ны и т.д. Нарушение баланса этих прав в чью-либо ние (переход) в менее совершенные виды - «асим-
сторону автоматически означает изменение субстан- метричные» или односторонние (манипулятивные)
ции «аутентичной» ПР-деятельности, ее перерожде- виды публичных коммуникаций.
Литература
1. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб., 1999.
2. Философский энциклопедический словарь. М., 2002.
3. Момджян К.Х. Введение в социальную философию: Учеб. пос. М., 1997.
4. Ситников А.П., Гундарин М.В. Победа без победителей: Очерки теории прагматических коммуникаций. М., 2003.
ТВ. Галкина
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ АЛЕКСАНДРА ВОЛКОВА: ПРИНЦИПЫ НАУЧНОЙ БИОГРАФИКИ
Томский государственный педагогический университет
Секрет творчества - в сохранении юности. Секрет гениальности - в сохранении детства, детской интуиции на всю жизнь.
Наиболее типичны для гениальности Моцарт, Фарадей, Пушкин - они дети по складу, со всеми достоинствами и недостатками этого склада.
П.А. Флоренский
Творческая натура всегда вызывает удивление и восхищение. Приводящая в восторг музыка и действующая орбитальная станция, чудесные изваяния статуй и расшифрованный код ДНК, очаровательные строки, живущие в сердце, и захватывающий ветер компьютерного пространства, волнующие душу полотна художников и прекрасная физическая формула - всеми этими и многими другими плодами творческого вдохновения одарил человек жизнь.
Природа творчества не поддается строгим формулам и логическим обобщениям: она остается величайшей загадкой. «Осенило!» - пожимают плечами творцы.
В детстве творчество повсюду: оно вездесуще -это творчество освоения жизни. Оно дано ребенку природой: пробуй, узнавай, твори! Познание мира и самопознание ребенка тесно связаны, органично переплетены между собой и способствуют его активизации. Первые сознательные детские годы характеризуются наличием самоактуализирующихся и творческих начал. Как развить эти способности, доставляющие людям особую творческую удовлетворенность? Как сохранить живость восприятия и умение удивляться миру на всю жизнь? Как установить закономерности развития творческой личности?
В связи с этими вопросами изучение жизни и творчества, а вернее, творчества в жизни, или жизненного творчества, отдельных творческих личностей имеет непреходящее значение. Современная психология рассматривает личность как интегральную целост-
ность биогенных, социогенных и психогенных элементов. В основе структуры личности лежит взаимосвязь различных компонентов: способностей, темперамента, характера, воли, эмоций и мотивации. Социальное «измерение» личности формируется и развивается в зависимости от ее принадлежности к определенному классу, нации, этнической группе, профессиональной категории, семье, от образования, членства в общественных или политических организациях и т.д. Б.Ф. Ломов отмечал: «Личностные свойства как проявления социального качества индивида можно понять лишь при изучении его жизни в обществе» [1, с. 62]. Включаясь в систему общественных отношений и овладевая таким образом общественным опытом, личность проходит процесс социализации. По мнению В.Н. Мясищева, исследование личности в ее развитии представляет историческое изучение личности в динамике ее содержательных отношений [2, с. 100]. Одновременно с приобщением личности к различным сферам жизни общества происходит и дальнейшее развитие самой личности в индивидуальном плане. Индивидуализация, являясь фундаментальным феноменом общественного развития человека, способствует формированию его собственного, уникального образа жизни и собственного внутреннего мира.
Действительный путь исследования личности А.Н. Леонтьев видел в изучении тех трансформаций субъекта, которые создаются самодвижением совокупности его многообразных деятельностей в систе-
ме общественных отношений [3, с. 43]. При этом в исследовании личности нельзя ограничиваться выяснением предпосышок, а необходимо исходить из развития конкретных видов и форм деятельности и их связей, оказывающих радикальное влияние на изменение значения самих предпосышок. В процессе развития различных видов деятельности как основания личности происходит сложный и длительный процесс центрирования их вокруг приоритетных, подчиняющих себе другие. Таким образом выфабатыгеа-ется направленность личности, установки которой переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств личности. Характерологические свойства личности обусловливают развитие способностей и их реализацию в соответствии с целеустремленностью, настойчивостью, упорством человека в достижении цели. Без опоры на характерологические свойства способности человека - это лишь абстрактные и малореальные возможности. По убеждению С.Л. Рубинштейна: «Реальная способность - это способность в действии, неуклонном и целеустремленном; она поэтому не только способность, но и доблесть» [4, с. 28]. Так в реальной жизни личности совокупность индивидуальных биологических, психических и социальных факторов образует неразрывное единство творческой личности.
