УДК 72.036
Н.П. Журин
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств
Церковно-приходские и начальные училища при станциях Великой сибирской железной дороги конца XIX — начала ХХ века
Аннотация
В статье рассматривается строительство в конце XIX — начале ХХ в. зданий церковно-приходских школ и начальных училищ на станциях Великой сибирской железной дороги. Анализируются композиционные и стилистические особенности школьных зданий, которые, наряду с православными церквями, органично вошли в железнодорожные комплексы. Отмечается резкое улучшение планировочных и конструктивных особенностей этого типа школьных зданий по сравнению с их состоянием в сельских приходах Западной Сибири в период, предшествующий железнодорожному строительству. Рассматривается роль в строительстве церквей и школ Фонда императора Александра III.
Ключевые слова: церковно-приходские школы, церкви, Великая сибирская железная дорога, архитектурная стилистика, планировочные особенности, строительные материалы
Идея открытия православных церковно-приход-ских школ, церковных зданий типа «церковь-школа» имела для Сибири особое значение в связи с обширностью края, рассредоточением и малочисленностью его населения, климатическими особенностями и элементарной нехваткой средств для развития его образовательной инфраструктуры.
В сентябре 1886 г. было издано «Определение», напечатанное в Тобольских епархиальных ведомостях, предписывающее священникам озаботиться открытием церковно-приходских школ в своих приходах. Первая школа такого типа была открыта в г. Тобольске при архиерейском доме [Тобольские епархиальные ведомости..., 1886, с. 269].
Реализация этого проекта с архитектурной точки зрения столкнулась с отсутствием средств у духовенства, в связи с этим священники были вынуждены приспосабливать под церковно-приходские школы малопригодные для этого постройки и помещения. Обустройство зданий и помещений для учебных целей при ограниченных материальных средствах вело к вынужденному объединению в них различных функций: классная комната часто была единственным помещением и использовалась для одновременного обучения всех возрастов, в том числе здесь же реализовывалась необходимость привлечения к изучению грамотности взрослого населения.
В материалах ревизии церковно-приходских школ в Западной Сибири, опубликованных современными исследователями данного вопроса В.А. Зверевым и К.Е. Зверевой, мы выделяем оценку сибирских цер-ковно-приходских школ и «школ грамоты» в Западной Сибири конца XIX в., подведомственных Русской православной церкви в лице Святейшего синода. Данную ревизию производил директор Череповецкой семинарии статский советник Б.И. Сциховский с благословения епископа Тобольского и Сибирского Иустина и епископа Томского и Семипалатинского Макария [Сциховский Б.И. (материалы ревизии, рукопись). ГАТО. Ф. 126. Оп. 1. Д. 672. Л. 116—125].
В рукописном документе, хранящемся в архиве Томской области и отражающем результаты ревизии, для нас особый интерес представляют материа-
лы, непосредственно связанные с критической оценкой состояния школьных зданий в сельских приходах Западной Сибири [Зверев, Зверева, 2004].
«В числе первых затруднений явилось отсутствие сколько-нибудь сносных помещений для школы; большая часть их — это убогие деревенские хижины: ветхи, грязны, темны и в особенности тесны почти повсеместно; в большинстве случаев классные комнаты занимают от 5 до 6 аршин в длину и ширину, при значительном количестве детей, размещенных иногда на полу, причем воздух бывает крайне испорчен. При посещении церковно-приход-ских школ встречались такие, в которых по тесноте письмом могут заниматься только через одного (Камышенская, Ключевская и друг[ие]); есть и такая школа (Гладковская), в которой из 44 человек только 22 могут сидеть за скамьями и заниматься делом в то время, когда 22 сплошной массой стоят на ногах посреди душной комнаты и ждут очереди, чтобы сменить своих сидящих товарищей; как в тех, так и в другой, кроме учительницы, стоящей почти неподвижно на одном месте, с трудом может войти в комнату еще один человек; классной доски, учительского стола и стула тут не полагается. К настоящему отчету прилагается копия с постановления Тобольского епархиального училищного совета. <...> Три школы пользуются хорошими помещениями, специально для того построенными. Городские церковноприходские школы почти все помещаются в порядочных квартирах, в особенности при архиерейских домах» [Там же, с. 163].
