Новый филологический вестник. 2014. №4(31).
О.В. Федунина (Москва)
ЖАНРЫ КРИМИНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
спецкурс для студентов филологических специальностей
Представленные методические разработки легли в основу спецкурса «Жанры криминальной литературы», прочитанного автором-составителем на историко-филологическом факультете Института филологии и истории РГГУ. Основной целью курса, рассчитанного на 26 часов (из них 10 часов - лекционных и 16 - семинарских занятий), является ознакомление студентов различных филологических специальностей с основными тенденциями и проблемами в изучении криминальной литературы. Рассматривается ее статус как наджанрового образования, ставятся вопросы о разграничении относящихся к этой области жанров и адекватном описании их структуры. При этом особое внимание уделяется рассмотрению четырех основных жанров криминальной литературы расследования: классического детектива, «авантюрного расследования», полицейского романа и «расследования жертвы». Предлагаемая общая аналитическая схема базируется на трехмерной жанровой модели М.М. Бахтина.
Ключевые слова: массовая литература; криминальная литература; жанр; Бахтин; метажанр; классический детектив; «авантюрное расследование»; полицейский роман; «расследование жертвы».
Предлагаемые вниманию читателей методические разработки могут быть использованы при подготовке курсов, посвященных поэтике жанров криминальной литературы или массовой литературе в целом. Они прошли апробацию в рамках спецкурса «Жанры криминальной литературы», прочитанного автором-составителем в первом семестре 2014-2015 учебного года для студентов-филологов ИФИ РГГУ.
Пояснительная записка
Цель дисциплины состоит в том, чтобы существенно расширить, уточнить и углубить представления студентов-филологов о криминальной литературе как области массовой, дать представление о ее основных жанрах, их специфике и генезисе.
Спецкурс, посвященный изучению основных жанров криминальной литературы, адресован студентам различных филологических специальностей. В целом он рассчитан на 26 часов. Лекционные занятия в объеме 10 часов предполагают диалогическое общение со слушателями курса по проблемам, связанным с определением и статусом криминальной литературы, а также разграничения основных ее жанров. Практическая работа по закреплению теоретических положений, имеющих ключевое значение для освоения курса, осуществляется также на семинарских занятиях, на которые отводится 16 аудиторных часов. Семинарские занятия предполагают анализ произведений, которые являются наиболее репрезентативными с точки зрения принадлежности к тому или иному жанру криминальной литературы. В ходе занятий активно используется иллюстративный
61
Новый филологический вестник. 2014. №4(31).
материал - таблицы, позволяющие наглядно продемонстрировать специфику того или иного жанра криминальной литературы.
Основные вопросы, затронутые в ходе чтения курса, связаны с тем, что в сложившейся научной традиции массовая литература в целом (и криминальная как одна из ее областей) зачастую не рассматривается в качестве достойного материала для серьезного исследования именно поэтики произведений. Отсюда тенденция к акценту скорее на взаимосвязи определенных процессов в современном обществе и причинах популярности детективов, любовных романов и т.д. (т.е. уход в исследовательское поле социологии литературы). В этом плане показательны названия разделов в учебном пособии М.А. Черняк: «Массовая литература ХХ века в условиях индустриального общества» и «Массовый писатель и массовый читатель в условиях новой социокультурной ситуации» (ЧернякМ.А. Массовая литература ХХ века. М., 2009. С. 5-25, 204-214). Это, безусловно, важно с точки зрения функционирования текстов на книжном рынке, но нередко уводит от того, что относится к «реальности текста» и его внутренней структуре.
Что касается собственно криминальной литературы, то здесь на первый план выходит проблема традиционного использования слова «детектив» по принципу «три-в-одном»: и в качестве обобщающего наименования для всей литературы такого рода, и для обозначения вполне конкретного жанра, и как номинации героя-сыщика. Перед студентами ставится вопрос о необходимости найти адекватное понятие, которым можно обозначить эту область массовой литературы, и предлагается использовать в качестве такового понятие криминальная литература. Оно несколько шире термина «детективная проза» (Н.Д. Тамарченко) и позволяет охватить такие жанры, где сюжет не исчерпывается только «детективной» составляющей (например, крутой детектив и шпионский роман) или где вообще нет расследования.
Далее обозначается общая типология криминальной литературы, которая разделяется на две ветви: с расследованием в основе сюжета и ту линию, где оно или находится на периферии, или вовсе отсутствует. Спецкурс посвящен основным жанрам криминальной литературы расследования, генезис и специфика которых выявляются в ходе совместной со слушателями работы над анализом текстов: классическому детективу, полицейскому роману, «авантюрному расследованию» (термин Н.Н. Кириленко) и «расследованию жертвы» (термин О.В. Федуниной). В основе общей аналитической схемы, которую предлагается применять для определения жанровой принадлежности произведения, лежит трехмерная модель жанра М.М. Бахтина. Она адаптируется к конкретному материалу, причем классификация проводится по всем основным аспектам поэтики, значимым для криминальной литературы: типы героя-сыщика и преступника как его антагониста; характер преступления и метод его расследования; хронотоп; константные мотивы, в том числе связанные с игрой, ее изображением и оценкой в произведении; соотношение случайности и необходимости в сюжете; представление о норме и возможности ее восстановления после завершения расследования, во многом определяющее картину мира, характерную для данного жанра; субъектная организация, вопрос о кругозоре героев; композиционно-речевые формы, типичные для
62
Новый филологический вестник. 2014. №4(31).
конкретных жанров криминальной литературы. Рассматривается также проблема идеального адресата (имплицитного читателя) каждого из перечисленных жанров. Таким образом, в ходе анализа оказываются охваченными все три измерения бахтинской модели жанра, который предстает как особый тип речевого целого, действительности героя и ее взаимоотношений с миром автора / читателя.
