Научная статья на тему 'ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
77
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL CULTURE / HEALTHY LIFESTYLE / PHYSICAL ACTIVITY / CAREER CONSCIOUSNESS / STUDENT SPORT / HEALTH CARE / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / КАРЬЕРНОЕ СОЗНАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попович Алексей Петрович, Гордиевская Валентина Ипатьевна

В статье анализируется специфика формирования мышления студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности о здоровом образе жизни. Целью исследования является влияние физической активности на профессиональные успехи. В исследовании использовались психодиагностические методы, направленные на выявление особенностей понимания студентами вуза значимости занятий физической культурой и влияния физической активности на карьерный рост. Для статистической обработки полученных результатов применялся корреляционный анализ. В результате экспериментального исследования особенностей мышления студентов были выявлены факторы, влияющие на формирование их отношения к занятиям физической культурой.Показано, что физическая активность в настоящее время является важнейшим средством, способствующим формированию здоровьесберегающего мышления, так как физическая нагрузка - связующее звено между укреплением здоровья и карьерным сознанием; понижение уровня здоровья связано со многими факторами, но существенная роль в ухудшении здоровья отводится снижению физической активности человека; нарушение двигательного баланса приводит к необратимым негативным последствиям для всего организма; существует взаимосвязь между физическим развитием ребенка и его интеллектуальными способностями. Выявлены проблемы, существующие в сфере физического воспитания в вузе, которые являются типичными для студенческой среды; обозначены пути улучшения работы со студентами, которые приведут к оздоровлению граждан. Практическая значимость исследования заключается в эффективном использовании современных методов, форм и средств преподавания физической культуры в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попович Алексей Петрович, Гордиевская Валентина Ипатьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTHY LIFESTYLE AS A FACTOR PROFESSIONAL TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS

The article analyzes the specifics of the formation of the student's thinking about a healthy lifestyle as a subject of educational and professional activity. The aim of the study is the influence of physical activity on professional success. The study used psychodiagnostic methods aimed at identifying the features of understanding by students of the importance of physical training and the impact of physical activity on career growth. Correlation analysis was used for statistical processing of the results. Аs a result of the experimental study of students ' thinking features, the factors in-fluencing the formation of their attitude to physical culture classes were revealed. Physical activity is currently the most important tool that contributes to the formation of health-saving thinking. Physical activity is a link between health promotion and career consciousness. The Decline in health is associated with many factors, but a significant role in the deterioration of health is given to the reduction of physical activity. Violation of motor balance leads to irreversible negative consequences for the entire body. There is no doubt the relationship between the physical development of the child and his intellectual abilities. For this purpose, on the example of one University identified problems in the field of physical edu-cation at the University, which are typical for the student environment, and identified ways to im-prove work with students, which will lead to the improvement of citizens. The practical significance of the study is the effective use of modern methods, forms and means in the teaching of physical culture at the University.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

А.П. Попович, В.И. Гордиевская

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, физическая активность, карьерное сознание, студенческий спорт, здоровьесбережение.

Аннотация: В статье анализируется специфика формирования мышления студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности о здоровом образе жизни. Целью исследования является влияние физической активности на профессиональные успехи. В исследовании использовались психодиагностические методы, направленные на выявление особенностей понимания студентами вуза значимости занятий физической культурой и влияния физической активности на карьерный рост. Для статистической обработки полученных результатов применялся корреляционный анализ. В результате экспериментального исследования особенностей мышления студентов были выявлены факторы, влияющие на формирование их отношения к занятиям физической культурой. Показано, что физическая активность в настоящее время является важнейшим средством, способствующим формированию здоровьесберегающего мышления, так как физическая нагрузка - связующее звено между укреплением здоровья и карьерным сознанием; понижение уровня здоровья связано со многими факторами, но существенная роль в ухудшении здоровья отводится снижению физической активности человека; нарушение двигательного баланса приводит к необратимым негативным последствиям для всего организма; существует взаимосвязь между физическим развитием ребенка и его интеллектуальными способностями. Выявлены проблемы, существующие в сфере физического воспитания в вузе, которые являются типичными для студенческой среды; обозначены пути улучшения работы со студентами, которые приведут к оздоровлению граждан. Практическая значимость исследования заключается в эффективном использовании современных методов, форм и средств преподавания физической культуры в вузе.

