УДК 808.2-085(082)
Е.И. Горошко, Е.А. Жигалина ВИРТУАЛЬНОЕ ЖАНРОВЕДЕНИЕ: УСТОЯВШЕЕСЯ И СПОРНОЕ
В статье рассматривается появление новой отрасли в теории жанров - виртуального или сетевого жанроведения, т.е. лингвистического направления, изучающего особенности возникновения и функционирования в сети Интернет виртуальных жанров. Обсуждаются возможности изучения этих жанров и изменений в современном жанроведении, вызванные бурным развитием интернет-технологий в целом. Особое внимание уделяется описанию влияния технологического фактора на современное жанроведение, а также предлагаются основы для создания типологии виртуальных жанров как одного из основополагающих направлений лингвистики Интернета.
Ключевые слова: интернет-коммуникация, интернет-лингвистика, виртуальный жанр, теория жанров.
В последнее время всё большее и большее количество коммуникативных практик переходит в сеть Интернет: усиливается интенсивность использования языка в Сети, возникает особая коммуникативная среда, особое место его функционирования - коммуникативное пространство, которое оказывает все более интенсивное влияние на лингвистику Интернета - новое направление лингвистического анализа, изучающее особенности функционирования языка в Интернете с позиций именно лингвистического знания, включая современную теорию жанров [Горошко 2007; 2010].
Подчеркнем, что в последнее время коммуникативное пространство Интернета стало своеобразной жанропорождаю-щей средой, которая способствовала как более интенсивному развитию жанрове-дения в целом, так и возникновению новых, свойственных только данной информационной среде жанров, а также появлению в рамках теории жанров теории виртуального жанроведения (Горошко, Ка-панадзе, Компанцева, Кондрашов, Луто-винова, Щипицина, Dillon, Gushrowski, Herring), в задачи которого входит описание и структурирование всего многообразия виртуальных или интернет-жанров и способов их классификации [Горошко
2007: 370].
В виртуальном жанроведении на настоящий момент выделяются следующие проблемные области, по которым ведутся лингвистические исследования:
• определение и описание виртуального жанра;
• соотношение и взаимодействие традиционных и виртуальных жанров;
• поиски и разработка критериев для классификации виртуальных жанров;
• описание специфических виртуальных жанров [Рогачева 2007].
Однако говоря о виртуальных жанрах и их изученности современной лингвистической наукой, нельзя не отметить определенную терминологическую проблему. Заметим, что на сегодня (в силу молодости виртуального жанроведения в постсоветском языкознании) ещё отсутствует устоявшийся, единый термин, описывающий жанр, «работающий» в сети Интернет. Так, употребляются словосочетания: виртуальный жанр (Лутовинова, Каумо-ва, Компанцева, Горошко), электронный жанр (Вавилова, Капанадзе, Саенко), коммуникативный сервис Интернета, интернет-жанр (Горошко, Жигалина), дигитальный жанр, цифровой жанр (Щипицина) гипержанр (Капанадзе), сетевой жанр (Трофимова) жанровый
формат виртуального дискурса (Компан-цева).
Что касается англоязычного академического дискурса, то там также существует несколько терминов, описывающих это явление: cyber-genre (Shepherd, Watters), web-genre (Rehm), digital genre (Askehave, Nilsen). Приведенные термины как в русскоязычной коммуникации, так и англоязычной относятся к одному понятию и, в сущности, являются синонимами. В данной работе мы используем термин виртуальный жанр в силу того, что уже существует устоявшееся понятие виртуальное жанроведение (Горошко, Компанцева, Лутовинова, Щипинина), и логично использование однокорневого понятия, т. к. дигитальное, электронное или интернет-жарноведения по настоящий момент не используются применительно к жанрам, которые функционируют в коммуникативном пространстве Интернета. Однако, на наш взгляд, нельзя полностью отказываться от термина интернет-сервис или коммуникативный сервис Интернета в виду его широкой распространенности и того факта, что в семантике этого словосочетания уже отражено влияние технологического фактора на процессы интернет-коммуникации. Считаем необходимым разграничить сферы употребления данных двух терминов.
Итак, если сравнить два термина виртуальный жанр и коммуникативный сервис, то виртуальный - жанр - это скорее понятия для описания различных видов и аспектов коммуникации в сети Интернет, в то время как коммуникативный сервис -термин скорее технический, использующийся для описания программного обеспечения, технологических платформ, на которых базируется существование различных электронных жанров. Так, ICQ, например, на наш взгляд, это не интернет-жанр, как его определяет М.Л. Макаров [Макаров 2005], а программа, или коммуникативный сервис Интернета. Иначе в отдельные жанры придется выделять и другие, подобные ICQ программы, такие
как Miranda, QIP, Microsoft Messenger, Yahoo Messenger и т.д. Или предлагается их все объединить под названием жанр ICQ на основе типологического сходства? А вот сама коммуникация с помощью программ мгновенного обмена сообщениями, по нашему мнению, и составит отдельный виртуальный жанр, основанный на технологической платформе одной из вышеперечисленных программ.
Одновременно здесь встает вопрос о жанровой принадлежности коммуникации с помощью мобильных телефонов, пейджеров и т.д. По нашему мнению, в этих случаях следует оперировать термином электронный жанр. И подобно тому, как понятие электронной коммуникации шире понятия интернет-коммуникации, понятие электронный жанр будет выступать гиперонимом по отношению к понятию виртуальный или интернет-жанр.
Необходимо подчеркнуть, что с позиций логики научного анализа и дисципли-нарности наиболее интенсивно развитие виртуального жанроведения происходит по следующим направлениям: функциональному, эволюционному, типологическому и лингво-философскому [см Горошко 2007; 2008; Компанцева 2008; Лутовинова 2009; Щипицина 2008; 2009]:
Функции жанра. Здесь можно говорить о двух направлениях: описание социальных и организационных функций жанров, т. е. определение их роли и места в дискурсивном сообществе, жанровый репертуар и система жанров в целом, а также изучение функций жанра с точки зрения пользовательского интерфейса;
Типология жанра, т.е. разработка непротиворечивых основ их классификации и упорядочения в системе всех РЖ - как виртуальных, так и «реальных» [Щипицина 2009; Лутовинова 2009; Herring 2006];
Эволюции жанра, т.е. изучение способности приспособления или мутации традиционных бумажных жанров к интернет-среде с постоянно увеличивающимися возможностями новых гипермедиа, а
также изучение особенностей гибридизации жанров и возникновение абсолютно новых виртуальных жанровых форм [Лу-товинова 2009; Компанцева 2008];
Философии жанра. Подход к рассмотрению виртуального жанра как лингво-философской категории и рассмотрение его как модифицированного речевого жанра (РЖ) с одновременным его изучением с позиций когнитивно-прагматических основ формирования виртуальной личности [Там же, см. также Компанцева 2008; Селютин 2009; Горный 2009].
Что касается исследований конкретных виртуальных жанров, то в лингвистике Интернета уже существует достаточно большое количество работ, посвященное рассмотрению коммуникативных платформ или сервисов как жанров, а именно: персональным страницам, чатам, форумам и мгновенным мессенджерам (например, ICQ) [Горошко 2009; Денисов 2004; Рогачева 2007; Crystal 2001]. В некоторых работах объектом исследования с точки зрения виртуального жанроведения выступают форумы и блоги, особенно в англоязычной интернет-коммуникации [Herring 2006; 2008; Nowson 2006]. При этом с ростом популярности того или иного сервиса, пропорционально увеличивается и количество исследований, описывающих данный феномен. Например, если несколько лет назад в виртуальном жанроведении превалировали работы, посвященные жанру чата или форума [Амурская 2008; Литневская, Бакланова 2005; Овчарова 2008; Реконвальд 2008; Усачева 2003; Ушакова 2004], то сейчас блогу как виртуальному жанру уделяется всестороннее исследовательское внимание и со стороны социологии коммуникаций, и с позиций лингвистики [Лутовино-ва 2009; Рогачева 2009; Nowson 2006; Herring 2008].
