УДК 801.73
ГРНТИ 17.07.41
М. А. Жиркова
Жанровые разновидности детектива (Опыт словаря)
В статье представлен словарь, содержащий определение жанровых разновидностей детектива или явлений, пограничных с ним. Некоторые жанровые обозначения имеют широкую сферу употребления, в данном случае важна их соотнесенность именно с детективной литературой. Сами художественные произведения не всегда исчерпываются одним определением, можно выделить несколько жанровых разновидностей внутри одного текста. Некоторые жанры очень близки и пересекаются в своем значении, поэтому важно обозначить ту небольшую разницу, которая между ними существует.
Ключевые слова: словарь, жанр, типология, детектив, триллер, новелла, сюжет, герой.
Marina Zhirkova
Genre Varieties of the Detective (Dictionary Experience)
The article presents a dictionary containing the definition of genre varieties of detective or border with him. Some genre designations have a wide scope of use, in this case it is important to correlate them with detective literature. The works of art themselves are not always exhausted by a single definition, it is possible to distinguish several genre varieties within a single text. Some genres are very similar and overlap in their meaning, so it is important for us to identify the small difference that exists between them.
Key words: vocabulary, genre, typology, mystery, Thriller, Novel, plot, protagonist.
Детективные произведения принято относить к беллетристике, массовой литературе, приравниваемой нередко к низкопробной. Занимательность чтения, увлекательный сюжет - то, что составляет главное достоинство детектива, оценивается также нередко как недостаток в противовес «настоящей» литературе. При этом забывается, что и серьезные писатели отдали дань уважения детективу и не считали легкой задачей его написание (Ч. Диккенс, У. Фолкнер, И. Шоу и др.). Несмотря на такую
© Жиркова М. А., 2018 © Zhirkova M., 2018
точку зрения, давно утвердился иной взгляд на детектив. Среди многообразной детективной литературы выделяется классический пласт; кроме этого отмечается высокий уровень детективных произведений не только классических, но и современных, заслуживающих филологического внимания. Подтверждением этого служат многочисленные литературоведческие работы, посвященные различным аспектам детективного жанра, а также появление диссертационных исследований [3; 4; 6; 7; 8; 13; 14; 19].
Детектив - понятие широкое. Словари русского языка выделяют два его значения: 1. Специалист по расследованию уголовных преступлений. 2. Литературное произведение или фильм, изображающее раскрытие запутанных преступлений [18, с. 163; 20, с. 302]. Именно процесс расследования таинственного преступления является жанровой доминантой детектива в его классическом варианте. Н. Н. Вольский в своем исследовании по теории и истории детективного жанра отмечает, что «главным жанрообразу-ющим фактом является наличие загадки, разгадывание которой является главной движущей силой развития сюжета» [9, с. 13].
Со временем происходит размывание жанровых границ, когда на первый план начинают выходить другие элементы или герои детектива: жертва, преступник, преступный мир, полицейская работа. Происходит пересечение с другими жанрами: включение элементов мистики, фантастики, готики и т.п., что порождает разновидности детектива и пограничные с ним жанры.
Например, Т. Кестхейи в небольшой монографии «Анатомия детектива» [12] называет следующие жанровые разновидности: исторический; социальный; классический; полицейская история; сюрреалистический; реалистический; жесткая школа; натуралистический; литературный; шпионская история; политический; крутой; истории, построенные на психологическом напряжении; триллер; криминальная история. Но при этом венгерский автор, указывая имена писателей, называя художественные произведения, не раскрывает особенности устанавливаемых им жанровых разновидностей детектива.
Исследований по теории детективного жанра, посвященных разграничению и определению жанровых разновидностей, немного. Хотя предпринимается попытка типологии детектива, появляются работы, посвященные отдельным писателям, в которых нередко именно жанровое своеобразие детективных произведений оказывается в центре внимания ученых [1; 2; 4; 5; 6; 8; 11; 13; 15; 16; 17]. Например, Н. Н. Кириленко анализирует такие
жанровые разновидности, как антидетектив, классический детектив, авантюрный, полицейский роман [15, с. 16].
