333^»— Аграрный вестник Урала № 2 (120), 2014 г.
Образование
УДК 612-056.22
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — ЗАЛОГ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СПЕЦИАЛИСТА
Г. Л. МИРОНОВА,
кандидат биологических наук, доцент, Уральский государственный аграрный университет
(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 371-33-63)
Ключевые слова: здоровье, образ жизни, специалист, самореализация, творческий потенциал.
В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития производства здоровье человека наряду с другими качественными характеристиками приобретает роль ведущего фактора экономического роста. Соблюдение здорового образа жизни позволяет специалисту наиболее полно раскрывать и реализовывать в профессиональной деятельности свой творческий потенциал. Полнота и интенсивность многообразных проявлений жизнедеятельности человека непосредственно зависит от уровня здоровья человека, его качественных характеристик. Они в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха. Являясь одним из показателей общественного прогресса и своеобразным зеркалом социально-экономического благополучия страны, здоровье является мощным социальным, экономическим, трудовым, оборонным, демографическим, культурным и духовным потенциалом общества. Ускорение ритма жизни и усложнение современного производства с высоким уровнем его механизации и автоматизации определяет значительные нагрузки на организм человека, повышается значение таких качеств личности как быстрота реакции, скорость принятия решений, собранность, сосредоточенность, внимательность, эмоциональная устойчивость. Формирование гармонично развитого, физически крепкого, ведущего здоровый образ жизни, семьянина, заботящегося о воспитании последующих поколений, и полезного для общества гражданина — благородная цель, являющаяся одним из важнейших приоритетов государства в отношении будущих специалистов производств. Промедление с ее реализацией грозит серьезными потерями социального и экономического характера.
THE IMPORTANCE OF A HEALTHY LIFESTYLE
FOR ACTUALIZATION OF UNIVERSITY GRADUATES' CREATIVITY
G. L. MIRONOVA,
candidate of biological sciences, associate professor, Ural state agricultural university
(42 K. Libknehta Str., 620075, Ekaterinburg; tel: +7 (343) 371-33-63)
Keywords: health, lifestyle, specialist, self-actualization, creativity potential.
The transition to an intensively developing production system requires a careful attention to health for maximizing the creative and productive capacity of each person. A healthy lifestyle that includes a proper health and physical development is an essential prerequisite for maximization of individual capacity of university graduates. Fullness and intensity of diverse manifestations of vital activity is directly dependent on the level of human health, qualitative characteristics. They largely determine a person's lifestyle and the level of social, economic and labor activity, a degree of migration mobility, plunge into the modern achievements of culture, science, art, engineering and technology, nature and ways of leisure and recreation. Being one of the indicators of social progress, and a mirror of social and economic welfare of the country, health is a powerful social, economic, labor, defense, demographic, cultural and intellectual potential of a society. Acceleration of a life rhythm and the complexity of modern production with a high level of mechanization and automation defines significant load on the human body, increases the importance of such personality traits as reaction time, speed of decision making, self-discipline, concentration, alertness, emotional stability. Formation of a harmoniously developed, physically strong, leading a healthy lifestyle, family man who cares about the education of the next generations, and a useful citizen for a society is a noble goal, one of the most important priorities of the state with respect to future specialists. A delay in its implementation can lead to serious losses of social and economic nature.
Положительная рецензия представлена Т. О. Вербицкой, доктором педагогических наук, профессором Российского государственного профессионально-педагогического университета.
www.m-avu.narod.ru www.avu.usaca.ru
Аграрный вестник Урала № 2 (120), 2014 г. - <
Образование
Современные ритмы жизни характеризуются интенсивным темпом и многоаспектностью своего содержания, повышенной активизацией эмоциональной и интеллектуальной сфер человека. Темпы социальных, технологических, экологических и даже климатических изменений все возрастают, требуя от человека быстрой адаптации и переадаптации в жизни и деятельности, наличия крепкого здоровья. Способность к адаптации — это одно из важнейших свойств живого организма. Но процесс приспособления человека к агрессивным воздействиям требует от него огромного количества энергетических и других ресурсов [1].
Отдавая значительную часть своих резервов на защиту организма от внешних воздействий, организм человека уже не может эффективно выполнять свои обычные функции, при этом истощаются энергетические и структурные сердечнососудистой, иммунной и других важнейших систем ресурсы, что, в конечном итоге, приводит к снижению работоспособности, утомлению, частым болезням, преждевременному старению.
Полнота и интенсивность многообразных проявлений жизнедеятельности человека непосредственно зависит от уровня здоровья человека, его «качественных» характеристик. Они в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха.