Объектом данного исследования стала уникальная личность - русский детский писатель Александр Мелентьевич Волков (1891-1977). А поводом к изучению биографии именно этого писателя послужил удивительный парадокс: огромнейшая популярность сказочныгс повестей «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей», «Огненный бог марранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка», тираж которых в 1990-е гг. достиг 50 млн экз. (!), и почти полное отсутствие имени А.М. Волкова во всех учебных пособиях и хрестоматиях по советской детской литературе начиная с 1960 г. до сегодняшнего дня [5]. Встает закономерный вопрос: чем это вызвано? Почему любимейший детский писатель оказался за бортом большого корабля «Советская детская литература»?
Впрочем, такая позиция по отношению к автору детских сказок имеет, по-видимому, «глубокие корни» и «давние традиции». По этому поводу А.М. Волков писал: «В 1961 году исполнилось около 25 лет моей литературной деятельности в Москве, а в так называемой “большой прессе” едва ли насчитывается 25 статей, заметок, рецензий на мои книги. Конечно, я не знаю отзывов областных газет (до меня случайно дошли 2-3), но меня с полным правом можно назвать писателем-невидимкой!» [6, с. 222]. Удивительно, что и почти 40 лет спустя в биографическом словаре «Писатели нашего детства. 100 имен» в статье о А.М. Волкове дата рождения дана с вопросительным знаком, да и статью вряд ли можно назвать
биографической [7, с. 98]. Безусловно, прав был А. Шманкевич, отметивший, что юные читатели более внимательно отнеслись к творчеству ученого-пи-сателя А.М. Волкова, чем критики [8, с. 63]. Таким образом, необходимость усиленного внимания к жизненному и творческому пути писателя и педагога А.М. Волкова представляется вполне очевидной и своевременной.
Основываясь на понимании интегрального процесса развития личности, мы считаем своей целью введение в научный оборот полноценной биографии русского детского писателя Александра Мелентьеви-ча Волкова. Для достижения этой цели необходимо раскрыть особенности формирования творческого потенциала его личности и произвести анализ творческого наследия детского писателя. Теоретико-методологической основой данного исследования является принцип историзма, требующий сопоставительного анализа деятельности изучаемой личности в конкретных исторических условиях на фоне общих закономерностей определенного исторического периода. Наряду с принципом историзма важное значение имеет применение принципа объективности, требующего для вынесения заключительных выводов приоритета фактов и документальных свидетельств, а также проверки различных источников. В соответствии с методологическими принципами в данной работе необходимо использование методов научно-биографического описания, экспертной и атрибутивной оценки творчества писателя.
Поиски экспертных оценок творчества и описаний жизненного пути писателя позволили выявить небольшой круг следующих материалов. Первые отклики на произведения А.М. Волкова появились в 1940 г. Это были рецензии Ю. Нагибина на книгу «Волшебник Изумрудного города» [9], А. Ивича и А. Марьяма на книгу «Чудесный шар» [10]. В годы Великой Отечественной войны в центральных газетах были напечатаны отзывы В. Булгакова и К. Чуковского о книге А.М. Волкова «Бойцы-невидимки» [11]. В 1946 г. в журнале «Пионер» вышла рецензия
Н. Андреева на книгу А.М. Волкова «Самолеты на войне» [12, с. 40].
В 1950-х гг. в центральных и местных газетах и журналах появились четыре рецензии на книги А.М. Волкова «Зодчие» и «Земля и небо» [13].
В 1960-е гг. интерес к творчеству А.М. Волкова заметно усилился. Наряду с откликами на произведения писателя в центральных газетах и журналах [14] впервые появились публикации к 70-летию со дня рождения писателя, носящие биографический характер. К ним относятся статья «А.М. Волков» в рубрике «Наши юбиляры» «Московского литератора» [15], статьи И. Рахтанова, А. Иванова и М. Фару-тина, В. Глоцера, В. Гордиенко, С. Гранина, А. Ляха [16]. Эти материалы имеют очерковый характер, предполагавший использование метода биографи-
ческого описания, а не документального подтверж-деннного исследования. Авторы статей приводят немногочисленные данные биографического характера, делая основной упор на анализ произведений А.М. Волкова. В 1962 г. в Краткой литературной энциклопедии были помещены некоторые сведения о его жизни и творчестве [17, с. 1019]. В этой небольшой заметке была указана неправильная дата рождения и перечислено несколько произведений писателя без точного определения их жанровой принадлежности.
