Научная статья на тему 'Финансирование социальных субсидий: жилищно-коммунальное обеспечение льготников'

Финансирование социальных субсидий: жилищно-коммунальное обеспечение льготников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
383
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансирование социальных субсидий: жилищно-коммунальное обеспечение льготников»

Монетизация льгот

ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СУБСИДИЙ: ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЬГОТНИКОВ

М.В. ГОНЧАРОВА,

кандидат экономических наук, ведущий инспектор Волгоградского отделения Сбербанка России

Социальные бюджетные денежные выплаты первоначально были направлены на транспортное, лекарственное, санаторно-курортное обеспечение льготников. С 2006 г. должен заработать государственный механизм финансирования субсидий, компенсирующих часть расходов населения в жилищно-коммунальной сфере. Эффективность указанного механизма отразится на финансах очень многих российских домохозяйств и в этой связи заслуживает самого подробного рассмотрения.

Финансовое содержание обозначенных мер социальной поддержки состоит в систематических трансфертах соответствующим льготникам денежных средств в размерах, субсидирующих платежи этих льготников до полной стоимости жилищно-коммунального обеспечения, либо в доведении денежных средств до хозяйствующих субъектов жилищно-коммунального комплекса.

Субсидирование расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг осуществляется из средств федерального бюджета, региональных и местных бюджетов.

1. Субсидии из федерального бюджета

1.1. В аспекте рационального расходования бюджетных субсидий цены товаров и услуг в жи-

1 Постановление Правительства РФ от 17.02.2004. № 89 «Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства» / СЗ РФ. 2004. № 8. Ст. 671.

лищно-коммунальном секторе имеют важнейшее значение. Уровень этих цен обусловливает степень финансовой нагрузки на семейные бюджеты по всей стране.

Принципы и методы установления цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений, тарифов на коммунальные услуги, а также правила их регулирования и применения определяются Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства1.

В Российской Федерации подлежат регулированию:

а) цены на жилье, в том числе:

• цены на содержание общего имущества жилого дома и техобслуживание общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, вывоз бытовых отходов и содержание придомовой территории многоквартирных домов;

• цены на услуги по ремонту общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории;

• цены за наем жилого помещения, находящегося в государственном и муниципальном жилищном фонде;

б) тарифы на коммунальные услуги, в том числе:

• по водоснабжению, водоотведению, централизованному отоплению, горячему водоснабжению, на поставку твердого топлива;

• по сетевому и сжиженному газоснабжению, поставке газа в баллонах; тарифы на услуги по электроснабжению.

Основными принципами установления цен и тарифов являются:

• баланс экономических интересов собственников жилья, организаций, осуществляющих содержание и ремонт жилья, оказывающих коммунальные услуги, и потребителей;

• доступность жилья и коммунальных услуг для потребителей и защита их прав;

• компенсация экономически обоснованных расходов организаций по оказанию услуг и получение ими прибыли для реализации производственных и инвестиционных программ;

• открытость информации о ценах и тарифах и о порядке их утверждения.

Методом установления цен и тарифов является метод экономической обоснованности расходов. Дополнительным методом установления цен и тарифов является метод индексации, в соответствии с которым цены и тарифы, установленные с использованием метода экономической обоснованности, меняются с учетом индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития и торговли РФ.

Цены на услуги по содержанию и ремонту жилья определяются в зависимости от состава и периодичности выполнения соответствующих работ, цены за наем жилья — в зависимости от качественных характеристик жилого помещения. Эти цены устанавливают органы местного самоуправления.

Тарифы на электрическую энергию и тепловую энергию на розничном рынке определяются согласно Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ и регулируются по Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ2.

Цены и тарифы применяются при определении законодательством РФ размеров платы населения за услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и коммунальные услуги.

2 Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ» / СЗ РФ. 2004. № 9. Ст. 791.

3 Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг» / СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3339.

4 Постановление Правительства РФ от 26.08.2004. № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 г.» / СЗ РФ. 2004. № 36. Ст. 3669.

Применение льготных тарифов, в частности на электрическую и Тепловую энергию, допускается при наличии согласования с Федеральной антимонопольной службой и решения, с указанием потребителей (групп потребителей), в отношении которых законодательно установлено право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов энер-госнабжающих (энергосбытовых) организаций.

