Научная статья на тему 'Фольклорные традиции: ценностный и педагогический потенциал'

Фольклорные традиции: ценностный и педагогический потенциал Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12309
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ / FOLK TRADITIONS / ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЖАНРЫ / FOLKLORE GENRES / ЦЕННОСТИ / VALUES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / TEACHING POTENTIAL / КУЛЬТУРНЫЕ НАКОПЛЕНИЯ / CULTURAL ACCUMULATION / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / EMOTIONALLY VALUABLE RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотовская Ольга Александровна

Фольклорные традиции являются своеобразной системой ценностей, где сконцентрированы мировоззренческие представления о мире, нравственные эталоны и нормы поведения человека, этнические черты и характер народа. Фольклорные жанры удерживают логику взросления человека и содержат многосторонний потенциал для воспитания подрастающего поколения. Максимальное чувство сопричастности к фольклорным традициям обеспечивается накоплением через их систему эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, на основе «проживания» и «приращивания» культурного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фольклорные традиции: ценностный и педагогический потенциал»

трольного экспериментов, их статистической обработки, позволило установить, что:

1) механизмами развития и саморазвития эмпатии будущего педагога профессионального обучения выступают: рефлексия как процесс накопления эмоционального опыта, основанный на осознании собственных действий и поступков, состояний, эмоций, чувств, переживаний; мотивация как процесс побуждения к деятельности, основанный на стремлении удовлетворения потребностей; образовательный процесс в вузе как целенаправленное организованное взаимодействие педагогов и студентов; производственная практика как процесс овладения студентами практическими умениями в области профессионального образования; научно-исследовательская деятельность будущих педагогов профессионального обучения как процесс получения и практического применения знаний, реализуемый студентами самостоятельно вне рамок учебных программ и планов;

2) наиболее существенными психологическими условиями результативности развития эмпатии будущего педагога профессионального обучения явля-

ются: создание возможностей для самораскрытия, самореализации и саморазвития эмпатии будущего педагога профессионального обучения и обеспечение сочетания положительно-эмоциональной и информационной функции занятий;

3) основными дидактическими условиями являются: создание в образовательном процессе ситуаций, направленных на осознание будущим педагогом профессионального обучения характерных особенностей предстоящей профессиональной деятельности, роли и места эмпатии в ней и обеспечение тенденции последовательного изменения форм взаимодействия от массовых к индивидуальным, от репродуктивных к творческим.

Литература

1. Антропова, Л.В. Формирование профессиональной готовности учителя к педагогической деятельности в адаптивной школе: дис. ... д-ра. пед. наук / Л.В. Антропова. -М., 2004.

УДК 37.01:39

О.А. Федотовская

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ: ЦЕННОСТНЫЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Фольклорные традиции являются своеобразной системой ценностей, где сконцентрированы мировоззренческие представления о мире, нравственные эталоны и нормы поведения человека, этнические черты и характер народа. Фольклорные жанры удерживают логику взросления человека и содержат многосторонний потенциал для воспитания подрастающего поколения.

Максимальное чувство сопричастности к фольклорным традициям обеспечивается накоплением через их систему эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, на основе «проживания» и «приращивания» культурного опыта.

Фольклорные традиции, фольклорные жанры, ценности, педагогический потенциал, культурные накопления, эмоционально-ценностные отношения

Folk traditions are considered to be the unique system of values, where ideological conceptions of the world, moral standards and norms of human behavior, ethnic features and the people's character are concentrated. Folklore genres keep growing human logic and contain the potential for multilateral education of the younger generation. Maximum sense of belonging to the folk traditions is ensured by accumulation through the system of emotionally valuable relations to the outside world, based on "residence" and "embroadening" of cultural experience.

Folk traditions, folklore genres, values, teaching potential, cultural accumulation, emotionally valuable relations.

Предшествующие поколения россиян обеспечивали прочный фундамент жизненного опыта, проявляющегося в способах взаимодействия с окружающим миром. Будущее формировалось через воссоздание прошлого, заложенного тысячелетней традицией, где большое место отводилось народной музыке.