Таким образом, в связи с возрастанием количества исследований, посвященных различным аспектам коммуникации в сети Интернет, а также со становлением и раз-
витием лингвистики Интернета и теории жанров, включая жанры интернет-коммуникации, на настоящий момент можно говорить о формировании нового научного лингвистического направления -виртуального жанроведения, в проблемное поле которого входит:
• определение, выявление и описание виртуальных жанров;
• составление модели описания и функционирования виртуальных жанров и их типологии;
• анализ эволюции виртуальных жанров;
• выявление и описания сходств, различий и зависимостей между традиционными «бумажными» и виртуальными жанрами и т. д.;
• связь жанрам и особенностей его формирования с развитием и функционированием языка в коммуникативном пространстве Глобальной паутины.
Заметим, что о виртуальном жанрове-дении целесообразнее говорить с таких двух позиций: во-первых, с точки зрения теории жанров в лингвистике и, во-вторых, с позиций развития интернет-лингвистики как ещё одного нового направления в языкознании.
Мы также предполагаем, что с позиции теории жанров может быть рассмотрено всё то, что обозначается как устоявшееся или базовое, накопленное этим направлением за последние несколько десятилетий, а с позиции интернет-лингвистики может освещаться вся та научная рефлексия, связанная с особенностями изучения коммуникативного пространства Интернета на всех языковых уровнях: от морфологии и синтаксиса до прагматики и особенностей восприятия текстов с экрана компьютера, например, новых медиатекстов, что мы обозначаем как новое или спорное, делая акцент в значении прилагательного «спорный» именно на непривычном и ещё до конца неустоявшемся. Итак, начнем с анализа устоявшегося.
Заметим, что описание жанровой мо-
дели в языкознании включает обычно семь параметров: коммуникативная цель, образ автора, образ адресата, образ прошлого и будущего, диктумное содержание и языковое воплощение [Шмелева 1997: 97]. Эти параметры можно развести по трем уровням: стилистическому (языковое воплощение или реализация), семантическому (диктумное содержание) и прагматическому (цель, а также образы автора, адресата, прошлого и будущего) [Щипицина 2008: 226].
Ряд лингвистов, занимающихся виртуальным жанроведением, считает, что именно жанровая классификация может быть положена в основу «... комплексного лингвистического описания компьютерно-опосредованной коммуникации» [Там же], при этом для создания теории виртуальных жанров также необходим синтезирующий подход к их описанию, сочетающий в себе семантико-стилистический и прагматический «взгляд» на структуру жанра.
Анализ литературных данных как с позиций устоявшегося, так и спорного показывает, что наиболее релевантным в виртуальном жанроведении является подход к видению жанров, разрабатываемый в рамках Саратовской лингвистической школы, которая определяет речевой жанр, прежде всего, как «вербально-знаковое оформление типичной ситуации социального взаимодействия людей» [Дементьев 1998: 8].
Говоря о проблеме классификации речевых жанров в общем, необходимо отметить отсутствие единства мнений ученых-лингвистов по данному вопросу. Проблема жанровой типологии мало разработана и чрезвычайно разрозненна. Также нет окончательных и единых критериев выделения РЖ, хотя «речевые жанры, выделенные данным языком, являются. одним из лучших ключей к культуре данного общества» [Вежбицкая 1997: 111].
Необходимо конкретизировать, что жанры изучаются в когнитивном (Баранов), речеведческом (Шмелева), герме-
невтическом (Богин), общелингвистическом (Федосюк), психолингвистическом (Макаров, Седов), стилистическом (Сали-мовский) аспектах.
Одной из наиболее актуальных проблем, требующих быстрого решения, в теории жанров является проблема выделения их классификационных критериев. «Речевые жанры можно классифицировать по разным признакам, исходя из разных подходов к исследованию: по структуре, тематике, функции, коммуникативной цели, учасникам общения и по дискурсам, в рамках которых существуют речевые жанры (РЖ)» [Карамишева б. д.].
Вследствие этого существует большое количество разнообразных классификаций, что в свою очередь обуславливает необходимость исследования отдельных жанров определенных типов дискурсов.
М.М. Бахтин, говоря о речевых жанрах, настаивает на том, что они, «будучи, в общем, гораздо гибче, пластичнее и свободнее языка, в тоже время безличны, так как являются типической формой высказываний, но не самими высказываниями. Типическими для речевых жанров являются: коммуникативная ситуация, экспрессия (выразительность) и экспрессивная интонация, объем (приблизительная длина речевого целого), концепция адресата и нададресата» [Бахтин 1986: 149].
Т.В.Шмелева предложила «анкету речевого жанра» - своеобразную модель выделения РЖ, отображающую его основные признаки:
- коммуникативную цель;
- модель автора;
- концепцию адресата;
- содержание события;
- факторы коммуникативного прошлого и будущего;
- языковое воплощение жанра.
Или, иными словами «речевой жанр определяется тем, кто, кому, зачем, о чем и как говорит, учитывая то, что было и что будет в общении [Шмелева 1995: 63].
К перечисленным признакам исследователи еще относят тональность, тему и
коммуникативный смысл [Селиванова 2008: 620].
Среди важнейших категориальных признаков речевых жанров также выделяют: их формально-языковую и коммуникативную организацию и узнаваемость участниками общения [Бацевич 2005]; целенаправленность, целостность и завершенность; соотношение автора и адресата; смысловая полноценность; связь с предыдущими и последующими высказываниями и типичная воспроизводимая жанровая форма [Тарасенко 1999].
С коммуникативных позиций РЖ предстают как «. горизонт ожиданий для слушающих и модель построения для говорящих» [Гайда 1986: 24].
Важно, что Ф.С. Бацевич говорит о необходимости поиска критериев выделения речевых жанров в самом основании многотемного дискурса, выявлять сигналы изменений, к которым ученый относит изменение стратегий или тактик общения, изменение тематики разговора, модели адресата и адресанта, модальность, тональность, ситуацию и атмосферу общения [Бацевич 2005: 130-132].
«Жанры постоянно текут, следуют, переплетаются естественно и быстро» [Ка-панадзе 1995: 230], соответственно, единая типология речевых жанров так и не была принята.
По иллокутивным признакам дискурса Н. Д. Арутюнова выделяет:
д-1 - информативный диалог; д-2 - перспективный диалог; д-3 - обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины;
д-4 - диалог, имеющий целью установление или регулирование межличностных отношений;
д-5 - праздноречевые жанры [Арутюнова 1992: 53-55].
По фактору коммуникативной цели Т.В. Шмелева выделяет:
• информативные речевые жанры;
• оценочные речевые жанры;
• перформативные речевые жанры;
• императивные речевые жанры
[Шмелева 1992].
По критерию композитивности ученая различает одноактные и многоактные речевые жанры [Шмелева 1995: 59].
По связи с такими типизированным языком формами осмысления мира как ситуация, событие, поступок
В. Е. Гольдин выделяет следующие речевые жанры. "Наиболее естественно, - говорит В. Е. Гольдин, - связывать категорию жанра с категорией ситуации как формы, структуры события" [Гольдин 1997: 32]. Основа речевого события - речевой процесс или действие, поэтому можно говорить об ответе, разговоре, беседе, извинении, объяснении, споре, ссоре как об именах речевых жанров. Слова типа победа, поражение, успех, достижение, рекорд, провал, промах, измена, шалость, проказа, подвиг, с помощью которых говорят о событиях, сами именами событий не являются (Ср.: во время подвига, в момент измены, в конце победы). Главное в содержании этих имен - характеристика, оценка, причем оцениваются и именуются не сами конкретные действия, а воплощенные в них поступки.
