УДК 355.233.22 Б01 10.17238/188п1998-5320.2016.23.147
Олег А. Савченко, Ф. И. Разгонов, Омский автобронетанковый инженерный институт
Ольга А. Савченко, Омский государственный медицинский университет
О РОЛИ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ КУРСАНТОВ НА ЭТАПЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проанализированы данные социологического исследования по субъективной оценке курсантов на этапе получения профессионального образования уровня здоровья, образа жизни, медицинской грамотности; показателям удовлетворённости выбранной профессии; физического развития и успехов в интеллектуальной деятельности в материальном и психоэмоциональном плане. Установлено наличие резервов сохранения здоровья и профилактики нарушений нервной системы, сердечно-сосудистой системы у обучаемых на этапе получения профессионального образования в реализации социального фактора, определяющего удовлетворённость работой (военной службой) в материальном и психоэмоциональном аспектах; мотивации, распологающие к ведению «здорового образа жизни», включающие, в первую очередь, достаточный объём двигательной активности и высокий уровень желания быть здоровыми, при наличии медицинской грамотности, служит дополнительным резервом здоровьесбережения военнослужащих.
Ключевые слова: здоровье, образ жизни, формирование мотиваций, принципы воспитания, повседневная деятельность курсанта вуза, профилактика нарушений здоровья, дневник самоконтроля.
Одними из важных и принципиальных факторов для сохранения здоровья являются выбор профессии и ведение здорового образа жизни (ЗОЖ) в повседневной деятельности. Высокий уровень здоровья - основное условие для выполнения человеком необходимых биологических и социальных ролей, для поддержания трудового и интеллектуального потенциала как отдельно взятой организации, так и государства в целом. Позволяет осваивать накопленные предыдущими поколениями знания, организовывать межличностные связи, рассматривается как фундамент самореализации личности. В основе здоровья лежат процессы развития и сохранения физиологических, психологических и социальных функций.
Здоровье - это важная характеристика производительных сил, индивидуальное и общественное достояние, имеющее материальную и духовную ценность. Недаром политики, педагоги, психологи так много говорят о физическом и нравственном здоровье нации.
Здоровье человека является высшей жизненной ценностью и определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны. Различают физическое, психическое и нравственное здоровье (рис. 1).
Здоровье военнослужащих
=>
Физическое
Психическое
Нравственное
Рис. 1. Здоровье военнослужащих
Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих является первостепенной задачей командиров и начальников всех степеней и рангов, но демографический и экономический кризис 90-х годов спровоцировал ухудшение показателей здоровья лиц призывного возраста, которые в настоящее
время и являются основой формирования ВС РФ. Одним из решений данной государственной проблемы стало формирование культуры индивидуального здоровья у военнослужащих через приобщение их к ведению ЗОЖ. Формирование ЗОЖ у военнослужащих направлено на укрепление физического, психического и нравственного здоровья, правопорядка, дисциплины и искоренения неуставных взаимоотношений и профилактики девиантного поведения. Формирование ЗОЖ на этапе получения военного образования является ключевым вопросом в сохранении здоровья будущих офицеров (рис. 2).
Рис. 2. Формирование ЗОЖ на этапе получения военного образования
Мотивации к ведению ЗОЖ - это такие функциональные состояния организма, при которых человек стремится совершать действия, которые направлены на достижение определённых его потребностей и дают положительные результаты в сохранении и укреплении здоровья. Выделяют мотивации самосохранения, получения удовольствия от здоровья, самосовершенствования, достижения максимально возможной комфортности, маневрирования. Из анализа видов мотиваций вытекает положение, направленное на формирование основных компонентов здоровья обучаемых в высших военно-учебных заведениях (вузах), которое включает в себя два взаимосвязанных компонента:
- ценностную индивидуальную мотивацию личности на сохранение и укрепление здоровья;
- ведение ЗОЖ (знания, умения и навыки по сохранению и укреплению здоровья и конструированию индивидуального рационального образа жизни).
Для укрепления здоровья обучаемых на этапе получения ими профессионального образования в вузе необходимо повысить индивидуальную мотивацию каждого обучаемого на сохранение и укрепление своего индивидуального здоровья. Это возможно через осознанное построение на основе основных принципов ЗОЖ своей жизненной программы, чтобы в дальнейшем передавать этот образ жизни от поколения к поколению - в этом заключается фундамент целостности семьи, армии, государства и прогресс для развития всего человечества.
