УДК:796.11 DOI:10.14526/08_2014_12
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К УЧЕБНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Л.Д. Назаренко - доктор педагогических наук, профессор Е.О. Панова - кандидат педагогических наук, и.о. доцента Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск, Россия
PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS' RESPONSIBILITIES FORMATION TO PHYSICAL CULTURE LESSONS AS A CONDITION FOR THEIR EFFECTIVENESS
L.D. Nazarenko - doctor of pedagogics, professor E.O. Panova - candidate of pedagogics, acting associate professor Ulyanovsk State Pedagogical University Ulyanovsk, Russia E-mail: [email protected]
Актуальность. Повышение показателей здоровья детей, подростков и учащейся молодежи, их умственной и физической работоспособности, высоконравственного отношения к своим обязанностям является одной из наиболее актуальных проблем. В многочисленных научных публикациях приводятся данные, свидетельствующие о неуклонном ухудшении физического и психического здоровья подрастающих поколений, снижении нравственности. Специалисты в сфере педагогики, психологии, физической культуры и спорта, медицинские работники предлагают различные способы улучшения сложившейся ситуации. Однако положительных результатов, существенно изменяющих положение дел в лучшую сторону, пока не достигнуто.
Методы: анализ и обобщение научной и методической литературы, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Материал. Теоретическое обоснование значимости формирования ответственного отношения студентов педагогического вуза к учебным занятиям по физической культуре как одному из компонентов их профессиональной деятельности.
Результаты.
1. Выявлены основные компоненты деятельности студентов на учебных занятиях по физической культуре как одного из компонентов их профессиональной деятельности.
2. Разработана методика формирования ответственного отношения будущих учителей к физической культуре, ее эффективность проверена в ходе педагогического эксперимента.
Создание условий для осознания студентами сущности своей педагогической деятельности по реализации задач укрепления здоровья учащимися общеобразовательной школы, повышения их умственной и физической работоспособности позволило будущим учителям понять значимость методической направленности учебных занятий по физической культуре в педагогическом вузе, обеспечивающей их подготовку к физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе со школьниками.
Заключение. С повышением ответственности студентов педагогических вузов за свою готовность к физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности в школе происходит существенное изменение отношения будущих учителей к учебным занятиям по физической культуре в период их обучения в вузе. Они осознают, что главная задача состоит в усвоении специальных знаний по физической культуре, навыков организации и проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы со школьниками, что увеличивает
объем их двигательной активности, и с помощью целенаправленных упражнений происходит улучшение физических кондиций учащихся.
Ключевые слова: учебные занятия, физическое воспитание, компоненты деятельности, ответственное отношение.
Abstract. Children's, teen-agers' and students' health indices increase, their intellectual and physical working capacity improvement and their moral attitude towards their duties formation are very urgent problems. Many scientific publications give facts that prove constant worsening of oncoming generations' physical and mental health indices, their morality level decrease. The specialists in the sphere of pedagogics, psychology, physical culture and sport,health professionals suggest different ways for this problem solution. However, there are still no positive results in this problem solution, which can sufficiently change the situation for the better.
Material. Theoretical importance substantiation ofpedagogical University students' responsibilities to physical culture lessons, as one of the components of their professional activity.
Results. 1. The main components of the students' activity at physical culture lessons are revealed as one of the components of their professional activity.
2. The methodology of the future teachers' responsibilities formation to physical culture is created and its effectiveness during the pedagogical experiment is checked.
The conditions creation in which the students will understand the essence of their pedagogical activity on pupils' health improvement, on their physical and mental working capacity increase allowed the future teachers to understand the importance of methodical orientation of physical culture lessons at a pedagogical higher educational establishment, which provides their training for health-improving and sports-mass work with pupils.
Conclusion. With the pedagogical University students' responsibility increase for their readiness to health-improving and sports-mass activity at school changed the attitude of the future teachers to physical culture lessons during their study at a higher educational establishment. They realize that the main aim is special knowledge in the sphere ofphysical culture mastering, the skills of health-improving and sports-mass work with schoolchildren organization. All this increases the volume of their motional activity and with the help of purposeful exercises we have students' physical conditions improvement.
