3. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologiya razvitiya cheloveka: Razvitie sub'ektivnoj real'nosti v ontogeneze: uchebnoe posobie. Moskva, 2013.
4. Rabochaya koncepciya odarennosti. Pod red. Bogoyavlenskaya D.B. Shadrikov V.D., Babaeva Yu.D. i dr. 2-e izd., rassh. i pererab. Moskva, 2003.
5. Sirotyuk A.S. Diagnostika odarennosti: uchebnoe posobie. Moskva, 2014.
6. Diagnostika odarennosti detej i uchaschejsya molodezhi: teoriya i praktika: nauchno-metodicheskoe posobie. Avt.-sost. Korlyakova S.G., Hil'ko O.V., Pogrebnaya O.S., Torikova E.F., Prilepskih O.S., Franceva E.N., Kobzareva. Stavropol', 2017.
Статья поступила в редакцию 22.04.18
УДК 159.99
Nurgaleev V.S., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth
and Tourism (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Finogenova O.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and social pedagogic, Siberian Federal
University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected]
LIFE ASPIRATIONS OF GIFTED TEENAGERS. The paper discusses results of a study of self-determination by the method of E. Desi and R. Ryan for the gifted students of the Krasnoyarsk regional school for gifted children (Cosmonautic school). The article presents an overview of the processes of selfdetermination, the author's subjective model of self-determination, and the research of the personal components of selfdetermination, i.e. the life aspirations of gifted schoolchildren. The features of these life aspirations are the predominance of the internal (intrinsic motivation) aspirations, the development of personal competence (the accumulation of personal potential), and build intimate relationships with minimum values of prestige motivation of glory and power. Possible tactics of psychological and pedagogical support of self-determination of the gifted children with transition of orientation from aspiration to accumulation of personal potential to motivation to realize in productive socially approved action are defined.
Key words: giftedness, motivation self-determination, life aspirations.
В.С. Нургалеев, д-р психол. наук, проф., Российский государственный университет физической культуры, спорта,
молодёжи и туризма, г. Москва, E-mail: [email protected]
О.Н. Финогенова, канд. пед. наук, доц. каф. общей и социальной педагогики Сибирского федерального университета,
E-mail: [email protected]
ЖИЗНЕННЫЕ СТРЕМЛЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена результатам исследования самодетерминации, произведённого по методике Э. Деси и Р. Райана среди одарённых школьников, учащихся Красноярской краевой школы для одарённых детей (Школа космонавтики). В статье представлен обзор процессов самоопределения, авторская субъектная модель самоопределения, исследование личностных компонентов самоопределения - жизненных стремлений одарённых. Своеобразие жизненных стремлений одарённых заключается в преобладании внутренних (интринсивных) стремлений, направленности их на развитие личной компетентности (накопление личностного потенциала) и построение близких отношений при минимальных значениях престижной мотивации славы и власти. Определены возможные тактики психолого-педагогического сопровождения самоопределения одарённых с переходом ориентации от стремления к накоплению личностного потенциала к мотивированию одарённых к реализации в продуктивном социально одобряемом действии.
Ключевые слова: одарённость, мотивация, самоопределение, самодетерминация, жизненные стремления.
В профессиональные задачи авторов исследования входит психолого-педагогическое сопровождение самоопределения подростков и молодёжи. Для проектирования и реализации процесса сопровождения самоопределения проводилось исследование некоторых аспектов самоопределения, результаты которого описаны в статье.
Охарактеризуем некоторые модели содержания, механизмов и компонентов процесса и процессов самоопределения для уточнения предмета анализа в представленной статье. Как любой из высших психических процессов, самоопределение не может быть отделено от аналогичных процессов самодетерминации, самоактуализации, самореализации, построения жизненной перспективы. Каждый из перечисленных процессов может использоваться как обобщающее понятие, включающее остальные процессы, но могут быть выделены и специфические функции каждого из них. Например, понятие самодетерминации тяготеет к регулятивно-мотивационному аспекту, в понятии жизненной перспективы преобладает когнитивный, понятие самоактуализации относится к мотивационно-потребностной сфере личности. Самоопределение некоторыми авторами также понимается как преимущественно познавательный процесс отыскания своего места в мире и собственных пределов. Нами самоопределение рассматривается в деятельностном залоге как построение и реализация деятельности самоактуализации.
И.С. Беганцова и Завражнов [1] объединяют подходы к пониманию самоопределения в отечественной психологии в две группы по функциям: образования смыслов и принятие решений в кризисной ситуации.