Если строительство церковно-приходских школ в огромных по площади сельских приходах Сибири в основном было затруднено из-за нехватки материальных средств и профессионального строительного опыта в этой области, комплексное оборудование храмами и сопутствующими им церковно-приход-скими школами станций Сибирской железной дороги следует признать весьма результативным.
Начало строительства Великой сибирской железной дороги оказало благотворное влияние на все стороны жизни края, в том числе на успешную реализацию государственной программы по церков-
но-школьному строительству. В 1894 г. был создан специальный фонд для финансирования сооружения церквей и школ в Сибири, которому было присвоено название «Фонд имени в Бозе почившего Императора Александра III». Высококвалифицированные инженеры-путейцы, проектировщики инженерных сооружений, привлеченные для этих целей гражданские инженеры, архитекторы успешно решали задачи возведения церковно-школьных комплексов на перспективных стациях магистрали, начиная с их IV класса по железнодорожной классификации [Путеводитель..., 1900, с. 80—81].
Так, при непосредственном участии архитекторов и инженеров-путейцев были осуществлены такие монументальные церковные сооружения на Сибирской железной дороге, как храм Св. Александра Невского в Ново-Николаевском поселке, храм во имя Св. Андрея Критского на станции Тайга (ил. 1) и церковь в честь Св. Марии Магдалины при станции Петропавловск, а также многочисленные станционные церкви, возведенные по типовым и повторяющимся проектам (ил. 2).
В то же время при новых церквях возводились по типовым и индивидуальным проектам церковно-при-ходские школы «для удовлетворения духовно-нравственных потребностей» железнодорожных служащих и их детей, а также прибывающих на станции переселенцев, сосредотачивающихся на врачебно-питательных переселенческих пунктах.
Характерным примером оперативного школьного строительства, проводившегося в первоначальных стесненных временных и экономических условиях, являлись сборно-разборные школьные сооружения в виде традиционного кочевого жилища народов Сибири — юрт (ил. 3). Наличие таких школ-юрт отмечено не только на узловых станциях строящегося Западно-Сибирского участка Сибирской железной дороги, лишенного качественного строительного леса, но также отмечается на переселенческих пунктах Средне-Сибирского участка железнодорожной магистрали, проходившей в основном в зоне сибирской тайги, изобилующей лесными строительными материалами.
Композиция планов деревянных церковно-при-ходских железнодорожных школ состояла из отдельных деревянных срубов, которые складывались в разнообразные функциональные структуры. При строительстве железнодорожной магистрали в степных районах, бедных строительным лесом, церковно-приходские школы могли возводиться из саманного кирпича. Одним из примеров подобного строительства служит двухклассная церковно-при-ходская школа для детей обоего пола имени прото-ирея Иоанна Сергиева на станции III класса Каинск [Там же, с. 230]. Примером строительства из обожженного кирпича является церковно-приходская школа на станции Кужурла, находящаяся на территории Убинского района современной Новосибирской области.
Характерным примером железнодорожного комплекса является каменная церковь Св. Марии Магдалины на 450 молящихся на станции Петропавловск и деревянная «обширная» церковно-приходская школа при ней, имени тайного советника Терещенко «.на 80 человек учащихся обоего пола» [Там же,
с. 202—204]. Данное школьное строение, будучи частью церковного комплекса при крупной станции Западно-Сибирского участка железной дороги, является примером квалифицированно запроектированного учебного заведения. В церковно-приход-ской школе были две крупные классные комнаты с высокими потолками, с качественным естественным освещением, которое обеспечивали крупные прямоугольные оконные проемы высотой в одну сажень (2 м 13 см), обрамленные резными наличниками. При этом простенки между ними были значительно меньше ширины самих проемов, что стало характерной отличительной чертой строений данного типа. Фасады церковно-приходской школы часто были «ошалё-ваны» пиленым лесом, имели пилястры. Двускатная крыша сложной формы была стропильной, кровля выполнялась из железа, фундаменты и цоколи зданий были из бутового камня. Качество проектных работ, «кондиции», принятые в железнодорожном строительстве, успешно распространялись на все виды строительных работ, сопутствующих возведению железнодорожных сооружений, в том числе школ и церквей.