Зачет по итогам изучения дисциплины выставляется на основании защиты студентом исследовательского проекта, который представляет собой аналитически аргументированный жанровый анализ одного из текстов, не совпадающего с подробно рассмотренными в ходе лекционных и семинарских занятий по курсу.
Задачи дисциплины:
- ознакомление с основными подходами к изучению массовой литературы и «детектива», наиболее важными проблемами, связанными со статусом этих явлений и жанровыми номинациями;
- расширение и систематизация представлений о специфике бытования жанров в высокой и массовой литературе, а также о типологии и генезисе эпических жанров криминальной литературы;
- развитие навыков анализа художественного текста с выходом на проблему жанровой принадлежности конкретного произведения.
Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- основные подходы к изучению массовой литературы и криминальной как одной из ее областей;
- обязательную литературу по общим вопросам курса и по отдельным темам;
- наиболее значимые тенденции в бытовании жанров в области высокой и массовой литературы;
уметь:
- хорошо ориентироваться в системе понятий, описывающих жанровую структуру произведений, которые относятся к криминальной литературе;
- определять их жанровую принадлежность и аргументировать свой выбор;
- применять свои знания в анализе художественного текста любого эпического жанра криминальной литературы;
владеть:
- основной терминологией дисциплины;
- навыками исследования конкретного историко-литературного материала с точки зрения его жанрового состава.
63
Новый филологический вестник. 2014. №4(31).
Содержание курса
Тема 1. Жанры в криминальной литературе и критерии их определения. Проблема «идеального адресата» в криминальной литературе.
Криминальная литература как область массовой, ее типология. Поиск адекватного обобщающего наименования («детектив» и криминальная литература) и статуса (наджанровая структура; понятие метажанра). Жанровый состав криминальной литературы как теоретическая проблема. Трехмерная модель жанра М.М. Бахтина как основа аналитической схемы: тип героя-сыщика, сюжет, хронотоп, субъектная организация, картина мира, речевой уровень произведения. Жанр как «типическая концепция адресата» (М.М. Бахтин). Исследователи о «читателе детектива»: А.З. Вулис, Н.Н. Вольский, Ю.К. Щеглов и др. Основные понятия и подходы к реконструкции «идеального адресата» произведения: имплицитный читатель (В. Изер); абстрактный читатель и его типы (В. Шмид); образцовый читатель (У. Эко). Модели «идеальных адресатов» в криминальной литературе.
Тема 2. Классический детектив как рационально-игровой жанр.
Классический детектив как один из основных жанров криминальной литературы расследования. Концепция Н.Н. Кириленко: классический сыщик - гротескный и игровой, близкий к маске (Дюпен, Шерлок Холмс, Пуаро, мисс Марпл); игровая стихия в качестве определяющей взаимоотношения сыщика и преступника. Рационально-игровой метод расследования исключительного и странного преступления. Субъектная организация классического детектива; тип «рассказчика-комментатора происходящих событий» (В.Е. Балахонов). Характерные композиционно-речевые формы; особая роль финального объяснения «великого сыщика». Картина мира в классическом детективе.
Тема 3. «Авантюрное расследование»: жанр-близнец классического детектива?
Постановка проблемы. Арсен Люпен М. Леблана как особый тип сыщика-преступника; произведения Э. Габорио и Г. Леру. «Авантюрное расследование» - самостоятельный жанр криминальной литературы (концепция Н.Н. Кириленко). Сопоставление с жанровой структурой классического детектива: особенности субъектной организации и соотношение кругозоров персонажей; хронотоп «авантюрного расследования»: чередование замкнутого и разомкнутого пространства, быстрого и медленного времени; возможность разомкнутого финала. Роль игры и случая; традиции авантюрного романа. Современный этап развития жанра: циклы Б. Акунина о Фандорине и Пелагии; романы К. Изнера.
Тема 4. Полицейский роман как неигровой жанр криминальной литературы. Соцреалистическая модель жанра.
Наименование жанра в разных национальных традициях и проблема перевода (police procedural, roman policier, полицейский роман и др.). Тип сыщика-профессионала; командное расследование; параллельные линии 64
Новый филологический вестник. 2014. №4(31).
в сюжете (криминальная и связанная с частной жизнью героев). Роль случая в успехе расследования. Негативная оценка игры, маски как чужой личины и т.д. Картина мира, определяемая возможностью лишь частичного восстановления нормы. Американская (Э. Макбейн) и европейская (Ж. Сименон; П. Валё и М. Шеваль; Ф.Д. Джеймс; А. Маринина) модели жанра. Две линии в «милицейской» литературе советского периода: криминально-идеологическая («Дело “пестрых”» А. Адамова, «Ищите “Волка”!» Л. Сапожникова и Г. Степанидина) и криминально-этическая («Испытательный срок» П. Нилина, «Эра милосердия» бр. Вайнеров). Герой-новичок и проблема испытания на профессионализм и человечность. Преступник как воплощение «внутреннего врага»; влияние советского шпионского романа.
Тема 5. «Расследование жертвы»: специфика героя и жанра.
Проблема жанровой номинации (триллер, саспенс, «черный» роман, роман-загадка, психологический детектив и т.д.); отсутствие единого определения и адекватного описания жанровой структуры; «расследование жертвы» - наименование жанра по типу героя-сыщика. Герой / геро-иня-потенциальная жертва как основной субъект расследования. Сентиментальный готический роман как один из истоков жанра («Удольфские тайны» А. Радклиф). Интуитивный метод расследования. «Винтовая лестница» («Some Must Watch», 1933) Э.Л. Уайт как один из первых образцов жанра. Роль случая и признания преступника в успехе расследования. Невозможность полного восстановления нормы в финале.
