Е. С. Редькова
ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗЦОВ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
Работа представлена кафедрой этномузыкологии Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Научный руководитель - кандидат искусствоведения, доцент Г. В. Лобкова
Статья раскрывает жанровые и стилевые особенности детского/материнского фольклора: пестушек, потешек, прибауток. Ключевые слова: жанр, функция, стиль.
E. Red'kova
FEATURES OF GENRE IN CHILDREN'S MUSICAL FOLKLORE
The article describes genre and style features of children 's/mother musical folklore - nanny rhymes.
Key words: genre, function, style.
Жанры фольклора, исполняемые детьми и для детей (так называемый материнский фольклор), обладают смежными функциями, а также общностью поэтики и музыкально-стилевых черт, в результате в изданиях и исследованиях (этномузыкологических и филологических) складываются противоречивые позиции в отношении их жанровой дифференциации. Задача статьи - представить один из аспектов этой проблемы - характерные признаки пестушек, потешек, прибауток на примере образцов, зафиксированных в Псковской области в ходе экспедиций Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и Фольк-лорно-этнографического центра с 1984 по 2006 г. (руководитель А. М. Мехнецов). Также привлекаются материалы, опубликованные Г. М. Науменко в работе «Детский музыкальный фольклор».
В процессе исследования, с одной стороны, мы опираемся на позицию, высказанную В. В. Головиным [3, с. 10], касающуюся соответствия каждого из обозначенных жанров определенному возрастному периоду в развитии ребенка, что обуславливает различия в ситуациях исполнения и функциональной направленности. С другой стороны, принимаем во внимание исходные значения слов пестовать/пестушка, потешать/потешка, прибаутка/баять, предложенные В. И. Далем [2], которые также отражают особенности рассматриваемых художественных форм:
а) «пестовать» - нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках; исполнять короткие песенки, сопровождающие движение ребенка. В толковании обозначены: направленность на обеспечение благополучного развития ребенка, краткость формы, ее связь с движением;
б) «потешать» - забавлять, угождать, веселить, занимать; покачать ребенка, позабавить; занять от скуки. То есть предлагается синонимический ряд, указывающий на игровую направленность действия;
в) «прибаутка» - складная приговорка, присказка, прибаска, острое словцо, смешной рассказ; иногда пустой, забавный набор слов. Таким образом, выделяется их связь со словом, повествованием, отмечается этимологическое родство глаголу «баять».
Как отмечает А. Ван Геннеп [1, с. 54-55], в культуре многих народов большое значение придается обрядам включения, направленным на «введение ребенка в мир», к которым также относятся наречение, ритуальное кормление грудью, обряды, совершаемые по поводу появления первого зуба, крещение и др., естественно, что они координируются с исполнением фольклорных текстов.
Пестушки, адресованные младенцу, содержат игровое начало, вместе с тем выполняют функцию маркера важнейших этапов его роста, а в ряде случаев стимулируют и даже инициируют эти события. Первый крик, купание, шаги, проявления речевой деятельности ребенка (гуления и агукания) имеют большое значение не только для здорового развития малыша, но и для его включения в мир. Вариант пес-тушки, записанный в д. Рогаткино Новоржевского р-на (5031-11)*, в функционально-смысловом плане связан с благополучным ростом ребенка. В процессе исполнения взрослый гладит маленького по животику и спине.
Кошки потягунюшки,
А Мише порастунюшки.
Для пестушек характерна краткость формы (в среднем 2-8 строк), важным принципом организации текстов является парная рифма. Образец из г. Великие Луки обнаруживает непосредственную связь с адресатом, что проявляется во включении в поэтический текст имени ребенка (это также присуще колыбельным и заговорам). Музыкальная форма основывается на многократном повторении одного интонационно-ритмического звена.
Жанровые особенности образцов детского музыкального фольклора
* = 86
Зап. и нот. Г. М. Науменко. г. Великие Луки Великолукского р-на Псковской обл., 1978 г. Исп.: Коля Литвинов, 11 л.
