Научная статья на тему 'Библионочь в детской библиотеке: особенности организации и проведения'

Библионочь в детской библиотеке: особенности организации и проведения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
709
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОНОЧЬ / БИБЛИОСУМЕРКИ / МАССОВАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕК / ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ЧТЕНИЮ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Санкина Л. В.

В статье анализируется опыт участия Алтайской краевой детской библиотеки им. Н. К. Крупской во Всероссийской акции «Библионочь». Характеризуется организация крупных мероприятий по привлече-нию к чтению детей и подростков и использование инновационных форм библиотечной работы с учетом возрастных категорий пользователей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Библионочь в детской библиотеке: особенности организации и проведения»

УДК 027.625(571.150)

Л. В. Санкина

Алтайская краевая детская библиотека им. Н. К. Крупской,

Барнаул, Россия

БИБЛИОНОЧЬ В ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

В статье анализируется опыт участия Алтайской краевой детской библиотеки им. Н. К. Крупской во Всероссийской акции «Библионочь». Характеризуется организация крупных мероприятий по привлечению к чтению детей и подростков и использование инновационных форм библиотечной работы с учетом возрастных категорий пользователей.

Ключевые слова: библионочь, библиосумерки, массовая работа библиотек, привлечение к чтению, досуговая деятельность детских библиотек.

L. V. Sankina

Altai Regional Children's Library named after N. K. Krupskaya,

Barnaul, Russia

BIBLIONIGHT IN THE CHILDREN'S LIBRARY: SPECIFICITY OF ORGANIZATION AND CONDUCT

The article analyzes the experience of participation of the Altai Regional Children's Library. N. K. Krupskaya in the All-Russian action «Biblionight». The article describes the organization of major events to attract children and adolescents to reading and the use of innovative forms of library work, taking into account the age categories of users.

Keywords: Biblionight, Bibliotwilight, library mass work, the attraction to reading, leisure activity of children libraries.

Акция «Библионочь», ориентированная на продвижение чтения, книг, текстов и всего, что связано с литературой, - уникальный пример того, как сообщество объединившихся профессионалов может поменять представление целого поколения о своей работе. Инициаторы акции задумали вдохнуть в библиотеки новую жизнь, показать как в пространстве, наполненном книгами, можно интересно проводить время, работать и встречаться, читать и учиться.

К акции подключилось множество детских библиотек по всей стране, проводящих свои программы в рамках специального проекта «Библиосумерки», представляющего собой комплекс интерактивных мероприятий, выстроенных с учётом возрастных особенностей юных читателей [1].

Когда в 2012 г. в числе первых в крае Алтайская краевая детская библиотека им. Н. К. Крупской (АКДБ) зарегистрировалась и заявила культурную программу на официальном электронном ресурсе «Библионочи», было много сомнений и разногласий. Но результат превзошел все ожидания. Детей и подростков пригласили «Вперёд, в прошлое!» - окунуться в атмосферу ушедшего XX века, показать им те вещи, которые были обычными для их родителей. Гостей ждала увлекательная экскурсия по пионерскому детству с поеданием петушков на палочках и просмотром советских диафильмов. Силами сотрудников был создан мини-музей обыкновенных вещей из детства родителей наших читателей.

Самые маленькие посетители увидели кукольный спектакль и ответили на вопросы викторины, которые задавали сказочные персонажи. Ребята постарше смогли узнать всё о старинной фотографии и познакомиться с видами дореволюционной России на цветных фотографиях Сергея Михайловича Про-кудина-Горского, которым более сотни лет. Благодаря музею «Мир Времени» дети увидели переносной фотоаппарат времён Великой Отечественной войны и волшебные стереоскопические очки, изготовленные в 1902 г. Увлекательный мастер-класс провел известный фотограф города.

Правильно отвечая на вопросы викторин и конкурсов, участники зарабатывали «библики» - «биб-лионочную» валюту АКДБ. Потратить «библики» можно было в «БУМе» - библиотечном универсальном магазине со сладостями, канцтоварами и книгами, работавшем в холле библиотеки во время мероприятия [2].

В рамках всероссийской акции «Библиосумерки-2013» АКДБ отправила своих читателей в «Большое литературное путешествие по сказкам народов мира». В секторе восточных сказок можно было узнать об искусстве китайской каллиграфии, прикоснуться к тайне иероглифов и попробовать настоящий китайский чай. В секторе европейских сказок прошла встреча с сияющими витражами и мастером, умеющим оживлять кусочки стекла. Для юных барышень приготовили особенную встречу-дефиле, на которой можно было овладеть языком веера и увидеть самые изысканные наряды европейских дам

XVIII и XIX веков. На мастер-классе по танцу разучивали немецкую польку. Для всех желающих проходили экспресс-курсы иностранных языков: польского, немецкого, английского. В секторе русских сказок для самых маленьких приготовили смешные, яркие, весёлые русские сказки и настоящий кукольный спектакль. Участвуя в сказочных викторинах, заработанные «библики» юные модницы тратили на этот раз не только в «Библиомагазине», но и у мастеров по художественному плетению косичек.