Первый довольно большой материал о творчестве А.М. Волкова появился в 1962 г. и принадлежал И.А. Рахтанову [18]. В 1966 г. И.А. Рахтанов посвящает А.М. Волкову один из очерков («Волшебник-ученый») своей книги [19, с. 43-71]. Автор обстоятельно проанализировал многие произведения А.М. Волкова, сделав интересные наблюдения и выводы. И.А. Рахтанов впервые ввел в научный оборот историю выгсода в свет сказки А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города», основанную на дневниковые записях автора о переписке с С.Я. Маршаком. В личной библиотеке А.М. Волкова сохранилось третье, дополненное издание книги И.А. Рахтанова «Рассказы по памяти» (1971) с автографом автора «Александру Мелентьевичу Волкову - родоначальнику этой книги от автора с любовью». Оказывается, что эта книга начала складываться с предисловия к роману А.М. Волкова «Два брата».
В 1968 г. со статьей «О моем учителе» выступил на страницах газеты Томского государственного педагогического института «Советский учитель» профессор Н.Ф. Тюменцев [20]. В этом же номере было предоставлено слово самому А.М. Волкову, который обратился с напутствием к студентам - будущим педагогам. Он писал: «Своими достижениями, как в учебе, так и в литературе, я обязан упорному систе-магическому труду. Посышая вам, мои дорогие юные коллеги, юноши и девушки, свой горячий привет, даю наказ: “Трудитесь и трудитесь! И жизнь ваша будет полной и яркой”» [21].
В 1970-е гг. в опубликованных газетных статьях развивались мотивы историко-биографического повествования (Ю. Дружников, Б. Бегак) [22], среди которых работы усть-каменогорских авторов - земляков А.М. Волкова - С. Черныгс и А. Розанова (правда, последний родился в Москве, но долгое время жил в Усть-Каменогорске) [23]. Отличительной чертой очерков С. Черных и А. Розанова является то, что в них часто встречаются выдержки из бесед авторов с А.М. Волковым, поддерживающим многолетние дружеские связи с земляками. Такие вставки от прямого лица - А.М. Волкова - повышали ценность биографических материалов, придавая им яркую эмоциональную окраску.
Впервые имя А.М. Волкова появилось во второй части публикации под названием «Переводная детс-
кая книга советской эпохи. 1917-1941» солидного литературоведческого издания Е.П. Брандиса «От Эзопа до Джанни Родари» в 1980 г. В нем А.М. Волков характеризуется как создатель серии оригинальных сказочных повестей, осуществивший «вольное изложение» книги американского писателя Лимана Фрэнка Баума «Мудрец из страны Оз» [24, с. 215-216]. Однако в статье о книгах Ж. Верна, где говорится о новых романах, впервые вышедших в СССР, имя переводчика А.М. Волкова Е.П. Брандисом не упомянуто.
В 1980-е гг. все чаще встречаются вступительные статьи в новых изданиях произведений А.М. Волкова: И. Токмаковой, Б. Бегака [25]. В 1981 г. был опубликован один из самых пространных очерков о жизни и творчестве А.М. Волкова «Добрый волшебник», написанный С.Е. Черных [26, с. 202-233]. Их связывала многолетняя дружба, в том числе 10-летняя переписка, и незабываемые встречи. Однако в очерке большее внимание уделяется «алтайскому» периоду жизни А.М. Волкова, а о других - томском, ярославском - лишь упомянуто в силу необходимости.
В 1981 г. была опубликована книга Н. Мацуева о русских советских писателях, где упоминался и А.М. Волков [27, с. 52].
Одно из значительных исследований о творчестве Л.Ф. Баума и А.М. Волкова принадлежит М. Петровскому. В своем труде «Книги нашего детства», он посвящает отдельную главу этим авторам [28]. Скрупулезное знание сказок Л.Ф. Баума и А.М. Волкова, философский подход к их пониманию, великолепный литературный язык помогли ему раскрыть перед читателем подлинный смысл и мудрость этой сказки о волшебной стране в американском и русском вариантах. Причем биографические сведения об авторах служат М. Петровскому источником для понимания индивидуальности развития личности и формирования мировоззрения писателей.
