■ ■ Проем отры Изменения
172
86
Я
К
Я Я
— OJ
Я
£ £ g.
Я Я Я Я
.2 ,£=
— оо
- OJ
я я
га
га я
Рисунок 3. Динамика обращений студентов к ЭОР учебной дисциплины
Включение преподавателем в электронный учебно-методический комплекс дисциплины интерактивных элементов LMS Moodle стало результатом работы на обучающих семинарах, посвященных интерактивным возможностям ЭОС КемГУКИ, организованных учебно-методическим советом и управлением информатизации университета, а также изучения учебных пособий, посвященных организации обучения с использованием LMS Moodle [2; 3].
При изучении студентами дисциплины «Экология» применение статичных и интерактивных элементов ЭОС содействовало как достижению основной цели дисциплины - формированию целостных представлений о взаимосвязях общества и природы, практических умений защиты окружающей среды в профессиональной деятельности, развитию современного экологического мировоззрения, - так и позволило организовать:
• широкое использование в учебном процессе ЭОР в виде текстовых файлов, изображений, презентаций, аудио-, видеофайлов и доступ к ним студентов в любое время;
• дифференцированную работу со студентами в группах в дистанционном режиме;
• участие студентов в построении контента дисциплины посредством работы с глоссарием, форумом;
• самоконтроль студентов в процессе получения знаний с помощью разработанных преподавателем тестов, заданий;
• контроль студентами собственных оценок, полученных за все виды учебной деятельности по дисциплине;
• постоянный мониторинг действий студентов.
В качестве перспективных средств, способствующих освоению студентами дисциплины «Экология», планируется включить такие интерактивные элементы, как «Лекция», «Опрос», «Чат», «Вики». Именно использование разнообразных интерактивных инструментов ЭОС КемГУКИ позволяет преподавателю организовать самостоятельную работу студентов по изучению учебной дисциплины, а также преодолеть устойчивый стереотип рассмотрения данной среды в качестве архива учебно-методических материалов, обновляющихся по мере смены образовательных программ.
Литература
1. Андреев А. А. Педагогика высшей школы: новый курс. - М.: Москов. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.
2. Андреев А. В., Андреева С. В., Доценко И. Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. -Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. - 146 с.
3. Анисимов А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. -Харьков: ХНАГХ, 2009. - 292 с.
4. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. - М.: Стандартинформ, 2007. - 7 с.
5. Дочкин С. А. Модернизация дополнительного профессионального образования в условиях формирования информационного общества: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Кемерово, 2009. - 42 с.
6. Лучанинов Д. В. Проектирование инфраструктуры информационно-образовательной среды на примере Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема // Вестн. Челябин. гос. пед. ун-та. -2013. - № 8. - С. 83-91.
7. Скипор И. Л. Интеграция электронных образовательных ресурсов вуза: разработка унифицированной структуры контента сайта «Электронная образовательная среда КемГУКИ» // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 20. - С. 122-130.
8. Пилко И. С., Жегульская Ю. В. Электронная образовательная среда вуза культуры и искусств // Информ. ресурсы России. - 2015. - № 4 (146). - С. 38-41.
References
1. Andreev A.A. Pedagogika vysshei shkoly: novyi kurs [Higher School Pedagogy: new Course]. Moscow, Moscow International Institute of Econometrics, Informatics, Finances and Law Publ., 2002. 264 p. (In Russ.).
2. Andreev A.V., Andreeva S.V., Dotsenko I.B. Praktika elektronnogo obucheniia s ispol'zovaniem Moodle [E-learning Practice Using Moodle]. Taganrog, TTI SFU Publ., 2008. 146 p. (In Russ.).
3. Anisimov A.M. Rabota v sisteme distantsionnogo obucheniia Moodle: uchebnoe posobie [Work on the system of distance learning Moodle]. 2nd ed., corr. and add. Kharkov, KhNAGKh Publ., 2009. 292 p. (In Russ.).
4. GOST Р 52653-2006. Inforamatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii. Terminy i opredeleniia [State Standart GOST R 52653-2006. Information and communication technologies in education. Terms and Definitions]. Moscow, Standartinform Publ., 2007. 7 p. (In Russ.).
5. Dochkin S.A. Modernizatsiia dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia v usloviiakh formirovaniia in-formatsionnogo obshchestva: avtoref. dis. doktora ped. nauk [Modernization of additional vocational education in information society: author's abstract of diss. Dr of pedagogical sciences]. Kemerovo, 2009. 42 p. (In Russ.).
6. Luchaninov D.V. Proektirovanie infrastruktury informatsionno-obrazovatelnoi sredy na primere Priamursk-ogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univesiteta imeni Sholom-Aleikhema [Infrastructure design educational environment as in Amur State University named after Sholom Aleikhem]. Vestnik Cheliabinskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University], 2013, no 8, pp. 83-91. (In Russ.).
7. Skipor I.L. Integratsiia elektronnykh obrazovatel'nykh resursov vuza: razrabotka unifitsirovannoi struktury kontenta saita "Elektronnaia obrazovatelnaia sreda KemGUKI" [Integration of electronic educational resources of the university: development of unified structure of site "Electronic educational environment KemGUKI" content]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2013, no 20, pp. 122-130. (In Russ.).
8. Pilko I.S., Zhegulskaia I.V. Elektronnaia obrazovatel'naia sreda vuza kul'tury i iskusstv [E-learning environment of the higher institution of culture and arts]. Informatsionnye resursy Rossii [Information Resources of Russia], 2015, no 4 (146), pp. 38-41. (In Russ.).