УДК 72.036
Е.В. Чугунов, г. Новосибирск Научный руководитель: Н.П. Журин
Железнодорожный комплекс станции Обь как военно-транспортный узел на территории Азиатской части Российской империи в начале ХХ в.
Аннотация
В статье рассматривается военно-стратегическая роль железнодорожного комплекса станции «Обь» (Но-во-Николаевск) начала ХХ в. Представлены его функциональные архитектурные составляющие — вокзал, складские помещения, воинские казармы, сооружения переселенческого пункта, которые органично сформировали структуру военно-транспортного комплекса нового типа на Великом Сибирском железнодорожном пути, сыгравшего определенную роль в годы Русско-японской и Первой мировой войны.
Ключевые слова: архитектура Новониколаевска, железнодорожная станция Обь, Транссибирская магистраль, переселенческий пункт, военно-транспортный узел
Строительство Великого Сибирского железнодорожного пути способствовало реализации ряда политических, экономических и социальных задач Российской империи, в том числе военно-стратегических, что кардинально изменило стратегию государственной обороны, выведя ее на качественно новый уровень и наполнив тыл страны глубоко эшелонированными военно-стратегическими пунктами.
С самого начала освоения Сибири крупные поселения (в дальнейшем города) возникали и развивались на транзитных транспортных магистралях, как правило, занимая мысовое положение при пересечении крупных водных артерий края с впадающими в них более мелкими реками. При этом мелководье р. Томи и Ушайки по отношению к Оби являлось определенным стратегическим преимуществом при тогдашнем уровне ведения оборонительных военных действий. Подобное размещение сибирских фортификационных оборонных сооружений — острогов — обеспечивало их максимальную защиту от нападения кочевников и позволяло, благодаря разветвленным водным артериям, контролировать на мелководных судах значительную территорию. Яркими примерами подобного стратегического расположения являлись крупные центры освоения Сибири на первоначальном этапе — Томск, Красноярск, Иркутск.
Учитывая новое стратегическое положение Азиатской России, сложившееся во второй половине XIX в., когда географические границы Российской империи оказались значительно отодвинуты в южном и восточном направлении, роль сибирских городов-крепостей резко упала. Новая военно-стратегическая концепция требовала развития в Сибири военных градостроительных образований нового типа, которые были бы оперативно связаны транспортными артериями между собой и с возможным театром военных действий в Европейской России и на Дальнем Востоке. В связи с этим строительство Великого сибирского железнодорожного пути предполагало комплексное размещение военно-стратегической застройки в структуре транспортных узлов сибирских городов. С самого начала строительства Сибирской железнодорожной дороги состав станционных комплексов трактовался весьма расширенно по сравнению с одновременным железнодорожным строительством в Европейской России. Кроме обыч-
ных технических и вокзальных зданий и сооружений, необходимых для обычного функционирования железной дороги, в Сибири велось интенсивное обустройство пристанционных переселенческих пунктов, включавших различные сооружения, рассчитанные на прием большого количества крестьян-переселенцев в Сибирь, а в случае ведения военных действий — годных для размещения крупных воинских соединений. Крупные, стратегически важные железнодорожные станции на Великом Сибирском железнодорожном пути обустраивались воинскими казармами, складскими помещениями, что не было характерно для железнодорожного строительства в Европейской России, которое, как правило, велось на деньги частных заказчиков.
Ново-Николаевск в начале ХХ в. представлял собой перспективный развивающийся торговый и транспортный центр с растущей обрабатывающей промышленностью, сыгравший важную военно-стратегическую роль уже в Русско-японской, а затем и в Первой мировой войнах. «Уже в 1914— 1917 гг., в годы ведения Первой мировой войны население города увеличивается вдвое, достигая 110 тыс. человек, причем в Новониколаевском гарнизоне постоянно находилось от 40 до 70 тыс. военнослужащих
— то есть более половины населения города» [6]. «Городская дума в своем постановлении 27 июля 1915 г., опираясь на свидетельство томского губернатора, отметила: «Город Ново-Николаевск переобременен войсками и военнопленными как ни один другой город округа. Ничего подобного не знает ни Томск, ни даже Омск» [Там же].
Находясь в центре Западно-Сибирского региона, в стратегически важной точке — пересечении Великого Сибирского железнодорожного пути с судоходной Обь-Иртышской водной системой, молодое городское образование естественным образом превратилось в центр сбора мобилизованных военнослужащих, переработки и отправки на фронт военных грузов, продуктов, лошадей и фуража, сырья для обеспечения технических нужд армии. Сочетание мощной водной артерии — р. Оби и крупнейшей в стране железнодорожной транзитной магистрали
— Великого Сибирского железнодорожного пути — дали возможность в кратчайшие сроки собирать в Ново-Николаевске большое количество мобилизо-
ванных для отправки в действующую армию и флот.
Реализация этой функции предусматривала оборудование неподалеку от станции Обь (совр. станция Новосибирск-Главный) воинских казарм, с большими пространствами, предназначенными для сосредоточения крупных масс военнослужащих, как следующих транзитом из районов Азиатской России через Ново-Николаевск, так и для лиц, непосредственно мобилизованных в Томской губернии.
