Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 2 (09). Июль 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 81'272 ББК 81.0 К608
А. В. Колмогорова О. В. Андриянова Красноярск, Россия
ЖАНРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ НА МАТЕРИНСКИХ ФОРУМАХ В РЕГИСТРЕ «ВЗРОСЛЫЙ-ВЗРОСЛЫЙ»
В данной статье рассматриваются речевые жанры, преобладающие в коммуникации матерей в формате интернет-общения. В статье представлены результаты анализа постов форумов, где матери общаются на бытовые темы, выявляются наиболее распространённые речевые жанры в такого рода интернет-общении.
Ключевые слова: интернет-форум, интернет-общение, речевой жанр, материнское общение, жанровая вариативность.
A.V.Kolmogorova O.V. Andriyanova Krasnoyarsk, Russia
GENRES OF SPEECH COMMUNICATION AT MOTHERS' FORUMS IN
THE REGISTER "ADULT-ADULT"
The article discusses the speech genres prevailing in the communication of mothers in the form of Internet communication. The article presents the results of the analysis of the forum posts where mothers talk on everyday topics. The author identifies the mostcommon speech genres in this kind of Internet communication.
Keywords: Internet forum, Internet communication, speech genre, mothers' communication, genre variability.
Данная статья посвящена выявлению жанровой специфики в материнском общении в интернет-форумах. Материалом для исследования послужили посты форумов на различные темы. Основными методами для анализа фактологического материала выступили: контекстологический анализ, который опирается на теорию контекстной семантики, высказывание является функцией ситуативного и социального контекста, где и получает смысл [Юзефович, 2007: с. 8-10], нами были учтены коммуникативная ситуация, роль коммуникантов, социальные факторы и условия функционирования языка, статистический метод - нами было проанализировано 100 постов из интернет-форумов, мы применяли селективный тип выборки материала - нами были выбраны речевые жанры, наиболее часто используемые в материнском общении в формате интернет-форума, в нашей работе мы применяли содержательный анализ, сосредотачивали внимание на содержании сообщений.
Актуальность данной проблематики обусловлена тем, что в современной лингвистике с большим интересом изучаются речевые жанры и их развитие. Речевой жанр развивается и адаптируется к изменяющимся социальным условиям. Лингвисты считают речевой жанр эффективным объясняющим механизмом использования языка, механизмом порождения и интерпретации речи [Дементьев, 2007: 39; Калинина, 2012].
Научная новизна проводимого исследования состоит в выявлении речевых жанров, преобладающих в тематических интернет-форумах для молодых мам.
Материнское общение рассматривается в научной литературе с различных позиций: в онтолингвистическом аспекте как средство обучения ребёнка языку [Воейкова, 2011], в лингвокультурологическом и когнитивном аспектах [Колмогорова, 2013, Колмогорова, 2014] как средство формирования языковой и ценностной картины мира. В нашем исследовании мы фокусируем внимание на так называемом регистре «взрослый-взрослый» [Цейтлин, 2001]. Впервые Стелла Наумовна Цейтлин отметила, что в общении взрослого и ребёнка можно выделить несколько регистров: исследователь выделяет типы повторов в диало-
гах «взрослый-ребенок»: реплики-повторы, реплики-поддержки, реплики-переспросы [Цейтлин, 2001]. Анализируя материнское общение, мы констатировали, что в «материнском языке», как особом социолекте, можно выделить кроме регистра ВЗРОСЛЫЙ-РЕБЁНОК ещё и регистр ВЗРОСЛЫЙ-ВЗРОСЛЫЙ, наблюдаемый в тех случаях, когда мамочки общаются между собой. Несомненно, общение в таком регистре имеет свои особенности и специфику. В данной публикации мы рассмотрим специфику жанровых форм, используемых в таком общении.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЖАНРОВ РЕЧИ
В каждой сфере использования языка вырабатываются свои типы высказываний - «речевые жанры». По М. М. Бахтину, речевые жанры - это широкий спектр разнородных письменных и устных тематически и ситуативно обусловленных «типов высказываний», которые охватывают все сферы «человеческой деятельности» [Бахтин, 1996]. По Т. В. Шмелевой, речевой жанр - устойчивое вербальное оформление особого сочетания коммуникативной цели автора с факторами речевого и событийного прошлого и будущего при типовом дик-тумном содержании [Шмелева, 1997: с. 88-99]. С точки зрения семантики, речевой жанр предполагает анализ лексических средств, реализующих основные интенции в рамках «типовых высказываний» - речевых жанров [Радевич, 2014: с. 19]. С точки зрения синтактики, речевой жанр определяется как «системно-структурный феномен, представляющий собой сложную совокупность многих речевых актов, выбранных и соединенных по соображениям некой особой целесообразности, и относящейся к действительности не непосредственно, а через речевой жанр в целом» [Дементьев, 2007: с. 39-62]. С точки зрения прагматики, речевой жанр - «вербальное оформление типичной ситуации социального взаимодействия людей» [Дементьев, 1998: с. 6].
