Научная статья на тему 'Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам'

Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4361
599
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маслова Т. С.

В статьи рассмотрены вопросы учета расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам»

Проблемы учета

УЧЕТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Т. С. МАСЛОВА, кандидат экономических наук, доцент Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского

Для формирования информации о состоянии расчетов по обязательным платежам в бюджеты законодательством предусмотрен счет 30300 «Расчеты по платежам в бюджеты». Аналитический учет по этому счету учреждения могут вести в Многограф-ной карточке или Карточке учета средств и расчетов в разрезе бюджетов и, следовательно, зачисляемых видов платежей.

Синтетический учет операций ведется в соответствии с содержанием хозяйственной операции:

— в Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками — в части начисленных сумм налога на доходы физических лиц (НДФЛ);

— в Журнале по прочим операциям — в части других налогов и иных операций;

— в Журнале операций с безналичными денежными средствами — в части оплаты платежей в бюджеты (п. 265 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

Налог на доходы физических лиц. При исчислении НДФЛ учреждения должны руководствоваться гл. 23 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Напомним, что при определении налоговой базы по этому налогу учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение

которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

После внесения изменений в НК РФ (Федеральный закон от 21.11.2011 № 330-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации») с января 2012 г. изменились размеры стандартных налоговых вычетов. В частности, вычет на работника в размере 400 руб. отменен.

Вычет на детей увеличен и составил 1 400 руб. на первого и второго ребенка, а на третьего и каждого последующего — 3 000 руб. Такой же вычет предоставляется на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, если ребенок является инвалидом или учащимся очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, курсанта, студента в возрасте до 24 лет. Единственному родителю вычет предоставляется в двойном размере. Вычет предоставляется, пока облагаемый доход не превысит по-прежнему 280 000 руб.

Для учета расчетов с бюджетом по налогу предназначен счет 30301 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» (п. 130 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н)). Бухгалтерские записи бюджетного учреждения по учету расчетов с бюджетом по НДФЛ систематизированы в табл. 1.

Таблица 1

Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц

(пп. 129, 131 Инструкции № 174н) *

№ п/п Содержание операции Корреспондирующие счета

Дебет Кредит

1 Учреждением сформирована кредиторская задолженность работникам в сумме начисленной заработной платы и вознаграждений за выполнение ими трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг 40120211, 10900211 30211730

2 Учреждением сформирована кредиторская задолженность бюджету в сумме НДФЛ, удержанного из сумм заработной платы и вознаграждений физических лиц 30211830 30301730

3 Учреждением с лицевого счета погашена кредиторская задолженность бюджету по НДФЛ 30301830 20111610

* Коды счетов в бухгалтерских проводках даны начиная с 19-го разряда.

Налог на прибыль. Объектом налогообложения по налогу на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком, которой признается превышение суммы полученных доходов над величиной произведенных расходов, определяемых по правилам п. 1 ст. 247 НК РФ1.

К доходам относятся:

— доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

— внереализационные доходы.

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, а внереализационные доходы — в порядке, установленном ст. 250.

На основании п. 14 ст. 251 НК РФ в налоговую базу по налогу на прибыль не включаются средства целевого финансирования, к которым относятся, в частности, субсидии, предоставленные бюджетным учреждениям.

При этом учреждения-налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета указанные средства включаются в налоговую базу по налогу на прибыль на дату их получения.

Доходы от коммерческой деятельности, получаемые бюджетными учреждениями, включая внереализационные доходы, облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 248 НК РФ). Соответственно, расходы, фактически осуществленные учреждениями в связи с ведением коммерческой деятельности, учитываются в целях налогообложения,

1 Напомним, что Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» отменил ст. 321.1 НК РФ, которой ранее руководствовались бюджетные учреждения для исчисления налога на прибыль.

