Бочков Павел Владимирович ft
священник, доктор теологии, кандидат юридических наук, профессор кафедры теологии и христианской коммуникации
E-mail: frpavel@inbox.ru
Межрегиональная академия управления персоналом
03039, Украина, Киев, ул. Фроментовская, 2
Живая история православной церкви: памяти архимандрита Нестора (Соменка)
В статье освещен жизненный и научно-богословский путь доктора теологии, выдающегося церковного деятеля, богослова, историка, профессора Киевской духовной академии — архимандрита Нестора (Соменка), а также одна из ключевых проблем современной церковной науки — актуализация преподавания истории православия. Архимандрит Нестор настаивал на том, что миссия христианства, забота Церкви о студенчестве, преподавании, культурной жизни общества, проникновение света Христова во все области человеческого бытия — органически вытекают из истории Церкви. В контексте церковно-исторической проблематики отец Нестор рассматривал Церковь как вездесущую совесть, как глас Бога, который свободно звучит в области науки, философии, права, политики и культуры. Показана трагическая неизбежность одиночества талантливого ученого, реалистичность конфликтности в современной церковной среде, где ретроградство, обскурантизм, кабинетная бюрократия, интриги духовенства, чаще всего, определяют проблемное поле научной деятельности. Именно в этих условиях становится все более актуальным обращение к церковной жизни и научно-исторической мысли православной Церкви конца XX — начала XXI века, в формировании которой архимандрит Нестор (Соменок) играл самую активную роль. Духовное самоопределение православных исследователей, ученых все настойчивее требует более глубокого осмысления отечественной церковно-и-сторической традиции и педагогической атмосферы духовных школ Русской православной церкви. Все отчетливее видно, что современное православное духовенство аккумулировало трагический опыт несвободы, социальной изоляции советского периода, но, православный пастырь все так же, по-прежнему, мучительно ищет ответы на самые злободневные вопросы церковной жизни и истории христианства.
Ключевые слова: Киевская духовная академия, церковная история, духовное образование, Украинская православная церковь, история церкви.
Для цитирования: Бочков П.В. Живая история православной церкви: памяти архимандрита Нестора (Соменка) // Теология: теория и практика. 2023. Т. 2. № 4. С. 37-48. DOI: 10.24412/2949-3951-2023-0440
Pavel V. Bochkov S
Priest, Dr. Hab., ThDr., PhD., Professor of the Department of Theology and Christian Communication
E-mail: frpavel@inbox.ru
Living history of the Orthodox Church: in memory of Archimandrite Nestor (Somenok)
The article highlights the life and scientific-theological path of a doctor of theology, an outstanding church figure, theologian, historian, professor of the Kyiv Theological Academy — Archimandrite Nestor (Somenka), as well as one of the key problems of modern church science — the actualization of teaching the history of Orthodoxy. Archimandrite Nestor insisted that the mission of Christianity, the Church's concern for students, teaching, the cultural life of society, the penetration of the light of Christ into all areas of human existence flow organically from the history of the Church. In the context of church-historical issues, Father Nestor viewed the Church as an omnipresent conscience, as the voice of God, which sounds freely in the fields of science, philosophy, law, politics and culture. The tragic inevitability of the loneliness of a talented scientist is shown, the reality of conflict in the modern church environment, where retrogradeism, obscurantism, armchair bureaucracy, and intrigues of the clergy most often determine the problematic field of scientific activity. It is in these conditions that the appeal to church life and scientific and historical thought of the Orthodox Church of the late 20th — early 21st centuries, in the formation of which Archimandrite Nestor (Somenoko) played the most active role, becomes increasingly relevant. The spiritual self-determination of Orthodox researchers and scientists more and more insistently requires a deeper understanding of the national church-historical tradition and the pedagogical atmosphere of theological schools of the Russian Orthodox Church. It is increasingly clear that the modern Orthodox clergy has accumulated the tragic experience of lack of freedom and social isolation of the Soviet period, but the Orthodox pastor is still, as before, painfully searching for answers to the most pressing questions of church life and the history of Christianity.
Keywords: Kyiv Theological Academy, church history, spiritual education, Ukrainian Orthodox Church, church history.