Основной задачей командования является формирование ценности ЗОЖ среди обучаемых на этапе получения профессионального образования, воспитание у обучаемых культуры к общественно-полезному труду, привитие нравственной культуры, основ индивидуального и коллективного здоровья среди военнослужащих, а не только доведение командирами и педагогическим коллективом вуза определённого уровня учебного материала до обучаемых (рис. 3).
Рис. 3. Формирование личности военнослужащего на этапе получения военного образования
Задача командиров (начальников) и профессорско-преподавательского состава вуза в том, чтобы предостеречь обучаемых (на этапе получения профессионального образования) от асоциального поведения и максимально развить имеющиеся таланты.
В современном социуме вследствие низкой общечеловеческой культуры и медицинской грамотности часто совершаются опасные для всех членов общества действия и поступки, за которые впоследствии расплачивается сам человек собственным здоровьем, а порой и жизнью. В обществе повышается количество лиц, злоупотребляющих алкоголем, курением табака и употребляющих наркотические вещества, ведущих аморальный образ жизни, что ведёт к снижению показателей индивидуального и коллективного здоровья, к деградации всего общества.
Поэтому в настоящее время основой нормальной жизнедеятельности обучаемого в вузе, укрепления его здоровья и раскрытия потенциальных возможностей является формирование ЗОЖ, т. е. воспитывается желание самого военнослужащего быть достойным членом общества и здоровым, гармонично развитым человеком, с «чистыми» мотивами поступков и образа мыслей, направленным на защиту Отечества. Чтобы сохранить и преумножить своё здоровье, обучаемому нужны постоянные усилия, знания о факторах, формирующих и разрушающих здоровье, навыки в оказании первой помощи и «правильном» поведении в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Осуществление взаимодействия командования вуза, педагогов-организаторов физического воспитания, психологов группы профессионального отбора, медицинских работников в реализации модели «Формирование ЗОЖ в воинском коллективе» является важнейшей задачей для всех сотрудников института, так как позволяет:
- сплотить воинский коллектив под эгидой ЗОЖ;
- предотвратить появление девиантного поведения посредством культивирования в подразделении ЗОЖ, приводящего к качественному изменению у обучаемых представлений, суждений, поведения и привычек;
- сформировать у военнослужащих мотивации ценностного отношения к индивидуальному здоровью в ходе занятий физической культурой и спортом;
- повысить эффективность учебного процесса, качество учёбы, собранность и сплочённость подразделения через формирование ценностного отношения к ЗОЖ;
- повысить интерес у курсантов к ведению ЗОЖ и его мотивации через стимулирование познавательной деятельности и общей медицинской грамотности курсантов о безальтернативности и об условиях, способствующих приобщению к ЗОЖ.
Формирование у обучаемых в вузе мотиваций к ведению ЗОЖ в совокупности с регулярными занятиями физической культурой и спортом при соблюдении правил личной и общественной гигиены каждым военнослужащим в повседневной жизнедеятельности является залогом сохранения и укрепления здоровья всего воинского коллектива и фундаментом успеха в выполнении боевой задачи в военное время.
Принципы воспитания, которыми руководствуются командование и профессорско-преподавательский состав вуза - это исходные положения, определяющие основное требование к воспитанию обучаемых, к его содержанию, организации и методике. Каждый принцип, как правило, отражает одну закономерность. В сумме они составляют стройную взаимосвязанную систему, элементами которой являются:
- воспитание курсантов в процессе обучения в вузе;
- связь воспитания с повседневной действительностью;
- воспитание в коллективе и через коллектив;
- индивидуальный подход к обучаемым;
- опора на положительное в воспитании курсантов;
- сочетание высокой справедливой требовательности с уважением достоинства курсантов и заботой о них, с единством, согласованностью и преемственностью в их воспитании.
Принцип воспитания в процессе обучения. В основе этого принципа лежат две взаимосвязанные закономерности: с одной стороны, зависимость воспитания людей от их практической деятельности, с другой - закономерная взаимосвязь обучения и воспитания. Основной из них является первая, поскольку именно труд создал человека, даёт ему необходимые средства существования, оказывает коренное воспитывающее воздействие. В процессе труда формируются основные качества человеческой личности. Направленность воспитательного воздействия труда зависит от его характера. Труд способствует формированию положительных качеств, готовит обучаемых к активной деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов.