В традиционной культуре для каждого возраста существовала своя система фольклорных жанров. При анализе каждой жанровой группы определяется важное свойство фольклорных традиций - удержи-

вать логику взросления человека, соответствовать его возрастным психофизиологическим особенностям. Так, для детей грудного и младшего возраста были ориентированы жанры материнского фольклора (пес-тушки, потешки, прибаутки, колыбельные); для детей среднего и старшего возраста созданы разнообразные произведения собственно детского исполнения (считалки, игры, заклички, дразнилки, скороговорки и др.); для молодежи и взрослых - жанровые группы, свойственные мировосприятию и возможностям взрослого человека (календарные, лирические, хоро-

водные и плясовые песни, былины и духовные стихи, частушки и др.).

Обратимся к фольклорным традициям, ориентированным на детей, и охарактеризуем их жанровое многообразие. Это позволит нам увидеть, какие «культурные накопления»1 делаются детьми и каким опытом они обогащаются через жанры детского фольклора.

Так, в период раннего детства взрослыми (бабушками, мамами) или детьми, которые нянчились с малышами, исполнялись колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки. Именно с этого фольклорного материала начинается знакомство ребенка с окружающим миром: «Простые напевы и ритмы колыбельных песен были самой первой ступенькой к постижению многообразной и сложной народной культуры» [19, с. 12]. Каждая жанровая группа имеет своеобразие и выполняет важную роль.

Колыбельные песни призваны обеспечить переход ребенка от бодрствования ко сну - главному на первом жизненном этапе гаранту здоровья. Данная задача является не единственной, потому что колыбельная песня - это первые слова, которые слышит ребенок, первые звуки в его жизни. Отличительной чертой народной культуры является стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он будет этот мир практически осваивать сам. Поэтому в произведениях материнского фольклора представлены, в свою очередь, «пространственные и смысловые ориентиры», схемы мироздания, ощущение своего места в нем.

Психолог М.В. Осорина считает, что главной задачей в младенчестве является формирование у ребенка доверия к жизни - чувства, которое сохраняется у человека в дальнейшие годы, и отсутствие его может привести к боязни и невозможности человека бороться за жизнь в трудных ситуациях.

Важным для перспективы использования является факт исполнения данных произведений самими детьми в играх с куклами или при укачивании младшего братика или сестренки. Исполнение колыбельных песен в такой ситуации для девочки становится богатой школой материнства, а также материалом, где приобретается опыт исполнительского мастерства и художественного слова. Следует отметить, что фольклорные тексты способны откладываться в памяти ребенка и долго сохраняться до реального востребования в жизни человека. На данном примере можно представить, как происходит преемственность традиции в народной культуре, когда младшие запечатляют в своей памяти от взрослых жизненный опыт и необходимые истины в воспитании подрастающего поколения.

Одним из важных свойств пестушек, потешек и прибауток является их направленность на активное участие ребенка в игровых формах, так как их содержание предполагает различные действия, реакции

1 Термин использован Г. С. Виноградовым в статье «Детский народный календарь» // Страна детей: избранные труды по этнографии детства. - СПб., 1998. - С. 5 - 34.

или ответы малыша. Пестушки и потешки были направлены на формирование у ребенка образа своего тела и являются сводом приемов физического воспитания. Появившись на свет, ребенку необходимо осознать, что он существует, для этого ему необходимо ощутить свое «телесное Я, так как наличие тела - это основной признак того, что «я» существую» [13, с. 14]. Данные произведения могут быть, бесспорно, полезными и необходимыми не только для маленьких детей, ведь «гармоническое сочетание движений и ритмической, рифмованной речи закладывает основы будущих привычек: образно и метко говорить, воспринимать и воспроизводить движения танца, хоровода» [21, с. 46].

Важным является то, что вся информация, подаваемая в потешках, окрашена положительными эмоциями, радостью и весельем, поэтому усваивается быстро и прочно, а главное - не утомляет ребенка, а приносит ему удовольствие, тем самым воспитывает физически здорового и жизнерадостного человека. Сюжеты пестушек и потешек преподносят ребенку нравственный урок, доставляют радость, развивают творческие способности детей.