М. Г. Агеева характеризует такие жанры, как детектив «полицейской процедуры» и юридический триллер [1, с. 2].
При подготовке учебного пособия в рамках спецкурса по истории возникновения и развития зарубежного детектива [10] встретились многочисленные жанровые обозначения, которые потребовали ответа на ряд вопросов, например: почему так называется и как характеризуется тот или иной жанр. Так, появился предлагаемый Словарь. Возможно, не всегда данные нами определения будут совпадать с предложенными исследователями ранее, но прочитанный корпус детективных произведений, научной литературы привел именно к ним.
Словарь содержит определение тех терминов, которые являются жанровой разновидностью детектива или оказываются пограничными с ним: авантюрный, антидетектив, боевик, бульварный, гангстерский, герметичный, готический, женский, искусствоведческий, иронический, исторический, классический, конспирологический, криминальный, крутой, мистический, нуар, полар, политический, полицейский, полицейской процедуры, психологический, ретро-детектив, сенсационный, судебный, триллер, уголовный, фантастический, шпионский, юридический.
Некоторые жанровые обозначения имеют широкую сферу употребления, в данном случае важна их соотнесенность именно с детективной литературой. Необходимо учитывать, что сами художественные произведения не всегда исчерпываются одним определением, можно выделить несколько жанровых разновидностей детектива внутри одного текста. На формирование определения также существенно влияют национальные особенности развития детектива. Некоторые жанры очень близки и пересекаются в своем значении, поэтому нам важно обозначить ту небольшую разницу, которая между ними существует. Такая попытка нами уже предпринималась [11], в предлагаемом словаре дается краткая характеристика жанра с указанием имен авторов, работавших в нем.
СЛОВАРЬ
Авантюрный - (фр. ауепШге - приключение) остросюжетное произведение с невероятными приключениями и резкими поворотами сюжета. В неожиданные приключения могут быть втянуты высокий, благородный герой и обыкновенный человек, для которых не характерен такой образ жизни, в которые они оказались вовлечены волею случая, в силу различных
обстоятельств и т.п. Главный герой авантюрного романа - сам авантюрист по складу личности, он склонен к непредсказуемым поступкам и риску, часто подвергает себя опасности; хитрый и ловкий, он может быть мошенником и плутом, но при этом остается обаятельным, сохраняет отдельные черты благородного героя, что вызывает симпатию у читателя. Арсен Лю-пен М. Леблана, Фламбо Г. К. Честертона.
Антидетектив - детектив с нарушением традиционной схемы сюжета. В таком произведении преступник может быть известен читателю с самого начала повествования, тогда акцент смещается на проблему: будет ли он пойман, наказан или избежит наказания; кто кого перехитрит: сыщик преступника или преступник сыщика. Возможен другой вариант развития сюжета: акцент перенесен на жертву, которая в классическом детективе является второстепенным персонажем, в антидетективе становится главным действующим лицом, от ее имени может идти повествование, а само преступление перенесено в конец произведения, тогда сюжет сосредоточен на осмысление будущей жертвы происходящего. Антидетектив обычно заканчивается поражением или гибелью главного героя. Д. Чейз, С. Жапризо, Буало-Нарсежак.
Бульварный - роман рассчитан на массовое потребление, с целью развлечения читателя. Не претендует на серьезное и глубокое содержание, главное - занимательный сюжет и увлекательная интрига. Сюжет полон мелодраматизма, неожиданных поворотов, любовных приключений, страшных преступлений. Возникают литературные штампы из-за однообразия и повторяемости определенного набора сюжетных поворотов, типов героев. Отсюда же предугадываемость сюжета и финала романа. Приключения Ника Картера, Ната Пинкертона.
Детектив - (лат. detection - раскрытие) художественное или документальное произведение, в основе которого лежит расследование преступления, сюжет сосредоточен именно на самом процессе разгадывания тайны личности и мотивов преступника. Детектив может быть написан в жанре новеллы, рассказа, повести, романа, в форме пьесы или киносценария.