Воспитывающее воздействие обучающего труда носит объективный характер, но его эффективность будет более высокой при наличии управляющей деятельности преподавателей. Для этого необходимо:
- постоянно поддерживать убеждённость обучаемых в полезности и необходимости учебного труда, в полезности и необходимости изучения той или иной проблемы, той или иной учебной дисциплины;
- хорошо организовать учебный процесс, обеспечить высокое качество проведения занятий;
- проявлять к обучаемым принципиальность и справедливую требовательность, вести обучение на уровне доступной трудности, давать материал такой сложности, чтобы для овладения им требовались усилия.
Принцип связи воспитания обучаемых с повседневной действительностью. В основе этого принципа лежит закономерная зависимость воспитания личности от материальных и духовных условий жизни общества. Данный принцип обязывает занятия по военной подготовке проводить в тесной связи с жизнью ВС РФ. Для этого необходимо знакомить обучаемых на этапе получения профессионального образования с условиями службы в своём роде войск, и особенно с деятельностью офицеров на различных этапах боевой подготовки и несения боевого дежурства.
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Это очень эффективный канал воспитательного воздействия. Сила влияния коллектива на личность обусловлена коллективной природой самого человека, который живёт и трудится в постоянном окружении людей. От них и в содействии с ними он получает материальные блага, от них приобретает значительную часть своих знаний, под их воздействием формируются его убеждения. Воздействие коллектива на индивидуум осуществляется через общественное мнение. В хорошо организованном, дружном и сплочённом коллективе мнение, как правило, не бывает ошибочным. Пренебречь мнением коллектива - значит, остаться одному, без товарищеской поддержки. Для подавляющего большинства обучаемых потеря поддержки товарищей является тяжким наказанием. Они уважают мнение товарищей и считаются с ним.
Для обучаемого на этапе получения профессионального образования трудовым коллективом является учебная группа, курс, факультет, на кафедре - учебный взвод. Поскольку учебные взводы формируются на базе учебных групп, то коллектив обучаемого остаётся неизменным. Это способствует объединению усилий профессорско-преподавательского состава и командования в формировании здоровых воинских коллективов.
Принцип индивидуального подхода к обучаемым. В основе этого принципа лежит объективная неповторимость индивидуальных черт и свойств, уникальность человеческой личности. Курсанты отличаются друг от друга способностями, особенностями психологических свойств, состоянием здоровья и физическим развитием. Каждая из особенностей, в зависимости от своего качества, оказывает позитивное или негативное влияние на поведение обучаемых, их работоспособность, участие в общественной жизни. В силу своих индивидуальных особенностей каждый обучаемый по-своему воспринимает воспитательное воздействие, по-своему реагирует на меры воспитателей. Отсюда вытекает объективная необходимость организовать воспитательный процесс с учётом особенностей каждого обучаемого.
Данный принцип обязывает преподавателей глубоко знать курсантов, их положительные и отрицательные качества. Опираясь на положительные качества, необходимо способствовать их закреплению и одновременно устранению отрицательных качеств.
Принцип сочетания высокой справедливой требовательности к обучаемым с учётом их личного достоинства. Чувство долга формируется, прежде всего, под воздействием высокой требовательности, без которой не может быть целенаправленного воспитания. Вместе с тем, высокая требовательность не должна подавлять личность обучаемого. Сознательная дисциплина предполагает самосознание, которое формируется под воздействием уважительного отношения воспитателя к личности воспитуемого. В силу этого высокая принципиальная требовательность должна быть справедливой и сочетаться с уважением личного достоинства обучаемых.
Данный принцип обязывает воспитателей:
- быть непримиримыми к недостаткам в учёбе и поведении обучаемых;
- проявлять настойчивость и решительность в проведении в жизнь своих требований;
- осуществлять постоянный контроль качества учёбы и поведения обучаемых на этапе получения профессионального образования;
- требовательность к обучаемым следует проявлять в формах, не унижающих их достоинства;
- постоянно заботиться об удовлетворении законных требований и нужд обучаемых.
