Представленные разделы курса по выбору «Технологии и методика обучения безопасности жизнедеятельности в дополнительном образовании» способствует решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности бакалавров:
в области педагогической деятельности:
- организация обучения и воспитания в области безопасности жизнедеятельности с применением технологий, отражающих специфику предметной области;
- организация взаимодействия с учреждениями общего и дополнительного образования для решения профессиональных задач;
- использование возможностей образовательной среды учреждений дополнительного образования для развития способностей обучающихся;
Библиографический список
в области проектной деятельности:
- изучение потребностей, достижений обучающихся в области безопасности жизнедеятельности дополнительного образования на основе полученных результатов;
- разработка и реализация программ дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности;
- разработка конспектов занятий, с учетом комплексного использования форм, методов и средств обучения и воспитания.
Следовательно, методическая подготовка прикладных бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, реализуемая через курсы по выбору способствует формированию профессиональной деятельности студентов и позволяет подготовить педагога с учетом реальных потребностей системы образования.
1. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение правительства РФ от 4.09.2014. № 1726-р. Москва.
2. Абрамова В.Ю., Авдеева Н.В. Методические аспекты подготовки специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности к реализации программ дополнительного образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3 (52):78 - 80.
3. Попова Р.И., Силакова О.В. Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Мир науки, культуры, образования. 2011; 5 (30): 63 - 66.
4. Киселева Э.М., Попова Р.И Структурно-содержательная характеристика вариативного модуля подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012; 5: 151 - 158.
5. Попова Р.И. Аспекты методической подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012; 11 (126): 54 - 58.
References
1. Koncepciya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Rasporyazhenie pravitel'stva RF ot 4.09.2014. № 1726-r. Moskva.
2. Abramova V.Yu., Avdeeva N.V. Metodicheskie aspekty podgotovki specialistov obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti k realizacii programm dopolnitel'nogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52):78 - 80.
3. Popova R.I., Silakova O.V. Metodicheskaya podgotovka magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; 5 (30): 63 - 66.
4. Kiseleva 'E.M., Popova R.I Strukturno-soderzhatel'naya harakteristika variativnogo modulya podgotovki magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2012; 5: 151 - 158.
5. Popova R.I. Aspekty metodicheskoj podgotovki magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012; 11 (126): 54 - 58.
Статья поступила в редакцию 20.09.17
УДК 37
Akishina E.M., Cand. of Art Criticism, Director, Federal State Budget Scientific Institution "Institute of Art Education and Cultural
Studies of the Russian Academy of Education" (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL SUPPORT FOR CREATIVELY GIFTED CHILDREN AND ADOLESCENTS: MODERN METHODS AND PROSPECTS. The article is dedicated to an actual problem of the gifted children and adolescents revealing and pedagogical support. The author reveals modern methods of creatively gifted children education. The article summarizes the methods of creatively gifted children pedagogical support, which are approved by the staff of the Institute of Art Education and Cultural Studies. Prospects of the giftedness problem studying are considered. The author concludes that among prospects that are most significant for the pedagogical support of gifted children can be distinguished: improvement of quality of preparation of teachers of art and the creation of an effective system of professional development based on the development of the latest trends and technologies of art education; strengthening of inter-sector interaction teaching community and the ministries and agencies on support for creative and gifted young people.
Key words: creative giftedness, pedagogical support, methods, educational environment, individual characteristics.
Е.М. Акишина, канд. иск., дир. Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт
художественного образования и культурологии Российской академии образования», г. Москва,
E-mail: [email protected]
педагогическое сопровождение творчески одарённых детей и подростков: современные методы и перспективы
Статья посвящена актуальной проблеме выявления и педагогической поддержки одарённых детей и подростков. Автор раскрывает современные методы работы с творчески одарёнными детьми. В CT^^e обобщенно представлены методы педагогического сопровождения творчески одарённых детей, которые были апробированы сотрудниками Института художественного образования и культурологии РАО. Рассмотрены перспективы изучения проблемы одарённости. Автор делает вывод о том, среди перспектив, которые являются наиболее значимыми для педагогического сопровождения творчески одарённых детей, можно выделить: повышение качества подготовки педагогов искусства и создание эффективной системы их профессионального совершенствования на основе освоения новейших тенденций и технологий художественного образования; усиление межотраслевого взаимодействия педагогической общественности и министерств и ведомств по вопросам поддержки творчески одарённой молодежи.
