Научная статья на тему 'Железнодорожный комплекс станции «Обь» как военно-транспортный узел на территории Азиатской части Российской империи в начале ХХ в'

Железнодорожный комплекс станции «Обь» как военно-транспортный узел на территории Азиатской части Российской империи в начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
335
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА НОВОНИКОЛАЕВСКА / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ ОБЬ / ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ / ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИЙ ПУНКТ / ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чугунов Евгений Валерьевич

В статье рассматривается военно-стратегическая роль железнодорожного комплекса станции «Обь» (Ново-Николаевск) начала ХХ в. Представлены его функциональные архитектурные составляющие вокзал, складские помещения, воинские казармы, сооружения переселенческого пункта, которые органично сформировали структуру военно-транспортного комплекса нового типа на Великом Сибирском железнодорожном пути, сыгравшего определенную роль в годы Русско-японской и Первой мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Railway Station Ob as a Military and Transport Unit of the Asian Part of Russian Empire in the Early XX Century

The article deals with the military transport role of a new urban development of formation on the Great Siberian railway line NovoNikolaevsk. The favorable position of town planning of the city contributed to the unprecedented growth of its population, economy, cultural component. This article deals with its military-transport function, which is implemented in complex station Ob (in future NovoNikolaevsk).

Текст научной работы на тему «Железнодорожный комплекс станции «Обь» как военно-транспортный узел на территории Азиатской части Российской империи в начале ХХ в»

УДК 72.036

Е.В. Чугунов, г. Новосибирск Научный руководитель: Н.П. Журин

Железнодорожный комплекс станции Обь как военно-транспортный узел на территории Азиатской части Российской империи в начале ХХ в.

Аннотация

В статье рассматривается военно-стратегическая роль железнодорожного комплекса станции «Обь» (Но-во-Николаевск) начала ХХ в. Представлены его функциональные архитектурные составляющие — вокзал, складские помещения, воинские казармы, сооружения переселенческого пункта, которые органично сформировали структуру военно-транспортного комплекса нового типа на Великом Сибирском железнодорожном пути, сыгравшего определенную роль в годы Русско-японской и Первой мировой войны.

Ключевые слова: архитектура Новониколаевска, железнодорожная станция Обь, Транссибирская магистраль, переселенческий пункт, военно-транспортный узел

Строительство Великого Сибирского железнодорожного пути способствовало реализации ряда политических, экономических и социальных задач Российской империи, в том числе военно-стратегических, что кардинально изменило стратегию государственной обороны, выведя ее на качественно новый уровень и наполнив тыл страны глубоко эшелонированными военно-стратегическими пунктами.

С самого начала освоения Сибири крупные поселения (в дальнейшем города) возникали и развивались на транзитных транспортных магистралях, как правило, занимая мысовое положение при пересечении крупных водных артерий края с впадающими в них более мелкими реками. При этом мелководье р. Томи и Ушайки по отношению к Оби являлось определенным стратегическим преимуществом при тогдашнем уровне ведения оборонительных военных действий. Подобное размещение сибирских фортификационных оборонных сооружений — острогов — обеспечивало их максимальную защиту от нападения кочевников и позволяло, благодаря разветвленным водным артериям, контролировать на мелководных судах значительную территорию. Яркими примерами подобного стратегического расположения являлись крупные центры освоения Сибири на первоначальном этапе — Томск, Красноярск, Иркутск.

Учитывая новое стратегическое положение Азиатской России, сложившееся во второй половине XIX в., когда географические границы Российской империи оказались значительно отодвинуты в южном и восточном направлении, роль сибирских городов-крепостей резко упала. Новая военно-стратегическая концепция требовала развития в Сибири военных градостроительных образований нового типа, которые были бы оперативно связаны транспортными артериями между собой и с возможным театром военных действий в Европейской России и на Дальнем Востоке. В связи с этим строительство Великого сибирского железнодорожного пути предполагало комплексное размещение военно-стратегической застройки в структуре транспортных узлов сибирских городов. С самого начала строительства Сибирской железнодорожной дороги состав станционных комплексов трактовался весьма расширенно по сравнению с одновременным железнодорожным строительством в Европейской России. Кроме обыч-

ных технических и вокзальных зданий и сооружений, необходимых для обычного функционирования железной дороги, в Сибири велось интенсивное обустройство пристанционных переселенческих пунктов, включавших различные сооружения, рассчитанные на прием большого количества крестьян-переселенцев в Сибирь, а в случае ведения военных действий — годных для размещения крупных воинских соединений. Крупные, стратегически важные железнодорожные станции на Великом Сибирском железнодорожном пути обустраивались воинскими казармами, складскими помещениями, что не было характерно для железнодорожного строительства в Европейской России, которое, как правило, велось на деньги частных заказчиков.

