Google scholar www.carjis.org
ISSN:2181-2454 VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021
ВЕЛИКАЯ «ХАМСА» (ПЯТЕРИЦА) А.НАВОИ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОРЫВ ТЮРКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Х.Н. Исмаилова
Преподаватель кафедры русского языка и литературы Каракалпакского государственного университета имени Бердаха
В статье рассматривается вступление Алишера Навои на литературную арену, его попытки создания нового оригинального произведения на тюркском языке, которые могли бы равняться предшествующим образцам; приводятся интересные сведения о его тахаллусах.
Ключевые слова: «Пятерица», Абдурахман Джами, Низами Ганджави, Амир Хосров Дехлеви.
The article considers Alisher Navoi's entry into the literary arena, his attempts to create a new original work in the turkic language; provides interesting information about his tahallusas.
Keywords: "Hamsa", Abdurahman Jami, Nizami Ganjavi, Amir Hosrov Dehlevi.
ВВЕДЕНИЕ
Мечтою всей жизни Алишера Навои было создание «Пятерицы». Хотя Навои освободился от официальной службы при дворе в 1476 году, еще целых шесть лет не мог приняться за его создание.
АННОТАЦИЯ
THE GREAT "KHAMSA" (QUINTET) BY A. NAVOI AS AN ARTISTIC BREAKTHROUGH IN TURKIC LITERATURE
ABSTRACT
«Если назвать этого великого человека святым, то он-самый святой среди святых, если назвать мыслителем-он лучший среди мыслителей, если назвать поэтом-он султан среди поэтов1»
И.А.Каримов. Высокая духовность непобедимая сила.2008.
Google scholar www.carjis.org
ISSN:2181-2454 VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ
Алишер Навои перед тем, как приступить к созданию «Пятерицы» собственной, познакомился с теми «Пятерицами», которые существовали в его время. Но после этого его охватил страх, так как каждая из «Пятериц», написанных до него являлись прекрасным миром. Поэтому создать новую «Пятерицу» для него было опасным. Об этом он пишет следующее: Мне быть везде владыкою мечталось, Владеть страной великою мечталось. И дума зрела в сердце:мало, мало!-К двум «Пятерицам» сердце прилежало.
Навои считал, что создание «Пятерицы» для него было одной из великих задач, возложенных историей, и в конце концов отваживается эту задачу выполнить. Об этом он пишет следующее:
Но бог тебе послал большую милость: С тех пор, как слово тюрок в мир явилось, И строй стихов дарован был народу, Таких, как ты, народ не видел сроду. И что же отступил с того пути ты, И к «Пятерице» путь не смог найти ты? Смири в душе сомненья и тревоги, Верши свой труд, ступай по той дороге!
В 1483 году Навои решил приступить к созданию «Пятерицы». Для совета он отправляется к своему духовному наставнику Джами, который призывает его безбоязненно приступить к делу. Своему ученику и другу Алишеру великий поэт предрекает победу:
Мне был указан путь благой десницей, Чтоб пятерню проверить «Пятерицей»... Но даже взором не объять сокровищ: Не зря ведь в «Пятерице» пять сокровищ! Сверкают в ней пять перлов драгоценных, В ней-солнце, что согреет пять вселенных! И не любой, кто силы к ней приложит, Сил не лишаясь, осилить ее сможет.4
2 Алишер Навои. Сичинения в 15-ти томах. Ташкент. 1963-1968, -322б с.
3 Там же.
4 Алишер Навои. Сичинения в 15-ти томах. Ташкент. 1963-1968, -322б с.
Google scholar www.carjis.org
ISSN:2181-2454 VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021
Первую «Пятерицу» создал Ильяс Низами из Гянджи. Амир Хосров из Дели повторил творческий подвиг Низами и на основе свободной переработки сюжетов, вошедших в первую «Пятерицу», написал «Пятерицу» новую. Основой обеих «Пятериц» были сюжеты, передаваемые в народе из уст в уста. Поэтому создание крупных произведений путем свободного истолкования входящих в «Пятерицы» сюжетов в эпоху Навои стало своего рода традицией.
