Кодирзода Диловар Бахридин - Донишгоаи миллии Толикистон, доктори илмаои иктисод!, профессори кафедраи назарияи иктисод!. Сурога: 734025, Лумаурии Толикистон, ш.Душанбе, хиёбони Рудак1, 17. Телефон: (+992) 986001881. E-mail: [email protected]
Information about the author:
Kodirzoda Dilovar Bahridin - Tajik National University, doktor of economic sciences, Professor of the Department of economic theory. Address: 734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Avenue, 17. Phone: (+992) 986001881. Email: dilovark@mail. ru
УДК 574+338.(575.3)
«ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА» ТАДЖИКИСТАНА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Исайнов Хисайн Рахимович
Исраилова Амина Рустамовна
Казокзода Умеда Хурматулло
В статье обобщены пути формирования «зелёной экономики» и перспективное его развитие в республике. Рассматривается теоретические аспекты формирования зеленой экономикой. Изучен мировой опыт развития «зелёной экономикой» и он показывает, что в настоящее время в различных странах мира предпринимаются усилия по развитию «зелёной экономики» и внедрение его составляющие элементы, такие как: увеличению доли экологических чистых и возобновляемых источников энергии: гидроэнергетика, энергии ветра, солнца, биогаза и биотоплива. Обобщены пути формирования «зелёной экономики» во многих странах мира, с целью применения передового их опыта в условиях нашей республики и его отдельных регионов. Предложены основные приоритетные секторы национальной экономики, способствующие развитию «зеленой экономикой», в котором в дальнейшем будущем можно будет привлечь инвестицию как из внутренних источников (из бюджета республики), так и внешних инвестиции (зарубежных инвестиций): энергетика, промышленное производство, транспорт, туризм, сельское хозяйство, лесного хозяйства, городское хозяйство и строительство.
Ключевые слова: экономика, экология, зеленая экономика, энергетика, зеленая энергия, зеленый рост, возобновляемая энергия, водные ресурсы, водно-энергетический потенциал.
Для цитирования: Исайнов Х.Р., Исраилова А.Р., Казокзода У.Х. «Зеленая экономика» Таджикистана: проблемы формирования и перспективы развития / Х.Р. Исайнов, А.Р. Исраилова, У.Х. Казокзода // Финансово-экономический вестник. - 2024. - № 1(40). - С. 253-263
«ЩТИСОДИ САБЗ»-И ТОЧИКИСТОН: МУШКИЛОТИ ТАШАККУЛЁБИ ВА ДУРНАМОИ РУШД
Исайнов Хисайн Рахимович
Исраилова Амина Рустамовна
Казокзода Умеда Хурматулло
Дар макола роддои ташаккулёбй ва ояндаи рушди «и;тисоди сабз» дар чумдурй мавриди баррасй карор гирифтааст. Чанбадои назариявии ташаккули и;тисоди сабз тадкик карда шудааст. Тачрибаи чадонии рушди «и;тисоди сабз» омухта шуда, нишон медидад, ки айни замон дар кишвардои гуногуни чадон чидати рушди «и;тисоди сабз» ва чорй намудани унсурдои таркибии
253
он, аз кабили: зиёд намудани диссаи манбаъдои аз чидати экологй тоза ва баркароршавандаи энергия: гидроэнергетика, энергияи шамол, офтоб, биогаз ва сузишвории биологй истифода мебаранд. Роддои ташаккулёбии "иктисоди сабз» дар бисьёр мамлакатдои чадон бо максади дар шароити чумдурии мо ва минтакахои алодидаи он татбик намудани тачрибаи пешкадами ондо пешнидод карда шудаанд. Содадои афзалиятноки иктисоди миллй, ки ба рушди «ик;тисоди сабз» мусоидат мекунанд, пешнидод карда мешаванд, ки дар оянда имкони чалби сармоя дам аз сарчашмадои дохилй (аз дисоби бучети чумдурй) ва дам сармоягузоридои хоричй (сармоягузории хоричй) имконпазир мегардад ба монанди: энергетика, саноати истедсолоти саноатй, наклиёт, туризм, хочагии кишлок, чангал, хочагии шадр ва сохтмон.
Калидвожадо: и;тисод, экология, и;тисоди сабз, энергетика, энергияи сабз, рушди сабз, энергияи баркароршаванда, захирадои обй, и;тидори обй-энергетикй.