Прибауткой принято называть смешной небольшой рассказ или смешное выражение, «придающее речи юмористический оттенок» [9, с. 46]. Прибаутки сосредотачивают внимание на содержании текстов, тем самым развивают ум ребенка; дают обширную сумму знаний об отношениях между людьми, человеком и природой и т. д. Не случайным становится наличие в жанре сюжетов о животных, насекомых, которым присваиваются человеческие умения.

Произведения данной жанровой группы различаются по своим ладо-интонационным свойствам, но зачастую строятся на основе одного и того же метроритмического звена, характерного для большинства плясовых песен. Это связано с централизующим для данных форм значением ритма и является свидетельством их многофункциональности. По словам народных исполнителей, многие образцы могли исполняться в совершенно различных ситуациях и играть роль как потешки, так и плясовой песни, в некоторых случаях - колыбельной песни. Как отмечает Е.С. Редько-ва, «случаи стилевой и функциональной недиффе-ренцированности в организации различных жанров детского фольклора являются свидетельством их генетического родства, историко-стадиальной идентичности» [16, с. 14]. Свойство настраивать ребенка на определенное эмоциональное состояние - общая педагогическая задача жанров материнского фольклора.

Традиционным было исполнение детьми календарных песен во время праздничных поздравительных обходов дворов на Новый год, Рождество, в Масленицу, «середокрестье» и др. Песни служили особой формой благопожеланий и оповещений о празднике, а детям отводилась важная роль в объединении людей, «связывании общины в единое целое» [8].

К произведениям календарного фольклора относятся также заклички и приговорки. Часто именно эти жанры находились вне поля зрения исследова-

телей и собирателей фольклора, между тем они бесценны для воспитания детского слуха, осмысленного восприятия явлений музыкальной культуры.

Заклички - это обращения детей к различным явлениям природы (солнце, дождь, радуга), приговорки - к насекомым, птицам, животным. С помощью них дети знакомятся с фауной, с повадками и голосами животных, птиц. В основе исполнения закличек и приговорок лежит вера ребенка в то, что он может повлиять на окружающий мир. Персонажи песен воспринимаются детьми как живые существа, персонажи, способные откликнуться и исполнить их волю.

Исполнение жанров календарного фольклора -это всегда акт коммуникации, который реализует одну из главных потребностей детского возраста. В исполнительском плане в силу своей коммуникативной направленности данный жанр отличается особо активным характером произнесения текста, интенсивностью и яркостью пения. В этом отношении календарные песни, выкрики, приговоры - это одна из наиболее подходящих форм, способствующая раскрепощению детей, укреплению их голосового аппарата.

Для детей в народной традиции созданы разнообразные народные игры, как «догонялки», «голо-сянки», игры с завязанными глазами, сидячие, игры с различными предметами (с веревкой, мячом и др.) [14], [16], [19], [20]. Большинство игр включают диалоги, приговоры, выкрики, песенки. Особую категорию игр составляют ролевые игры, характер которых основан на принципе подражания взрослым и напрямую связан с проигрыванием различных жизненных ситуаций и социальных ролей: «пекли пирожки» из природного материала, «делали избушку», «боронили и пахали», «в свадьбу» и др. В среде детей и подростков также активно бытовали игровые хороводы.

С помощью игр ребенок приобретает разнообразные знания: «изучение движения предметов, величины, расстояний, силы, координации движений (бегание, прыгание, двигание разных предметов), изучение физических свойств предметов: непроницаемости, делимости, емкости, липкости, тяжелости и т.д.» [14, с. 7]. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - фундаментальных психических процессов, без которых немыслимо было бы представить творческий процесс, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Благодаря игровой деятельности ребенок утверждается как личность, обогащается внутренним содержанием.

Народные игры для ребенка - это школа мышления, а творчество, фантазия, проявляемые в играх, -не что иное, как различные фазы в эволюции мысли-тельности. По мере развития игры ребенок учится планировать свои действия, ставить цель, овладевая компонентами, присущими любой деятельности.