Планы семинарских занятий
Семинары 1-2. Классический детектив как рационально-игровой жанр.
Вопросы:
1) Кто является основным субъектом речи и видения в «Убийствах на улице Морг» Э. По? С чьей точки зрения показан ход расследования? Насколько ограничен кругозор этого героя?
2) Что известно читателю о Дюпене, методе его расследования? Сколько времени длится расследование, насколько оно успешно? Требуются ли для раскрытия дела перемещения в пространстве, испытывает ли сыщик затруднения при этом?
3) Дайте краткую характеристику изображенному в новелле Э. По преступлению. Как сыщик относится к жертвам? Можно ли говорить о том, что нормальное течение жизни полностью восстанавливается после завершения расследования?
4) Как реализуется жанровая структура классического детектива в «Рей-гетских сквайрах» А. Конан Дойля и «Тайне “Звезды Запада”» А. Кристи?
5) Что можно сказать о значении игры в мире классического детектива? Каково соотношение случайностей и закономерностей в сюжете?
65
Новый филологический вестник. 2014. №4(31).
Источники:
Конан Дойль А. Рейгетские сквайры / Пер. Т Рузской // Конан Дойль А. Собрание сочинений: В 8 т. Т 2. М., 1966. С. 111-131. (Библиотека «Огонек»).
Кристи А. Тайна «Звезды Запада» / Пер. с англ. П. Рубцова // Кристи А. Пуаро ведет следствие: детективные рассказы. М., 2012. С. 5-40. (Вся Кристи).
По Э. Убийства на улице Морг / Пер. Р. Гальпериной // По Э. Собрание сочинений: В 4 т. Т 3. Проза. М., 1993. С. 85-116.
Литература:
Основная:
Вольский Н.Н. Загадочная логика. Детектив как модель диалектического мышления. Гл. 4. Заключительное определение детектива // Вольский Н.Н. Легкое чтение: Работы по теории и истории детективного жанра. Новосибирск, 2006.
Дмитриева Л.П. К вопросу о составе детективных новелл Э. По // Вестник ТГПУ 2009. Вып. 4 (82). С. 143-147.
Кириленко Н.Н. Детектив: логика и игра // Новый филологический вестник. 2009. № 2 (9). С. 27-47; № 3 (10). С. 105-115; № 4 (11). С. 74-84; 2010. № 1 (12). С. 16-39; № 4 (15). С. 23-40; 2011. № 1 (16). С. 13-24.
Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт. Л., 1984.
Щеглов Ю.К. К описанию структуры детективной новеллы // Щеглов Ю.К. Поэзия. Проза. Поэтика: Избранные работы. М., 2012. С. 86-107.
Дополнительная:
Анциферова О.Ю. Детективный жанр и романтическая художественная система // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX веков. Проблема жанра. Иваново, 1994. С. 21-36.
Вай Дайн С.С. Двадцать правил для писания детективных романов // Как сделать детектив. М., 1990. С. 38-41.
ТугушеваМ. Под знаком четырех. М., 1991. С. 17-48; 86-129; 153-191.
Frangois M. Le stereotype dans le roman policier // Cahiers de Narratolo-gie. 2009. № 17. Stereotype et narration litteraire. URL: http://narratologie. revues.org/1095.
LitsM. Le roman policier: Introduction a la theorie et a l’histoire d’un genre litteraire. Liege, 1999. (Collection paralitterature - 4).
Symons J. The Detective Story in Britain. London, 1962.
Семинар 3. «Авантюрное расследование»: жанр-близнец классического детектива?
Вопросы:
1) Чем Арсен Люпен принципиально отличается от классического сыщика (Дюпена, Шерлока Холмса, Пуаро, мисс Марпл)? Может ли сыщик в классическом детективе выступать в роли удачливого преступника? Какова роль маски в «авантюрном расследовании», есть ли отличия от функций
66
Новый филологический вестник. 2014. №4(31).
этого мотива в классическом детективе?
2) С чьей точки зрения показаны события в «Аресте Арсена Люпена» Леблана и «Любовнице смерти» Акунина? Можно ли сказать, что здесь один основной субъект расследования, кругозор которого перекрывает кругозоры остальных персонажей, как это было в классическом детективе?
3) Насколько «авантюрный сыщик» успешен в роли следователя? Как долго длится расследование, и в каком пространстве оно проходит?
4) В чем заключается метод расследования?
5) Изображается ли частная жизнь героя? Как соотносится эта сюжетная линия с криминальной?
6) Какие композиционные формы речи характерны для «авантюрного расследования», по сравнению с классическим детективом? Можно ли говорить, исходя из проведенного анализа, о самостоятельном жанре криминальной литературы?
Источники:
Акунин Б. Любовница смерти. М., 2004. (Новый детективъ).
Леблан М. Арест Арсена Люпена // Леблан М. Арсен Люпен - благородный грабитель / Пер. В.В. Жуковой. М., 2001. С. 5-30. (Арсен Люпен. Кн. 1).
Литература:
Балахонов В.Е. От Лекока до Люпена // Габорио Э. Дело вдовы Леруж; Леру Г. Духи Дамы в черном; Леблан М. Арсен Люпен - джентльмен-грабитель. М.; Минск, 199і. С. 3-22.
Кириленко Н.Н. «Авантюрное расследование» или классический детектив // Новый филологический вестник. 2012. № 2 (21). С. 80-95.
Ранчин А. Романы Бориса Акунина и классическая традиция: Повествование в четырех главах с предуведомлением, нелирическим отступлением и эпилогом // Новое литературное обозрение. 2004. № 67. С. 235-266.
Семинар 4-5. Полицейский роман как неигровой жанр криминальной литературы. Соцреалистическая модель жанра.