"GREEN ECONOMY" OF TAJIKISTAN: PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT PROSPECTS
Isainov Khisain Rakhimovich
Israilova Amina Rustamovna
Kazokzoda Umeda Khurmatullo
The article summarizes the ways of forming a "green economy" and its future development in the republic. Theoretical aspects of the formation of a green economy are considered. The world experience in the development of the "green economy" has been studied and it shows that currently in various countries of the world efforts are being made to develop the "green economy" and the introduction of its constituent elements, such as: increasing the share of environmentally friendly and renewable energy sources: hydropower, wind energy , solar, biogas and biofuel. The ways of forming a "green economy" in many countries of the world are summarized, with the aim of applying their best experience in the conditions of our republic and its individual regions. The main priority sectors of the national economy are proposed that contribute to the development of a "green economy", in which in the future it will be possible to attract investment from both internal sources (from the republic's budget) and external investment (foreign investment): energy, industrial production, transport , tourism, agriculture, forestry, urban management and construction.
Key words: economics, ecology, green economy, energy, green energy, green growth, renewable energy, water resources, water-energy potential.
Постановка проблемы. Одна из главных стратегических задач Таджикистана, перестроить экономику страны на зеленый путь развития, пока доходы от продажи сырьевых ресурсов предоставляют такую возможность и кроме того Таджикистан имеет уникальные возможности и предпосылки для «зеленой экономики». Имеющиеся финансовые и природные ресурсы, растущее предложение на рынке все более эффективных и доступных зеленых технологий и другие факторы благоприятствуют новым возможностям.
На текущий момент общепризнанного определения «зеленой экономики» не выработано зарубежными экономистами, и тем более ни отечественными учёными. В научной литературе всё чаще встречаются такие понятия, как «экологизация экономики», «ресурсоэффективная экономика», «низко-углеродная экономика»,
«биоэкономика», «эколого-экономическое развитие» и др., которые в определённой мере характеризуют различные аспекты «зеленой экономики».
Анализ последних исследований.
Исследованию проблем формирования и перспектив развития «зеленой экономики» посвящены труды многих ученых, таких как Аверченкова А.А., Бобылева С.Н., Давлятова М. М., Донской С.Е., Исайнова Х.Р., Кимсанова К.О. Кожевникова Т. М., Теракопов С.Г., Одинаева Х.А., Сафарзода С.С., Солехзода А.А., Порфирьев Б. Н., Терешина М. В. И др.
Целью статьи является определение проблем и перспектив развития «зеленой экономики» в Республике Таджикистан.
Изложение основного материала. В
научной литературе термин «зеленая экономика» впервые появился в работе английских ученых Д.Пирса, А.Маркандии и Э.Барбиера «План для зелёной экономики» («Blueprint for a Green Economy») 1989 г., где обосновывалась необходимость экономической поддержки экологической политики. Термин «зеленая экономика» был использован в области экономики окружающей среды (environmental economics) в докладе «План по созданию зеленой экономики», подготовленном по заданию министерства охраны окружающей среды Великобритании [4; 6, с.42]. В нем авторы оценивали возможные экономические стратегии, которые можно было бы использовать для достижения целей устойчивого развития. В докладе признавались не только наличие взаимозависимости экономики и окружающей среды, но и факт воздействия окружающей среды на экономическую активность (начиная от негативного влияния загрязнения, сокращения доступности ресурсов, кончая ухудшением здоровья работников и новыми запросами потребителей).
Изложенные идеи получили развитие в работах 1991 и 1994 гг., где уже затрагивались такие вопросы, как климатические изменения, истощение озонового слоя, массивная вырубка тропических лесов и истощение ресурсов в развивающихся странах [22]. Тем не менее, до середины двухтысячных годов данная концепция практически не разрабатывалась. Однако, в последнее время мировое сообщество сталкивается с рядом новых вызовов: мировым финансовым кризисом, рецессией, ухудшившейся экологической обстановкой, а также нарастающими климатическими изменениями. В этой связи, исследователями предпринимаются попытки анализа современных вызовов через призмы экономических моделей, существовавших ранее. Так, некоторые авторы анализируют потенциал кейнсианства и фордизма в решении имеющихся проблем [19, с. 127-141]. В то же время демонстрируется недостаточность основных инструментов экономической политики, предлагаемых данными школами.