Гангстерский - герой или героями такого романа являются члены организованной преступной группировки (от англ. gang - банда, шайка). Такие группировки появились в Америке в 1919 г., когда был принят «сухой закон», запрещающий производство и продажу алкогольных напитков, что спровоцировало появление подпольной деятельности. В 1920-40-х гг. возникло множество банд, конкурирующих между собой. Банды занимались не только бутлегерством, но и шантажом, убийствами, похищением людей,
продажей наркотиков, игорным бизнесом и т.п. Р. Чандлер, Д. Хэммет, Д. Чейз, М. Пьюзо.
Герметичный - действие такого произведения развивается в замкнутом пространстве, все герои оказываются запертыми в месте (это может быть дом, остров, корабль и т.п.), которое они сами не могут покинуть и к ним никто не может по тем или иным причинам пробраться. Представлены все действующие лиц, известен круг подозреваемых, среди них находится и настоящий преступник, которого нужно вычислить. А. Кристи, Г. Леру, Ч. Сноу.
Готический - детектив с элементами готического романа, например: замкнутое давящее пространство, потайные двери, лестницы, подземный ход или подвал. Сюжет строится вокруг мрачной тайны; царит атмосфера страха и ужаса; присутствует элемент мистики, который разъясняется к концу романа. Центральным персонажем обычно является девушка, жизнь которой подвергается опасности. М. Райхард, Э. Уоллес, Ле Фаню.
Женский - детектив, автором которого является женщина (либо мужчина, скрывающийся под женским псевдонимом). Главной героиней также является женщина, которая и выступает в роли сыщика, вовлеченная в расследование преступления в силу своей профессии, рода занятий или обстоятельств. Обычно присутствует любовная линия. Г. Митчелл, И. Хмелевская.
Искусствоведческий - сюжет такого произведения связан с каким-либо предметом искусства. Преступление выводит на загадку, с ним связанную. Может освещаться история создания или судьба картины, скульптуры, книги и т.п.; затрагиваться личность художника. Действие может развиваться как в настоящем времени, так и в прошлом, или параллельно в двух временных плоскостях, когда обращение к прошлому имеет эпизодический характер. У. Эко, А. Перес-Реверте, Й. Пирс.
Иронический - в основе лежит детективный сюжет, но главная направленность на создание комического эффекта. Текст подается в форме развернутого монолога главного героя (героини), который обычно является сыщиком или оказывается в силу обстоятельств таковым. Все клише детективного жанра в таких романах обнажены, отсюда пародийность на всевозможные литературные штампы. Абсурдность ситуации, полное несоответствие героев обстоятельствам, в которых им приходится действовать, порождают массу недоразумений и комичных ситуаций. Г. Леру, Сан-Антонио (Ф. Дар), И. Хмелевская.
Исторический - сюжет строится на основе реального исторического материала; наряду с вымышленными героями персонажами исторического детектива являются реальные исторические лица, это могут быть как второстепенные, так и главные герои. Исторический детектив отличает серьезная работа с историческим материалом, бережное отношение к историческому наследию, фактическая точность. Следует отличать от псевдоисторических, в которых наряду с вымышленными героями участвуют и исторические, но представлены вымышленные события. Д. Д. Карр.
Классический - в основе сюжета классического детектива лежит загадка, которую предстоит разгадать к финалу произведения. Главный герой - обычно частный сыщик, но в его роли может выступать любое другое лицо (например, полицейский, журналист, писатель, актер и т.п.), наделенное интеллектом, наблюдательностью и интуицией. Сюжет представляет собой поиск ответа на вопросы: кто, почему, а нередко и как совершил преступление. В тексте могут присутствовать подсказки читателю, но конец обычно неожиданный. В финале - реконструкция преступления и объявление виновного, торжество справедливости и закона. Э. По, А. Конан Дойл, А. Кристи.
Конспирологический - (англ. conspiracy - секретность, заговор) детектив о законспирированной организации, например, тайном обществе, спецслужбах, оккультных организациях и пр. Сюжет разворачивается в двух временных плоскостях, настоящем и историческом прошлом. Отсюда возможно включение в текст исторических документов, мифов или загадок. Главный герой не является профессиональным сыщиком, но он подозревает или знает о существовании заговора и, выполняя функцию сыщика, спасает мир от опасности, которую несет тайное общество заговорщиков. У. Эко, А. Перес-Реверте, Д. Браун.
