Научная статья на тему '«ЖЕНСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА» В НАУКЕ: ФИЛОСОФСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ'

«ЖЕНСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА» В НАУКЕ: ФИЛОСОФСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Conferences
Область наук
Ключевые слова
Женская проблематика / Всемирный день женщин / женщины в науке / женщины-ученые / женщины-руководители / философия / Women's issues / World Women's Day / women in science / women scientists / women leaders / philosophy

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Назира Тухаевна Азизова

Роль женщины как наставницы всего процесса передачи опыта и необходимых навыков следующим поколениям прозрачная и принятая исторически устояшаяся парадигма. Вместе с тем, связь образования и науки неосоприма. Однако, наука все ещё остаётся сферой "андроцентричной". В ходе мощной волны общего гендерного равенства преодоление этого "невидимого барьера", мультимодальный анализ социальных причин и поиск современных путей исправления ситуации актуальная тема новых социальных тенденций меняющегося мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“WOMEN'S ISSUES” IN SCIENCE: PHILOSOPHICAL AND SOCIAL COMPONENTS

The role of a woman as a mentor in the entire process of transferring experience and necessary skills to the next generations is a transparent and historically accepted paradigm. At the same time, the connection between education and science is incomparable. However, science still remains an "androcentric" field. During a powerful wave of general gender equality, overcoming this “invisible barrier”, a multimodal analysis of social causes and the search for modern ways to correct the situation is a pressing topic of new social trends in a changing world.

Текст научной работы на тему ««ЖЕНСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА» В НАУКЕ: ФИЛОСОФСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ»

DOI: https://doi.org/10.24412/cl-36892-2024-5-33-38

Pages: 33-38

SUSTAINABLE DEVELOPMENT: INITIATIVES OF WOMEN IN SCIENCE AND BUSINESS

4th INTERNATIONAL CONFERENCE

FANDA "AYOL MUAMMOLARI": FALSAFIY VA IJTIMOIY KOMPONENTLAR

Nazira Tuxaevna Azizova

PhD, dotsent Toshkent davlat sharqshunoslik universiteti Toshkent, O'zbekiston

_MAQOLA HAQIDA_

Kalit so'zlar: Xotin-qizlar Annotatsiya: Tajriba va zarur ko'nikmalarni keyingi

muammolari, Jahon xotin-qizlar avlodlarga o'tkazishning butun jarayonida ustoz sifatida kuni, ilm-fandagi ayollar, olim ayolning roli shaffof va tarixan qabul qilingan paradigmadir. ayollar, lider ayollar, falsafa Shu bilan birga, ta'lim va ilm-fan o'rtasidagi bog'liqlik

beqiyosdir. Biroq, fan hali ham "androsentrik" soha bo'lib qolmoqda. Umumiy gender tengligining kuchli to'lqini davrida ushbu "ko'rinmas to'siq" ni engib o'tish, ijtimoiy sabablarni multimodal tahlil qilish va vaziyatni tuzatishning zamonaviy usullarini izlash o'zgaruvchan dunyoda yangi _ijtimoiy tendentsiyalarning dolzarb mavzusidir._

"WOMEN'S ISSUES" IN SCIENCE: PHILOSOPHICAL AND SOCIAL COMPONENTS

Nazira Tukhaevna Azizova

PhD, associate professor Tashkent State University of Oriental Studies Tashkent, Uzbekistan

ABOUT ATRICLE

Key words: Women's issues, World Women's Day, women in science, women scientists, women leaders, philosophy

Abstract: The role of a woman as a mentor in the entire process of transferring experience and necessary skills to the next generations is a transparent and historically accepted paradigm. At the same time, the connection between education and science is incomparable. However, science still remains an "androcentric" field. During a powerful wave of general gender equality, overcoming this "invisible barrier", a multimodal analysis of social causes and the search for modern ways to correct the situation is a pressing topic of new social trends in a changing world._

«ЖЕНСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА» В НАУКЕ: ФИЛОСОФСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ

СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Назира Тухаевна Азизова

PhD, доцент

Ташкентский государственный университет востоковедения Ташкент, Узбекистан

О СТАТЬЕ_

Аннотация: Роль женщины как наставницы всего процесса передачи опыта и необ- ходимых навыков следующим поколениям - прозрачная и принятая исторически устояшаяся парадигма. Вместе с тем, связь образования и науки неосоприма. Однако, наука все ещё остаётся сферой "андроцентричной". В ходе мощной волны общего гендерного равенства преодоление этого "невидимого барьера", мультимодальный анализ социальных причин и поиск современных путей исправления ситуации - актуальная тема новых социальных тенденций меняющегося мира._

Ввведение

Сегодня, в преддверии Всемирного дня женщин в науке, рассматриваемая тема имеет различные стороны проявления - историческую, политическую, социальную и другие. На мой взгляд, настало время взглянуть на вопрос более объемно и широко -философски определить проблематику темы, выявив причины и тенденции для современного осмысления, попытаться более широко рассмотреть женское участие в формировании личности человека.