Первый из подходов представлен в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, Ю.А. Репецкого, Д.И. Фельдштейна и др. Самоопределение в «смысловом» подходе понимается как «...личностное новообразование, связанное с активным формированием вну-
тренней позиции, построением жизненных планов, выбором профессии, определением смысла собственного существования» [1].
Представители второго подхода - Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, В.Б. Ольшанский, Ю.А. Репецкий, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др. - рассматривают самоопределение как «поиск себя» в условиях разрешения внутренних противоречий, конфликтов, жизненных проблем и трудностей, выхода из ситуации неопределённости.
По направленности самоопределение может быть личностным (определение в пространстве отношений, ответ на вопросы «кто я?», «какой Я?»), жизненным («... определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения» [2]), профессиональным, которое не заканчивается с выбором профессии, а является продолжением процессов самоактуализации в профессиональной деятельности. А.К. Маркова выделяет ещё самоопределение индивидуальное, социальное, семейное. Она уточняет, что все эти виды - структурные, взаимодополняющие и взаимопереходящие компоненты процесса самоопределения и развития личности. Комплексный и взаимодополняющий характер высших личностных процессов обсуждаются ведущими исследователями процессов самоопределения - В.Ф. Сафиным [3], Д.А. Леонтьевым [4] и другими.
М.Р. Гинзбургом [5] предложена модель самоопределения личности в жизненном поле (рис. 1). Самоопределение происходит в жизненном поле личности, расположенном на пересечении двух плоскостей: ценностно-смысловой и пространственно-временной. Времени жизни три: прошлое - опыт, будущее - проект, настоящее - действенность. Пространство самоопределения МР. Гинзбург представляет как декартову двуосную систему, где «вертикальная» составляющая осмысливает человеческое су-
Рис. 1. Структурные составляющие личностного самоопределения (М.Р. Гинзбург)
ПсихолоГкМсСНое настоящее
Фучкцич; саморазвитие (самопознание и самореализация)
I, Ценностно-смыслова? ядро Функция; самопознание
а) Плотность; плотное - разреженное
б) Экзистенциальная ориентация; экзистенциально экзистенциально сри(.'птиройянпие - не ариеитлрованное
II. Самореализация Функция: самореализация а) Пространство самореализации: широкое - ограниченное
Характер самореализации:
творческий - репродуктивный
-1 -
_
Психологическое; будущее Функция: обеспечение смысловой и временной перспективы
Г. Снцсдтвое будущее
Функция: обеспечение смысловой
перспективы
а) Валентность:
притягательное - отталкивающее
б) Определенность: определенное - неопределенное
II. Временное будущее
Функция : обеспечение временной
перстинтиры
а} Структурированность: структурированное - аморфное 6)Протяженность;
долговременное - кратковременное
ществование, обеспечивая его ценностно-смысловое единство; проявляетсяже и реализуетсяона в«горизонтальнойсостав-ляющей». Обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация - это и есть определение им себя в мире - самоопределение».
В этоймоделиР.М.Гинзбургом объединены упомянутые нами процессы самоопределения: саморазвитие, самопознание, самореализацие-какнроекцииилыонпеыты цнлоытныго процесса, развёрнутые по двум временным (настоящее и буду-щее)ифункциераленымелосрустямжнзнен еоге пдастранаава. Фунгриы пскномггиеескогенаруоящыгя- эте са мдаозпаниа а самореализация; психологического будущего - формирование перспбиткныжизаи.Са мс^г^е^н^^нпем^^н^о^с^н-^^^^-^ькик^с^^н^и-тивный компонент самоопределения,, а самореализацию - как деааeмянocруиlй.
Мы понимаем самоопределение в залоге целенаправлен-нмхуейсевиб личкнсеаккк проеатс и резольеатобъектдвамии индивидуальности в продуктивной деятельности в социальном контексте жизеи, кебпеицeнеарaлвнaцивеyбъыкаoм вмeяаeъе-н ocтииcелмaмьеoЙрpeукcвoирценнРcенo-cуыcзбРыx устане-вок на основании сознательных и бессознательных представлений о собственных ресурсах, возможностях, ограничениях. Последовательность осуществления процесса самореализации
представлена в субъектно-деятельностной модели самоопреде-ления,представленнойнарисунке2.
