УДК 94(470.6).084 Каменева Галина Николаевна
кандидат исторических наук,
доцент Ставропольского государственного
педагогического института
ЖЕНЩИНЫ-ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ (1941-1945 ГГ.) КАК ОБЪЕКТ ИСТОРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Kameneva Galina Nikolayevna
PhD in History, Assistant Professor, Stavropol State Pedagogical Institute
SERVICEWOMEN (1941-1945) AS AN OBJECT OF HISTORICAL ANALYSIS: METHODOLOGICAL APPROACHES OF THE RESEARCH
Аннотация:
В статье представлен кластер методологических подходов к изучению массового социально-исторического явления в годы Великой Отечественной войны - женщины-военнослужащие. Предложена авторская исследовательская стратегия по проблеме. Обоснован выбор спектра методологических подходов.
Ключевые слова:
женщины-военнослужащие, Великая Отечественная война, феноменологический подход, системный подход, антропологический подход, гендер-ный подход, многофакторный подход, социокультурный подход, социосинергетический подход, макро- и микроподходы.
Summary:
The article describes the cluster of methodological approaches to the study of such a mass socio-historical phenomenon of the Great Patriotic War as service-women. The author suggests an original research strategy for this problem. The selection of methodological approaches is justified.
Keywords:
female soldiers, World War II, phenomenological approach, system approach, anthropological approach, gender approach, multidimensional approach, soci-ocultural approach, socio-synergetic approach, macro-and micro-approaches.
Женщина-воин как социально-исторический конструкт имеет глубокие исторические корни. Однако данное социальное явление является нетипичным и достаточно редким. Наиболее ярко в мировой истории оно проявилось в советском обществе в годы Великой Отечественной войны -более 1 млн женщин служили в действующей армии [1, с. 38]. Осмысление данного исторического феномена позволяет выявить, обосновать причины и особенности женской воинской активности, понять уникальность процессов гендерной истории, необходимость и целесообразность привлечения женщин на военную службу, дает возможность рассмотреть один из важных мировоззренческих вопросов - роль женщин в жизнедеятельности общества. В разработке исследовательской стратегии поставленной проблемы ключевое значение имеет определение комплекса методологических подходов.
Первостепенное значение в изучении проблемы имеет использование феноменологического подхода, предполагающего описание и изучение сущности необычных, редких проявлений (феноменов) женской воинственности, что выражалось прежде всего в массовости данного явления, в воинском женском добровольчестве, в массовом участии женщин в боевых операциях, в освоении ими «мужских» военных специальностей, жертвенности, психологической и физиологической детерминации, готовности убивать, в создании женских военных формирований и т. д.
Изучение исторического феномена с точки зрения системного подхода является основой для аналитических обобщений и научной иерархизации собранного исторического материала, предполагает идентификацию объекта исследования (женщины-военнослужащие) и системной целостности (женский контингент Вооруженных сил страны), объяснение поведения (свойств) системы и входящих в нее подсистем по их функциям (женщины-военнослужащие различных военных специальностей). Системный метод находится в неразрывной связи с макро- и микроподходами. Их сочетание позволяет выявить общее и частное в историческом явлении, объяснить его как с точки зрения государственно-институционального взгляда, так и с точки зрения ее рядовых участников и очевидцев - «снизу». Микроуровень исследования позволяет изучить проблему в различных проекциях: женщины-военнослужащие страны, региона (в частности, Юга России) - отдельных региональных субъектов - женские контингенты в различных родах войск - отдельные женские военные формирования - женщина-военнослужащий. Последняя из проекций обусловливает, наряду с использованием в историческом исследовании принципа объективности, признание важной роли субъективного взгляда, основанного на личностном
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
опыте участников события, т. е. признании личностного измерения общесоциальных процессов. Вместе с тем ценен взгляд на проблему не только женщин-военнослужащих, но и мужчин.
Применение комплексного подхода к формированию источниковой базы по данной проблеме (архивные документы, опубликованные сборники документов и материалов, воспоминания, эпистолярные источники, периодическая печать, полевой материал), введение в научный оборот новых документов позволяет восстановить многоплановый спектр настроений, мнений, оценок в отношении феномена женского воинства, расширить характеристику изучаемого социального явления, приблизиться к объективному и многомерному его пониманию.
Имеет право на существование в гуманитарном историческом знании и социосинергети-ческий подход, направленный на изучение процессов саморазвития, самоорганизации сложных социальных систем. Идеи синергетики, легшие в основу популярной концепции пассионарности Л.Н. Гумилева [2], вдохновившие ряд ученых на создание эволюционно-энергетических и циклических концепций исторического процесса (Л.В. Зильберглейт, Е.Б. Чернявский, В.И. Пантин, А.И. Ра-китов, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, А.П. Назаретян, С.Г. Гомаюнов, Л.И. Бородкин, Н.Д. Козлов и т. д.), представляют широкий спектр точек зрения на возможности системного подхода и синергетики для научного анализа социальных процессов в целом и исторических феноменов в частности. В связи с этим контингент женщин-военнослужащих может рассматриваться как социальная система с положительными (рост, стабилизация) и обратными (отрицательными) тенденциями развития. Применение синергетического подхода позволяет выявить основные факторы, способствующие как возникновению, так и дальнейшему функционированию женского военного социума.