Человечество на своем эволюционном пути многое смогло изменить на планете Земля. Прогрессивные перемены очевидны, также как и негативное влияние на окружающие флору и фауну. Но практически неизменным остается сам человек, особенно если рассматривать его как анатомо-физиологическую структуру. Двадцать первый век аккумулирует достижения науки и техники, ежегодно сокращая в сфере производства долю физического труда и предъявляя все более высокие требования к центральной нервной системе человека, точности его двигательных действий, быстроте и точности реакции работника. Ритм современной жизни, ее уклад вызывают у человека так называемые болезни «стрессовой этиологии», то есть, сердечно-сосудистые расстройства, заболевания желудочно-кишечного тракта, нарушения обменных процессов, расстройство нервной системы - все это неизбежно приводит к нервно-психологической усталости, утомлению, снижению работоспособности и апатии человека. Ученые единодушны во мнении, что наиболее эффективным профилактическим средством противодействия указанным проблемам является повышение компенсаторно-приспособительных способностей организма посредством рациональных занятий физическими упражнениями, что особенно важно в период научного и технологического прогресса. Только за последние сто лет доля физического труда в производственном процессе сократилась на 90% [1]. Однако упоминавшаяся анатомо-физиологическая структура организма человека за столь короткий исторический период практически не изменилась, но его адаптационные способности ухудшились в связи с ограничением двигательной нагрузки. Следует подчеркнуть, что увеличение продолжительности жизни человека во многих

пеппгогичесний журнпл спшкортосгпнп м г (во), яо19 §®§°®аб

высокоразвитых странах рассматривается как достижение медицины и фармацевтической промышленности, как результат реформирования социальной сферы государственных структур. Понижение уровня здоровья связано со многими факторами, такими как экология и несоблюдение здоровьесберегающих технологий: наличие вредных привычек, чрезмерное злоупотребление алкоголем, курение, нарушение рациона питания, несоблюдение суточного режима.

Существенная роль в ухудшении здоровья отводится снижению физической активности человека. По данным Всемирной организации здравоохранения здоровья человека лишь на 10% зависит от уровня развития медицины. Однако в бюджете РФ на 2018 год на физкультуру и спорт было заложено средств в 7,8 раза меньше, чем на медицину (а в 2019 г. и в 2020 г. - в 11,6 и 13,2 раза). Если весь бюджет страны направить в медицину, то нашему здоровью это сможет помочь только на 10%!

Условно 20% нашего здоровья связано с наследственностью и экологией, но 50% (а по некоторым данным даже 60%) зависит от образа жизни (отказ от вредных привычек, здоровое питание, активный образ жизни). Многочисленные исследования свидетельствуют, что именно формирование здорового образа жизни является главным фактором в профилактике и укреплении здоровья населения (рис.1.).

Рис. 1. Факторы, влияющие на здоровье человека

В Указе № 204 Президента Российской Федерации сказано: «В соответствии с национальными целями, определенными в п.1, разработать (скорректировать) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представить до 1 октября 2018 г. для рассмотрения на заседании Совета при

68

bS§sbs§§sss§ss§§s§s§ss§ss проелемы современной психологии и пеппгогини

Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам национальные проекты (программы) по следующим направлениям: демография; здравоохранение; образование».

Снижение уровня здоровья населения приобретает угрожающий характер. Лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений можно отнести к категории здоровых. Абитуриенты, поступающие в вузы, в большинстве своем, имеют различного рода патологии и хронические заболевания. Преподаватели и работники кафедр физического воспитания в своей педагогической деятельности, как правило, учитывают такого рода статистику поступивших в университет. Но необходимо при этом, учитывать специфику вуза, поступающий контингент и многие другие факторы, которые позволят эффективно вести педагогический процесс на высоком профессиональном и качественном уровне.

Физическая активность является жизненно необходимой потребностью человека, при этом нарушение двигательного баланса приводит к необратимым негативным последствиям для всего организма. Приходится с недоумением констатировать, что многие из современников до сих пор не находят взаимосвязи между физическим развитием ребенка и его интеллектуальными способностями. Идеи гармоничного развития личности утверждались еще в Древней Греции и Риме. Данные идеи подтверждали великие мыслители Гиппократ, Пифагор, Платон, Аристотель и многие другие.