В целом, «зеленую» экономику часто рассматривают как новую экономическую модель, приходящую на смену неолиберальной и способствующую борьбе с актуальными глобальными проблемами, обретшими форму нового кризиса. Особенностью недавнего кризиса
является широта спектра затронутых им сфер жизнедеятельности. Помимо «провалов» финансовых рынков, возникают значительные экологические проблемы в пищевой, энергетической и других отраслях, и растет сила воздействия климатических изменений.
Концепция "зеленой" экономики, включает в себя многие идеи, связанные с проблемами устойчивого развития. Если устойчивое развитие предполагает тесную взаимосвязь трех подсистем - экономической, социальной и экологической, то концепция "зеленой" экономики призывает к гармонизации и согласованности между этими компонентами, приемлемой для всех стран, независимо от этапа их экономического развития - развитых, развивающихся, а также стран с переходной экономикой [20, с.1-14].
Важными чертами «зеленой экономики» являются: эффективное использование природных ресурсов, сохранение и увеличение природного капитала, уменьшение загрязнения, минимизация антропогенных нагрузок на экосистему, низкие углеродные выбросы, предотвращение утраты экосистемных услуг и биоразнообразия, рост доходов и занятости. В более простом понимании «зеленая экономика» - это экономика с низкими выбросами углеродных соединений, эффективно использующая ресурсы и отвечающая интересам всего общества. При такой модели экономики должен сохраняться, увеличиваться и восстанавливаться природный капитал как важнейший экономический актив и источник общественных благ [11, с. 112-119;13].
Что касается нашей республики, то потенциальными возможностями Таджикистана по переходу на «зеленую экономику» являются его готовность к соответствующим реформам в управлении экономикой, созданию
благоприятных условий для широкого участия гражданского общества по внедрению «зеленых» элементов во всех сферах жизни. Охрана окружающей среды в условиях «зеленой экономики» будет прямо интегрирована в сферы производства и потребления. Реальными возможностями Таджикистана по переходу к «зеленой экономике» являются его природные ресурсы, такие как: более половины запасов пресной воды находится в Центральной Азии; огромные запасы гидроэнергетических ресурсов; земельные ресурсы, включая значительные площади долинных и горных неосвоенных земель, пригодных для сельскохозяйственного
производства; соответствующие природные условия для развития туризма и рекреации; наличие разнообразных полезных ископаемых и др. [12, С.3-7; 16].
Подтверждением того, что данная тема волнует в том числе и Таджикистан, является активная поддержка международного сотрудничества и постоянным участником процессов в области водных проблем, экологии и устойчивого развития на глобальном, региональном и национальном уровнях. Участие во Всемирной конференции ООН по окружающей среде и раз-витию в Рио-де-Жанейро и в принятии ее основных документов: Декларации Рио, Повестки дня на 21 век и глобальных экологических конвенций, а также участие Лидера нации, Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмон на неформальной встрече глав государств-членов БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества и Евразийского экономического союза, которая была посвящена теме «Пути повышения благосостояния народов наших стран» (Уфа, 2015 г.), где Лидер нации выступил «Создание "зеленой" экономики является главным условием мирового развития, что при этом основными условиями мирового устойчивого развития является создание возобновляемых источников, в частности, гидроэнергетических сооружений, развитие безопасной, с точки зрения экологии, экономики, которую называют "зеленой" экономикой» [10, с.14].
В Послании Лидера нации уважаемого Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмон Маджлиси Оли (Душанбе, 26.01.2021 года), где он также выступил «... в Таджикистане производство 98 процентов электроэнергии приходится на гидроэнергетику. Поэтому, наша страна за счет выброса парниковых газов занимает в мире 135 место, что является ценным вкладом Таджикистана в решении глобальных экологических проблем. Это означает, что в масштабе региона объем выбросов парниковых газов в Таджикистане на каждого человека самый меньший, и это является нашим вкладом в улучшение экологической ситуации региона и планеты в целом» [1, с.3].
К подтверждению сказанного Лидера нации, необходимо добавить, что именно широкое использование возобновляемых источников энергии, больше всего гидроэнергетики, которые считается как «зеленая энергия», способствует достигать такие
результаты. Следует также добавить, что широкое использование возобновляемых источников энергии, в особенности водных ресурсов, считается одним из основных источников выработки "зеленой" энергии и развития "зеленой" экономики.
