УДК 796.093 + 378.17
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ИМИДЖА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
O.A. Семерич, О.Н. Шкитырь
В статье рассматривается вопрос зависимости компетентности специалиста от уровня его здоровья, раскрываются критерии сформированносги здорового образа жизни у студентов, как одного из ведущих компонентов имиджа будущего специалиста.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, имидж будущего специалиста, профессиональная подготовка, физическое здоровье, психическое здоровье.
В условиях рыночной экономики остро стоит вопрос о конкурентоспособности любого специалиста. В связи с этим актуальной является проблема интеграции фундаментального образования и элементов профессионального обучения. Д.В. Чернилевский и O.K. Филатов [1] так определяют свойства конкурентоспособного специалиста:
1) четкость целей и ценностных ориентаций;
2) трудолюбие;
3) творческое отношение к делу;
4) способность к риску;
5) независимость;
6) способность быть лидером;
7) способность к саморазвитию;
8) способность к непрерывному профессиональному росту;
9) стрессоустойчивость;
10) поддержание и укрепление здоровья и работоспособности;
11) создание благоприятного внешнего облика.
12) стремление к высокому качеству конечного продукта;
В.И. Андреев [2] добавляет к вышеперечисленным характеристикам коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству.
Японские психологи и социологи давно считают, что аттестат об образовании - не самое главное. Решающее значение имеют не профессиональные знания, а деловые и личные качества.
Подготовка высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста напрямую связана с процессом формирования его положительного делового имиджа.
В настоящее время существует большое количество определений термину «имидж». Мы рассматриваем имидж как сформировавшийся образ специалиста, в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. [3]
Имидж формируется как осознанно, так и неосознанно, а в его создании принимает участие не только сам человек, но и его ближайшее окружение. Имидж складывается в ходе личных контактов человека на основе мнений, высказываемых о нем окружающими.
Имидж включает в себя две взаимосвязанные характеристики.
Первая - это то, что он является формой жизнепроявления человека, демонстрирующей личностно-деловые качества. Вторая включает оценочные отношения и признания окружающих.
Имидж профессионала, в том числе и будущего специалиста обладает следующими свойствами:
• имидж - это сознательное явление. Он не существует только на уровне отдельного человека, объект должен быть известен партнерам по бизнесу или сотрудникам трудового коллектива;
• благоприятный имидж должен иметь точный адрес, вызывать к себе интерес, привлекать определенные группы партнеров;
• имидж активен, он способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность отдельных людей и целых групп;
• имидж не является чем-то однажды заданным, сформированным;
• имидж должен быть пластичным;
• имидж должен быть правдоподобным, в противном случае имиджу не верят и он не достигает поставленной цели.
В ходе опытно-экспериментального исследования нами проводился анализ компонентов имиджа профессионала.
Ведущими составляющими позитивного имиджа будущего специалиста являются:
- деловая этика;
- культура организации;
- деловой этикет;
- этикет внешнего вида;
- культура делового общения;
- самоменеджмент личности специалиста;
- здоровый образ жизни профессионала.
Приоритет здоровья несомненен в ряду общечеловеческих ценностей, определяющих социально-экономическую политику государства.
Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития производства здоровье, наряду с другими качественными характеристиками, приобретает роль ведущего фактора экономического роста.
Среди различных уровней обусловленности здоровья важную роль играют социальные условия и здоровый образ жизни, поэтому целесообразно дать характеристику понятию «здоровый образ жизни». Доктор медицинских наук Т.И. Баркова рассматривает здоровый образ жизни как «социальную ценность, один из важнейших резервов рабочей силы, он определяет возможности человека в осуществлении стоящих перед ним задач. Известно, что рациональный режим труда, отдыха, быта, питания, способствует сохранению здоровья, помогает сохранить высокую работоспособность, избежать заболеваний» [4].
