уже создана и экономисты, анализируя достижения научно-технического прогресса, все чаще и чаще обращаются к трудовой теории потребительной стоимости. Отличие этой теории от других, претендующих на новую парадигму в экономике, состоит в том, что она сохраняет труд в качестве основной экономической категории с той принципиальной особенностью, что это труд
не прошлый, овеществленный, а живой, труд не затраченный, а высвобожденный, сэкономленный, характеризующий потенциальные возможности производства.
Учитывая сказанное, при разработке методик оценки эффективности электрификации (энергопотребления) [2 ] мы используем следующие потре-бительностоимостные показатели: общее высвобождение электроэнергией живого труда (по народному хозяйству в целом, по отрасли или в отдельном технологическом процессе), коэффициент высвобождения электроэнергией живого труда (отношение высвобожденного электроэнергией живого труда и произведенной электроэнергии), ко-
эффициент полезного использования электроэнергии (отношение полезной и подведенной электроэнергии), энергетический эквивалент занятого про-стым трудом человека (он составляет 200—250 кВт-ч в год), потребительная стоимость электроэнергии и др.
Приведенный в качестве иллюстрации преимуществ полезностной концепции пример использования потре-бительностоимостных критериев в электроэнергетике наглядно свидетельствует о том, что полезностный подход в экономике способен поставить надежный заслон бесполезным потерям энергии всех видов и внедрению малоэффективной техники во всех отраслях социально ориентированного производства. В условиях необходимости гуманизации всех сфер жизнедеятельности человека, надвигающегося энергетического кризиса и всеобщей экологической катастрофы повсеместное использование противозатратных механизмов хозяйствования по своей значимости может встать в один ряд с вопросами дальнейшего существования нашей цивилизации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бесчинский А. А., Коган Ю. М. Экономические проблемы электрификации. М.: Энер-гоатомиздат, 1983. 432 с.
2. Дюдяев Н. Ф., Байнев В. Ф., Баури-на С. Б. Эффективность энергопотребления: по-требительностоимостный анализ/ Мордов. ун-т.
Саранск, 1996. 13 с. Деп. в ВИНИТИ 25.12.96, № 3799 — В96.
3. Ельмеев В. Я. Трудовая теория потребительной стоимости — новая парадигма экономической науки. СПб.: Изд-во С.- Петербург, ун-та, 1996. 136 с.
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ РЕФОРМА И ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
А. П. ГОРИНА, кандидат экономических наук
Жилищно-коммунальное хозяйство — одна из отраслей, которая длительное время дотировалась из бюджета. Либерализация цен затронула все отрасли и сферы народного хозяйства. Не могла она обойти и жилищно-коммунальный сектор. Так, до 1993 г. оп-
лата коммунальных услуг квартиросъемщиками составляла лишь 0,2 %. Остальное дотировалось из местных бюджетов. В условиях развития рыночных отношений подобное недопустимо.
Концепция реформы заключается в
© А. П. Горина, 1997
передаче всего жилого фонда, предприятий коммунального энергетического хозяйства и коммуникаций в муниципальную собственность, четком разграничении функций заказчика и подрядчика при эксплуатации жилья.
В соответствии с Законом Российской Федерации „Об основах федеральной жилищной политики" 22 сентября 1993 г. вышло постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации № 935 „О переходе
на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг" В нем отмечено, что тарифы на услуги должны отражать уровень общественно необходимых затрат на их производство и реализацию, а также создавать возможность для рентабельной работы предприятий жилищ-но-коммунального хозяйства.
Конечным этапом перехода на новые условия оплаты жилья и коммунальных услуг является полное возмещение населением всех издержек. Установлены доли покрытия реальных нормативных затрат за счет средств населения на промежуточных этапах в следующих пределах : 1994 г. — 15—
20 %, 1995 — 20—40, 1996 — 40—60, 1997 — 60—80, 1998 г. — 100 %.
Забегая вперед, отметим что Республика Мордовия не укладывается в нормативные сроки, определенные Правительством РФ. Подобное положение складывается в большинстве регионов России. Исключение составляют лишь немногие социально адаптированные к рыночным реформам регионы (Нижегородская область, г. Москва). В этой связи было разработано и утверждено постановление Правительства РФ от 18 июня 1996 г. № 707 „Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг",
которым сроки перехода на новую систему продлены до 2003 года.
* Предельный уровень платежей граждан определяется в процентах к затратам на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги (без учета затрат на капитальный ремонт жилищного
фонда).
В соответствии с названным нормативным актом в Республике Мордовия разработаны два альтернативных проекта постановления: в Министерстве строительства, архитектуры и жилищ-но-коммунального хозяйства РМ и в Комитете цен при Министерстве экономики РМ. В своей основе они имеют достаточно много общего, в частности темпы осуществления реформы: с 1997 по 2002 г. граждане должны оплачивать 35(38) % от всех издержек и лишь в 2003 г. выйти на 100 % покрытие расходов по содержанию жилья и коммунальным услугам.