Субъектно-деятельностная модель описывает три компонента самоопределения: источник в ключевых аттитюдах личности; условия развития и реализации; формы реализации самоопределения в деятельности. Стрелка показывает вектор развития процесса от личностных аттитюдов через условия к ре-ализациив деятельности.
В исследовании, представленном в статье, изучается личностный компонент процесса самоопределения - мотивы, ценности, элементы Я-концепции школьников при помощи предложенного авторами концепции самодетерминации Э. Деси и Р Райана [6] конструкта «жизненные стремления». Самодетерминацию (в англязычных исследованиях это понятие используется как один из переводов понятия самоопределение) Э. Деси и Р. Райан определяют как реализацию и переживание выбора человеком способа поведения и существования в мире. Для нашего подхода к психолого-педагогическому сопровождению процесса самоопределения существенно то, что Э. Деси и Р Райан исследовали не только когнитивные и оценочные, но в первую очередь деятельностные механизмы реализации активности личности. Процесс этот включает все высшие функции и процессы - мотивацию, смысл жизни, регуляцию. В рамках теории самодетерми-
Компоненты процесса самоопределения
Вектор процесса самоопределения
+Образовательные траектории +Рынок труда
Образовательная среда условия процесса самоопределения
Компоненты и особенности процесса самоопределения
Личностные особенности
Рис.2.Субъектно-деятельностнаямодельсамоопределенияличности
нации разрабатывались, в частности: теория когнитивной оценки (1975 г), теория организмической интеграции (1985 г.), теория каузальных ориентаций (1985 г.), теория базовых психологических потребностей (1995 г.), теория содержания целей (2000 г.) (Goal Contents Theory).
Мы применяли для исследования модифицированную методику Э. Деси, Р Райана «Индекс стремлений» [7]. Стремления (жизненные стремления, life aspirations) - компонент направленности личности, связанный с удовлетворением основных психологических потребностей. Стремления не тождественны мотивации, являются деятельностным компонентом мотиваци-онного процесса. Авторы теории самодетерминации выделяют внутренние (интринсивные) и внешние (экстринсивные) жизненные стремления. Внутренние обеспечивают удовлетворение основных (базовых) психологических потребностей; а внешние жизненные стремления - средства достижения внешних целей, определённых влияниями социума - модой, ожиданиями близких и т. д.
В перечень внутренних стремлений в методике «Индекс стремлений» включены Личностный рост, Отношения, Действия на благо других людей и общества. Внешние стремления объединяют шкалы опросника Богатство, Слава, Привлекательная внешность.
Модификация опросника состояла в дополнении перечня стремлений целями: Семья, Работа, Независимость, Власть.
Исследование проводилось в апреле 2018 г. в Красноярской краевой общеобразовательной школе-интернате среднего общего образования по работе с одарёнными детьми «Школа космонавтики», в которой учатся интеллектуально и академически одарённые учащиеся 8-11 классов. Выборку исследования составили 131 обучающийся Школы космонавтики в возрасте 16-18 лет (10 и 11 классов), 57 девушек и 74 юноши. В состав контрольной группы вошли школьники разных общеобразовательных школ Карелии, 58 человек.
Цель исследования - определение смысловых и деятель-ностных особенностей процесса самоопределения одарённых школьников.
Реализация процесса самоопределения учащихся Школы космонавтики характеризуется определённой спецификой. Для самоопределения вообще важны критические жизненные события («узловой момент и поворотный этап жизненного пути личности» [8], задающие необходимость принятия решений и осуществления выбора. Для школьников общеобразовательной школы таким кризисом является событие окончания школы, необходимость выбора жизненного пути, стрессы самоорганизации при подготовке к ЕГЭ.
Отличие самоопределения учащихся Школы космонавтики - это особенности общих для них жизненных событий, в том числе - кризисов, понимаемых как механизм личностного и жизненного развития [9]. Кризис у них случается, как минимум, в ситуации решения о переходе в школу для одарённых детей. Перечень действий, которые обязан совершить учащийся Школы космонавтики, свидетельствует о наличии у них более сформированной субъектности в проектировании своего жизненного пути. Субъектные действия учащихся Школы космонавтики:
- достижение результатов в учебной или научной деятельности, благодаря которым информация об обучающемся включена в базу данных «Талант», и школьник приглашен к участию в программах «Школы космонавтики».
- принятие решения о смене образовательной траектории (поступлении в Школу космонавтики)
- принятие решение об отрыве от семьи (учащиеся ШК проживают в общежитии)
- подготовка и прохождение вступительных испытаний -тестов и экзаменов - на очном этапе отбора в Школу космонавтики.