Keywords: lessons, physical upbringing, the components of activity.
Введение. Учебная дисциплина «Физическая культура» в вузе ориентирована на формирование двигательной культуры будущего специалиста. Однако на практике она направлена в основном на выполнение студентами установленных нормативов по физической подготовленности, что не имеет для них личностной значимости, так как не совпадает с их ценностно-смысловыми установками. В этом одна из причин отсутствия интереса к данному виду занятий, снижения ее социальной значимости для будущих педагогов, их неготовности к организации внеклассной работы по физическому воспитанию с учащимися [1, 3].
Сущность физического воспитания как основы актуализации педагогического потенциала будущего учителя заключается в смещении акцентов с задачи повышения уровня его физической подготовленности на формирование ответственного отношения к учебным занятиям по физической культуре как средству не только улучшения показателей здоровья, но и формирования навыков организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой
работы в школе с целью реализации научно-обоснованных условий воспитания у учащихся потребности в усвоении принципов и закономерностей формирования физической культуры как базиса для успешного использования латентных механизмов саморазвития и самореализации
[2, 3].
Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости формирования ответственного отношения студентов педагогического вуза к учебным занятиям по физической культуре, как одному из компонентов их
профессиональной деятельности.
Задачи:
1. Выявление основных компонентов деятельности студентов на учебных занятиях по физической культуре как одного из компонентов их профессиональной деятельности.
2. Разработка методики формирования ответственного отношения будущих учителей к физической культуре и проверка ее эффективности в ходе педагогического эксперимента.
Методы: анализ и обобщение научной и методической литературы, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Результаты и их обсуждение. В Законе Российской Федерации «Об образовании» подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, развития личности, целевая направленность на обеспечение ее самоопределения; создания условий для самореализации, в том числе средствами физической культуры и спорта.
Необходимость формирования
потребности студенческой молодежи в повышении уровня физической культуры детерминирована запросами общества и государства в физически здоровых, с высоким уровнем духовно-нравственного развития учителей, способных успешно решать задачи укрепления и сохранения физического, психического и нравственного здоровья учащихся; усвоения эффективных форм, средств и методов
здоровьесберегающей деятельности;
осознания собственной ответственности за состояние своего здоровья и здоровья школьников.
Ответственность является одним из наиболее важных нравственных качеств педагога, так как позволяет понять, что в процессе обучения происходит не только передача учащимся знаний, накопленных предшествующими поколениями в сфере различных наук, но и формирование навыков правильного отношения к своему здоровью, рациональной организации
жизнедеятельности для повышения умственной и физической работоспособности в течение индивидуальной жизни.
Понимание сущности педагогической деятельности и соответствующий уровень ответственности позволяют будущим учителям осознать, какие специальные знания, умения и навыки они должны приобрести на учебных занятиях по физической культуре, усвоение которых позволит им решать задачи повышения показателей здоровья, умственной и двигательной активности.
Анализ специальной литературы, обобщение передового педагогического опыта свидетельствуют о том, что четко детерминированный характер проведения учебных занятий по физической культуре в вузе ограничивает познавательную активность студентов, являющуюся одним из
основных условий повышения их самостоятельной деятельности. Получая установку преподавателя на выполнение физических упражнений, необходимых для подготовки к сдаче зачетных нормативов, студенты абстрагируются от главной задачи -усвоения системы знаний и навыков организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с учащимися в школе.
Повышение собственных физических кондиций будущих учителей должно осуществляться путем использования самостоятельных форм занятий. Специфика учебных занятий по физической культуре в педагогическом вузе состоит в том, что они направлены на теоретическую и методическую подготовку будущих педагогов к организации и проведению физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе. Практическая подготовка, обеспечивающая формирование двигательных умений и навыков, а также развитие двигательно-координационных качеств, должна осуществляться
преимущественно в процессе
самостоятельных занятий, так как систематичность мышечной нагрузки является основополагающим принципом повышения эффективности использования физических упражнений для укрепления здоровья и повышения умственной работоспособности [1, 3].