При определении уровня оплаты жилья в Республике Мордовия предполагается использовать следующие коэффициенты : многоэтажные капитальные жилые дома, имеющие все виды благоустройства, включая лифты и мусоропроводы, — 1,0; многоэтажные капитальные жилые дома, имеющие все виды благоустройства, кроме лифта и мусоропровода, — 0,8; то же при наличии газовой колонки — 0,7; жилые дома, имеющие не все виды благоустройства (общежития комнатной системы), — 0,6; жилые дома без удобств — 0,5; жилые дома коечного типа — 0,4.
Установлены максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг в размере 15 %, а также предельный уровень платежей граждан в размере 35 % к затратам на жилье и коммунальные услуги.
Важной стороной осуществления жилищно-коммунальной реформы является применение мер социальной защиты населения в виде предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в
» _
В соответствии с методикой расчета экономически обоснованных ставок и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, разработанной Комитетом РФ по муниципальному хозяйству и утвержденной приказом № 56 от 9 ноября 1993 г., по Российской Федерации установлены соответствующие коэффициенты: К^ — 1,0; К2 —1,2 (многоэтажные капитальные жилые дома повышенной комфортности); К3 — 0,8; К4 — 0,6.
пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода и действующих льгот*.
Постановлением Совета Министров — Правительства Мордовской ССР № 60 от 22 марта 1994 г. „О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг в Республике Мордовия" предусмотрено установление социальной нормы площади жилья в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг, в размере 18 м2 общей площади на человека плюс 9 м2 общей площади на семью. Этим же документом определен порядок предоставления компенсаций (субсидий) .
Граждане признаются нуждающимися в получении компенсаций (субсидий) , если сумма расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади и нормативов потребления с учетом действующих льгот превышает установленную на данный период долю предельно допустимых собственных расходов граждан на эти цели в составе совокупного дохода семьи. Компенсация (субсидия) назначается соответствующей службой по заявлению гражданина после предоставления им документов о составе семьи, размерах занимаемой площади, расходах на оплату жилищно-коммунальных услуг, совокупном доходе семьи, документов, подтверждающих право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Этой службой и гражданином заключается соответствующее соглашение.
Источниками средств, направляемых на выплату компенсаций (субсидий), являются: средства соответствующего бюджета; собственные средства
* В настоящее время ведется работа над нормативным актом по упорядочению льгот, а до его принятия действуют положения существующего законодательства.
предприятий, учреждений и организаций; часть доходов, получаемых от населения при повышении платежей за жилье и коммунальные услуги. Компенсации (субсидии) предоставляются гражданам в безналичной форме и используются по целевому назначению.
Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства РФ разработано положение „О расчете субсидий и учете действующих льгот по оплате жилья и коммунальных услуг", согласно которому их размер определяется как разница между принятыми на данный период размерами платы за часть жилых помещений, занимаемых по социальной норме площади жилья, и коммунальные услуги в соответствии с нормативами их потребления и предельно допустимыми расходами граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи и действующих льгот:
Б = ПН-V 1тах, (1)
где Б — размер субсидий, руб.; ПН — платежи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потреб-ления услуг с учетом действующих льгот, руб.; V — совокупный доход семьи, руб.; 1шах — максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, установленная на соответствующий период.
Для РМ формула (1) примет вид:
Б = ПН-V 0,15. (2)
Плата за жилье и коммунальные услуги, осуществляемая за счет средств семьи, определяется так:
ПС = П - Б, (3)
где П — фактически начисляемая плата за жилье и коммунальные услуги.
В качестве примера приведем расчет размера платы за жилье и основные коммунальные услуги за счет средств граждан в Республике Мордовия по ныне действующему и новому порядку для семьи, состоящей из 4 человек, проживающей в многоэтажном капитальном жилом доме, имеющем все виды благоустройства (табл. 1).
Таблица 1
Расчет размера платы за жилье и основные коммунальные услуги за счет средств
граждан в Республике Мордовия (К-1)
№ п/п Показатели По действующему По новой
_порядку_ системе
1 . __________ ________ _______________
ходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг
2 Совокупный доход семьи, состоящей из 4 человек, руб.
3 Общая площадь занимаемой квартиры, м2
4 Социальная норма площади жилья по ныне действующему законодательству, м2
5 Ставка оплаты жилья за 1 м2, руб.
6 Оплата жилья всего, руб. (п. 5 х п. 3)
7 Оплата услуг центрального отопления, руб.:
за 1 м2 общей площади
8 всего (п. 7 х п. 3)
9 Ставка оплаты других коммунальных услуг на 1 чел. в месяц, всего, руб.
В том числе:
горячее водоснабжение
водопровод
канализация
газ
электроэнергия
10 Оплата других коммунальных услуг в месяц, всего, руб. (п. 9X4)
В том числе:
горячее водоснабжение
водопровод
канализация
газ
электроэнергия
11 Плата за жилье и коммунальные услуги, начисляемая гражданину, руб. (п. 6 + п. 8 + п. 10)
12 Уровень расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг (п. 11 : п. 2)
13 Платежи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления услуг с учетом действующих льгот, всего, руб.