Существовала практика открытия на некоторых станционных комплексах школьных зданий, финансируемых за счет служащих дороги и возведенных по проектам инженеров-путейцев. Такие школы — начальные училища — были открыты на станции Кривощёково, станции Обь (будущая железнодорожная станция Новониколаевск). Обширное деревянное учебное здание на станции Обь конца XIX в., кроме обычных классных комнат, имело зал, оборудованный сценой, на которой устраивались с благотворительной целью любительские спектакли; здесь же проходили воскресные чтения для рабочих. При училище было организовано обучение церковному хоровому пению. С этой целью училищу были пожертвованы фисгармония и «волшебный фонарь», который использовался для демонстрационных целей. Подобное многофункциональное использование школьных зданий, возведенных при крупных железнодорожных станциях, было характерно для нравственно-просветительской деятельности, сопутствующей строительству и эксплуатации Сибирской железной дороги [Путеводитель..., с. 288—289].
В дальнейшем это здание, в связи с развитием станции Обь (Новониколаевск), приобрело новый облик. В течение нескольких лет эта школа была самой большой в Новониколаевске до осуществления комплексной программы строительства двенадцати школьных зданий начальных городских училищ, возведенных городом по проекту гражданского инженера А.Д. Крячкова в 1910-е гг.
Объемно-пространственное решение железнодорожного школьного здания тяготело по своей стилистике уже к деревянному рациональному модерну, сочетавшемуся с художественными приемами деревянной архитектуры второй половины XIX в. Пятигранный деревянный эркер, служивший на первом этаже тамбуром входной части, был увенчан видовой площадкой — бельведером, с которого открывался вид на весь станционный комплекс, а также на реку Обь. Завершение школьных зданий в их композиции активным вертикальным элементом, обеспечивающим узнаваемость школ, было впоследствии
использовано А.Д. Крячковым в композиции учебных зданий в Новониколаевске. Характерно, что беседка-бельведер встречалась и в других сооружениях Средне-Сибирского участка строившейся Сибирской железной дороги.
Согласно первоначальному проекту железнодорожной школы в будущем Новониколаевске, на фасадах сохранялась бревенчатая фактура стен с деревянными пилястрами в местах соединений элементов сруба. Характерной деталью интерьера была конструкция колонн в холле первого этажа, собранная по замыслу инженера В.К. Жандра из двух соединенных болтами рельсов, скрытых под деревянным декоративным коробом. Колонны второго этажа были выполнены из деревянного бруса большого сечения. К сожалению, в дальнейшем был утрачен бельведер над эркером, игравший важную композиционную роль в художественном облике школьного здания [Памятники., 2011, с. 12].
Следует отметить, что одноклассные и двухклассные деревянные церковно-приходские школы и училища для детей железнодорожных служащих и переселенцев стали обязательной составляющей железнодорожных станционных комплексов Сибирской железной дороги [Там же, с. 288].
Архитектура церковно-приходских школьных зданий, сохраняя свое типологическое и стилистическое своеобразие, была тесно увязана со стилистикой всей архитектуры железнодорожных станционных комплексов Великого сибирского железнодорожного пути и несла черты русского национального стиля второй половины XIX века. Это выражалось в применении пропильной деревянной резьбы и каменного кирпичного декора. Школьные здания церков-но-приходских железнодорожных школ и начальных училищ обычно не воспринимались в одиночку, а находились в композиционном единстве с многоярусным объемом церковного здания, оттеняя своими горизонтальными членениями, более скромным декором сложное композиционное построение церковного здания, тяготевшего к высотным композициям, принятым в церковном зодчестве.
