ЖАНР СИМФОНИИ КАК МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЕВОЙ ФЕНОМЕН В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ
УЗБЕКИСТАНА Давыдова Т.Ю. Email: [email protected]
Давыдова Татьяна Юрьевна — кандидат искусствоведения, старший преподаватель,
кафедра теории музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена одной из интереснейших и актуальнейших проблем современного музыкознания - жанру симфонии в музыке XX века. Композиторский интерес к симфонии объясняется тем, что она стала носителем универсального содержания, которое получало индивидуальное проявление у композиторов разных стилей, направлений. Чрезвычайно интенсивное развитие жанра привело к появлению сложных его модификаций, включающих перестройку симфонического цикла, изменение числа и порядка его частей, их структуры. Опираясь на творческий опыт узбекского композитора Н. Гиясова, автор попытался проследить процесс взаимодействия классического инварианта симфонии с национальными истоками, а также усвоение содержательных идей и языковых средств инонациональной музыки и их своеобразное творческое воплощение в обновлённых формах. Ключевые слова: симфония, жанр, композиторское творчество, традиции, стилевой синтез, драматургия.
SYMPHONY GENRE AS AN INTERNATIONAL STYLE PHENOMENON IN THE CREATION OF MODERN COMPOSERS OF UZBEKISTAN
Davydova T.Yu.
Davydova Tatyana Yurievna — Doctor of Philosophy (PhD) in art criticism, Senior Teacher,
DEPARTMENT OF THEORY OF THE MUSIC, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article is devoted to one of the most interesting and relevant problems of modern musicology - the genre of symphony in music of the 20th century. The composer's interest in the symphony is explained by the fact that it became a carrier of universal content, which received individual expression among composers of different styles and directions. The extremely intensive development of the genre has led to the appearance of its complex modifications, including the restructuring of the symphonic cycle, changing the number and order of its parts, their structure. Based on the creative experience of the Uzbek composer N. Giyasov, the author tried to follow the process of interaction of the classical invariant of the symphony with the national sources, as well as the assimilation of informative ideas and linguistic means offoreign music and their peculiar creative embodiment in updated forms.
Keywords: symphony, genre, composer creativity, traditions, style synthesis, dramaturgy.
УДК 785
DOI: 10.24411/2304-2338-2020-10205
На современном этапе развития музыкального искусства исследователи важное внимание уделяют творчеству композиторов-симфонистов. Узбекские композиторы сыграли немаловажную роль в развитии симфонического творчества. Узбекская симфония сформировалась и выросла на основе многонациональной симфонической классики и представляет собой самостоятельное художественно значимое явление в современном музыкальном искусстве.
Невероятная широта отличает стилистические искания, которыми отмечено развитие узбекской симфонии на современном этапе: всестороннее изучение устного профессионального творчества, стремление проникнуть в еще «неопробованные» в композиторской сфере слои традиционного искусства, его формы. Так, музыканты, помимо макома, привлекают образцы искусства народных сказителей (дастаны - И. Пинхасов «Симфония - дастан», А. Эргашев «Dastan - music»), жанры лирической поэзии (газель - М. Бафоев «Симфония - газель»), функции и понимание которых, полностью подчиняют индивидуальному воплощению, образно -драматургической концепции произведения.
Обращение к ценностям классической музыки, стремление определить к ним свое отношение, свидетельствуют о жизнеспособности старой традиции, которая помогает придать оригинальным решениям фундаментальность, глубинную обоснованность. А потребность установить живую связь времен сегодня сильна, как никогда ранее. И полем, где перекрещивается старое и новое, традиционное и современное, становится прежде всего симфония.
Таким образом, эволюция симфонии в узбекской музыке протекает в русле общих для симфонизма XX - XXI веков эстетических и стилевых тенденций, преломляющихся в соответствии со спецификой национальных художественных традиций и принципами национального музыкального мышления. Развитие симфонии является органичной частью единого непрерывного исторического процесса развития узбекского музыкального искусства. Динамика этого процесса определяется диалектическим взаимодействием двух разнонаправленных тенденций: сохранение устойчивых типологических признаков жанра и поиск новых, индивидуально-неповторимых образцов его инвариантной модели.
Пересмотр традиционной структуры симфонического цикла приобретает многообразные формы: от попыток обновления языкового словаря, способов развития и драматургии до абсолютного видоизменения композиции целого. По меткому определению исследователя М. Арановского «на смену жанровой стабильности приходит безудержный жанровый экспериментализм» [2, 305], итогом которого и является идея уникальности каждого опуса.
Симфония по-прежнему привлекает внимание композиторов разных поколений, количество сочинений этого жанра не уменьшается. Симфонии М. Махмудова, М. Таджиева. И. Акбарова, Т. Курбанова, М. Бафоева, Н. Гиясова выявляют уникальность в трактовке жанра.
Узбекская симфония современного этапа вполне сложившееся явление со своими характерными семантическими, драматургическими особенностями, определяющимися закономерностями монодийной культуры, набором специфических языково-стилевых средств, область творчества наиболее прогрессирующая. Следует учитывать, что все качественные изменения в этом жанре в республике - результат наработок предшествующего периода развития.
Выясним, в чем же проявляется своеобразие драматургии узбекской симфонии. Характерным на современном этапе становится процесс углубленного освоения национального наследия, особенно его профессиональных жанров устной традиции, прежде всего, макомов, которые и выступают источником обновления драматургии симфонии.