если они удовлетворяют следующим условиям (ст. 252 НК РФ):

— произведенный учреждением расход является обоснованным (экономически оправданным);

— имеется документальное подтверждение произведенного расхода;

— расход произведен учреждением в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

Кроме того, имущество бюджетных учреждений, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности, не подлежит амортизации в целях налогообложения (п. 2 ст. 256 НК РФ).

Сроки и порядок уплаты налога на прибыль установлены ст. 287 НК РФ.

По итогам отчетного периода (первого квартала, первого полугодия, девяти месяцев) уплачивается авансовый платеж по налогу на прибыль, исчисленный исходя из фактически полученной в отчетном периоде прибыли. Срок уплаты авансового платежа — не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. По истечении налогового периода (календарного года) подлежит уплате налог на прибыль, исчисленный исходя из фактически полученной в налоговом периоде прибыли. Налог на прибыль по итогам года уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Напомним, что в указанные сроки в налоговые органы подается и налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (ст. 289 НК РФ).

За нарушение установленных законодательством сроков уплаты налога взыскиваются пени (п. 1 ст. 75 НК РФ). Нарушение правил учета доходов и расходов, а также неполная уплата налога на при-

Таблица 2

Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль

(пп. 131, 133, 151 Инструкции № 174н'

№ Содержание операции Корреспондирующие счета

п/п Дебет Кредит

1 Учреждением сформирована задолженность бюджету по налогу на прибыль, начисленному от: — доходов от собственности; — оказания платных услуг, реализации товаров, готовой продукции; — операций с нефинансовыми активами; — прочих доходов 40110120 40110130 40110172 40110180 30303730

2 Учреждением сформирована задолженность бюджету в сумме начисленных штрафов и пеней по налогу на прибыль 40120290 30303730

3 Учреждением погашена задолженность бюджету по налогу на прибыль с лицевого счета 30303830 20111610

4 Учреждением погашена задолженность бюджету по штрафам и пени с лицевого счета 30303830 20111610

быль влекут наложение на учреждение штрафов, предусмотренных ст. 120, 122 НК РФ.

Ставка налога на прибыль составляет 20 %, при этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 %, зачисляется в федеральный бюджет, а по налоговой ставке в размере 18 % — в бюджеты субъектов РФ. Заметим, что законами субъектов РФ ставка налога может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков (но не может быть ниже 13,5 %).

В соответствии с п. 1.1 ст. 284 НК РФ учреждениями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, применяется ставка налога на прибыль 0 % при соблюдении условий, перечисленных в пп. 1, 3 ст. 284.1 НК РФ.

Задолженность учреждения перед бюджетом по налогу на прибыль, исчисленному в соответствии с гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, учитывается на счете 30303 «Расчеты по налогу на прибыль организаций» (п. 130 Инструкции № 174н). Бухгалтерские проводки систематизированы в табл. 2.

Налог на добавленную стоимость. Плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) бюджетные учреждения являются в рамках деятельности, приносящей доход. При осуществлении расчетов с бюджетом по НДС необходимо руководствоваться гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ и постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» 2.

2 Используя данный документ, надо учитывать письмо ФНС России от 28.09.2011 № ЕД-4-3/15927@ «О применении корректировочного счета-фактуры», в котором разъясняются отдельные вопросы его применения.

Обращаем внимание, что с 01.01.2012 выполнение работ, оказание услуг бюджетными и автономными учреждениями в рамках выполнения государственного (муниципального) задания не признается объектом налогообложения по НДС (Федеральный закон от 18.07.2011 № 239-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения учреждений»).

Обязанность по начислению НДС возникает в случае совершения учреждением операций, подлежащих налогообложению. К таким операциям, в частности, относятся (п. 1 ст. 146 НК РФ):

— реализация товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории РФ, включая их передачу на безвозмездной основе, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль;

— выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, при этом не имеет значения, выполняются данные работы за счет средств бюджета или за счет средств от приносящей доход деятельности;

— ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

При совершении облагаемых НДС операций налог исчисляется по ставкам, указанным в ст. 164 НК РФ, — это 0, 10 и 18 %. При определении суммы налога расчетным методом используются ставки: 18 / 118, 10 / 110 (п. 4 ст. 164 НК РФ). Налог предъяв-

ляется к оплате покупателям, при этом учреждение обязано выставить счет-фактуру.