Мы увидели, что игра в своей совокупности призвана реализовывать важные для человека жизнен-

ные функции: социализации, консолидации, коммуникации, релаксации, реализации физиологических потребностей.

Неотъемлемая часть детской игры - считалка. Известно, что это самый демократичный способ выбора водящего. Тексты считалок чаще всего строятся на основе «игры звуков» или представляют собой повествование шуточного содержания, особую форму счета, детскую заумь. Ведущая характеристика жанра - ритм, который синкретично связывает поэтический текст с процессом рассчитывания. Варианты считалок чаще не имеют развитого мелодического начала, а характеризуются декламационным типом произнесения или скандированием.

Для большей аргументации педагогических достоинств фольклорных жанров представим взгляды ученых-специалистов в области народной музыкальной культуры, что позволит существенно дополнить их педагогическую характеристику. Так, польский исследователь фольклора Ю.К. Дедак-Козицка отмечает следующие особенности народной песни: она обращена к самым глубинным сферам человеческой души и потому способна вызывать сильный эмоциональный отклик; способствует активному совместному осмыслению и переживанию жизненных явлений, формированию эмоционального и творческого отношения детей к окружающему миру, к людям [5].

Фольклорные традиции и народная песня, в частности - это особое средство воздействия (обучения), способное «подключаться» к чувствам и настроениям слушателей даже вне фольклорной ситуации, породившей эту песню; она способна создавать специфический эмоциональный фон, вызывающий у людей чувство сопричастности к услышанному, чувство переживания. Благодаря этому учащиеся в процессе освоения могут постигать фольклорный материал не только умом, «но и сердцем». Таким образом, формируется опыт эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, который, по мнению Э.Е. Алексеева, является проявлением генеральной функции музыкального фольклора - «воспитывать человеческое в человеке» [1].

Не менее важной для практического использования фольклора является мысль, что опыт эмоционально-ценностных отношений нельзя приобрести никакими волевыми усилиями, его надо «прожить-пережить». Для этого необходимо создавать вокруг школьников соответствующую содержательную среду, способную возбудить у детей эмоциональные переживания, сформировать позитивные чувства, заложить ценностное отношение к культуре народа.

Учеными отмечен интересный факт, что в своем отношении к реальности формирующиеся сознание и психика ребенка проходят стадии, которые по-своему повторяют этапы развития общественного сознания: это то, что «условно может быть названо стадиями анимизма, мифологизирования, героизма, критицизма» [цит. по 15, с. 77].' Все культурные «переживания» основаны на этой повторяемости общечеловеческого в процессе формирования ребенка,

истории его духовного становления. Это делает неизбежным воспроизведение в детском фольклоре особенностей культуры прошлого, обусловив особенности многих жанров детского фольклора: колыбельных песен, пестушек, потешек, прибауток, календарного и игрового детского фольклора, скороговорок и словотворчества в целом [10]..

Неоценимы музыкально-педагогические достоинства фольклорного материала. Напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических состояний человека, его природных физиологических возможностей. Б.В. Асафьев, например, считал, что в ритмах народных напевов «люди ощущают жесты, позы и движения во время знакомой им всем работы и игры» [2, с. 99]. Высказано предположение, что «даже пульсация крови, протяженность вдоха и выдоха и сходный ритм дыхания оказывают воздействие на длительность фраз и периодов, на расстановку цезур, характер орнаментов и на диапазон напевов» [2, с. 100].

Необходимо отметить своеобразие интонирования народной песенной культуры, истоками музыкального языка которой являются выразительные свойства, присущие речевой интонации. Так, по мнению Ф.А. Рубцова, «песенность зародилась в результате стремления человека дополнить словесное содержание речи выразительными свойствами, присущими различным звуковысотным сопряжениям тонов...» [17, с. 24].