Это сказывается и на качестве тематизма, и в приемах его развития (сквозное, вариантно-вариационное), и в оригинальности драматургии. На содержательном уровне новое проявляется в усилении лирико-философского начала. Таким образом, не динамические столкновения, а способность длительного пребывания в одном эмоциональном психологическом состоянии -состоянии медитации - является основополагающим в цикле узбекской симфонии. В связи с этим значительно обновляется и музыкальная драматургия европейского инварианта. Сохраняя внешнюю структуру классической четырехчастной модели жанра, узбекские мастера подвергают ее внутренней перестройке. Вследствие лиризации симфонического цикла драматургические акценты теперь падают на медленные (нечетные первая и третья) части, быстрые же (четные) части отступают на второй план, выполняя оттеняющую функцию. Акцентируем, что подобная трактовка симфонического цикла не отвечает классическим нормам симфонизма, но вполне логична для традиционного искусства нашего региона (последовательность от спокойной, медленной музыки к жанрово-танцевальной внутри циклов профессиональных жанрах монодийного искусства). В качестве примеров укажем на циклы Третьей симфонии Т.Курбанова, Первой, Третьей и Пятой симфоний М. Таджиева, "Наво" М. Махмудова, "Сегох" Х. Рахимова, Второй симфонии для струнного оркестра М. Бафоева, симфонии «Навруз» И. Акбарова.
Изменяется и структура сонатного Allegro - замена его неторопливо развертывающимися композициями (показательны в этом плане и темпы первых частей - Andante, Adagio, Moderato) вне обычных конфликтных столкновений образов (первые части Третьей симфонии М. Таджиева, "Сегох" Х. Рахимова - синтез признаков сонатности со структурными принципами традиционных жанров восточной музыки). Закономерности национального формообразования проявляются и в типичном соотношении стабильного и мобильного начал, и в характерном типе контраста между частями цикла (его сглаженность), в результате - оба конструктивных начала (европейское и национальное) значительно модифицируются. Подобная внешняя организация цикла определяет и выбор соответствующих для национальных жанров принципов развития (последовательное обновления начального зерна, постепенное восхождение к главной кульминации), и комплекс выразительных средств (примат мелодической линии, ладовая переменность, тонкая игра
ритмических акцентов, организация линии динамических нагнетаний и спадов, преобладание одноголосного фактурного оформления.
В качестве примера рассмотрим симфонии одного из ярких композиторов современности -
H. Гиясова, который вслед за своими старшими коллегами (М. Таджиевым, М. Бафоевым, Х. Рахимовым и др.) продолжает поиски в области "макомной" линии симфонизма. Выделим Вторую, Седьмую ("Маком - симфония"), Одиннадцатую симфонии композитора.
Специфика симфоний композитора заключается в том, что при конструировании произведений он, с одной стороны, опирается на закономерности узбекской профессиональной монодии, стремясь к ее претворению в более конкретных формах, а с другой - на общемузыкальные, универсальные, активно привлекая при этом и богатейший арсенал современной техники письма. Подобное взаимодействие объясняется поисками национально -своеобразного, оригинального языка и стремлением приобщиться к универсальным основам музыкального мышления. В результате автор нашел такую форму национальной симфонии, где современное и широко понимаемое традиционное, воспринятое сквозь призму художника нового времени, составили органичное целое.
Все указанные сочинения Гиясова цикличны. Их внешняя структура, разделы частей, насыщенность, размах развития говорят о том, что автор опирается на основы европейского жанра, которые служат отправной точкой творческой фантазии композитора. Но внутреннее наполнение этой модели, ее генезис - подлинно макомный. Однако, формообразующие принципы, тип контраста, основы внутренней организации, качества самой музыки этого жанра не копируются Гиясовым, а переосмысливаются. Сущность макомных композиций реализуется в сочинениях на разных масштабных уровнях: цикла в целом (характерное образное соотношение - медитация (первая, третья части) - действование (вторая, четвертая части); формы отдельных частей (ее текучесть, неторопливое развертывание начального экспозиционного раздела, переходящего в длительную зону кульминирования с возвращением на заключительном этапе к исходному уровню), темообразования (многие части симфоний -моноцентричны, в основе их лежит одна тема, разворачивающаяся по принципу вариантного повтора; другой особенностью темообразования становится принцип доминирования ведущего голоса, что определяет такую специфику фактуры, как роль однотембровых solo). К макомному по характеру тематизму Гиясов удачно применяет современные средства музыкального выражения (использование все более свободной, подчеркнуто диссонирующей вертикали, полиладовости, полифункциональных гармонических сочетаний, перерастающих в кластеры), которые обновляют и придают своеобразие национальной стилистике. Все отмеченное позволяет сделать вывод о широте стилевого диапазона симфоний Н. Гиясова. Эти опусы уже далеки от подражания европейским образцам. Во всех них наблюдается, с одной стороны, "актуализация" элементов национального наследия с помощью приемов современного симфонического развития, а с другой - обновление типовых европейских структур.
Именно эта тенденция - плодотворного соединения, взаимного творческого постижения приоритетов одной культуры другой - залог успешного развития симфонии на современном этапе. И может быть, ни в одном жанре музыкального искусства подобная задача не может быть решена с таким успехом, как в симфонии. Вот почему, несмотря на 200-летнюю историю своего бытования, симфония, какой бы облик она ни приняла, всегда останется актуальной, всегда будет притягивать внимание композиторов.
Список литературы / References
I. Арановский М.Г. Симфонические искания: Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов. Исследовательские очерки. Л.: Советский композитор, 1979. 287 с.
2. Арановский М.Г. Симфония и время // Русская музыка и XX век. М.: Гос. Институт искусствознания, 1997. С. 303-369.
3. Янов-Яновская Н. Узбекская музыка на стыке столетий (ХХ - XXI вв.). Тенденции, проблемы. Т., 2008. 228 с.