Вопросы:
1) Чем отличается мотивировка, по которой герои полицейского романа участвуют в расследовании, от доминирующей в классическом детективе и «авантюрном расследовании»?
2) В чем заключается метод расследования? Каков состав его участников? Сколько преступлений расследуют сыщики одновременно?
3) Как можно охарактеризовать время и пространство в полицейском романе? Можно ли сказать, что сыщики в «Розанне» П. Валё и М. Шеваль, а также команда Гордеева в «Мужских играх» А. Марининой достигают полного успеха в расследовании? Восстанавливается ли норма?
4) Выделите специфические черты соцреалистической модели жанра (материал по выбору).
67
Новый филологический вестник. 2014. №4(31).
Источники:
Основные:
Адамов А.Г. Дело «пестрых». М., 1958.
Валё П., Шеваль М. Розанна / Пер. с швед. Б. Злобина, Е. Рымко. М.; СПб., 2011.
Маринина А. Мужские игры. М., 2014.
Нилин П.Ф. Испытательный срок // Нилин П.Ф. Знакомое лицо: Повести, рассказы. М., 1975. С. 217-357.
Дополнительные:
Вайнер А., Вайнер Г. Эра милосердия. М., 2011.
Джеймс Ф.Д. Пристрастие к смерти / Пер. с англ. И.Я. Дорониной. М.; Владимир, 2008. (Классика).
Коннелли М. Блондинка в бетоне / Пер. с англ. С.Г. Певчева. М., 2008. (The International Bestseller).
Макбейн Э. Личный враг полицейских / Пер. с англ. М. Брухнова. М., 1993.
Сименон Ж. Петерс Латыш. М., 1992. (Весь Мегрэ. Т. 1).
Литература:
Основная:
Кириленко Н.Н., Федунина О.В. Классический детектив и полицейский роман: к проблеме разграничения жанров // Новый филологический вестник. 2010. № 3 (14). С. 17-32.
Тюпа В.И. Литература и ментальность. М., 2009. С. 132-175.
Дополнительная:
Вулис А. В мире приключений. Поэтика жанра. М., 1986. С. 324-371.
Auriac Y. Le polar, un genre infrequentable? // Le fran^ais dans tous ses etats: Revue du reseau CNDP pour les enseignants de fran?ais. № 31. Le roman policier. URL: http://www.crdp-montpeUier.fr/ressources/frdtse/frdtse31a.html.
Casta I. Heritier ou parvenu: le roman criminel en France // Romanesques: Centre d’Etudes des Relations et Contacts Linguistiques et Litteraires. URL: http://www.romanesques.fr/articles/isabelle-casta-heritier-ou-parvenu/.
Dove G.N. The Police Procedural. Bowling Green, Ohio, 1982.
Семинар 6. «Расследование жертвы»: специфика героя и жанра.
Вопросы:
1) По какой причине героиня «Лесной смерти Б. Обэр включается в расследование? Насколько случайно она сталкивается с преступлениями?
2) Верит ли она Виржини, свидетельнице преступлений? И верят ли ей самой, когда Элиза пытается что-то объяснить окружающим? Пытается ли она играть вслед за убийцей и испытывает ли наслаждение от игры, как классический сыщик?
68
Новый филологический вестник. 2014. №4(31).
3) Насколько героиня успешна в роли сыщика? В чем заключается ее метод, является ли она единственным субъектом расследования? Кто раньше остальных персонажей догадывается о личности и мотивах убийцы?
4) Как можно охарактеризовать преступника и сами преступления?
5) Как в романе «Лесная смерть» решается вопрос о праве карать преступника?
6) Можно ли сказать, что нормальное течение жизни полностью восстанавливается после установления личности и гибели убийцы?
Источники:
Основные:
Обэр Б. Лесная смерть / Пер. с фр. Е. Капитоновой. СПб., 2001.
Дополнительные:
Александр П., Ролан М. Увидеть Лондон и умереть / Пер. М. Ваксмахе-ра // Современный французский детективный роман. М., 1989. С. 138-255.
Буало П., Нарсежак Т. Та, которой не стало / Пер. Л. Завьяловой // Современный французский детективный роман. М., 1989. С. 26-135.
Уайт Э.Л. Винтовая лестница / Пер. с англ. Р. Шидфара // Смена. 1991. № 5. С.176-273.
Литература:
Основная:
Буало П, Нарсежак Т. Детективный роман // Как сделать детектив. М., 1990. С.192-224.
Киреева Н.В. Постмодернистская литература США: особенности жанровой поэтики. Благовещенск, 2013.
Сейерс Д. Предисловие к детективной антологии // Как сделать детектив. М., 1990. С. 42-76.
Федунина О.В. Кругозор героев и жанр в криминальной литературе // Жанры в историко-литературном процессе / Под ред. Т.В. Мальцевой. Вып. 5. СПб., 2013. С. 161-171.
Федунина О.В. «Следователь-жертва» в криминальной литературе: к вопросу о типологии героя и жанра // Новый филологический вестник. 2012. № 2 (21). С. 130-141.
Дополнительная:
Малкина В.Я., Полякова А.А. Введение. «Канон» готического романа и его разновидности // Готическая традиция в русской литературе / Под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008. С. 15-32.
Малкина В.Я. Поэтика исторического романа: проблема инварианта и типология жанра. Тверь, 2002. (Литературный текст: проблемы и методы исследования; Приложение). С. 23-37.
Todorov Tz. Typologie du roman policier // Todorov Tz. Poetique de la prose. Paris, 1971. P. 55-65.
69
Новый филологический вестник. 2014. №4(31).
Семинары 7-8. Защита исследовательских проектов.
