Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ АЛИШЕРА НАВОИ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ'

ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ АЛИШЕРА НАВОИ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовность / духовное воспитание / человечность / порядочность / мораль / справедливость / истина. / spirituality / spiritual education / humanity / decency / morality / justice / truth.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тураева, С. Х.

Следует отметить, что шедевры духовности и культуры Алишера Навои признаны не только нашим народом, но и народами мира. Вопросы воспитания, морали, порядочности занимают главное место в творчестве Алишера Навои. По его мнению, важно воспитать молодое поколение человеколюбивыми, образованными людьми с лучшими качествами. В нем подчеркивается, что воспитание играет в этом ведущую роль и является вершиной воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF ALISHER NAVOI’S SPIRITUAL AND MORAL HERITAGE IN THE EDUCATION OF YOUTH

It should be noted that the masterpieces of spirituality and culture of Alisher Navoi are recognized not only by our people, but also by the peoples of the world. Issues of education, morality, and decency occupy the main place in the work of Alisher Navoi. In his opinion, it is important to raise the younger generation as humane, educated people with the best qualities. It emphasizes that education plays a leading role in this and is the pinnacle of education.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ АЛИШЕРА НАВОИ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ»

ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ АЛИШЕРА НАВОИ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

ТУРАЕВА С.Х.

старший преподаватель кафедры "Социальные науки" КИЭИ

АННОТАЦИЯ

Следует отметить, что шедевры духовности и культуры Алишера Навои признаны не только нашим народом, но и народами мира. Вопросы воспитания, морали, порядочности занимают главное место в творчестве Алишера Навои. По его мнению, важно воспитать молодое поколение человеколюбивыми, образованными людьми с лучшими качествами. В нем подчеркивается, что воспитание играет в этом ведущую роль и является вершиной воспитания.

Ключевые слова: духовность, духовное воспитание, человечность, порядочность, мораль, справедливость, истина.

ABSTRACT

It should be noted that the masterpieces of spirituality and culture of Alisher Navoi are recognized not only by our people, but also by the peoples of the world. Issues of education, morality, and decency occupy the main place in the work of Alisher Navoi. In his opinion, it is important to raise the younger generation as humane, educated people with the best qualities. It emphasizes that education plays a leading role in this and is the pinnacle of education.

Keywords: spirituality, spiritual education, humanity, decency, morality, justice, truth.

ВВЕДЕНИЕ

Духовные и национальные ценности, формировавшиеся на протяжении тысячелетий, дополняются духовными богатствами, созданными в нынешнюю эпоху, способствуя идеологической и духовной чистоте нашего народа.

Первый президент И.А.Каримов, уделявший особое внимание вопросу духовности, не зря говорил, что "судьбу прогресса решают духовно зрелые люди". Отсюда под руководством И.А.Каримова восстановление огромного и бесценного духовного и культурного наследия, созданного нашими предками на протяжении многих веков, поднялось на уровень государственной политики. И.А. Каримов в своей работе "Высокая духовность - непобедимая сила" указывает в ряду задач, на которых сосредоточено внимание: "еще одной

159

/

www.birunijournal .uz

актуальной задачей является вопрос подхода к подрастающему поколению с чрезвычайно высоким чувством ответственности за его духовное воспитание"

Следует отметить, что шедевры духовности и культуры Алишера Навои признаны не только нашим народом, но и народами мира. Вопросы воспитания, морали, порядочности занимают главное место в творчестве Алишера Навои. Пять его эпосов "Махбуб-уль-кулуб", которые он создал в последние годы своей жизни, прославляют ряд газелей, рубаи, такие качества, как человечность, порядочность, мораль, справедливость, истину на его континентах, презирают пороки, которые противоречат ему.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Алишер Навои говорит в предисловии к произведению о своей цели создания "Махбуб-уль-кулуб": "....с детства и до старости я проводил много времени и долгое время вдали от событий великого круга со всевозможными фантазиями, я побывал во всех сферах и я пошел разными путями, я служил хорошему-плохому, я присутствовал при разговоре большого с маленьким"[2].

"Махбуб-уль-кулуб" Алишера Навои описывает качества, присущие человечеству, и это произведение описывает как общечеловеческую мораль, так и профессиональную нравственность, которые являются чрезвычайно бесценными ресурсами для воспитания подрастающего поколения.

В разделе "Махбуб-уль-кулуб", который называется "О смирении и порядочности", что смирение и порядочность интерпретируются как однозначные гениальные понятия. Он указывает, что смирение является противоположностью высокомерия, что смирение это качество подчеркивает, что оно увеличивает любовь, уважение людей к человеку.

Порядочный человек - это благо всех людей и приятен для всех народов. Он красивее чиновников и более уважительно, чем богатые люди. Порядочный человек достоин восхищения среди своих сверстников, он не делает никаких пожертвований, от большого к малому, он радует всех, он делится чужим горем, не ожидая никаких подарков.

