ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
В. В. СЕМЕНИХИН, руководитель «Экспертбюро Семенихина»
Ведение сельского хозяйства невозможно без использования земельных участков. Земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также земли, предназначенные для этих целей, признаются объектом обложения земельным налогом, правда, с учетом некоторых особенностей.
Рассмотрим особенности налогообложения таких земельных участков земельным налогом.
Следует отметить, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Об этом сказано вст. 77 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ЗК РФ).
В состав земель сельскохозяйственного назначения входят:
— сельскохозяйственные угодья. Сельскохозяйственными угодьями на основании ст. 79 ЗК РФ признаются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране;
— земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами;
— земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Земли сельскохозяйственного назначения в силу п. 1 ст. 78 ЗК РФ могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фер-
мерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
При этом гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с ЗК РФ и в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Об этом сказано вст. 81 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается ЗК РФ и Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с ЗК РФ и в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
Условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются ЗК РФ, Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Федеральный закон № 101-ФЗ), другими федеральными законами, а также законами субъектов РФ.
Кроме того, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:
—хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
— некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
— казачьими обществами;
— опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;
— общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
При этом условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения вышеперечисленным лицам (т. е. хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам и т.д.) для осуществления указанной выше деятельности устанавливаются Федеральным законом № 101-ФЗ. Данное положение содержится в ст. 82 ЗК РФ.
Следует заметить, что использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий. На это указывает п. 2 ст. 78 ЗК РФ.
Рекультивация земель — это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды. Данное определение содержится в п. 2 приложения 6 к Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденным приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № 525, Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 № 67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».
Таким образом, единственным основанием для предоставления земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, без перевода их в земли иных категорий, является проект рекультивации.
Аналогичное мнение высказано Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 12.01.2010 № Д23-16.
Следует отметить, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам сельскохозяйственного использования. Об этом сказано в подп. 6 п. 1 ст. 85 ЗК РФ.
Согласно п. 11 ст. 85 ЗК РФ земельными участками в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах признаются земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения. Кроме того, в данном пункте сказано, что земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования применяются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Следовательно, для ведения сельскохозяйственного производства могут использоваться земельные участки, которые отнесены к территориальным зонам сельскохозяйственного использования до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Итак, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что для нужд сельского хозяйства используются земельные участки, которые отнесены к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.
Как уже было отмечено ранее, земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства (далее — земельные участки), признаются объектом налогообложения по земельному налогу. Данный вывод следует из ст. 389 Налогового кодекса РФ (НК РФ).
Исчисляют сумму земельного налога налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели самостоятельно по истечении налогового периода, т. е. по истечении календарного года, что подтверждается п. 1 ст. 393 НК РФ, пп. 1,2 ст. 396 НКРФ.
Что касается налогоплательщиков — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, то для них сумму земельного налога определяют налоговые органы. Об этом сказано в п. Зет. 396 НК РФ.
Рассчитывается сумма земельного налога по общему правилу, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, являющейся налоговой базой по данному налогу, которая определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и процентной доли соответствующей налоговой ставки, на что указывают ст. 390, п. 2 ст. 396 НК РФ.
При этом кадастровая стоимость земельного участка согласно п. 2ст. 390 НК РФ определяется в соответствии с ЗК РФ. В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее — Правила № 316). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка на основании п. Зет. 66 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости, которая определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Согласно п. 1 Правил № 316 организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Проводится государственная кадастровая оценка земель для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года, на что указывают пп. 2, 3 Правил №316.
Основывается государственная кадастровая оценка земель на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Об этом сказано вп.4 Правил №316.
Если проводится государственная кадастровая оценка земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, то при оценке указанных земель применяются методические рекомендации, утвержденные приказом Министерства экономического развития и торговли Российской
Федерации от 04.07.2005 № 145 «Об утверждении Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Методические рекомендации № 145). При этом указанные Методические рекомендации № 145 применяются только в отношении сельскохозяйственных угодий, земель, занятых внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В отношении земельных участков садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ, потребительских кооперативов, некоммерческих партнерств, иных садоводческих, огороднических и дачных объединений Методические рекомендации № 145 не используются, так как для них разработана Методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденная Федеральной службой земельного кадастра Российской Федерации от 26.08.2002 № П/307.
Государственная кадастровая стоимость земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования и находящихся в составе земель населенных пунктов (т. е. земельных участков, относящихся к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства) определяется на основании Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39.
Необходимо отметить, что налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать себя результатами проведения государственной кадастровой оценки земель, т. е. сведениями о кадастровой стоимости земельных участков, самостоятельно. Причем либо посредством получения необходимых данных через Интернет, либо путем подачи письменного запроса в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости для предоставления такой информации. Данный вывод следует из п. 14ст. 396 НК РФ, а также из постановления Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков».
В отношении налогоплательщиков — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, следует сказать, что на основании п.11 ст. 396 НК РФ информацию о земельном участке налоговым органам представляют органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ.
Что касается налоговых ставок по земельному налогу, то они согласно ст. 394 НК РФ устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в пределах, определенных НК РФ. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
В отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, налоговая ставка не может превышать 0,3%. Об этом сказано в подп. 1п.1 ст. 394 НК РФ.
Следовательно, представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении указанных выше земельных участков налоговая ставка должна устанавливаться в пределах 0,3 %. Данное положение подтверждается, например, законом города Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» (далее — Закон города Москвы № 74). В частности, вп.1 ст. 2 Закона города Москвы № 74 сказано, что налоговая ставка 0,3 % от кадастровой стоимости участка устанавливается в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Москве и используемых для сельскохозяйственного производства, земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.
Однако налогоплательщики, к примеру организации, имеющие на праве собственности земельные участки, смогут воспользоваться указанной ставкой только при условии, если в правоустанавливающем документе на земельный участок вид разрешенного использования указывает на использование участка
в целях сельскохозяйственного производства, и
*
уставная деятельность организации также связана с сельскохозяйственным производством. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от04.03.2008 № 03-05-05-02/10.
Таким образом, организации, уставная деятельность которых связана, например, с промышленностью, при владении на праве собственности земельным участком сельскохозяйственного назначения не смогут уплачивать земельный налог по ставке, превышающей 0,3 %.
Следует отметить, что если для налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей представительным органом муниципального образования (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) установлен отчетный период, то они кроме суммы земельного налога обязаны исчислять еще и суммы авансовых платежей по налогу, расчет которых также зависит от кадастровой стоимости земельного участка и соответствующей процентной доли налоговой ставки. Об этом сказано в п. 3 ст. 393 НК РФ, п. 6 ст. 396 НК РФ. При этом суммы авансовых платежей по налогу необходимо исчислять по истечении первого, второго и третьего квартала календарного года, что следует из п. 2 ст. 393 НК РФ, атакже из п. бет. 396 НК РФ.
Порядок исчисления и сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по налогу в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, производятся в общем порядке.
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
2. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ.
3. О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков: постановление Правительства РФ от 07.02.2008 № 52.
4. Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»: приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № 525, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от
22.12.1995 № 67. * *