Принцип единства, согласованности и преемственности в воспитании обучаемых. В воспитании обучаемых, кроме профессорско-преподавательского состава, принимают участие администрации факультетов и вуза в целом. Каждая из них имеет свой план, предусматривающий проведение соответствующих мероприятий. Возникает объективная необходимость согласования их деятельности, обеспечения единства и преемственности в воспитании обучаемых. Отсутствие единства и согласованности ведёт к разнобою в работе, дублированию и, в конечном итоге, к ослаблению воспитательного воздействия. Единство и согласованность в воспитательной работе немыслимы без преемственности. Соблюдение преемственности эффективно способствует постоянному совершенствованию воспитательной работы, накоплению положительного опыта.
Формирование ЗОЖ у курсантов Омского автобронетанкового инженерного института направлено на укрепление физического, психического и нравственного здоровья, правопорядка, дисциплины, искоренения неуставных взаимоотношений, профилактики девиантного поведения посредством ведения ЗОЖ.
Основные положения, направленные на формирование ЗОЖ у обучаемых на этапе получения военного образования, включают:
- соблюдение распорядка дня - труда и отдыха, сна - в соответствии с суточным биоритмом;
- достаточную физическую активность и закаливание, включающую систематические занятия военно-прикладными видами спорта, оздоровительным бегом, занятиями физической культурой (подготовкой) на воздухе;
- саморегуляцию и самоконтроль, которые направлены на формирование умения снимать нервное перенапряжение с помощью мышечного расслабления, самомассажа;
- соблюдение правил личной и общественной гигиены;
- профилактику инфекционных болезней, в том числе передающихся половым путём;
- профилактику вредных для здоровья привычек;
- рациональное трёхразовое питание (в одно и то же время, с калорийностью суточного рациона питания не менее 3000 ккал/сут.).
Сохранение и укрепление здоровья молодого поколения на этапе получения ими профессионального образования возможно лишь при условии формирования приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей российского общества путём создания у населения России
экономической и социокультурной мотивации быть здоровым и обеспечения государством правовых, экономических, организационных и инфраструктурных условий для ведения ЗОЖ (на основе личной мотивации каждого человека быть здоровым).
В результате проведённого исследования по знанию руководящих документов и соблюдению правил ЗОЖ среди курсантов V курсов, обучающихся по специальностям автотехнического и танко-технического обеспечения, были получены следующие результаты:
- 100 % курсантов планируют продолжать военную службу после выпуска;
- 80 % курсантов указывают вуз как основной источник информации о сохранении и укреплении здоровья (20 % указывают средства массовой информации, семью и сверстников);
- 100 % курсантов указывают, что регулярно занимаются физической подготовкой в объёме программы обучения в вузе и в часы самостоятельной работы;
- 80 % курсантов питаются регулярно: завтрак, обед и ужин в одно и то же время (20 % курсантов частично соблюдают режим питания - питаются периодически по желанию и иногда после 20:00);
- 85 % курсантов обязательно выпивают более 1,5 литров воды в сутки (15 % пьют воду при возникновении потребности);
- 84 % курсантов постоянно соблюдают требования личной гигиены - чистят зубы утром и вечером, ежедневно моют ноги перед сном, полностью моются ежедневно, если имеется возможность (16 % соблюдают требования личной гигиены периодически);
- 85 % курсантов укрепляют своё здоровье, постоянно интересуются информацией по сохранению и укреплению личного и общественного здоровья (15 % курсантов считают себя практически здоровыми, информацией по сохранению и укреплению личного и общественного здоровья не увлекаются);
- 84 % курсантов соблюдают режим сна, труда и отдыха (10 % курсантов лишь частично соблюдают и 6 % не соблюдают режим дня);
- 100 % курсантов информированы о влияния вредных привычек на состояние здоровья человека (84 % из курсантов не курят и не принимают алкоголь, 16 % периодически курят и периодически употребляют алкоголь, особенно, если к этому располагает ситуация);
- 100 % курсантов знают руководящие документы, регламентирующие деятельность командира в области сохранения и укрепления здоровья военнослужащих;
- 85 % курсантов оценивают свои условия жизни как хорошие (15 % курсантов оценивают свои условия жизни как удовлетворительные);
- 82 % курсантов соблюдают режим двигательной активности при нахождении в отпуске (18 % курсантов частично соблюдают - это курсанты с низкой мотивацией к сохранению индивидуального здоровья).
