Проблемы ЖКХ
УДК 643.01
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА г. УЛЬЯНОВСКА
М. Н. КОНДРАТЬЕВА, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и организации производства E-mail: [email protected]
Е. В. БАЛАНДИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства E-mail: [email protected] Ульяновский государственный технический университет
В статье анализируется состояние жилищно-коммунального хозяйства г. Ульяновска. Рассматриваются основные проблемы функционирования ЖКХ при переходе к современной рыночной экономике. Предложены подходы к оптимизации и повышению эффективности развития жилищно-коммунальной сферы г. Ульяновска.
Ключевые слова:жилищно-коммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, жилищный фонд, капитальный ремонт, социальное обеспечение.
Официально о начале реформы ЖКХ в Ульяновской обл. было объявлено в августе 1997г., когда вышло постановление главы администрации Ульяновской области от 29.08.1997 № 150 «О концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства». Согласно данному документу процесс реформирования отрасли на территории области должен был завершиться в 2003 г.
Программы реформирования ЖКХ были приняты и на областном уровне, и всеми муниципальными образованиями. Однако перечень ме-
роприятий — это еще не механизм их исполнения. Несмотря на наличие программ, реформирование ЖКХ по-прежнему относится к одной из труднейших задач городского и районного хозяйств.
Проблемы предприятий жилищно-коммунального комплекса обусловлены:
— недостаточно эффективной системой управления;
— тяжелым финансовым положением;
— высокими затратами;
— отсутствием экономических стимулов снижения издержек при оказании услуг, а следовательно, мотивации к эффективной работе.
В отрасли наблюдается высокая степень износа основных фондов, большие потери энергоресурсов, недостаточный уровень квалификации специалистов.
Важной проблемой остается недостаточная оснащенность жилья, его качество.
Ежегодный недоремонт кровельных крыш жилых домов и различных построек составляет около
70—80 % от потребности. Внутридомовые инженерные системы канализации, горячего и холодного водоснабжения находятся в крайне изношенном состоянии — большей части оборудования требуется полная замена. Износ внутридомовой инженерной системы не дает возможность качественно провести нормативные мероприятия по подготовке жилищного фонда к работе в зимних условиях, что не позволяет домам функционировать в безаварийном режиме.
По данным исследования, проведенного авторами, в 2007г. необходимо было выполнить капитальный ремонт:
— кровли — на1 509 домах;
— межпанельных швов — на 593 домах;
— фасадов — 746 домов;
— центрального отопления — в 948 домах;
— горячего водоснабжения — в 468 домах;
— холодного водоснабжения — в1 177 домах;
— канализации в 494 домах.
Кроме того, в муниципальном жилищном фонде есть дома, где центральное отопление остается панельным. Оно не отвечает необходимым требованиям по обеспечению домов теплом и непригодно для эксплуатации.
В казну муниципальных образований области от различных ведомств передаются жилые дома. По своему техническому состоянию этот жилищный фонд находится в крайне запущенном состоянии. Как правило, он достается муниципальным образованиям «по наследству» от предприятий-банкротов
без возмещения затрат на содержание и ремонт. Эксплуатация многих домов без проведения срочного капитального ремонта становится опасной для их жителей.
В г. Ульяновске на ремонт жилищного фонда необходимо порядка 2 млрд руб. Это половина городского бюджета. Причем на капитальный ремонт требуется 1,5 млрд руб., что значительно превышает финансовые возможности городского бюджета и граждан — собственников жилья.
В результате люди остаются без горячей воды, без отопления, без нормальных условий проживания.
Около 20 % городского жилищного фонда неблагоустроенно.
Прогнозные значения благоустройства жилищного фонда города Ульяновска представлены в табл. 1.
Объемы финансирования капитального ремонта жилищного фонда, работы по его благоустройству представлены в табл. 2.
Анализ данных табл. 2 показывает, что объемы финансирования капитального ремонта жилищного фонда г. Ульяновска увеличились. Однако предусмотренных средств явно недостаточно для решения жилищных проблем.
Улучшение качества обслуживания и ремонта жилищного фонда зависит не только от предоставляемых населению услуг, но и от позиции самих собственников жилья, которые данные услуги заказывают.