Оплата коммунальных услуг: электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведе-ния, горячего водоснабжения и теплоснабжения (отопления) осуществляется гражданами, проживающими в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду, независимо от форм собственности, по единым правилам, условиям и тарифам, действующим на территории соответствующего муниципального образования, в зависимости от степени благоустроенности жилых помещений и жилых домов.

Порядок и условия оплаты жилья и коммунальных услуг установлены Правилами оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг3, где даны разновидности платы: за содержание жилья, за его ремонт, за наем жилого помещения. Размер таких выплат определяется как произведение соответствующей цены на общую площадь жилого помещения. Размер платы за коммунальные услуги определяется как произведение тарифов за соответствующие коммунальные услуги на объемы потребленных ресурсов по показаниям приборов учета. При отсутствии приборов учета объем потребления коммунальных услуг принимается равным нормативам потребления, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Гражданам, которым согласно законодательству РФ льготы на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются в виде скидки в оплате, размеры платы уменьшаются на величину скидки.

Гражданам, которым указанные льготы предоставляются в виде денежной компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, а также тем, кому субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются путем перечисления денежных средств на персонифицированные социальные счета, уменьшение размера платы не производится.

В целях определения размера финансовой помощи, оказываемой бюджетам субъектов РФ за счет средств федерального бюджета на 2005 г., установлены4:

• федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в

среднем 31,9 руб. в месяц, например: в Волгоградской области — 26,3 ; в Курской области - 24,1 ; в Москве - 28,7 руб.; • федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв. метр общей площади жилья в среднем 2,8 руб. в месяц (в Волгоградской области — 2,5; в Курской области — 2,6 ; в Москве — 3,2 руб.). Кроме того, установлен федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в размере 22%. В рамках этого федерального стандарта уровень платежей граждан за жилье и предоставляемые коммунальные услуги в целом по всем видам этих услуг в 2005 г. установлен в размере 100 %.

1.2. Финансирование субсидий на жилищно-коммунальное обеспечение из федерального бюджета осуществляется в виде дотаций субъектам РФ и путем адресных выплат Отдельным категориям населения.

В 2003 г. Правительством РФ были утверждены Правила предоставления из Фонда софинансиро-вания социальных расходов дотаций на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг5.

Размер дотаций на выплату субсидий определялся по формуле:

F= D • P/I.D,

где F— размер дотаций на выплату субсидий, предоставляемых бюджету субъекта РФ за отчетный период; D — размер дотации на выплату субсидий бюджету субъекта РФ за отчетный период, рассчитанный с учетом уровня дотаций и коэффициентов соответствия федеральным стандартам стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, установленных субъектом РФ; Р— сумма дотаций на выплату субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов РФ в целом по Российской Федерации в соответствии с утвержденной на текущий год сводной бюджетной росписью федерального бюджета; ZD- размер дотаций на выплату субсидий в целом по Российской Федерации за отчетный период.

5 Постановление Правительства РФ от 01.04.2003. № 179 «О Правилах предоставления из Фонда софинансирования социальных расходов дотаций на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг»/ СЗ РФ. 2003. № 14. Ст. 1279.

6 Постановление Правительства РФ от01.04.2004 № 150 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 1 апреля 2003 г. № 179» / СЗ РФ. 2004. № 14. Ст. 1330.

Размер дотации на выплату субсидий (/)) за отчетный период определялся по формуле:

¿> = 6^/100%, где у — уровень дотаций на выплату субсидий бюджету соответствующего субъекта РФ, установленный исходя из уровня бюджетной обеспеченности субъекта РФ и соотношения расходов на жилищно-коммунальные услуги и доходов населения в этом субъекте РФ. (Уровни дотаций на выплату субсидий в 2003 г. составляли: в Волгоградской области - 20; в Курской области — 70; в Москве -10%. Для субъектов РФ, участвующих в эксперименте с применением системы персонифицированных социальных счетов, уровень дотаций увеличивался на 7 % сверх установленного); — размер компенсированных за отчетный период дотаций на выплату субсидий, скорректированный с учетом соблюдения федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, принятых при расчете средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Формула определения размера дотаций:

Лкор = Лф К\ К2 КУ

где Яф — размер фактически компенсированных субъектом РФ в отчетном периоде дотаций на выплату субсидий; К{ — коэффициент соответствия федеральному стандарту уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, установленного субъектом РФ на начало отчетного периода (1-^-0,5); К2 — коэффициент соответствия федеральному стандарту предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц, установленной субъектом РФ на начало отчетного периода (0,5-И ,05); К3 — коэффициент соответствия федеральному стандарту максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, установленной субъектом РФ на начало отчетного периода (1-^0,5).