По структуре А.Г. Баранов выделяет четыре типа РЖ: 1) первичные (простые) РЖ, которые близки к речевым актам;
2) первичные (сложные) РЖ, которые равны диалектическому тексту;
3) вторичные (простые) РЖ - функционально-смысловые элементарные тексты -описание, повествование и т.п.;
4) вторичные (сложные) РЖ, включающие низшие РЖ в трансформированном виде [Баранов 1997: 8]. Эта типология дает возможность теоретически и практически различать разные объекты исследования.
С жанрово-коммуникативной точки зрения К. В. Кожевникова выделяет три класса речевых жанров:
1. тексты, содержание которых строится по жестким (где-то в большей, где-то в меньшей степени) информативным моделям: афиша, инструкция, рецепт;
2. тексты, содержание которых строит-
ся по информативным узуальным моделям (газетное сообщение о текущих событиях, рецензия на литературное произведение);
3. тексты, нерегламентированные, содержание которых не подлежит никакой строгой заданности с жанрово-коммуникативной стороны (частная переписка) [Кожевникова 1979: 53-54].
Также в современной теории жанров, кроме понятия «речевой жанр», актуальными являются такие понятия, как: субжанр, гипержанр и жанроид [Седов
2009]. При этом под субжанром понимается жанровая форма, представляющая собой одноактные высказывания [Там же, с. 33], гипержанр объединяет всё то жанровое макрообразование, которое сопровождает социально-коммуникативные ситуации и объединяет в своем составе несколько жанров [Дементьев 1998: 33], а жанроид определяется переходная форма, которая осознается говорящими как нормативная, но которая располагается в межжанровом дискурсивном пространстве [Там же; с. 34].
По мнению К.Ф. Седова, «.каждая разновидность дискурса нуждается в более дробном членении, сочетающем в себе представления о специфике той или иной социальной сферы общения и индивидуальных особенностей языковых личностей, принимающих участие в интеракции» [Седов 2009: 33]. Именно иерархическая дробная система единиц дает возможность такой дифференциации. Особа актуальна предложенная К. Ф. Седовым система становится в виртуальном жанро-ведении, когда требуется упорядочение всего того жанрового разнообразия, которое породила сеть.
А теперь о спорном или новом, что привносят новые технологии и появившиеся на их основе коммуникативные пространства в теорию жанров [Горошко
2010].
Так, О. В. Лутовинова указывает, что не только иерархическая система жанров может быть заимствована в виртуальное
жанроведение. Ученая указывает, что в настоящий момент «... при описании виртуального или электронного дискурса исследователи часто рассматривают те или иные жанры, выделяют некоторые харак-теристки, однако четких критериев, параметров, на основе которых происходит группировка жанров, зачастую не дается» [Лутовинова 2009: 163]. В связи с такой ситуацией О. В. Лутовинова предлагает при выделении жанровых признаков «... исходить из того, что как любое сложное многомерное образование виртуальный дискурс предполагает неоднородность критериев, используемых для выделения того или иного признака, той или иной категории» [Там же, с.165]. Основываясь на том, что жанр представляет определенный тип высказывания в рамках определенного дискурса, который является своего рода текстом, вписанном в определенную коммуникативную обстановку, исследовательница предлагает различать виртуальные жанры по таким критериям: структурность и композициоонность. Жанры дискурса, выделяемые на основе этих критериев, определяются как дискур-сообразующие. Одновременно исходя из интенционального разнообразия высказываний дискурса, классификацию его жанров, как считает О. В. Лутовинова, можно производить «. по использованию относительно устойчивых типов высказываний в тех или иных ситуациях, как вербальное оформление типичной ситуации социального взаимодействия людей. Такие жанры виртуального дискурса можно назвать дискурсоприобретенными (курсив наш -Е. Г. и Е. Ж.), поскольку использование относительно устойчивых типов высказываний происходит в уже сложившихся формах общения, жестко обусловленных в виртуальной среде определенными техническими параметрами» [Там же, с.285]. О. В. Лутовинова к дискурсообразующим жанрам относит электронное письмо (е-ma.il), чат, форум и гостевую книгу, жанр мгновенных сообщений, блог, многопользовательскую ролевую игру онлайн, СМС,
к дискурсоприобретенным - флейм, сетевой флирт, виртуальный роман, креа-тифф, флуд, спам и послание [Там же, с.169-281].
Исследовательница также предлагает дискурсообразующие жанры описывать с помощью ряда критериев, которые она определяет как параметры организации коммуникации. К этим параметрам относится:
• Характер направленности на адресата (Персональный - массовый);
• Временная ориентация (синхронная/асинхронная);
• Степень интерактивности (низкая -средняя - высокая);
• Регламентированность (по форме и содержанию);
• Принцип взаимодействия (один -на - один; один - многим) [Там же, с.287-288].
При этом О. В. Лутовинова полагает, что коммуникация в сети Интернет может происходить не только в рамках дискур-соприобретенного или дискурсообразую-щего жанра. Виртуальные жанры сменяют друг друга, а один жанр может входить в другой, трансформироваться в нем, приобретая особый характер (например блог, присоединенный к персональной странице). Реализуясь внутри дискурсообра-зующих, дискурсоприобретенные жанры, однако, не «привязаны», как считает О. В. Лутовинова, к какому-то конкретному дискурсообразующему жанру. Каждый дискурсоприобретенный жанр может развиваться внутри любого дискурсообра-зующего», чему способствует и стремительное развитие интернет-технологий [Там же]. Всё чаще сеть предоставляет определенную коммуникативную платформу, сервисное пространство, которое позволяет реализовываться сразу же нескольким виртуальным жанрам: например, современный почтовый сервис на Яху предоставляет одновременно сервис чата и социальной сети, или социальная сеть Фейсбук с возможностями чата, форума и сервиса файлообменников, под-
ключенных к личностному пространству (аккаунту) его пользователей, а также видеть всех «френдов» (друзей), которые в данный момент «сидят» в Скайпе (т.е. пользуются услугами сервиса интернет-телефонии).
Ученые-лингвисты, занимающиеся исследованием виртуальных жанров интернет-коммуникации все чаще отмечают усиливающееся влияние технологий Интернета на формирование и функционирование виртуального жанров. О. В. Луто-винова подчеркивает, что « . в процессе формирования новых жанров на фоне других факторов все более заметную, а иногда и просто определяющую роль играет ранее не принимавшийся всерьез «технический», а точнее - «технологический» критерий» [Лутовинова 2009: 164].
Актуализация и интенсификация развития лингвистических исследований, посвященных вопросам интернет-коммуникации, способствовали тому, что проблема анализа и выявления РЖ была перенесена в абсолютно новую для лингвистики плоскость -коммуникативное пространство Интернета. «С появлением компьютера и Интернета, а также соответствующих жанров проблема найти общие критерии выявления и описания жанров еще более усложнилась» [Ли§е11 1994: 377].
В основе большинства имеющихся на сегодня классификаций жанров в сети Интернет лежит принцип объединения в один жанр ресурсов, сходных по следующим признакам:
• интенции адресанта (сообщение / общение);
• структурирование предлагаемого материала;
• реальность / ирреальность общения во времени» [Матвеева 2006].