В исследованиях Т.О. Гордеевой [10] выявлены особенности мотивации одарённых:
«1) высокий уровень внутренней мотивации выполняемой деятельности, представленной интеграцией познавательной мотивации, мотивации достижения и мотивации компетентности;
2) высокая выраженность стремления к самостоятельной постановке и достижению трудных целей;
3) оптимистичная вера в собственный потенциал;
4) концентрация и настойчивость в выбранной деятельности» [10, с. 2].
На основании этих личностно-мотивационных особенностей, установленных Т.О. Гордеевой, сформированы гипотезы о
специфике жизненных стремлений одарённых учащихся Школы космонавтики:
По содержанию стремлений в рейтинге ценностей одарённых первые места могут занимать Личностный рост, Работа (карьера) и Независимость (возможность самому определять характер и направленность действий).
По соотношению внешних и внутренних мотивов у одарённых должны преобладать внутренние мотивы.
Степень реализованности важных стремлений должна быть больше, чем у школьников в обычной образовательной ситуации, особенно по шкале личностного роста.
Также одарённым должна быть присуща большая уверенность в себе, выраженная в оценке достижимости значимых стремлений.
Таблица 1
Средние оценки значимости жизненных стремлений в средних баллах
Жизненные стремления Школа космонавтики Контрольная группа Норма
Богатство 4,40 5,05 5,3
Личностный рост 5,2 5,14 3
Слава 2,30 2,55 4,2
Отношения 5,30 5,55 6,4
Красота 3,10 3,67 4,7
Служение обществу 4,20 4,84 5,2
Здоровье 5,30 5,64 6,2
Семья 5,40 5,76
Работа 4,80 4,88
Независимость 5,2 5,16
Власть 3,0 2,93
Внешние ценности 3,26 3,76 4,73
Внутренние ценности 4,9 5, 16 4.86
В таблице 1 и на рисунке 3 представлено сравнение средних оценок значимости для школьников стремлений. В первой колонке представлены ответы учащихся Школы космонавтики, во второй - школьников старших классов Карелии, в третьей - нормы по данным Э. Деси, Р. Райана. В третьей колонке нет нормативных значений для тех школ, которые были добавлены в модифицированном варианте.
Оценку стремлений можно начать с анализа значимости того или иного стремления, ответов на вопрос «Насколько это стремление важно для вас?» Профиль значимости стремлений одарённых мало отличается от нормативного и профиля контрольной группы. Расчёт различий по Т-критерию Стьюдента не показал значимых различий, тем более, что нормативные значения содержат широкий диапазон вариативности нормы для каждого показателя.
Отличия оценок значимости жизненных стремлений одарённых:
Внешняя и внутренняя мотивация: снижена по сравнению с контрольной группой и нормой значимость богатства, славы, красоты - внешних ценностей. Внутренние стремления оценены практически одинаково с контрольной и нормативной группами.
Наиболее высоко оценены одарёнными Семья, Отношения, Здоровье, Личностный рост, Независимость. Такая иерархия ценностей присуща и другим группам российских школьников, что обсуждается в исследованиях А.К. Лукиной и её коллег [11].
Своеобразны социальные стремления одарённых. Во-первых, важность всех социальных отношений - семьи, дружеских связей, карьеры, славы - они оценивают ниже, чем их сверстники. Кроме того, выражено значимое различие ближнего и дальнего социального окружения. Если дружба, семья, доверительные отношения занимают первые места в рейтинге ценностей одарённых, то ценности социального признания, действий на благо окружающих, и даже карьера - на последних позициях.
Наибольшие различия с нормативным оценками у одарённых:
Оценены одарёнными ниже, чем их сверстниками Богатство, Слава, Красота и Действия на благо социума;
Оценка значимости стремлений
□ Школа космонавтики ■ контрольная группа □ норма
Рис. 3. Оценки значимости жизненных стремлений
Оценена выше нормативного уровня значимость Личностного роста
Э. Деси и Р. Райан и их последователи использовали различные способы группировкистремпмий. Первый,ужеупомянутый выше - деление на внешние и внутренние мотивы. В других работах ыспыльзывалаиьеласрерная группировыастремипныйрак автономных, спровоцированных и т.д. Стремления одарённых охатактырипртанетыяеппиптрыами ссыедеыаниыкак выутрепиие, автономные, с приоритетом ценности личностного роста, накопления потенциала и высокой значимостью близких отношений
Доуыыиеующимы сты млентемиидарён ныхявляюття:Сп-мья, Отношения, Здоровье, Личностный рост, Независимость -все ссеемыпния уасьюыся пaмopрaлпзсмппсcoУcтсрзнoо системе ценностей, без ориентации на внешние индикаторы. Несыолыгоболнениикит, ры сраынтпию с норматтвни1ми,баллы по шкале «Служение обществу» в данном случае могут рассма-тритатысяы какпимпсoмнукoпoыolЫуыoLютльcoттиoмPTëннеlx,ы в то же время как признак их обращённости к собственным внутренним процессам, самоопределению в собственных смыслах, без иглядяи на их действий.