В том. числе:
оплата жилья (п. 5 х п. 4)
оплата центрального отопления (п. 7 х п. 4)
оплата других коммунальных услуг (п. 9x4)
14 Размер субсидий (компенсаций), руб.
(п. 13 - п. 2 х 0,15)
15 Плата за жилье и коммунальные услуги, осуществляемая за счет средств семьи, руб. (п. 11 —п. 14)
500 000 40*
114
114 х 40 = 4 560
223
223 х 40 = 8 920
0,15 500 000 64
(18 х 4) + 9 = 81
257
257 х 64 = 16 448
585
585 х 64 = 37 440
11 277
3 759 1 301
637 1 080
4 500
14816
6 578 1 301 637 1 800 4 500
11 277 х 4 = 45 108 14 816 х 4 = 59 264
3 759 х 4 = 15 036 1 301 х 4 = 5 204 637 х 4 = 2 548
1 080 х 4 = 4 320
4 500 х 4 = 18 000
4 560+8 920+ +45 108-58 588
6 578 х 4 1 301 х 4
= 26 312
= 5 204
637 х 4 = 2 548
1 080 х 4 = 4 320
4 500 х 4 = 18 000
16 448+37 440+ +59 264- ИЗ 152
113152 500 000
= 0,23
127 466
257 х 81 = 20 817 585 х 81 = 47 385
58 588
14 816 х 4 = 59 264
127 466-500 000 х х0,15-52 466
113 152-52 466-- 60 686
Приведенный расчет показывает, что для семей с низким ходов (в нашем примере
уровнем до-среднедуше-
* По ныне действующему порядку оплата
производится за жилую площадь.
Компенсация назначается гражданам в
случае I > 0,15.
вой доход составляет 125 тыс. руб.)
грядущая жилищно-коммунальная реформа не грозит серьезными катаклизмами, так как фактическое увеличение платы за жилье и коммунальные услуги за счет средств семьи оказывается незначительным — 2098 руб. (60 686 - 58 588). Однако это возможно
лишь при осуществлении целенаправленной адресной помощи семьям, действительно нуждающимся в государственной социальной защите, через механизм субсидий (компенсаций). Оплата на жилье и коммунальные услуги в полном объеме без предоставления субсидий может оказаться непосиль-
ным бременем для многих граждан, проживающих в республике. Жилищная реформа затронет интересы сред-недоходных, а также высокодоходных групп населения, имеющих, как правило, достаточно просторные квартиры.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ СФЕРА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ: ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ
А. Н. ЧАЛУХИН, кандидат экономических наук
В конце 80-х и в первой половине 90-х годов система экономических отношений, складывающаяся в процессе использования предприятиями авансируемых денег на приобретение средств производства, реконструкцию и строительство объектов, в процессе формирования производственной стоимости товарной продукции и ее реализации, была противоречива и несовершенна. Об этом свидетельствует падение эффективности и объемов производства в народном хозяйстве Республики Мордовия. Так, в промышленности за период с 1991 по 1996 г. производительность труда уменьшилась на 63,4 %, а объем производства — на 66,3 %. Все это, а также диспропорция, возникшая между ценами на строительные материалы, оборудование и выделяемым^ капитальными вложениями, обусловили сокращение инвестиционных ресурсов в народном хозяйстве. В
1996 г. по.-сравнению, с 1990 г. объем
капитальных вложений в Республике Мордовия уменьшился в 8,4 раза.
Начиная с 1990 г. в Мордовии происходит процесс недоинвестирования экономики. Он сопровождается ухудшением состояния основных производственных фондов. Процент их физического износа имеет в последние годы тенденцию к увеличению. В настоящее время более половины основных фондов в производственных отраслях из-
ношены, а на отдельных предприятиях („Дубитель", Щирингушская суконная фабрика и др.) износ фондов достиг критического состояния — 75 % и более.
По нашим ориентировочным расчетам, общая потребность в капитальных вложениях в народное хозяйство республики в 1997 году составляет 1,3 трлн рублей, а госбюджетные средства и средства предприятий способны покрыть лишь 1/3 данной суммы. В связи с этим актуальной проблемой является изыскание инвестиционных ресурсов.
Главной экономической основой роста инвестиционных фондов является увеличение объемов производства и производительности общественного труда. Благодаря этому создаются предпосылки для увеличения темпов роста капитальных вложений, так как возрастает масса прибыли — основной источник инвестиций.
В связи с этим в ближайшей перспективе в экономической политике приоритет должен быть направлен на увеличение объема прибыли, и особенно той части, которая идет на накопление. Основная масса этих средств должна быть использована в производственных целях. Если проанализировать структуру ввода в Мордовии основных фондов за прошедшее пятилетие, то можно сделать вывод, что ввод объектов в производственной сфере
© А. Н. Чалухин, 1997