Шла
ба
ба
морь
Несла короб здоровья. Тому-ссму кусочек, А Ване весь коробочек!
Суммируя наблюдения, высказанные исследователями детского фольклора, а также результаты анализа псковских образцов выделим, следующие жанроопределяющие черты пестушек:
• поются ребенку с первых месяцев жизни и до года (доречевой период);
• исполнение связано с ситуациями и действиями, направленными на благополучное физическое развитие ребенка: купание, пеленание, кормление, в связи с этим в них реализуются игровая, прогностическая, охранительная развивающая/стимулирующая функции;
• пестушки синкретичны в своей основе: процесс исполнения музыкально-поэтической формы согласуется с ритмичными действиями взрослого и ребенка - элементами гимнастики (пружинящими движениями малыша, стоящего на ножках, катаниями по кроватке, разведением ручек, растягиваниями и др.), массажа (поглаживания, легкие постукивания по пяточкам и т. д.), что способствует развитию координации и укреплению мышц. Пестушки также сопровождают гуления и агукания младенцев;
• образно-поэтическое содержание текстов, как правило, соотносится с ситуацией исполнения и действием, имеет характер императивного высказывания, свя-
занного с заклинанием, нередко содержит имя ребенка;
• пестушки - краткие, чаще монострофические формы, исполняемые в речитативной манере, в рамках небольшого амбитуса -в объеме терции или - кварты;
• в музыкальной форме реализуются признаки заклинательной сферы интонирования, проявляющиеся в принципе повторности краткого интонационно-ритмического звена, лежащего в основе напевов и опирающегося на устойчивые ритмические формулы.
Потешки, являясь одной из форм, побуждающих речевую активность ребенка, способствуют развитию образного мышления. В игровой форме потешек происходит перенесение функций и признаков с одного объекта на другой: ладошки превращаются в крылья, сорока может варить кашу и т. д. Система средств выражения нередко обусловлена характером игрового действия, которое разворачивается в процессе исполнения потешки. Образец из д. Вишлёво, записанный в ходе экспедиции с соблюдением акционального компонента формы, позволяет отметить, что хлопки в ладоши (они обозначены знаком «+») четко соответствуют метрической пульсации. Потешка строго упорядочена в акцентно-ритмическом и музыкально-временном отношениях.
В качестве ведущих жанровых признаков потешек выделим следующие:
• исполняются в период активного развития вербальной речи ребенка примерно на втором году жизни;
• основные функции связаны с первым приобщением к игровой деятельности, развитием речи (в том числе через формирование навыков, связанных с мелкой моторикой, координацией движений, восприятием ритмически организованного слова) и образно-мифологического осмысления действительности, воспитанием (по наблюдениям филологов характерно наличие морали в поэтических текстах);
• музыкально-стилевые закономерности формы обусловлены игровой ситуацией и типом действия, в связи с этим характерны: а) либо предельная стабилизация формы и связь системы средств выразительности со сферой заклинания (опора на краткий ритми-
ческий период, регулярная акцентность, по-вторность на уровне композиции, возгласно-кличевый тип интонирования); б) либо, наоборот, выдвижение на первый план свойств, типичных для повествования (нестабильность единиц музыкальной формы, наличие цезур, ритмической и интонационной свободы, идущей от произнесения текста, понижение уровня интонирования в конце фраз, декламационность).
Прибаутки - наиболее развернутые формы, имеющие, как правило, динамично развивающийся или занимательный сюжет, что связано с их исполнением ребенку, владеющему речевыми навыками. Анализ закономерностей музыкально-поэтической формы показывает, что определяющей чертой прибауток становится принцип диалогичности, который лежит не только в основе текстов, но и проявляется в вопросо-ответном соотношении мелодических фраз большинства образцов.