В 2003 г. Министерством финансов РФ было осуществлено перечисление дотаций на выплату субсидий в бюджеты субъектов РФ в соответствии с утвержденной сводной бюджетной росписью, а также предоставление дотаций на выплату субсидий на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объема финансирования лимитов бюджетных обязательств.

В 2004 г. уровни дотаций из Фонда софинансирования социальных расходов на выплату субсидий составили: в Волгоградской области - 15 ; в Курской области - 64 ; в Москве — 5 %6.

В 2005 г. субсидии из Федерального фонда софинансирования социальных расходов на частич-

ное возмещение расходов бюджетов субъектов РФ на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются по новым Правилам7.

Объем ежеквартально выделяемой бюджету субъекта РФ субсидии определяется по формуле

0 = Р- С/ЪР,

где все элементы формулы аналогичны формуле 2003 г., но записаны другими значками.

Коэффициенты соответствия федеральным стандартам также изменены незначительно: Кх = 1-0,55; К2 = 0,6-И ,05; Къ = 1-0,5.

Уровни возмещения расходов бюджетов субъектов РФ на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в 2005 г. в целом снижены и составляют, например: в Волгоградской области — 12,5 ; в Курской области — 15; в Москве - 5 %. Субъектам РФ, осуществляющим перечисление денежных средств на персонифицированные социальные счета, уровень возмещения увеличивается на 5 % сверх предусмотренного.

К началу 2006 г. органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано осуществить переход к полному возмещению гражданами экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг и к перечислению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на персонифицированные социальные счета граждан8.

Новые условия и порядок предоставления субсидий установлены Положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг9. Субсидии предоставляются:

• нанимателю жилого помещения по договору социального найма;

• нанимателю жилого помещения по договору найма в государственном и муниципальном жилищном фонде;

• члену жилищного, жилищно-строительного кооператива;

• собственнику жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома), в том числе члену товарищества собственников жилья;

7 Постановление Правительства РФ от 11.02.2005. № 70 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из Федерального фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов РФ на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» / С3 РФ. 2005. N9 8. Ст. 652.

8 Постановление Правительства РФ от 30.08.2004. N° 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» / С3 РФ. 2004. N0 36. Ст. 3671.

9 Там же.

• гражданину, проживающему в общежитии, относящемся к жилищному фонду, независимо от формы собственности. Субсидии предоставляются указанным гражданам и зарегистрированным совместно с ними по месту постоянного жительства членам их семей, в основном, сроком на 6 месяцев.

Начисление субсидии производится помесячно, исходя из видов и размеров платежей, начисляемых получателю субсидии за каждый конкретный месяц.

В случае если получателю субсидии предоставлены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в виде уменьшения размера платежа (скидки), расходы на оплату жилья и коммунальных услуг уменьшаются на размер предоставленных скидок. При предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в виде денежной компенсации расходы на оплату жилья и коммунальных услуг уменьшению не подлежат.

При среднедушевом доходе семьи выше прожиточного минимума размер субсидии определяется по формуле

с1=осн-(мддфД)/\оо,

где Сх — размер субсидии в рублях; ОСН — начисленная плата за жилье и коммунальные услуги; МДДФ — максимально допустимая доля собственных расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг, определенная федеральным стандартом (22 %); Д— совокупный доход семьи, в рублях.

При среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума размер субсидии определяется по формуле

С2 = ОСН-(МДДФ'Д К)/ 100,

где С2 — размер субсидии в рублях; К— поправочный коэффициент, рассчитанный по формуле: К-СД/ ПМ. Здесь СД— среднедушевой доход семьи в рублях; ПМ— величина прожиточного минимума в рублях на момент обращения за субсидией.

До перехода к перечислению субсидий на персонифицированные социальные счета размер начисленных платежей за жилье и коммунальные услуги, подлежащие оплате получателем субсидии, уменьшается на размер предоставленных субсидий.

Субсидия для соответствующего получателя распределяется уполномоченным органом по видам платежей за жилье и коммунальные услуги пропорционально начисленным платежам и отражается в платежных документах и в персональном деле каждого получателя субсидии.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи из бюджетов субъектов РФ.

