Налогообложение
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
В. В. АВДЕЕВ, консультант по налогам и сборам
Бюджетные учреждения, так же, как и коммерческие организации, признаются плательщиками земельного налога при наличии оснований для его уплаты. Земельный налог относится к местным налогам. Об этом сказано в п. 1ст. 15 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Он устанавливается гл. 31 «Земельный налог» НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований, что следует из ст. 387 НК РФ.
В городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) земельный налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ, вводится в действие и обязателен к уплате на территориях названных субъектов РФ.
Налогоплательщиками земельного налога, согласно ст. 388 НК РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Правом пожизненного наследуемого владения могут обладать только граждане, на что указывает п. 1 ст. 266 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).
Не признаются плательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Таким образом, организации признаются плательщиками земельного налога, если они обладают земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и эти участки являются объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Все российские организации на основании ст. 50 ГК РФ подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.
При этом коммерческими организациями признаются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Некоммерческими организациями признаются юридические лица, не имеющие в качестве цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Вместе с тем некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, то есть предпринимательская деятельность должна соответствовать этим целям.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Если учреждение создано органами государственной власти РФ, субъектами РФ или органами
местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов, то такое учреждение признается бюджетным. На это указывает ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ).
Таким образом, бюджетные учреждения признаются плательщиками земельного налога при условии, что земельный участок, являющийся объектом налогообложения, принадлежит им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Следует отметить, что земельный участок в силу п. 1ст. 389 НК РФ признается объектом налогообложения, если он расположен в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог. Не признается объектом налогообложения земельный участок, если он относится кучасткам, перечислен-нымвп.2ст. 389 НКРФ.
Право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования возникает у бюджетного учреждения с момента государственной регистрации земельного участка. Об этом сказано в п. 2ст. 8, п. 1 ст. 131, ГК РФ. Доказательством существования зарегистрированных вышеуказанных прав признается запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП). Данная норма закреплена в ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ). Проведенная запись в реестре удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
В случае отсутствия в ЕГРП информации о существующих правах на земельный участок доказательством регистрации данных прав является государственный акт, свидетельство и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные бюджетному учреждению до вступления в силу Закона № 122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, либо акт, изданный органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент его издания, о предоставлении земельных участков. Указанное положение следует из п. 4 ст. 8
Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
Итак, основанием для взимания у бюджетного учреждения суммы земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок, являющийся объектом налогообложения. Аналогичное мнение высказано в письмах Минфина России от 18.02.2008 № 03-05-05-02/07, от 29.12.2007 № 03-05-05-02/82.
Вместе с тем бюджетное учреждение, имея правоустанавливающий документ на земельный участок, может быть освобождено от уплаты земельного налога. Перечень организаций, освобожденных от налогообложения, приведен в ст. 395 НК РФ, а также в нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований (законах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на что указывает абз. 2 п.2 ст. 387 НК РФ. К примеру, на территории города Москвы действует Закон г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» (далее — Закон г. Москвы № 74). В пункте 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы № 74 перечислены лица, которые имеют право на льготу в виде освобождения от уплаты налога, а также условия предоставления данной льготы. В частности, к ним относятся:
• учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из бюджета Москвы, а также за счет средств профсоюзов, — в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;
• государственные учреждения Москвы, созданные по решениям правительства Москвы и финансируемые из бюджета города Москвы, — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций, и т. д. Однако воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты земельного налога бюджетное учреждение сможет, если представит документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка. Данное положение установлено в п. 10 ст. 396 НК РФ.
Для того чтобы исчислить сумму земельного налога (сумму авансовых платежей по налогу), не-
обходимо определить налоговую базу и налоговую ставку по налогу.
Налоговая база земельного участка согласно п. 1 ст. 391 НК РФ определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом налоговым периодом, в силу п. 1 ст. 393 НК РФ, признается календарный год. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с Земельным кодексом РФ: Федеральным законом от25.10.2001 № 136-ФЭ (ЗКРФ). На основании п. 2 ст. 66 ЗКРФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель». В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости, которая определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЭ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Об этом сказано вп. 3 ст. 66 ЗК РФ.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет, на что указываетабз. 2п. 1ст. 391 НКРФ.
В случае, когда приобретенный бюджетным учреждением земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), налоговая база в отношении этого участка определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.
Заметим, что бюджетные учреждения определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Данное положение
установлено в п. Зет. 391 НК РФ. При этом сведениями о кадастровой стоимости земельных участков бюджетные учреждения обязаны обеспечивать себя самостоятельно посредством получения сведений через Интернет либо путем подачи письменного запроса в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости для предоставления такой информации. Указанная норма следует из п. 14 ст. 396 НК РФ, а также из постановления Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков».
Налоговая ставка в соответствии со ст. 394 НК РФ устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в пределах, определенных НК РФ. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Если у бюджетного учреждения возникает вопрос о снижении ставки земельного налога в отношении принадлежащего ему земельного участка, то этот вопрос может быть решен только представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Такое же мнение высказано Минфином России в письмах от 05.06.2009 № 03-05-06-02/49, от 20.04.2009 № 0305-06-02/26.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога (авансовых платежей по налогу) установлен ст. 396 и 397 НК РФ.