Мелодический рисунок народных песен органично связан с рельефом выразительных интонаций человеческой речи, возгласов-кличей. В детских песнях особенно заметна эта непосредственная связь. Диапазоны их, как правило, охватывают так называемые примарные тоны детского голоса и складываются из доступных каждому ребенку секундовых, терцовых и квартовых интонаций. Детские песни, по наблюдениям известного специалиста по детскому фольклору Г.М. Науменко, построены преимущественно на традиционных, устоявшихся попевках-формулах. Усваивая их с самого раннего возраста, дети постигают народный попевочный словарь, лежащий в основе всего народного музыкального творчества. Выразительные, легко запоминающиеся попевки-формулы не только облегчают восприятие и воспроизведение детьми различных детских песен, но и нередко способствуют возникновению индивидуальных вариантов традиционных фольклорных образцов. Кроме того, традиционные детские песни «развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их легкие, дыхание, голосовой аппарат» [11, с. 6].

Неслучайно наиболее эффективные методы музыкального развития детей во всем мире основываются на народной песне потому, что она в «простой и доступной ребенку форме передает высокие ценности искусства и национальной культуры» [6, с. 52].

Изучение ладовой основы народной песни еще раз дает возможность осознать уникальность и целесообразность фольклорных традиций, ведь «мелодика многих народов основывается не на семиступен-

ных звукорядах, а на терцовых, квартовых и квинтовых ладовых звеньях, взаимно сопряженных у каждого народа по-своему; отсюда национальное своеобразие ладового строя народно-песенной мелодики каждого народа определяется присущей только ей одной ладовой логикой» [5, с. 201].

Народные песни создавались голосом без помощи музыкальных инструментов, голосом отбирались наиболее яркие и удобные интервалы. С этим связан факт, что большинство фольклорных произведений не имеет инструментального сопровождения. Это является принципиальным моментом в ходе организации работы с детьми на основе фольклорных традиций, суть которого в том, чтоб не искажать детскую природу и сам музыкальный материал, искусственно создаваемый музыкальным сопровождением (созданным в другой ладовой системе - «мажоро-минорной», отличной от ладов народной музыки).

Целесообразность обращения к фольклорным традициям в современном образовательном процессе определяется положением, что фольклор -это система родного музыкального языка, который формировался вместе с созданием разговорного языка. А традиционное детское интонирование является предмузыкальным (речевое интонирование) и находится на первичной стадии творческого музыкального мышления [11]. Оно как раз и подготавливает детей к исполнению произведений взрослого репертуара. Не пройдя этого творческого этапа, ни один ребенок не сможет стать подлинным исполнителем-песенником [3].

Это определяет еще одно важное условие обращения к материалу - в начальном периоде освоения фольклора опора должна быть на доступные произведения детского творчества: считалки, скороговорки, игры, заклички. Особого внимания заслуживает образно-поэтический ряд фольклора - метафоричность языка, мягкость и певучесть народной речи, -который во многом определяет его созидательное начало, способствует возвышению чувств человека, закладывает доброе отношение к окружающему миру. Различные жанры фольклора при умелом их использовании и сочетании в процессе воспитания могут гармонично развивать «коллективное» и «личное» начало в человеке.

На основе проведенного анализа педагогической роли детского фольклора и с учетом его функциональных характеристик мы можем выделить следующие его особо важные функции:

- несет ребенку в своем обобщенном содержании концепцию жизни человека в обществе, в которой сконцентрированы нравственные эталоны и нормы поведения человека, мировоззренческие представления о мире;

- способен вводить ребенка в область особой духовной жизни, наделенной логикой и смыслами, формировать ценностные установки;

- на взаимодополнении роли каждого жанра складываются широкие возможности фольклора для укрепления и развития физического, психического здоровья, умственного, музыкального, творческого,

эстетического развития, формирования коммуникативной культуры ребенка, социализации в общество;

- в процессе освоения фольклора происходит передача ребенку конституирующих человеческих качеств, имеющих своеобразную этническую окраску и этнические черты, интерпретирующие «всеобщее» через национальное, общинное, семейное;

- синкретическая природа фольклора (основанная на изначальном единстве словесного, музыкального, кинетического и изобразительного рядов) созвучна детским формам самовыражения и коммуникации, что позволяет фольклору одномоментно комплексно воздействовать на человека;

- максимальное чувство сопричастности к фольклору обеспечивается накоплением через его систему эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, проходит путем «проживания» и «приращивания» культурного опыта народа.