For citation: Bochkov P.V. memory of Archimandrite Nestor (Somenok). Theology: Theory and Practice, 2023, vol. 2, no. 4, pp. 37-48. DOI: 10.24412/2949-3951-2023-0440
Interregional Academy of Personnel Management
03039, Ukraine, Kyiv, Fromentovskaya, 2
2 августа 2023 года на 66-м году жизни после продолжительной болезни отошел в вечность профессор Киевской духовной академии, доктор богословия архимандрит Нестор (в миру — Юрий Владимирович Соменок) [Арх1мандрит Нестор, 2023]. Соменок Юрий Владимирович родился в Киеве 18 сентября 1957 года. Детство, духовные увлечения книгами, церковные праздники, первые религиозные традиции и услышанные церковные молитвы из уст родной матери на всю жизнь остаются вечным духовным источником радости, вдохновения, озарения, душевного тепла и воспоминанием о семейном уюте. Его мать была очень верующим человеком и всегда молилась, чтобы ее сын избрал путь служения Богу. И ее молитвы были услышаны. Страстную любовь и преданность матери он сохранил до самой ее смерти, памятуя, что Церковь Бо-жия — это мистическое место встречи живых и умерших, это дом любви, милосердия, прощения, где все человечество объединено навеки смертью и воскресением Христа Спасителя.
В 1965-1975 годах Юрий учился в Киевской средней общеобразовательной трудовой политехнической школе № 118. С детства увлекался художественной литературой, историческими книгами, воспоминаниями художников, ученых, эпистолярным наследием литераторов и писателей. Духовным пространством религиозной веры и поиском Бога для молодого человека стал Владимирский кафедральный собор. Великолепие православного богослужения, торжественные архиерейские службы, литургический символизм, церковное пение открыли для него животворящую традицию православного богословия, христианского благочестия и искусства святости.
С 1975 по 1977 год служил в рядах Советской армии, безусловно сформировавшей его мужественный характер, укрепившей волю и жажду духовной победы. Важной вехой в его жизни стало обучение в Ленинградской духовной семинарии с 1978 по 1981 год. Атмосфера церковного благочестия и увлечение церковно-исторической наукой оказали большое влияние на дальнейшее становление и развитие молодого ученого. Здесь он учился у великолепных профессоров и архипастырей той церковной эпохи. Несомненно, в духовных школах сформировался его взгляд на христианское богословие, историю Церкви и жизнь православия.
С 1981 по 1985 год продолжается обучение в Ленинградской духовной академии, которую Юрий Владимирович окончил с ученой степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Религиозно-нравственное совершенствование христианина по учению епископа Игнатия (Брянчанинова)» [Соменок, 2007 (Ь)]. Важно отметить, что духовная академия на многие годы определила направление духовного и богословского пути, благодаря которому будущий историк и священник сумел синтезировать теоретические богословские знания с практикой церковно-приходской жизни. Безусловно, особое впечатление на Юрия Владимировича произвели фундаментальные научные церковно-исторические труды известного церковного историка, богослова, интеллектуала, профессора Санкт-Петербургской духовной академии, доктора церковной истории, члена Российской академии наук Василия Васильевича Болотова (1854-1900).
15 ноября 1987 года во Владимирском кафедральном соборе города Киева Юрий Владимирович был рукоположен в сан диакона (целибат, безбрачие), а 22 ноября того же года митрополитом Киевским и Галицким Филаретом (Денисенко) — в сан пресвитера. Отец Георгий (именно так к нему, с чувством уважения и любви, начинает обращаться его православная паства) объединяет священническое служение со своей научно-исследовательской деятельностью. После богослужения в храме его можно было видеть в столичных исторических библиотеках, где он с духовной жаждой читал редчайшие книги, научные монографии, исторические исследования по истории Древней Церкви и православия на Руси.
Бесценные благословенные сокровища — книги своим историзмом, библейской мудростью, святоотеческой дидактикой, религиозным символизмом не только создают мир богослова, но и приближают его к источнику истины и вдохновения — Богу. Теоретические научные интересы молодого священника были достаточно многосторонними, как и его эрудиция в таких областях духовной культуры человечества, как история, литература, философия и богословские науки.