Ключевые слова: творческая одарённость, педагогическое сопровождение, методы, образовательная среда, индивидуальные особенности.
Выявление и дальнейшее педагогическое сопровождение творчески одарённых детей - комплексная и во многом противоречивая проблема, требующая тонкого вдумчивого подхода, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребёнка, независимо от его возраста.
Ведь мало выявить талант у ребёнка - его нужно постоянно мотивировать на самосовершенствование, развивать качества устойчивости, саморегуляции, рефлексии, поддерживать в адекватной самооценке и готовности к обогащению своего творческого и личного опыта. Безусловно, все это требует значительных педагогических усилий, гибкости, открытости к потребностям одарённого ребёнка в понимании и помощи в сложных ситуациях выбора творческих стратегий, коммуникации и переживании критики. Понятие творческой одарённости впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном [1]. Можно сказать, что уже с этого времени в науке существуют две крайние точки зрения. Сторонники одной утверждают, что «все дети являются одарёнными» А их противники, наоборот, убеждены в том, что «одарённые дети встречаются крайне редко».
Действительно, может быть, до уровня одарённого можно развить практически любого здорового ребёнка при условии создания благоприятных условий? Или все же одарённость - это уникальное явление, и требуются специальные диагностики для выявления одарённых детей? Таким образом, в педагогике и психологии вокруг проблемы одарённости образовался целый клубок противоречий, не решаемых однозначно, раз и навсегда.
Психологические аспекты выявления и поддержки одарённости были рассмотрены в трудах Дж. Гилфорда [2], Г. Алдера [3] и др. В отечественной науке проблематика одарённости изучалась Л.С. Выготским [4], Б.М. Тепловым [5], Д.Б. Богоявленской [6], В.Н. Дружининым [7], А.М. Матюшкиным [8], А.А. Мелик-Пашаевым [9], Н.С. Лейтесом [10] и др. Можно выделить также исследования в области физиологии одарённых людей, создания дифференцированной системы обучения одарённого ребёнка (Ю.Э. Гильбух).
Вопросы творческой одарённости изучаются учеными Института художественного образования и культурологии РАО (Н.Н. Фомина [11] и др.). Согласно подходу, выработанному в научных школах Института, творческая одарённость проявляется, прежде всего, в умении человека найти нестандартное решение проблемы, т. е. выйти за «нормативный» способ поведения. Но, безусловно, только этого качества мало для того, чтобы признать ребёнка творчески одарённым. В этой связи можно привести известное высказывание Б.М. Теплова о том, что одарённость -это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности» [12, с. 129 -130]. Следовательно, по мнению ученого, одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения успеха.
Таким образом, проблема творческой одарённости имеет несколько основных направлений в изучении: это, во-первых, диагностика одарённости, её критерии и индикаторы; во-вторых, аспекты педагогического сопровождения творчески одарённых детей и подростков; в-третьих, поиск новых эффективных методик и технологий организации обучения творчески одарённых детей и подростков, т. е. возможности совершенствования этого процесса. Творческую одарённость, в этом контексте, можно назвать своеобразным фундаментом для становления личности, но при этом требуется продуманная система поддержки одарённого ребёнка с учётом эмоциональных, интеллектуальных, художественных, социальных особенностей ребёнка.
Анализ данных, полученных в практической работе с творчески одарёнными детьми и подростками, свидетельствует о том, что творческая одарённость проявляется прежде всего в мощной мотивации самого ребёнка к самовыражению в самостоятельной художественно-творческой деятельности, в высоком уровне способности к самообучению, в требовательности к полученным результатам, а также в стремлении ставить перед собой или перед своей командой сверхтрудные цели, в настойчивости в процессе их достижения. Многие творчески одарённые дети и подростки - перфекционисты, бесконечно рвущиеся к совершенству - а это значит, ранимые, сложные, закрытые люди. Именно поэтому так важно осознавать, что развитие творчески одарённого ребёнка - это глубоко индивидуальный процесс, требующий вдумчивого участия педагога, способного выстроить траекторию поддержки и сопровождения этого процесса.