Так, большинство исследователей в качестве жанров в интернет-коммуникации выделяют электронную почту, чат, электронные доски объявлений, компьютерные конференции [Галич-кина 2001]. Часто данная классификация дополняется таким жанром, как сайт
[Матвеева 2006]. Зарубежные ученые к перечисленным жанрам относят и виртуальные миры или многопользовательские онлайновые игры (MOOs, MUDS, MUCKs, MUSEs и т.д.) [Crystal 2001].
Более подробные типологии, например, осуществленная Л.А. Капанадзе, охватывают кроме перечисленных жанров, также и домашнюю веб-страницу (имеющую меньший масштаб, чем веб-сайт), электронную библиотеку, электронный журнал, гостевую книгу, коллекцию программ, каталог (например, виртуального магазина), коммерческие объявления, рекламные баннеры и прочее [Капандзе 2005].
Особого внимания в виртуальном жанроведении заслуживают работы Л. Ю. Щипициной [Щипинина 2006-2009]. Исследовательница предлагает следующую модель жанра компьютерно-опосредованной коммуникации, построенную в зависимости от ряда параметров:
• прагматических (Зачем? Кто? Кому? Где?);
• медийных параметры (Чем? С помощью какой компьютерной программы?);
• структурно-семантических (Что? В каком порядке?);
• стилистико-языковых (Как? С помощью каких языковых средств?).
Л. Ю. Щипицина указывает, что, если прагматические, структурно-семантические и стилистико-языковые параметры довольно подробно изучены на материале разных жанров, [Антология речевых жанров: повседневная коммуникация 2007], то медийные параметры стали объектом исследовательского внимания сравнительно недавно благодаря интенсивному развитию современных гипермедиа.
К медийным параметрам ученая относит, прежде всего, визуальную презентацию жанра или его интерфейс, который определяется расположением на экране элементов программы, автоматически генерируемой информации и авторского текста, порядком появления новых сообщений - внизу/вверху экрана или произ-
вольно по выбору автора, сохраняемостью и размером текста, возможностью автоматического цитирования и т.п. [Herring 2007: 13].
Кроме того, к медийным параметрам относятся степень и особенности использования гипертекста, а также уровень мультимедийности, интерактивности, синхронности, а также количество и экс-плицированность коммуникантов. Именно эти параметры, которые зависят, в основном, от возможностей программного обеспечения или интернет-технологий, отражают специфику компьютера и Интернета как особого электронного коммуникативного канала, и именно они указываются большинством исследователей интернет-коммуникации как типологические признаки виртуального жанра [Щипицина б.д.].
Л. Ю. Щипинина свою собственную классификацию виртуальных жанров выстраивает в зависимости от коммуникативных функций интернет-общения. Эта система включает шесть типов виртуальных жанров:
1) информативные жанры, используемые для предъявления или получения информации (институциональные вебстраницы, веб-страницы новостных агентств и сетевых СМИ, поисковые системы, онлайн-энциклопедии, каталоги, списки рассылки, электронные библиотеки и архивы);
2) директивные жанры, которые призваны побудить адресата осуществить какое-либо действие (веб-реклама, коммерческие и частные объявления, интернет-магазины и аукционы);
3) коммуникативные жанры, удовлетворяющие потребности в общении и соблюдения этикетных норм (чат, электронные письма, новостные группы, форумы, социальные сети (добавление наше (Е. Г. и Е.Ж.));
4) презентационные жанры, служащие для самовыражения и представления данных о себе или своих произведений (личные веб-страницы, веблоги);
5) эстетические жанры, основная цель которых реализация художественно-творческого потенциала и эстетическое воздействие на партнеров с помощью создания мнимой реальности (сетевой роман, фанфикшн);
6) развлекательные жанры, основной целью которых - это получение удовольствия от выполнения определенных коммуникативных действий (многопользовательские миры и игры) [Щипицина б.д.].
Схожий взгляд на проблему упорядочения жанров был предложен Л.Ю. Ивановым, согласно которому, виртуальные жанры должны определяться по аналогии с жанрами других сфер общения. На этом основании выделяются:
• обще-информационные жанры или жанры новостей;
• научно-образовательные и специальные информационные жанры;
• художественно-литературные жанры;
• развлекательные жанры;
• жанры, оформляющие неспециальное, непрофессиональное общение;
• деловые и коммерческие жанры [Иванов 2000].
Работая над проблемой описания виртуальных жанров, Л.Ф. Компанцева выделяет параметры, формирующие специфику РЖ. К данным параметрам ученая относит следующие оппозиции: письменный/устный, официальный/неофициальный, публичный/непубличный [Компанцева 2008].
Для классификации жанров интернет-коммуникации Л. Ф. Компанцева вводит также понятие жанрового формата коммуникации, под которым понимает гипертекстовое, интертекстуальное образование, объединяющее в своем составе на основе когнитивно-прагматических и лин-гвокультурологических параметров отдельные жанры виртуальной коммуникации [Компанцева 2008, с.211]. Таким образом, к жанровым форматам виртуального дискурса ученая относит электронную почту (включая всевозможные рассылки,
спам, вирусы и др.), синхронные (чаты, ICQ) и асинхронные (форумы, конференции, виртуальные дневники и др.), дискурсивные практики, электронные доски объявлений, виртуальные миры [Там же]. При этом ученая отмечает, что основывает свою классификацию не на каком-либо одном критерии, а на целостной когнитивно-прагматической парадигме.
Анализируя виртуальные жанры и системы их типологий, мы выделяем также и наиболее значимые факторы, влияющие на жанроведение сети Интернет в целом:
• гипертекстуальность и интерактивность медийной среды;
• интенсивность использования мультимедиа;
• временной фактор передачи информации;
• адресат электронного текста;
• языковая личность автора текста;
• география Интернета [Горошко 2007: 379-382].
Интернет, представляя собой совершенно новое, не до конца изученное коммуникативное пространство, существенным образом влияет не только на саму коммуникацию между людьми, но и на ее жанровую организацию. Проблема жанра интернет-коммуникации чрезвычайно сложна и многоаспектна. Виртуальные жанры еще не оформились окончательно, они динамичны и будут развиваться и видоизменяться столь долго, сколь долго будут развиваться и совершенствоваться сами интернет-технологии.
Вследствие всего вышесказанного нам представляется целесообразным рассмотреть классификационные критерии жанров интернет-коммуникации и представить их типологию с учетом последних тенденций развития сети Интернет.
На сегодня в современной лингвистике нет четко выработанного единого подхода к классификации интернет-жанров, как нет и однозначного мнения среди ученых относительно критериев выделения жанров интернет-коммуникации. По-нашему мнению, рассмотрение теоретических ос-
нов интернет-жанров следует начинать с общего анализа классификации речевых жанров, их моделирования и выделения их типологически релевантных признаков.
Принимая во внимание особенности интернет-коммуникации, существенно отличающие ее от традиционной коммуникации, а также обобщив и модифицировав результаты жанрового моделирования Ф.С. Бацевича [Бацевич 2005], Н.К. Кравченко [Кравченко 2006], Е.И. Пономаренко [Пономаренко 2008] и Т.В. Шмелевой [Шмелева 1997] мы выделили следующие составляющие, служащие критериями для выделения и анализа жанров в интернет-коммуникации:
1) коммуникативная цель;
2) концепция адресанта;
3) концепция адресата;
4) событийное содержание;
5) фактор коммуникативного прошлого;
6) фактор коммуникативного будущего;
7) формальная структура;
8) лингвистический дизайн:
- лингвистические средства;
- графическое оформление;
- шрифтовое оформление;
- наличие аудиовизуальной информации.
