Примечания
а) Состав рабочей группы: академик Г.В. Есаулов (рук.), академик В.Я. Любовный, академик И.Г. Лежава, член-корреспондент Г.С. Юсин, советник Д.Ю. Ломакина. Рецензенты: академик Е.Н. Перцик, член-корреспондент С.В. Гнедовский, член-корреспондент П.Н. Давиденко, член-корреспондент А.А. Скокан.
б) К приведенным в проекте доктрины характеристикам современного состояния российского градостроительства в части формирования среды жизнедеятельности предлагается добавить: «- разрушением гармоничности исторической застройки в условиях бесконтрольности со стороны региональных и муниципальных органов градорегулирования и несовершенства градостроительного законодательства» (Г.Т. и М.К.).
Библиографический список
1. Градостроительная доктрина Российской Федерации. - М.: ЗАО «Экон-информ», 2014.
2. Вавакин Л.В. Профессионализм в деятельности главного архитектора. -М.: Московские учебники, 2009.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации. - Новосибирск: РИПЭЛ плюс, 2005.
4. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. - М.: Стройиздат, 1984.
5. Любовный В.Я. Города России: альтернативы развития и управления. -М.: Экон-информ, 2013. - 614 с.
6. Колпакова М.Р. Стратегия градостроительного развития сибирского города. - Новосибирск: НГАХА, 2000. - 205 с., ил.
7. Туманик Г.Н. Новосибирск: неиспользованные возможности градостроительного формирования (2-е изд.). - Новосибирск: НГАХА, 2014. - 173 с., ил.
УДК 72.036
ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ В СТРУКТУРЕ ГОРОДСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ТИПА - НОВО-НИКОЛАЕВСКЕ (СОВРЕМЕННЫЙ НОВОСИБИРСК) В 1900-1917 гг.
Чугунов Е.В.
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств
Журин Н.П.
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств
Аннотация. В данной статье рассмотрена военно-стратегическая роль нового градостроительного образования на Великом сибирском железнодорожном пути - Ново-Николаевска. Благоприятное градостроительное положение города способствовало невиданному росту его населения, экономики, культурной составляющей. В статье раскрывается его военно-стратегическая функция, которая реализовывалась в городе путем строительства военных комплексов, промышленных центров снабжения военных действии, развитой мобилизационной структуры, готовый принять значительное количество призывников и обеспечить их отправку на фронты Русско-японской и Первой мировой войны.
Ключевые слова: новое городское образование, Великий сибирский железнодорожный путь, военные казармы, транспортный комплекс, лагеря военнопленных, воинские захоронения.
Ново-Николаевск в начале ХХ в. представлял собой перспективный и развивающийся промышленный, торговый и транспортный центр, сыгравший важную военно-стратегическую роль в Первой мировой войне. Находясь в центре Западно-Сибирского региона, в такой важной точке, как пересечение Великого сибирского железнодорожного пути с судоходной Обь-Иртышской водной системой, молодое и новое городское образование естественным образом превратилось в центр сбора, переработки и отправки на фронт военных грузов, продуктов, лошадей и фуража, сырья для технических нужд армии и мобилизованного в действующую армию местного населения. Особенно много перспективных военных грузов поступало из Алтайского региона - житницы Западной Сибири, сначала только по р. Оби, а затем, с 1915 г. - по новой Алтайской железной дороге. Сочетание мощной водной артерии - р. Оби и крупнейшей в стране железнодорожной ветки - Великого сибирского железнодорожного пути - дали возможность в кратчайшие сроки собирать в пунктах военной подготовки большое количество мобилизованных в действующую армию и флот.
На основании исследования новой военной доктрины Российской империи в начале ХХ в. проведен анализ функционально-планировочной структуры Ново-Николаевска, в котором формируется и разворачивается военно-стратегическая роль и задачи города. Транспортный комплекс Ново-Николаевска являлся основой формирования крупного военно-стратегического центра в структуре города.
В компактной планировочной структуре города существовал транспортный комплекс, ядром этого образования, безусловно, являлась станция железнодорожного вокзала с первоначальным названием - «Обь». Вокзальный комплекс был оборудован множеством ремонтных, складских сооружений, которые, в сочетании с водным видом транспорта, позволяли осуществлять переброску необходимых воинских грузов и военнослужащих в сжатые сроки в различных направлениях. Основная часть сооружений данной развитой инфраструктуры располагалась в полосе, расположенной в непосредственной близости от р. Оби и Великой сибирской железной дороги с ее Алтайской веткой.
11ово-Николаевскъ. ОбщШ видъ вокзала.