В трудах М. М. Бахтина, Т. В. Шмелевой, В. В. Дементьева, М. Ю. Федосю-ка, А. Г. Баранова, К. Ф. Седова, Ст. Гайды, М. В. Китайгородской, Н. Н. Розановой выделены типологии речевых жанров, которые построены на различных основаниях - структура речевого жанра, коммуникативная цель речевого жан-
ра, системы коммуникативных ценностей [Шерстяных, 2013]. М. М. Бахтин разделяет жанры на первичные и вторичные, где первичные жанры складываются в условиях непосредственного общения, например, реплики бытового диалога. Вторичные жанры являются производными от первичных жанров, которые трансформируются и возникают в условиях более сложного организованного культурного общения [Бахтин, 1979]. Вторичные жанры - романы, драмы, научные исследования. Их отличает сфера функционирования и стилистическая обработка [Орлова, 1997]. М. Ю. Федосюк [Федосюк, 1997] предлагает разделить простые и вторичные жанры на элементарные и комплексные. К числу элементарных исследователь относит сообщение, приказ, похвалу, приветствие. К числу комплексных речевых жанров относятся: утешение, убеждение, уговоры. А. Г. Баранов предлагает разделить первичные и вторичные речевые жанры на простые и сложные: 1) первичные (простые) речевые жанры не составляют интеракцию, имеют коммуникативное намерение, которое впоследствии оформится посредством речи; 2) первичные (сложные) речевые жанры - устойчивые диалогические образования; 3) вторичные (простые) речевые жанры - функционально-смысловые элементарные тексты (описание, повествование, рассуждение; 4) вторичные (сложные) речевые жанры - тексты, включающие низшие речевые жанры в трансформированном виде [Баранов, 1997]. На основании критерия коммуникативной цели Н. Д. Арутюнова пишет о таких речевых жанрах, как информативный диалог, прескриптивный диалог, обмен мнениями с целью принятия решения или выявления истины, диалог, имеющий целью установление или регулирование межличностных отношений, праздно-речевые жанры [Арутюнова, 1992].
По тому же критерию Т. В. Шмелева выделяет информативные, императивные, этикетные, оценочные речевые жанры, а М. Ю. Федосюк - информативные, эмотивные и императивные речевые жанры [Федосюк, 1996]. В. В. Дементьев и К.Ф. Седов выделяют информативные (информативный диалог, прескриптивный диалог, обмен мнениями с целью принятия решения, личностно-релевантные (нерелевантные)) и фатические речевые жанры. Последние под-
разделяются на: 1) ухудшающие межличностные отношения в прямой форме (оскорбления, обвинения); 2) улучшающие межличностные отношения в прямой форме (признания, комплименты); 3) ухудшающие межличностные отношения в косвенной форме (ирония, издевка); 4) улучшающие межличностные отношения в косвенной форме (шутка, флирт); 5) праздноречевые жанры [Дементьев, 1997]. Ст. Гайда предлагает жанры: 1) простые - типы иллокутивных актов, называемые при помощи отглагольных существительных - и сложные -это типизированная последовательность речевых актов, у каждой из которых есть место и функция в человеческой деятельности; 2) примарные, связанные с коммуникативной ситуацией и непосредственной ситуацией, и секундарные, производные от примарных, появляющиеся в условиях высокоразвитой культурной коммуникации (дневник, дискуссия, бытовое письмо); 3) тематические (благодарность, приветствие, пожелание) [Гайда, 1999]. Согласно М. В. Китайгородской и Н. Н. Розановой [Китайгородская, Розанова,1990], речевые жанры подразделяются на монологические и диалогические, большие и малые. Среди монологических жанров нефатического общения выделяются информативные (сообщение, рассказ), инструктивные (наставление, инструкция), прескриптив-ные (приказ, команда, запрет), аппелятивные (выговор, похвала) речевые жанры, а среди монологических жанров фатического общения - рассказ, повествование, тост, утешение. Диалогические жанры нефатической сферы делятся на: информативные (разговор на актуальные темы, спор, беседа); прескриптивные (просьба); аппелятивные жанры (замечания, упрек, угроза, ссора). К фатиче-ским диалогам относятся беседа, сплетня и этикетные жанры (приветствие, прощание, извинение, благодарность).