Таблица 1
Благоустройство жилищного фонда г. Ульяновска в 2005—2020гг., %
Наименование 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Жилищный фонд, оборудованный 93,8 94,1 94,4 94,8 95,0 95,3 95,6 95,9 96,2 96,5 96,9 97,2 97,5 97,8 98,1 98,4
водопроводом
Жилищный фонд, оборудованный 93,4 93,7 94,0 94,4 94,6 94,9 95,2 95,5 95,8 96,1 96,5 96,8 97,1 97,4 97,7 98,0
канализацией
Жилищный фонд, оборудованный 56,0 56,3 56,6 56,9 56,9 57,2 57,5 57,7 57,9 58,2 58,4 58,7 58,9 59,1 59,4 59,6
газом
Жилищный фонд, оборудованный ваннами (душем) 88,6 88,7 88,7 88,9 89,0 89,1 89,2 89,3 89,4 89,5 89,6 89,7 89,8 89,9 90,0 90,1
Жилищный фонд, оборудованный 87,8 88,0 88,1 88,4 88,6 88,8 88,9 89,2 89,4 89,6 89,8 90,0 90,2 90,4 90,6 90,8
горячим водоснабжением
Таблица 2
Объемы финансирования капитального ремонта жилищного фонда и работ по его благоустройству в 2005—2010гг., тыс. руб.
Год Источники ( >инансирования
Федеральный бюджет Консолидированный бюджет Ульяновской обл. Бюджет муниципального образования «Город Ульяновск» Внебюджетные источники
Капитальный ремонт жилфонда Благоустройство Капитальный ремонт жилфонда Благоустройство Капитальный ремонт жилфонда Благоустройство Капитальный ремонт жилфонда Благоустройство
2005 - - - - 3 156,4 - - -
2006 - - - - 23 368,6 - - -
2007 - - - - 74 296,4 - - -
2008 141 447,5 - 45 574,8 - 41 610,5 - - -
2009 170 418,2 - 18 895,3 - 29 249,8 - - -
2010 808 062,8 - 42 802,6 - 147 806,1 57 443,1 - -
Итого... 1119 928,5 - 107272,7 - 319487,8 57443,1 - -
К началу 2010 г. в Ульяновске было приватизировано 83,05 тыс. жилых помещений (393 184 м2 жилищного фонда).
Функции управления жилищным фондом и его содержания в Ульяновске разделены. По состоянию на 20.02.2007 в городе работали 15 управляющих компаний. Шесть из них — муниципальные унитарные предприятия, девять — общества с ограниченной ответственностью (ООО). Муниципалитет имеет по две управляющие компании ЖКХ в Заволжском и Засвияжском районах (МУП ЖКХ «Новый город», УМУП ЖКХ «Заволжский», УМУП ЖКХ «Засвияжье-1» и «Засвияжье-2») и по одной — в Ленинском и Железнодорожном (УМУП УК ЖКХ Ленинского района и УМУП УК ЖКХ «Южное»),
Каждая из этих компаний работает в свою очередь с частными подрядными организациями, оказывающими услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда. Несмотря на разделение функций, к сожалению, ничего не изменилось — предприятия по-прежнему убыточны.
Часто на балансе подобных предприятий числится весь бывший муниципальный фонд до начала приватизации, включая частное жилье собственников жилых помещений и их доли в общем имуществе многоквартирныхдомов.
Административная зависимость муниципальных унитарных предприятий от органов местного самоуправления формирует у последних антирыночные мотивации. Это приводит к следующим негативным последствиям:
— предприятия не заинтересованы в снижении издержек своей деятельности;
— предприятия ориентированы на удовлетворение требований администраций муниципальных образований, а не населения, которое является
основным потребителем услуг жилищных и коммунальных предприятий;
— у муниципальных предприятий отсутствует мотивация привлечения инвестиций для модернизации жилищно-коммунального комплекса.
По состоянию на 2007 г. в г. Ульяновске создано 18 ТСЖ. В товарищества собственников объединились жители 27 многоквартирных зданий общей площадью 298,7тыс. м2.
Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества является в настоящее время одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений.
Основными причинами, сдерживающими развитие этой формы самоорганизации жителей, являются:
— низкий уровень информированности населения о понимании своей роли и задач по выбору системы управления многоквартирными домами;
— плохая организация общих собраний собственников многоквартирных домов;
— отсутствие квалифицированного кадрового потенциала для управления многоквартирными жилыми домами;
— неудовлетворительное техническое состояние жилищного фонда.
Упадок отрасли спровоцирован нехваткой средств, неэффективной организацией и устаревшей структурой, высокой степенью износа основных фондов. Платежи населения покрывают более половины расходов по содержанию ЖКХ (табл. 3).