Из архитектурных памятников культового зодчества несомненный интерес представляют не только сохранившиеся здания церковно-приходских школ, которые находились в составе пристанционных комплексов, но и те школы, которые были возведены в начале ХХ в. в сибирских селах. Положительный опыт школьного строительства при станциях железной дороги повлиял и на подобное строительство в прилегающих к дороге сельских приходах. Эти сель-
ские церковно-приходские школы уже были построены по типовым проектам на средства прихожан.
Экспедиция по обследованию и выявлению памятников архитектуры Новосибирской области, предпринятая в 1980—1992 гг. в составе С.Н. Баландина, Н.П. Журина, Е.Н. Смирновой и Н.Н. Филипповой, выявила сохранившиеся памятники дореволюционного сельского школьного строительства, в том числе в Баганском районе - села Александро-Невское, Горка, Казанка, Андреевка, а также в ряде других сельских населенных мест современной Новосибирской области [часть материалов есть в собрании Музея НГУАДИ: МИАС им. С.Н. Баландина НГУАДИ. Материалы., Л. БГ6—25].
Список литературы
1. Зверев В.А, Зверева К.Е. Церковно-приходские школы Западной Сибири второй половины XIX века (по материалам ревизии Б.И. Сциховского) // Сибирский педагогический журнал. — 2004. — Вып. 1. — С. 159—170.
2. Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области. — Кн. 1. Город Новосибирск (памятники, состоящие на государственной охране). — Новосибирск: ДЕАЛ, 2011. — 278 с.
3. Путеводитель по Великой сибирской железной дороге. — СПб.: изд. Министерства путей сообщения, 1900. — 600 с.
4. Тобольские епархиальные ведомости. — 1886. —№ 19—20. — С. 269.
Список источников
1. МИАС им. С.Н. Баландина НГУАДИ. Материалы экспедиций по выявлению памятников архитектуры в Новосибирской области 1988—1992 гг. — Т. 3. Архитектура общественных и промышленных зданий.
2. Сциховский Б.И. (материалы ревизии, рукопись). ГАТО. Ф. 126. Оп. 1. Д. 672. Л. 116—125.
Список сокращений
ГАТО - Государственный архив Томской области. МИАС им. С.Н. Баландина НГУАДИ - Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств.
N.P. Zhurin
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts
The Parochial and Primary Schools at the Stations of the Great Siberian Railway in the Late 19th and the Early 20th Century
Abstract. The article deals with construction of buildings of the parochial schools and primary schools at the stations of the Great Siberian Railway in the late 19th and the early 20th century. The author notes compositional and stylistic features of the school buildings, which along with the Orthodox churches were organically included in the railway complexes. There was noted a sharp improvement in the planning and constructive features of this
type of school buildings in comparison with condition of the schools in rural parishes of Western Siberia in the period preceding the railway construction. There is also noted a role of the Fund of Emperor Alexander III in the construction of the churches and schools.
Key words: parochial schools, churches, Great Siberian railway, architectural stylistics, planning features, building materials
.i.
_
Ил. 1. К.К. Лыгин. Проект храма при станции Тайга. Фасад. Конец XIX в. [Путеводитель...]
Ил. 2. В.М. Соловьев. Проект типовой церкви при станциях Сибирской железной дороги. Фасад.
Конец XIX в. [Путеводитель.]
Ил. 3. Подвижная школа на переселенческом пункте Сибирской железной дороги. Фотография конца XIX в. [Путеводитель.]
Баландинские чтения. — 2017 — Т. XII
Ил. 5. Церковно-приходская школа при станции Петропавловск. Фотография конца XIX в. [Путеводитель.]
Ил. 6. Школьное здание трехклассного училища для детей железнодорожников на станции Обь (автор проекта инженер-путеец В.К. Жандр). Фотография начала ХХ в. Источник: URL: http://www.oldnk.ru/