Мировая практика показывает, что в Европейском Союзе поставлена задача о производстве 20% энергии за счет возобновляемых источников энергии к 2025 году. Зеленые меры в сфере общественного транспорта были разработаны в ЕС: были приняты стандарты Евро-5 и Евро-6 на автомобильные выхлопы, системы утилизаций, а также субсидии покупателям на приобретение электромобилей. В качестве стратегии национального развития в сфере зеленых технологий Великобритания раскрыла свои зеленые проекты на создание новых рабочих мест [3, с. 110].
Вышеизложенные аргументы
свидетельствует о том, что несмотря на то, что возобновляемая энергетика требует не огромных инвестиций, тем не менее, оно не смогла бы возникнуть и развиваться без государственной поддержки. Международное энергетическое агентство «оценивает, что субсидии на потребление ископаемого топлива во всем мире составили в 2020 г. $698 млрд. Эти субсидии более чем в четыре раза выше объемов субсидий, возобновляемых источниками энергии и более чем в четыре раза превышают суммы инвестиций во всем мире в повышение энергетической эффективности» [9, с. 48-54].
Анализируя вышеизложенные проблемы, следует отметить, что одним из решений возникших проблем развитие «зеленой экономикой», могло бы стать поощрение и соблюдение принципов совместного,
комплексного и эффективного использования водных, энергетических и биологических ресурсов, в том числе пастбищ, как способ сбалансированного удовлетворения потребностей экономики, населения и природной среды. Рост населения, увеличение потребности в более комфортных условиях жизни, в водных ресурсах, энергии и продовольствии, а также климатические изменения подразумевают, что биоразнообразие требует большего внимания и защиты.
В целом, анализируя мировой опыт отдельных стран мира по развитию «зеленой экономики», попытаемся предложить основные
направления развития «зеленой экономики» в Республике Таджикистан (рис. 1).
На наш взгляд, инструментами зеленой политики могут являться: экологическое регулирование; развитие законодательной базы для создания новых видов деятельности в экологической сфере и рынков; стимулирование спроса на «зеленые» товары и услуги с помощью государственных «зеленых» закупок; подготовка кадров для всех направлений «зеленой» экономической деятельности; поддержка малого бизнеса и предприятий, работающих в сфере «зеленой экономики». В отдельных моментах, некоторые проблемы можно было бы решать с помощью политики поддержки развития «зеленой» зан-ятости такие социальные проблемы, борьба с безработицей путем развития подготовки и переподготовки кадров, трудоустройство людей с ограничен-ными возможностями, возрождения городских окраин и др.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ
КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ
- внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий в основных отраслях национальной экономики;
- реконструкция и модернизация существующих сооружений и объектов;
- активизация инвестиции в использование эксплуатируемых природных ресурсов на основе модернизации экономики и поддержки инноваций;
- проведения технологической революции под флагом наилучших доступных технологий;
- реализация второго- и третьего цикла пера работка отходов, углубления и диверсификации переработки сырья.
-минимизация антропогенных нагрузок на экосистему;
-сохранение растительного мира и биоразнообразия;
- развитие альтернативной, чистой и «зеленой» энергии и транспорта;
- предотвращение негативных явлений, связанных с изменением климата (засуха, наводнение, жигание лесов и др.);
- развитие «органического» и экологического земледелия;
- стабилизация добычи и полезных ископаемых, обрабатываемых сельскохозяйственных угодий, вырубка лесов и др.;
- сохрание редких животных, флора и фауна и др.
СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
-обеспечение потребности населения в доступной чистой воде и воздуха;
- стабильное развитие «зеленой» энергии в предприятиях и обеспечение населения электроэнергией;
-обеспечение населения экологический чистой продукцией и продовольствии;
- влияние образования на про-экологичное поведение и экологической этике;
- внедрение и реализация «зеленого» поведения;
- развитие социальной инфраструктуры города и сельских населений и др.
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНЫХ МЕРОПРИЯТИИ ПО ПЕРСПЕКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ»
Возможности «зеленой экономики» в нашей республики определяются ее природно-экономическими ресурсами. Природное богатство Таджикистана открывает неограниченные возможности для развития страны, роста благосостояния и качества жизни населения и позиционирования в Центрально-Азиатском регионе как экологического донора. Однако перед нашей страной стоит много проблем, главным вызовом в ближайшей перспективе для Таджикистана является экологическое
«утяжеление» и примитивизация структуры экономики с целью реализации его основных стратегических направлений. Это может привести к росту, воздействия на окружающую среду и увеличению объемов нерационального использования природно-ресурсного потенциала. Кроме того, опасна возникшая зависимость экспортно-сырьевой модели нашей экономики от цен на энергоносители на региональном и мировом рынке.