Криминальный - (лат. crlminalis - преступный) сосредоточен непосредственно на преступлении, его раскрытии, образах преступников и их мотивах. В отличие от детектива важен не столько процесс раскрытия, сколько обнаружение и исследование тех социальных механизмов и побудительных мотивов, которые привели к преступлению. Иначе расставлены акценты: в классическом детективе - в центре сыщик и его расследование, в криминальном - преступник и его преступление. Д. Чейз, Буало-Нарсежак.
Крутой - поиск преступника и разрешение загадки преступления осуществляется с помощью силы, смелости, хитрости, жизненного опыта героя, знания им преступного мира и улиц города. Главным героем обычно
является частный детектив, которому нередко самому достается. Действие развивается стремительно, непредсказуемо, напряженно. Написан в жесткой и реалистической манере, используется сленг, присутствуют сексуальные сцены. Нередко называют «жестким» детективом. Д. Хэммет, Р. Т. Чандлер, Д. Чейз.
Мистический - детектив с элементами мистики, которые способствуют нарастанию напряжения, ужаса. Но присутствующие мистические моменты обязательно в дальнейшем получают свое реалистическое и логическое объяснение. Реже мистика может присутствовать и в чистом виде. Э. Уоллес, Д. Ш. Ле Фаню, Д. Кунц.
Нуар - (фр. noire - черный) черный роман, близок к «крутому детективу», но отличается образом главного героя, который ведет расследование. Это маргинальный тип, который сам может оказаться не только в роли следователя или жертвы, но и преступника. Обычно повествование ведется от лица главного героя или нескольких персонажей, выступающих в роли рассказчиков и представляющих свое видение событий. Характерна жесткая и реалистическая манера изображения, используется сленг, присутствуют сексуальные сцены; рисуется мрачная атмосфера города, которая порождает чувство отчаяния, загнанности, бессилия и обреченности. Показана похожесть мира преступников и полицейских, поскольку они сами тесно связаны с гангстерами, продажными политиками; наблюдается отсутствие благополучного финала, торжества добра, справедливости и закона. Л. Мале, Буало-Нарсежак, К. Вулрич.
Полар - (policier - полицейский) 1) французский детективный роман, сложившийся во второй половине ХХ в. и отличающийся от традиционного французского романа большей реалистичностью и жесткостью; 2) полицейский роман, главный герой которого - полицейский - представляет государственную систему и является частью команды. Ж. Сименон, Э. Макбейн.
Политический - в основе сюжета острые политические события, которые могут быть реальны, возможно использование подлинных документов, исторических фактов. Героями таких произведений являются главы государств, дипломаты и сотрудники спецслужб. Главный герой может быть как частью государственного аппарата, так и далеким от политики и раскрывающим политический заговор вопреки всему. Действие романа обычно затрагивает интересы нескольких стран, главной целью становится защита государственных интересов своей страны. Ф. Форсайт, Г. Грин.
Полицейский - детективное расследование ведет официальное лицо; может быть выделен один персонаж или команда профессионалов как часть государственного аппарата. Главный герой выведен как положительный персонаж, он честен, добросовестен и предан своему делу, ведет официальное расследование. Раскрытию его характера, способностей, даже личной жизни также уделяется большое внимание. Г. Леру, Ж. Сименон.
Полицейской процедуры - роман выводит на первый план повествования работу полиции как официального государственного органа правопорядка; показана повседневная работа по обнаружению и выслеживанию преступника; не выделен главный герой, полицейская служба освещается как работа команды профессионалов. В центре повествования - описание будничной работы полицейских детективов, методики расследования преступлений соответствуют реальной жизни: наличие информаторов, допрос свидетелей, работа криминалистической лаборатории и т.п. Э. Макбейн.
Психологический - сосредоточен на преступнике, подробном раскрытии и исследовании мотивов преступления; в центре - жертва; повествование ведется от лица главного героя, что позволяет раскрыть состояние человека в момент крайнего напряжения, его глазами посмотреть на мир; происходит погружение читателя во внутренний мир героев, которые оказались в странной, сложной или опасной для них ситуации, в которой пытаются разобраться. Ж. Сименон, Э. Беркли, Буало-Нарсежак, С. Жапризо.