Определяющим признаком речевого жанра, согласно концепции М. М. Бахтина, является его диалогичность, так как жанр речи - это не просто отдельное высказывание, а необходимый элемент в структуре целостного диалога. Кроме того выделятся и другие признаки речевого жанра: тематическую и стилистическую определенность, композиционность, целеполагание, завершенность, связь с определенной сферой общения [Бахтин, 1996].
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ В МАТЕРИНСКИХ ФОРУМАХ
Речевые жанры материнского общения в интернет-форумах разнообразны. Прежде всего, это первичные (по М. М. Бахтину) речевые жанры, которые складываются в условиях непосредственной речевой коммуникации. Это бытовые диалоги на различные темы, интересующие и волнующие матерей:
(1) Тема: Есть ли срок у многодетности?
Уч. А - а с садами как?
Уч. Б - С садиками не знаю, третьему так дали, заведующая сама сказала, что место есть, даже не ходила ни куда, ему уже сейчас почти 7 лет, а с маленьким еще не ходила на очередь вставать, говорят, многодетным очень
быстро места дают, а мы рано в садик не хотим О1 О1
Уч. В - Да. Больше никак.
Вторичные речевые жанры, скажем, объявления, также можно наблюдать на материнских форумах. Так, на форуме для мам обычно существуют рубрики, например, «Продам», где есть тема «детская кровать/мебель»:
(2) Итальянская кровать Erbesi HIPPY сделана из выдержанного бука. Все лаки, краски и клеи - натуральные и нетоксичные. [...] Цена 6000. Возможен торг. Размер: ширина 73х длина 135х высота 109(наруж.), 125x63 (внутр.) Фото с сайта.
На форуме «С прибавлением» часто есть темы с персональным поздравлением (вторичные речевой жанр) по случаю рождения ребенка, нередко в стихах с упоминанием имени матери и пола ребенка, а также актуальных именно для молодых мам тем:
(3) Анюта, с рождением дочки!!!! Здоровья маме и малышке!!!!
Анюта, поздравляем от души!!!!
Здоровья, спокойных ночей, вкусного молочка!!! ©
По А. Г. Баранову, мы выделяем первичные (сложные) речевые жанры -устойчивые диалогические образования и вторичные (простые) речевые жанры
- функционально-смысловые элементарные тексты (описание, повествование, рассуждение. Так, первичные (сложные) речевые жанры:
(4) Добрый всем вечер! Обращаюсь в первую очередь к петербуржцам, которые сегодня подавали заявку на запись в первый класс. Я утром в 9 часов отправила заявку через портал, а потом узнала, что он и ночью работал, оказывается. Если бы знала, отправила бы в 00 часов. Просто в нашу школу только два первых класса набирают, боюсь, что не попадем в нее... Поэтому и хотела в первых рядах подать заявление. А они говорят, что от срока подачи заявления ничего не зависит. А как вы считаете? Вы уже подали заявление?
- как у вас все сложно с записью;
- сначала есть месяц на запись по прописке, потом она открывается для всех остальных на свободные места. И количество классов не ограничено;
- как это количество классов не ограничено. Школа же не резиновая, больше чем влезет не возьмут
Между матерями происходит диалог на определенную тему, развивается общение, в результате которого затем мать прислушается к какому-либо совету.