В 2014 г. формат Библиосумерек был удачно использован для реализации гранта Губернатора Алтайского края в сфере культуры по проекту «Детская книга - формат международного сотрудничества». Уникальность проекта заключалась в предоставленной возможности расширить границы культурного сотрудничества между Россией и Казахстаном. Дети Алтайского края увидели музейные экспонаты Детского литературно-художественного музея А. М. Волкова, узнали об исторической связи писателя с Алтаем, познакомились ближе с его литературным творчеством. Имя Александра Мелентьевича Волкова (1891-1977) выбрано не случайно. После окончания Томского учительского института с правом преподавания в городских и высших начальных училищах по распределению он был направлен на работу в качестве учителя на Алтай. С 1910 г. в течение трех лет в Колыванской школе Курьинского района Алтайского края работал учителем и преподавал почти все науки: физику, математику, естествознание, русский язык, литературу, историю, географию, рисование, латынь. Сам юный и любознательный, он на всю жизнь проникся тайнами и загадками нашего удивительного края, и неслучайно немалая часть приключений героев произведений А. М. Волкова, полюбившихся нескольким поколениям читателей, происходит в Кругосветных горах и пещерах Страны Подземных Рудокопов.

В ходе проекта организована литературно-художественная выставка по творчеству А. М. Волкова, которую предоставил общественный фонд «Изумрудный город» из г. Усть-Каменогорска. Открытие выставки прошло в рамках «Библиосумерек-2014». В этот вечер библиотека стала настоящим Изумрудным городом с волшебными кварталами и превращениями по мотивам знаменитой повести «Волшебник Изумрудного города», которой в 2014 г. исполнилось 75 лет. В холле библиотеки, получив зелёные очки и браслеты, по дороге из желтого кирпича посетители проходили к трону волшебника Изумрудного города «Великому и ужасному Гудвину», у которого можно было получить дары (смелость, горячее сердце, ум).

В «Квартале мастеров» прошёл мастер-класс «Железный дровосек», музыкальный концерт-викторина «Песни из любимых книг», дегустация волшебного травяного чая. В «Квартале чудес» для малышей прошли кукольные спектакли по мотивам русских сказок и викторины. «Квартал чтения» украшала ретро-выставка книг «Любимые книги далекого детства, или Что читали в нашей семье», по которой проходила викторина. Железный дровосек, Страшила и Элли проводили громкие чтения книги «Волшебник Изумрудного города». В «Квартале Изумрудный» состоялась презентация экспозиции общественного фонда «Изумрудный город», выставка детских рисунков «Изумрудный город», викторина по книгам и творчеству А. Волкова.

Библиосумерки-2015 под общим девизом «Открой дневник - поймай время» было решено проводить в рамках юбилейного года АКДБ - «Чуть меньше века длится сказка». Главной книгой праздника стала сказочная повесть Эно Рауда «Муфта, Полботинка и Моховая борода», которая связана с историей библиотеки. Во время открытия праздника в сквере у библиотеки популярные литературные герои устроили флешмоб «Читать - это стильно! Читать - это модно! Читайте повсюду - читайте свободно». В холле библиотеки разместилась выставка рисунков читателей к 95-летию со дня основания АКДБ «Моя любимая библиотека». Медиаинформационный зал превратился в «Дневник мастеров», где проходила викторина «Весёлые накситралли», мастер-класс «Кошачий остров» по сказочной повести Эно Рауда и дегустация волшебного мороженого - любимого лакомства гномов. В «Дневнике сказок» прошли кукольные спектакли и литературные викторины. В «Дневниках чтения» работала выставка книг «Открой дневник - поймай время», проходили опрос на видеокамеру «Поздравь библиотеку с юбилеем» и громкие чтения журнала «Мурзилка», хранящегося в фондах библиотеки с 1936 г. В «Дневнике истории библиотеки» посетители знакомились с историей старейшей детской библиотеки края на экспозиции «История АКДБ в лицах, куклах и датах...». Для самых маленьких состоялась презентация электронной книги-сказки «Жила-была Библиотека.».

В 2016 г., учитывая тематику года, была организована «БиблиоКИНОчь». Открыл ее праздничный уличный флешмоб, где гости смогли стать не только зрителями, но и активными участниками самых настоящих кинопроб по мотивам фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».