P.E. Артыкбаев считает, что «здоровый образ жизни - это путь к достижению здоровья, к его сохранению и укреплению. Этот путь может повседневно использовать хронически больной, старый человек и, таким образом, в какой-то мере улучшить свое здоровье. И напротив, молодой здоровый человек может подтачивать постепенно данное природой здоровье. Основанием для оценки образа жизни как здорового выступает не уже достигнутое состояние здоровья, а такая организация жизни, такие поступки, привычки, формы поведения, которые сохраняют и укрепляют здоровье» [5].
Здоровый образ жизни - это способы деятельности людей по сохранению и улучшению своего здоровья как условия и предпосылки развития других сторон и аспектов образа жизни. Таким образом, здоровый образ жизни - это, с одной стороны, форма, с другой - условие реализации и развития других сторон образа жизни человека.
В основе здорового образа жизни лежат две группы принципов, определяющих стиль жизни. С биологической, точки зрения, образ жизни должен быть возрастным, укрепляющим, ритмичным, энергетически обеспеченным.
Как социальный феномен здоровый образ жизни должен быть эстетическим, нравственным, волевым, самоограничительным и экологичным.
Из многочисленных определений и понятий здорового образа жизни основным направлением мы рассматриваем - психолого-педагогическое, утверждающее ведущую роль мотивационно-ценностного отношения, сознания, поведения и ценностно-ориентированной деятельности личности для создания своей социокультурной макро- и микросреды жизнедеятельности.
Сложная демографическая ситуация в России, низкий уровень культуры здоровья, гигиены питания и на этом фоне ухудшение здоровья студенческой молодежи ставят проблему формирования здорового образа жизни будущих специалистов как одну из приоритетных.
«Профессиональное долголетие будущего специалиста должно закладываться уже на этапе профессиональной подготовки. Решение этой задачи в значительной степени находится в руках самого студента. Для этого он должен научиться, соответствующим образом организовывать свое поведение, отводя в нем особое место программе профессионального самосохранения». [6] Отметим ряд пунктов физического и психического здоровья человека, включенного в профессиональную деятельность. К ним относятся:
• готовность к постоянному самоизменению;
• внутренняя личностная ответственность за собственное здоровье;
• способность жить в согласии с самим собой, внутренняя сбалансированность;
• овладение приемами самовосстановления после перегрузок;
• выработка у себя адекватных средств преодоления нежелательных состояний;
• овладение приемами психической саморегуляции и нормализации уровня работоспособности;
• предупреждение возможных личностных деформаций в своей профессии;
• противодействие профессиональному старению и поддержание своего интеллектуального потенциала;
• исключение из своей жизни саморазрушающих стратегий поведения;
• развитие навыков самоконтроля.
Однако в настоящее время отношение к собственному здоровью у будущих специалистов остается пассивным.
К сожалению, молодежь не соблюдает самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Большинство, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Недостаток двигательной активности (гиподинамия) отражается на психической активности человека: у него появляется сонливость, раздражительность, бессонница, эмоциональная неустойчивость, вялость в движениях, наблюдается отсутствие аппетита, дезорганизация речи и мышления.
Ограниченная мышечная активность является в настоящее время одной из главных причин ряда тяжелых хронических заболеваний внутренних органов, нарушения обмена веществ, ухудшения снабжения крови кислородом и накопления молочной кислоты в организме.
В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека.
Главной целью формирования здорового образа жизни является сохранение и укрепление здоровья через самопознание и овладение человеком индивидуальными способами здорового образа жизни. Основными критериями сформированное™ у будущих специалистов здорового образа жизни являются:
- когнитивный критерий (глубокое понимание значимости всех компонентов, характеризующих здоровую жизнедеятельность, значение своего состояния здоровья, валеологических проблем).
- мотивационно-ценностный (выражение потребности в крепком здоровье, стремление к регулярному систематическому анализу и прогноза здоровья, проявление интереса к оздоровительным мероприятиям, глубокое убеждение и осознание личной и социальной значимости здорового образа жизни).