Использование антропологического подхода в военной истории, введенного рядом историков, в том числе Е.С. Сенявской [3], привело к формированию нового направления научных исследований - военной антропологии, что позволяет объединить научный потенциал и инструментарий самых разных наук о человеке в военной сфере (истории, медицины, психологии, биологии, политологии, социологии, философии, филологии, экономики и т. д.), дает возможность объемно показать человека в событиях войны, поставить человека в центр исследовательского поиска, открыть новые направления его духовного мира, повседневного жизненного существования, нравственных добродетелей, пороков, раскрыть важные стороны внутреннего мира и поведения военнослужащих, их изменения под влиянием характера и хода войны.
Использование гендерного подхода предполагает изучение истории складывания, стратификации и функционирования системы отношений и взаимодействий в военном сообществе по признаку пола. Согласно гендерной методологии, различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими особенностями, сколько воспитанием, а также распространенными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского. Гендерный подход в исследовании позволяет осмыслить развитие гендерных отношений в советском обществе в 1930-1940-е гг., расширение границ традиционных стереотипных женских ролей, а также влияние этой тенденции на феминизацию армии в годы Великой Отечественной войны. С позиций гендерного подхода анализируются взаимоотношения мужского и женского контингентов в воинском коллективе, причины негативного восприятия мужчинами факта присутствия на военной службе женщин, мотивы, побуждавшие женщин к добровольному вступлению в армию, проявление женской маскулинности.
Сочетание антропологического и гендерного подходов способствует выявлению проблемных сторон в историческом опыте Российской армии, учет которых должен способствовать принятию взвешенных решений при формировании ее нового облика. Армия должна быть не только сильной, боеспособной, привлекательной в глазах граждан как важный социальный институт государства и сфера профессиональной деятельности, но и интегрироваться с культурой общества, в том числе с политикой гендерного и социально-демографического развития.
Использование социокультурного подхода плодотворно при рассмотрении феномена советского менталитета, понимании преобладающей мировоззренческой позиции советских людей, адекватного восприятия населением нерешенности многих бытовых вопросов, при рассмотрении форм и средств реализации социальной политики государства в отношении женщин-военнослужащих. Примерами эффективного использования социокультурного подхода в историческом исследовании являются работы современных исследователей, среди которых В.Ф. Зима [4], Е.Е. Красноженова [5, с. 91-96; 6, с. 100-103], А.Д. Осмаев [7, с. 167-181] и т. д.
На основе применения различных методологических подходов разработана авторская модель исследования заявленной проблемы, основанная на положении о многофакторном характере массового социального явления. Исследовательская стратегия имеет четыре основных вектора, в совокупности нацеленных на многогранное осмысление и отражение феноменального социально-исторического конструкта - женщины-воина. Социально-политический вектор иссле-
дования позволяет проследить государственную политику вовлечения женщин в активную социальную и общественно-политическую жизнь, в военно-спортивную подготовку населения в предвоенные годы, систему организации их военного обучения в период войны; цель, механизмы, численность, динамику военной мобилизации женщин; систему учета женщин в Вооруженных силах страны; их специализацию; обусловленность комплектования женских военных формирований: политику тиражирования в общественном сознании образа женщины-воина; меры социальной поддержки женщин-военнослужащих, их государственного поощрения; политику демобилизации женщин. Естественно-биологический аспект исследования позволяет осмыслить физическую готовность женщин к военной службе, адаптационные возможности женского организма к экстремальным условиям фронтовой службы, стрессоустойчивость, выносливость; заболеваемость, смертность и характер ранений в зависимости от военной специализации. Телесный аспект проблемы, связанный со здоровьем женщин, не только отражает их приватную сферу и ставит вопрос о реализации прав на свое тело (материнство, сексуальность), но и раскрывает властные стратегии государства по отношению к репродуктивным функциям женщин-военнослужащих. Материально-бытовой вектор изучения проблемы направлен на отражение условий фронтовой повседневности (питание, условия службы и отдыха, санитарно-гигиенические условия); особенностей освоения женщинами культуры воинского быта; мер по корректировке снабжения и обмундирования женщин армии и флота. Духовно-психологический аспект исследования фокусирует внимание на феномене женского воинского добровольчества, побудительных мотивах службы женщин, их идейной убежденности, типических морально-психологических качествах женщин-военнослужащих; помогает выявить аспекты ментальности, стереотипы мышления, поведения в условиях фронтовой действительности; раскрыть командный потенциал женщин; детерминанты эмоционально-психологических портретов женщины-добровольца и демобилизанта, инкультурации женщин к правилам, ценностям, ритуалам, традициям, этикету военной жизни; морально-нравственные аспекты развития неформальных взаимоотношений между мужчинами и женщинами в действующей армии.
Таким образом, многофакторный подход в исследовании позволяет выявить как комплекс причин, породивших социальное явление, так и многогранность его проявления.
Использование многообразия подходов исследования и комплексное их применение нацелено на создание новой многомерной конфигурации образа женщин-военнослужащих и их социально-исторического опыта участия в Великой Отечественной войне.
Ссылки:
1. Великая Отечественная война без грифа секретно. Книга потерь / под ред. Г.Ф. Кривошеева. М., 2009.
2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб., 2001.
3. Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. М., 1999.
4. Зима В.Ф. Менталитет народов России в войне 1941-1945 годов. М., 2000.
5. Красноженова Е.Е. Социальная политика советского государства в период Великой Отечественной войны (19411945 гг.): на материалах Нижнего Поволжья // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. 2012. № 1.
6. Красноженова Е.Е. Особенности решения жилищно-коммунальных проблем в период Великой Отечественной войны (на материалах Нижнего Поволжья) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология, искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 2.
7. Осмаев А.Д. Грозный в 1999-2008 гг.: война и повседневная жизнь горожан // Вестник РГГУ. Серия: Исторические науки. История России. 2009. № 17.