Сравнительный анализ проведённого исследования по ведению ЗОЖ курсантами V курсов, обучающимися по специальностям автотехнического и танкотехнического обеспечения, свидетельствует (р<0,05) о действующей в институте системе мер по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих и преобладанию профилактической работы по формированию мотивации к ведению ЗОЖ на 3 факультете по специальности танкотехнического обеспечения (рис. 4).
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
укрепляют соблюдают соблюдают соблюдают не курят и не здоровье режим личную режим труда употребляют
питания гигиену и отдыха алкоголь
Рис. 4. Сравнительный анализ ведения ЗОЖ курсантами выпускных курсов, обучающимися по специальностям автотехнического и танкотехнического обеспечения
Внедрение дневника самоконтроля в повседневную деятельность курсанта вуза
M r_f <LJ — СЗ ё F3 и о ^ о = m = ce m о CN ЧЭ к 13 = s и £ - и - и й =г 03 s ¡£ = се - ad [M с ОС с 1 £ х Я 03 i g ■Lj й = - 03 p 03 03 al (с (о й — = 33 £ g S Я - 03 s: 13 s м г s = Щ 03 - >• Я ad £ = Cj S OJ S E e SS 03 = t < Я S = s P О <D s = s a 03 Я P C3 CO ь о s al и * д J Е Д К 03 S = 03 s Рн H ц al Мотивация к обучению Физическое качество 03 дз и о & о п и 03 о я Л g & и 03 и
s > s & я s & я SI > s: & я ч & я S > 5 6 Я ч s & я о] я „ 03 и Я я ^ = s S È ? п ï □ Я S F "il t- pc; 03 с R = p- K rt 2 Œ •5 ^ PQ U Ю g-g О M cc _ g с о я S - — аз с Ш Ш — CN РП Р О о ^ га о ч = PQ
03 Рч H g \D pi 03 & g VD П ID р. H g ю H g Щ га Р £3 0 га л g oa Я 1 g £7 и га ш ь a> s ч а & я
- fc = к > t£ & = ci £ =
Ш Рн F g n
- 03 с
= >
За время обучения в институте у курсантов происходит формирование мотивации к ведению ЗОЖ и закрепление навыков, направленных на сохранение и укрепление здоровья военнослужащих:
- соблюдение режимов питания, труда и отдыха;
- правил личной и общественной гигиены,
- отказ от вредных привычек, а также в значительной мере стимулирование поведенческих ориентиров на физическую активность, занятия спортом и закаливание, что в конечном итоге способствует сохранению здоровья.
Основные предложения по сохранению и укреплению здоровья на этапе получения профессионального образования:
1. Качественное повышение уровня индивидуального физического развития курсантов, направленное на формирование мотивации быть здоровыми.
2. Внесение изменений в распорядок дня на основе научных знаний о режиме труда и отдыха, обязательное исполнение всех его элементов в процессе служебной деятельности всеми военнослужащими вуза.
3. Внедрение дневников самоконтроля за физическим состоянием обучаемых (таблица) с целью сохранения и укрепления индивидуального здоровья, повышения качества физической готовности, с обязательным ежемесячным их представлением на контроль преподавателям кафедры физической культуры (подготовки) и медицинским работникам вуза.
4. Совершенствование системы высшего образования (снижение объёма учебной нагрузки и улучшение качества подготовки курсантов) через переход на модульную систему обучения и внедрение инновационных технологий обучения в учебный процесс вуза.
5. Качественное улучшение культуры и досуга, жилищных условий, материальной базы для занятий физической культурой и спортом, информационного и торгово-бытового обслуживания курсантов.
6. Повышение безопасности военной службы через усиление контроля требований безопасности, улучшение морально-психологического микроклимата в подразделениях и повышение адаптивных возможностей будущих офицеров к стрессовым нагрузкам.
7. Поощрение обучаемых, активно участвующих в научной, рационализаторской, изобретательской и спортивно-массовой работе.
Неоценимую помощь в решении данных задач играют командиры подразделений, мотивируя подчинённый личный состав к ведению ЗОЖ (табл.).