Библиотека на вечер превратилась в детскую киностудию с творческими павильонами. В холле всех гостей праздника встречала яркая выставка детских рисунков «Любимые герои российских детских мультфильмов». В «Павильоне спецэффектов» для умелых ручек прошли мастер-классы по созданию мультфильмов и изготовлению подвижных игрушек из бумаги, в «Павильоне актерского мастерства» -кастинг «Дети, хотите сниматься в кино?». Здесь же все желающие смогли сделать селфи в образе героев детских фильмов и книг.

«Павильон киноманов» познакомил читателей с выставкой «Кино и книга: герои книг на экране», на которой были представлены книги, ставшие сюжетной основой для многих детских фильмов. Юные эрудиты смогли ответить на вопросы викторины «Знатоки кино» и разгадать кроссворд «Снималось кино на Алтае...». Выставка «Детское кино: фильмы, ставшие легендами», посвященная 85-летию киностудии «Мосфильм» и 80-летию студии «Союзмультфильм», встречала читателей в «Павильоне сказочников». Для самых маленьких посетителей и их родителей здесь прошли кукольные спектакли по мотивам русских сказок и викторины «Угадай героя мультфильма». Затем состоялась презентация мультфильма «История знаменитого мышонка» по сказке барнаульской писательницы Ирины Цхай.

В «БиблиоКИНОчь» гости впервые смогли посетить подвальное помещение библиотеки, ставшее «Павильоном тайн и открытий», где детей старше 12 лет ожидало загадочное и увлекательное посещение подземного лабиринта «Алтай в кино».

В 2017 г. шестая Библионочь, «Книжные дали, где ещё не бывали», была посвящена Году экологии в России и 80-летию Алтайского края. По традиции праздничное открытие состоялось в сквере у библиотеки: яркий детский флешмоб, выставка книг о лошадях и даже самые настоящие лошади из конного театра Алтайского краевого центра иппотерапии.

Зооуголок «Детки в клетке», представленный Городской станцией юных натуралистов, не оставил равнодушным ни одного входящего в холл библиотеки - все ребята с восторгом общались с встречающими их ежиком, улитками, черепахой, хомячком, морской свинкой. Все желающие читали книжки кролику. Самые маленькие гости Библионочи угадывали следы животных и названия цветов, участвовали в веселых фольклорных хороводах, интерактивной музыкальной сказке «Гадкий утёнок» и мастер-классе «Лесные поделки». Многие малыши пришли со своими мягкими игрушками, о которых с большой любовью рассказывали в интервью «Мой ночной друг».

Площадка «Игровая лужайка» с виртуальным турниром «Время знать свой край», настольными играми, чтением с творческими заданиями «КЛАССная классика. Читаем Льва Квина» пользовалась популярностью у ребят постарше и даже их родителей. Активностью удивили папы, с азартом отгадывавшие кроссворды и прыгавшие в классики. Подростки с удовольствием окунулись в интерактивную карту-игру «Природа на карте России» и викторину «Экологический круиз», а на мастер-класс «Экозакладка» заглядывали не только девочки, но и мальчики. Интригу несла в себе экскурсия по экстрим-тропе «Там, на неведомых дорожках». Держась за веревку, прошедшие предварительный отбор ребята небольшими группами спускались в подземелье, где их встречали с заданиями сказочные герои. В заключение вечера посетителей ждала встреча с Живой книгой - членом Союза писателей России, главным редактором литературного фонда «Август. Испытание временем» Валерием Тихоновым.

Каждый раз увлекательные путешествия по просторам библиотеки, ежегодно отражающие как различную официально заявленную тематику, так и местные нюансы, оставляют множество ярких и приятных эмоций и у детей, и у родителей, и у коллектива организаторов, и у всех, кто оказывает библиотеке техническую, организационную и спонсорскую поддержку.

Детские восторги и обещания прийти еще укрепляют в сотрудниках библиотеки уверенность в правильности подхода к организации и проведению подобного мероприятия. Популярность акции не угасает, количество посетителей с каждым годом не уменьшается - приходят как постоянные читатели, так и те, кто впервые переступил порог библиотеки и увидел ее потенциал.

Опыт проведения такого масштабного мероприятия показывает, что очень важно всё правильно спланировать: умело воспользоваться социальным партнерством, привлечь неравнодушных спонсоров, грамотно провести рекламную кампанию, учесть интересы детей всех возрастных категорий и их родителей. Разнообразие интерактивных площадок, ориентированных и на совсем малышей, и на младших школьников, и на подростков, привлекает их внимание на протяжении всего вечера. Немаловажно создание праздничной атмосферы благодаря правильно подобранной атрибутике; незаменимыми помощниками в день проведения мероприятия каждый раз становятся студенты-волонтеры.

