УДК 12:2-18 Вавилова Виктория Юрьевна
аспирант кафедры философии Кубанского государственного университета
ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО
Vavilova Victoria Yuryevna
PhD student, Philosophy Department, Kuban State University
CONCERNING THE RELEVANCE OF THE PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY OF F.M. DOSTOEVSKY
Резюме:
Современное общество усложняется и диверсифицируется на фоне масштабных социокоммуника-тивных и социокультурных изменений. При этом Россия в последнее время во многом принимает западные социальные и культурные ценности. В этой связи необходимо обращение к содержанию русской культуры, в которой огромное значение имеет христианское понимание человека, выраженное в творчестве Ф.М. Достоевского. Его философская антропология необходима в современном обществе, поскольку в нем сильны тенденции дегуманизации, прагматизма, утилитаризма и утраты идеи Бога. Основа и ключ к пониманию антропологии Достоевского лежат в идеях восточной патристики: это всепрощающее принятие человека не только по принципу того, кто он есть сейчас, но и по принципу того, кем он может стать и чье он творение в изначальном смысле. Жизненный путь личности в творчестве Достоевского рассматривается как испытание, выбор между добром и злом. Проблема смысла жизни носит многоуровневый характер, ко-торый на индивидуальном уровне заключается в поиске этого смысла, а в рамках религиозного мировоззрения оказывается сопряженным с категориями свободы, греха, праведности и совести. Свобода в произведениях Достоевского определяется как возможность человека производить выбор между добром и злом. При этом утверждается наличие в каждом человеке как темной, так и светлой стороны, что оставляет надежду для его обращения на путь истинный. Начало пути к Богу, по Достоевскому, есть осознание подлинных ценностей.
Автором выделены две основные ошибки, допуска-емые при истолковании философии Достоевского за рубежом: это культурологическая и смысловая абстракции. Первая заключается в рассмотрении антропологии писателя через ценностные ориентиры другой культуры, вне связи с православием; вторая - в прочтении философии писателя представителями частных наук (психолога, криминалиста, социолога), которые таким образом могут достичь цели в рамках конкретной научной области, но не познать философию Достоевского.
Ключевые слова:
антропология, философия Достоевского, христианские ценности, общество, проблема человека, смысл жизни, свобода выбора, добро и зло.
Summary:
The modern society is getting complicated and diversified on the background of large-scale socio-communi-cative and sociocultural changes. At the same time, recently Russia has been accepting Western social and cultural values. In this regard, it is necessary to appeal to the Russian culture, in which the tremendous significance has Christian understanding of a human being, expressed in the works of F.M. Dostoevsky. His philosophical anthropology is needed in the modern society, as it has strong tendencies of dehumanization, pragmatism, utilitarianism and the loss of the idea of God. The basis and the key to understanding of Dostoev-sky's anthropology lie in the eastern patristic ideas: it is forgiving acceptance of a person not only because of who he/she is now, but also considering whom he/she can become, and whose creation he/she is initially. The life path in Dostoevsky's works is seen as a test, a choice between good and evil. The problem of the meaning of life is of a multi-level nature, which at the individual level is to find that meaning, and as a part of the religious worldview is associated with categories of freedom, sin, righteousness and conscience. Dostoevsky believes that freedom is the ability of an individual to make the choice between good and evil, at the same time he claims there is a dark and a light sides in each person, which means there is a hope for conversion for everybody. According to Dostoevsky, the path to God starts with the realization of genuine values.
The author distinguishes two basic mistakes in the interpretation of Dostoevsky's philosophy by foreign scholars: cultural and semantic abstractions. The cultural abstraction is to consider the anthropology of the writer through the value system of other cultures, out of association with the Orthodoxy. The semantic abstraction means interpretation of Dostoevsky's philosophy in the context of special sciences (psychology, criminology, sociology), which can help to reach the goal within a particular scientific field, but not to know the philosophy of Dostoevsky.
Keywords:
anthropology, Dostoevsky's philosophy, Christian values, society, problem of human being, reason for being, freedom of choice, good and evil.
Рубежи XX и XXI столетия весьма схожи в срезе актуализации морально-нравственной проблематики, потери духовных ориентиров и явной деактуализации человечности. Прогресс, проблемы материального благосостояния и внешнего самоудовлетворения отодвигают на второй план «вопрос о человеке» - казалось бы, самый важный и актуальный. В связи с этим воз-
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
вращение к философскому наследию Ф.М. Достоевского продиктовано самой исторической необходимостью, а его слова, иллюстрирующие культурные реалии его эпохи и с той же ясностью отражающие современность, могут быть названы пророческими.