Ил. 1. Общий вид станции «Обь» в городе Ново-Николаевске
Ново-Николаевск с точки зрения своего географического расположения имел выгодное местоположение в структуре Западной Сибири и поэтому быстро становился крупным и важным военно-стратегическим центром. Этому способствовало и то обстоятельство, что в структуре транспортного комплекса Ново-Николаевска уже находился развитый переселенческий пункт. Эти пункты, эпохи столыпинской переселенческой программы, оказались основой для реализации будущей военной функции города на железнодорожном и водном транспорте. Проведенный анализ исторических документов показал, что уже к концу XIX в. Ново-Николаевск стал одним из важнейших опорных пунктов переселенческого движения в Сибирь. Вскоре после открытия на переселенческом пункте появилась амбулатория со стационарным отделением, а спустя некоторое время в здании пункта открылась больница с приемом стационарных больных, а также эвакуационный барак для выздоравливающих.
Наравне с приемным покоем на железнодорожной станции Обь, амбулатория была первым медицинским учреждением в г. Ново-Николаевске [1, с. 66-71].
После Русско-японской войны 1904-1905 гг. в военном ведомстве Российской империи возник проект создания в населенных пунктах, расположенных вдоль Великого сибирского железнодорожного пути, военных городков для размещения гарнизона. В Ново-Николаевске был открыт первый такой пункт недалеко от станции Обь. Комплекс зданий, возводившихся из красного кирпича без оштукатуривания, получил название «Красные казармы». Пункт был построен в 1904 г. и включал в себя дом заведующего, восемь казарм, две бани, прачечную, «заразный» лазарет, столовые и другие сооружения. Застройка преимущественно двухэтажная, каменная, по типу зданий отличающаяся от характера застройки военного городка [2, с. 83].
Картину пребывания войск в Ново-Николаевске, в том числе на территории комплекса «Красных казарм» оставил в своем дневнике полковой священник 51-го драгунского Черниговского полка о. Митрофан (полк был в нашем городе 24-26 июня 1904 г.): «...станция Обь. Соединение железного и водного путей сделало то, что здесь образовался торговый пункт - теперь уже город Новониколаевск, или как здесь его зовут, Никольск. Девять лет назад здесь была непроходимая тайга, с дикими зверями. Ни одного дома буквально, а теперь большой торговый город с 40 тыс. жителей, чудным собором, еще тремя церквами, прекрасными школами, магазинами. прямо по-американски, да и городом-то стал только с 15 января 1904 г. ... Приехали, выгрузились; здесь стоим двое суток; путей запасных мало, а собралось уже 10 эшелонов. что творится на коновязях - просто ужас, 2 тысячи лошадей собраны вместе на веревочных коновязях, их кусают мухи: жара, лошади дерутся, ржут, визжат!.. Здесь же работает интендантская рушка, сушилка, веялка. все шумит, кричит и покрыто тучею пыли. Вообще. на этом пункте построено несколько огромных каменных зданий в 2 и 3 этажа каждое, в них находятся: офицерские номера, солдатское помещение, столовые, солдатские и офицерские бани, лазарет, прачечная - все это даром, для чистки и отдыха проходящих войск! Спасибо великое устроителям сказали мы.» [3].
Сооружения военно-остановочного пункта предназначались для обеспечения прибывающих на станцию воинских подразделений провиантом и всеми необходимыми предметами первой необходимости, а также для оказания медицинской и ветеринарной помощи. Военно-остановочный пункт находился в непосредственной близости от сооружений переселенческого пункта, этот факт, в свою очередь, мог сыграть важную роль в военное время при переброске войск с востока в западном направлении на фронт. Комплексы этих сооружений во взаимодействии с железнодорожных и водным видом транспорта представляли собой мощный транспортный комплекс - один из крупнейших за Уралом [4, с. 92].
Новобранцы в Ново-Николаевск прибывали с разных уголков Сибири. Согласно Расписанию распределения новобранцев призыва 1913 г., в 41-й Сибирский стрелковый полк было определено следующее число новобранцев: из Акмолинского уезда - 80 чел., из Барнаульского уезда - 230, из Гродненской губернии - 65, из Пермской губернии - 50, из Ломжинской губернии - 165, из Омска - 189 чел. Вместе с тем существуют материалы и фотографии, свидетельствующие о том, что в полк призывались и жители Томской губернии, и г. Ново-Николаевска [3].
Крупнейшим автономным военным образованием в структуре Ново-Николаевска являлся комплекс сооружений «Военного городка» в Закаменской части города. Сооружение нового военного комплекса являлось лишь частью весьма обширного военного строительства, которое развернулось накануне Первой мировой войны на территории Сибири и Дальнего Востока.