Работа над «Пятерицей» поначалу пошла с неожиданной легкостью. И Навои был очень доволен. Свое удовольствие он выразил в следующих стихах(из дастана «Стена Искандера»):
Даровала судьба мне и рвенье и пыл-«Пятерицу» слагать я перо навострил. Приступил я к тому, что задумал давно, И желанному было свершиться дано, Вел перо по бумаге узорами строк И с диковин немало завес я совлек.5
Созданием «Пятерицы», Навои преследовал две цели. Первая это создание его на «тюркском» (староузбекском ) языке. Об этом он пишет в поэме «Смятение праведных» следующее:
Когда ж прочел я этих песен много, Вступила в сердце думою тревога: О, если б мне свою стезю найти На верном и проложенном пути, И там, где по-персидски речь звучала, Мне бы тюркской речи положить начало!6
Но Навои не хотел переводить на «тюркский» язык созданные прежде него «Пятерицы». Он хотел создать новые оригинальные произведения, которые могли бы равняться предшествующим образцам. Такой была вторая его цель. Навои считал, что нельзя повторяться истинному поэту. Об этом он пишет в дастане «Фархад и Ширин»:
Создай стихи и дай им новый стройНа строй, любезным людям, их настрой! А старому повторный лоск придать-
п
Какая будет людям благодать?
5 Алишер Навои. Сичинения в 15-ти томах.Т.10 «Стена Искандера» Ташкент. 1963-1968, -315-316с.
6 Алишер Навои. Сичинения в 15-ти томах. Ташкент. Т.6 «Смятение праведных» 1963-1968, -12-13 с.
7 Алишер Навои. Сичинения в 15-ти томах. Ташкент. Т.7 «Фархад и Ширин» 1963-1968, -23 с.
Google scholar www.carjis.org
ISSN:2181-2454 VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021
Навои работал очень упорно и быстро. В 1483 году он завершил философско-нравоучительный дастан «Смятение праведных». Этим дастаном Навои произвел на читателей сильное впечатление и получил широкую популярность. Этот успех воодушевил поэта.
«Смятение праведных»-поэма философско-дидактического характера. Большое место в ней занимают вопросы политики. Поэт резко критикует несправедливых и жестоких властителей.
Идеал Навои-своеобразный вариант просвещенной монархии на восточный лад, глава которой окружает себя мудрыми, образованными и бескорыстными советниками. Навои коварству и корыстолюбию современных поэту сановников противопоставляет высокие нравственные идеалы великодушия, щедрости, доброты, верности в дружбе и любви, скромности и честности.
«Смятение праведных» это гимн «яркому небу знаний», противопоставленному «темноте ночи невежества». Навои, восхищаясь подвижниками науки, прославляет людей деятельных, энергичных, стремящихся к ясной общеполезной цели, а не ученых затворников.
Поэма «Смятение праведных» проникнута гуманной идеей справедливости, верой в торжество добра. Эти идеи созвучны с ренассансом идеями Запада.
В 1484 году поэт завершил дастан «Фархад и Ширин». Навои в том же году завершил два дастана - «Лейли и Меджнун» и «Семь планет».
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Навои с легкостью закончил четыре дастана, но перед созданием пятого-«Стена Искандера» ощутил некоторые трудности. Трудности эти заключались в том, что сведения, которые поэт добывал из исторических источников об Искандере, нередко оказывались противоречащими одно другому. Из этой ситуации Навои смог высвободиться с помощью своего учителя Абдурахмана Джами, который в то время также работал над дастаном об Искандере. Он преимущественное внимание обращал не на факты биографии реального Александра Македонского, а на мудрые слова, которые следовало передать посредством его образа. Такой метод пришелся и Алишеру Навои.
Навои завершил дастан «Стена Искандера» и всю «Пятерицу» в 1485 году. Завершив «Пятерицу», Навои хотел, чтобы он был оценен людьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Google scholar www.carjis.org
ISSN:2181-2454 VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021
Таким образом, завершение «Пятерицы» явилось внесением в сокровищницу мировой литературы значительного необходимого вклада. Благодаря «Пятерице» Навои навечно останется в одном ряду с величайшими классиками мировой литературы.
REFERENCES
1. И.А.Каримов. Высокая духовность-непобедимая сила. Ташкент. 2008.
2. Алишер Навои. Сичинения в 15-ти томах. Ташкент. 1963-1968.