Ретро-детектив - представляет собой авторские фантазии на историческую тему; в таком романе действуют вымышленные персонажи, и вымышленные события развиваются в историческом прошлом; история становится фоном, на котором развиваются события, разворачивается детективный сюжет. Р. Ван Гулик.
Сенсационный - роман с запутанным сюжетом, заключающимся в раскрытии какого-нибудь таинственного страшного преступления; получил широкое развитие в 60-е гг. XIX в. в Англии. Синтетический жанр, который использует черты готического, ньюгейтского, психологического, социально-бытового и других разновидностей романа, а также публицистики. В центре внимания история и семейные тайны, которые скрывают страшные преступления: незаконные браки, измены, убийства, которые способны шокировать и вызывать в читателях сильное эмоциональное потрясение. Сюжеты связаны с современной действительностью. Главным героем, сыщиком становится женщина, что связано с изменением ее роли и места в социальной жизни. У. Коллинз, Э. Вуд, М.Э. Брэддон, Д. Ш. Ле Фаню.
Судебный - сюжет такого романа может строиться по традиционной схеме классического или «крутого романа», главная особенность заключается в его финале: разоблачение тайны преступления происходит всегда на судебном заседании, создается подчеркнутая эффектность и значимость заключительных моментов судебного разбирательства. Э. С. Гарднер.
Триллер - (англ. thrill - трепет, волнение, нервная дрожь) должен вызвать у читателей чувства тревожного ожидания, сильное эмоциональное переживание, для этого создается атмосфера тревоги и страха, предощущение готовящегося преступления. В классическом детективе события движутся во времени назад, к самой разгадке, в триллере - наоборот, вперед, к катастрофе; в детективе убийство уже было, в триллере еще будет. В детективе повествование ведется от имени сыщика, в триллере может вестись от лица жертвы или преступника. С. Кинг, Д. Браун.
Уголовный - показывает мир преступников изнутри, исследуются различные (социальные, психологические, физиологические и т.п.) мотивы преступления; описываются реальные преступления и уголовные дела. Преступник может быть известен с самого начала, повествование посвящено социально-психологическому анализу действий преступника и обстоятельств, приведших его к преступлению. Ф. Видок
Фантастический - действие такого произведения происходит в фантастическом мире (абстрактное пространство, будущее, космический корабль и т. п.), само преступление может касаться как человеческих отношений, так и выходить на вселенский уровень. А. Азимов, Г. Кук, Ф. Браун.
Шпионский - героем является специальный агент какой-либо секретной организации; одной из главных составляющих шпионского романа становится идеологическое противостояние разных систем, внимание заостряется на разведывательной работе (слежка, диверсия и т. д.). П. Чейни, Г. Грин, Д. Ле Карре.
Юридический - главным героем юридического детектива является профессиональный юрист. Основное внимание сосредоточено не только на процессе выявления преступника и обстоятельств совершения преступления. Целью юридического триллера становится раскрытие того, как действует юридическая система, как вершится правосудие. Д. Гришэм.
Поскольку пособие, при подготовке которого появился данный словарь, посвящен развитию детективного жанра за рубежом, то в нем отсутствуют те жанровые определения, что будут характерны для истории
развития русского детектива, например: милицейский, сыщицкий роман и др. Следующий этап работы - пополнение словаря детективных жанровых разновидностей за счет специфики русского детектива.
Список литературы
1. Агеева М. Г. Концепции реальности в детективе «полицейской процедуры» Эда Макбейна // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Киров: Издательство ВГГУ, 2010. № 2-2. С. 154-157.
2. Агеева М. Г. Человек и система в юридическом триллере Джона Гришэма // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. Ижевск: Изд-во УГУ, 2007. № 5-2. С. 3-12.
3. Агеева М. Г. Эволюция детективного романа в американской литературе ХХ века: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Ижевск, 2014.
4. Амирян Т. Н. Конспирологический детектив как жанр постмодернистической литературы (Д. Браун, А. Ревазов, Ю. Кристева): автореф. дис . .канд. филол. наук. М., 2012.