23 ноября 1987 года церковное руководство назначает его настоятелем Свято-Николаевского храма села Гнедин Бориспольского района Киевской области. Эти годы ревностного пастырского служения на Киевской земле, постоянное общение с народом Божьим, утренние и вечерние богослужения он гармонично сочетал с изучением церковной истории, осознавая, что жизнь христианина невозможна без Евхаристии, ежедневной молитвы, духовного окормления.
22 апреля 1988 года церковное руководство, отмечая личные заслуги отца Георгия, награждает его богослужебной наградой — набедренником (принадлежность богослужебного облачения), и в этом же году его выдвигают делегатом Поместного собора Русской православной церкви в честь 1000-летия Крещения Киевской Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Позже, преподавая в Киевских духовных школах, он вспоминал свое участие в соборном деянии Церкви Христовой, подчеркивая, что соборная жизнь Церкви Божией — это явление силы Господней, апостольской мудрости, духовной радости единения, евхаристического общения, соборного обсуждения вероучительных вопросов и руководства Святого Духа самой историей христианства.
28 июля 1989 года, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, крестителя Киевской Руси, отец Георгий назначен клириком Владимирского кафедрального собора города Киева. 12 апреля 1990 года возведен в сан протоиерея. Важно отметить, что с 5 марта 1990 года начинается новая веха в жизни отца Георгия: его назначают секретарем редакции журнала «Православный вестник», поскольку он прекрасно понимал, что издательское дело Церкви, церковная журналистика является важнейшим фактором просветительской, научной, миссионерской деятельности, настоящим каналом трансляции духовных идей, христианских ценностей, морали, теологических смыслов и, наконец, тем, что формирует настоящее и будущее церковной истории.
Но важнейшие годы пастырской жизни отца Георгия Соменка приходятся на период преподавательской и воспитательной деятельности в стенах Киевских духовных школ. С 1 августа 1990 года протоиерей Георгий назначен инспектором и преподавателем Киевской духовной семинарии, а в 1992-1993 годах — инспектором Киевской духовной академии и семинарии. 26 января 1994 года он получил ученое звание доцента и назначен на должность заведующего кафедрой церковной истории. Духовно и подвижнически шествуя по стопам преподобного Нестора Летописца, религиозного мыслителя, покровителя историков, молитвенника и заступника Киевских духовных школ, отец Георгий создает собственную историческую школу. Именно поэтому Промыслом Божьим в 1999 году за личный вклад в издательскую деятельность, а также за распространение духовных идеалов православия в общественно-политической деятельности Украины он удостоен ордена преподобного Нестора Летописца. В июне 2001 года назначен на должность заведующего кафедрой истории Древней Церкви и православия на Руси. За годы преподавательской деятельности в стенах Киевских духовных школ отец Георгий прочитал множество блистательных, увлекательных и незабываемых лекций, посвященных истории христианской церкви, Киевской Руси и Византии.
Не только в молитвах, но и в церковной истории, в богословских книгах и научных монографиях он находил Бога. В преподавательском призвании он успешно раскрыл свою одаренность и таланты, которыми щедро наделил его Господь. Отец Георгий умел видеть Бога, приходящего в Евхаристии и истории. Голос Бога он слышал в Священном Писании и в исторических фолиантах своей бесценной домашней библиотеки. Отметим, что небольшая квартира священника была уставлена множеством стеллажей с книгами. Библиотека для него была вторым храмом. Он даже представить не мог своей жизни без книг и церковных журналов. Многие, кто знал священника и богослова, отмечали, что для него жизнь без книг была бы пустыней, экзистенциальным одиночеством. Книжным новинкам он радовался, как радуется ребенок игрушкам и конфетам. С каким нетерпением он ждал новых книг и «Церковно-исторических вестников», изданных Обществом любителей церковной истории и издательством Крутицкого Патриаршего подворья в Москве. Не случайно писатели, журналисты, ученые утверждают, что библиотека творческого человека — это его вечные устремления духа, личный характер, любимый мир вдохновения, как детская сказка, творческая лаборатория, свидетельствующая о его мечтах, вере, мировоззрении, увлечении и таинственных уголках его души и сердца.