Б. Бегак раскрывает свой глубокий взгляд на сказку и сказочников в своей книге, посвятив А.М. Волкову очерк «Жил-был мальчик...» [29]. В том же году об истории одной сказки А.М. Волкова рассказал художник Л.В. Владимирский [30]. Таким образом, немногочисленные биографические материалы носят преимущественно фоновый характер для характеристики творчества писателя.
В 1991 г - год столетия со дня рождения А.М. Волкова - был опубликован цикл очерков А. Розанова «Звезды зажигались над Ульбой» [31]. В них автор довольно подробно описывает детские годы Александра Волкова, а также события 1917 г. в г. Усть-Каменогорске, в которых принимал активное участие А.М. Волков. Изложение событий носит автобиографический характер, опираясь только на воспоминания самого А.М. Волкова без привлечения документальных свидетельств, хотя в аннотации к очеркам сказано, что это главы из документальной повести. К тому же А.С. Розанов в статье «Как математик стал
сказочником» приводит несколько неточных биографические сведений, тем самым резко снижая информационный статус своей статьи [32].
В 1992 г. нами найдена одна публикация А. Труш-кина «Кто построил Изумрудный город?» [33], в 1995 г. имя А.М. Волкова бышо указано в «Энциклопедии фантастики: Кто есть кто» [34, с. 145], в 1999 г. вышла статья Т. Карпович «Волшебник из нашего города» [35], а в 2000-2001 гг. - газетные статьи Р. Акавы и А. Етоева, показывающие связь современных детей со сказками Л.Ф. Баума и А.М. Волкова [36]. Сведения о родословной А.М. Волкова и его родственниках сообщила в печати О. Тарлыкова [37].
Новый виток неподдельного интереса к личности А.М. Волкова в начале 2000-х гг. быш обусловлен новыми исследованиями томских историков в области истории специального профессионального педагогического образования в г. Томске, в том числе истории создания и функционирования Томского учительского института (ТУИ). Среди выдающихся выпускников этого института 1910 г. был Александр Мелентье-вич Волков. В 2000 г. были опубликованы страницы из книги воспоминаний А.М. Волкова «Невозвратное» и воспоминания профессора Н.Ф. Тюменцева, ученика А.М. Волкова, которые называются «“Сказочник двадцатого века” - выпускник Томского учительского института» [38]. Эти материалы положили начало глубокому и целенаправленному изучению жизненного пути А.М. Волкова. Особое внимание было уделено томскому периоду в жизни А.М. Волкова - учебе в ТУИ в 1907-1910 гг. Одним из результатов этой большой работы стала монография М.П. Войтеховс-кой и С.А. Кочуриной «Томский учительский институт: возвращенная история. 1902-1920 годы», опубликованная в 2002 г. В ней авторы на основе изучения архивных источников по истории специального профессионального педагогического образования в Томске сумели воссоздать историю первого за Уралом Томского учительского института. В книге приводятся выявленные списки преподавательского состава и выпускников института. Особую ценность представляют найденные характеристики выпускников, которые были даны директором Томского учительского института И.А. Успенским. Среди них имеется и характеристика выпускника 1910 г. Александра Ме-лентьевича Волкова. Эти архивные материалы не только подтверждают факт учебы А.М. Волкова в ТУИ, но и являются уникальной экспертной оценкой его способностей и прилежания во время учебы в институте.
Вслед за этим изданием в Томске в средствах массовой информации появились биографические статьи Т. Галкиной (где впервые был опубликован текст А.М. Волкова «Чем я обязан Томску?»), Т. Весниной, Л. Евдокимовой, связанные с жизнью и учебой А.М. Волкова в Томске [39].
Одновременно были опубликованы в томской прессе небольшие статьи об открытии в Томской го-
сударственном педагогическом университете в 2000 г. первой экспозиции музея А.М. Волкова, основу которой составила мемориальная эксклюзивная коллекция, переданная в дар университету внучкой писателя К.В. Волковой [40].