Интернет, являясь высокотехнологическим и в то же время высокодинамичным коммуникативным пространством, находится в постоянном движении, постоянной эволюции. Соответственно, жанровая система сети Интернет также развивается, появляются абсолютно новые формы интернет-коммуникации, а старые видоизменяются, становятся более совершенными и отвечающими уровню развития технологии.
Говоря об интернет-жанрах и их эволюции, необходимо отметить, что поворотным моментом для них стало появление технологий веб 2.0, которые существенным образом повлияли и во многом изменили не только саму жанровую систему коммуникации в сети, но и само коммуни-
кативное пространство Интернета в глазах его пользователей [ЯеШу 2005].
Появление веб 2.0 внесло существенные коррективы в существующие классификации виртуальных жанров. Необходимо отметить отсутствие в современной лингвистике работ, в которых было бы отражено влияние эволюции Интернета на жанровое своеобразие коммуникации представленной в сети. Таким образом, нами была создана собственная классифи-кацияю интернет-жанров, опираясь на концептуальное развитие интернет-технологий второго веба.
Итак, по нашему мнению, для более точного и полного отображения специфики жанровой системы Интернета необходимо воспользоваться термином гипержанр Интернета, под которым понимается жанровое макрообразование, сопровождающее социально-коммуникативные ситуации в сети Интернет и объединяющее в своем составе несколько жанров.
При выделении жанров интернет-коммуникации мы принимали во внимание такие характеристики организации коммуникации, как:
• временной параметр (синхронность или асинхронность коммуникации), регламентированность (наличие или отсутствие жестких требований к форме коммуникации);
• характер адресата (массовая или личная);
• технологический параметр.
При описании жанровой системы интернет-коммуникации априори необходимо учитывать технологический параметр, поскольку коммуникация в сети Интернета в первую очередь опосредована компьютером и во вторую - программами, использующимися при коммуникации. Именно возможности коммуникативных сервисов во многом определяют те или иные особенности коммуникации, осуществляемой с их помощью и без которых эта коммуникация вообще была бы просто невозможна.
Таким образом, в жанровой системе
Интернета можно выделить следующие гипержанры и жанры.
К гипержанрам интернет-
коммуникации мы относим:
• сайт;
• блог;
• социальную сеть;
• электронную библиотеку.
Соответственно, интернет-жанры составят:
• электронное письмо;
• форум;
• чат;
• доски объявлений;
• рекламные баннеры;
• коммуникация с помощью программ мгновенного обмена сообщениями;
• виртуальная конференция;
• пост, или заметка автора;
• комментарий.
Данная классификация не претендует на законченность, и может быть дополнена в процессе исследования интернет-коммуникации, например, многочисленными интернет-субжанрами. Так, например, в гипержанре блога можно выделить субжанры постов и комментариев. Также, следует учитывать бурное развитие интернет-технологий, которое приводит к стремительному появлению и развитию все новых и новых форм коммуникации и интеракции в сети. И здесь уместно вспомнить изречение одного из величайших изречение одного из крупнейших философов и мыслителей ХХ столетия Людвига Витгенштейна о языке: «Наш язык можно рассматривать как старинный город: лабиринт маленьких улочек и площадей, старых и новых домов, домов с пристройкой разных эпох; и всё это окружено множеством новых районов с прямыми улицами регулярной планировки и стандартными домами. Представить себе какой-нибудь язык - значит представить некоторую форму жизни» [Витгенштейн 1998: 128], мы думаем, что представить тот или иной жанр - это также представить одну из форм виртуальной жизни
информационно-коммуникативного общества XXI века.
Также отметим, что в интернет-коммуникации границы между жанрами намного более размыты и подвижны, чем в реальной коммуникации, что, в принципе, объясняется незаконченностью формирования жанров, а также теми специфическими особенностями, которые отличают интернет-коммуникацию от реальной коммуникации. Постоянное и достаточно стремительное развитие интернет-технологий вызывает бесчисленное количество преобразований в коммуникативном пространстве Интернета, вследствие чего интернет-жанры появляются, формируются, видоизменяются и иногда исчезают быстрее, чем в реальной коммуникации.
Согласно М. М. Бахтину, «. ни одно новое явление (фонетическое, лексическое, грамматическое) не може войти в систему языка, не пройдя долгий и сложный путь жанрово-стилистического испытания и отработки» [Бахтин 1986: 247].
Жанровая система интернет-коммуникации - достаточно непостоянное образование. Интернет-жанры развиваются и совершенствуются в технологическом плане, меняются в плане концепту -альном, тесно переплетаются и активно взаимодействуют друг с другом. Однако одни жанры просты по своей функционально-коммуникативной структуре и представляют собой обмен информацией исключительно текстового характера, как например, форумы, чаты, программы мгновенного обмена сообщениями. Другие чрезвычайно сложны и кроме обмена текстовой информацией несут в себе еще и аудиовизуальную нагрузку, как блоги, сайты и т. д.
Соответственно и коммуникация в рамках тех или иных жанров существенно отличается по своему характеру.
Принимая во внимание многоаспект-ность коммуникации в сети и разноплановость существующих жанров, мы считаем, целесообразным использовать типологию жанров, предложенную К.Ф. Седовым
[Седов 2009], для анализа жанровой системы интернет-коммуникации, которая, ещё раз подчеркнем, отличается крайней сложностью и неоднородностью.
Таким образом, на основании теоретической литературы по теме и разработанной модели выделения интернет-жанра представим графически систему современных жанров интернет-коммуникации:
Следовательно, жанровая система интернет-коммуникации представлена гипержанрами сайта, блога, социальной сети и электронной библиотеки, которые являясь жанровыми макрообразованиями могут включать в себя соответственно жанры интернет-коммуникации, к которым относятся электронное письмо, форум, чат, доски объявлений, рекламные баннеры, коммуникация с помощью программ мгновенного обмена сообщениями, виртуальные конференции, посты и комментарии в любом другом виртуальном жанре (социальной сети, блоге и т. д.).
Оканчивая данную работу, попытаемся определить, что является уже стабильным и какие же взгляды на виртуальное жан-роведение стали устоявшимися.
1. Проведенный анализ показал, что виртуальное жанроведение развивается достаточно успешно как в рамках теории жанров, так и в интернет-лингвистике в целом, причем каждое направление привносит свой особенный «вклад»: более теоретический - со стороны обычного жанро-ведения, и более эмпирический - с позиций лингвистики Интернета.
2. Целесообразным кажется подход к определению виртуального жанра как вербально-знакового оформления типичной ситуации социального взаимодействия людей посредством сети Интернет.
3. Перспективным можно считать использование таких единиц как субжанр, гипержанр и жанр для структурирования жанрового пространства Интернета. Эти единицы представляются релевантными, поскольку коммуникация в сети Интернет имеет сверхсложную жанровую систему и, соответственно, нуждается в более
дробном членении.
4. Модель виртуального жанра должна включать такие составляющие, как: коммуникативную цель, концепцию адресанта, концепцию адресата, событийное содержание, факторы коммуникативного прошлого и будущего; а также иметь структуру, лингвистический и паралин-гвистический дизайн.
5. Учитывая всё многообразии жанров в сети Интернет, как нам кажется, логичным было бы их подразделить подобно видам виртуальной идентичности на три основные группы: традиционные жанры, перенесенные в коммуникативное пространство Интернета без изменений, трансформированные традиционные жанры, и жанры, сложившиеся непосредственно в интернет-среде.
6. При описании жанровой системы интернет-коммуникации необходимо учитывать технологический параметр, поскольку коммуникация в сети Интернета в первую очередь опосредована как электронным каналом, так и программным обеспечением, которое необходимо для коммуникации. Именно возможности коммуникативных сервисов во многом определяют те или иные особенности виртуального жанра.