В целом, обсуждение водно-энергетических проблем в рамках глобальных водных процессов, ясно показало, что с ростом численности населения, возрастающим водопотреблением экономики отдельных стран, они с каждым годом будут усугубляться. Так, как развитие «зеленой энергии» без достаточных водных ресурсов будет затруднительным, а может и невозможным.
Одним из перспективных направлений повышения эффективности
сельскохозяйственного производства является внедрение современных методов полива, какими является капельное, дождевание и подпочвенное орошение. Мировой опыт показывает, что внедрение современных методов полива -капельное и подпочвенное орошение являются перспективными направлениями энерго -водосбережения. Об эколого-экономической эффективности капельного орошения
свидетельствует мировая практика. Так, в
мировом земледелии, капельное орошение как менее энергоемкий и ресурсосберегающий способ полива получило широкое признание сельхоз товаропроизводителей. Как показывает опыт некоторых стран (Израиль, США, Египет, Россия, Узбекистан и др.), капельное орошение является результативным способом снижения удельных затрат поливной воды, предотвращения эрозии почв, повышения урожайности сельхозкультур. Аналогичная практика широко применяется в Египте, Новой Зеландии, Китае, Франции и других стран мира. Экономический эффект от применения новых технологий полива обеспечивается благодаря повышению производительности труда, улучшению качества работы, экологической безопасности и надежности конструкции, снижению стоимости оборудования, затраты труда, материало- и энергоемкости, удельного водопотребления [8, с. 248].
Анализируя вышеизложенное, следует отметить, что в сложившейся социально-экономической ситуации (дефицит госбюджетных финансовых ресурсов, нехватка материально-производственных фондов, отсутствие рабо-чих мест и др.) наиболее трудосберегающие технологии полива, может стать применение капельного орошения. Кроме того, учитывая разнообразные при-родно-климатические и сложные горно-рельефные условия нашей республики, применение технологии капельного орошения, по меньшей мере позволяет предотвратить деградационные процессы почвы, довести испарение оросительной воды до минимума, сохранение водных ресурсов за счет уменьшения оросительных норм, круглогодичный полив независимо от внешних условий, значительно сэкономить водно-энергетических ресурсов и др. Ниже приводится экономическая эффективность выращивания хлопчатника с различной технологией полива в условиях хозяйств Гиссарской долины (табл. 1).
Таблица 1. - Экономическая эффективность режимов орошения хлопчатника с различной технологией полива в условиях хозяйств Гиссарской долины
Показатели Варианты способов полива
Бороздковый полив Капель- % к
I вариант II вариант II
по обычным бороздкам по микробороздам ное орошение I варианту вари-анту
Площадь, га 800 70 50 - -
Расход воды на 1 га, тыс. м3 10,5 2,7 1,1 10,5 40,7
Урожайность, ц/га 16,0 22,0 45,0 2,8 раза 2,1 раза
Валовой сбор, т 1280 154 225 - -
Стоимость валовой продукции, тыс. сомони 1536,0 184,8 270,0
Стоимость ВП в расчете на 1га, тыс. сомони 1,9 2,6 5,4 2,8 раза 2,1 раза
Затраты, тыс. сомони 1674,0 165,8 195,0 - -
Затраты в расчете на 1 га, тыс. сомони 2,1 2,4 3,9 185,7 162,5
Прибыль (убыток), тыс. сомони -138,0 19,0 75,0 - -
Прибыль с 1 га, тыс. сомони - 0,3 1,5 - 5 раза
Рентабельность, % -8,9 11,4 38,5 - 3,4 раза
Как видно, из данных таблиц в опыте при капельном орошении хлопчатника, самый высокий показатель уровня рентабельности 38,5 %. Несмотря на сравнительно небольшую орошаемую площадь с капельным орошением прибыль по сравнению с микробороздковым поливом увеличилась на 1,2 тыс. сомони на гектар и рентабельность в 3,4 раза выше. Изменение прибыли и уровень рентабельности при капельном орошении по сравнению с борозковым поливом прежде всего, достигалась за счет повышения урожайности и снижения затрат в структуре производства. Проведенные исследования по применению капельного орошения, базирующиеся на энерго, водо и ландшафтообразующих технологий в отдельных регионах республики позволяют также рекомендовать данный способ полива при
освоении крупных склонов предгорной зоны под сады и виноградники.