Вторичные (простые) речевые жанры: рассуждение матери по поводу отношения детей к труду, к помощи для взрослых:
(5)Добрый день, давно меня мучает вопрос, почему сейчас модно взращивать в детях потребительское отношение ко всему. Конечно, не у всех, есть разумные родители, но на мой взгляд есть некая тенденция, т. к вижу это на примере знакомых подростков: в 1-м примере, девочке сейчас 17 лет, девочка по жизни не делает ровным счетом ничего,8-й и 9-тый класс она почти не ходила в школу, да и уроки не делала, грозил даже не аттестат, а справка о том, что прошла курс, пошли с трудом на встречу, о домашнем труде я молчу, это не по ней, она брезгливая, и искренне считает, что ей все должны и самое главное горе у нее было, когда ей не подарили на ДР айфон, а что в семье денег нет, это неважно совсем и ее не волнует....
Наблюдения показывают, что в речевом общении матерей преобладают, согласно классификации речевых жанров Т. В. Шмелевой, императивные жанры,
целью которых является - вызвать осуществление событий, необходимых, желательных или нежелательных [Шмелева, 1997, с. 92-93]. Императивность материнского общения объяснима. С точки зрения психологии материнства, поведение матери является основой развития ребенка, его познавательной активности, общения, самосознания. Мать создает необходимые условия для развития ребенка, относится как к субъекту, поддерживает его инициативы и направляет ребенка в те области, которые ему могут быть интересны. Критерий успешности материнства - это общее эмоциональное благополучие ребенка [Г. Г. Филиппова, 2002]. В интернет-общении матерями часто используются формы повелительного наклонения с целью дать совет. Исходя их собственных потребностей, а также учитывая потребности ребенка, в зависимости от возраста, мать советуется с другими матерями, а также, сопереживая сама, часто дает советы, учитывая свой опыт и свои мысли:
(6) Скиньте фото, надо в школу ребенку, а я обычный бухгалтер, ну и не
умею я мастерить, можно выделить следующие советы матерей:
- сходите на сайт solnet.ee - там есть куча разных поделок
- наберите в яндексе, в поисковике фразу «поделки на тему осень». Потом сходите в парк и соберите необходимый материал. Ничего тут сложного нет, не тушуйтесь.
- представь, что он твой друг, а не сын, попробуй с этой позиции подойти...
Также, по Т. В. Шмелевой, на основании критерия коммуникативной цели, общение матерей можно отнести к оценочным речевым жанрам. В разговорной речи оценки связаны чувствами, работой души. Выражения, оценки придают особую экспрессивность и эмоциональность общению [Капанадзе, 1988]. По М. Ю. Федосюку, это - эмотивные речевые жанры:
(7) Тема «Поделки наших детей»
- автор предлагает фотографию выполненной работы, которую оценивают, либо дополняют своими работами читатели (участники интернет-общения):
- Робот класснючий! Мальчишкам понравится идея)
- Ой какие клеевые поделочки!
- и откуда у людей столько фантазии! ®
- какие молодцы, симпатично!
- красота-то какая))
- а у нас так не получается ((( (графически выражено)
(8) Тема «Путешествия»
- ... на гору удалось забраться, травки пособирать, все очень понравилось! Хочется вернуться еще, пейзажи, конечно, обалденные.
- а в Яровом стоит побывать хотя бы потому, что такой суперсоленой воды вы больше нигде не найдете. На ней реально можно просто лежать и не тонуть, это такой кайф, вы не не представляете))
- в этом году впервые побывала с детьми на Горном Алтае - красотища!
Использование таких слов, как класснючий, поделочки, красотища, выражают оценку, отношение, эмоции мамочек.
В общении мам наблюдаем а) информативные жанры, по классификации М. В. Китайгородской и Н. Н. Розановой:
(9) - Девочки, а летом есть занятия вокалом? Хочу сына на каникулах поводить, но не знаю куда ((
- Добрый день! Есть занятия в Школе моделей на Авиаторов. Занятия разные, но можно и что-то конкретное посещать. У нас первое занятие вокала прошла - парням 5 и 7 лет понравилось (младший любит петь, старший ненавидит), хотя изначально даже в класс заходить не хотели, заманили обещаниями вкусняшек.
б) прескриптивные (просьба):
(10) Тема «Секции и кружки»:
- Подскажите пожалуйста, как попасть на эту секцию? Можно просто прийти на тренировку и поговорить с тренером?