Т.О. Гордеева считает, чыт снутьенрсяротиврыия дештрпы-ности одарённых складывается из трёх локусов, трёх типов на-праплeнюocниыытиво - на познаниу,cоpтыaтвитипи на^^лы: «...познавательная мотивация направлена на процесс познания
и понимания Мира, мотивация компетентности - на обретение мастерства и совершенствование Себя и своих умений, и дости-женческая - на созидание и выполнение наилучшим образом определённого Дела» [10, с. 5]. По результатам данного исследования среди внутренних мотивов одарённых на первый план выходит мотив компетентности и саморазвития, а Дело, Достижение пока не является первостепенной ценностью.
Ещё одно подтверждение преобладания интринсивной и интавертированной мотивации одарённых - это более низкие, по сравнению с другими группами, оценки Богатства и Карьеры. Ожидалось, что стремление получить интересную работу и сделать карьеру у одарённых будут выше, чем в контрольной группе, но эти ожидания не оправдались. Стремления к богатству (4,4 при 6 максимальных) и интересной работе (4,8) у одарённых достаточно велики, но не превышают таковые в контрольной группе.
Интересный факт относительно стремлений одарённых заключается в том, что все их оценки «это важно для меня», кроме Личностного роста и Независимости, ниже (в пределах нормы), чем в контрольной группе. Можно сформировать гипотезу для следующих исследований о меньшей силе мотива одарённых, что расходится с данными исследований Э.А. Голубевой [12], Н.С. Лейтеса [13], В.С. Юркевич [14] и других авторов.
Третья гипотеза связана с соотношением оценок важности, достижимости и степени реализованности жизненных
Разность оценок значимости и достижимости
1,61,4 1,2 1
0,8 0,6 0,40,2 0 -0,2 -0,4-0,6
3=
/ ж °с ^
О <ь
а
э
тг
<— с-3
0 ж-
Jt-
<f
ч>' г<° г<°
V
/
^—*
Рис.4.Различиеоценокзначимости и достижимостижизненныхстремленийодарённых
Достижимость жизненных стремлений
ни—
xV
у
/ /
/ jr ж
ж
б
.о
■ контрольная группа ■ Школа космонавтики □ Норма
Рис. 5. Оценка достижомпсти еоонпннтх стртмленийодарённых в сравнении с контрольнойгруппой а нормали
стремлений.которое можетбыть осноы^1^ем;^ляинициа1^ии действий по самоопределению. Так, если важность стремления высока, а оценка достижимости мала, то вероятность реа-лиоиции де°мтвие снижя оценки соепиие лктуалсн ой реализуемости стремления в жизни субъекта можно ожидать обратной еиязи - ясли чевявек уже ренлизулт деретия в определённом направлении, знает свои возможности, достиг усееха, тн веноттнустиего саяоооилиоацинв вттйжолатти возрастает. Эти зависимости ещё нуждаются в эмпирических иссоедекан л ян.
На рисунке 4 представлена разность оценок значимости и достижимости стремлений. Положительные значения - достижи-мосоьпрев ышаетннариооить,онри (^оож
ше достижимости.
Неебстеде велокираклиниы влст^хст[зеж^мий.нвжоосиь которых невелика для одарённых - для славы, красоты и власти. Ребята считаюоиыи нертивьекатоль-
ными. Те стремления, которые значимы, важны для одарённых, имеют отрицательные оценки (достижимость не превышает зна-чимисто^уоитдыль разсоститолтляього, чообы солть вирующим фактором самореализации.
Aнaыизмoтнвеpоюфегoллияниоcaдтрцонкл одунёнитт можно основывать на оценках достижимости стремлений, пред-стевнонных нарирунее5.