Организм человека представляет собой биоструктуру, способную функционировать на основе оптимальной двигательной деятельности. Роль и значение физической культуры в сфере образования и профессиональной подготовки специалистов различного уровня исследовались многими великими учеными и педагогами: Я.А. Каменским, Е. Славенецким, В.Н. Татищевым, М.В. Ломоносовым, Н.И. Пироговым, К.Д. Ушинским и другими [2]. Анализ двигательной деятельности человека, модельные характеристики позволили таким ученым, как Н.М. Волков, Н.Н. Яковлев, П. Янсен, С.С. Михайлов, Дж. Чилмор определить необходимые суточные нормы для различных возрастных и иных категорий социума. Так, в частности, в студенческом возрасте необходимо заниматься физическими упражнениями и иной целенаправленной оздоровительной деятельностью по 8-12 часов в неделю. При этом для получения максимального оздоровительного эффекта рекомендуемой физической нагрузки частота сердечных сокращений должна быть в пределах от 130 до 160 уд/мин. Занятия с меньшей интенсивностью малоэффективны, так как в данном случае сердечно-сосудистая и дыхательная системы работают с незначительным напряжением. С другой стороны, занятия физическими упражнениями с большей интенсивностью нагрузки также нежелательны, так как при этом наблюдается превышение порога анаэробного обмена в организме, что чревато негативными последствиями у данного контингента обучающихся в вузе. Для получения положительного эффекта на занятиях по физической культуре необходим индивидуальный подход с тем, чтобы физические нагрузки для каждого занимающегося были строго дифференцированы и соответствовали его физическому состоянию.

пеппгогичесннй журнпл спшкортосгпнп м 1(ао). яо19 §®§°®аб

В период студенчества образовательный процесс характеризуется негативным воздействием на сердечно-сосудистую систему, органы дыхания и опорно-двигательный аппарат. На основе проведенного анкетирования и последующего анализа результатов исследования студентов вуза мы выявили проблемы в сфере физического воспитания, типичные для студенческой среды. Преодоление указанных недостатков должно привести к более эффективной и качественной работе преподавателей кафедр физического воспитания, а в студенческой среде должно увеличиться число тех, кто ведет здоровый образ жизни. В этом плане наиболее эффективными средствами для оздоровления организма, сердечно-сосудистой и дыхательной систем являются циклические виды спорта, такие как ходьба, бег, езда на велосипеде, плавание, лыжные прогулки и так далее. [3].

В Уральском государственном лесотехническом университете было проведено анкетирование для получения ответов на следующие вопросы:

- соблюдаете ли вы суточный режим;

- какова ваша мотивация при посещении занятий по физической культуре;

- как вы оцениваете уровень преподавания физической культуры;

- какие коррективы вы предлагаете внести по дисциплине «физическая культура»;

- каковы, на ваш взгляд, проблемы материально-технической базы, спортивного инвентаря физкультурно-спортивного комплекса университета.

Анкеты заполнили 168 человек, из них 81 девушка и 87 юношей. По результатам анкетных данных исследования большинство студентов (65 %) обычно ложится спать после 24 часов ночи, а в период сессии - после двух часов ночи. У многих специалистов вызывает вопрос о пользе утренней зарядки. Одни говорят, что утренние тренировки дают бодрость на весь день, заряд хорошего настроения (что позволяет активировать все системы организма). Другие же ученые считают, что утром после пробуждения организм еще какое-то время находится в спящем режиме. Из-за высокой вязкости крови сердечно-сосудистая система работает в «экономном» режиме и активация работы кровеносных сосудов негативным образом сказывается на состоянии здоровья.

Также целесообразно на лекционных занятиях донести информацию о суточных биоритмах, адаптационных способностях организма. В связи со спецификой предстоящей трудовой деятельности, с изменением часовых и климатических поясов, проведение утренних занятий, зарядки, - один из эффективных видов развития адаптационных способностей организма [4]. Утренние занятия по физической культуре, по возможности, необходимо сместить на более позднее время, особенно, для студентов первых курсов, так как суточный режим является одним из основных условий здорового образа жизни человека, его долголетия. Но, к сожалению, полученная информация свидетельствует, что молодежь пренебрегает, как правило, этими условиями.

Результаты анкетирования показали, что занятия по физической культуре в университете проводятся на достаточно высоком уровне. Из опрошенных студентов 89% посещают занятия по ФК не для того, чтобы получить зачет по ФК (или не только для зачета), а добровольно, чтобы поддерживать себя в форме,

в!§ж&槧§§ж®а®в§ж§§§®в®&1 проблшы современной психологии и пеппгогики

укрепить свое здоровье, достичь каких-либо результатов, или им просто нравятся эти занятия.

Студенты дают урокам ФК довольно высокие оценки: средняя оценка (по 10-бальной шкале) - 8,8 баллов. Многие пишут, что им нравятся преподаватели, их компетентность, их отношение к студентам, комфортная атмосфера на занятиях, возможность самостоятельно выбирать упражнения и просто сам процесс занятий.

По итогам проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы:

- суточный режим не соблюдают 65% студентов;

- «здоровье» как основная мотивация при посещении занятий по физической культуре наблюдается у 89% студентов;

- работу преподавателей оценивают в среднем 8,8 баллами по 10-балльной шкале;

- коррективы в преподавание предлагают внести 36 % студентов;

- 41% студентов указывают на необходимость усовершенствования спортивной базы и обновления спортинвентаря;

- 56% студентов занимаются только на занятиях [5].