Среди методов педагогического сопровождения, выявленных и апробированных в исследованиях сотрудников Института художественного образования и культурологии РАО, можно выделить:
1) Методы, направленные на повышение интереса одарённых детей к освоению избранного вида искусства и мотивации к самостоятельным творческим проявлениям.
Например, в музыкальном образовании подросткам можно предлагать самостоятельно сочинять пьесы на приемы звуко-извлечения небольших музыкальных композиций; на заданный ритм, изученный ранее. Эффективно и использовать задания на импровизацию на пьесы в различных жанрах. Для младших подростков это может быть задание на импровизацию диалогов сказочных персонажей;
2) Методы развития творческих способностей, включая воображение, конвергентное мышление, восприятие, память, интуицию, эмпатию, эмоциональную отзывчивость и т. д.
Так, развивая способности к художественному восприятию цвета, педагог может предложить выполнить задания на создание «абстрактно-ассоциативной композиции». В рамках темы, оперируя основными выразительными средствами композиции, среди которых цвету принадлежит особое значение, обучающиеся должны передать различного характера состояния: физические - как «осязаемые» так и «неосязаемые», явления, эмоциональные состояния. При этом категории, которыми оперирует обучающийся в своей творческой работе - это характеристика цвета, гармония цветовых сочетаний, символичность цвета, эмоциональное восприятие цвета и цветосочетаний.
Отдельно важно сказать о значимости развития эмоциональной отзывчивости у творчески одарённых детей и подростков. В искусстве, как известно, очень важно быть, заразительным, рождать импульс к подлинному переживанию. Только такое восприятия произведения искусства вызывает ощущение насыщенности и полноты жизни, ее событийности, а также дает импульс к дальнейшему творческому развитию, закладывая основу для становления эстетического и культурного опыта.
3) Методы, основанные на принципах полихудожественного подхода и интеграции искусств.
Это направление развивается в Институте художественного образования и культурологии РАО середины 1980-х годов. Сейчас одна из лабораторий носит имя основателя научной школы интегрированного полихудожественного обучения Бориса Петровича Юсова [13].
Полихудожественный подход отличается от так называемой комплексной, межпредметной связи уроков эстетического цикла, где одно искусство иллюстрируется примерами другого. В данном случае важно проследить внутренние, образные, духовные связи слова, звука, цвета, пространства, движения, формы, жеста - на уровне творческого процесса. Взаимодействие искусств - явление многоуровневое, включающее собственно взаимосвязь искусств, взаимосвязь искусств с природными объектами. Наиболее развернутые формы интеграции искусств возможны лишь при внутренне обусловленном развитии и проявлении в деятельности воображения, фантазии, памяти ребёнка, когда любой художественный продукт создается за счет творческого потенциала самого ребёнка. Безусловно, такой подход является особенно эффективным и востребованным при работе с творчески одарёнными детьми и подростками. Примером заданий полихудожественного типа может служить проект «Музыкальная живопись», реализованный в одной из школ г. Набережные Челны под руководством аспиранта Института. Активное внедрение принципов полихудожественного подхода много лет осуществляется в гимназиях и школах г. Арзамаса.
4) Методы создания развивающей эстетической среды и диалогического пространства занятий.
Такие методы содействуют созданию ситуаций, формирующих коммуникативные навыки одарённых детей, их готовность к самостоятельным эстетическим сужениям, умениям, важным для публичного выступления - то есть психологические качества, необходимые для успешной творческой самореализации. Глубокая разработка теории развивающей среды и образовательного пространства занятий с творчески одарёнными детьми дана в работах Главного научного сотрудника Института Л.Г. Савенковой, под руководством которой работают несколько опытных площадок, что позволяет высоко ценить практическое значение выдвинутых этим известным ученым идей [14].
5) Методы психологической реабилитации, развития качеств, способствующих органичной адаптации и стрессоустойчи-
вости - то есть те методы, которые помогают одарённому ребёнку более стойко и осознанно переживать естественные кризисы в своем становлении.