Отец Георгий удачно, мастерски и на высоком академическом уровне освещал блистательные образцы духовной жизни в истории христианства и применял их к разным сферам церковно-исторической науки, церковной и общественной жизни. Темпераментный, страстный и остроумный полемист, замечательный стилист, аристократ, он умело преподносил научно-исторический материал, искусно владел студенческой аудиторией, увлекая ее сложными вопросами христологии, сотериологии, экклезиоло-гии, пневматологии и истории Древней Церкви, а самые сложные и абстрактные вопросы религиозной философии в его изложении становились «насущным хлебом» христианского бытия. Практически все воспитанники семинарии и студенты академии
помнят его лекции и зачеты. Только отец Георгий мог умело, мастерски, увлекательно, непринужденно и интересно актуализировать вопрос получения второй панагии тем или иным архиереем (панагия — небольшая, обычно украшенная драгоценными камнями иконка Божией Матери, которую носят на груди архиереи как знак их высокого церковного сана) и сделать этот неважный, второстепенный вопрос из жизни архиерея краеугольным камнем всей его лекции, параллельно подробно рассказывая о бытовой жизни архипастыря и мельчайших подробностях его церковной и общественно-политической жизни. История, эстетика, живопись, литургическое богословие и архитектура создавали неповторимую духовную мозаику в преподавании церковно-историче-ских лекций отцом Георгием.
На его лекциях «оживали» выдающиеся церковные и светские историки и филологи: Василий Болотов (1854-1900), Николай Глубоковский (1863-1937), Михаил Поснов (1873-1931), Алексей Шахматов (1864-1920), протоиерей Георгий Флоровский (18931979), протопресвитер Иоанн Мейендорф (1926-1992), протоиерей Ливерий Воронов (1914-1995), академик Дмитрий Лихачев (1906-1999).
Богословие и церковная история отца Георгия охраняли вечные и неизменные истины познания Бога. Он стремился к сохранению любых исторических форм церковного бытия, истории христианской Церкви для построения успешной православной проповеди в условиях возможных искажений процессами многогранной секулярной современности. История христианства в изложении отца Георгия всегда была жизненной, практической, вечно актуальной и плодотворной, основой подлинно церковного и творческого формирования будущих богословов и пастырей Церкви Христовой.
Протоиерей Георгий акцентировал внимание воспитанников, студентов, священнослужителей и прихожан на постоянном углубленном изучении истории православной церкви. Он верил в педагогический потенциал святоотеческой жизни, силу богословского знания и духовные возможности православной церкви в преобразовании жизни современного мира. Разделяя многие богословские взгляды отца Георгия относительно истории, необходимо сказать, что многие вопросы, поднятые им в церков-но-исторической науке, в большинстве своем и сегодня сохраняют свою актуальность, особенно в политических и геополитических реалиях современного мира.
Неоднократно он акцентировал внимание воспитанников и студентов на том, что власть большевиков в 20-е годы XX века, играя на патриотических чувствах украинского населения, манипулируя понятиями патриотизма, любви к украинскому языку, богатой культуре, самобытным народным традициям, лишь использовала народные церковные движения автокефалистов-самостийников для раскола единства русского православия и ослабления в целом религиозного влияния христианства на народ. Точно так же, отдавая должное высокому интеллекту, образованности главных лидеров российского обновленческого раскола, отец Георгий отмечал, как умело пропагандисты-большевики, используя революционную риторику социальной несправедливости, раскалывали православное духовенство (епископат, монашествующих, мирян и женатое духовенство) и им удалось сакральные мистические слова Евхаристии «Христос посреди нас» сделать не только иронической насмешкой, но и общественно-политической реальностью,
преобразовав их на «донос посреди нас». Протоиерей Георгий удачно сочетал прошлое и настоящее христианства, акцентируя внимание на непрерывности духовной жизни православного христианина. Он свободно чувствовал себя на семинарских и академических лекциях, виртуозно владея историческими знаниями по своей теме. Ему была присуща добродушная, сдержанная ирония и юмор. Вспоминая мелкие подробности из жизни церковных деятелей, даже их быт, родственные отношения, рассказывая об истории ересей, расколов, он любил повторять фразу: «Можно славно войти в церковную историю, а можно в нее грязно вляпаться». Нет сомнения, что академические лекции отца Георгия требовали мощного теологического мышления, эрудиции, начитанности, широкого горизонта церковной жизни.