в) обмен мнениями с целью принятия решения или выявления истины (по Н. Д. Арутюновой):
(11) Тема форума: «Любимые книги наших детей»
- В очередной раз читаем «Конек Горбунок». Еще из любимых и часто перечитываемых - «Русалочка», «Дикие лебеди» (у нас книга с иллюстрациями Ло-маева, красота непередаваемая!)......
- Я думаю, деткам надо читать стихи А. Барто, интересно и полезно.
- Чудесные книги для девочек Варвары Андреевской «Записки куклы» и «» Олины затеи». Книга от лица куклы с ее горестями и радостями, пережитые у разных девочек. Помогло дочке бережнее относиться к игрушкам. Книга написана в конце 19 века.
Матери обмениваются мнениями, чтобы посоветовать книги другим матерям, узнать что-то из опыта других родителей.
В некоторых случаях формы материнского общения можно отнести к се-кундарным речевым жанрам (по Ст. Гайде), например, следующая дискуссия с элементами бытового письма:
(12) - Уважаемые мамочки и не только, а давайте поговорим на тему подгузников! Полезны - неполезны, как часто можно использовать, а одинаково или нет мальчикам и девочкам? Вообщем интересно все!!! Мы ждем сыночка и я слышала, что мальчикам вредно......
- У меня мальчик. Я тоже читала, что половые железы окончательно не развиты (тепловое воздействие опасно, начиная с подросткового возраста). При частой смене подгузника и правильном уходе перегрева быть не может....
- Мое мнение - все должно быть в меру. В наше время без подгузников не обойдешся (вне дома).
- Я пока только собираюсь мамой стать, но думаю подгузники очень нужная вещь.....
Практически невозможно определить, какие жанры - информативные или фатические - доминируют в материнском общении, поскольку обе разновидности играют важную роль. Так, информативный жанр преобладает в форумах, согласно их теме: на форуме «Полезное», тема «Развиваем речь детей» воспи-
тателем (специалистом) предлагается полезная информация для матерей, на которые матери, в свою очередь, дают комментарии:
(13) - В дошкольном возрасте приоритеты должны немного измениться. Для чтения ребенку необходимы познавательные книги. Сюжеты историй становятся сложнее и увлекательней, а выбор книг должен зависеть от интересов и увлечений, прежде всего, самого ребенка, а не его родителей. Теперь дело остается за малым. Постарайтесь найти часок и почитайте книги вслух со своими детьми...
- Отличная статья, я своему малышонку с 4 месяцев читаю книги и показываю картинки, сейчас нам 9 и он с интересом смотрит и слушает книги. И на самом деле, конечно может это совпадение, он во всю начинает болтать, хотя дети наших знакомых такого возраста, не очень себя в этом проявляют.
Не менее часто целью общения является поддержание социального контакта, поиск эмоциональной поддержки, т. е. фатическая коммуникация:
(14) - У нас та же ситуация, первые месяцы дочечка спала в кроватке, а когда начались проблемы с животиком, а причина оказалась в аллергии на молочный белок. Вот тогда и начались пляски с укачиванием, частым кормлением и засыпаниями рядом с мамой, спит до сих пор с нами... Когда теперь это закончится не понятно .(так что просто нужно внимательно относиться к ребеночку..) Если у малыша все хорошо, то и спать он спокойно будет в своей кроватке.
- У нас кроватка так и простояла без дела, дочка до сих пор с нами спит, а ей уже 4 годика. Грудью уже два года не кормлю, а все равно одну руку мне на грудь ложит и так и спит.
В соответствии с вышеперечисленными типологиями речевых жанров, в материнском интернет-общении преобладают первичные (по М. М. Бахтину), прескриптивные (по М. В. Китайгородской и Н. Н. Розановой), фатические наравне с информативными (по В. В. Дементьеву и К. Ф. Седову), секундарные речевые жанры (по Ст. Гайде) и обмен мнениями с целью выявления истины
(по Н. Д. Арутюновой), т. к. матери часто общаются на бытовые темы, дают советы, информируют, отвечают на вопросы и также, каждая мать задает вопросы, чтобы, исходя из того или иного совета, сделать свой выбор. Нужно сказать, что вторичные жанры (М. М. Бахтину) имеют место в интернет-общении, но они зависят от того, какая тема представлена в интернет-форуме.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что основу общения составляют диалогические речевые жанры. Для каждой матери важным является эмоциональное и физическое развитие ребёнка, поэтому мы выявили, что в зависимости от возраста ребенка (младенческий, дошкольный, младший школьный и т. д.) мать, исходя из собственных потребностей, а также из интересов ребенка, часто обращается на форуме с просьбой получить совет, поделиться опытом. Таким образом, определяющими признаками речевых жанров материнского общения являются диалогичность, тематическая и стилистическая определенность, императивность и, одновременно, оценочность и эмотив-ность.