7. На настоящий момент (с учетом стремительного развития сервисов второго веба) жанровая система Интернета представлена гипержанрами сайта, блога, социальной сети, электронной библиотеки, а также жанрами электронного письма, форума, чата, доски объявлений, рекламного баннера и системами мгновенного обмена сообщениями, постами и комментариями.
А теперь о спорном, а вернее о том, что в английском языке определяется с помощью прилагательного challenging (русск.: трудный, но интересный).
1. Так, жанровая система интернет-коммуникации отличается сложностью и многоаспектностью. Интернет-жанры быстро меняются, они чрезвычайно динамичны и непостоянны. Развитие техноло-
гий имеет существенное влияние как на структуру жанровой системы интернет-коммуникации, так и на саму коммуникацию в рамках того или иного жанра. Кроме того, можно говорить о том, что жанровая система интернет-коммуникации многоуровневая по своей структуре и состоит из трех основных пластов: гипержанров, жанров и субжанров с возможным дальнейшим делением на жанроиды.
2. Интернет, являясь высокотехнологическим и в то же время высокодинамичным коммуникативным пространством, находится в постоянном движении, постоянной эволюции. Соответственно жанровая система сети также развивается, появляются абсолютно новые формы интернет-коммуникации, а старые видоизменяются тем или иным образом. Следовательно, и система жанров Интернета должна быть составлена с учетом логики интернет-технологий в целом.
3. Говоря о проблеме классификации
речевых жанров необходимо отметить отсутствие единства мнений ученых-лингвистов по составлению непротиворечивой системы основ для их классификации. Проблема жанровой типологии мало разработана и чрезвычайно разрозненна. Данная ситуация усложняется и положением дел в теории РЖ, когда отсутствуют единые и окончательные критерии их выделения, хотя РЖ в языке являются одним из лучших ключей к культуре общества.
Изучение виртуальных жанров также показало, что существует определенная терминологическая проблема в определении жанра в сети Интернет как такового. Выделяя электронные жанры и составляя их классификацию, ученые при этом по-разному их называют, что свидетельствует о том, что к настоящему моменту виртуальное жанроведение является всё ещё терминологически слабоструктурированным направлением.
Список литературы
1. Адрианова Н.С. Жанры Интернет-коммуникации: о некоторых подходах [Електро-нний ресурс] / Н.С. Адрианова // Режим доступу до журн.: http://209.85.129.132/search?q=cache:BDU2p-uwmOMJ:www.nbuv.gov.ua/portal/Natural/ Vdpu/Movozn/2008 14/article/3 .pdf+%D0%B2%D0%B8%D1%80%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%B B%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%80&cd=16&hl=ru&ct=cl nk&gl=ua.
2. Антология речевых жанров. Повседневная коммуникация / А. Вежбицкая, В.В. Дементьев, В.Е. Гольдин ; общ. ред. К.Ф. Седов ; предисл. К.Ф. Седов . - М. : Лабиринт, 2007 . - 320 с. - Библиогр.: с. 295-320.
3. Амурская О.Ю. Изоморфизм и алломорфизм вербально-семантического уровня языковой личности русскоязычного и немецкоязычного чат-коммуниканта: на материале чатов общей тематики: дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / О.Ю. Амурская - Казань, 2008. - 194 с. с ил.
4. Арутюнова Н.Д. Жанры общения // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. - М.: Наука, 1992. - С. 52-102.
5. БарановА.Г. Когниотипичность жанра // Stylistika. - Vol. VI. - Opoоle, 1997. -С. 331-343.
6. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.
7. Бацевич Ф.С. Речевой жанр и коммуникативный смысл // Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2005. - Вып. 4. Жанр и концепт. - 438 с.
8. Богин Г. И. Речевой жанр как средство индивидуализации // Жанры речи. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. - Вып. 1. - с.58-70.
9. Вавилова Е.Н. Жанровая классификация дискурса телеконференций Фидонет: ав-
тореф. дисс. на соиск. науч. степени канд. филол. наук: спец. 10.02.02 «Русский язык» / Е.Н. Вавилова. - Томск, 2001. - 24 с.
10. ВежбицкаяА. Речевые жанры // Жанры речи. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. - Вып. 1. - С. 99-111.
11. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 776 с.
12. Гайда Ст. Проблемы жанра // Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая организация. - Пермь, 1986. - С. 104.
13. Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / Е.Н. Галичкина. - Волгоград, 2001. - 212 с.
14. Гольдин В.Е. Проблемы жанроведения // Жанры речи: Сборник науч. ст. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. - Вып. 2. - С. 4-6.
15. Горный Е. Виртуальная личность как жанр творчества // Control + Shift: публичное и личное в русском интернет. -Серия "Библиотека НЗ". -М.: Новое литературное обозрение, 2009. - C.211-235.
16. Горошко Е.И. Коммуникативное социокультурное пространство Интернета как объект психолингвистического анализа // Жизнь языка в культуре и социуме. Мат. конф., посв. 75-летию д.ф.н., професора Е. Ф. Тарасова. - М.: ИЯ РАН - РУДН, 2010. - С. 9-11.
17. Горошко Е.И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете: попытка рефлексии // Жанры речи. - Саратов: Изд. центр «Наука», 2009. - Вып. 6 «Жанр и язык». - С. 11-27.
18. Горошко Е.И. Лингвистика Интернета: формирование дисциплинарной парадигмы / Е.И. Горошко // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. - Орел: Картуш, 2007. - вып. 5. - с. 223-237.
19. Горошко Е.И. Интернет-коммуникация: проблема жанра // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. - Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 4. - Орел, 2006. -С. 165-175.
20. ГришинаН.С. Интернет-портал "Грамота.РУ" как лингвокультурологический инструмент развития культуры русской речи: дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Н.С Гришина. - М., 2008. - 177 с.
21. Громова В.М. Конструирование идентичности в интернет-дискурсе персональных объявлений: дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / В.М. Громова - Ижевск, 2007. -148 с.
22. Гульшина А.Е. Лингвостилистические особенности текста веб-сайта: проблема смыслового восприятия: на материале презентационных текстов веб-сайта: дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / А.Е. Гульшина. - М., 2006. - 155 с.
23. Данилюк С.С. Структуры та функцюнальш особливосп англомовних електронних текспв (на матерiалi персональних веб-сторшок лшгаспв): автореф. дис. на здо-буття наук. ступеня канд. фшол. наук: спец. 10.02.04 «Германсью мови» / С.С. Данилюк - Кив, 2006. - 23 с.
24. Дементьев В.В. Изучение речевых жанров. Обзор работ в современной русистике / В.В. Дементьев // Вопросы языкознания. - 1997. - №1. - С. 109-121.
25. Дементьев В.В. Когнитивная генристика: внутрикультурные речежанровые ценности / В.В Дементьев, В.В. Фенина //Жанры речи: Сб. науч. статей. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2005. - Вып. 4. Жанр и концепт. - С. 5-34.
26. Дементьев В.В. Коммуникативная генристика: речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия / В.В. Дементьев // Речевые жанры. -
Вып. 3. - Саратов, 2002. - С. 18-40.
27. Дементьев В.В., Седов К. Ф. Социопрагматический аспект теории речевых жанров / В В. Дементьев, К.Ф. Седов. - Саратов, 1998 - 107 с.
28. Денисов А.В. Веб-сайт как жанр Интернет-коммуникаций (на материале региональных телекомпаний) // Лингвистический ежегодник Сибири. Красноярск: Красноярский ГУБ, 2004: 184-193.