Представление и защита студентами исследовательских проектов: жанровый анализ самостоятельно выбранного материала, не совпадающего с подробно рассмотренным на лекциях и семинарах.
Структура дисциплины (тематический план)
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 26 часов (10 - лекционных и 16 - семинарских).
№ п/п Раздел дисциплины Виды учебной работы, включая самостоятельную работу аспирантов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма итогового контроля
Лек- ции прак- тиче- ские заня- тия семи- нары само- стоя- тель- ная работа
1 Жанры в криминальной литературе и критерии их определения. Проблема «идеального адресата» в криминальной литературе 2
2 Классический детектив как рациональноигровой жанр 2 4
3 «Авантюрное расследование»: жанр-близнец классического детектива? 2 2
70
Новый филологический вестник. 2014. №4(31).
4 Полицейский роман как неигровой жанр криминальной литературы. Соцреалистическая модель жанра 2 4
5 «Расследование жертвы»: специфика героя и жанра 2 2
6 Защита исследовательских проектов 4
Итого 10 16 26 Зачет
Образовательные технологии
Лекции: проблемные, предполагающие диалогическое общение со студентами по проблемам, связанным с изучением жанров криминальной литературы. Используются возможности интерактивной связи (электронная почта, скайп)._
Семинары: анализ студентами произведений, предложенных преподавателем в качестве наиболее репрезентативных для того или иного жанра криминальной литературы.
Зачет: представление студентами и обсуждение результатов их самостоятельной работы с конкретным историко-литературным материалом из области криминальной литературы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Рекомендованный список учебной и научной литературы, а также постоянное консультативное общение через интернет.
Список источников и литературы по курсу
Источники
Основные:
Адамов А.Г. Дело «пестрых». М., 1958.
Акунин Б. Любовница смерти. М., 2004. (Новый детективъ).
Валё П., Шеваль М. Розанна / Пер. с швед. Б. Злобина, Е. Рымко. М.,
2011.
Конан Дойль А. Рейгетские сквайры / Пер. Т. Рузской // Конан Дойль А. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 2. М., 1966. С. 111-131. (Библиотека «Ого-
71
Новый филологический вестник. 2014. №4(31).
нек»).
Кристи А. Тайна «Звезды Запада» / Пер. с англ. П. Рубцова // Кристи А. Пуаро ведет следствие: детективные рассказы. М., 2012. С. 5-40. (Вся Кристи).
Леблан М. Арест Арсена Люпена // Леблан М. Арсен Люпен - благородный грабитель / Пер. В.В. Жуковой. М., 2001. С. 5-30. (Арсен Люпен. Кн. 1).
Маринина А. Мужские игры. М., 2014.
Нилин П.Ф. Испытательный срок // Нилин П.Ф. Знакомое лицо: Повести, рассказы. М., 1975. С. 217-357.
Обэр Б. Лесная смерть / Пер. с фр. Е. Капитоновой. СПб., 2001.
По Э. Убийства на улице Морг / Пер. Р. Гальпериной // По Э. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3. Проза. М., 1993. С. 85-116.
Дополнительные:
Александр П., Ролан М. Увидеть Лондон и умереть / Пер. М. Ваксмахе-ра // Современный французский детективный роман. М., 1989. С. 138-255.
Буало П., Нарсежак Т. Та, которой не стало / Пер. Л. Завьяловой // Современный французский детективный роман. М., 1989. С. 26-135.
Вайнер А., Вайнер Г. Эра милосердия. М., 2011.
Джеймс Ф.Д. Пристрастие к смерти / Пер. с англ. И.Я. Дорониной. М., 2008. (Классика).
Коннелли М. Блондинка в бетоне / Пер. с англ. С.Г. Певчева. М., 2008. (The International Bestseller).
Макбейн Э. Личный враг полицейских / Пер. с англ. М. Брухнова. М., 1993.
Сименон Ж. Петерс Латыш. М., 1992. (Весь Мегрэ. Т. 1).
Уайт Э.Л. Винтовая лестница / Пер. с англ. Р. Шидфара // Смена. 1991. № 5. С. 176-273.
I. Учебные и справочные издания
Бавин С.П. Зарубежный детектив ХХ века в русских переводах: Популярная библиографическая энциклопедия. М., 1991.
Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003.
Николина Н.А., Литовская М.А., Купина Н.А. Массовая литература сегодня: Учебное пособие. М., 2009.
Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008.
Дарвин М.Н., Магомедова Д.М., Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И. Теория литературных жанров / Под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2011.
ЧернякМ.А. Массовая литература ХХ века: Учебное пособие. М., 2009.
II. Основная литература
Анциферова О.Ю. Детективный жанр и романтическая художественная система // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX веков. Проблема жанра. Иваново, 1994. С. 21-36.
72
Новый филологический вестник. 2014. №4(31).
Балахонов В.Е. От Лекока до Люпена // Габорио Э. Дело вдовы Леруж; Леру Г. Духи Дамы в черном; Леблан М. Арсен Люпен - джентльмен-грабитель. М.; Минск, 199і. С. 3-22.
Буало П, Нарсежак Т. Детективный роман // Как сделать детектив. М., 1990. С.192-224.
Вольский Н.Н. Легкое чтение: Работы по теории и истории детективного жанра. Новосибирск, 2006.
Дмитриева Л.П. К вопросу о составе детективных новелл Э. По // Вестник ТГПУ 2009. Вып. 4 (82). С. 143-147.
Изер В. Вымыслообразующие акты. Глава из книги «Вымышленное и воображаемое: набросок литературной антропологии» // Новое литературное обозрение. 1997. № 27. С. 23-40.
Киреева Н.В. Постмодернистская литература США: особенности жанровой поэтики. Благовещенск, 2013.
Кириленко Н.Н. «Авантюрное расследование» или классический детектив // Новый филологический вестник. 2012. № 2 (21). С. 80-95.