Содержание деятельности студентов педагогического вуза на учебных занятиях по физической культуре представлено на рисунке.
Стимулирование самостоятельного
использования физических упражнений с целью укрепления здоровья и повышения уровня физической подготовленности целесообразно рассматривать с позиций управления учебной деятельностью студентов с учетом ее основных компонентов: мотивационного,
ориентационного, содержательного и оценочного.
Студентам, ориентированным на работу в общеобразовательной школе после окончания педагогического вуза, на ведущее место целесообразно ставить значимость своей теоретической и методической подготовки к организации и проведению
физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с учащимися. Задачи укрепления здоровья, повышения уровня физической подготовленности, подготовки к сдаче контрольных нормативов они должны решать в процессе самостоятельных занятий.
Это обусловливает необходимость значительного снижения степени
детерминирования процесса обучения на учебных занятиях при сохранении адекватной ориентировочной основы управления и самоуправления физкультурно-оздоровительной деятельностью
занимающихся. Одной из задач преподавателя физической культуры является переориентирование личностных мотивов физкультурно-оздоровительной деятельности (снижение веса, повышение уровня двигательной культуры,
формирование навыков самостоятельного использования физических упражнений и др.) на социально значимые (усвоить систему знаний по физическому воспитанию; формировать навыки физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с учащимися и т.д.). Ориентация студентов на теоретическую, методическую и практическую подготовку к физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в школе является главным условием формирования ответственного отношения будущего учителя к учебным занятиям по физической культуре.
Содержательный компонент деятельности студентов на занятиях предусматривает выбор эффективных форм и методов формирования системы специальных знаний в сфере физической культуры и спорта; выявление основополагающих умений и навыков организации и проведения различных видов и форм использования средств физической культуры и спорта для воспитания потребности школьников в активной двигательной деятельности с целью укрепления здоровья, повышения
умственной и моторной работоспособности [5-7].
Будущим педагогам необходимо научиться проводить различные формы
занятий физическими упражнениями: утреннюю гигиеническую гимнастику, динамические паузы, подвижные игры на переменах, веселые старты и др. в соответствии с условиями их эффективности:
- эмоциональностью занятий;
- использованием новых, не известных учащимся физических упражнений;
- высокой эстетической направленностью двигательных действий;
-воспитанием этического и нравственного поведения школьников на всех видах занятий;
- формированием двигательной культуры.
Оценочный компонент деятельности
студентов на занятиях по физической культуре выполняет роль
стержнеформирующего фактора
профессиональной подготовки будущего учителя. Путем анкетирования мы установили, что студенты не владеют навыками разъяснения учащимся механизма воздействия физических упражнений на организм; составления различных
комплексов физических упражнений, их объяснения, показа, проведения. Анализ ответов на предложенную анкету показал следующее: из 48 опрошенных 44 студента ответили, что им не нравились уроки физической культуры в школе; 41 респондент указал, что учебные занятия по физической культуре в вузе практически не отличаются от школьных; не убеждены в большой значимости физической культуры для укрепления здоровья 37 опрошенных; не чувствуют положительного воздействия физических упражнений на организм - 43 студента.
При этом все респонденты отмечали, что хотели бы, чтобы занятия по физической культуре в вузе стали для них привлекательными. Больше половины опрошенных ответили, что не получили во
время обучения в школе определенной системы знаний и не узнали ничего нового в вузе; во время учебы в школе их не знакомили с системами дыхательных упражнений; в вузе они также не узнали различных систем дыхательных упражнений, используемых на занятиях по физической культуре.
Более половины респондентов не знают, какие физические упражнения нужно выполнять для улучшения статической и динамической осанки; подавляющее большинство опрошенных не знают, с помощью каких физических упражнений можно усвоить красивую походку, выразить свое внутреннее состояние, не знакомы с физиологическим механизмом воздействия физических упражнений на организм; не знают, как улучшить умственную работоспособность.