Моменты, когда учреждение должно начислить НДС, указаны в ст. 167 НК РФ:

— день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

— день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Инструкцией № 174н для учета сумм НДС предусмотрено два счета. Для учета уплаченных (причитающихся к уплате) поставщиками (подрядчиками) сумм НДС предназначен счет 21001 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» (соответственно счет 560 «Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» и счет 660 — «Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»).

Для учета операций, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг, сумма НДС учитывается на счете 30304 «Расчеты по НДС» (соответственно счет 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» и счет 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»).

Также на счете 21001 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» учитываются суммы НДС:

— при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления;

— при ввозе имущества на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Кроме того, на этом же счете отражается НДС, который учреждение удерживает с поставщиков (подрядчиков) будучи налоговым агентом, согласно нормам ст. 161 НК РФ (при условии, что этот НДС учреждение вправе принять к вычету).

В случае когда имущество, имущественные права, работы, услуги приобретаются учреждением в рамках деятельности, не облагаемой НДС, сумма НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам в учете учреждения отдельно не отражается.

Данную сумму учреждение к вычету не принимает, а включает в стоимость приобретенных ценностей, работ, услуг (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), приведены в ст. 149 НК РФ.

Бухгалтерские записи по счету 21001 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» систематизированы в табл. 3.

Если учреждение не освобождено от обязанностей налогоплательщика на основании п. 1 ст. 145 НК РФ, осуществляет приносящую доход и облагаемую НДС деятельность, то оно имеет право на налоговый вычет по НДС. Основания для принятия к вычету сумм НДС установлены ст. 171, 172 НК РФ:

Таблица 3

Бухгалтерский учет налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам (пп. 112, 113 Инструкции № 174н)

№ п/п Содержание операции Корреспондирующие счета

Дебет Кредит

1 Приняты к учету суммы НДС, предъявленные учреждению поставщиками (подрядчиками) по приобретенным нефинансовым активам, выполненным работам, оказанным услугам 21001560 30200730

2 Приняты к учету суммы НДС по нефинансовым активам, выполненным работам, оказанным услугам, приобретенным (оплаченным) через подотчетных лиц учреждения, согласно утвержденным авансовым отчетам 21001560 20800560

3 Учреждением начислены суммы НДС по полученным суммам предварительной оплаты (авансам) в счет предстоящей продажи нефинансовых активов (выполнения работ, оказания услуг) 21001560 30304730

4 Учреждением начислены суммы НДС, фактически уплаченные при ввозе нефинансовых активов на территорию РФ 21001560 30304730

5 Учреждением начислены суммы НДС при выполнении учреждением строительно-монтажных работ для собственного потребления 21001560 30304730

6 Учреждением списаны суммы НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов (работ, услуг) в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ 10600300 (10960200) 21001660

1. Предъявленный учреждению к оплате поставщиками (подрядчиками, исполнителями) НДС может быть принят к вычету при соблюдении следующих условий (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ):

— приобретенное имущество, имущественные права, работы, услуги предназначены для использования в облагаемых НДС операциях;

— указанное имущество (имущественные права, работы, услуги) принято к учету;

— имеется правильно оформленный счет-фактура поставщика (подрядчика, исполнителя).

Следует также помнить, что если расходы признаются в целях налогообложения прибыли в пределах норм, то относящийся к этим расходам НДС может быть принят к вычету только в части расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль (п. 7 ст. 171 НК РФ).