Выводы. В целом, анализируя выше изложенного, можно предложить основные приоритетные секторы национальной экономики, способствующие развитию «зеленой
экономикой», в котором в дальнейшем будущем можно будет привлечь инвестицию как из внутренних источников (из бюджета республики), так и внешних инвестиции (зарубежных инвестиций):
- энергетика - переход к альтернативным источникам энергии и различным видам ее производства (прежде всего на гидроэнергетика), повышение эффективности ее использования;
- промышленное производство -повышение экологической эффективности,
модернизация и экологизация производства, создание новых товаров с учетом требований «зеленой экономики»;
- транспорт - развитие экологически - и энергоэффективных видов транспорта, включая общественный и неавтомобильный транспорт, развитие «зеленого» транспорта, совершенствование используемой техники и топлива для уменьшения их негативного влияния на экологию и снижения социальных издержек;
- туризм - развитие «зеленой» инфраструктуры, новых видов экологического туризма, поддержание биоразнообразия и экосистема. В частности предстоит проанализировать первопричины утраты биоразнообразия «путем его интеграции во все сферы общества и управления», уменьшить прямое негативное воздействие на биоразнообразие и стимулировать устойчивое его использование. Для улучшения состояния биоразнообразия необходимо улучшить сохранность экосистем, видов и генетического разнообразия, а также их функций;
- сельского хозяйства - реализовать развитию «зеленых» видов сельскохозяйственного производства, стимулировать формированию новых рынков сбыта для экологически чистой сельскохозяйственной продукции, содействуют развитию не наносящих экологического ущерба ресурсосберегающих технологий и видов сельскохозяйственной деятельности (применение новых способов полива, органическое земледелие, агробиологические методы защита растений и др.), развивать предпринимательство в природоохранной и природовосстановительной сферах;
- лесного хозяйства - продолжить усилить инициатива Глава государства по посадке декоративных деревьев и саженцев вблизи городов, пригородов и населенных пунктов. Как известно один из задач в области охраны окружающей среды в республике является предотвращение или хотя бы минимизации рубка лесов, увеличение площадь деревьев с целью расширить площадь лесов и положительно повлиять на обезлесивание в отдельных регионах республики и использовать леса как важный способ борьбы с климатическим кризисом. Более того в отдельных случаях замечается утрата лесов или обезлесиванием, в связи с нерациональным переводом лесных площадей в другие виды
землепользования, в том числе под сельское хозяйство или застройку;
- городское хозяйство и строительство -строительство новых «зеленых» зданий и модернизация существующих зданий с высоким энерго и ресурсопотреблением в целях обеспечения устойчивого городского развития.
К таким случаям, прежде всего, должны относиться: создание «зеленой» инфраструктуры и внедрение «зеленых» технологий, имеющих критически важное значение для экономики в целом, по которые частные компании не в состоянии осуществить без поддержки государства; поддержка «зеленых» технологий, находящихся на начальной стадии развития: реализация проектов, направленных на создание долговременных конкурентных преимуществ и/или стимулирование долгосрочной занятости и роста.
В целом, в долгосрочной перспективе инвестиции в «зеленую» экономику способны дать значительные финансовые выгоды, хотя также не исключается вероятность замедления роста в некоторых регионах республики в связи с недостаточной проработанностью
соответствующих механизмов.
Одним из важных направлений для «зелёной» экономики является разработка новых индикаторов развития. Вместо традиционного показателя ВВП предлагаются такие альтернативы, как: «зеленый» ВВП, учитывающий экосистемные параметры; индекс экосистемных услуг (ESI), рассчитываемый только на основании вклада природного капитала и экосистемных услуг в общественное благосостояние; индекс скорректированных чистых накоплений; индекс экологической эффективности - EPI, оценивающий состояние экологии и управление природными ресурсами на национальном уровне и другие.