Ново-Николаевский транспортный комплекс был оборудован ремонтными, складскими сооружениями, которые, в сочетании с водным транспортом, позволяли осуществлять оперативную переброску воинских грузов и военнослужащих в сжатые сроки и в различных направлениях в зависимости от складывающейся оперативной обстановки. Основная часть сооружений данной развитой инфраструктуры располагалась в полосе отчуждения железной дороги в непосредственной близости от р. Оби и Великой Сибирской железнодорожной магистрали с ее Алтайской веткой. Это давало Ново-Николаевску возможность по сравнению с другими сибирскими городами наиболее эффективно и оперативно использовать военно-транспортный комплекс с его рациональными и кратчайшими связями между железной дорогой и речными пристанями, что оказалось крайне необходимо в военное время [5, с. 289—290]. Например, в ближайшем соседе Ново-Николаевска, губернском городе Томске, с этой точки зрения ситуация была абсолютно другой. Водные пристани Томска с их развитыми складскими помещениями находились на р. Томи, часто мелководной, и были отдалены от Обь-Иртышской водной системы. Тупиковая железнодорожная ветка, выходящая на Великий Сибирский железнодорожный путь на станции «Тайга», проходила в стороне от городской застройки и не была непосредственно связана с пристанями. Таким образом, ведущая военно-стратегическая роль Ново-Никола-евска становилась по сравнению с Томском очевидной. Именно здесь достигалась непосредственная и оперативная связь системы обских пристаней и транзитной железной дороги с ее Алтайской веткой, что оказалось решающим фактором в развитии военно-стратегической роли Ново-Николаевска в военных действиях нового типа в начале ХХ в.
В Ново-Николаевске железнодорожный узел (Сибирская железная дорога и проектирующаяся Алтайская железная дорога) в 1907 г. занял 305,6 десятин (около 327,1 га), что по отношению к общей городской территории, занятой в основном жилыми усадьбами, составило около 32% [3, с. 18—19].
Первоначально станция Обь была построена по типу V класса с двумя железнодорожными путями для разъезда поездов. Далее развитие станционного комплекса шло только по возрастающей. В 1897 г. при станции уже функционировало здание вокзала III класса, деревянное, на каменном фундаменте, крытое железом, с залами ожидания, багажным отделением, почтовым отделением и буфетом (рис. 1). В дальнейшем, в связи с необходимостью роста пассажирских и военных перевозок, здание железнодорожного вокзала расширялось за счет пристроек, в том числе капитальных.
Для обслуживания сооружений железнодорожного комплекса и функционирования железнодорож-
ного транспорта на берегу и на самой станции Обь был построен комплекс водоподъемных сооружений. Следует отметить, что снабжение качественной питьевой водой было отличительной особенностью станции Обь по сравнению с солончаковыми районами Барабинской степи. Железнодорожный комплекс в Ново-Николаевске был оборудован специальными желобами, приспособленными для пойки лошадей, следующих по железной дороге с воинскими соединениями.
Также в структуре транспортного комплекса были выстроены церковь, железнодорожная больница, медицинский приемный покой и переселенческий врачебно-питательный пункт. Данный комплекс позволял принимать большое количество переселенцев, направляющихся в Томскую губернию и Алтайский округ, а в условиях ведения широкомасштабных военных действий размешать в этих же структурах крупные воинские контингенты.
Применение типовых и повторяющихся проектов в застройке железнодорожных комплексов позволило удешевить и ускорить строительство станционного комплекса, включая его военно-стратегическую составляющую. Все железнодорожные здания выделялись особым «инженерным» качеством их конструктивного и архитектурного решения, отличались определенным стилевым единством, в основном связанном с мотивами русского национального стиля. Характерным стеновым материалом являлся неоштукатуренный лицевой кирпич, хорошо зарекомендовавший себя в местных суровых климатических условиях. Толщина стен была доведена до трех кирпичей, что наряду с компактными планами способствовало высоким теплотехническим характеристикам данных строений.
Переселенческий пункт (рис. 2) оказался основой для реализации будущей военно-транспортной функции города. Ново-Николаевск стал одним из важнейших опорных пунктов переселенческого движения в Сибирь [5, с. 37—42]. Система переселенческих пунктов оказалась востребована и эффективна в годы ведения военных действий. Крупный НовоНиколаевский переселенческий пункт, включающий в себя врачебно-питательную, жилую, образовательную и религиозную составляющие [3, с. 66—71], органично вошел в военно-транспортный узел нового городского образования и сыграл неоценимую роль в ходе военных конфликтов начала ХХ в.
Гигантское пространство привокзальной площади Ново-Николаевска с деревянным церковным зданием явилось в годы войны местом сосредоточения крупного мобилизованного воинского контингента из прилегающих к Ново-Николаевску уездов Томской губернии и Алтайского края, родственников воинов из сибирских сел и деревень, отправлявшихся на фронты Первой мировой войны. Военно-транспортный комплекс Ново-Николаевска явился крупным центром по приему и распределению раненных воинов и военнопленных, непрерывно прибывающих в город в военные годы.