Ново-Николаевск в начале ХХ в. представлял собой перспективный развивающийся торговый и транспортный центр с растущей обрабатывающей промышленностью, сыгравший важную военно-стратегическую роль уже в Русско-японской, а затем и в Первой мировой войнах. «Уже в 1914— 1917 гг., в годы ведения Первой мировой войны население города увеличивается вдвое, достигая 110 тыс. человек, причем в Новониколаевском гарнизоне постоянно находилось от 40 до 70 тыс. военнослужащих

— то есть более половины населения города» [6]. «Городская дума в своем постановлении 27 июля 1915 г., опираясь на свидетельство томского губернатора, отметила: «Город Ново-Николаевск переобременен войсками и военнопленными как ни один другой город округа. Ничего подобного не знает ни Томск, ни даже Омск» [Там же].

Находясь в центре Западно-Сибирского региона, в стратегически важной точке — пересечении Великого Сибирского железнодорожного пути с судоходной Обь-Иртышской водной системой, молодое городское образование естественным образом превратилось в центр сбора мобилизованных военнослужащих, переработки и отправки на фронт военных грузов, продуктов, лошадей и фуража, сырья для обеспечения технических нужд армии. Сочетание мощной водной артерии — р. Оби и крупнейшей в стране железнодорожной транзитной магистрали

— Великого Сибирского железнодорожного пути — дали возможность в кратчайшие сроки собирать в Ново-Николаевске большое количество мобилизо-

ванных для отправки в действующую армию и флот.

Реализация этой функции предусматривала оборудование неподалеку от станции Обь (совр. станция Новосибирск-Главный) воинских казарм, с большими пространствами, предназначенными для сосредоточения крупных масс военнослужащих, как следующих транзитом из районов Азиатской России через Ново-Николаевск, так и для лиц, непосредственно мобилизованных в Томской губернии.

Ново-Николаевский транспортный комплекс был оборудован ремонтными, складскими сооружениями, которые, в сочетании с водным транспортом, позволяли осуществлять оперативную переброску воинских грузов и военнослужащих в сжатые сроки и в различных направлениях в зависимости от складывающейся оперативной обстановки. Основная часть сооружений данной развитой инфраструктуры располагалась в полосе отчуждения железной дороги в непосредственной близости от р. Оби и Великой Сибирской железнодорожной магистрали с ее Алтайской веткой. Это давало Ново-Николаевску возможность по сравнению с другими сибирскими городами наиболее эффективно и оперативно использовать военно-транспортный комплекс с его рациональными и кратчайшими связями между железной дорогой и речными пристанями, что оказалось крайне необходимо в военное время [5, с. 289—290]. Например, в ближайшем соседе Ново-Николаевска, губернском городе Томске, с этой точки зрения ситуация была абсолютно другой. Водные пристани Томска с их развитыми складскими помещениями находились на р. Томи, часто мелководной, и были отдалены от Обь-Иртышской водной системы. Тупиковая железнодорожная ветка, выходящая на Великий Сибирский железнодорожный путь на станции «Тайга», проходила в стороне от городской застройки и не была непосредственно связана с пристанями. Таким образом, ведущая военно-стратегическая роль Ново-Никола-евска становилась по сравнению с Томском очевидной. Именно здесь достигалась непосредственная и оперативная связь системы обских пристаней и транзитной железной дороги с ее Алтайской веткой, что оказалось решающим фактором в развитии военно-стратегической роли Ново-Николаевска в военных действиях нового типа в начале ХХ в.