29. Дерт 1.М. Просодичш особливосп дискурсу шформацшних повщомлень дшово!' тематики в 1нтернет (експериментально-фонетичне дослщження): дис. на здобу-вання наук. ступеня канд. фшол. наук: 10.02.15 «Загальне мовознавство» /
1.М. Дерик. - Одеса, 2007. - 264 с.
30. Заборовская С.В. Особенности виртуального дискурса в пространстве Интернет (на примере интернет-дневников): дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.02 / С.В. Заборовская. - Харьков, 2006. - 217 с.+ 73 с. (прил.).
31. Зализняк А.А., Микаэлян И.Л. Переписка по электронной почте как лингвистический объект [Электронный ресурс] / А.А. Зализняк, // Режим доступа к журн.: http://www.dialog-21.ru.
32. Иванов Л.Ю. Язык в электронных средствах коммуникации // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. - М.: Флинта - Наука, 2003. - С. 791793.
33. Иванов Л.Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста / Л.Ю. Иванов // Словарь и культура устной речи. - М.: Азбуковник, 2000. - С. 131-147.
34. Капанадзе Л.А. На границе письменного и устного текста: структура и тенденции развития электронных жанров / Л.А. Капанадзе // Голоса и смыслы. Избранные работы по русскому языку. - М., 2005. - С. 305-320.
35. Капанадзе Л.А. Структура и тенденции развития электронных жанров / Л.А. Капанадзе // Жизнь языка: Сб. ст. к 80-летию М.В. Панова. - М., 2001. - C. 246-255.
36. КарамишеваР. Репстрово жанровi характеристики повщомлень про стихшш лиха на украшомовних та англомовних штернет-сайтах [Електронний ресурс] / Р. Карамишева // Режим доступу до журн.: // http://nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum
37. КасумоваМ.Ю. Компьютерный дискурс как полиаспектная разновидность речи [Електронний ресурс]. - Режим доступу до журн.: // http://rusistica.ru
38. Кибрик А. Типология дискурса // Энциклопедия «Кругосвет» [Электронный ресурс] /
39. КлочковаЕ.С. Лингвопрагматические особенности электронного гипертекста на немецком языке: автореф. дисс. на соиск. науч. степени канд. филол. наук: 10.02.04 «Германские языки» / Е. С. Клочкова. - Самара, 2009. - 22 с.
40. Кожевникова К.В. Об аспектах связности в тексте как целом // Синтаксис текста / Отв. ред. Г. А. Золотова. - М.: Наука, 1979. - С. 49-67.
41. Кожина М.Н. Речевой жанр и речевой акт (некоторые аспекты и проблемы) / М.Н. Кожина // Жанры речи. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. - Вып.
2. - С. 55-64.
42. Коломiець Н.В. Лшгвютичш особливосп оргашзацп ппертексту штернет-новин (на матерiалi англшсько!' мови): дис... канд. фшол. наук: 10.02.04 / Н.В. Коломiець. -К., 2004. - 214 с.
43. Компанцева Л.Ф. Гипертекст и виртуальный дискурс как ключевые понятия Интернет-лингвистики / Л.Ф. Компанцева // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. - Т. 20 (59). - Симферополь, 2007. -
с. 40-44.
44. Компанцева Л.Ф. 1нтернет-комушкащя: когштивно-прагматичний та лшгвокультуролопчний аспекти: дис. ... д-ра фшол. наук: 10.02.02 / Л.Ф. Компанцева. - К., 2008. - 503 с.
45. Компанцева Л.Ф. Проблема виртуального жанра / Л.Ф. Компанцева // Ученые записки Таврического Национального Университета им. В.И. Вернадского. Серия "Филология". - Симферополь. - 2005. - Т. 18 (57). -№2. - С.
46. КондратоваМ.Д. Электронная коммуникация как основа развития социальных сетей религиозных виртуальных сообществ: дисс. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / М.Д. Кондратова. - Саратов, 2005. - 162 с.
47. Кондрашов П.Е. Компьютерный дискурс: социолингвистический аспект: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / П.Е. Кондрашов. - Краснодар, 2004. - 184 с.
48. Кравченко Н.К. Методика моделирования жанровых семиосфер международно-правового дискурса // Слово. Символ. Текст: сборник научных трудов, посвященный 80-летию проф. М.А. Карпенко / Укр. ассоц. препод. рус. языка и литературы, Киевский нац. ун-т им. Т. Шевченко; Под общ. ред. Е.С. Снитко, Л.П. Дядечко. -К., 2006. - С. 84-90.
49. Крутько Т.В. Англомовна реклама у вiртуальному простора автореф. дис. на здо-буття наук. ступеня канд. фшол. наук: спец. 10.02.04 «Германсью мови» / Т В. Крутько - Харюв, 2006. - 20 с.
50. Кузнецова Н.В. Структура и стилистика языковых средств в текстах интернет-форумов: дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Н.В. Кузнецова. - Тюмень, 2008 -326 с.
51. Литневская Е.И., Бакланова А.П. Психолингвистические особенности Интернета и некоторые языковые особенности чата как исконно сетевого жанра // Вестник МГУ. Сер. Филология. - 2005. - №6. - С.46-61.
52. Линч П.Дж. Как правильно строить гиперсвязи в системе Web // Internet и интрасе-ти. - N 36-97. - 12с.
53. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. - 477 с.
54. Макаров М.Л. Жанры в электронной коммуникации quo vadis? // Жанры речи. -Вып. 4: Жанр и концепт. - Саратов: "Колледж", 2005. - С. 336-352.
55. Матвеева С.А. Сайт як жанр 1нтернет-комушкацп (на матерiалi персональних сай-тсв учених): дис. ... канд. фшол. наук: 10.02.15 / С. А. Матвеева. - Луганськ, 2006. -212 с.
56. Овчарова К. В. Компьютерные чаты в Интернет-коммуникации: содержание и особенности функционирования: автореф. дисс. на соиск. науч. степени канд. филол. наук: спец. 10.02.19 «Теория языка» / К.В. Овчарова. - Краснодар, 2008. - 26 с.
57. Пономаренко Е.А. Специфика паспорта речевого жанра в аспекте дискурса общения врача и пациента (на материале художественных произведений писателей-врачей) // Ученые записки Таврического национального университета им. В И. Вернадского. - 2008. - Т. 21 (60), №2. - С. 132-138.
58. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М.: Рефл-бук, К.; Ваклер, 2001. - 656 с.
59. Прохорова Н.С. Социокультурные аспекты феномена виртуальной коммуникации в русскоязычной сети Интернет: дисс. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / Н.С. Похорова. - М., 2006. - 177 с.
60. Реконвальд Н.В. Англомовний чат як рiзновид комп'ютерно-опосередковано'1 комушкацп (прагмалшгвютичне дослщження): автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. фшол. наук: спец. 10.02.04 «Германсью мови» / Н.В. Реконвальд. -
Одеса, 2008. - 20 с.
61. Рогачева Н.Б. Новые приоритеты в русском Интернет-общении: на материале жанра блога // Жанры речи: Сборник науч. ст. - Саратов: Изд. «Наука», 2007. - Вып. 5. - С.
62. Рогачева Н.Б. Язык и стиль вторичных речевых жанров: на материале Интернет-общения // Жанры речи: Сб. науч. статей. - Саратов: Изд. центр «Наука», 2009. -Вып. 6. Жанр и язык. - С. 127-150.
63. Саенко А.Н. Коммуникативные характеристики немецкоязычных текстов электронного жанра «Профиль компании»: дисс. на соиск. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / А.Н. Саенко. - Х., 2007. - 253 с.