1.3. В отличие от рассмотренного выше общего порядка регулярных субсидий широкому кругу населения с низким среднедушевым доходом следует выделить разовые целевые субсидии, направляемые на социальную поддержку отдельных категорий граждан. Например, за счет средств федерального бюджета с 2004 г. предоставляются жилищные субсидии лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей10

Предоставление жилищных субсидий указанным гражданам осуществляется выдачей государственного жилищного сертификата. Сертификат является именным документом, подтверждающим право гражданина на получение жилищной субсидии, которая может использоваться только на приобретение (строительство) жилья. Сертификат не является ценной бумагой, не подлежит передаче другому лицу.

Размер жилищной субсидии рассчитывается органом исполнительной власти субъекта РФ, выдавшим сертификат, согласно ст. 5 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в субъекте РФ, избранном гражданином для постоянного проживания.

Совокупный размер жилищных субсидий по сертификатам, выданным в субъекте РФ гражданам в течение года, лимитирован размером средств федерального бюджета на год, предусмотренных региону на финансирование этих мероприятий.

Постановление Правительства РФ от 22 июня 2004 г. № 305 «О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» / СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2674;

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2004 г. N9 680 «О предоставлении в 2004 г. средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» / СЗ РФ. 2004. № 48. Ст. 4803.

11 Постановление Правительства РФ от 27.12.2004. N° 852 / СЗ РФ. 2004. № 52. Ч. И. Ст. 5516.

12 Постановление Правительства РФ от 31.12.2004. N9 909 / СЗ РФ. 2005. N9 2. Ст. 165.

и Постановление Правительства РФ от 19.2004. N9 652 «Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов» / СЗ РФ. 2004. № 48. Ст. 4782.

С 1 января 2005 г. сотрудникам органов МВД, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицам начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы, не имеющим жю;ых помещений, ежемесячно выплачивается следующая денежная компенсация за наем жилых помещений (в рублях):

1 500 — в гг. Москве и Санкт-Петербурге;

1 200 - в других городах и районных центрах;

900 - в прочих населенных пунктах.

При условии проживания с сотрудником трех и более членов семьи размер денежной компенсации повышается на 50%.

Денежная компенсация выплачивается финансовым органом по месту службы сотрудника за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц. Выплата осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом федеральному бюджетному учреждению, в котором проходит службу сотрудник, в территориальном органе федерального казначейства11.

Компенсации в таких же суммах выплачиваются за наем жилых помещений военнослужащим — гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, а также гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей12.

Финансирование расходов, связанных с выплатой денежных компенсаций, осуществляется ежемесячно за счет и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны РФ или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.

Также с 1 января 2005 г. из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляются субвенции для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, пострадавшим от радиации, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов13.

Финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых этим гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.

Субвенции перечисляются в бюджеты субъектов РФ на счета органов федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения региональных бюджетов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Форма предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-комму-нальных услуг устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ.

2. Субсидии из регионального бюджета

2.1. Субсидии на жилищно-коммунальное обеспечение населения из бюджетов субъектов РФ выделяются как широкому кругу лиц в общем порядке, так и в особом порядке некоторым категориям льготников.

Для всех жителей, например Волгоградской области, в 2005 г. действует Порядок предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории области14.

Указанные меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с областными стандартами:

• социальной нормы площади жилья;

• уровня платежей граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги;

• максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и дополнительной жилой площади, предоставленной гражданам по состоянию здоровья, нормативов потребления коммунальных услуг. Финансовые органы муниципальных образований осуществляют бюджетное финансирование выпадающих доходов жилищных и ресурсоснабжа-ющих организаций, связанных с предоставлением субсидий населению, в размере начисленной суммы этих субсидий, рассчитанной органами социальной защиты населения муниципальных образований, в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на финансовый год.

Размеры субсидий определяются в соответствии с вышеуказанными формулами, как С, и С2, с тем лишь отличием, что множитель МДДф заменен на множитель МДД0, (максимально допустимая доля собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи по областному стандарту), хотя фактически в Волгоградской области он также равен 22 %.

В общем порядке субсидии предоставляются гражданам в неденежной форме в виде уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги.

14 Постановление Главы администрации Волгоградской области от 24.03.2005. № 247 «О порядке предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгоградской области» / Волгоград. правда. 2005. 6 апр.. С. 9.

С 1 января 2005 г. меры социальной поддержки по жилищно-коммунальному обеспечению предоставляются также гражданам, внесенным в областной регистр получателей льгот (ветераны труда, труженики тыла, жертвы политических репрессий).