2. Сумма НДС по перечисленному авансу принимается к вычету, если (п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ):

— приобретаемое имущество, имущественные права, работы, услуги предназначены для использования в облагаемых НДС операциях;

— имеется правильно оформленный счет-фактура поставщика (подрядчика, исполнителя);

— договор предусматривает перечисление аванса;

— имеется первичный документ, подтверждающий факт перечисления денежных средств. Напомним, что при получении оплаченных авансом нефинансовых активов (работ, услуг) сумму НДС, принятую к вычету по перечисленному авансу, необходимо восстановить к уплате в бюджет.

3. При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления право на вычет начисленной суммы НДС у учреждения возникает только в случае, если объект будет использоваться в деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС. При выполнении указанного условия начисление и налоговый вычет НДС по строительно-монтажным работам производятся в одном налоговом периоде (п. 6 ст. 171, п. 5 ст. 172 НК РФ).

4. Сумму НДС, начисленную при ввозе нефинансовых активов на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, учреждение может принять к вычету только при выполнении следующих условий (п. 1 ст. 172 НК РФ):

— ввезенные нефинансовые активы предназначены для использования в облагаемых НДС операциях;

— сумма налога фактически уплачена.

5. Налог на добавленную стоимость, удержанный учреждением как налоговым агентом, при приобретении имущества (имущественных прав, работ, услуг) и уплаченный им в бюджет, принимается к вычету при условии, что данное имущество (имущественные права, работы, услуги) предназначено для использования в деятельности учреждения, облагаемой НДС (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Возможны случаи, когда сумму НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам учреждение может принять к вычету не в полной сумме, а лишь частично. Например, при приобретении нефинансовых активов, которые предназначены для использования в облагаемых и не облагаемых НДС операциях. Налог может быть принят к вычету только в той части, в которой данный объект будет использоваться в деятельности, облагаемой НДС. При этом оставшаяся сумма налога включается в стоимость приобретенных активов (п. 4 ст. 170 НК РФ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для получения налоговых вычетов учреждения обязаны вести книгу покупок, а также журнал учета полученных счетов-фактур.

Следует помнить, что не любая передача права собственности на товары (работы, услуги, имущественные права) признается реализацией (гл. 21 НК РФ). Перечень операций, при совершении которых не возникает объекта налогообложения по НДС, приведен в п. 3 ст. 39, п. 2 ст. 146 НК РФ.

В случае если учреждением осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, необходимо вести раздельный учет таких операций.

Бухгалтерские записи по счету 30304 «Расчеты по НДС», а также учету налоговых вычетов по НДС систематизированы в табл. 4.

Согласно п. 1 ст. 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, представляет собой превышение суммы начисленного учреждением налога (с учетом восстановленных к уплате в бюджет сумм) над суммой налоговых вычетов.

Порядок и сроки уплаты НДС установлены ст. 174 НК РФ, в которой НДС за истекший налоговый период (квартал (ст. 163 НК РФ)) уплачивается равными долями не позднее 20-го числа каждого из 3 мес., следующего за истекшим налоговым периодом (если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ). За нарушение сроков уплаты налога с учреждения взыскиваются пени (п. 1 ст. 75 НК РФ), а за неполную уплату НДС в бюджет учреждение может быть

Таблица 4

Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по НДС (пп. 131, 133, 151 Инструкции № 174н)

№ п/п Содержание операции Корреспондирующие счета

Дебет Кредит

1 Учреждением сформирована задолженность бюджету по НДС, начисленному с выручки: — от собственности; — от оказания платных услуг, реализации товаров, готовой продукции; — от операций с нефинансовыми активами; — от прочих доходов 40110120 40110130 40110172 40110180 30304730

2 Учреждением приняты к зачету суммы НДС, относящиеся к приобретенным нефинансовым активам, выполненным работам, оказанным услугам, с суммы перечисленного аванса, при выполнении строительно-монтажных работ, а также уплаченные при ввозе материальных ценностей на территорию РФ при выполнении определенных условий 30304830 21001660

3 Учреждением сформирована задолженность бюджету в сумме начисленных штрафов и пеней по НДС 40120290 30304730

4 Учреждением погашена задолженность бюджету по НДС с лицевого счета 30304830 20111610

5 Учреждением погашена задолженность бюджету по штрафам и пени с лицевого счета 30304830 20111610

привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 120, 122 НК РФ.