Библиографический список
1. Арутюнова Н. Д. Жанры общения [Текст] / Н. Д. Арутюнова // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. - М: Наука, 1992. - С. 63-87.
2. Бахтин М. М. Собр. соч. [Текст] / М. М. Бахтин. - М.: Русские словари, 1996. - Т. 5: Работы 1940-1960 гг. - С. 159-164.
3. Бахтин М. М. Из архивов записей к работе «Проблема речевых жанров» [Текст] / М. М. Бахтин // Бахтин М. М. Собрание сочинений. - Т. 5: Работы 1940-х начала 1960-х годов. - М.: Русские словари, 1997. С. 243.
4. Воейкова М. Д. Ранние этапы усвоения детьми именной морфологии русского языка. М.: Знак, 2011. 328 с.
5. Гайда С. Жанры разговорных высказываний [Текст] / С. Гайда // Жанры речи: сборник научных статей. - Саратов: Изд-во Государственного учебно-научного центра «Колледж», 1999. - С. 103-112.
6. Дементьев В. В., Седов К. Ф. Социопрагматический аспект теории речевых жанров [Текст] / В. В. Дементьев, К. Ф. Седов. - Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1998. - 107 с.
7. Дементьев В. В. Изучение речевых жанров в России: аспект формализации социального взаимодействия [Текст] / В. В. Дементьев // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. - М.: Лабиринт, 2007. - С. 39-62.
8. Дементьев В. В. Изучение речевых жанров: обзор работ в современной русистике [Текст] / В. В. Дементьев // Вопросы языкознания. - 1997. - № 1. - С. 109-119.
9. Калинина Е. И. Системно-структурное моделирование внутрижанрового пространства гипержанра: дис. канд. филол. наук [Текст] / Е. И. Калинина. - Новокузнецк, 2012. С. 6.
10. Капанадзе Л. А. О жанрах неофициальной речи [Текст] / Л. А. Капанадзэ // Разновидности городской устной речи. - М., 1988. - 233 с.
11. Колмогорова А. В. «Мамин язык»: практики материнского общения в контексте распределённой моделия языка и когниции: Монография [Текст] / А. В. Колмогорова. - М.: Флинта-Наука, 2013. 177 с.
12. Радевич В. В. Стратегическая организация манипулятивной коммуникации в рамках речевого жанра «нигерийское письмо»: дис. канд. филол. наук [Текст] / В. В. Радевич. -Красноярск, 2014. - 194 с.
13. Федосюк М. Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи [Текст] / М. Ю. Федосюк // Жанры речи: сборник научных статей. - Саратов, 1997. - С. 6668.
14. Федосюк М. Ю. Комплексные жанры разговорной речи: «утешение», «убеждение» и «уговоры» [Текст] / М. Ю. Федосюк // Русская разговорная речь как явление городской культуры. - Екатеринбург: Арго, 1996. - С. 73-96.
15. Филиппова Г. Г. Психология материнства: учебное пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 240 с.
16. Цейтлин С. Н. Некоторые особенности диалога «взрослый-ребёнок»: функции реплик-повторов // Ребенок как партнер в диалоге, серия «Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике». СПб: Союз, 2001. С. 5-28.
17. Шерстяных И. В. Теория речевых жанров [Электронный ресурс]: лекционно-практический курс для магистрантов / И. В. Шерстяных. - М.: Флинта, 2013. 552 с.
18. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра [Текст] / Т. В. Шмелева // Жанры речи: сборник научных статей. - Вып. 1. - Саратов: Колледж, 1997. - С. 88-99.
19. Юзефович Н. Г. Методика организации научно-исследовательской работы студентов-лингвистов: учебно-методическое пособие для студ. специальности 620100 «Лингвистика и межкультурная коммуникация» вузов региона. - Хабаровск: изд. ДВГГУ, 2007. 64 с.