В Ново-Николаевске железнодорожный узел (Сибирская железная дорога и проектирующаяся Алтайская железная дорога) в 1907 г. занял 305,6 десятин (около 327,1 га), что по отношению к общей городской территории, занятой в основном жилыми усадьбами, составило около 32% [3, с. 18—19].

Первоначально станция Обь была построена по типу V класса с двумя железнодорожными путями для разъезда поездов. Далее развитие станционного комплекса шло только по возрастающей. В 1897 г. при станции уже функционировало здание вокзала III класса, деревянное, на каменном фундаменте, крытое железом, с залами ожидания, багажным отделением, почтовым отделением и буфетом (рис. 1). В дальнейшем, в связи с необходимостью роста пассажирских и военных перевозок, здание железнодорожного вокзала расширялось за счет пристроек, в том числе капитальных.

Для обслуживания сооружений железнодорожного комплекса и функционирования железнодорож-

ного транспорта на берегу и на самой станции Обь был построен комплекс водоподъемных сооружений. Следует отметить, что снабжение качественной питьевой водой было отличительной особенностью станции Обь по сравнению с солончаковыми районами Барабинской степи. Железнодорожный комплекс в Ново-Николаевске был оборудован специальными желобами, приспособленными для пойки лошадей, следующих по железной дороге с воинскими соединениями.

Также в структуре транспортного комплекса были выстроены церковь, железнодорожная больница, медицинский приемный покой и переселенческий врачебно-питательный пункт. Данный комплекс позволял принимать большое количество переселенцев, направляющихся в Томскую губернию и Алтайский округ, а в условиях ведения широкомасштабных военных действий размешать в этих же структурах крупные воинские контингенты.

Применение типовых и повторяющихся проектов в застройке железнодорожных комплексов позволило удешевить и ускорить строительство станционного комплекса, включая его военно-стратегическую составляющую. Все железнодорожные здания выделялись особым «инженерным» качеством их конструктивного и архитектурного решения, отличались определенным стилевым единством, в основном связанном с мотивами русского национального стиля. Характерным стеновым материалом являлся неоштукатуренный лицевой кирпич, хорошо зарекомендовавший себя в местных суровых климатических условиях. Толщина стен была доведена до трех кирпичей, что наряду с компактными планами способствовало высоким теплотехническим характеристикам данных строений.

Переселенческий пункт (рис. 2) оказался основой для реализации будущей военно-транспортной функции города. Ново-Николаевск стал одним из важнейших опорных пунктов переселенческого движения в Сибирь [5, с. 37—42]. Система переселенческих пунктов оказалась востребована и эффективна в годы ведения военных действий. Крупный НовоНиколаевский переселенческий пункт, включающий в себя врачебно-питательную, жилую, образовательную и религиозную составляющие [3, с. 66—71], органично вошел в военно-транспортный узел нового городского образования и сыграл неоценимую роль в ходе военных конфликтов начала ХХ в.

Гигантское пространство привокзальной площади Ново-Николаевска с деревянным церковным зданием явилось в годы войны местом сосредоточения крупного мобилизованного воинского контингента из прилегающих к Ново-Николаевску уездов Томской губернии и Алтайского края, родственников воинов из сибирских сел и деревень, отправлявшихся на фронты Первой мировой войны. Военно-транспортный комплекс Ново-Николаевска явился крупным центром по приему и распределению раненных воинов и военнопленных, непрерывно прибывающих в город в военные годы.

Уже до Русско-японской войны 1904—1905 гг. в военном ведомстве Российской империи получил развитие проект создания в населенных пунктах, расположенных вдоль Великого Сибирского железнодорожного пути, «военных городков» для раз-

мещения гарнизонов в непосредственной близости от железнодорожных станций. Данное мероприятие было крайне своевременным в связи с приближающейся Первой мировой войной и необходимостью охраны важнейшего стратегического объекта страны — Великого Сибирского железнодорожного пути. В связи с особой стратегической ролью г. Но-во-Николаевска было осуществлено строительство воинских казарм в непосредственной близости от станции Обь. Комплекс зданий, возводившихся из красного кирпича без оштукатуривания, получил неофициальное название «Красные казармы» (рис. 4). Воинский комплекс был построен в 1902—1903 гг. и включал в себя дом командующего, восемь казарм, две бани, прачечную, «заразный» лазарет, столовые и другие вспомогательные сооружения [4, с. 83].