6) Методы коллективного создания творческого продукта, которые используются в работе с коллективом творчески одарённых детей - при создании спектакля, в музыкальном или хореографическом ансамбле - можно использовать
Безусловно, все методы поддержки одарённых детей и подростков перечислить невозможно. Особенно важно, чтобы в этом процессе активность проявляли сами педагоги, которые в процессе профессионального роста стремятся к обогащению арсенала своих методических приемов, совершенствованию стиля преподавания, опираются на возможности современных технологий в художественном образовании.
Здесь можно привести пример инновационной педагогической технологии «Интерактивное музицирование школьников» И.М. Красильникова [15]. Интерактивное музицирование школьников - это деятельность школьников, направленная на проживание музыки в процессе восприятия. Технология рассчитана на приобщение широкого круга детей к музыке, которое становится возможным благодаря обращению к электронным музыкальным инструментам. Автор предложил объединить в детском ансамбле электронные (синтезатор) и простейшие (ложки, трещотки и пр.) инструменты. Таким образом, музыкальная деятельность становится доступной для всех школьников.
На основе этой технологии возможно проведение полномасштабных концертов с участием большого количества школьни-
Библиографический список
ков (до 200 человек) в сопровождении профессиональных оркестров. Такие концерты с большим успехом проходят в Москве, Якутске, Перми.
Среди перспектив, которые являются наиболее значимыми для педагогического сопровождения современных творчески одарённых детей, прежде всего следует выделить:
- повышение качества подготовки педагогов искусства и создание эффективной системы их профессионального совершенствования на основе освоения новейших тенденций и технологий художественного образования;
- усиление межотраслевого взаимодействия педагогической общественности и министерств и ведомств по вопросам поддержки творчески одарённой молодежи.
Таким образом, проблема поддержки творчески одарённой молодежи выходит далеко за рамки педагогических исследований. Во многом данная проблема касается гуманистической концепции развития человека - творца своего жизненного пути и всех достижений, сделанных на нем. Феномен одарённости -это настоящее сокровище, которое содержится в глубине личности, способной творить новое и ценное на основе своего дара. Задача общества состоит в том, чтобы поощрять, поддерживать расцвет одарённостей и принимать для внедрения и раскрытия для широкой аудитории индивидуальные произведения и художественные прорывы. Но в то же время нельзя планировать достижения и изобретения, как и появление шедевров в сфере искусства. Можно лишь создавать благоприятную среду для проявлений одарённости.
1. Петрюк П.Т., Петрюк А.П. Слово об известном психологе Фрэнсисе Гальтоне: биографические и научные аспекты (к 190-летию со дня рождения). Психическое здоровье. 2014; 3: 76 - 82.
2. Гильбух Ю.Э. Внимание: одарённые дети. Москва: Знание, 1991.
3. Алдер Г. CQ, или мускулы творческого интеллекта. Москва, «Фаир-пресс», 2004.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. Москва: Просвещение, 1991.
5. Теплов Б.С. Способности и одарённость. Психология индивидуальных различий. Москва: Издательство МГУ, 1982.
6. Богоявленская Д.Б. Одарённость: предмет и метод. Магистратура. 1994: 6.
7. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. Москва: Академия, 1996.
8. Матюшкин A.M. Концепция творческой одарённости. Вопросы психологии. 1989: 6: 29 - 34.
9. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников. Вопросы психологии,. 1989; 1: 15 - 23.
10. Лейтес Н.С. О признаках детской одарённости. Вопросы психологии. 2003; 3: 13 - 18.
11. Фомина Н.Н. Детский рисунок как феномен художественной культуры. Искусство в школе. 1997; 2: 12 - 16.
12. Гилфорд Дж. Методика исследования социального интеллекта. Санкт-Петербург, 2001.
13. Юсов Б.П. О взаимодействии искусств в развитии детей на интегрированных занятиях. Когда все искусства вместе: Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп. Москва, 1995: 7 - 49.
14. Савенкова Л.Г. Предметно-пространственная художественная деятельность и Среда как комплексный фактор полихудожественного развития личности. Когда все искусства вместе. Москва, 1995: 85 - 107.
15. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Дубна, 2007.