Отец Георгий подчеркивал, что успешная проповедь православной церкви в современном мире существенно зависит от понимания сущности прошлого христианства, смысла человеческой истории, эсхатологии, роли православия в современной культуре. В жизни отца Георгия христианство существенно расширяло мировоззрение современной научной мысли. Не вызывает сомнений тот факт, что у него было особое отношение к изложению истории христианской церкви, с убеждением, что христианское понимание истории способно реально изменить мир.
В 2001 году за весомый вклад в развитие богословской науки и ревностное церковное служение, а также за личный вклад в возрождение духовности, возвышение роли Церкви в жизни общества и государства протоиерей Георгий удостаивается ордена святого равноапостольного великого князя Владимира III степени.
9 ноября 2004 года протоиерей Георгий Соменок получает ученое звание профессора Киевской духовной академии, а 25 декабря 2006 года решением специализированного ученого совета Ужгородской Украинской богословской академии имени святых Кирилла и Мефодия протоиерею Георгию присваивается ученая степень доктора богословия.
26 декабря 2007 года в храме преподобного Антония Печерского в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры Предстоятелем Украинской православной церкви, Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) пострижен в мантию с именем Нестор в честь преподобного Нестора Летописца. Духовно подражая своему небесному покровителю и «духовному патрону» — преподобному Нестору Летописцу, который при земной жизни с большим уважением относился к исторической науке, богословию и эсхатологическим концептам христианской историософии, отец Нестор еще более самоотверженно и всецело посвящает себя церковной науке.
Ярчайший пример живой любви к церковной истории, явленный отцом Нестором, вдохновлял многих студентов на серьезные церковно-исторические исследования и занятия христианским богословием. Отметим, что отец Нестор и сам автор многих научных публикаций и монографий, например, можно отметить среди них [Соменок, 1997, 1999, 2001, 2002, 2004, 2005 (a, b), 2007 (a); Нестор, 2008 (a, b), 2009 (a, b), 2010 (a, b)]. Церковный исторический материал, всевозможные разрозненные воспоминания, даже незначительные бытовые мелочи из жизни архиереев были для отца Нестора искусны-
ми красочными запоминающимися мазками художника-творца его церковно-истори-ческой, нравственной, богословской и социальной величественной картины познания Бога, Церкви, мира и человека. Нет сомнений, что церковные деятели, богословы и даже святые будут жить в сознании верующих людей и останутся там на века, если о них напишут церковные и светские историки, богословы, писатели и литераторы.
Церковная история становится сегодня одной из важнейших магистралей религиозного, духовно-исторического, цивилизационного становления и развития Украины. История Украины возрождает для нас великие фигуры прошлого Церкви, государства и украинской культуры. Скептики, прагматики пытаются убедить малообразованную молодежь, что церковные события прошлого, жизнь святых, деяния церковных иерархов, профессоров духовных школ не имеют никакого отношения к реальному миру христианской теологии, церковно-приходскому бытию, современной гуманитарной науке, потому что церковная история якобы писалась под заказ политическими идеологами или пропагандистами-фальсификаторами.
Отец Нестор был убежден, что воспитаннику семинарии и студенту академии важно знать все мельчайшие подробности из жизни Древней Церкви и жизни церковных иерархов, государственных деятелей Киевской Руси. Он уделял много внимания воспитанию молодежи, напоминая, что добрые дела просвещения, благочестие, проповедь, развитие православной церкви предшественниками — это реальный пример духовного подражания для современников, а ошибки прошлого в истории Церкви — уроки, духовные наставления, предостережения и научение народа Божия. Историк максимально приближался к выдающимся историческим фигурам православной церкви, рассматривая их жизнь, творчество и духовное наследие сквозь церковную историю, но одновременно создавал новаторские парадигмы исторического видения, теологического мышления, философского восприятия, нравственного понимания, максимально приближаясь к церковным первоисточникам. Отец Нестор умело владел церковно-истори-ческим материалом, разрушая всяческие схоластические трафареты преподавания, он был исследователем прошлого и настоящего и при каждой возможности погружался в изучение мельчайших подробностей древности, докапываясь до глубочайших корней церковной жизни, доказывая, что не на ступеньках имперских домов Рима или Византии создавались духовные проекты христианства, а на плодородной почве религиозно-библейской мысли, христианской догматики и опытной рефлексии святых отцов православной церкви, монашествующих и церковных иерархов.