Таким образом, реализация стратегии экологической модернизации, требует развития сотрудничества всех заинтересованных сторон, включая государственные органы управления всех уровней, бизнес и неправительственные организации. Первоочередными направлениями экономики Таджикистана для применения принципов зеленого развития являются повышение энергоэффективности и
энергосбережение как самое эффективное, менее капиталоемкое и быстро осуществимое направление для решения энергетических
проблем, а также меры по повышению эффективности использования воды в секторах потребления является условием для внедрения зеленых технологий и привлечения инвестиций -
для повышения урожайности, экспортного потенциала и продуктивности земель и воды, для обеспечения водной и продовольственной безопасности страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Послание Лидера нации, Президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона Маджлиси оли Республики Таджикистан от 26 января 2021 года. -Газета «Садои мардум» от 29 января 2021 года. - С.2-3.
2. Аверченков А.А. Экономические аспекты глобального экологического сотрудни-чества //Кто есть, кто в экономике природопользования: Энциклопедия. -М.: Экономика, 2009. - 218 с.
3. Бобылев С.Н. Устойчивое развитие: парадигма для будущего //Мировая эконо-мика и международные отношения. -2017. - №3. - С. 107-113.
4. Гусев А.А. Экология и рыночная экономика //Экономика природопользования. - 2014. - № 2. - С. 29-37.
5. Давлятова М. М. Пути совершенствования механизма управления «зеленой» экономики в Центральной Азии //Материалы международной научно-практической конференции. Обеспечение импортозамещающей отечественной продукцией в условиях устойчивого развития республики Таджикистан в сотрудничестве со странами Цен-тральной Азии. - Душанбе, 2019. Часть 2. - С. 41-44.
6. Зелёная экономика и цели устойчивого развития для России: коллективная моног-рафия /Под науч.ред. С.Н. Бобылёва,П.А. Кирюшина, О. В. Кудрявцевой. - М.: Экономи-ческий факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2019. - 284 с.
7. Донской С.Е. О механизмах ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой деятельностью //Экология производства. - 2013. - № 3. - С. 56-62.
8. Исайнов Х.Р. Кимсанов К.О. Региональные аспекты обеспечения водно-энерге-тической безопасности (на материалах стран Центральной Азии). Монография. - Душанбе: ТНУ, 2020. - 248с.
9. Исайнов Х.Р. «Зеленая экономика»: мировые тенденции и опыт Таджикис-тана. Вестник ТНУ (серия социально-экономических и общественных наук). -2022. -№4. - С. 48-54.
10. Кимсанов У.О., Давлятова М.М. Перспективы развития "зеленой экономики» в Центральной Азии: мировая и региональная практика //Вестник Таджикского националь-ного университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - Душанбе, 2019. № 5. Часть I. - С. 184-189.
11. Кожевникова Т. М., Теракопов С.Г. «Зеленая экономика» как одно из направлений устойчивого развития. //Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 3 (049). - С.112-119.
12. Одинаев Х.А., Сафарзода С.С. Республика Таджикистан: инвестиционная под-держка социально-экономического развития региона. //Вестник Таджикского националь-ного университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - Душанбе, 2021. № 3. - С. 3-7.
13. Порфирьев Б. Н. «Зеленая» экономика: реалии, перспективы и пределы роста. -М.: Московский Центр Карнеги, 2013.
14. Сакайя Т. Стоимость создаваемая знанием, или История будущего //Новая Постин - дустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia, 1999.
15. Терешина М. В. «Зеленый рост» и структурные сдвиги в региональной экономике: по- пытка теоретико-методологического анализа /М. В. Терешина, И. Н. Дегтярева //Теория и прак-тика общественного развития. -2012. - №5. - С. 246-248.
16. Участие на неформальной встрече глав государств - членов БРИКС, ШОС и Евразийского экономического союза [электронный ресурс] -http://president. tj/ru/node/9355. Дата обращения 07 января 2020 года.
17. Krugman P. Building a Green Economy // The New York Times. 2010.
18. Custers P. The Tasks of Keynesianism Today: Green New Deals As Transition Towards a Zero Growth Economy? // New Political Science. 2010. Vol. 32 (2).
19. Lipietz A. Fears and hopes: The crisis of the liberal-productivist model and its green alternative //Capital & Class. 2013. Vol. 37(1). Pp 127-141;
20. Matyushenko I., Sviatukha I., Grigorova-Berenda L. Modern Approaches to Classification of Biotechnologyasa Partof NBIC-Technologiesf or Bioeconomy // Journal of Economics, Managementand Trade.-2016.-Pp.1-14.