- деятельностно-практический (проявление оздоровительных умений и практических навыков в оздоровительной деятельности и регулярность их применения, активное проявление опыта оздоровительного поведения, устойчивая способность к самоанализу, самоконтролю за уровнем собственного здоровья).
Психолого-педагогическая диагностика помогла нам изучить состояние здорового образа жизни у студентов Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Мы получили следующие результаты:
1. Уровень когнитивного критерия нами определяется с помощью опроса и тестирования. В результате были сделаны следующие выводы:
- с высоким уровнем знаний студентов - 29%;
- со средним - 30,2%;
- с низким - 79%;
- с очень низким - 12%.
2. Мотивационно-ценностный критерий рассматривался с помощью анкеты. В результате обработки полученных результатов мы выяснили, что 82% опрошенных испытывают потребность в ЗОЖ. Мотивы могут быть следующие:
- быть здоровыми - 31,8%;
- иметь красивую фигуру - 20,1%;
- улучшить физические качества - 14,7%;
- подготовить себя к профессиональной деятельности - 11,8%;
- другие мотивы - 21,6.
3. Деятельностно-практический критерий определяется в результате выполнения практических умений.
-11% студентов имеют высокий уровень практических умений в ведении ЗОЖ;
- 36% - средний;
- 66% - низкий;
- 23% - очень низкий.
К сожалению, психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что большинство студентов - будущих специалистов не ведут активную деятельность по позитивному преобразованию своего образа жизни.
Уклад жизни современной молодежи должен учитывать сложность организации человека и многообразия его взаимоотношений с окружающей его средой, а сам человек должен определяться нижеперечисленными характеристиками:
• физическим состоянием, физическим развитием как процессом и результатом параметрических характеристик организма в течение жизни;
• физической подготовленностью;
• психомоторикой;
• психологическими свойствами личности;
• социальной образованностью;
• духовностью. [7]
Исходя из указанных предпосылок структура здорового образа жизни будущего специалиста должна включать следующие факторы:
• оптимальный двигательный режим;
• тренировку иммунитета и закаливания;
• рациональное питание;
• психофизиологическую регуляцию;
• рациональный режим дня;
• отсутствие вредных привычек; самообразование в области гигиены здоровья.
Итак, формирование здорового образа жизни будущих специалистов имеет своей целью совершенствование условий жизни и жизнедеятельности на основе культуры здоровья, включающих не только изучение своего организма, знание факторов риска, вредных привычек, но и умение на практике использовать комплекс средств и методов, обеспечивающих здоровый образ жизни.
The problem of dependence competence of a specialist from the lever of his health is examined in his article; the criterions of formation students healthy way of living as a component part of future specialists image are analyzed.
The Key words: healthy way of living, future specialists image, professional training, physical health, mental health.
Список литературы
1. Чернилевский Д.В., Филатов O.K. Психология обучения в высшей школе. М., 1996.
2.АндреевВ.И. Саморазвитие менеджера. М.: Народное образование, 1995.
3.Злобина С.Н., Семерич О.А., Елисеева Е.В. Основы делового общения. Брянск, 2006.
4.Баркоеа Т.И. Психологические условия формирования рационального образа жизни студентов I курса вуза: Дисс.... канд. психол. наук. М., 1986. С.140-141.
5.Артыкбаев Р.Е. Социально-педагогические факторы совершенствования работы с населением на спортивных сооружениях по формированию здорового образа жизни: Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1988. С.29-30.
6МарковаА.К. Психология профессионализма. М., 1996.
7.Грач Л.П., Грач И.С. Гармония тела - торжество духа: Научно-методическое пособие. Брянск, 2003.
8.Шкитыръ О.Н. Формирование культуры здоровья у будущих учителей в системе высшего педагогического образования. Монография. Брянск: «Курсив»»,2009