Ветераны труда по жилищно-коммунальному обеспечению имеют следующие льготы (50%-я скидка):

• в оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья. Льготы по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих и находящихся на его полном содержании;

• в оплате коммунальных услуг в пределах нормативов их потребления;

• в оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.

Труженики тыла по жилищно-коммунальному обеспечению имеют такие же льготы, кроме льгот по оплате жилья для членов их семей.

Жертвы политических репрессий имеют жи-лищно-коммунальные льготы, как у ветеранов труда, при этом льготы по оплате жилья распространяются на проживающих с ними членов их семей.

Финансирование расходов на предоставление льготникам мер социальной поддержки по жилищ-но-коммунальному обеспечению осуществляется за счет средств, предусмотренных Управлению социальной защиты населения администрации области бюджетным законом на очередной финансовый год.

Основанием для бюджетных выплат, которые производят территориальные органы социальной защиты населения, являются договоры, счета-фактуры, акты сверки взаиморасчетов с организациями жилищно-коммунального комплекса.

В первом полугодии 2005 г. в административном центре области — Волгограде - жилищные субсидии получают примерно 55 тыс. семей — 14,7 % всего количества семей, проживающих в городском муниципальном жилом фонде. В 2004 г. объем финансирования этих субсидий превысил 223,3 млн руб., в бюджете 2005 г. на данные льготы заложено 280 млн руб. 63 % получателей жилищных субсидий — пенсионеры.

Жилищная субсидия предоставляется сроком на 6 мес с момента подачи заявления. Право на льготу получает любая семья, постоянно проживающая в городе, не сдающая жилья или его части в аренду, сумма расходов которой на оплату жилья

в пределах социальной нормы и нормативов потребления коммунальных услуг превышает 17 % в составе совокупного дохода семьи.

Малоимущие семьи, имеющие среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума (в Волгограде - 2 023 руб. в первом квартале 2005 г.), не должны платить за жилье и коммунальные услуги более 50% минимального размера оплаты труда на члена семьи.

Семьям, проживающим в домах ведомственной принадлежности (в том числе и в студенческих общежитиях), субсидии предоставляются собственниками жилищного фонда.

Субсидии не предоставляются семьям, трудоспособные члены которых не работают и не состоят в Центре занятости населения на учете как ищущие работу, кроме женщин, имеющих детей до 7 лет, инвалидов 3-й группы, трудоспособных граждан, которые ухаживают за детьми-инвалидами до 16 лет, инвалидами 1 -й и 2-й группы, людьми старше 80 лет, временно нетрудоспособных по состоянию здоровья с предоставлением медицинской справки.

Жилищные субсидии назначаются на все виды коммунальных услуг, указанные в платежном документе, электроэнергию и газ. Для жителей частного сектора субсидия назначается на те виды услуг, которые ими потребляются.

2.2. Бюджетные субсидии выделяются также в денежной форме. Волгоградской областной думой принят закон от 04.03. 2005 № Ю19-ОД «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области»15. Закон устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов по оплате жилья, электроосвещения и отопления лицам, занятым по основному месту работы в учреждениях, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, в их числе:

• педагогические работники, работники библиотек образовательных учреждений;

• специалисты учреждений культуры (библиотек, музеев, учреждений клубного типа) и учреждений кинематографии;

• медицинские работники, в том числе работающие в образовательных учреждениях, и фармацевтические работники;

• специалисты государственной ветеринарной службы, имеющие высшее или среднее специальное образование;

15 Волгоград, правда. 11 марта 2005 г. С. 5.

• специалисты физкультурно-спортивных учреждений, имеющие высшее или среднее педагогическое или физкультурное образование;

• специалисты по социальной работе (директора и их заместители по учебно-воспитательной работе в домах-интернатах для умственно отсталых детей, инструкторы по труду, воспитатели социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних; специалисты по реабилитации инвалидов, социальные работники, психологи, имеющие высшее или среднее специальное образование).

За всеми перечисленными специалистами право на возмещение расходов по оплате жилья, электроосвещения и отопления жилья сохраняется и с выходом на пенсию, если они проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области не менее 10 лет и проживают там. При этом правом на возмещение расходов по оплате электроосвещения пользуются только специалисты и нынешние пенсионеры; правом на возмещение расходов по оплате жилья и отопления жилья пользуются они же, а также совместно с ними проживающие члены их семей (муж, жена, дети в возрасте до 18 лет, в случае учебы на дневной форме обучения - до 24 лет, родители).