21.Schmalensee R. From "Green Growth" to sound policies: An overview //Energy Economics. 2012. S2-S6. Vol. 34;
22. UNDESA. A guidebook to the Green Economy. 2012.
Маълумот дар бораи муаллифон:
Исайнов Хисайн Радимович - д.и.и., профессор, декани факултети иктисод ва идораи Донишгоди миллии Точикистон, ш.Душанбе, хиёбони Рудакй 17, тел.: 918-40-61-42, Е- таП: Rahimovich @таА.т
Исраилова Амина Рустамовна - ассистенти кафедраи иктисоди миллй ва беха-тарии иктисодии факултети иктисод ва идораи ДМТ. e-mail:[email protected]
Казокзода Умеда Хурматулло, докторант (Phd)-и соли 2-юми кафедраи икти-соди миллй ва бехатарии иктисодии факултети иктисод ва идораи Донишгоди мил-лии Точикистон., ш. Душанбе, хиёбони Рудакй 17., тел.: 111-18-17-16, Е- таП: kazok-zoda1996@mаil.ru
Сведения об авторах:
Исайнов Хисайн Рахимович - д.э.н., профессор, декан факультета экономики и управление, Таджикский национальный университет, г. Душанбе, пр. Рудаки 17, тел.: 918-40-61-42, Е-mаil: Rahimovich @mEil.ru
Исраилова Амина Рустамовна - ассистент кафедры национальной экономики и экономической безопасности факультета экономики и управления Министерства образо-вания. электронная почта: [email protected]
Казокзода Умеда Хурматулло, докторант, 2-курса кафедры национальной эконо-мики и экономической безопасности факультета экономики и управления Национального университета Таджикистана. г.Душанбе, пр. Рудаки 17. тел.: 111-18-17-16, E-mail: [email protected]
Information about the author:
Isainov Khisain Rakhimovich - Doctor of Economics, Professor, Dean of the Faculty of Economics and Management, Tajik National University, Dushanbe, 17 Rudaki Ave., tel.: 918-40-61-42, E-mail : Rahimovich @ mаil.ru
Israilova Amina Rustamovna is an assistant at the Department of National Economics and Economic Security of the Faculty of Economics and Management of the Ministry of Education. email: Amina. israilova91 @,mail.ru
Kazokzoda Umeda Khurmatullo, Post-graduate student, 2 st year student of the Depart-ment of National Economy and Economic Security, Faculty of Economics and Management, National University of Tajikistan. Dushanbe, Rudaki Ave. 17. tel.: 111-18-17-16, E-mail: kazok-zoda1996 @mail.ru
ИЛМ^ОИ ^УКУКШИНОСЙ
УДК: 342.951:351.82
ПРОБЛЕМАМИ РУШДИ МУОСИРИ МУНОСИБАТХ,ОИ хуКУКЙ ДАР СОХДИ ХИЗМАТИ
ДАВЛАТИИ ЧУМХ,УРИИ ТОЧИКИСТОН
Каримов Хусейн Мухторович
Аннотатсия. Маколаи мазкур ба масоили рушди муосири хизмати давлатии Чумдурии Точикистон бахшида шудааст. Добили кайд аст, ки инкишофи мутаносиби муносибатдои чамъиятй танзими датмиро тавассути меъёрдои ичтимой такозо менамояд ва як навъи ондо меъёрдои дукукй ба дисоб мераванд. Дар натичаи рушди меъёрдои дукукй ондо ба содадои дукук табдил меёбанд ва якчанд институтдои дукукии дамшабед ба як содаи дукуки алодида муттадид гардида, бузургтарин ташкилаи системаи дукукиро бунёд месозанд. Тадлили илмии мазкур мадз ба зерсодаи алодидаи дукуки маъмурй - хихмати давлатй бахшида шудааст. Вобаста ба ин зикр мегардад, ки хизмати давлатй дар аввал дамчун института дукуки маъмурй ва айни замон чун зерсодаи дукук ташаккул ёфтааст. Дар матни макола инчунин кайд мегардад, ки дар назарияи дукуки маъмурй ибораи «дукуки хизматй» ба вукуъ омада ва айни замон рушд намуда истодааст.