Транспортный налог. Порядок исчисления и уплаты транспортного налога регулируется нормами гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ и принятыми в соответствии с ней законами субъектов РФ (ст. 356 НК РФ).

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. К таким транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке.

Перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения, приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Налоговые ставки зависят от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства, категории транспортного средства. Размеры ставок транспортного налога, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ (п. 2 ст. 361 НК РФ), но не более чем в 10 раз. Допускается установление дифференцированных налоговых

ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса (п. 3 ст. 361 НК РФ).

Порядок и сроки уплаты в бюджет транспортного налога (авансовых платежей по налогу) устанавливаются законами субъектов РФ. При установлении транспортного налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

За нарушение сроков уплаты налога с учреждения взыскиваются пени (п. 1 ст. 75 НК РФ), а за неполную уплату транспортного налога в бюджет учреждение может быть привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 120, 122 НК РФ.

Расчеты с бюджетом по транспортному налогу учитываются на счете 30305 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (п. 130 Инструкции № 174н)3.

3 В соответствии с приказом Минфина России от28.12.2010 № 190н «Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» на ст. 290 «Прочие расходы» относятся следующие расходы:

— плата налогов (включаемых в состав расходов), государственных пошлин и сборов, разного рода платежей в бюджеты всех уровней:

— налог на имущество;

— земельный налог, в том числе в период строительства объекта;

— транспортный налог;

— государственные пошлины и сборы в установленных законодательством случаях;

— уплата штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, оплата санкций за несвоевременную оплату поставки товаров, работ, услуг, других экономических санкций.

Таблица 5

Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по транспортному налогу (пп. 131, 133 Инструкции № 174н)

№ Содержание операции Корреспондирующие счета

п/п Дебет Кредит

1 Учреждением сформирована кредиторская задолженность бюджету по транспортному налогу 40120290 30305730

2 Учреждением сформирована задолженность бюджету в сумме начисленных штрафов и пеней по транспортному налогу 40120290 30305730

3 Учреждением погашена задолженность бюджету по транспортному налогу с лицевого счета 30305830 20111610

4 Учреждением погашена задолженность бюджету по штрафам и пени с лицевого счета 30305830 20111610

Бухгалтерские проводки систематизированы в табл. 5.

Государственная пошлина. Порядок исчисления и уплаты государственной пошлины регулируется нормами гл. 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ. Государственная пошлина—это федеральный сбор, взимаемый при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательством, за совершением юридически значимых действий, предусмотренных указанной главой (п. 1 ст. 333.16, ст. 333.17 НК РФ).

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины установлены ст. 333.18 НК РФ. Ее размеры определены в ст. 333.19—333.33 НК РФ.

Плательщиками государственной пошлины (ст. 333.17 НК РФ) признаются организации и физические лица.

Данные субъекты признаются плательщиками в случае, если они:

— обращаются за совершением юридически значимых действий;

— выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с гл. 25.3 НК РФ.

Следует отметить, что государственная пошлина не уплачивается (ст. 333.35 НК РФ):

— за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

— за государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности;

— за государственную регистрацию арестов, прекращения арестов недвижимого имущества.

Главой 25.3 НК РФ предусмотрены также льготы по уплате государственной пошлины.

Расчеты с бюджетом по государственной пошлине учитываются на счете 30305 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Бухгалтерские проводки систематизированы в табл. 6.

Налог на имущество организаций. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество регулируется гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ и принятыми в соответствии с ней законами субъектов РФ (п. 1 ст. 372 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Не признаются объектами налогообложения:

— земельные участки и иные объекты природопользования;

— имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество определен в ст. 375, 376 НК РФ.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из остаточной стоимости имущества, относящегося к основным средствам.