Кириленко Н.Н. Детектив: логика и игра // Новый филологический вестник. 2009. № 2 (9). С. 27-47; № 3 (10). С. 105-115; № 4 (11). С. 74-84; 2010. № 1 (12). С. 16-39; № 4 (15). С. 23-40. 2011. № 1 (16). С. 13-24.
Кириленко Н.Н. К вопросу об истоках жанра классического детектива (заметки) // Вестник РГГУ. 2012. № 18 (98). С. 25-31. (Филологические науки. Литературоведение. Фольклористика).
Кириленко Н.Н, Федунина О.В. Классический детектив и полицейский роман: к проблеме разграничения жанров // Новый филологический вестник. 2010. № 3 (14). С. 17-32.
Ранчин А. Романы Бориса Акунина и классическая традиция: Повествование в четырех главах с преуведомлением, нелирическим отступлением и эпилогом // Новое литературное обозрение. 2004. № 67. С. 235-266.
Руднев В. Читатель-убийца // Руднев В. Прочь от реальности: исследования по философии текста. М., 2000. С. 374-394.
Сейерс Д. Предисловие к детективной антологии // Как сделать детектив. М., 1990. С. 42-76.
Федунина О.В. Кругозор героев и жанр в криминальной литературе // Жанры в историко-литературном процессе / Под ред. Т.В. Мальцевой. Вып. 5. СПб., 2013. С. 161-171.
Федунина О.В. «Следователь-жертва» в криминальной литературе: к вопросу о типологии героя и жанра // Новый филологический вестник.
2012. № 2 (21). С. 130-141.
Шевякова Э.Н. Игра с романной техникой массовой литературы: «пе-реоткрытие» вымысла в романах Жана Эшноза // Литература XX века: итоги и перспективы изучения. Четвертые Андреевские чтения. М., 2006. С.49-57.
Шмид В. Нарратология. М., 2003. (Studia philologica).
Щеглов Ю.К. К описанию структуры детективной новеллы // Щеглов Ю.К. Поэзия. Проза. Поэтика: избранные работы. М., 2012. С. 86-107.
Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. М., 2002
73
Новый филологический вестник. 2014. №4(31).
III. Дополнительная
Вай Дайн С.С. Двадцать правил для писания детективных романов // Как сделать детектив. М., 1990. С. 38-41.
Вулис А. В мире приключений. Поэтика жанра. М., 1986.
Готическая традиция в русской литературе / Под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008.
Кавелти Дж.Г. Изучение литературных формул / Пер. с англ. Е.М. Лазаревой // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 33-64.
Кестхейи Т. Анатомия детектива: Следствие по делу о детективе. Будапешт, 1989.
Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт. Л., 1984.
Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман Ю.М. О русской литературе: Статьи и исследования (19581993). История русской прозы. Теория прозы. СПб., 1997. С. 817-826.
Малкина В.Я. Поэтика исторического романа: проблема инварианта и типология жанра. Тверь, 2002. (Литературный текст: проблемы и методы исследования; Приложение).
Тамарченко Н.Д. О жанровой структуре «Преступления и наказания» (к вопросу о типе романа у Достоевского) // Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в литературной науке ХХ века. Ижевск, 1993. С.126-147.
Тугушева М. Под знаком четырех. М., 1991.
Тюпа В.И. Литература и ментальность. М., 2009. С. 132-175.
Auriac Y. Le polar, un genre infrequentable? // Le fran^ais dans tous ses etats: Revue du reseau CNDP pour les enseignants de fran^ais. № 31. Le roman policier. URL: http://www.crdp-montpeUier.fr/ressources/frdtse/frdtse31a.html.
Casta I. Heritier ou parvenu: le roman criminel en France // Romanesques: Centre d’Etudes des Relations et Contacts Linguistiques et Litteraires. URL: http://www.romanesques.fr/articles/isabelle-casta-heritier-ou-parvenu/.
Dove G.N. The Police Procedural. Bowling Green, Ohio, 1982.
Frangois M. Le stereotype dans le roman policier // Cahiers de Narratolo-gie. 2009. № 17. Stereotype et narration litteraire. URL: http://narratologie. revues.org/1095.
LitsM. Le roman policier: Introduction a la theorie et a l’histoire d’un genre litteraire. Liege, 1999. (Collection paralitterature - 4).
Symons J. The Detective Story in Britain. London, 1962.
Todorov Tz. Typologie du roman policier // Todorov Tz. Poetique de la prose. Paris, 1971. P. 55-65.
IV. Общие работы по теории жанра
Бахтин М.М. Эпос и роман / Сост. С.Г. Бочаров. СПб., 2000.
Лейдерман Н.Л. Теория жанра. Исследования и разборы. Екатеринбург, 2010.
Медведев П.Н. (Бахтин М.М.) Формальный метод в литературоведении: Критическое введение в социологическую поэтику. М., 2003. (Бахтин под маской).
74
Новый филологический вестник. 2014. №4(31).
ПодлубноваЮ. Жанр и метажанр: к проблеме разграничения // Сетевая словесность. 01.02.2006. URL: http://www.netslova.ru/podlubnova/meta.html Тамарченко Н.Д. «Эстетика словесного творчества» М.М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция. М., 2011. С. 69-87.
Тюпа В.И. Дискурс / Жанр. М., 2013.
Required reading
Adamov A.G. Delo «pestrykh». Moscow, 1958.
Akunin B. Lyubovnitsa smerti. Moscow, 2004. (Novyy detektiv).
Vale P., Sheval’ M. Rozanna / Translated from the Swedish by B. Zlobin, E. Rymko. Moscow; Saint-Petersburg, 2011.