Таким образом, за 50 лет плодотворной творческой деятельности детский писатель А.М. Волков удостоился 37 отзывов о своей работе, что, безусловно, не соответствовало уровню его профессиональной компетенции и квалификации. При ничтожном количестве полученных откликов оставляет желать лучшего и «качество» этих откликов-рецензий. За исключением единичных статей (Б. Бегака, М. Петровского, А. Рахтанова, А. Розанова, С. Черных), большинство журнально-газетны1х очерков носят сугубо компилятивный характер, не привнося ничего нового в изучение жизненного пути и творческого наследия писателя. Несмотря на огромную популярность его сказочных повестей, научно-популярных изданий, исторических произведений в 1950-1970-х гг., он являлся своеобразной «фигурой умолчания» в советском литературном цехе. Причины сложившейся ситуации нам и предстоит выяснить.
Подобное положение сохранилось и после кончины А.М. Волкова в 1977 г. С конца 1970-х гг. по настоящее время жизни и творчеству А.М. Волкова было посвящено лишь 17 публикаций преимущественно биографического характера.
В современном мире особую «область знаний» представляет Интернет. Доступные сайты всемирной мировой системы предоставляют пользователям многочисленные варианты информации о А.М. Волкове и его книгах. Однако настораживает некоторая небрежность в составлении текстов сайтов, содержащих многочисленные ошибочные сведения из биографии писателя. Одной из причин сложившейся ситуации, по-видимому, является отсутствие опубликованной документальной биографии А.М. Волкова.
Кто же он такой Александр Волков - неизвестный создатель знаменитых сказок?
Источниковой базой для написания полноценной биографии А.М. Волкова послужили следующие материалы: 1) автобиографические: очерки А.М. Волкова «Начало пути» (1971) [41], «Повесть о жизни» (1975) [42], «Невозвратное» (2000); дневниковые записи; 2) документальные материалы из архива автора; 3) материалы из государственных архивов Томской, Восточно-Казахстанской, Семипалатинской областей, архива Московского института цветных металлов и золота им. М.И. Калинина; 4) эпистолярная литература (личная переписка); 5) упомянутые выше литературные источники; 6) изобразительные источники - фотографии, рисунки. Необходимо отметить, что каждый тип вышеназванные источников имеет свою специфику, выражающуюся в наличии определенных положительных и отрицательных позиций. Среди положительных можно назвать достоверность
главных жизненных событий, отраженных в воспоминаниях, интересные характеристики участников событий, эмоционально выраженные переживания автора как свидетеля исторических событий. Ценность архивных материалов, содержащих документальные свидетельства, обусловлена наличием фактологического компонента, имеющего строгую хронологическую и географическую привязку и оказывающего помощь в восстановлении событийного жизненного цикла. Фотографические материалы способны оказать содействие не только в восстановлении внешнего облика человека в определенный период его жизни, но и хронологически документировать исторический процесс.
Однако нельзя упускать из внимания и некоторые отрицательные моменты, каковыми являются субъек-
тивизм автобиографических материалов и эпистолярной литературы; недостаточная полнота документальных свидетельств, зависящих от срока хранения и степени сохранности данного фонда; отсутствие некоторых необходимых документов для восстановления роли автора или подтверждения событийного факта.
Учитывая сказанное, можно сделать следующий вывод: для достижения определенной степени истинности исследования необходимо использование всего комплекса этих разнообразных источников и литературы, взаимодополняющего и взаимопроверяющего друг друга. Только таким образом в соответствии с принципами историзма и объективизма возможно восстановление документальной и правдивой истории жизни и творчества детского писателя А.М. Волкова.
Литература
1. Ломов Б.Ф. Общественные отношения как общее основание свойств личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2002.
2. Мясищев В.Н. Личность и отношения человека // Там же.
3. Леонтьев А.Н. Индивид и личность // Там же.
4. Рубинштейн С.Л. О личностном подходе // Там же.
5. Алексеева О.В., Брандис Е.П., Гроденский Г.П. и др. Детская литература: Пос. для пед. ин-тов и пед. училищ. 3-е изд., испр. и доп. М., 1960; Советская детская литература / Под ред. В.Д. Разовой. М., 1978; Хрестоматия по детской литературе / Сост. К.Л. Табенкина, М.К. Боголюбская. Под ред. Е.Е. Зубаревой. 10-е изд., испр. М., 1988.
6. Цит. по: Петровский М. Книги нашего детства. М., 1986.
7. Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь: В 3 ч. Ч. 1. М., 1999.
8. Шманкевич А. Без старости // Детская лит. 1966. № 6.
9. Нагибин Ю. Рец. на кн.: Волков А.М. Волшебник Изумрудного города // Детская лит. 1940. № 6.