Уже до Русско-японской войны 1904—1905 гг. в военном ведомстве Российской империи получил развитие проект создания в населенных пунктах, расположенных вдоль Великого Сибирского железнодорожного пути, «военных городков» для раз-
мещения гарнизонов в непосредственной близости от железнодорожных станций. Данное мероприятие было крайне своевременным в связи с приближающейся Первой мировой войной и необходимостью охраны важнейшего стратегического объекта страны — Великого Сибирского железнодорожного пути. В связи с особой стратегической ролью г. Но-во-Николаевска было осуществлено строительство воинских казарм в непосредственной близости от станции Обь. Комплекс зданий, возводившихся из красного кирпича без оштукатуривания, получил неофициальное название «Красные казармы» (рис. 4). Воинский комплекс был построен в 1902—1903 гг. и включал в себя дом командующего, восемь казарм, две бани, прачечную, «заразный» лазарет, столовые и другие вспомогательные сооружения [4, с. 83].
Сооружения военно-остановочного пункта предназначались для обеспечения прибывающих на станцию воинских подразделений провиантом и всеми необходимыми предметами первой необходимости, а также для оказания необходимой медицинской и ветеринарной помощи. Военно-остановочный пункт находился в непосредственной близости от сооружений переселенческого пункта, подобная «кооперация» сыграла положительную роль в военное время при движении воинских эшелонов с востока в западном направлении на фронты Первой мировой войны. Эти сооружения во взаимодействии с железнодорожным и водным видом транспорта представляли собой мощный военно-транспортный комплекс — один из крупнейших за Уралом [2, с. 92].
Специфика расположения как самого города, так и его железнодорожной станции и обских пристаней дала свои первые плоды, когда начал резко возрастать объем грузоперевозок, проходивших через станцию Обь. Русско-японская война четко обозначила вектор развития перспективного Ново-Николаевского транспортного узла. К старому деревянному зданию станции Обь было пристроено двухэтажное кирпичное здание (рис. 4). В связи с переходом Но-во-Николаевска на полное городское положение, железнодорожная станция в 1909 г. была переиме-
нована. На этом здании вместо названия «Обь» появилось другое — «Ново-Николаевск» [1].
Опыт предвоенных лет и непосредственно Русско-японской и Первой мировой войн показал, что железнодорожный комплекс станции Обь (позже «Ново-Николаевск») Омской железной дороги, являясь крупным военно-транспортным узлом на территории Азиатской части Российской империи, сыграл ключевую роль в транспортной инфраструктуре не только Томской губернии, но и всей Сибири в целом, с комплексом зданий и сооружений двойного назначения — реализованного в мирное и военное время (рис. 4).
Список использованных источников
1. Вокзал станции Обь — Новониколаевск [Электронный ресурс]. — URL: http://nsk.novosibdom.ru/ node/2119 (дата обращения: 25.07.15).
2. Журин Н.П. Архитектура сибирского города конца XIX — начала XX века: учеб. пособие. — Новосибирск: НГАХА, 2014. — 145 с.
3. Журин Н.П. Градостроительство в Сибири второй половины XIX — начала XX веков: учеб. пособие. — Новосибирск, НГАХА, 2000. — 108 с.
4. Новокшонов С.М. Градостроительное развитие города Ново-Николаевска (Новосибирска) с 1893 по 1917 годы. — Новосибирск: ГАУ НСО НПЦ, 2013. — 148 с.
5. Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге / под ред. А.И. Дмитриева-Мамонова и инженера А.Ф. Здзярского / Изд. Министерства Путей Сообщения. — СПб.: Товарищество художественной печати, 1900. - 600 с.
6. Фабрика Ю.А. Новониколаевск и новониколаевцы в Первой мировой войне. 100 лет со времени вступления России в войну 1914—1918 гг. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.den-za-dnem.ru/page. php?article=1038 (дата обращения: 10.04.15).
Рис. 1. Железнодорожная здание вокзала III класса «Обь». 1896 г. Общий вид. Источник: История строительства вокзала Новосибирск-Главный. URL: http://gelio.livejournal.com/65773.
html?thread=12142317
Рис. 2. Ново-Николаевский переселенческий пункт. Общий вид. Источник: Кривощековский переселенческий пункт // Новосибирск в фотозагадках: краеведческий форум.
URL: http://nsk-kraeved.ru/viewtopic.php?id=1117
^зтсн^рв■ДРЬЫ^.гп Суй'оше. зудп. 1-Н-245-2
Рис. 3. Здания военно-остановочного пункта в Ново-Николаевске. Фотография сделана бойцом 5-й польской дивизии сибирских стрелков в начале ХХ в. Источник: ТуШЙетаШ: 5 DywizjaSyberyjska — koszary.
и^: https://audiovis.nac.gov.pl/obraz/65525/
Рис. 4. Общий вид здания вокзала с пристройками и инженерные сооружения станции Обь. 1917 г. Источник: Журин Н.П. Градостроительство в Сибири второй половины XIX — начала XX веков: учеб. пособие. — Новосибирск, 2000. — С. 108