Таким образом, можно сказать, что первоочередная задача командования, профессорско-преподавательского состава, специалистов в области физической культуры и спорта, военной медицины в целом направлена на правильный (осознанный) выбор молодым человеком военной профессии, создание условий для формирования здоровьеформирующей среды воинского коллектива, мотиваций к ведению ЗОЖ (решающее значение в укреплении здоровья) с целью формирования здо-ровьесберегающей (здоровьеформирующей) среды воинского коллектива на основе гигиенического нормирования воинского труда для сохранения и укреплении здоровья обучаемых на этапе получения профессионального образования [9-17].
Значение комплексной системы военного образования, основанной на принципах ЗОЖ, в сохранении и укреплении здоровья обучаемого на этапе получения профессионального образования играет первостепенную роль, а роль командира (начальника), специалистов по физической подготовке, представителей медицинской службы вуза в формировании «здоровой» личности обучаемого сложно переоценить, причём ЗОЖ является интегральным путём достижения качества здоровья каждого обучаемого в единстве его биологического, психического и социального развития и оптимальным фактором для развития здорового воинского коллектива на современном этапе.
Библиографический список
1. Гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни в Вооружённых Силах Российской Федерации / под ред. П. И. Мельниченко. - М. : Воениздат, 2004.
2. Бонченков, И. А. Компетентность и компетентностный подход к образовательному процессу в вузе / И. А. Бонченков, О. А. Савченко // Вестник Сибирского отделения Академии Военных наук. - Омск : АВН, 2013. - Вып. 23. - С. 230-234.
3. Кучма, В. Р. Состояние и прогноз здоровья школьников (итоги 40-летнего наблюдения) / В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева // Российский педиатрический журнал. - 2007. - № 7. - С. 53-57.
4. Крига, А. С. Здоровый образ жизни: приоритеты здравоохранения / А. С. Крига, Ю. В. Ерофеев, И. И. Новикова // Санитарный врач. - 2012. - № 8. - С. 58-61.
5. Оглезнев, Г. А. Комплексная оценка воздействия окружающей среды на формирование здоровья школьников / Г. А. Оглезнев, И. И. Новикова, Л. В. Демакова, Д. М. Плесовких // Омский научный вестник. -2006. - № 3 (37). - С. 263-268.
6. Ляпин, В. А. Физическое здоровье детей крупного промышленного центра нефтехимической промышленности / В. А. Ляпин // Сибирь-Восток. - 2003. - № 4. - С. 18-20.
7. Ляпин, В. А. Совершенствование модели комплексной и интегральной оценки здоровья населения на территории: учебн-метод. пособие / В. А. Ляпин, О. Н. Прудникова. - Омск : М-во здравоохр. Омск. обл., 2007. - 110 с.
8. Ляпин, В. А. Комплексная оценка потерь здоровья детей и подростков на территории крупного промышленного центра : учеб.-метод. пособие / В. А. Ляпин. - Омск : М-во здравоохр. Омск. обл., 2007. - 96 с.
9. Манченко, К. А. Особенности и сущность воспитания курсантов военных вузов, взаимодействие преподавателей и командиров в повышении качества организации самостоятельной работы курсантов / К. А. Манченко [и др.]. // Всеросс. науч-практ. конф. «Пути оптимизации самостоятельной работы студентов в условиях модернизации профессионального образования». - Омск : Изд-во СибГУФК, 2013. - В 2 ч. - Ч. 2. - С. 57-62.
10. Михеева, Е. В. Гигиеническая оценка условий вос былапитания и обучения школьников в современных условиях / Е. В. Михеева, И. И. Новикова, Ю. В. Ерофеев // Здоровье населения и среда обитания. - 2011. - № 9. - С. 37-40.
11. Рягин, С. Н. Формирование здорового образа жизни студентов : учеб.-метод. пособие для бакалавров направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование / С. Н. Рягин, Д. И. Харченко. - Омск : ОмГА, 2013. - 74 с.
12. Савченко, О. А. Адаптация - здоровье - качество жизни / О. А. Савченко // Вестник Сибирского отделения Академии Военных наук. - Омск : АВН, 2013. - Вып. 21. - С. 82-87.
13. Савченко, О. А. Принципы воспитания обучаемых на этапе получения военного образования (статья) / О. А. Савченко // Междунар. науч. конф., посвящ. 200-летию Омского кадетского корпуса: «Военно-образовательные учреждения: история, современность, вклад в науку и культуру». - Омск : Издатель-Полиграфист, 2013. - Т. 1. - С. 45-48.