Литература

1. Алексеев, Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры / Э.Е. Алексеев. - М., 1988.

2. Асафьев, Б.В. Русская народная песня и ее место в школьном воспитании и образовании / Б.В. Асафьев // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973.

3. Балашова, С.С. Музыкальный фольклор и школа / С.С. Балашова , Т.С. Шенталинская // Спутник учителя музыки / сост. Т.В. Челышева. - М., 1993. - С. 126 - 236.

4. Виноградов, Г.С. Детский народный календарь / Г.С. Виноградов // Страна детей: избранные труды по этнографии детства. - СПб., 1998. - С. 5 - 34.

5. Гиппиус, Е.В. Сборники русских народных песен М.А. Балакирева / Е.В. Гиппиус // Балакирев М. Русские народные песни. - М., 1957.

6. Дедак-Козицка, Ю.К. Фольклор: проблемы изучения, сохранения и пропаганды / Ю.К. Дедак-Козицка // Всесоюзная научно-практическая конференция: в 2 ч. -М., 1988. - Ч. 2.

7. Добсан, Л. Метод Кодая и его музыкальные основы / Л. Добсан // Музыкальное воспитание в современном мире. - М., 1973.

8. Кулева, С. Р. Ритуальные обходы домов в годовом календарном цикле / С. Р. Кулева // По следам Е. Э. Ли-невой: сб. ст. Вологда: Областной научно-методический

центр культуры и повышения квалификации, 2002. -С. 219 - 233.

9. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор / М.Н. Мельников. - М., 1987.

10. Мир детства и традиционная народная культура: Материалы III чтений памяти Г.С. Виноградова / сост. В. Г. Григорьев. - М., 1990.

11. Науменко, Г. М. Фольклорная азбука: Учеб. пособие для начальной школы / Г.М. Науменко. - М., 1996.

12. Науменко, Г.М. О русском народном детском музыкальном творчестве / Г.М. Науменко, Г.Т. Якунина // Дождик, дождик, перестань! - М., 1988.

13. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. - СПб., 2000.

14. Покровский, Е. Детские игры / Е. Покровский. - М., 1989.

15. Полысаева, Е.Н. Формирование Я-концепции младшего школьника в условиях Школы традиционной народной культуры / Е.Н. Полысаева. - Вологда, 2001.

16. Редькова, Е.С. Жанрово-стилевые особенности детского музыкального фольклора (по материалам экспедиций в Псковскую область): автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Е.С. Редькова. - СПб., 2009.

17. Рубцов, Ф.А. Основы ладового строения русских народных песен / Ф.А. Рубцов. - М., 1973.

18. Слепцова, И.С. Не робей, воробей / И.С. Слепцова, И.А. Морозов. - М., 1995.

19. Федотовская, О.А. Детский фольклор и его педагогический потенциал по материалам экспедиций в Нюк-сенский район Вологодской области / О. А. Федотовская // Музыкальная культура Вологодского края: исследования и материалы / Вологод. госуд. пед. ун-т; [авт.: М.Г. Долгушина и др.; науч. ред. М.Г. Долгушина, Г.П. Парадовская; отв. за выпуск О.А. Федотовская]. - Вологда, 2013. -С. 139 - 149.

20. Федотовская, О.А. Народные обычаи и обряды, связанные с рождением и воспитанием детей / О. А. Федо-товская // Народная традиционная культура Вологодской области. Т. 1: Фольклор и этнография среднего течения реки Сухоны. Ч. 2: Народные верования, сказки, необрядовый фольклор / сост., науч. ред. Г.В. Лобкова; авт. коллектив: А.М. Мехнецов (рук. авт. колл.), Е.А. Валевская, Т.Г. Иванова и др. - Вологда, 2009. - С. 111 - 123.

21. Якубовская, Е.И. Золотая веточка: книга для родителей и воспитателей / Е.И. Якубовская. - М., 1997. -Вып. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.