После окончания Русско-японской войны (1904-1905 гг.) вернувшиеся из Манчжурии воинские части были переведены в Сибирский военный округ (с 1906 г. - Омский военный округ), так как, по мнению военного командования, по-прежнему сохранялась реальная угроза нового вооруженного конфликта на восточных границах России. В Сибири было заметно увеличено количество новобранцев из местного населения, а также размещены воинские части, переведенные из европейской части страны в военные округа азиатской части Российской империи - Омский, Иркутский, Приамурский. Все эти мероприятия существенно повлияли на численность войск, находящихся в пределах Омского военного округа и обострили вопрос о строительстве новых казарменных помещений. Численность войск Омского военного округа в 1906 г. составляла: офицеров - 834, нижних чинов - 18490 человек. В 1907 г. царем Николаем II была утверждена новая дислокация войск Омского военного округа [5, с. 7-8].
И вот уже за год до начала Первой мировой войны, летом 1913 г., в восточной части города был возведен комплекс из 37 каменных зданий, рассчитанный более чем на 3000 человек. В самый большой, не только в Томской губернии, но и на территории восточнее Урала, военный городок входили жилые дома, казармы, госпиталь, склады, церковь для 41-го Сибирского стрелкового полка, 2-я Сибирской артиллерийской бригады и для 1-го Сибирский артиллерийского дивизиона.
Новониясилвискт, Тоиск. губ. .К И, Првгшд (гшроса. ет«*|1
Ил. 2. Вид на правую сторону железнодорожной станции «Обь» и военно-питательный пункт «Красные казармы»
Ил. 3. Военные казармы в Закаменской части города
Суровые реалии войны коснулись Ново-Николаевска уже в первые месяцы Первой мировой войны. Появление в городе большого количества беженцев, выселенцев и военнопленных прямо отражались не только на повседневной жизни горожан, но и наложило значительный отпечаток на планировочную структуру города. Немалое место в структуре Ново-Николаевска занимали комплексы лагерей для военнопленных периода Первой мировой войны - кладбища и воинские захоронения.
В результате массовых мобилизаций, реквизиции домашнего скота для нужд военного времени некоторые семьи лишились своих кормильцев, также были подорваны хозяйства малых предприятий и производителей, однако количество промышленных предприятий в военное время в городе Ново-Николаевске вовсе не сокращалось, даже напротив, увеличилось вдвое. Ввиду этого резко возрастал спрос на рабочую силу. Не всякий мужской труд на производствах могли заменить женщины ввиду технологической сложности производств того времени. Поэтому отток работоспособного населения города планировалось покрыть за счет труда беженцев и военнопленных. Труд военнопленных начиная с 1915 г. было разрешено использовать на частных предприятиях: на мельницах, в мастерских и на заводах. Следствием успешных боевых действий Российской Императорской армии на фронтах Первой мировой войны стал тот факт, что количество военнопленных в лагерях на территории Российской империи регулярно возрастало. Лишь в одном только Ново-Николаевске планировалось разместить до 12 тыс. военнопленных, а для этого необходимо было построить особый лагерь за территорией города. Военнопленные стали прибывать в город уже с начала сентября 1914 г. Один из концентрационных лагерей размещался непосредственно на территории гарнизона Ново-Николаевского военного городка в Закеменской части города.
В конце XIX в. в Российской империи было принято решение о создании специальных воинских кладбищ. В Ново-Николаевске вопрос о создании таких кладбищ на окраине города встал лишь в 1914 г. А уже в 1915 г. городская дума постановила отвести участок земли, согласно плану городской управы, под братское кладбище в ознаменовании памяти жертв войны в местах их вечного упокоения и родины, с дальнейшей возможностью установления там памятного знака. Данное воинское кладбище размещалось за старым закрытым кладбищем на углу Александровской и Карамзина [6]. Различные памятники устанавливались впоследствии на всех воинских кладбищах города. Самым значительным из них является Заельцовское воинское кладбище.
Библиографический список
1. Журин Н.П. Градостроительство в Сибири второй половины XIX - начала XX веков: учеб. пособие. - Новосибирск, 2000. - 108 с.
2. Новокшонов С.М. Градостроительное развитие города Ново-Николаевска (Новосибирска) с 1893 по 1917 годы. - Новосибирск, 2013. - 148 с.
3. Ладыгин И.В. Ново-Николаевск в военном мундире, 1904-1920 гг. [Электронный ресурс]. - URL:http://www.novonikolaevsk.com/.
4. Журин Н.П. Архитектура сибирского города конца XIX - начала XX века: учеб. пособие. - Новосибирск, 2014. - 145 с.
5. Военный городок в Ново-Николаевске. Первые годы истории / сост.: Е.А. Кузнецова. - Новосибирск, 2013. - 87 с.
6. История города: Новониколаевск-Новосибирск (исторические очерки). T. I [Электронный ресурс]. - URL: http://kraeved.ngonb.ru/book/3746.