Являясь одним из показателей общественного прогресса и своеобразным зеркалом социально-экономического благополучия страны, здоровье является мощным социальным, экономическим, трудовым, оборонным, демографическим, культурным и духовным потенциалом общества.
Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития производства здоровье человека наряду с другими качественными характеристиками приобретает роль ведущего фактора экономического роста. Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей.
Ускорение ритма жизни и усложнение современного производства с высоким уровнем его механизации и автоматизации определяет значительные нагрузки на организм человека, повышается значение таких качеств личности как быстрота реакции, скорость принятия решений, собранность, сосредоточенность, внимательность, эмоциональная устойчивость.
Уровень здоровья и физического развития — одни из важнейших условий качества рабочей силы. По мнению В. И. Ильинича, в зависимости от их показателей оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности. Поэтому уже на этапе выбора специальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизиологического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности [2].
Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща как отдельному индивиду, так и
обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье — все это показатели общей культуры человека. Здоровье имеет смысл определить как гармоничное единство физических, психических и профессиональных функций человека, способствующее оптимальной реализации его возможностей в разнообразных видах трудовой и общественной жизни. Совершенно четко видится корреляционная взаимосвязь между состоянием здоровья, здоровым образом жизни и здоровым стилем жизни.
Существенное ухудшение материально-экономического положения значительных групп населения породило множество негативных явлений, которые, так или иначе, сказываются на подрастающем поколении. Об их серьезности с тревогой говорят ученые, педагоги и представители общественности. Молодежь ведет зачастую нездоровый образ жизни, так как государство не в состоянии обеспечить и сформировать надежную альтернативу наркомании, табакокурению, алкоголизму, проституции и росту преступности среди молодежи.
При длительных экстремальных воздействиях могут возникать неблагоприятные симптомы мыслительной активности, направленной «в себя», в виде снижения субъективной значимости контактов с реальным пространством и настоящим временем и приводит к снижению продуктивности мыслительной работы. При этом человек утрачивает побудительные мотивы для активного внимания, сосредоточения.
Человеческий организм обладает уникальными компенсаторными возможностями, но и они имеют предел, в связи с чем, человеку важно предупредить ранние нарушения здоровья с помощью простых и доступных профилактических мер.
Развитие синдрома усталости в большинстве случаев связано не только с выполнением большого обЪема работы, но и с влиянием на человека неблагоприятных экологических факторов окружающей среды, особенно в условиях большого города, с состоянием, когда человек постоянно переживает самые различные стрессовые ситуации, в которых в большом напряжении находится иммунная система и, наконец, человек часто не получает в питании всех необходимых организму витаминов, микроэлементов и ферментов.
Если человек обеспокоен своим здоровьем, то у него есть два пути оздоровления: обращение к современной фармакологической медицине или организация здорового образа жизни (ЗОЖ), в котором немаловажную роль играет желание человека понять те процессы, которые приводят его к предболезненным состояниям, а затем к болезни, и научиться решать проблемы здоровья разработкой индивидуальных профилактических программ, исключая при этом развитие состояний перегрузки или переутомления [3].
Под здоровым образом жизни понимаются используемые формы повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, усиливают адаптивные возможности организма человека, способствуют восстановлению, поддержанию и развитию его резервных уровней, а также выполнению профессиональных функций. По данным ряда ученых, из общего числа факторов, влияющих на состояние здоровья, режим сна составляет примерно 20-24 %, режим питания — 10-16 %, занятия физи-
www.m-avu.narod.ru www.avu.usaca.ru
Аграрный вестник Урала № 2 (120), 2014 г. - < CCCi"
Образование ^^^
ческими упражнениями — 15-30 %, образ жизни — 50-55 %, генетические факторы — до 20 % [1, 2, 3, 4].
ЗОЖ определяется следующими факторами: личная гигиена; рациональное питание; оптимальное сочетание работы и отдыха; двигательная активность; закаливание; отказ от вредных привычек. За сохранение собственного здоровья приходится бороться, преодолевая свою инертность, лень, обжорство, слабоволие. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и состояние полного телесного, психического и социального благополучия. Ведение ЗОЖ требует внимания к режиму труда и отдыха, рациональному питанию, водному режиму, к отказу от вредных привычек, к занятию физическими упражнениями, закаливанию организма. Предпочтение всегда отдается рациональному режиму, при условии, что эффективный труд чередуется с полноценным отдыхом.