Женщина в роли матери - первый фактор влияния на становление и формирование своих детей. Мужчины, к сожалению, реже замечены в этой ипостаси. Поэтому активное участие женщины в дальнейших этапах развития личности определено именно характерной для нее ролью наставницы всего процесса передачи опыта и необходимых навыков подрастающему поколению. Воспитатель детского сада, учитель начальных классов, преподаватели средней и высшей школы - вот схема сложившееся иерархия участия женской половины человечества в воспитании и образовании людей.

Основная часть

Однако вопрос участия женщин в науке в целом мало изучен. Кому-то кажется, что на современном этапе развития общества этот элемент не занимает высшей степени важности. И это в основном связано с политическими и социальными установками общества в прошлые исторические периоды. Несмотря на то, что многие женщины занимаются наукой, она остается "андроцентричным полем". Чтобы добиться успеха, женщины учатся следовать мужским правилам.

Ключевые слова:

Женская проблематика,

Всемирный день женщин, женщины в науке, женщины-ученые, женщины-

руководители, философия.

Во всем мире мужчины-лидеры в науке, как правило, используют следующие приемы, чтобы сохранить свои лидерские позиции и не допустить женщин к принятию решений. Среди них:

• игнорирование вопроса или принятие его за нелепость;

• навешивание негативных ярлыков на проблему (на женщин, достигших научных успехов, навешивают ярлык "синего чулка");

• приписывание научных успехов женщин символическому капиталу, такому как удача или связи, а не таланту или научным способностям;

• исключение из групп (женщин обычно не включают в исследовательские группы, поскольку они могут самостоятельно получать дополнительный доход и гранты).

Однако мощная современная волна призывов к гендерному равенству выходит за рамки обычного феминизма и выявляет новые черты и тенденции в женской проблематике во всех сферах жизни.

Международный день женщин в науке - как раз такое новшество в международной жизни: в декабре 2015 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, объявив 11 февраля Днем женщин и девочек в науке. В этот день ООН призывает все страны, всех людей и организации по всему миру содействовать равному участию женщин и мужчин в образовании, научном прогрессе и других областях, связанных с развитием научных знаний.

Например, в этом году испанские ученые запустили так называемую "Инициативу 11 февраля", цель которой - выбрать несколько выдающихся женщин-ученых, чтобы они рассказали о роли женщин в развитии науки и послужили примером для будущих поколений. Эти шаги связаны с надеждой сократить гендерный разрыв в науке и сделать ее более доступной для молодых аспиранток и студенток. Мы надеемся, что концепция "дружелюбия" будет четко донесена до участников.

Международный женский день изначально был связан с борьбой за эмансипацию и равенство, а не только как политический элемент. Наука - одна из тех областей, где до недавнего времени вопрос равенства с мужчинами стоял наиболее остро.

Недооценка роли женщин в науке - глобальная тенденция. Например, женщина-физиолог Ф. Лобштейн Роббинс, ставшая соавтором всей работы своего коллеги Дж. X. Випрома, не получила Нобелевскую премию наравне с ним. Лиза Мейтнер, работавшая с Отто Ханом над делением ядер, оказалась в похожей ситуации. Даже Пьера Кюри и Марию Кюри называли мужскими именами.

В научном сообществе в целом лишь немногим женщинам-ученым удалось (и до сих пор удается) преодолеть невидимые барьеры, которые мешают женщинам подниматься по лестнице успеха, выдвигаться на руководящие должности в науке (и на производстве, особенно во властных структурах) и осваивать дисциплины, требующие высокой квалификации до сих пор). В мировой социологии этот барьер известен как "стеклянный потолок". Этот барьер незаметен и прозрачен, но в то же время настолько основателен, что фактически препятствует росту женщин в иерархии.

Причиной этого, согласно различным теориям, может быть систематическая дискриминация со стороны мужчин и консервативных женщин. Однако есть и тот факт, что студентки и аспирантки бросают учебу из-за неуверенности в своих математических способностях, а также то, что женщины чаще жертвуют своей карьерой и более высокой зарплатой ради семьи и детей. Исследователи из 11 Fellows Initiative надеются, что примеры для подражания среди уже успешных женщин-ученых помогут девушкам и студенткам войти в мир науки и сохранить уверенность в своей способности добиться успеха.

В XIX веке в обществе было принято считать, что женщинам трудно поступить в университет и что они менее способны к науке, чем мужчины. Однако, несмотря на это, многие женщины посвятили свою жизнь науке, а их изобретения и открытия часто были революционными и порой намного опережали свое время.