В 2007 году за развитие богословской науки и церковного образования отец Нестор награжден орденом святого апостола Иоанна Богослова II степени. 30 декабря 2007 года возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями, а 20 апреля 2008 года он возведен в сан архимандрита.
В 2010 году за заслуги в церковной деятельности, направленной на укрепление авторитета Церкви Христовой в современном обществе, отец Нестор награжден орденом святителя Димитрия Ростовского и Грамотой Священного синода в честь празднования 1020-летия Крещения Руси.
Проблема сочетания сладковатого орнаментального языка византийской теологии, литургической символики с реальными проблемами и вызовами церковной истории давно волнует церковных и светских ученых. Образно выражаясь, необходимо отметить, что педагогическое и научное наследие архимандрита Нестора оказалось качественным сплавом разнообразных способностей и талантов: научных, педагогических, проповеднических, полемических и пастырских. Как и в церковной истории, которую так сердечно любил отец Нестор, так и в жизни Церкви довольно часто происходят турбулентные и трудно объяснимые на языке рациональности события. В результате «прогрессивных» и «инновационных» реформ киевских духовных школ многочисленным педагогическим и исследовательским талантам отца Нестора не нашлось применения в Киевской духовной академии и семинарии. На посту заведующего кафедрой церковной истории его сменил молодой профессор, для которого верность бюрократии, буквоедству, начетничеству, иерархическому принципу управления Церковью, преданность мертвой исторической схоластике темных пыльных кабинетов исторических архивов, идеализация, объективация голых исторических фактов, а также точность расстановки книг в алфавитном порядке на книжной полке стали намного важнее, нежели человеческое общение с преподавателями, студентами, церковная коммуникация и верность животворящей традиции духа христианства.
Христиане часто ищут выдающихся богословов, настоящих историков по всему миру, не догадываясь, что они находятся совсем рядом. Например, из стен Киевской духовной семинарии или академии трудно было бы выйти невеждой тем слушателям, кто реально внимал каждому слову архимандрита Нестора, духовного лидера, руководителя к неземному миру христианской мудрости, радости и реального обновления духовного бытия христианина. Призванием отца Нестора было непревзойденное самоотверженное преподавание, его лекции можно сравнить с выступлением настоящего оперного певца в хорошем смысле этого слова. Каждое слово лектора проникало в сердце: аристократический стиль преподавания, изложение исторического материала завораживало, будто перед тобой возникал настоящий античный философ, вооруженный словом и пером. Киевские духовные школы были для отца Нестора собором богословских наук, христианских нравов, добродетели и святости.
Именно поэтому иногда возникали и определенные драматические ситуации, недоразумения, противоречия в ожесточенных дискуссиях при обсуждении тех или иных церковных событий, исторических фигур, духовных движений христианства. Даже в личностном общении талантливый профессор «взрывался», яростно вовлекался в спор, дискуссию, что объяснялось его принципиальностью, вспыльчивым характером, требовательностью, симпатиями, антипатиями, прямодушием и защитой церковной истины. Отец Нестор откровенно и прямолинейно, иногда не выбирая слов, умел высказать правду о церковной жизни и церковном управлении в духовных школах. А правда всегда остра, всегда на острие пера и слова.
Можно только предполагать, что отец Нестор утешал себя теми мыслями, что христианская теология — это не только академическая теория и преподавание в духовных школах, университетах и академиях, а прежде всего практический вопрос живого Бо-гообщения в Евхаристии. Именно поэтому 2 сентября 2010 года архимандрит Нестор церковным священноначалием был назначен штатным священником Покровского храма на Приорке города Киева. В 2011 году архимандрит оставил преподавательскую деятельность в Киевской духовной академии и семинарии. 3 апреля 2015 года он награжден правом служения с открытыми царскими вратами до Херувимской песни. 14 октября 2017 года был награжден вторым крестом с украшениями к 60-летию со дня рождения и по случаю 30-летия священнической хиротонии.