На основании п. 2 ст. 396 НК РФ сумму земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) бюджетные учреждения, так же, как и налоговую базу, определяют самостоятельно.
Рассчитывается сумма земельного налога в соответствии с п. 1 ст. 396 НК РФ по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не установлено п. 15 ст. 396 НК РФ. При этом сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по истечении налогового периода, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу. Об этом сказано в п. 5 ст. 396 НК РФ.
Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федераль-
ного значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении земельного налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовых платежей по налогу в течение налогового периода. Данное положение закреплено в п. 9 ст. 396 НК РФ. Если представительными органами было принято такое решение и бюджетное учреждение причисляется к данной категории лиц, то указанное учреждение исчисляет и уплачивает сумму земельного налога только по истечении налогового периода, то есть за календарный год. В противном случае бюджетному учреждению придется исчислять и уплачивать суммы авансовых платежей по налогу по истечении отчетного периода, то есть по истечении I, II, III кварталов текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. На это указывает п. бет. 396 НК РФ.
Пример. Бюджетному учреждению принадлежит земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования. Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования установлено, что данное учреждение является плательщиком земельного налога и обязано исчислять и уплачивать авансовые платежи по нему. Налоговая ставка определена в размере 1,5%. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 35 000 000 руб.
Сумма налога за год составит:
525 000 руб. (35 000 000 руб. «1,5%).
Сумма авансового платежа по налогу за первый, второй и третий кварталы календарного года составит 131 250 руб. (35 000 000 руб. • 1,5%. 1/4).
Если у бюджетного учреждения в течение налогового (отчетного) периода возникает (прекращается) право на налоговую льготу в виде освобождения от уплаты земельного налога, то исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на такую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полный месяц (абз. 2 п. 10 ст. 396 НК РФ).
Порядок и сроки уплаты земельного налога (авансовых платежей по налогу) в силу п. 1 ст. 397
НК РФ устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок уплаты земельного налога (авансовых платежей по налогу) не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. Зет. 398 НК РФ, а именно ранее:
• 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом — в отношении уплаты земельного налога;
• последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, — в отношении уплаты авансовых платежей по налогу. Уплата авансовых платежей по налогу осуществляется в течение налогового периода, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. Об этом сказано в п. 2 ст. 397 НК РФ. По истечении налогового периода бюджетные учреждения должны уплатить сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 396 НК РФ, а именно сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам налогового периода.
Уплата земельного налога (авансовых платежей по налогу) производится по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, на что указывает п. 3 ст. 397 НК РФ.
Заметим, что уплата бюджетными учреждениями сумм земельного налога (сумм авансовых платежей по налогу) осуществляется, как правило, из средств бюджета. Однако, если учреждение осуществляет предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, то уплата сумм земельного налога (сумм авансовых платежей по налогу) может производиться из средств, полученных от такой деятельности.
Если у бюджетного учреждения нет средств для уплаты земельного налога (авансовых платежей по налогу) из-за задержки финансирования, то учреждению необходимо в соответствии со ст. 64 НК РФ самостоятельно обратиться в налоговые органы с заявлением об отсрочке уплаты земельного налога (авансовых платежей по налогу), а также с документом, подтверждающим задержу финансирования. Налоговый орган в этом случае не вправе отказать в указанной отсрочке, что подтверждается определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.02.2008 № 958/08 по делу № А45-2849/07-40/47, в котором хотя и разбирался вопрос об отсрочке платежа по налогу на имущество организаций, рассматриваемая ситуация применима и в отношении земельного налога.
Кроме уплаты земельного налога (авансовых платежей по налогу) бюджетные учреждения обязаны по истечении налогового периода представлять в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Об этом сказано в п. 1 ст. 398 НК РФ.
Налоговая декларация представляется по форме, утвержденной приказом Минфина России от 16.09.2008 № 95н «Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и Порядков их заполнения» (далее — Приказ № 95н), не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. На это указывает п. 3 ст. 398 НК РФ.
Если бюджетные учреждения уплачивают в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, то по истечении отчетного периода они обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу, форма которого также утверждена Приказом № 95н. При этом предоставляются расчеты сумм по авансовым платежам по налогу в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Необходимо отметить, что если у бюджетного учреждения все земельные участки не признаются объектами обложения земельным налогом, то у него не возникают обязанности по уплате данного налога и как следствие, не возникает обязанности
по представлению налоговой декларации (налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу). Данный вывод содержится в письме Минфина России от 17.03.2008 № 03-05-04-02/20.
Если же бюджетная организация обладает на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, часть из которых не признается объектом обложения земельным налогом на основании п. 2 ст. 389 НК РФ, то согласно письму Минфина России от 14.03.2008 №03-0505-02/13, учреждение обязано представлять в налоговые органы налоговую декларацию (расчеты по авансовым платежам по налогу) в отношении земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом в декларацию (в расчеты по авансовым платежам по налогу) не включаются сведения о земельных участках, не признаваемых объектом обложения земельным налогом.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
3. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от31.07.1998 № 146-ФЗ.
4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
5. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон от21.07.1997 № 122-ФЗ.