Использование одинаковых форм, к примеру, кукольных спектаклей, оправдано, во-первых, ожиданиями посетителей и уже стало доброй традицией, во-вторых, лучшим восприятием детским сознанием информации через кукол. С самой первой Библионочи оказалась удачной идея Библиомагазина, ставшего неотъемлемой частью всех последующих. Основной его принцип в том, что ребенок выбирает себе подарок сам, проявляя активность в викторинах и конкурсах, используя свои знания и начитанность.

В то же время необходимо постоянно искать новые подходы, удивлять и увлекать детей - самую восприимчивую возрастную категорию посетителей, что успешно удается реализовывать коллективу Алтайской краевой детской библиотеки им. Н. К. Крупской.

Список литературы

1. История создания акции в поддержку чтения «Библионочь» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://biblionight. info/about/history/index. php.

2. Захарова, И. В. Чуть меньше века длится сказка / И. В. Захарова // Библиотечная палитра / Упр. культуры и искусства Липецк. области, ОБУК «Липецкая областная детская библиотека». - Липецк, 2016. - Янв. -март (№ 1). - С. 11-14, 68 : фото.

УДК 025.5::004.946(036)

Г. И. Сбитнева

Кемеровский государственный институт культуры,

Кемерово, Россия

ПУТЕВОДИТЕЛЬ КАК СРЕДСТВО ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ЭЛЕКТРОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСАХ

В статье рассмотрен путеводитель как жанр библиографического пособия. Показана взаимосвязь традиционных и современных путеводителей. Рассмотрена структура путеводителя, подготовленного по интернет-ресурсам учебного предмета «Информатика».

Ключевые слова: путеводитель, библиографические пособия, электронные информационные ресурсы, предмет «Информатика».

G. I. Sbitneva Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia

THE GUIDE AS A MEANS OF ORIENTATION IN ELECTRONIC INFORMATION RESOURCES

The article deals with the guide as a genre of bibliographie manuals. The interrelation between traditional and contemporary guides is shown. The structure of the guide prepared with the help of Internet resources of the academic subject "Computer Science" is examined in the article.

Keywords: guide, bibliographic manuals, electronic information resources, academic subject «Computer Science».

Первоначальное определение термина «путеводитель» связано с ориентированием на местности. В словаре С. И. Ожегова путеводитель определяется как справочник о каком-нибудь историческом месте, музее, туристском маршруте [1]. Путеводитель - справочное издание, содержащее сведения о стране, регионе, городе, туристском маршруте [2]. Путеводитель - книга, содержащая описание, какой-либо области или страны и служащая руководством для путешественников. Сходные определения представлены и в других универсальных справочных изданиях [3].

В информационно-библиотечной сфере путеводитель рассматривается в двух аспектах: как источник сведений о библиотеке (или библиотеках) и как источник сведений о каких-либо информационных ресурсах. Путеводитель по библиотеке - это справочник для читателей, содержащий подробные сведения о библиотеке, её истории, фондах, структуре, порядке обслуживания читателей. Путеводитель по информационным ресурсам - это жанр библиографического пособия, задачей которого является ориентирование пользователя в основных источниках информации. Он соединяет в себе сведения о первичных документах и источниках справочной, библиографической и полнотекстовой информацией. Часто путеводители содержат методические рекомендации и советы, помогает пользователю ориентироваться в массивах информации [4].

Путеводитель как жанр библиографического пособия начинает формироваться в середине прошлого столетия. Даже в настоящее время историческую и методическую и информационную ценность имеют путеводители, составленные видными библиографами: Л. В. Зильберминц, И. К. Кирпичёвой, А. М. Лукомской [5-7] и др. В этих путеводителях представлялись сведения о первичных документах (периодических изданиях, основных справочниках и даже монографиях) и библиографические источники поиска. Включалась информация об отечественных и зарубежных библиографических ресурсах. Особую значимость имели обзоры библиографической обеспеченности отдельных отраслей, представленные часто в историческом ракурсе. Для сопоставимости сведений широко использовался иллюстративный материал. Путеводитель можно было использовать и как источник поиска, и как средство формирования информационной культуры, и как учебник по отраслевому библиографическому курсу. Составление полноценного путеводителя трудоёмкий процесс, требует не только знаний в пределах информационно-библиотечной отрасли, но и владения специальными знаниями по теме путеводителя, знания иностранных языков. По этим причинам путеводители не получили широкого распространения, оставаясь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.