Известно, что христианская теология — это обогащение, расширение и украшение действительности земного бытия. Эта истина не является новой и уникальной, об этом постоянно пишут все выдающиеся богословы и религиозные мыслители, писатели, журналисты. И жизнь отца Нестора — очередное тому подтверждение. Об актуальности этой истины говорит наше историческое время. Подлинная оценка его научной и преподавательской деятельности еще, безусловно, впереди. А сейчас смело можем утверждать: в историю и энциклопедию Украинской православной церкви вписано еще одно имя величайшего профессора, богослова и священника.
Последние годы своей академической и научно-исследовательской жизни архимандрит Нестор провел в стенах Межрегиональной академии управления персоналом (МАУП) [Жива 1стор1я Церкви], общаясь с молодежью, убедительно доказывая, что Бог — это не только духовная идея, богословская теория, но и сама радостная жизнь в общении с Духом Святым. Являясь профессором кафедры теологии и христианской коммуникации Межрегиональной академии управления персоналом (МАУП), он существенно обогатил преподавательскую и исследовательскую деятельность кафедры, а также предложил создать новые издательские проекты духовно-просветительского Центра имени святых апостолов.
Преставился к Богу отец Нестор 2 августа 2023 года, в день памяти святого пророка Илии, тем самым духовно и символически приобщаясь к эсхатологической проповеди ветхозаветного пророка накануне Второго и славного Пришествия Господа нашего Иисуса Христа.
Литература
Архiмандрит Нестор (Соменок, 1957-2023). Некролог // Труди Ки!всько! Духовно! Академи. 2023. № 39. — С. 215-220.
Жива iсторiя Церкви [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://maup.com.ua/ua/ navchannya-u-maup/centri-ta-kursi/duhovno-prosvitnicki-centr/statti/zhiva-istoriya-cerkvi.html (дата обращения: 25.12.2023).
Нестор (Соменок), архим. (а) Первохристианство и Православие в свете Священного Предания и современности // Труди Ки!всько! Духовно! Академи. 2009. № 10. — С. 285-294.
Нестор (Соменок), архим. (а) Первохристианство и Православие в свете Священного Предания и современности // Труди Ки!всько! Духовно! Академп. 2010. № 12. — С. 347-366.
Нестор (Соменок), архим. (b) История Древней Церкви как богословская наука и как академическая дисциплина // Труди Ки!всько! Духовно! Академп. 2010. № 13. — С. 213-234.
Нестор (Соменок), архим. (b) Крещение руссов в церковно-культурном контексте греко-славянских отношений // Труди Ки!всько! Духовно! Академп. 2008. № 9. — С. 73-131.
Нестор (Соменок), архим. (b) На пути к синтезу русского академического богословия и церковно-исторической науки: вклад Киевской духовной академии // Труди Ки!всько! Духовно! Академп. 2009. № 11. — С. 49-78.
Нестор (Соменок), игум. (а) Личность и творческий путь Г.И. Челпанова (1862-1936) // Труди Кшвсько! Духовно! Академп 2008. № 8. — С. 255-274.
Соменок Г. (а) Вщ Брестсько! унп до Переяславсько! Ради // Труди Ки!всько! Духовно! Академп. 2005. № 6. — С. 31-64.
Соменок Г. (а) Житомирское совещание и Харьковский Собор в свете церковных канонов и новейшей истории Православия в Украине // Труди Ки!всько! Духовно! Академп. 2007. № 7. — С. 30-85.
Соменок Г. (b) Духовное совершенствование христианина по трудам святителя Игнатия (Брянчанинова). — Киев, 2007. — 222 с.
Соменок Г. (b) Монофелитство и борьба с ним на Востоке и на Западе перед VI Вселенским Собором // Труди Ки!всько! Духовно! Академп. 2005. № 6. — С. 153-162.
Соменок Г. Из истории Православия на Украине (краткий экскурс) // Труди Ки!всько! Духовно! Академп. 2004. № 5. — С. 105-122.
Соменок Г. Киево-Могилянская коллегия-академия на рубеже столетий // Труди Ки!всько! Духовно! Академп. 2002. № 4. — С. 44-72.