5. Анджапаридзе Г. Печальные антидетективы Себастьяна Жапризо // Жапризо С. Дама в очках и с ружьем в автомобиле. М.: РИПОЛ классик, 2003. С. 5-18.
6. Ахманов О. Ю. Жанровая стратегия детектива в творчестве Питера Акройда: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2011.
7. Белозерова И. В. Национальная концептосфера в детективном романе А. Кристи, Ч. П. Сноу, Д. Фрэнсиса: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2006.
8. Варлакова Е. А. Текстотипологические характеристики англоязычного детектива ХХ века: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2012.
9. Вольский Н. Н. Легкое чтение. Работы по теории и истории детективного жанра. Новосибирск: НГПУ, 2006.
10. Жиркова М. А. Детектив: история возникновения и развития жанра. Ч. I: Зарубежный детектив. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2018.
11. Жиркова М. А. «Крутой детектив», «черный роман», нуар и полар: немного терминологии // XXI Царкосельские чтения: материалы Междунар. науч. конф. Т. 1. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. С. 333-338.
12. Кестхейи Т. Анатомия детектива. Следствие по делу детектива. Будапешт: Корвина, 1989.
13. Киреева Н. В. Трансформация жанровых конвенций автобиографии и детектива в прозе американского постмодернизма: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2011.
14. Кириленко Н. Н. Жанровый инвариант и генезис классического детектива: ав-тореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2016.
15. Кириленко Н.Н. К вопросу об «антидетективе» // Новый филологический вестник. 2009. № 1 (8). С. 16-31.
16. Кириленко Н. Н., Федунина О. В. Классический детектив и полицейский роман: к проблеме разграничения жанров // Новый филологический вестник. М.: РГГУ, 2010. № 3 (14). С. 17-32.
17. Козьмина Е. Ю. Классический и фантастический детектив // Новый филологический вестник. 2012. № 2 (21). С. 96-108.
18. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997.
19. Сафонова С. Ю. Мотив преступления как основа сюжетной интриги в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и романе Ч. Диккенса «Тайна Эдвина Друда»: автореферат дис. ... канд. филол. наук. М., 2014.
20. Толковый словарь русского языка нач. XXI века. Актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скляревской. М.: Эксмо, 2006.
Refereces
1. Ageeva M. G. Koncepcii real'nosti v defektive «policejskoj procedury» EHda Mak-bejna [The concept of reality in the detective of the "police procedure" Ed. McBain] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of Vyatka State Humanitarian University]. Kirov: VGGU Publ., 2010. № 2-2. Pp. 154-157.
2. Ageeva M. G. CHelovek i sistema v yuridicheskom trillere Dzhona Grishehma [Man and system in the legal thriller of John Grisham] // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Istoriya i filologiya [Bulletin of the Udmurt University. Series History and Philology]. Izhevsk: UGU Publ., 2007. № 5-2. Pp. 3-12.
3. Ageeva M. G. EHvolyuciya detektivnogo romana v amerikanskoj literature ХХ veka: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [The evolution of a detective novel in American literature of the twentieth century: author's abstract dis. ... Cand. Phil. Sci.]. Izhevsk, 2014.
4. Amiryan T. N. Konspirologicheskij detektiv kak zhanr postmodernisticheskoj litera-tury (D. Braun, A. Revazov, YU. Kristeva): avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Conspiracy detective as a genre of postmodern literature (D. Brown, A. Revazov, Yu. Kristeva): author's abstract dis. ... Cand. Phil. Sci.]. Moscow, 2012.
5. Andzhaparidze G. Pechal'nye antidetektivy Sebast'yana ZHaprizo [The sad antidetective Sebastian Zaprizo] // ZHaprizo S. Dama v ochkah i s ruzh'em v avtomobile [Zaprizo S. The lady in glasses and with a gun in the car]. Moscow: RIPOL klassik Publ., 2003. Pp. 518.
6. Ahmanov O. Yu. ZHanrovaya strategiya detektiva v tvorchestve Pitera Akrojda: avtoref. dis. . kand. filol. nauk [Genre strategy detective in the work of Peter Akroyd: author's abstract dis. .Cand. Phil. Sci.]. Kazan', 2011.