В произведениях Достоевского перед читателями предстает невероятный экзистенциальный потенциал. Автор заставляет своих героев любить, мучиться, страдать, но в итоге ведет если не к спасению, то, по крайней мере, к предельной честности и человечности. Реализация этого потенциала в антропологии Достоевского носит общечеловеческий христианский характер; сам он так формулирует предназначение человека: «...высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего я, - это как бы уничтожить это я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастие» [1, с. 172]. По мнению Достоевского, само предназначение и свойство человека лежит в понимании, отзывчивости, в бескорыстном отношении к другим людям, в любви к миру, которая дает возможность относиться к другим людям так, как к людям относится Господь.
Идеи восточной патристики, ставшие смысловым основанием православия, представляют собой не только основу, но одновременно и ключ к пониманию антропологии Достоевского. В учении отцов церкви дается интенция к всепрощающему принятию человека не только по принципу того, кто он есть сейчас, но и по принципу того, кем он может стать и чье он творение в изначальном смысле.
Понимание жизненного пути человека как испытания, как ежеминутного выбора между добром и злом наполняет творчество Достоевского идеей стремления к Богу. Именно поэтому экзистенциальные сентенции Достоевского лишь в единстве проблемного поля могут быть названы основанием европейского экзистенциализма. В предельных основаниях последний уже был преодолен через духовные искания таких героев, как Иван Карамазов и Родион Раскольников. Вместе с тем именно слова этих героев для Ф. Ницше, Ж.П. Сартра и А. Камю стали олицетворением подлинного творчества Достоевского. Это объясняется и тем фактом, что они хотели видеть Достоевского близким себе, а следовательно, - атеистом, и тем, что сам стиль написания Достоевского дает читателю возможность аксиологического выбора. Этот выбор связан с глубоко личным пониманием каждым человеком фундаментальных ценностей своего бытия.
В творчестве Достоевского проблема смысла жизни человека является одной из первостепенных: рассмотрение жизни человеческой в качестве пути и, в частности, отражение внутреннего переживания этого пути актуализируют ценностную направленность человека. И с учетом того, что одной из особенностей творчества Достоевского является непрерывная рефлексия его персонажей, через которую производится определение основных идей, определяющих их мировоззрение, можно судить о многоуровневом характере проблемы смысла жизни в творчестве Достоевского. Она приобретает несколько различных приложений: с одной стороны, на индивидуальном уровне предстает как проблема поиска смысла (или бессмысленности существования с точки зрения персонажей, последовательно реализовавших деструктивный путь развития). С другой, нельзя забывать о религиозном характере философии Достоевского: смысл человеческого существования развертывается в рамках таких центральных категорий христианского мировоззрения, как свобода, грех и праведность, совесть - все они находят отражение на уровне духовных поисков его персонажей, их личного жизненного пути.
Свобода выбора, будучи неотъемлемым атрибутом человека в рамках христианского мировоззрения, в антропологии Достоевского представляет собой одну из наиболее сложных категорий. Свобода для него - это возможность человека производить выбор между добром и злом - достаточно простое и распространенное понимание, однако за ним кроется проблема смысла бытия человека. В христианской литературе распространенным является мнение о том, что наличие зла в мире является оборотной стороной свободы воли человека. При этом, определяя свободу как возможность выбирать, следует признать, что противоположностью свободы является отсутствие выбора. Христианская позиция Достоевского неразрывно связывает личностный характер бытия человека и его духовную свободу. С учетом признания в каждом человеке доброго и злого начал нельзя говорить об абсолютной святости или, напротив, полном падении человека, его исключительно злой природе. В каждом Достоевский усматривает ту частичку божественного и светлого начала, которая способна обратить его на путь истинный, и потому, как бы низко не пал человек, нельзя судить его окончательно по одним лишь его недостойным деяниям. В этом - провозглашение ценности каждого человека, каждой человеческой жизни, а правильное отношение к человеку - это обращение к его светлой стороне и одновременно понимание присутствия в нем темной. Такой подход признает наличие в человеке свободы и возможности в любой момент своего существования обратиться на верный путь. При этом развитие человека как личности означает реализацию свободы в ее положительном значении - добровольный выбор праведного пути. Негативная свобода, свобода как право на грех, вседозволенность в результате приводят человека к утрате свободы: он становится рабом своих привычек,
страстей; он уже не выбирает, а просто движется, влекомый страстной стороной своей натуры. Одна из высших форм такой несвободы - попадание человека под власть «идеи», которая захватывает его целиком и определяет его поступки.