Понимание важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на закономерностях протекания биологических процессов в организме. Человек, ведущий здоровый образ жизни, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов, протекающих в организме. ЗОЖ не включает в себя стандартные формы поведения или установленные раз и навсегда действия. Его составляющие зависят от социально-бытовых и климатических условий, конкретных условий жизни каждого конкретного человека.
Ответственность человека за свое здоровье растет с возрастом. Если здоровье новорожденного полностью зависит от уровня медицинского обслуживания и качества ухода за ним родителей, то по мере взросления поведение человека сказывается и на состоянии его здоровья. Отсутствие навыков личной гигиены может привести к инфекционным заболеваниям. Раннее приобщение к курению и алкоголю тормозит рост и развитие организма, сказывается на состоянии развития его органов и систем. И наоборот, следование требованиям ЗОЖ служит гарантией хорошего здоровья и долголетия. Многие нарушения в состоянии здоровья могут быть исправлены, если проявить личную заинтересованность в улучшении своего здоровья и изменить образ жизни так, чтобы его можно было назвать здоровым. Именно личная заинтересованность человека является первым условием формирования здоровья и залогом творческого долголетия специалиста.
Возможно, это — самое трудное, потому что как это ни странно, человеку легче жить с вредными привычками, и необходимо приложить немало усилий, что бы убедить себя в необходимости измене-
человек приходит, перенеся тяжелое заболевание, убедившись на собственном опыте, как поведение может отразиться на здоровье.
Оптимальная двигательная активность является одним из важнейших факторов, составляющих основу здорового образа жизни. Рядом исследований установлено, что для активной жизнедеятельности и поддержания постоянно высокой работоспособности человеку необходимо затрачивать на активные движения, на физическую культуру хотя бы один час в день.
Для нормального функционирования организма постоянно нужны не только двигательная активность, но и в оптимальных объемах физические напряжения. Поскольку любые движения выполняются напрягающимися мышцами, то работа участвующих в конкретной двигательной деятельности мышц выразится в их совокупном напряжении или нагрузке, объем которой будет зависеть от уровня и продолжительности двигательной деятельности. Величина нагрузки должна быть адекватной состоянию здоровья и физической подготовленности человека.
Физиологическая сущность закаливания заключается в том, что в результате воздействия на организм воздуха, воды, солнца усиливается взаимодействие между кожными рецепторами и центральной нервной системой: внешние раздражения через расположенные в коже нервные окончания воздействуют на центральную нервную систему, а через нее на различные органы и системы, обеспечивающие адаптацию организма.
Практическая медицина предлагает не учиться на собственных ошибках, а осознать необходимость ЗОЖ на примерах уже накопленного практического и научного опыта.
Формирование гармонично развитого, физически крепкого, ведущего здоровый образ жизни, семьянина, заботящегося о воспитании последующих поколений, и полезного для общества гражданина — благородная цель, являющаяся одним из важнейших приоритетов государства в отношении будущих специалистов производств. Промедление с ее реализацией грозит серьезными потерями социального и экономического характера.
Если каждый выпускник вуза серьезно отнесется к поддержанию своего здоровья, и будет использовать индивидуальные программы профилактики и коррекции наиболее распространенных нарушений здоровья в сложных условиях современной жизни, то он сможет наиболее полно реализовывать и раскрывать свой творческий потенциал в профессиональной деятельности, и психологическая цена результатов его труда будет оптимальной.
ния своего поведения. Часто к решению вести ЗОЖ
Литература
1. Миронова Г. Л. Физическая культура в вузе : учеб. пособие. Екатеринбург : УрГСХА, 2005.
2. Виленский М. Я., Сафин Р. С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. М. : Высшая школа, 2003.
3. Соломина Г. М. Здоровый образ жизни — основа реализации творческого потенциала педагога // Здоровье, физическое развитие и образование : состояние, проблемы и перспективы : сб. Всероссийской науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2007.
4. Евсеев Ю. И. Физическая культура. Ростов н/Д : Феникс, 2003.
References
1. Mironova G. L. Physical Education in high school : textbook. Ekaterinburg : USAA, 2005.
2. Vilensky M. Ya., Safin R. S. Professional orientation of physical education of students specializing in pedagogics. M. : Higher School, 2003.
3. Solomina G. M. A healthy lifestyle as a base for a creative potential realization of the teacher // Health, physical development and education : state, problems and prospects : Russian scientific and practical conference. Ekaterinburg, 2007.
4. Evseev Yu. I. Physical Culture. Series : "Textbooks, manuals". Rostov-on-Don : Fenix, 2003. www.m-avu.narod.ru www.avu.usaca.ru