7. Belozerova I. V. Nacional'naya konceptosfera v detektivnom romane A. Kristi, CH. P. Snou, D. Frehnsisa: avtoref. dis. ... kand. fil. nauk [National conceptosphere in the detective novel A. Christie, Ch. P. Snow, D. Francis: author's abstract dis. ... Cand. Phil. Sci.]. Voronezh, 2006.
8. Varlakova E. A. Tekstotipologicheskie harakteristiki angloyazychnogo detektiva XXveka: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Textotypical characteristics of the English-speaking detective of the twentieth century: author's abstract diss. ... Cand. Phil. Sci.]. St. Petersburg, 2012.
9. Vol'skij N. N. Legkoe chtenie. Raboty po teorii i istorii detektivnogo zhanra [Easy reading. Works on the theory and history of the detective genre]. Novosibirsk: NGPU Publ., 2006.
10. ZHirkova M. A. Detektiv: istoriya vozniknoveniya i razvitiya zhanra. CH. I: Za-rubezhnyj detektiv [Detective: the history of the origin and development of the genre. Part I: Foreign Detective]. St. Petersburg.: LGU im. A. S. Pushkina Publ., 2018.
11. ZHirkova M. A. «Krutoj detektiv», «chernyj roman», nuar i polar: nemnogo termi-nologii ["Steep detective", "black novel", noir and polor: a little terminology] // XXI Car-kosel'skie chteniya: mat. mezhd. nauch. konf. [XXI Tsarkosel'skie readings: materials Int. sci. conf.] T. 1. St. Petersburg: LGU im. A. S. Pushkina Publ., 2017. Pp. 333-338.
12. Kestheji T. Anatomiya detektiva. Sledstviepo delu detektiva [Anatomy of the detective. Investigation of the detective case]. Budapesht: Korvina Publ., 1989.
13. Kireeva N. V. Transformaciya zhanrovyh konvencij avtobiografii i detektiva v proze amerikanskogo postmodernizma: avtoref. dis. ... d-ra flol. nauk [Transformation of genre conventions of autobiography and detective in prose of American postmodernism: author's abstract dis. ... Dr. Philol. Sci]. Moscow, 2011.
14. Kirilenko N. N. ZHanrovyj invariant i genezis klassicheskogo detektiva: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Genre invariant and genesis of the classical detective: author's abstract dis. ... Cand. Phil. Sci.]. Moscow, 2016.
15. Kirilenko N. N. K voprosu ob «antidetektive» [To the question of "anti-detectiv"] // Novyjfilologicheskij vestnik [New Philological Newsletter]. 2009. № 1 (8). Pp. 16-31.
16. Kirilenko N. N., Fedunina O. V. Klassicheskij detektiv i policejskij roman: k probleme razgranicheniya zhanrov [Classic detective story and police novel: to the problem of demarcation of genres] // Novyj filologicheskij vestnik [New Philological Newsletter]. Moscow: RGGU Publ., 2010. № 3 (14). Pp. 17-32.
17. Koz'mina E.Yu. Klassicheskij i fantasticheskij detektiv [Classic and fantastic detective] // Novyj filologicheskij vestnik [New Philological Newsletter]. 2012. № 2 (21). Pp. 96108.
18. Ozhegov S. I., SHvedova N. Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Moscow: Azbukovnik Publ., 1997.
19. Safonova S. Yu. Motiv prestupleniya kak osnova syuzhetnoj intrigi v romane F. M. Dostoevskogo «Prestuplenie i nakazanie» i romane CH. Dikkensa «Tajna EHdvina Druda»: avtoreferat dis. . kand. filol. nauk [The motive of the crime as the basis of the plot intrigue in the novel "Crime and Punishment" by F. M. Dostoevsky and the novel by C. Dickens "The Mystery of Edwin Drood": author's abstract dis. ... Cand. Phil. Sci.]. Moscow, 2014.
20. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka nach. XXI veka. Aktual'naya leksika [Explanatory dictionary of the Russian language of the beginning of the XXI century. Current Vocabulary] / pod red. G.N. Sklyarevskoj. Moscow: EHksmo Publ., 2006.