Социалистическая и капиталистическая формы социального мировоззрения, взятые системно, знаменуют собой различные способы отрицания свободы и личностного начала: капиталистическое мировоззрение представляет собой социальный механицизм, в рамках которого определение человека и его ценности производится с позиции количественного определения его места в системе материальных отношений. Отрицание личностно-духовного аспекта сочетается с крайним индивидуализмом. Позиции социализма, отраженные в многочисленных попытках облагодетельствовать мир и, в частности, нашедшие отражение в легенде о Великом инквизиторе, предполагают полное подчинение личности человека «идее» и вместе с тем - отрицание личностного начала в других людях на уровне ее реализации. Это отчасти сродни представлениям о некой «высшей воле», довлеющей над человеком. Оба эти варианта, знаменуя тенденцию отрицания свободы, с точки зрения философии Достоевского являются основанием духовного упадка современного ему общества.
Следует понимать, что система антропологических категорий в философии Достоевского не приемлет абстрактного их раскрытия без органичной взаимосвязи с другими ценностями. Не существует просто свободы, красоты добра, истины и т. д. Существует аксиологическая взаимосвязь между ними, которая может быть выражена через саму жизнь. В произведениях же это показывается в многоуровневой инвариантной диалогической форме: через категорию свободы, через выбор между добром и злом, красотой и безобразием человек приходит к осмысленности жизненного пути. Так проясняются основные ценности, которые выводят человека в область настоящего бытия, пропитанного духом человечности в христианском смысле. Осознание подлинных ценностей есть начало пути к Богу. Этот путь длиною в жизнь человека. При этом до конца жизни нельзя сказать, что путь этот достигнут или недостижим. Отсюда невозможно сделать конечный вывод о человеке, пока его жизненный путь не завершен. Душа человека есть место сражения добра и зла, праведного и грешного - человек же наделен (а иногда и отягощен) правом выбора, совершаемого ежечасно.
Идея Бога (в восточно-христианском смысле ее понимания) определила ценностные ориентиры антропологии Достоевского. Сама же антропологическая система, имманентно включенная в художественные произведения, органично взаимосвязана с общими интенциями русской философии. Она берет начало от идей восточного богословия и славянофильства и находит отклик в трудах Н.А. Бердяева, В. Соловьева, Н.О. Лосского и других. Заслуга Достоевского состоит также в том, что он актуализировал идею православной антропологии в русской философии.
Что касается истолкования антропологии Достоевского за рубежом, то можно отметить две самые распространенные ошибки восприятия его философии. Первой является культурологическая абстракция (в частности свойственная прочтению Достоевского в зеркале экзистенциализма Ницше [2]): рассмотрение его произведений через ценностные ориентиры собственной культуры, не принимая и не понимая при этом как идей православного христианства, так и русской культуры в целом. Второй - абстракция смысловая: прочтение Достоевского представителями частных наук, как только лишь психолога, социолога, криминалиста. В результате можно говорить не о понимании Достоевского, а о достижении определенных результатов в интересующей области за счет обращения к опыту Достоевского. Проблема заключается в том, что попытки ответить на вопросы вышеуказанных наук для Достоевского - лишь средство художественного выражения своей антропологии, тогда как для обозначенного рода исследователей - прямая цель.
В связи с современными тенденциями принятия зарубежных ценностей остро возникает вопрос о том, чтобы принятие не сопровождалось несоизмеримыми потерями. Это становится очень актуальным в области культуры, нравственности, антропологии. Современный человек меняется, но эти изменения носят в своей основе позитивистские и прагматические тенденции. Именно поэтому обращение к творчеству Достоевского на настоящий момент необходимо как способ отыскания человека в человеке, как основание для сохранения высоких ценностей христианской культуры в современном обществе. Причем эта значимость актуальна не только в России, которая принимает в последние десятилетия западный тип мышления, но и за рубежом, там, где произошел значительный упадок высоких культурных ценностей в пользу материальной прагматики.
Ссылки:
1. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Л., 1980. Т. 20. 432 с.
2. Шестов Л.И. Достоевский и Ницше (философия трагедии). М., 2007. 220 с.