На рубеже XIX и XX веков, благодаря развитию избирательного и феминистского движений, роль женщин в науке значительно расширилась, и к середине XX века женщины-ученые перестали быть диковинкой или раздражителем для более консервативных слоев населения. Это подтверждается тем, что уже в 1903 году женщины преодолели "стеклянный потолок" науки - Нобелевскую премию. За последние 100 лет 17 женщин-ученых получили самую престижную в мире научную премию за свои открытия в области физики, химии и медицины, а еще 31 женщина была удостоена награды в области литературы, экономики и миротворчества.

Результаты и наблюдения Каковы причины возникновения такого отношения к женщинам в науке? Например, современные исследователи на постсоветском пространстве отмечают следующее:

Во-первых, в семье с раннего возраста девочки были ориентированы на создание семьи и рождение детей, а не на достижение профессиональных высот. Иными словами, это была ориентация на "зависимость", "жертвенность" и "неспособность самостоятельно справляться с трудностями". Стоит вспомнить, что советские врачи постоянно

предупреждали женщин о том, что оптимальный возраст для рождения детей - 22-24 года. Мальчики, напротив, всегда были ориентированы на "достижения". Ассертивное поведение приписывалось таким положительным чертам, как "ориентация на решение проблем", "объективность" и "открытость".

Во-вторых, доминирующей установкой государственной политики в отношении женщин была концепция "работающей матери". Не успешной, самореализованной версии женщины, а просто женщины, которая была профессионально занята и помогала материальному существованию "советской семьи", балансируя между работой и материнскими обязанностями.

Любопытен результат одного социологического исследования. Среди неженатых (одиноких или разведенных) мужчин по-прежнему широко распространено мнение, что женщины-ученые ничем не хуже мужчин-ученых, в том числе и в плане руководящих должностей. Женатые мужчины, напротив, считают, что наука "портит" женщин. Женщины становятся худшими учеными, чем мужчины, и забывают о своих женских обязанностях. Все эти стереотипы - результат политики вовлечения женщин в общественное производство, но не в профессиональную карьеру.

В-третьих, профессиональная самореализация женщин подразумевала участие в сферах деятельности, которые в первую очередь являлись продолжением женских домашних функций. Это уборка (дворник), приготовление пищи (повар), уход за детьми (воспитательница детского сада), воспитание детей младшего возраста (учительница начальной школы) и лечение мелких заболеваний (участковый врач). В науке женщины продолжали выполнять функции "профессиональных служащих" в интересах мужчин-руководителей.

Постепенно вводились дополнительные материальные стимулы, но государство не поддерживало рожениц, желающих продолжать работать, несмотря на то, что рождение ребенка выбивало женщин из привычного ритма научной работы. Иными словами, менеджеры сами устанавливали связь между семейными обязанностями сотрудниц и их профессиональными возможностями, а значит, в долгосрочной перспективе - и доходами.

Заключение

Женщины-ученые, занимающие руководящие посты в исследовательских институтах и крупных научных группах, сегодня встречаются по всему миру. В этом свете примечательно и то, что даже в те времена, когда женщины не могли голосовать или учиться наравне с мужчинами, их исследовательские таланты находили прорыв.

Женщины-изобретатели, женщины-инженеры и женщины-первооткрыватели влияют на нашу жизнь уже полтора столетия.

Наука была и будет актуальна во все века. Наука дает человеку возможность достойно противостоять вызовам природы. Научные разработки позволяют нам улучшать качество жизни, бороться с бедностью, противостоять болезням и познавать Вселенную. В современном быстро меняющемся мире связь между образованием и наукой имеет решающее значение. Временное расстояние между идеями и инновациями стремительно сокращается, и университеты играют решающую роль в предоставлении высшего образования, основанного на последних достижениях фундаментальной науки. Роль женщин в науке также очень важна. Играя главную роль в воспитании нового поколения образованных людей, женщины играют важную роль во всем - от создания приборов до генерирования идей и разработки научных стратегий. Однако особенно ценной является роль женщин-ученых в передаче своих знаний и опыта молодому поколению.

Список использованной литературы

1. Манкиева Э. Х. 'Тендер как литературоведческая проблема: методологический аспект." Филологические науки. Вопросы теории и практики, no. 12 (78), 2017, pp. 38-41.

2. Шамина Н. В. "Дуализм женского мировосприятия и его отражение в творчестве Шарлотты Бронте." Филологические заметки - 2001: межвуз. сб. науч. тр., Мордовский гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева, 2001, pp. 74-80.

3. Шамина Н. В. "Женская проблематика в викторианском романе 1840-1870-х годов (Джейн Остен, Шарлотта и Эмили Бронте, Джордж Элиот)." 2005. Мордовский гос. ун-т, дисс. к. филол. н.

4. Шамина Н. В. "Современное звучание английского романа XIX века: причины 'викторианского возрождения'." Социальные и гуманитарные исследования: традиции и реальности: межвуз. сб. науч. тр., Изд-во Мордовского ун-та, 2000, pp. 348-351.

5. Bronte, Ch. The Professor. Wordsworth Editions, Ltd., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.