Konan Doyl’ A. Reygetskie skvayry / Translated by T. Ruzskaya // Konan Doyl’ A. Sobranie sochineniy: In 8 volumes. Vol. 2. Moscow, 1966. P. 111-131. (Biblioteka «Ogonek»).
Kristi A. Tayna «Zvezdy Zapada» / Translated from the English by P. Rubtsov // Kristi A. Puaro vedet sledstvie: detektivnye rasskazy. Moscow, 2012. P. 5-40. (Vsya Kristi).
Leblan M. Arest Arsena Lyupena // Leblan M. Arsen Lyupen - blagorodnyy grabitel’ / Translated by V.V. Zhukova. Moscow, 2001. P. 5-30. (Arsen Lyupen. Book 1).
Marinina A. Muzhskie igry. Moscow, 2014.
Nilin P.F. Ispytatel’nyy srok // Nilin P.F. Znakomoe litso: Povesti, rasskazy. Moscow: Sovremennik, 1975. P. 217-357.
Ober B. Lesnaya smert’ / Translated from the French by E. Kapitonova. Saint-Petesburg, 2001.
Po E. Ubiystva na ulitse Morg / Translated by R. Gal’perina // Po E. Sobranie so-chineniy: In 4 volumes. Vol. 3. Proza. Moscow, 1993. P. 85-116.
Aleksandr P., Rolan M. Uvidet’ London i umeret’ / Translated by M. Vaksmakher // Sovremennyy frantsuzskiy detektivnyy roman. Moscow, 1989. P. 138-255.
Bualo P., Narsezhak T. Ta, kotoroy ne stalo / Translated by L. Zav’yalova // Sovre-mennyy frantsuzskiy detektivnyy roman. Moscow, 1989. P. 26-135. Vayner A., Vayner G. Era miloserdiya. Moscow, 2011.
Dzheyms F.D. Pristrastie k smerti / Translated from the English by I.Ya. Do-ronina. Moscow; Vladimir, 2008. (Klassika).
Konnelli M. Blondinka v betone / Translated from the English by S.G. Pe-vchev. Moscow, 2008. (The International Bestseller).
Makbeyn E. Lichnyy vrag politseyskikh / Translated from the English by M. Brukhnov. Moscow, 1993.
Simenon Zh. Peters Latysh. Moscow: Rossiyskoe pravo, 1992. (Ves’ Megre. Vol. 1).
Uayt E.L. Vintovaya lestnitsa / Translated from the English by R. Shidfar // Smena. 1991. № 5. P. 176-273.
Bavin S.P. Zarubezhnyy detektiv XX veka v russkikh perevodakh: Populyarnaya bibliograficheskaya entsiklopediya. Moscow, 1991.
75
Новый филологический вестник. 2014. №4(31).
Literatumaya entsiklopediya terminov i ponyatiy. Moscow, 2003.
Nikolina N.A., Litovskaya M.A., Kupina N.A. Massovaya literatura segodnya: Uchebnoe posobie. Moscow, 2009.
Poetika: Slovar aktual’nykh terminov i ponyatiy. Moscow, 2008.
Darvin M.N., Magomedova D.M., Tamarchenko N.D., Tyupa V.I. Teoriya literaturnykh zhanrov / Ed. by N.D. Tamarchenko. Moscow, 2011.
Chernyak M.A. Massovaya literatura XX veka: Uchebnoe posobie. Moscow, 2009.
Antsiferova O.Yu. Detektivnyy zhanr i romanticheskaya khudozhestvennaya sistema // Natsional’naya spetsifika proizvedeniy zarubezhnoy literatury XIX-XX vekov. Problema zhanra. Ivanovo, 1994. P. 21-36.
Balakhonov V.E. Ot Lekoka do Lyupena // Gaborio E. Delo vdovy Leruzh; Leru G. Dukhi Damy v chernom; Leblan M. Arsen Lyupen - dzhentl’men-grabitel’. Moscow; Minsk, 1991. P. 3-22.
Bualo P., Narsezhak T. Detektivnyy roman // Kak sdelat’ detektiv. Moscow, 1990. P. 192-224.
Vol’skiy N.N. Legkoe chtenie: Raboty po teorii i istorii detektivnogo zhanra. Novosibirsk, 2006.
Dmitrieva L.P. K voprosu o sostave detektivnykh novell E. Po // Vestnik TGPU. 2009. Issue 4 (82). P. 143-147.
Izer V. Vymysloobrazuyushchie akty. Glava iz knigi «Vymyshlennoe i vo-obrazhaemoe: nabrosok literaturnoy antropologii» // Novoe literaturnoe obozrenie. 1997. № 27. P. 23-40.
Kireeva N.V. Postmodernistskaya literatura USA: osobennosti zhanrovoy poetiki. Blagoveshchensk, 2013.
Kirilenko N.N. «Avantyurnoe rassledovanie» ili klassicheskiy detektiv // Novyy filologicheskiy vestnik. 2012. № 2 (21). P. 80-95.
Kirilenko N.N. Detektiv: logika i igra // Novyy filologicheskiy vestnik. 2009. № 2 (9). P. 27-47; № 3 (10). P. 105-115; № 4 (11). P. 74-84; 2010. № 1 (12). P. 16-39; № 4 (15). P. 23-40. 2011. № 1 (16). P. 13-24.
Kirilenko N.N. K voprosu ob istokakh zhanra klassicheskogo detektiva (zametki) // Vestnik RGGU. 2012. № 18 (98). P. 25-31. (Filologicheskie nauki. Literaturovedenie. Fol’kloristika).
Kirilenko N.N., Fedunina O.V. Klassicheskiy detektiv i politseyskiy roman: k probleme razgranicheniya zhanrov // Novyy filologicheskiy vestnik. 2010. № 3 (14). P. 17-32.
