Научная статья на тему 'Психологические аспекты профессионального самоопределения и профессионального выбора интеллектуально одарённых школьников'

Психологические аспекты профессионального самоопределения и профессионального выбора интеллектуально одарённых школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
568
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL CHOICE / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЁННЫЕ ШКОЛЬНИКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / INTELLECTUALLY GIFTED STUDENTS / PSYCHOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арон Ирина Станиславовна

В работе определяется актуальность психологического исследования профессионального самоопределения интеллектуально одарённых школьников. Автором представлены результаты диагностики психологических особенностей интеллектуально одарённых школьников, влияющих на успешность их профессионального самоопределения и профессионального выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological aspects of professional identity and professional choices of intellectually gifted students

In the work determines the relevance of psychological research of professional self-determination of intellectually gifted students. The results of diagnostics of psychological characteristics of intellectually gifted students that affect the success of their professional identity and professional choices.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты профессионального самоопределения и профессионального выбора интеллектуально одарённых школьников»

Психология

УДК 159.9.07

Психологические аспекты профессионального самоопределения и профессионального выбора интеллектуально одарённых школьников

Аннотация

В работе определяется актуальность психологического исследования профессионального самоопределения интеллектуально одарённых школьников. Автором представлены результаты диагностики психологических особенностей интеллектуально одарённых школьников, влияющих на успешность их профессионального самоопределения и профессионального выбора.

I

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, интеллектуально одарённые школьники, психологическое исследование.

Psychological aspects of professional identity and professional choices of intellectually gifted students

Abstract

In the work determines the relevance of psychological research of professional self-determination of intellectually gifted students. The results of diagnostics of psychological characteristics of intellectually gifted students that affect the success of their professional identity and professional choices.

| Keywords: professional self-determination, professional choice, intellectually gifted students, psychological research

В любом цивилизованном прогрессивно развивающемся обществе высоко ценится потенциал одарённых людей, креативно мыслящих, способных продуцировать оригинальные идеи, находить конструктивные решения сложных проблем, достигать высоких, незаурядных результатов в различных видах деятельности. В связи с чем феномен одарённости привлекает исследователей на протяжении многих веков.

В современных условиях интенсивных и стремительных социально-технологических

изменений, появления новых информационных, биологических, когнитивных и нано-технологий появляются новые импульсы для актуализации проблемы одарённости. Значимость проблемы одарённости становится очевидной в связи с определением в качестве основы устойчивого развития

общества антропологического базиса современных технологических изменений, предполагающего активизацию и расширение интеллектуальных, коммуникативных, физических, когнитивных, возможностей человека [2].

Что обусловило проведение многочисленных психологических исследований проблемы

одарённости. Количество работ, посвящённых данной тематике, растёт в геометрической прогрессии. В большинстве случаев внимание исследователей и практиков обращено к проблемам выявления и развития одарённого ребёнка, возрастных характеристик одарённости, созданию педагогических условий для развития одарённых детей [3-5]. И практически отсутствуют работы, посвящённые формированию профессионального самоопределения одарённых детей.

Psychology

При этом проблема профессионального самоопределения одарённого ребёнка, находящегося в особой социальной ситуации развития, требует особого внимания со стороны педагогов и психологов. Значительная часть одарённых детей испытывает трудности в профессиональном самоопределении в силу объективных и субъективных условий личностного развития, что влияет в дальнейшем на их профессиональную успешность, личностное развитие, психосоматическое здоровье и межличностные отношения.

Так, в соответствии с исследованиями В.С. Юркевич, трудности в профессиональном самоопределении детей с признаками одарённости обусловлены недостаточной сформированностью у них навыков саморегуляции; значительными трудностями личностного развития, выражающимися в проблемах общения со сверстниками; недостаточным уровнем креативности в связи с рано сформированным настроем на накопление и переработку знаний, что соответствует требованиям школы и поощряется педагогами [6].

Ю.Д. Бабаева, В.В. Белоусова, Л.В. Попова связывают проблемы профессионального

самоопределения одарённых детей с их неравномерным развитием. Опережающее развитие интеллектуальной сферы по сравнению с социально -эмоциональным развитием нередко приводит к тому, что одарённый ребёнок гораздо раньше определяется в профессиональном отношении, чем его ровесники. Однако, повзрослев, он может пересмотреть свои профессиональные интересы. Но понимание того, сколько сил и времени отдано на развитие в детстве проявившихся способностей и страх не оправдать надежды родных вызывает у повзрослевшего одарённого ребёнка внутриличностный конфликт, влияющий на его профессиональную самореализацию [1].