64. Салимовский В.А. Жанры речи в функционально-стилистическом освещении (Русский научный академический текст): дисс. ... д-ра филол. наук: 10.02.01 /
B.А. Салимовский. - Екатеринбург, 2002. - 343 с.
65. Седов К.Ф. Внутрижанровые стратегии речевого поведения: «ССОРА», «КОМПЛИМЕНТ», «КОЛКОСТЬ» // Жанры речи. - Вып. 1 - Саратов: Изд-во ГосУНЦ, Колледж, 1997. - с. 188-195.
66. Седов К. Ф. О жанровой природе явления языковой личности // Жанры речи. - Вып. 2. - Саратов: Колледж. - 1999. - С. 13-26.
67. Седов К.Ф. Языкознание. Речеведение. Генристика // Жанры речи: Сб. науч. статей. - Саратов: Изд. центр «Наука», 2009. - Вып. 6. Жанр и язык. - С. 23-40.
68. Селiванова О.О. Сучасна лшгвютика: напрямки та проблеми: Пщручник. - Полтава: Довкшля. - К., 2008. - 712 с.
69. Селютин Ал.А. Жанры как форма коммуникативного выражения онлайновой личности // Вестник Челябинского государственного университета.- 2009. - №35 (173). Филология. Искусствоведение. Вып.37. - С,138-141.
70. Сухотерина Т.П. "Поздравление" как гипержанр естественной письменной русской речи: дисс. на соиск. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Т.П. Сухотерина. - Барнаул, 2007. - 252 с.
71. Тарасенко Т.В. Этикетные жанры русской речи: Благодарность, извинение, поздравление, соболезнование: дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Т.В. Тарасенко. - Красноярск, 1999. - 169 с.
72. Тираспольский Л.М. Жанр виртуальной конференции [Електронний ресурс] / Л.М. Тираспольский, В.В. Новиков // Режим доступу до журн.: http://flogiston.ru
73. Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты / Г.Н. Трофимова. - М.: Изд-во РУДН, 2004. - 380 с.
74. Усачева О. Ю. Коммуникативная специфика виртуального текста (на материале интернет-форумов) // Предложение, Текст. Речевое функционирование языковых единиц: Межвуз. Сб. науч. Тр. - Елецк6 Елец. Гос. Ун-т им. И. А. Бунина, 2003. -
C.142-150.;
75. Ушакова Г. Д. Особенности виртуального общения посредством чатов // Филологический журнал. -2004. - Вып.12, с.59-61.
76. Федосюк М.Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров / М.Ю. Федосюк // Вопросы языкознания. - 1997. - № 5. - С. 102-120.
77. ШколоваяМ.С. Лингвистические и семиотические аспекты конструирования идентичности в электронной коммуникации: автореф. дисс. на соиск. науч. степени канд. филол. наук: спец. 10.02.19 «Теория языка» / М.С. Школовая. - Тверь, 2005. -18 с.
78. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра / Т.В. Шмелева // Жанры речи: Сб. науч.
ст. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. - Вып. 1. - С. 91-96.
79. Шмелева Т.В. Речевой жанр: Опыт общефилологического осмысления / Т.В. Шмелева // Collegium. - Киев, 1995. - №1 -2. - С. 57 -65.
80. Шмелева Т.В. Речевые жанры // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник: Проспект / Под. Ред. А.П. Сковородникова. - Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 1991. - С. 89-91.
81. Шукало 1.М. Англомовний комп'ютерний рекламний дискурс: семантичний та комушкативний аспекти (на матерiалi веб-сайпв британських туристичних компанш): автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. фшол. наук: 10.02.04 «Ге-рмансью мови» / 1.М. Шукало. - К., 2008. - 20с.
82. Щипицина Л.Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации: монография. - Архангельск: Поморский университет, 2009. - 238с.
83. Щипицина Л.Ю. Комплексная характеристика жанра компьютерно-опосредованной коммуникации (на примере веб-страниц новостных агентств). - б. д. Режим доступа: htt^://www.pags.m/science/conferences/E-Conference/Shipitina.doc.
84. Щипицина Л.Ю. Дигитальные жанры: проблема дифференциации и критерии описания // Коммуникация и конструирование социальных реальностей: сб. науч. статей / [отв. ред. О.Г. Филатова]. - Ч. 1. - СПб.: Роза мира, 2006. - С. 377-389.
85. Щипицина Л.Ю. Проблема первичности и вторичности жанров компьютерно-опосредованной коммуникации // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: Межвуз. сб. науч. трудов / [отв. ред. А.Г. Пастухов]. - Вып. 6. - Орел, 2008. - С.
86. Щурина Ю.В. Шутка как речевой жанр: дисс. на соиск. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Ю.В. Щурина. - Красноярск, 1997. - 155 с.
87. Augell D. The Elements of E-mail Style. Communicate Effectively via Electronic Mail /
D. Augell, H. Brent. - Boston: Addison-Wesley Longman Publishing Co. 1994. - 157 p.
88. Cheung C. A home on the web: presentations of self on personal homepages // Web Studies: Rewiring Media Studies for the Digital Age. London: Edward Arnold, 2000. -P. 43-51.
89. Crystal D. Language and the Internet. - Cambridge: Cambridge University Press, 2002. - 272 p.
90. Fortanet I. Netvertising: Content-Based Subgeneric Variations in a Digital Genre / I. Fortanet, J.C. Palmer, S. Posteguillo // Proceedings of the Thirty-First Annual Hawaii International Conference on System Sciences. - Vol. 2. - Hawaii, USA, 1998. - P. 8796.
91. Handler P. There is a message in the wire. Stilistische Annäherungen an das Phänomen E-mail / P. Handler // Moderne Sprachen - № 39/1.2. - 1995. - S. 44-63.
92. Herman D. The Routledge Encyclopedia of Narrative Theory / D. Herman, M. Jahn, ML. Ryan. - London, Rouledge, 2005. - 718 p.
93. Herring S.C. A Faceted Classification Scheme for Computer-Mediated Discourse // Lan-guage@Internet. 2007. Nr. 4. Article 1. S. 1-37. URL: http://www.languageatinternet.de/articles/2007/761/index_html/.
94. Herring S.C. Bringing the gap: A genre analysis of weblogs [Электронный ресурс] / S. C. Herring, L. A. Scheidt, S. Bonus, E. Wright // Режим доступа: http://www.blogninja.com/DDGDD04.doc.
95. Herring S.C. Weblogs as a bridging genre / S.C. Herring, L.A. Scheidt, S. Bonus,
E. Wright. // Information, Technology & People. - №18 (2). - 2005. - P. 142-171.
96. Nowson, S. The Language of Weblogs: A study of genre and individual differences. PhD Thesis (Unpublished manuscript), University of Edinburgh, 2006. - 279p.
97. Rehm G. HICSS Proceedings of the 35th Annual Hawaii International Conference on System Sciences (HICSS'02)-Volume 4 - Volume 4 Page: 101 2002
98. Reilly 'O.T. What is web 2.0 [Электронный ресурс] / T. O'Reilly // Режим доступа: http://www.oreillynet.com/pub/a/oreilly/tim/news/2005/09/30/what-is-web-20.html.
99. Schmitz U. Zur Sprache im Internet. Skizze einger Eingerschaften und Probleme / U. Schmitz // Media paradise. Die multimediale Zukunft von Kindern und Jugendlichen. - Oldenburg: BIS, 1996. - S. 89-105.
100. ShepherdM. Identifying Web Genre: Hitting A Moving Target [Электронный ресурс] / M. Shepherd, C. Watters // Режим доступа к журн.: http://users.cs.dal.ca.