14. Савченко, О. А. Роль образа жизни и социальных факторов в предупреждении формирования нарушений здоровья на этапе получения профессионального образования / О. А. Савченко // Сборник статей по матер. II Междунар. науч-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения проф. М. П. Меркулова: «Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения». -Самара : ПГСГА, 2014. - С. 142-148.
15. Савченко, О. А. Гигиеническая оценка значимости образа жизни в укреплении функциональных возможностей здоровья курсантов на этапе получения профессионального образования / О. А. Савченко [и др.]. -Омск: ОГА, 2014 - № 1 (15). - С. 119-123.
16. Савченко, О. А. Значение военного образования в поддержании физического благополучия и здоровья обучаемого на этапе получения военного образования (статья) / О. А. Савченко [и др.]. // V междунар. науч. конф. «Теория и практика образования в современном мире». - СПб. : СатисЪ, 2014. - С. 248-251.
17. Савченко, О. А. Результаты социально-гигиенической оценки условий обучения в учреждениях военного профиля / О. А. Савченко и [др.]. - Омск : Сиб. Отд. АВН: КАН, НПР № 2 (12), 2014. - С. 176-180.
18. Савченко, О. А. О формировании здорового образа жизни : коллективная монография / О. А. Савченко [и др.] ; под ред. д-ра мед. наук, академика АМТН, заслуженного деятеля науки и техники РФ, проф. А. Г. Рожкова. - М. : АМТН, 2015 - 84 с.
Oleg A. Savchenko, F. I. Razgonov, Omskiy armored engineering Institute, Olga A. Savchenko, Omsk state medical University THE QUESTION OF THE ROLE OF MILITARY EDUCATION IN THE PRESERVATION AND PROMOTION OF HEALTH «HEALTHY» ON THE STAGE OF VOCATIONAL EDUCATION
Analyzed the data of sociological research on subjective evaluation of the students on the stage of professional education level of health, lifestyle, health literacy indicators of satisfaction with their chosen profession: physical development and success in intellectual activity in material and emotional terms. The availability of the reserves, the preservation of health and prevention of disorders of the nervous system, cardiovascular system students at the stage of professional education in social factor determining job satisfaction (military service) in the material and emotional aspects; motivation defining the jurisdiction of the «healthy lifestyle» that includes primarily a sufficient amount of physical activity and a high level of motivation to be healthy, in the presence of health literacy, also serves as an additional reserve of health protection of military personnel.
Keywords: health, lifestyle, formation of motivations, principles of education, daily activities student of the University, the prevention of health disorders, diabetes diary
References
1. Gigienicheskoe vospitanie i propaganda zdorovogo obraza zhizni v Vooruzheyenich silach Rossiyskoy Federatzii [Hygiene education and promotion of healthy lifestyle in the Armed Forces of the Russian Federation] . Under the editorship of P. I. Melnichenko. - M.: Voenizdat, 2004.
2. Bonchenkov I.A. Kompetentnost i kompetentnostniy podchod k obrazovatelnomy protshessy v vuze [And Competence and competence-based approach to the educational process in the University] Vestnik Sibirskogo otdeleniya Akademii Voennih nauk. - Omsk: AVN, 2013.
3. Kuchma V.R. Sostoyanie i prognoz zdorovya shkolnikov. [The Status and forecast of children's health] Rossiiskiy pediatricheskiy zhurnal. - 2007. - no. 7. - pp. 53-57.
4. A.S. Kriga Y.V. Erofeev, I.I. Novikova Zdoroviy obraz zhizni: prioriteti zdravoohraneniya. [Healthy lifestyle: health priorities] Sanitarniy vrach. - 2012. - № 8. - pp. 58-61.
5. G.A. Ogleznev I.I. Novikova, L.V. Demakova, D.M. Plesovkich Kompleksnaya oztenka vozdeistviya okruzhayucshei sredi na formirovanie zdorovya shkolnikov. [Integrated assessment of the impact of environment on the formation of schoolchildren's health] Omskiy nauchniy vestnik. - 2006. - no 3 (37). - pp. 263-268.
6. Layapin V.A. Fizicheskoe zdorovye detei krupnogo promishlennogo cthentra neftehimicheskoi promishlennosti [Physical health of children is a major industrial center of petrochemical industry] Sibir-Vostok. -2003. - no 4. - pp. 18-20.