Сооружения военно-остановочного пункта предназначались для обеспечения прибывающих на станцию воинских подразделений провиантом и всеми необходимыми предметами первой необходимости, а также для оказания необходимой медицинской и ветеринарной помощи. Военно-остановочный пункт находился в непосредственной близости от сооружений переселенческого пункта, подобная «кооперация» сыграла положительную роль в военное время при движении воинских эшелонов с востока в западном направлении на фронты Первой мировой войны. Эти сооружения во взаимодействии с железнодорожным и водным видом транспорта представляли собой мощный военно-транспортный комплекс — один из крупнейших за Уралом [2, с. 92].

Специфика расположения как самого города, так и его железнодорожной станции и обских пристаней дала свои первые плоды, когда начал резко возрастать объем грузоперевозок, проходивших через станцию Обь. Русско-японская война четко обозначила вектор развития перспективного Ново-Николаевского транспортного узла. К старому деревянному зданию станции Обь было пристроено двухэтажное кирпичное здание (рис. 4). В связи с переходом Но-во-Николаевска на полное городское положение, железнодорожная станция в 1909 г. была переиме-

нована. На этом здании вместо названия «Обь» появилось другое — «Ново-Николаевск» [1].

Опыт предвоенных лет и непосредственно Русско-японской и Первой мировой войн показал, что железнодорожный комплекс станции Обь (позже «Ново-Николаевск») Омской железной дороги, являясь крупным военно-транспортным узлом на территории Азиатской части Российской империи, сыграл ключевую роль в транспортной инфраструктуре не только Томской губернии, но и всей Сибири в целом, с комплексом зданий и сооружений двойного назначения — реализованного в мирное и военное время (рис. 4).

Список использованных источников

1. Вокзал станции Обь — Новониколаевск [Электронный ресурс]. — URL: http://nsk.novosibdom.ru/ node/2119 (дата обращения: 25.07.15).

2. Журин Н.П. Архитектура сибирского города конца XIX — начала XX века: учеб. пособие. — Новосибирск: НГАХА, 2014. — 145 с.

3. Журин Н.П. Градостроительство в Сибири второй половины XIX — начала XX веков: учеб. пособие. — Новосибирск, НГАХА, 2000. — 108 с.

4. Новокшонов С.М. Градостроительное развитие города Ново-Николаевска (Новосибирска) с 1893 по 1917 годы. — Новосибирск: ГАУ НСО НПЦ, 2013. — 148 с.

5. Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге / под ред. А.И. Дмитриева-Мамонова и инженера А.Ф. Здзярского / Изд. Министерства Путей Сообщения. — СПб.: Товарищество художественной печати, 1900. - 600 с.

6. Фабрика Ю.А. Новониколаевск и новониколаевцы в Первой мировой войне. 100 лет со времени вступления России в войну 1914—1918 гг. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.den-za-dnem.ru/page. php?article=1038 (дата обращения: 10.04.15).

Рис. 1. Железнодорожная здание вокзала III класса «Обь». 1896 г. Общий вид. Источник: История строительства вокзала Новосибирск-Главный. URL: http://gelio.livejournal.com/65773.

html?thread=12142317

Рис. 2. Ново-Николаевский переселенческий пункт. Общий вид. Источник: Кривощековский переселенческий пункт // Новосибирск в фотозагадках: краеведческий форум.

URL: http://nsk-kraeved.ru/viewtopic.php?id=1117

^зтсн^рв■ДРЬЫ^.гп Суй'оше. зудп. 1-Н-245-2

Рис. 3. Здания военно-остановочного пункта в Ново-Николаевске. Фотография сделана бойцом 5-й польской дивизии сибирских стрелков в начале ХХ в. Источник: ТуШЙетаШ: 5 DywizjaSyberyjska — koszary.

и^: https://audiovis.nac.gov.pl/obraz/65525/

Рис. 4. Общий вид здания вокзала с пристройками и инженерные сооружения станции Обь. 1917 г. Источник: Журин Н.П. Градостроительство в Сибири второй половины XIX — начала XX веков: учеб. пособие. — Новосибирск, 2000. — С. 108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.