Практически все респонденты указали, что посещали бы занятия по физической культуре, если бы они доставляли удовольствие. Разделялись мнения студентов по вопросу «Является ли физическая культура частью общей?», примерно половина опрошенных дали
противоположные ответы, что указывает на отсутствие твердого мнения будущих педагогов о роли физической культуры в жизнедеятельности человека.
Анализ ответов на вопросы, раскрывающие методическую
направленность вузовских учебных занятий по физической культуре, свидетельствует о недостаточном внимании к решению данной проблемы.
В результате такого подхода к организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов педвуза будущие учителя не готовы к проведению различных форм занятий физическими упражнениями и формально участвуют в физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с учащимися общеобразовательных школ. Это
обусловлено неверной направленностью и содержанием учебных занятий по физической культуре в педагогическом вузе. Так, при разучивании комплекса упражнений утренней гимнастики, динамической паузы, физических упражнений для разминки, на занятиях по физической культуре в экспериментальной группе обращалось внимание не на запоминание комплекса в целом, а учитывалась необходимость усвоения общей схемы, правил и требований,
дающих возможность студентам
самостоятельно составлять новые
комплексы; заменять одни упражнения другими, не нарушая их логической последовательности. Мы учили студентов, что показ разучиваемых физических упражнений должен быть выразительным, артистичным, при постоянном контроле осанки, рациональном дыхании, с высокой точностью движений в соответствии с его пространственно-временными и
пространственно-силовыми параметрами.
Во время самостоятельных занятий для подготовки к сдаче нормативов по физической подготовленности студентам предлагался широкий выбор физических упражнений с учетом их индивидуальных предпочтений, интересов и уровня физической подготовленности. Так, для подготовки к сдаче беговых и прыжковых норм можно было выполнять: бег на 30 или 60 м; челночный бег 5х6 м или 3х11 м; или ускорения на 15 - 20 или на 25 м; прыжки в длину с места; или приседания на одной ноге (поочередно на правой и левой); бег на 400, 800, 1000 или на 1500 м, или кросс 2000 м. Такой же подход применялся и к другим видам физических упражнений.
Для проверки предложенной методики был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 48 студентов I курса естественно-географического
факультета. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 24 человека. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование для оценки исходного уровня физической
подготовленности по следующим видам контрольных упражнений: бегу 100 м (с), кроссу 2000 м; прыжку в длину (см), сгибанию и разгибанию рук в упоре лежа (кол-во раз).
Анализ результатов исследования не выявил существенных различий по уровню физической подготовленности студентов КГ и ЭГ (р>0,05). Оценивался также уровень методической подготовленности по проведению физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе студентов КГ и ЭГ по следующим показателям:
- умению составить комплекс утренней гигиенической гимнастики для учащихся 5-7-х классов и различных его вариантов (не менее пяти); комплексы динамической паузы и дыхательных упражнений (не менее пяти) и провести их с группой студентов;
- проведению подвижных игр на переменах (по одной в течение учебной недели);
- организации и проведению комбинированных эстафет или «веселых стартов», меняя их содержание каждую неделю.
Анализ полученных данных также не выявил существенных различий по уровню методической подготовленности студентов КГ и ЭГ (р>0,05). В КГ учебные занятия по физической культуре проводились в соответствии с программой,
рекомендованной Министерством
образования РФ (2009 г), в ЭГ использовалась разработанная нами методика.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование уровня физической
подготовленности студентов. Результаты педагогического эксперимента показали, что улучшение произошло в обеих группах: КГ и ЭГ, однако, в ЭГ их прирост был существенно выше.
Так, в КГ в беге на 100 м при исходных данных 17,53±1,08 с показатели возросли и составили 17,19±1,26с (р>0,05), в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 17,55±1,14 с показатели увеличились до 16,67±0,94с (р>0,05); в КГ при исходных данных прыжка в длину 171,49±10,23 см к завершению педагогического эксперимента показатели улучшились и составили 179,83±8,66 см (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 174,34±12,48см увеличение произошло до 185,79±12,15см (р<0,05). Сходная тенденция к увеличению результатов была выявлена и по другим контрольным упражнениям.