Таблица 6

Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по государственной пошлине (пп. 131, 133 Инструкции № 174н)

№ п/п Содержание операции Корреспондирующие счета

Дебет Кредит

1 Учреждением сформирована кредиторская задолженность бюджету в сумме начисленной государственной пошлины 40120290, 10600300, 10900290 30305730

2 Учреждением сформирована задолженность бюджету в сумме начисленных штрафов и пеней 40120290 30305730

3 Учреждением погашена задолженность бюджету по государственной пошлине, а также по штрафам и пени с лицевого счета 30305830 20111610

Таблица 7

Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогу на имущество (пп. 131, 133 Инструкции № 174н)

№ п/п Содержание операции Корреспондирующие счета

Дебет Кредит

1 Учреждением сформирована кредиторская задолженность бюджету в сумме начисленного налога на имущество 40120290 30312730

2 Учреждением сформирована задолженность бюджету в сумме начисленных штрафов и пеней за несвоевременное (неполное) перечисление налога на имущество 40120290 30312730

3 Учреждением погашена задолженность бюджету по налогу на имущество, а также по штрафам и пени с лицевого счета 30312830 20111610

Статьей 381 НК РФ установлены налоговые льготы по налогу на имущество.

Законодательными (представительными) органами субъектов РФ перечень налоговых льгот может быть дополнен (п. 2 ст. 372 НК РФ).

Ставка налога, порядок и сроки его уплаты, а также сроки представления налоговых деклараций устанавливаются законами субъектов РФ.

За нарушение сроков уплаты налога с учреждения взыскиваются пени (п. 1 ст. 75 НК РФ), а за неполную уплату налога на имущество в бюджет учреждение может быть привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 120, 122 НК РФ.

Расчеты с бюджетом по налогу на имущество учитываются на счете 30312 «Расчеты по налогу на имущество» (п. 130 Инструкции № 174н). Бухгалтерские проводки систематизированы в табл. 7.

Земельный налог. Порядок исчисления и уплаты земельного налога регулируется гл. 31 «Земельный налог» НК РФ и принятыми в соответствии с ней нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований и законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п. 1 ст. 387 НК РФ).

Налогоплательщиками земельного налога признаются учреждения, которые обладают земельными участками на праве собственности,

праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Не признаются объектом налогообложения:

— земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;

— земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

— земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

— земельные участки из состава земель лесного фонда;

— земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда (п. 2 ст. 389 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Таблица 8

Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по земельному налогу (пп. 131, 133 Инструкции № 174н)

№ п/п Содержание операции Корреспондирующие счета

Дебет Кредит

1 Учреждением сформирована кредиторская задолженность бюджету в сумме начисленного земельного налога 40120290 30313730

2 Учреждением сформирована задолженность бюджету в сумме начисленных штрафов и пеней за несвоевременное (неполное) перечисление земельного налога 40120290 30313730

3 Учреждением погашена задолженность бюджету по земельному налогу, а также по штрафам и пени с лицевого счета 30313830 20111610

Максимальные размеры ставок земельного налога определяются в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 1 ст. 394 НК РФ).

Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ, а также порядок и сроки уплаты земельного налога. Кроме того, ими могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (п. 2 ст. 387, ст. 397 НК РФ).

Налогоплательщики — юридические лица исчисляют сумму земельного налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно (п. 2 ст. 396 НК РФ). Налоговые декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 398 НК РФ). Уплата налога (авансовых платежей) осуществляется в те же сроки в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) (п. 1 ст. 397 НК РФ).

За нарушение сроков уплаты налога с учреждения взыскиваются пени (п. 1 ст. 75 НК РФ), а за неполную уплату земельного налога в бюджет учреждение может быть привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 120, 122 НК РФ.

Расчеты с бюджетом по земельному налогу учитываются на счете 30313 «Расчеты по земельному налогу» (п. 130 Инструкции № 174н). Бухгалтерские проводки систематизированы в табл. 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ.

2. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 330-ФЗ.

3. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

4. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.