References
1. Petryuk P.T., Petryuk A.P. Slovo ob izvestnom psihologe Fr'ensise Gal'tone: biograficheskie i nauchnye aspekty (k 190-letiyu so dnya rozhdeniya). Psihicheskoe zdorov'e. 2014; 3: 76 - 82.
2. Gil'buh Yu.'E. Vnimanie: odarennye deti. Moskva: Znanie, 1991.
3. Alder G. CQ, ilimuskuly tvorcheskogo intellekta. Moskva, «Fair-press», 2004.
4. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom tvorchestve. Moskva: Prosveschenie, 1991.
5. Teplov B.S. Sposobnosti i odarennost'. Psihologiya individual'nyh razlichij. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1982.
6. Bogoyavlenskaya D.B. Odarennost': predmet i metod. Magistratura. 1994: 6.
7. Druzhinin V.N. Psihodiagnostika obschih sposobnostej. Moskva: Akademiya, 1996.
8. Matyushkin A.M. Koncepciya tvorcheskoj odarennosti. Voprosy psihologii. 1989: 6: 29 - 34.
9. Melik-Pashaev A.A. Psihologicheskie problemy 'esteticheskogo vospitaniya i hudozhestvenno-tvorcheskogo razvitiya shkol'nikov. Voprosy psihologii,. 1989; 1: 15 - 23.
10. Lejtes N.S. O priznakah detskoj odarennosti. Voprosy psihologii. 2003; 3: 13 - 18.
11. Fomina N.N. Detskij risunok kak fenomen hudozhestvennoj kul'tury. Iskusstvo vshkole. 1997; 2: 12 - 16.
12. Gilford Dzh. Metodika issledovaniya social'nogo intellekta. Sankt-Peterburg, 2001.
13. Yusov B.P. O vzaimodejstvii iskusstv v razvitii detej na integrirovannyh zanyatiyah. Kogda vse iskusstva vmeste: Polihudozhestvennoe razvitie uchaschihsya razlichnyh vozrastnyh grupp. Moskva, 1995: 7 - 49.
14. Savenkova L.G. Predmetno-prostranstvennaya hudozhestvennaya deyatel'nost' i Sreda kak kompleksnyj faktor polihudozhestvennogo razvitiya lichnosti. Kogda vse iskusstva vmeste. Moskva, 1995: 85 - 107.
15. Krasil'nikov I.M. 'Elektronnoe muzykal'noe tvorchestvo v sisteme hudozhestvennogo obrazovaniya. Dubna, 2007.
Статья поступила в редакцию 28.09.17
УДК 378
Akulov M.B., postgraduate, Department of Psychological and Pedagogical Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
STUDIES OF COGNITIVE INTEREST IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES BY MEANS OF FIGURE SKATING. The article draws attention to extracurricular activities sports orientation as the field of holistic educational process, which maintain and strengthen the health of the younger generation, and the health of the nation in general. In the Federal state educational standard of extracurricular activities of pupils pays special attention to special environment that is
necessary to develop children's interest in various activities, desire to participate actively in productive, socially accepted occupations, which is especially important now when children are not able to find themselves in their spare time, thereby increasing juvenile delinquency, antisocial behavior. An interest as a psychological phenomenon is a desire, a need of a person be to be engaged in an activity that brings him or her satisfaction; promotes positive attitude towards the world, its objects, processes. The work treats interests as a component of not only cognitive, but also motor activity of schoolchildren.
Key words: extracurricular activities, figure skating, research of formation and development of sporting interests.
М.Б. Акулов, аспирант каф. психолого-педагогического образования ФГБОУ ВПО Московский педагогический государственный университет г. Москва, Е-mail: [email protected]
исследования познавательного интереса
у детей младшего школьного возраста
во внеурочной деятельности средствами фигурного катания
В статье обращено внимание на внеурочную деятельность спортивно-оздоровительной направленности как области целостного воспитательного процесса, где сохраняется и укрепляется здоровье подрастающего поколения, здоровье нации. В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, ей определено особое пространство, способствующее развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивных, одобряемых обществом занятиях, что особенно актуально сейчас, когда дети не умеют найти себя в свободное время, в результате чего растет детская преступность, асоциальное поведение. Интерес как психологический феномен представляет собой стремление, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение; стимулирует позитивное отношение к окружающему миру, к его объектам, процессам. Интерес является одним из компонентов не только познавательной, но и двигательной активности школьников.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, фигурное катание, исследования посвященные формированию и развитию спортивного интереса.