Соменок Г. Православное понимание Священного Предания как «способа распространения и сохранения в Церкви Божественного Откровения» // Труди Ки!всько! Духовно! Академп. 2001. № 3. — С. 70-84.
Соменок Г. Святой патриарх Фотий и Великий Софийский Собор 879-880 гг. // Труди Ки!всько! Духовно! Академп. 1997. № 1. — С. 79-88.
Соменок Г. Халкидонский орос (IV Вселенского Собора) в свете решений VII Вселенского Собора // Труди Ки!всько! Духовно! Академп. 1999. № 2. — С. 216-260.
References
Archimandrite Nestor (Someonok, 1957-2023). Obituary. Proceedings of the Kyiv Theological Academy, 2023, no. 39, pp. 215-220. (In Ukrainian)
Nestor (Somenok), archimandrite. (b) On the way to the synthesis of Russian academic theology and church historical science: the contribution of the Kyiv Theological Academy. Proceedings of the Kyiv Theological Academy, 2009, no. 11, pp. 49-78. (In Russian)
Nestor (Somenok), archimandrite. Early Christianity and Orthodoxy in the light of Sacred Tradition and modernity. Proceedings of the Kyiv Theological Academy, 2009, no. 10, pp. 285-294. (In Russian)
Nestor (Somenok), archimandrite. Early Christianity and Orthodoxy in the light of Sacred Tradition and modernity. Proceedings of the Kyiv Theological Academy, 2010, no. 12, pp. 347-366. (In Russian)
Nestor (Somenok), archimandrite. History of the Ancient Church as a theological science and as an academic discipline. Proceedings of the Kyiv Theological Academy, 2010, no. 13, pp. 213-234. (In Russian)
Nestor (Somenok), archimandrite. The baptism of the Russians in the church-cultural context of Greek-Slavic relations. Proceedings of the Kyiv Theological Academy, 2008, no. 9, pp. 73-131. (In Russian)
Nestor (Somenok), hegumen. Personality and creative path of G.I. Chelpanova (1862-1936). Proceedings of the Kyiv Theological Academy, 2008, no. 8, pp. 255-274. (In Russian)
Somenok G. Chalcedonian oros (IV Ecumenical Council) in the light of the decisions of the VII Ecumenical Council. Proceedings of the Kyiv Theological Academy, 1999, no. 2, pp. 216-260. (In Russian)
Somenok G. From the Brest Union to the Pereyaslav Rada. Proceedings of the Kyiv Theological Academy, 2005, no. 6, pp. 31-64. (In Ukrainian)
Somenok G. From the history of Orthodoxy in Ukraine (a short excursion). Proceedings of the Kyiv Theological Academy, 2004, no. 5, pp. 105-122. (In Russian)
Somenok G. Holy Patriarch Photius and the Great Sophia Cathedral 879-880. Proceedings of the Kyiv Theological Academy, 1997, no. 1, pp. 79-88. (In Russian)
Somenok G. Kiev-Mohyla College-Academy at the turn of the century. Proceedings of the Kyiv Theological Academy, 2002, no. 4, pp. 44-72. (In Russian)
Somenok G. Monothelitism and the fight against it in the East and in the West before the VI Ecumenical Council. Proceedings of the Kyiv Theological Academy, 2005, no. 6, pp. 153-162. (In Russian)
Somenok G. Orthodox understanding of Sacred Tradition as "a way of disseminating and preserving Divine Revelation in the Church". Proceedings of the Kyiv Theological Academy, 2001, no. 3, pp. 70-84. (In Russian)
Somenok G. Spiritual improvement of a Christian according to the works of St. Ignatius (Brianchaninov). Kyiv, 2007, 222 p. (In Russian)
Somenok G. The Zhytomyr Conference and the Kharkov Council in the light of church canons and the modern history of Orthodoxy in Ukraine. Proceedings of the Kyiv Theological Academy, 2007, no. 7, pp. 30-85. (In Russian)
The history of the Church is alive. URL: https://maup.com.ua/ua/navchannya-u-maup/centri-ta-kursi/ duhovno-prosvitnicki-centr/statti/zhiva-istoriya-cerkvi.html (data of access: 25.12.2023). (In Ukrainian)