3. Айбек. Алишер Навои. Москва: Художественная литература, 1989
4. Бертельс Е. Э., Навои. Опыт творческой биографии, М. - Л., 1948.
5. Ганиева С. Алишер Навойи. -Ташкент:Фан,1968.
6. Иззат Султан. Книга признаний Навои. Ташкент. Издательство Гафура Гуляма. 1985.
7. Абдуллаева, Ю., & Авлаев, О. (2021). Эшитишда муаммолари булган укувчиларни консилиум асосида лугат бойлигини ошириш. Academic research in educational sciences, 2(5), 922-932.
8. Авлаев, О. У., & Бутаева, У. А. (2021). Талаба психологик камолоти масаласи. Academic research in educational sciences, 2(5), 4-11.
9. Avlaev, O. U. (2020). The role of social intelligence in personal development. In Association with Novateur Publication India's A Multidisciplinary Peer Reviewed Journal, 692-698.
10. Djuraeva, S. N. (2018). Specifity and Features of Application Modern Innovative Technologies Training to Higher Education. Eastern European Scientific Journal, 4, 136-139.
11. Jorayeva, O. N., & Juraeva, S. N. (2020). Strategies for using alternative assessment methods in language and literature classes. International Journal of Innovations in Engineering,Research and Technology (IJIERT), 141-146.
12. Jo'rayeva, S. N., & Jumayev, S. Q. (2021). Psixologlarning etiket tamoyillari. O'zbekiston Respublikasi Milliy gvardiyasi Harbiy-texnik instituti axborotnomasi, 1(13), 95-101.
13. JO'RAYEVA, S., & SHAMSHETOVA, A. (2021). Kursantlarda kasbiy kompetentlik va kreativlikni shaklllantirish mexanizmlari. "XALQ TA LIMI" ilmiy-metodik jurnali, 6, 52-54.
14. JO'RAYEVA, S., TURSUNOV, B., & JUMAYEV, S. (2021). Zamonaviy ta'limni rivojlantirishda pedagog imijini shakllantirishning ahamiyati. "XALQ TA LIMI" ilmiy-metodik jurnali, 6, 14-16.
Google scholar www.carjis.org
ISSN:2181-2454 VOLUME 1 | ISSUE 2 | 2021
15. Zhu'raeva, S. N. (2020). Interpretation of image in modern scientific research. ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В XXI ВЕКЕ, 8(11), 257-267.
16. Авлаев, О. У. (2021). Талабалар камолотида ижтимоий интеллектнинг гендер фарклари. "PSIXOLOGIYA " ILMIY JURNAL, 34-41.
17. Авлаев, О. У. (2021). Талаба ёшлар камолотида масъулиятнинг урни. Eurasian Education, Science and Innovation Journal, 5, 67-72.
18. Авлаев, О. У. (2021). Хдрбий таълими тизимида касбий харакат куникмаларини ургатиш технологияси. PSIXOLOGIK XIZMAT FAOLIYATINI TAKOMILLASHTIRISHNING DOLZARB MASALALARI respublika ilmiy-amaliy konferensiyasi materiallar to'plami, 87-90.
19. Жураева, С. Н., Турсунов, Б. С., & Кдландарова, г. (2021). Оилада турли манипуляция холатларининг намоён булиши. Педагогика Ва Психологияда Инновациялар, 4(4), 62-66.
20. Рашидов, А. А., & Жураева, С. Н. (2021). Чет тилида нуткни тинглаб тушунишдаги кийинчиликлар. Harbiy yetakchining shakllanishida xorijiy tillarni bilishning roli" mavzusida respublika ilmiy-amaliy konferensiyasi, 10-12.
21. Хамидуллаева, Г. А. (2021). Императив как средство воздействия в рекламных текстах. Academic research in educational sciences, 2(8), 518-525.
22. Исламов, И. С. (2021). Влияние тренировки на иммунитет пловца. Academic research in educational sciences, 2(6), 1451-1461.
23. Islamov, I. S., & Ikramov, B. F. (2021). Starting actions of rowers on kayak and canoe. Academic research in educational sciences, 2(6), 1442-1450.
24. Ikramov, F. T., & Azimov, Z. N. (2021). Features of use rowing pool. Academic research in educational sciences, 2(6), 1154-1159.