ЗЕМСКАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА
ТЕРЕХОВА Ольга Алексеевна
учащаяся 10 класса МБОУ лицея № 14 г. Тамбова, e-mail: [email protected]
Статья посвящена рассмотрению земской реформы 1864 г., которая стала фундаментом для формирования избирательной системы России. Анализируются особенности земской избирательной системы и ее влияние на социально-политическую жизнь государства.
Ключевые слова: земская реформа, земская избирательная система, курии, земские собрания, земские управы.
Все мы знаем, что избирательная система в широком смысле - это совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Однако та избирательная система, которая на данный момент существует в России, сформировалась не сразу. Ее созданию предшествовали глубокие исторические преобразования, которые не всегда можно было оценить однозначно, но то, что они имели немалую значимость в формировании политического облика России, неоспоримо.
В своей статье я бы хотела рассмотреть земскую реформу, последовавшую за крестьянской реформой 1861 г. Реформы, продиктованные либеральными взглядами дворянства и необходимостью перемен, охватившие большую часть территории государства Российского, способствовали появлению первых бессословных выборов такого масштаба. Новые преобразования стали прочным фундаментом для формирования более совершенной избирательной системы, позднее способной охватить всю территорию страны, пусть через десятилетия, но все же. Возможности государственной стабилизации стали значимым шагом монархической власти на пути к принятию мнения народа.
Если рассматривать земскую избирательную систему в разрезе исторического монолита, то ключевым фактором ее формирования стал «Именной Высочайший указ, данный Прави-
тельствующему сенату 1864 г., января 1, распубликованный 8-го того же января», которым повелевалось министру внутренних дел составить, на указанных началах, проекты постановлений об устройстве особых земских учреждений для заведывания упомянутыми делами. Подобная инициатива власти была продиктована желанием переложить хозяйственные дела каждой губернии и каждого уезда на местное население. Решающим же в проведении реформы стало убеждение о том, что лишь постоянные жители региона, хорошо знающие местные условия, способны более продуктивно выполнять указы вышестоящих органов власти с учетом специфики местности, нежели не знающие ее присланные чиновники. Не удивительно, что на подобный шаг решился именно Александр II, осуществивший в 1861 г. отмену крепостного права, не боящийся дать излишнюю свободу народу, способный контролировать ее масштабы. Но его решением повелевало не только собственное мнение, но и желание прислушиваться к требованиям либеральных слоев дворянства.
Примечательно в земской избирательной системе 1864 г. то, что, несмотря на бессословность выборов, женщин, учащихся, народных учителей, «находившихся в услужении у частных лиц», армию и полицию к ним не допускали, считая их людьми, находящимися вне политики, тем самым, устанавливая ряд строгих ограничений. Суть же реформы состояла в том, что по «Положению» 1864 г., были созданы выборные губернские и уездные земские собрания и земские управы. Сами избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ.
Участвовать в первой курии имели право владельцы не менее 200 десятин земли, владельцы промышленных и торговых предприятий, любого другого недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб. или же приносящего доход не менее 6 тыс. руб. в год, а также уполномоченные от землевладельцев, обществ и учреждений, владевших не менее 1/20 ценза курии уездных землевладельцев.
Городскую курию могли избирать владельцы предприятий и торговых заведений, имевших годовой оборот не ниже 6 тыс. руб., лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы
недвижимой собственности в небольших городах на сумму от 500 руб. до 3 тыс. руб., а в крупных - не ниже 6 тыс. руб.
Выборы по крестьянской курии имели пошаговую систему: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, которые впоследствии выделяли из своего числа выборщиков, а те в свою очередь - гласных в уездное земское собрание.
Подобным образом общество вновь разделялось, не только для удобства прохождения выборов, но и для большей эффективности контроля над их результатами. Ответственность за принятое решение несло малое число лиц, что повышало их ответственность и придавало понимание значимости собственного выбора, а также давало большую власть более состоятельным гражданам, что лишь укрепляло власть Александра II над знатью.
Представители курий избирали членов земского собрания, которое созывалось лишь раз в год (но при необходимости и чаще), назначали губернские и уездные земские управы, состоящие из 6 человек и работающие на постоянной основе. Собрания также давали распоряжения управам и контролировали их исполнение. Это создавало строгую иерархическую конструкцию, способствовавшую более слаженной работе всей системы.
Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства (выборная должность в системе сословного самоуправления дворянства и одновременно в системе местного самоуправления, которая была учреждена в 1785 г. Жалованной грамотой дворянству Екатерины II), что позволяло ему оставлять за собой решающее слово.
Местными хозяйственными делами, заботой о скотоводстве и птицеводстве ведали собрания и управы. Однако они были лишены права общаться как учреждения между собой и не имели принудительной власти, так как полиция не находилась в их подчинении. А сама деятельность собраний и управ находилась под контролем губернатора и министра внутренних дел, которые могли приостановить любое постановление земского собрания. И при формальной выборной системе, по факту, любое неугодное стремление могло быть пресечено вышестоящей властью. Но даже при таких условиях это был значительный шаг на пути к более тесному сотрудничеству народа и власти, и хотя и
незначительной, а временами и исчезающей совсем свободе мнения непривилегированного большинства.
Логично и то, что данная реформа проводилась не повсеместно и не одновременно, ведь она была своего рода экспериментом, причем довольно опасным: всего через 3 года после отмены крепостного права, предоставившего народу столь долгожданную свободу, ему вновь давалась пусть незначительная, но власть. Поэтому только к концу 70-х гг., количество губерний, в которых были введены земства, достигло 34. Позднее земства приобрели Ставропольская, Астраханская и Оренбургская губернии. Только в 1911 г. был принят закон о земстве в западных губерниях. Вместе с тем, во многих районах государства Российского они так и не появились, что связано с особенностями политической и социальной обстановки того времени. С уверенностью можно сказать, что земская и городская реформы способствовали улучшению социально-политической жизни государства: приобрела содействие местная инициатива, а также культура и хозяйство - все это позволяло улучшить качество жизни в отдаленных от столицы районах России, показать народу императорскую заботу о нем.
Земская избирательная реформа позволила впоследствии российскому выборному праву расширить свои возможности, стала фундаментом для создания общероссийской выборной системы, всколыхнула в сознании людей желание инициативы, а не бездеятельности в общественной жизни, дала возможность государству более глубоко и полно узнать свой народ, его надежды и чаяния. Земская реформа стала значимым событием в российской истории.
THE COUNTY ELECTORAL REFORM
TEREKHOVA Olga Alekseevna, Student of the 10 form of MBEI lycee № 14 of Tambov, e-mail: [email protected]
The article is dedicated to consideration of the county reform of the 1864 that became the basis for formation of the electoral system of Russia. There are analyzed features of the county electoral system and its influence on socio-political life of the state.
Key words: county reform, the county electoral system, curias, county assemblies, county boards.