Наибнл ые досниаимыт^с тoырк^^нх одарённых школьников, являются Семья, Личностный рост, Отношения, Работа и Независимость - все стремления, оцененные ими как наиболее важныл, зннчимые длс нех. ее достижима для одарённых
Слава. В целом оценки достижимости высоки (в районе 4 бал-лод пт шкасент 0 и^тИ), почлт по встм шканам (зак^ржючением Отношений, Семьи и Действий во благо общества) превышают 0lиeнк0l<0lнтиррьн0ргpнпты. Ыижеаитдивь о квюоком уровне уверенности одарённых в своих возможностях. «Третья составляю-щос мыткетыюиlыeжaщaтв иснове одырёнмоети, - оптимистичная вера в свой потенциал, способность справиться с выбранной задачей, делом и достичь в нём высоких результатов», - пишет Д.CHPopтрeыa[8,c.M].е.M ^(^г^оиТо|^тнолтл самоуверенности творца как обязательном условии достижения. Заметим, что оценка важности жизненных стремлений у одарённых была несколько ниже, чем у других групп, а оценка достижимости -вт1жь. — облюосядтполнилалы-ыниотлeдoвониеl чьобы оценить влияние такой разности характеристик жизненных стремлений на уровень реализации действий по самоопределению.
Cмeдиющaяыиффepeюцрaлы^тя лореоитная - различие значимости и уровня реализуемости стремления - представлена норикумен-С юсемшкаыам олувeкртнaчиыоcтрпpевышает уровень реализованности, поэтому значения разности только положительные.
Разность оценок значимости и реализованности стремлений
1,81 1,61,4 1,210,80,60,40,2-
ЙШ
от
,<=1
W
о
& ^
V
О
# о<г> ^ / /■ / /
о
Рис. 6. Различие оценокзначимости ч реализуечостижизнезхихчтpe^neHi^ti одарённых
Реализуемость жизненных стремлений
5,0 4,5 4,0 3,5 3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0,0
п
!
#
f J- ,/ь £ J? J? / /
Ж
■ Контрольная группа ■ Школа космонавтики □ Норма
Рис. 7. Оценкареализуемостижизненных стремленийодарённыхвсравнении с контрольнойгруппойинормами
Наибольшеерассогласование м и действи-
тельным можно видеть для шкалы Работа, что неудивительно, учитывая, что все опрошенные - школьники. Разность велика по всем шкалам, поэтому можно обратить внимание на шкалы, по которым различие невелико - это Слава и Красота. Оба этих стремления изчисланаим енеезначим ых ,этуситуа цию м ожно обозначать как «нет и не нужно». В числе значимых стремлений, которыечнениваютсяодарёнными школыиикиликакннреалииу-ющиеся - Личностный рост, Действия на благо общества («Социум») , Незовиснмостьи ЗдоривьеЫеожиданиы1ыоИыли рассогласования желаемого и реализующегося в отношении личностного ростд.Рчзачось, чооаебита, побнаившне в олимписдаы, обсчаы-щиеся в школе для одарённых детей, должны оценивать себя как развивающуюся и растущую личность. Может быть, имеет место высокояорнбователннисть к сеИл.пиофнрцинёизм одаранныы, неудовлетворённых уровнем имеющихся достижений? Но возможны и особенности педагогической ситуации личностного роста ребят - например, ощущение неудовлетворённости возможностями роста в актуальной социально-педагогической среде.
Рассмотрим оценки степени реализуемости жизненных стремлений, представленные на рисунке 7.
Как наиболее реализованные ребята оценивают стремления Семьи, Здоровья, Отношений и Личностного роста. Менее всего реализуются маловажные для одарённых Слава и Власть.
Наиболее велики отличия от нормативных значений именно для шкалы «Реализуемость», что можно объяснить нормированием по взрослой выборке. Отличие одарённых от школьников контрольной группы - незначительное превышение по всем шкалам, кроме Отношений, Действий на благо общества и Семьи. Одарённые, проживающие в общежитии, не оценивают свои социальные действия как реализующиеся, зато обгоняют сверстников по реализации Личностного роста и Работы.
Заключение
Жизненные стремления одарённых являются значимым фактором процессов самоопределения, самоактуализации, самореализации. Исследование жизненных стремлений одарённых школьников позволяет установить некоторые особенности этих процессов:
Средняя, с тенденцией к низкой, оценка одарёнными значимости жизненных стремлений в целом, что можно понимать как невысокий уровень мотивационной активности.