Фактический уровень возмещения населением затрат на содержание и ремонт жилья составляет
Таблица 3
Установленный уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг в Ульяновской обл. в I квартале 2010г., %
Содержание и ремонт жилья Коммунальные услуги
Установленный уровень платежей населения Фактический уровень возмещения населением затрат Отклонение Установленный уровень платежей населения Фактический уровень возмещения населением затрат Отклонение
100 85,8 -14,2 99,4 85,6 -13,9
85,8 %, на коммунальные услуги — 85,6 %. Собираемость жилищно-коммунальных платежей достигла в настоящее время 86,2 %, что теоретически создает предпосылки для того, чтобы сфера ЖКХ стала рентабельной.
Между тем очевидно, что стоимость жилищно-коммунальных услуг совершенно несоизмерима с доходами населения (табл. 4). Большинство граждан не может производить стопроцентную оплату за жилье. Кроме стоимости услуг ЖКХ растут расходы натранспорт, образование, здравоохранение.
В 2004—2009 гг. расходы на содержание 1 м2 общей площади выросли в2,7раза, наводоснабжение— в 5 раз, на горячее водоснабжение — в 2,8 раза, на электроэнергию — в 2,3 раза. За это же время среднедушевые доходы населения увеличились всего лишь в 2,8 раза.
Таким образом, цены нажилищно-коммуналь-ные услуги значительно опережают рост доходов населения.
Рост платы за жилье и коммунальные услуги происходит одновременно с принятием мер по социальной защите населения в виде предоставления субсидий (компенсаций) в пределах социальной нормы жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом предельно допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.
На 01.04.2010 в Ульяновской обл. такие субсидии получали 50,2тыс. семей, что составляет в среднем 10,2% от общего числа семей. Сумма начисленных населению субсидий заянварь—март 2010г. составила 102,4 млн руб., что на треть больше, чем за январь—март 2009 г.
Предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг характеризуется следующими данными (табл. 5).
За счет бюджетных средств субсидии возмещены почти в полном объеме, все они перечислены на социальные счета граждан.
Наряду с предоставлением субсидий население пользуется социальной поддержкой по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемой на основании действующего законодательства. В отличие от субсидий социальная поддержка носит постоянный характер и не зависит от уровня доходов семьи, причем в отдельных случаях она распространяется на совместно проживающих членов семьи.
В январе—марте 2010 г. социальной поддержкой пользовались417,4тыс. чел., из них355тыс. чел. — носители социальной поддержки.
Граждане, пользующиеся социальной поддержкой по оплате электроснабжения, составляют 99,2 % от общего числа жителей, имеющих право на социальную поддержку; по оплате газоснабжения — 71,5%; холодного водоснабжения — 69,1%; жилищ-ныхуслуг—96,2 %; канализации—64,9 %; отопления— 74,2%; горячего водоснабжения — 56,3 %.
Из общего числа граждан, пользующихся социальной поддержкой, одна треть — ветераны труда — 132,3тыс. чел. (31,7 % от их общего числа); участники и инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий — 5,6тыс. чел. (1,3%); инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, — 120тыс. чел. (28,7 %); ветераны боевых действий — 19,9тыс. чел. (4,8%); члены семей погибших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий — 9,2тыс. чел. (2,2%); многодет-
Таблица 4
Динамика роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги и среднедушевых денежных доходов населения
г. Ульяновска в 2004—2009гг., руб.
Показатель 2004 2005 2006 2008 2009
Плата за содержание (1м2 общей площади) 3,74 4,37 6,59 8,53 10
Плата за водоснабжение (1 м3) 3,03 6,79 10,41 14,15 15,20
Плата за водоотведение (1 м3) 3,71 6,93 8,92 12,12 13,06
Плата за горячее водоснабжение (1 м3) 21,97 30,83 41,29 56,30 61,25
Плата за электроэнергию (1 кВт/ч) 0,92 1,05 1,38 1,95 2,16
Среднедушевой денежный доход населения 3 669 4 590 6 157 9 528,6 10 459
Таблица 5
Предоставление гражданам Ульяновской обл. субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в 2009—2020 гг.
Показатель 2009 2010
Число семей, проживающих в 491 503 491 503
регионе, ед.
Общее число семей, получав- 47 927 50 159
ших субсидии на оплату жилого
помещения и коммунальных
услуг, ед.
Число семей, получавших 40 727 43 564
субсидии на оплату жилого
помещения и коммунальных
услуг, по состоянию на конец
отчетного периода, ед.