10. Ивич А. «Чудесный шар» // Лит. обозр. 1940. № 13; Марьям А. Рец. на кн.: Волков А.М. Чудесный шар // Детская лит. 1940. № 5.
11. Булгаков В. Увлекательные рассказы о военной технике //Учительская газ. 1943. 27 янв.; Чуковский К. О пользе творчества // Лит. и иск-во. 1943. 6 марта.
12. Андреев Н. «Самолеты на войне» // Пионер. 1946. № 8-9.
13. Берегов Н. Рец. на кн.: Волков А.М. Зодчие // Псковская правда. 1955. 18 окт.; Михайловичева З.И. Рец. на кн.: Волков А.М. Зодчие // Преподавание истории в школе. 1956. № 2; Рец. на кн.: Волков А.М. Земля и небо // Московский комсомолец. 1957. 5 сент.; Шмакова Г. Ответы на загадки Вселенной // Звезда. 1959. 6 мая (г. Пермь).
14. Кречетова Е. Разговор в учительской // Лит. и жизнь. 1960. 7 дек.; Шишмарев Е., Бердышев М. Ждем новых хороших книг // Там же; Ушаков И. // В мире книг. 1963. № 9. С. 33; Подлящук П. Нами зажжено! // Новый мир. 1963. № 6. С. 269; Сиво-конь С. Долгожданное продолжение // Семья и школа. 1963. № 12. С. 29; Энтин Б. В шествии веков // В мире книг. 1967. № 3; Кожевникова Т. Для кого пишут сказки? // Детская лит. 1967. № 7; Наркевич А. Обедненная картина (детская литература в энциклопедиях) // Детская лит. 1967. № 12; Розанов А. Наш земляк - о Царьграде // Рудный Алтай. 1969. 14 июня.
15. А.М. Волков // Московский литератор. 1961. 19 июня.
16. Рахтанов И. А.М. Волков и его книги (вступительная статья) // Волков А.М. Два брата. М., 1961; Иванов А., Фарутин М. Изумрудное слово // Лит. и жизнь. 1961. 25 июня; Глоцер В. Рассказанное и нерассказанное // Пионер. 1961. № 8; Гордиенко В. В гостяху писателя //Трудовая правда. 1968. 22 июня (г. Колывань Новосибирской обл.); Гранин С. Урок дает сказка // Звезда. 1968. № 218 (г. Пермь); Лях А.И. Земляк наш Александр Мелентьевич (к 70-летию писателя) // Рудный Алтай. 1966. 14 июня.
17. Краткая литературная энциклопедия. Т. 1. М., 1962.
18. Рахтанов И. Писатель и ученый // Детский лит. сб. М., 1962.
19. Рахтанов И.А. Рассказы по памяти. М., 1966.
20. Тюменцев Н. О моем учителе // Советский учитель. 1968. 15 февр.
21. Волков А. Дорогие далекие друзья! // Там же.
22. Дружников Ю. Волшебник, наш сосед // Московский комсомолец. 1972. 13 февр.; Бегак Б. Дорога к волшебству (к 85-летию А.М. Волкова) //Учительская газ. 1976. 12 июня.
23. Черных С. Новая книга А.М. Волкова // Рудный Алтай. 1976. 12 июня; Он же. По генеральному плану // Рудный Алтай. 1977. 27 мая; Он же. Волшебник русского слова // Рудный Алтай. 1970. 2 апр.; Розанов А. Учитель из нашего города // Рудный Алтай. 1971. 15 мая.
24. Брандис Е.П. От Эзопа до Джанни Родари. Зарубежная литература в детском и юношеском чтении. М., 1980.
25. Токмакова И. Об авторе и его книгах // Волков А. Два брата. М., 1981; Бегак Б. Об авторе этой книги // Волков А. Зодчие. М., 1986.
М. С. Кухта. Специфика репрезентации смысла в иконических символах: постнеклассическая.
26. Черных С.Е. С берегов Иртыша. Алма-Ата, 1981.
27. Мацуев Н. Русские советские писатели. 1917-1967. М., 1981.
28. Петровский М. Правда и иллюзии страны ОЗ // Петровский М. Книги нашего детства. М., 1986.
29. Бегак Б. Жил-был мальчик... // Бегак Б. Правда сказки. М., 1989.
30. Владимирский Л.В. История одной сказки // Костер. 1989. № 7.
31. Розанов А. Звезды зажигались над Ульбой // Рудный Алтай. 1991. 17, 18, 25, 27, 28 сент.