Библиографический список
Наиболее высокая значимость стремлений к Личностному росту, Отношениям, Семье, Независимости - ценностям компетентности, самоопределения, самопроектирования, в минимальной степени обусловленным социальными влияниями. Относительно менее выражены стремление к реализации в действиях, достижениях, в том числе - социально одобряемых свершениях.
Преобладаниевнутренней мотивациидействий.
Наличие асоциальных тенденций при высокой значимости отношенийсблизкими.
Отрицание значимости социально значимых мотивов деятельности -славыивласти.
Высокий уровень уверенности в своих способностях. Средний уровень оценки реализуемости стремлений в актуальной деятельности, высокий - в отношениях с близкими людьми (семьей и друзьями).
На основании анализа особенностей стремлений одарённых сформированы гипотезы для дальнейшего исследования процессов самоопределения:
Влияние величины субъективной оценки важности стремлений (жизненная энергия, силы желания) на мотивационные процессы. Выявленный сравнительно низкий уровень важности стремлений может пониматься как отсутствие энергии, желания, мотивационной силы интеллектуально одарённых.
Мотивирующее или демотивирующее значение «разности потенциалов» (различия высокой значимости стремления и оценки её достижимости) для реализации действий по самоопределению. При совпадении оценок «важно»-«достижимо» и «важно»-«реализуется» может не возникать мотива для действия - нет мотива для достижения того, что и без усилий есть в жизни. Неизвестной является величина различия, потому что если достижимость будет значительно превышать степень важности, то может возникнуть ситуация «хочу, но не смогу». Кроме того, неизвестно, какой из дефицитов может стать мотивирующим - «важно»-«достижимо» или «»важно-«реализу-ется».
Педагогические действия по сопровождению самоопределения одарённых могут строиться для усиления стремлений к реализации в действии, в делах с наличием практического результата, востребованного и одобряемого социумом.
1. Беганцова И.С., Завражнов В.В., Щелина Т.Т. Психолого-педагогическое обеспечение профессионального самоопределения современных студентов: проблемы, подходы, технологии. Сибирский педагогический журнал. 2012; 7: 158 - 164.
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. Издательство: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
3. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: учебное пособие.
4. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: Историко-критический анализ. Современная психология мотивации. Под ред. Д.А. Леонтьева. Москва: Смысл, 2002: 13 - 46.
5. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. Вопросы психологии. 1988; 2: 19 - 26.
6. Ryan R.M. & Deci E.L. (2000). Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American Psychologist. 55: 68 - 78.
7. Deci E. & Ryan R. (Eds.), (2002). Handbook of self-determination research. Rochester, NY: University of Rochester Press.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Издательство: Питер, 2002.
9. Франкл В. Логотерапия и экзистенциальный анализ: Статьи и лекции. Москва: Альпина нон-фикшн, 2016.
10. Гордеева Т.О. Мотивационные предпосылки одарённости: от модели Дж. Рензулли к интегративной модели мотивации. Электронный журнал «Психологические исследования». 2011; 1 (15).
11. Lukina A.K. Vital strategies and the value orientations of the elder pupils of different nationalities (Жизненные стратегии и ценностные ориентации старших школьников разных национальностей). East European Scientific Journal Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (Восточно-Европейский Научный Журнал). 2015; 3. Available at: http://eesa-journal.com/wp-content/uploads/2016/01/46-50.pdf
12. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: «Феникс+», 2005.
13. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников: учебное пособие для студ. пед. Вузов. Москва: Академия, 2000.
14. Юркевич В.С. Одарённый ребенок: иллюзии и реальность - книга для учителей и родителей. Москва: Просвещение, 2000.
15. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. Перевод с английского. Москва: Смысл, 1999.
References
1. Begancova I.S., Zavrazhnov V.V., Schelina T.T. Psihologo-pedagogicheskoe obespechenie professional'nogo samoopredeleniya sovremennyh studentov: problemy, podhody, tehnologii. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. 2012; 7: 158 - 164.
2. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Izdatel'stvo: Mezhdunarodnyj gumanitarnyj fond «Znanie», 1996.
3. Safin V.F. Psihologiya samoopredeleniya lichnosti: uchebnoe posobie.
4. Leont'ev D.A. Samoaktualizaciya kak dvizhuschaya sila lichnostnogo razvitiya: Istoriko-kriticheskij analiz. Sovremennaya psihologiya motivacii. Pod red. D.A. Leont'eva. Moskva: Smysl, 2002: 13 - 46.