Уровень методической подготовленности также повысился в обеих группах: КГ и ЭГ, при более значимых результатах в ЭГ. Так, в КГ студенты воспроизводили комплексы упражнений для утренней гигиенической гимнастики, динамической паузы, дыхательных упражнений, составленные преподавателем. В ЭГ будущие учителя научились сами составлять различные комплексы и, что особенно важно, красиво и выразительно их выполнять [2, 4].
АНКЕТА
Цель: выявление отношения студентов педагогического вуза к учебным занятиям по физической культуре.
Методика заполнения: внимательно прочтите вопрос, вникните в его сущность; хорошо продумайте ответ. Мысли излагайте кратко, ясно и четко. Анкету можно не подписывать.
В КГ студенты допускали серьезные ошибки при проведении подвижных игр на перемене, а также различных эстафет и «веселых стартов» (не владели спортивной терминологией, не умели четко подавать команды, комментировать выполнение заданий, осуществлять контроль за поведением учащихся; не подводили итог, не называли ошибок). В ЭГ будущие учителя использовали зрительные разметки, ориентиры; четко, кратко и понятно разъясняли правила игры, требования к играющим, контролировали деятельность школьников, останавливали игру, называли ошибки и способы их исправления, подводили итоги, определяли победителей.
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что базисом профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе является формирование чувства ответственности за состояние здоровья и физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, наряду с родителями и медицинскими работниками.
Разработанная нами методика
формирования ответственного отношения к учебным занятиям по физической культуре показала свою эффективность. Создание условий для осознания студентами сущности своей педагогической деятельности по реализации задач укрепления здоровья учащимися общеобразовательной школы, повышения их умственной и физической работоспособности позволило будущим учителям понять значимость методической направленности учебных занятий по физической культуре в педагогическом вузе, обеспечивающей их подготовку к физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе со школьниками.
Студенты ЭГ также хорошо осознали, что подготовка к сдаче контрольных нормативов по физической культуре должна осуществляться путем использования самостоятельных форм занятий при условии систематического выполнения
тренировочной нагрузки.
№ п/ п Содержание вопросов Варианты ответа
Да Нет Не знаю
1 Нравились ли Вам уроки физической культуры, когда вы учились в школе? 44 4
2 Учебные занятия по физической культуре в вузе существенно отличаются от школьных? 41 7
3 Вы убеждены в большой значимости физической культуры и спорта для укрепления здоровья? 2 37 9
4 Чувствуете ли вы по себе положительное воздействие физических упражнений? 43 5
5 Хотели бы Вы, чтобы занятия по физической культуре в вузе стали привлекательными для Вас? 48
6 Получили ли вы определенную систему знаний по физической культуре во время учебы в школе? 17 27 4
7 Усвоили ли Вы новые знания по физической культуре в вузе? 9 28 11
8 Ознакомились ли вы с системами дыхательных упражнений на уроках физической культуры в школе? 43 5
9 Предлагают ли вам различные системы дыхательных упражнений на занятиях по физической культуре в вузе? 41 7
10 Знаете ли вы, какие физические упражнения нужно выполнять для улучшения статической и динамической осанки? 19 29
11 Известно ли Вам, с помощью каких физических упражнений можно усвоить красивую походку? 37 11
12 Умеете ли Вы выразить свое внутреннее состояние с помощью физических упражнений? 46 2
13 Знакомы ли вы с физиологическим механизмом воздействия физических упражнений на организм? 45 3
14 Знаете ли вы, как посредством физических упражнений можно улучшить умственную работоспособность? 39 9
15 Посещали бы Вы учебные занятия по физической культуре в вузе, если бы они доставляли Вам удовольствие? 41 7
16 Является ли, на Ваш взгляд, физическая культура частью общей? 23 25
17 Умеете ли вы методически грамотно составить для себя комплекс УГГ, динамической паузы? 7 33 8
18 Знаете ли вы, какие упражнения необходимо использовать для развития мышечной силы, быстроты, выносливости и других двигательно-координационных качеств? 16 17 15
19 Сможете ли вы технически правильно и с высоким уровнем эстетичности выполнить упражнения в подготовительной части занятия, УГГ, динамической паузе? 3 4 41
20 Умеете ли вы самостоятельно определить рациональную дозировку и последовательность при выполнении физических упражнений? 2 37 9
Рисунок 2 - Анкета для выявления отношения студентов педвуза к учебным занятиям по физической культуре
Литература
Захаров, С.И. Совершенствование физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов / С.И. Захаров // Физическая культура и детско-юношеский спорт в современных условиях: идея, духовность, воспитание : материалы Международной научно-практической
конференции, г. Якутск, 5-6 июля 2008 г. -Якутск, 2008. - С. 73-76.