32. Розанов А. Как математик стал волшебником // Пионерская правда. 1991. 20 июня.
33. Трушкин А. Кто построил Изумрудный город? // Комсомольская правда. 1992. 15 февр.
34. Энциклопедия фантастики: Кто есть кто / Под ред. Вл. Гакова. Минск, 1995.
35. Карпович Т. Волшебник из нашего города // Простор. 1999. № 4 (г. Алма-Ата).
36. Акава Р. Волшебник из Долгой деревни // Рудный Алтай. 2000. 16 дек.; Етоев А. Строитель Изумрудного города // 7 дней. 2001. 28 сент. (г. Усть-Каменогорск).
37. Тарлыкова О. В музей пришло письмо // Рудный Алтай. 2001. 7 авг.
38. Волков А. Невозвратное (страницы из книги воспоминаний) // Вестник ТГПУ. 2000. Вып. 4 (20); Тюменцев Н.Ф. «Сказочник двадцатого века» - выпускник Томского учительского института // Там же.
39. Галкина Т. Волшебник Изумрудного города // Сибирские Афины. 2002. № 3 (26); Веснина Т. Тот самый Волков // Томский
вестник. 2003. 11 янв.; Она же. Тот самый Волков-2 //Там же. 18 янв.; Евдокимова Л. Александр Волков: «Волшебник Изум-
рудного города» учился в Томске // Персона. 2003. № 6 (г. Томск).
40. Дом для мудрого Гудвина //Томский вестник. 2002. 6 нояб.; Перминова Е. Музей Волкова - новые экспонаты //Томский учитель. 2003. 5 февр.
41. Волков А.М. Начало пути // Бумбараш: Сб. московских писателей. М., 1971.
42. Волков А.М. Повесть о жизни // Вслух про себя: Сб. ст. и очерков советских детских писателей. Кн. 2. М., 1975.
М. С. Кухта
СПЕЦИФИКА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СМЫСЛА В ИКОНИЧЕСКИХ СИМВОЛАХ: ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕОРИИ Ч.С. ПИРСА
Томский государственный педагогический университет
Актуальность исследования класса визуальных знаков (в классификации Пирса - «icon») связана с тем, что в современном обществе можно наблюдать усиление глобальных визуальных коммуникаций, обращенных непосредственно к человеку, при отсутствии адекватных методов моделирования процессов визуального восприятия. Новое визуальное мышление становится сложным комплексным связующим новой действительности, и с этим связана необходимость обновления категории восприятия. Можно констатировать отсутствие адекватные методов анализа процессов в невербальных системах.
Значимость работ Чарльза Сандерса Пирса (C.S. Peirce) признана прежде всего философией и общей теорией знаков, поскольку семиотика Пирса стремится к гносеологической всеобщности и метафизической универсальности. В современной ситуации, в период формирования постнеклассической науки и ее рациональности, возникла необходимость по-новому осмыслить наследие Пирса. Современные исследования гуманитарных и естественных наук (неизвестные Пирсу и потому не включенные в круг его теоретических разработок) позволили предложить пути развития классификации знаков, выявить траектории познавательных стратегий в семиотических категориях.
Хронологическая дистанция не является препятствием для включения теории знаковых систем Пирса в постнеклассические исследования, связанные с методологией моделирования восприятия визуальные знаков культуры. Достаточно указать на тот факт, что для Пирса предметом исследования семиотики являются не знаки, но процессы семиозиса. Семи-озис рассматривается как триадическое «действие (action) знака», процесс, в ходе которого знак оказывает когнитивное действие на своего интерпретатора. Таким образом, для Пирса семиотика не просто наука о знаках, но «учение о сущностной природе и основные разновидностях возможного семиозиса». Семиотика Пирса основана на пансемиотическом взгляде на универсум. Знаки, согласно пансемиотическому взгляду, - это не класс феноменов, существующих наряду с другими объектами, но, как отмечал
Ч.С. Пирс, «весь универсум пронизан знаками, если не состоит исключительно из знаков» [1, S. 65]. Человек включается в процесс семиозиса: «Он конно-тирует все то, что знает об этом объекте, чувствует (от взаимодействия с ним) и то, что является воплощением формы объекта и способом его понимания» [1, S. 65]. Таким образом, знаки не даны сами по себе, не образуют определенных классов объектов, но возникают в процессе семиозиса как продукты деятель-