5. Ginzburg M. R. Lichnostnoe samoopredelenie kak psihologicheskaya problema. Voprosy psihologii. 1988; 2: 19 - 26.
6. Ryan R.M. & Deci E.L. (2000). Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American Psychologist. 55: 68 - 78.
7. Deci E. & Ryan R. (Eds.), (2002). Handbook of self-determination research. Rochester, NY: University of Rochester Press.
8. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Izdatel'stvo: Piter, 2002.
9. Frankl V. Logoterapiya i'ekzistencial'nyjanaliz: Stat'iilekcii. Moskva: Al'pina non-fikshn, 2016.
10. Gordeeva T.O. Motivacionnye predposylki odarennosti: ot modeli Dzh. Renzulli k integrativnoj modeli motivacii. 'Elektronnyj zhurnal «Psihologicheskie issledovaniya». 2011; 1 (15).
11. Lukina A.K. Vital strategies and the value orientations of the elder pupils of different nationalities (Zhiznennye strategii i cennostnye orientacii starshih shkol'nikov raznyh nacional'nostej). East European Scientific Journal Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (Vostochno-Evropejskij Nauchnyj Zhurnal). 2015; 3. Available at: http://eesa-journal.com/wp-content/uploads/2016/01/46-50.pdf
12. Golubeva 'E.A. Sposobnosti. Lichnost'. Individual'nost'. Dubna: «Feniks+», 2005.
13. Lejtes N.S. Vozrastnaya odarennost'shkol'nikov: uchebnoe posobie dlya stud. ped. Vuzov. Moskva: Akademiya, 2000.
14. Yurkevich V.S. Odarennyj rebenok: illyuziii real'nost'- kniga dlya uchitelej iroditelej. Moskva: Prosveschenie, 2000.
15. Maslou A. Novye rubezhi chelovecheskojprirody. Perevod s anglijskogo. Moskva: Smysl, 1999.
Статья поступила в редакцию 12.05.18
УДК 159.99
Nurgaleev V.S., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Russian State University of Physical Culture, Sport,
Youth and Tourism (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Finogenova O.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and social pedagogic, Siberian Federal
University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected]
SELFSTRATEGY ABILITIES AS A BASIS OF GENERAL GIFTEDNESS OF PERSON. Designing the development of giftedness necessitates working out some models such as a concept of giftedness and the mechanisms and the means of talent development. The article includes, first, the structural-functional two-component author's model of giftedness; second, characteristic component of the total endowments named authors "selfstrategy abilities", and thirdly, the characteristics forms of development selfstrategy abilities, including developed by the authors of the game. The authors come to a paradoxical conclusion about the preference of using not game, but organizational forms of talent development.
Key words: talent, selfstrategy abilities, life trajectory, personal and motivational qualities, self-realization.
В.С. Нургалеев, д-р психол. наук, проф., Российский государственный университет физической культуры, спорта,
молодежи и туризма, г. Москва, E-mail: [email protected]
О.Н. Финогенова, канд. пед. наук, доц. каф. общей и социальной педагогики Сибирского федерального университета,
E-mail: [email protected]
АВТОСТРАТЕГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
КАК ОСНОВА ОБЩЕЙ ОДАРЁННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Проектирование психолого-педагогической работы по развитию одарённости обусловило необходимость формирования моделей как понятия одарённости, так и механизмов и средств развития одарённости. Статья включает: во-первых, структурно-функциональную двухкомпонентную авторскую модель одарённости; во-вторых, характеристику компонента общей одарённости, названного авторами «автостратегическими способностями», в-третьих, характеристику и перечень форм работы по развитию автостратегических способностей, в том числе разработанные авторами игры. Авторы приходят к парадоксальному заключению о предпочтительности использования не игровых, а организационных форм работы развития одарённости.
Ключевые слова: одарённость, автостратегические способности, жизненная траектория, личностно-мотивацион-ные качества, самореализация.
Рассмотрим определения некоторых понятий, ключевых для нашей работы:
- одарённость рассматривается в деятельностном плане как фактор, обуславливающий возможность высоких достижений [1];
- предложена структурно-функциональная модель одарённости, включающая ключевые компоненты, необходимые для обеспечения самореализации личности;
- базовым свойством (компонентом) одарённости, обуславливающим высокие достижения личности, является личностное свойство, названное автостратегическими способностями.
Анализ работ по проблеме одарённости свидетельствует о возможности бесконечного расширения этого понятия, которое описывает:
- исключительные свойства («способность к высоким достижениям по сравнению с другими людьми» [2]) - и индиви-