Гражданину, имеющему право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья, электроосвещения, отопления жилья по двум и более основаниям, компенсация предоставляется только по одному из оснований. Если два или несколько членов семьи имеют право на меры социальной поддержки по оплате жилья и отопления жилья, эти меры социальной поддержки предоставляются на семью только одному из них.

Меры социальной поддержки специалистам по оплате жилья предоставляются за фактически занимаемую ими общую площадь в пределах социальной нормы площади жилья р. Волгоградской области в государственном и муниципальном жилищных фондах. Цены на оплату жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах устанавливаются органами местного самоуправления. Расходы по оплате жилья возмещаются специалистам ежемесячно в виде выплаты денежной компенсации.

Возмещение расходов, связанных с отоплением жилых помещений, осуществляется по среднеобластным нормативам потребления жилищно-коммунальных услуг, используемым для расчета межбюджетных отношений.

Органы местного самоуправления в случае принятия нормативов оплаты коммунальных услуг

выше среднеобластных нормативов предусматривают собственные дополнительные бюджетные источники для финансирования возмещения расходов специалистам сверх среднеобластных нормативов.

Выплаты денежных средств на компенсацию расходов по оплате жилья, электроосвещения и отопления жилья работающим специалистам производятся по месту работы, пенсионерам — по месту жительства в муниципальных органах социальной защиты населения. Бюджетные учреждения, в которых работают специалисты, муниципальные органы социальной защиты населения составляют ведомости на основании документов об оплате жилья, электроосвещения и отопления, начисляют и выплачивают суммы, причитающиеся к возмещению, отражают их в бухгалтерском учете в соответствии со сметами бюджетных учреждений.

Финансирование компенсаций на оплату жилья, электроосвещение и отопление жилья специалистам производится за счет средств областного бюджета.

С 1 января 2006 г. Волгоградская область передает органам местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья, электроосвещения и отопления жилья специалистам, работающим в муниципальных учреждениях и организациях. Денежные средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в фонде компенсации Волгоградской области, образованном в областном бюджете, и передаются местным бюджетам в форме субвенций.

Объем денежных средств, предусмотренный в фонде компенсации, определяется по числу лиц, имеющих право на вышеуказанные меры социаль-

ной поддержки, социальной нормы площади жилья, среднеобластных нормативов оплаты жилья, тарифов на электроэнергию.

Органы местного самоуправления муниципальных образований области ежеквартально представляют в Главное финансово-казначейское управление администрации области отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на вышеуказанные меры социальной поддержки. В органы исполнительной власти Волгоградской области в сфере образования, здравоохранения, культуры, ветеринарии, социального развития направляется список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки.

В целом, как на федеральном, так и на субфедеральном уровнях отчетливо прослеживаются весьма существенные усилия по финансированию жилищно-коммунальной сферы. При этом денежные средства получают и потребители товаров и услуг, и их поставщики. Вместе с тем большинство хозяйствующих субъектов данного сектора экономики пребывает в состоянии фактического банкротства, но что не менее важно — населению товары и услуги предоставляются ненадлежащего качества и по все возрастающим ценам.

На наш взгляд, отсутствие целостной финансовой стратегии, предусматривающей организацию конкурентной среды в жилищно-коммунальном комплексе и его демонополизацию, в сочетании с повышением среднедушевого дохода российских домашних хозяйств, в обозримой перспективе не позволит высвободить соответствующих бюджетных денежных средств и направить в другие сферы развития.

программный комплекс

Бухучет

для бюджетных организации

МНОГОЛЕТНИЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ПРОГРАММ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА, ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ В СУБЪЕКТАХ РОССИИ

РЕГУЛЯРНЫЕ ОБНОВЛЕНИЯ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ ОПЕРАТИВНАЯ ПОДДЕРЖКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ, ИНТЕРНЕТ • ФОРУМ, ЭЛ.ПОЧТА

ГИБКОЕ КОНФИГУРИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ППЯН СЧЙТПЙ

_ ВЕРСИИ ФАЙЛ-СЕРВЕР, КЛИЕНТ-СЕРВЕР

Филиал ФГУП ГНИВЦ МНС России в Чув.Республике [email protected] 428003, г.Чебоксары, пр.И.Яковлева, 3 Тел/факс (8352)62-41-14

¡70 н

бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.