Кузнецова, Н.А. Организационно-педагогические условия сохранения здоровья учащихся в образовательном пространстве школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2009. - 24 с.
Bibliography
Zakharov, S.I. Schoolchildren's physical upbringing perfection in terms of modern conceptual approaches / S.I. Zakharov // Physical culture and sports for children and teenagers in modern conditions: idea, spirituality, upbringing. The materials of the International scientific-practical conference, Yakutsk, July, 5-6, 2008. - Yakutsk, 2008.- P. 73-76.
Kuznetsova, N.A. Organizational-pedagogical conditions of the students' health protection in an educational environment of a school: abstract of the thesis of the candidate of pedagogics. -Cheboksary, 2009. - 24 p.
Мельничук, А.А. Педагогическая технология повышения двигательной активности студентов вуза / А.А. Мельничук, В.В. Пономарев // Теория практика физической культуры. - 2013. - № 6. - С. 8.
Назаренко, Л.Д. Эстетика физических упражнений / Л.Д. Назаренко. - М. : Теория и методика физической культуры, 2004. - 249 с.
Назаренко, Л.Д. Спорт как культурологический феномен современного общества / Л.Д. Назаренко // Феномен спортивной культуры в аспекте философского, исторического и социально-педагогического анализа : научно-методические материалы и доклады «Круглого стола» 21 марта 2014. - М. : Физическая культура, 2014. - 72 с.
Радченко, Д.Г. Педагогическая технология повышения двигательной активности студентов вуза / Д.Г. Радченко, В.В. Пономарев // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 6. - С. 27.
Синтезова, М.И. Педагогический потенциал физкультурно-спортивной среды в высшем учебном заведении / М.И. Синтезова, М.М. Хоютанов, Н.Н. Кладкин // Физическая культура и детско-юношеский спорт в современных условиях: идея, духовность, воспитание : материалы Международной научно-практической конференции. - г. Якутск, 5-6 июля 2008 г. - Якутск, 2008. -С. 34-35.
Статья поступила в редакцию: 20.08.2014 г.
Melnichuk, A.A. Pedagogical technology of the students' motional activity increase in a higher educational establishment / A.A. Melnichuk, V.V. Ponomarev // Theory and practice of physical culture, 2013. - No 6. - P.8.
Nazarenko, L.D. Aesthetics of physical exercises / L.D. Nazarenko. - Moscow: Theory and methodology of physical culture, 2004. - 249 p.
Nazarenko, L.D. Sport as a culturalogical phenomenon of a modern society / L.D. Nazarenko // Physical culture phenomenon in the aspect of philosophic, historical and social-pedagogical analysis: scientific-methodical materials and reports of "A Round Table" March, 21, 2014. - Moscow: Physical culture, 2014. -72 p.
Radchenko, D.G. Pedagogical technology of motional activity increase among students of higher educational establishment / D.G. Radchenko, V.V. Ponomarev // Theory and practice of phesical culture, 2013. - No 6. - P. 27.
Sintezova, M.I. Pedagogical potential of sports environment in a higher educational establishment // Physical culture and sport for children and teenagers in modern conditions: idea, spirituality, upbringing / M.I.Sintezova, M.M.Khoytanov, N.N. Kladkin // The materials of the International scientific-practical conference, Yakutsk, July, 5-6, 2008. - Yakutsk, 2008.- P. 34-35