Общая сумма субсидий населе-
нию на оплату жилого помеще-
ния и коммунальных услуг, руб.:
— начисленных 78 010,1 102 422,0
— возмещенных из бюджетов 78 010,1 102 419,1
всех уровней
ные семьи — 15,3тыс. чел. (3,7 %); педагогические, медицинские и другие работники, работающие и проживающие в сельской местности — 37,3 тыс. чел. (8,9%); другие категории граждан — 77,8тыс. чел. (18,7%).
Объем средств, предусмотренных на предоставление социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, за I квартал 2010 г. составил 530, 4 млн руб., в том числе установлены надбавки из местного бюджетав сумме 1 375,2тыс. руб.
Возмещено затрат по предоставлению социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с учетом задолженности прошлых лет в сумме 524, 3 млн руб., что составило 98,9% от начисленных.
Несмотря настоль значительные объемы бюджетных средств на дотирование ЖКХ, высокие темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги обусловливают непрерывный рост доли семей, получающих соответствующие субсидии.
Можно утверждать, что прямое финансирование жилищно-коммунального хозяйства по одним бюджетным статьям по существу заменяется косвенным финансированием из других источников субсидирования населения.
Переход ЖКХ от дотирования к оплате в полном объеме услуг потребителем
возможен, на взгляд авторов, только при условии опережающих темпов роста доходов граждан в реальном выражении по отношению к росту цен на услуги ЖКХ. Это связано со стабилизацией экономического положения в стране в целом, т. е. с внешней средой ЖКХ. Реформа ЖКХ должна выступать как один из элементов общей реформы и государственной политики в сфере социальной защиты населения, как средство стабилизации социально-экономических процессов в обществе и составной элемент общей системы социально-экономического реформирования.
Пока же имеет место высокая кредиторская и дебиторская задолженность ЖКХ. На рисунке представлена динамика кредиторской и дебиторской задолженности предприятий ЖКХ.
Кредиторская задолженность предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, на 01.04.2010 оставила более 9 млрд руб., в том числе по платежам в бюджет — 553,2 млн руб., из них в федеральный бюджет — 254,1 млн руб. (табл. 6).
Самая большая задолженность составила по теплоснабжению — 6 млрд руб. (66,8% всей кредиторской задолженности).
Дебиторская задолженность достигла 6,9 млрд руб., в том числе бюджетов всех уровней — 464,1 млн руб. (6,8 %) и населения на оплату жилищно-коммунальных услуг — 2,3 млрд руб. (33,1 %).
Среди причин неудовлетворительного финансового состояния предприятий жилищно-коммунального хозяйства следует выделить:
— высокие затраты и отсутствие экономических стимулов снижения издержек;
— неполное возмещение расходов от разницы в тарифах, не покрываемых платежами населения,
Размер дебиторской задолженности
Размер
кредиторской
задолженности
2007
2008
2009
квартал 2010
Динамика кредиторской и дебиторской задолженности предприятий ЖКХ в2007-2010гг.,млнруб.
Таблица 6
Кредиторская задолженность предприятий ЖКХ, млн руб.
Задолжен- Задолжен-
Наименование Задолженность ность по платежам в бюджет ность в федеральный бюджет
Всего... 9 037,2 553,2 254,1
Жилищная сфера 393 14 6,4
Водоснабжение 437,4 129,5 35,8
Водоотведение 448,5 151,6 27,5
Теплоснабжение 6 037,6 229,3 170,8
Электроснабжение 100,8 5,8 3,3
Газоснабжение 1 484,6 2,3 2,1
сетевым газом
Прочие сферы 135,3 21 8,2
от предоставления льгот и субсидий гражданам при оплате жилищно-коммунальных услуг;
— отсутствие целенаправленной работы по оптимизации расходов предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги;
— отсутствие целенаправленной работы по инвентаризации и реструктуризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
— отсутствие приборов учета тепловой, электрической энергии и расхода воды на объектах ЖКХ;
— низкий уровень управления производственной и финансово-экономической деятельностью предприятий ЖКХ.
На взгляд авторов, в решении проблем коммунальных предприятий можно выделить два аспекта: решение задачи ресурсосбережения и привлечение частных инвестиций в коммунальное хозяйство (разработка и внедрение механизмов государствен-но-частного партнерства), что позволит значительно повысить эффективность функционирования ЖКХ и конкурентоспособность региона.
Список литературы
1. Бобков В. Н. Проблемы оценки уровня жизни в современной России. М. 1995.
2. Экономическое положение г. Ульяновска в 2009 году: стат. сборник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области. Ульяновск. 2010.