Целью нашего исследования было изучение психологических особенностей интеллектуально одарённых школьников, влияющих на успешность их профессионального самоопределения и

профессионального выбора.

Исследование проводилось на базе ГБОУ «Многопрофильный лицей-интернат», Республика Марий Эл. Участники исследования - учащиеся 9-х классов (физико-математического и биолого-химического) в количестве 48 человек.

В состав эмпирического инструментария для проведения исследования включены методики: методика «Профиль» (модификация

методики А.Е. Голомштока «Карта интересов») (Г.В. Рязапкина); Методика «Определение типа будущей профессии» (Е.А. Климов); опросник «Психологическая готовность к профессиональному самоопределению» (И.С. Арон).

Результаты диагностики профессионального самоопределения и профессионального выбора интеллектуально одарённых школьников

свидетельствуют о неоднородности и противоречивости в сформированности различных компонентов психологической готовности к его осуществлению.

С одной стороны, выявлены позитивные психологические характеристики интеллектуально одарённых школьников, способствующие успешности их профессионального самоопределения и профессионального выбора, такие как достаточно высокая самооценка познавательной сферы (в 92% случаев), преобладание позитивных эмоций (радость -95%, интерес - 90%, удовольствие - 62%), благоприятных черт характера (самостоятельность -69%, ответственность - 66%, честность - 49%), социально направленных потребностей (81%).

Особо следует отметить результаты, свидетельствующие о достаточно полном и осознанном представлении исследуемых школьников о своём профессиональном развитии и высоком уровне мотивации профессионального самоопределения. Так, 89% учащихся считает, что профессиональная деятельность влияет на развитие человека, его личную и семейную жизнь. 61% учащихся выбрали свою будущую профессию. Большинство учащихся смогли сопоставить характеристики профессий выбираемого типа со своими личностными особенностями, наклонностями, здоровьем.

Среди основных направлений успешного выбора профессии школьники в первую очередь назвали хорошую учёбу (82%) и саморазвитие (66%). Эти же направления отмечены в качестве приоритетных при ответе на вопрос о том, что в настоящее время школьники делают для подготовки к будущей профессии.

С другой стороны, обозначились негативные психологические аспекты, затрудняющие

профессиональное самоопределение и

профессиональный выбор учащихся лицея. К ним относятся: не достаточная определённость в выбираемой профессиональной сфере (в 30% случаев), её несоответствие профилю обучения (в 53% случаев), не достаточная сформированность волевой сферы (23%), преобладание негативных психических состояний (утомление - 78%, сонливость - 75%, напряжение - 69%). Одновременно с этим интеллектуально одарённые школьники, как показало исследование, испытывают затруднения в понимании окружающих людей и общении с ними. Так, согласно опросу, 92% школьников нередко ошибаются в своих предположениях о поведении другого человека; 62% учащихся считают, что не всегда могут оценить психологические характеристики окружающих людей, с которыми общаются; 69% участников исследования

Interactive science | 1 • 2016

71

Психология

ответили, что достаточно часто испытывают трудности при общении с людьми.

Теоретический и эмпирический анализ психологических особенностей интеллектуально одарённых школьников, влияющих на их профессиональное самоопределение и

профессиональный выбор, определяет необходимость разработки технологий психолого-педагогического сопровождения данного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей интеллектуально одарённых школьников.

Литература

1. Бабаева Ю.Д. Организация психологического сопровождения одарённых подростков в процессе их профессионального самоопределения: Методические рекомендации / Ю.Д. Бабаева, В.В. Белоусова, Л.В. Попова. - М.: МГППУ, 2010. - 77 с.

2. Клочко В.Е. Проблема одарённости: трансспективный анализ тенденций развития // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2012. - №3. - С. 67-77.

3. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников: Учебное пособие для студ. пед. вузов. - М.: Academia, 2000. - 320 с.

4. Одарённые дети / Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376 с.

5. Савенков А.И. Психология детской одарённости. - М.: Генезис, 2010. - 440 с.

6. Юркевич В.С. Одарённый ребёнок. Иллюзии и реальность. - М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. -136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.