д. Рукавец, Невельский р-н, 1967-19
А-<-- —;— Ь -Ч-С-Т-7--7-7-7-7--7-7-
к 4К у ** \— 4 . — на - ши - ва са - се - да хы - | "к-к--Ч- -7-7-- 1— >Л - 1 в ■ а бь -о;1 - ла бя - се - да. А сви - нья у дуд - ку ^-к---к-к--ч—--^—к^-
ЦН ЙГ| пИ -*- >а - ла, два бо - ра - в 1>1 пля - и ;а - ла • п \ — и - 1 11'; »-—Ф-4-ё-—ш- гу - шок ири - пя - вал, -ч-ч— ^—. -т- ле - вай
Цн ' >- * 4 — N * 4 1-1 * -V- г
нбж-кай мри - би - нал. Па-шёл пра-най при - би - пап,, па-шел д£ н,1К цс - ла - вам,.
Наблюдения над жанровыми закономерностями прибауток позволили выделить следующие черты их организации:
• прибаутки исполнялись детям примерно с трехлетнего возраста, этот возраст соответствует активному вербальному (речевому) периоду развития;
• их исполнение не обязательно соотносится с действиями, движениями и не приурочено к определенным ситуациям;
• в функциональном отношении прибаутки направлены на формирование позитивного эмоционального состояния (занять, потешить, развеселить), игрового сознания, развитие памяти и образного мышления;
• по наблюдениям исследователей, для текстов прибауток характерна изначальная связь с обрядовыми и ритуальными формами, утрата которой вскрывает игровые принципы в построении сюжета: игра слов, сюжетная событийность, наличие диалогов, звукоподражаний и др.;
• прибаутки могут исполняться как взрослыми, так и детьми;
• их музыкальная форма соотносится с разделами поэтического текста, обусловлена этими связями, в результате сами напевы достаточно мобильны, нередко основываются на интонационном материале, активно варьируемом в процессе пения, а типологи-
ческую значимость приобретают принципы организации, среди которых ведущее значение принадлежит диалогичности;
• в стилевом плане прибаутки обнаруживают различную степень связи плясовой и повествовательной сфер. В соответствии с этим интонационной системе присущи два вида речитаций: моторно-речевая и сказово-речевая.
Таким образом, в рассмотренных жанрах пестушек, потешек и прибауток обнаруживаются общие характеристики, которые проявляются на уровне музыкально-стилевой организации (краткость формы, ведущее значение ритмо-акцентных закономерностей, опора на простейшие интонационные ячейки в объеме секунды, терции, кварты) и в пере-
сечении ряда функций (игровая, воспитательная, развивающая и др). Подобная не-дифференцированность признаков в организации различных жанров детского фольклора является свидетельством их генетического родства, историко-стадиальной идентичности, аналогичные закономерности отмечают исследователи, обращаясь к проблемам жанровой классификации в целом [4, с. 24-33; 5, с. 240-273]. Вместе с тем следует подчеркнуть, что отличительные свойства пестушек, потешек, прибауток коренятся в сфере принципов соотношения поэтического текста и напева, а также их координацией с ситуацией исполнения, связью с акциональным рядом и приуроченностью к определенным возрастным периодам и этапам развития ребенка.
ПРИМЕЧАНИЕ
* В скобках указаны номера фонограмм по Фонду Фольклорно-этнографического центра Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Генепп А. Ван Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / Пер с франц. Ю. В. Иванова. М.: Восточная литература РАН, 1999. 198 с.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык - Медиа, 2003, 2003. Т. 3: П. 555 с., 1 портр.
3. Детский фольклор Новгородской области: Методические рекомендации в помощь собирателю / Сост. В. Головин. Новгород: Новгородская правда, 1989. 32 с.
4. Земцовский И. Жанр, функция, система // Сов. музыка. 1971. № 1. С. 24-33.
5. Коргузалов В. В. Генетические предпосылки жанровой классификации музыкального фольклора // Русский фольклор. Социальный протест в народной поэзии. Вып. XV. Л.: Наука, 1975. С.240-273.
6. Науменко Г. М. Детский музыкальный фольклор. Ч. I—II. М.: Композитор, 1999. Ч. I. 552 е., ил.