7. Lyapin V. A., O. N. Prudnikova Sovershenstvovanie modeli kompleksnoy i integral'noy ocenki zdorovya naseleniaya na territorii [Improvement of the model of comprehensive and integrated assessment of the health of the population on-site]: training method. the manual - Omsk: M-zdravoohr. Omsk. reg., 2007. 110 p.
8. Lyapin V. A. Kompleksnaya ocenka poter, zdorov,ya detey i podrostkov na territorii krupnogo promyshlennogo centra [Comprehensive assessment of the losses of the health of children and adolescents within a large industrial center] : training.-method. the manual - Omsk: M-zdravoohr. Omsk. reg., 2007. - 96 p.
9. Manchenko K. A. and [others]. Features and essence of the education of cadets of military schools, the interaction between teachers and commanders in improving the quality of organization of independent work of students All-Russian. scientific-practical. Conf.: "Optimization of independent work of students in the conditions of modernization ofprofessional education". - Omsk: Publishing house of physical education, 2013. - Part 2. - pp. 57-62.
10. Mikheeva E.V., Novikov I.I., Yerofeyev Y.V., Mikheeva E.V. Hygienic evaluation of working conditions of vos balapitiya and training of students in modern conditions public Health and environment. - 2011. - no. 9. - pp. 37-40.
11. Rjagin S.N., Harchenko D.I. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni studentov: ucheb.-metod. posobie dlja bakalavrov napravlenija podgotovki 050100.62 Pedagogicheskoe obrazovanie [Formation of healthy lifestyle of the student]. Omsk, 2013. 74 р.
12. Savchenko, O. A. Adaptation health quality of life Bulletin of the Siberian branch of the Academy of Military Sciences. - Omsk: MSA, 2013. - Vol. 21. - pp. 82-87.
13. Savchenko, O. A. Principles of education of the learners at the stage of receiving military education (article)
Intern. scientific. Conf. devoting to research and development. The 200th anniversary of the Omsk cadet corps: "Military-educational institutions: past, present, contribution to science and culture". - Omsk: Publisher Typographer, 2013. - T. 1. - Pp. 45-48.
14. Savchenko O. A. Role of lifestyle and social factors in the prevention of the formation of health disorders at the stage of vocational education. Collection of articles on mater. II Intern. scientific-practical. Conf. devoting to research and development. The 100th anniversary of birthday of Professor M. P. Merkulova: "Biological and environmental education students: current problems and their solutions". - Samara: Samara humanitarian Academy", 2014. -pp. 142-148.
15. Savchenko O. A. and [others]. Hygienic assessment of the significance of lifestyle in strengthening the functional abilities of cadets at the stage of vocational education.- Omsk: OGA, 2014 - no 1 (15). - pp. 119-123.
16. Savchenko O. A. and [others]. The Value of military education in the maintenance of physical well-being and health of the student at the stage of receiving military education (article). V Intern. scientific. Conf. "Theory and practice of education in the modern world". - St. Petersburg: Satis, 2014. - pp. 248-251.
17. Savchenko O. A. and [others].The results of the socio-hygienic assessment of the learning environment in the institutions of the military profile- Omsk: Sib. Otd. AVN: KAN, NPR no. 2 (12), 2014. - pp. 176-180.
18. Savchenko O. A. and [others]. On the formation of a healthy lifestyle (collective monograph) ed. by d.m.n., academician AMTN, honored worker of science and technology of the Russian Federation, Professor A. Rozhkova G. M: AMTN, 2015 - p. 84
© Олег А. Савченко, Ф. И. Разгонов, Ольга А. Савченко, 2016
Авторы статьи:
Олег Андреевич Савченко, кандидат биологических наук, профессор, Омский автобронетанковый инженерный институт, e-mail: Savchenkoolga78@rambler.ru.
Фёдор Иванович Разгонов, кандидат медицинских наук, доцент, Омский автобронетанковый инженерный институт.
Ольга Анатольевна Савченко, кандидат медицинских наук, Омский государственный медицинский университет.
Рецензенты:
В. А. Ляпин, доктор медицинских наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск.
И. И. Новикова, доктор медицинских наук, профессор, Управление Роспотребнадзора по Омской области.