Тот, кто сеет семя порядочности, пожнет драгоценность. По мере увеличения числа вежливых и добродушных людей дружба людей и их любовь друг к другу будут все больше развиваться.

Говоря о мыслях Алишера Навои о воспитание совершенного человека, как отметил И.А.Каримов: «Мы провозгласили воспитание совершенного человека приоритетным направлением государственной политики».

[1].

160

www.birunijournal .uz

Под термином «совершенный человек» мы понимаем, прежде всего, образованных, просвещенных людей, которые обладают высоким сознанием, умеют мыслить самостоятельно, становятся своим поведением примером для других.

Однако умственный интеллект и духовный потенциал — это два крыла просветленного человека.

Представление об идеальном человеке было неотъемлемой частью духовности нашего народа с незапамятных времен. Духовное наследие и благородные идеи великого Алишера Навои служат неоценимым источником вдохновения, особенно в воспитании молодежи. Человек считается величайшим из всех существ во Вселенной. Перед его совершенством удивляется разум, потому что человек глубоко задумывается об истине. Чтобы встать на путь к совершенству, он постепенно ищет свою личность. Он знает мир. Чтобы встать на путь совершенства, он постепенно ищет свой собственный. Распознает вселенную. «Таким образом он выводит свою душу из плена печали и невежества в «Доме Вселенной»."Таким образом, он поднимает свой дух после жизни, полной скорби и огорчений в "Доме вселенной". Когда Хазрат Навои называл «Камаль эт касбким», он имел в виду множество качеств, необходимых для совершенства.

Человек никогда не сможет стать совершенным, если он не очистит себя от своих склонностей, таких как вкус, похоть, небрежность и невежество. Жить в «Мировом доме» — значит стать его гражданином.

Алишер Навои хотел, чтобы человек поднялся до положения ребенка мира. Эту же позицию он рассматривал как высший пик зрелости"[3].

В своем творчестве Навои считал идеальных людей «умные люди». В сознании бездумных людей нет глубины смысла. Мышление - это осознание реальности. Это - значит свободное мышление обо всем. Нравственное сознание развивается благодаря «умные люди». Навои говорит: «В тысячу раз лучше быть нищий на собрании «умных людей», чем быть королем для бездумных людей». По мнению Алишера Навои, «умные люди» - это духовно зрелые люди.

В эпосе Алишера Навои "Хайратул-Аброр" анализируется пути духовного совершенствования качества зрелого человека в его духовности, такие как доброта, великодушие, чистота, восхищение, доброжелательность, порядочность, смирение, верность, удовлетворенность, правдивость, нечестность, справедливость, терпимость и т.д. Гуманизм и мечты Навои были очень смелым и оригинальным мировоззрением человеческих ценностей на

161

www.birunijournal .uz

Востоке. Алишер Навои «Если вы говорите, что уйдете без печали, вы научитесь мастерству.Уйти из мира без зрелости — это то же самое, что выйти из ванной нечистым. По его мнению, важно воспитать молодое поколение человеколюбивыми, образованными людьми с лучшими качествами" [2].

В нем подчеркивается, что воспитание играет в этом ведущую роль и является вершиной воспитания.

Величайшее прославление в человеке - это совершение добрых и красивых поступков. Второе - это правдивость, третье - воображение. Эти три качества в сочетании делают его идеальным человеком. Он будет преклонен перед ним. Поэтому формирование духовных потребностей совершенной личности, поднятие на более высокий уровень, активное влияние на духовно-нравственный облик человека - важная задача семьи, школы и широкой общественности.

Хондамир, великий историк и учёный, современник Алишера Навои, в своём произведении «Макоримул Ахлак» об Алишере Навои: «...открыл двери справедливости и справедливости перед лицом человечества», - восхваляет Хазрат Навои.

И.А.Каримов в своих работах «Высокая духовность - непобедимая сила» утверждает, что «многое можно сказать о различных ситуациях, связанных с возникновением духовного мира человека. Не только глубоко понимать значение таких благородных качеств, как быть совершенным человеком, жить честно и справедливо, но и иметь такие качества и жить согласно им - главный критерий, определяющий духовное богатство человека.

Достижение духовного совершенства молодых людей, обогащение и осмысление их внутреннего духовного мира - важная задача современности.

ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES)

1. И. Каримов. Высокая духовность - непобедимая сила.Т., «Духовность»-2008, стр. 80.

2. А. Навои «Махбуб ул-кулуб».|| Навои, Сочинения, Пятнадцать томов, Том 13. Ташкент, Литературное издательство, 1966.

3. Ибрагим Хаккул. Суфизм и поэзия.Ташкент: 1991, стр. 136.

4. Ибн Сина. «Дискуссия с Бахманьяром аль-Азарбайджошем». Журнал «За здоровое поколение». 1996. Выпуски З-4.

5. Ибн Сино. Беседа с Абу Саидом Абул Хайром Механи. Журнал «За здоровое поколение». 1996 № 5-6.

6. Комилов Н. Суфизм.Ташкент."Писатель". 1996.

162

www.birunijournal .uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.