Внеурочная деятельность выступает в качестве одного из основных компонентов социализации младшего школьника, как рационально используемый процесс собственного развития личностных способностей, склонностей и интересов через самовоспитание, усвоение социального опыта, культуры, системы общечеловеческих ценностей. Различные аспекты внеурочной деятельности рассматриваются в работах Н.П. Аникеевой, Н.И. Болдырева, Л.Ю. Гордина, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлин-ского, Г.И. Щукиной и др.
Внеурочная деятельность в виде модели дополнительного образования рассматривается как один из необходимых элементов «в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность» [1]. Названные позиции значительно повышают статус и педагогическое значение дополнительного образования, определяют его как важный элемент единого образовательного процесса общего образования.
Среди основных задач внеурочной деятельности - совершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового и безопасного образа жизни. Принципы ее организации - свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности обладает широкими возможностями воздействия на ребёнка, содействует раскрытию его индивидуальных особенностей, что существенно обогащает его личный опыт, знания о разнообразии социальной жизни, прививает интерес к занятиям спортом, физическому совершенству, здоровому образу жизни. Данное положение отмечено в ФГОС НОО, где оказано, что реализация полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение личностных результатов.
Как уже было отмечено ранее, мы полагаем, что эффективным средством развития как личностной сферы, так и физических качеств младших школьников является такой вид внеурочной деятельности, как фигурное катание. Фигурное катание является конькобежным видом спорта, суть которого заключается в передвижении одного или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов - вращений, прыжков, комбинаций шагов, поддержек - под музыку. Как отдельный вид спорта фигурное катание сформировалось в 60-х гг. XIX в. и является первым зимним видом спорта, включенным в олимпийскую программу.
Программа спортивной подготовки по фигурному катанию предполагает решение следующих целей: развитие личности юных спортсменов, утверждение здорового образа жизни; содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности, укрепление здоровья спортсме-
нов; создание условий для достижения спортсменами максимально возможного уровня технико-тактической, физической и психологической подготовки для достижения максимально высоких результатов соревновательной деятельности; подготовка фигуристов высокой квалификации, резерва сборных команд страны; привитие навыков гигиены и самоконтроля [2].
Подготовка фигуристов высокой квалификации представляет собой единую взаимосвязанную систему, все составные части которой обусловлены достижением главной цели, заключающейся в воспитании гармонично развитого человека, способного достичь высоких спортивных результатов. Достижение указанной цели зависит: 1) от оптимального уровня исходных данных отобранных в группы спортивного совершенствования спортсменов; 2) уровня профессиональной подготовленности тренерского состава; 3) наличия современной материально-технической базы; 4) от качества организации педагогического процесса; 5) от использования новейших научно-исследовательских и научно-методических данных.
Подготовка спортсменов, специализирующихся в фигурном катании на коньках, проводится в несколько этапов, каждый из которых имеет собственные специфические особенности. Основными отличиями является возраст и уровень подготовленности занимающихся, зачисляемых в ту или иную группу. Важное значение при зачислении в группу имеет уровень владения коньками, а также координационные способности. При зачислении в группы дети проходят тестирование по показателям физического развития, физической подготовленности, координационным показателям. В течение всего периода обучения проводится сдача контрольных нормативов [3].
В контексте исследуемой темы целесообразным представляется рассмотрение психологических особенностей подготовки фигуристов. Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.
Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личностных качеств спортсмена твердости характера, уверенности в себе, стремление к достижению эмоциональной устойчивости и самоконтроля. Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях. Соревновательные черты характера - уверенность в готовности к соревнованиям, ощущение мобилизационной готовности, умение перевода из долговременной памяти в оперативную.
Одним из важных компонентов психологической готовности фигуристов различной квалификации к соревнованиям является самооценка и самоконтроль. Формирование адекватности