Ranchin A. Romany Borisa Akunina i klassicheskaya traditsiya: Povestvovanie v chetyrekh glavakh s preuvedomleniem, neliricheskim otstupleniem i epilogom // Novoe literaturnoe obozrenie. 2004. № 67. P. 235266.
Rudnev V. Chitatel’-ubiytsa // Rudnev V. Proch’ ot real’nosti: issledovaniya po filosofii teksta. Moscow, 2000. P. 374-394.
Seyers D. Predislovie k detektivnoy antologii // Kak sdelat’ detektiv. Moscow, 1990. P. 42-76.
Fedunina O.V. Krugozor geroev i zhanr v kriminal’noy literature // Zhanry v istoriko-literaturnom protsesse / Ed. by T.V. Mal’tseva. Vyp. 5. Saint-Petersburg,
2013. P. 161-171.
76
Новый филологический вестник. 2014. №4(31).
Fedunina O.V. «Sledovatel’-zhertva» v kriminal’noy literature: k voprosu
0 tipologii geroya i zhanra // Novyy filologicheskiy vestnik. 2012. № 2 (21). P. 130-141.
Shevyakova E.N. Igra s romannoy tekhnikoy massovoy literatury: «pereotkrytie» vymysla v romanakh Zhana Eshnoza // Literatura XX veka: itogi
1 perspektivy izucheniya. Chetvertye Andreevskie chteniya. Moscow, 2006. P. 49-57.
Shmid V. Narratologiya. Moscow, 2003. (Studia philologica).
Shcheglov Yu.K. K opisaniyu struktury detektivnoy novelly // Shcheglov Yu.K. Poeziya. Proza. Poetika: izbrannye raboty. Moscow, 2012. P. 86-107. Eko U. Shest’ progulok v literaturnykh lesakh. Moscow, 2002 Vay Dayn S.S. Dvadtsat’ pravil dlya pisaniya detektivnykh romanov // Kak sdelat’ detektiv. Moscow, 1990. P. 38-41.
Vulis A. V mire priklyucheniy. Poetika zhanra. Moscow, 1986. Goticheskaya traditsiya v russkoy literature / Ed. by N.D. Tamarchenko. Moscow, 2008.
Kavelti Dzh.G. Izuchenie literaturnykh formul / Translated from the English by E.M. Lazareva // Novoe literaturnoe obozrenie. 1996. № 22. P. 33-64.
Kestkheyi T. Anatomiya detektiva: Sledstvie po delu o detektive. Budapesht, 1989.
Kovalev Yu.V. Edgar Allan Po. Novellist i poet. Leningrad, 1984.
Lotman Yu.M. Massovaya literatura kak istoriko-kul’turnaya problema // Lotman Yu.M. O russkoy literature: Stat’i i issledovaniya (1958-1993). Istoriya russkoy prozy. Teoriya prozy. Saint-Petersburg, 1997. P. 817-826.
Malkina V.Ya. Poetika istoricheskogo romana: problema invarianta i tipologiya zhanra. Tver’, 2002. (Literaturnyy tekst: problemy i metody issledovaniya; Prilozhenie).
Tamarchenko N.D. O zhanrovoy strukture «Prestupleniya i nakazaniya» (k voprosu o tipe romana u Dostoevskogo) // Roman F.M. Dostoevskogo «Prestuplenie i nakazanie» v literaturnoy nauke XX veka. Izhevsk, 1993. P. 126-147.
Tugusheva M. Pod znakom chetyrekh. Moscow, 1991.
Tyupa V.I. Literatura i mental’nost’. Moscow, 2009. P. 132-175.
Auriac Y. Le polar, un genre infrequentable? // Le fran?ais dans tous ses etats: Revue du reseau CNDP pour les enseignants de fran?ais. № 31. Le roman policier. URL: http://www.crdp-montpellier.fr/ressources/frdtse/frdtse31a.html.
Casta I. Heritier ou parvenu: le roman criminel en France // Romanesques: Centre d’Etudes des Relations et Contacts Linguistiques et Litteraires. URL: http://www.romanesques.fr/articles/isabelle-casta-heritier-ou-parvenu/.
Dove G.N. The Police Procedural. Bowling Green, Ohio, 1982.
Francois M. Le stereotype dans le roman policier // Cahiers de Narratologie. 2009. № 17. Stereotype et narration litteraire. URL: http://narratologie.revues. org/1095.
Lits M. Le roman policier: Introduction a la theorie et a l’histoire d’un genre litteraire. Liege, 1999. (Collection paralitterature - 4).
Symons J. The Detective Story in Britain. London, 1962.
77
Новый филологический вестник. 2014. №4(31).
Todorov Tz. Typologie du roman policier // Todorov Tz. Poetique de la prose. Paris, 1971. P. 55-65.
Bakhtin M.M. Epos i roman / Ed. by S.G. Bocharov. Saint-Petersburg, 2000. Leyderman N.L. Teoriya zhanra. Issledovaniya i razbory. Ekaterinburg, 2010.
Medvedev P.N. (Bakhtin M.M.) Formal’nyy metod v literaturovedenii: Kriticheskoe vvedenie v sotsiologicheskuyu poetiku. Moscow, 2003. (Bakhtin pod maskoy).
Podlubnova Yu. Zhanr i metazhanr: k probleme razgranicheniya // Setevaya slovesnost’. 01.02.2006. URL: http://www.netslova.ru/podlubnova/meta.html
Tamarchenko N.D. «Estetika slovesnogo tvorchestva» M.M. Bakhtina i russkaya filosofsko-filologicheskaya traditsiya. Moscow, 2011. P. 69-87.
Tyupa V.I. Diskurs / Zhanr. Moscow, 2013.
78