В мотивации студентов не усматривается взаимосвязь между укреплением здоровья и карьерным фактором, то есть, студенты не считают, что хорошая физическая подготовка будет способствовать продвижению по карьерной лестнице [6]. Этот существенный недостаток необходимо устранить посредством теоретических и практических занятий.

На вопрос: «Что хотелось бы изменить?» - 64 % студентов ответили, что их все устраивает, все нравится, а некоторые из них - 8 % студентов - хотели бы увеличить продолжительность и количество занятий физкультурой. В то же время важно прислушаться к оставшимся студентам (36 %) - к их предложениям по улучшению занятий ФК. Из них 18 % студентов предлагают внести изменения в сам процесс занятий: они хотели бы разнообразить комплекс упражнений, добавить игровую программу; хотели бы иметь возможность заниматься на уроках любимыми видами спорта; предлагают добавить группы по некоторым видам спорта, а подготовительную часть занятия проводить с музыкальным сопровождением. Наличию современного оборудования и инвентаря 13 % опрошенных придают большое значение хорошо оборудованного тренажерного зала (39 %). Значительная часть студентов (41 %) ставят вопрос о ремонте зала и строительстве стадиона.

Анкетирование показало, что помимо уроков ФК (2 раза в неделю) 20% студентов дополнительно посещают тренировки по различным видам спорта или самостоятельно занимаются физическими упражнениями (утренними или вечерними пробежками). Кроме того, 24% студентов активно, более 50 минут в день, занимаются ходьбой (дорога до института, пешеходные прогулки по городу). Отмечено, что необходимый уровень физических нагрузок, двигательных локомоций имеет место не более чем у 10-15 % студентов, а более половины (56 %) студентов занимаются практически только на уроках ФК - 2 раза в неделю. Очевидно, что для оптимального функционирования организма этого времени явно недостаточно.

пеппгогичесннй журнпл спшкортосгпнп м 1(ао). яо19 §®§°®аб

Подавляющее большинство опрошенных студентов (98 %) хотели бы заниматься дополнительно: спортивными играми (футболом, волейболом, баскетболом, теннисом и т.д.) или видами спорта с акцентом на выносливость (езда на велосипеде, плавание, спортивная ходьба, аэробика). С одной стороны, каждый человек должен быть ответственен за свое здоровье, но с другой стороны, необходимо создать ему доступные условия для здорового образа жизни. К примеру, если по результатам проведенного анкетирования 42 % молодежи желают заниматься велопрогулками, а каждый второй плаванием, целесообразно подумать о создании доступных условий для занятий этими видами спорта для молодежи (и не только для молодежи, ведь здоровье нужно в любом возрасте) [7].

В нашем университете введена смежная дисциплина «Профессионально-прикладная физическая подготовка», содержащая достаточную информацию для студентов о негативном влиянии на организм человека состояния окружающей среды; об образе жизни в зависимости от его профессиональной деятельности, а также о том, какими средствами и методами можно вести профилактику профзаболеваний. В данном предмете подробно рассмотрены проблемы сохранения и укрепления здоровья; обоснована необходимость ежедневных физических нагрузок невысокой интенсивности (так называемые «кардио-нагрузки» в течение одного астрономического часа). В связи с этим, целесообразно на лекционных занятиях дать информацию о профессионально-прикладной физической культуре, адаптационных возможностях организма, суточных биоритмах человека [4] для повышения эффективности занятий ФК и физической активности студентов.

Результаты исследования позволяю сформулировать следующие рекомендации.

1. Необходимо, по возможности, устранить указанные в анкетах студентов недостатки материально-технической базы университета, приобрести современный инвентарь и спортивное оборудование, обеспечить системное медицинское наблюдение занимающихся.

2. Для повышения эффективности занятий - расширить практику индивидуального дозирования нагрузки студентов, которые по каким-то причинам не могут выполнять физическую нагрузку на занятиях в полном объеме.

3. С целью повышение уровня мотивации предоставить студентам право выбора необходимых им для улучшения своего физического здоровья упражнений, дать возможность заниматься на уроках ФК теми видами спорта, которые для них предпочтительнее.

4. Добавить (в качестве свободного посещения) третью факультативную пару ФК в неделю, освободив при этом студентов, занимающихся в секциях.

5. Для студентов, живущих в общежитиях недалеко от университета, которым до спортзала 3-5 минут ходьбы, предоставить возможность проведения самостоятельно утренней зарядки, мотивируя посещающих дополнительными баллами по предмету.

Мы полагаем, что эти мероприятия будут способствовать повышению физической активности студентов, улучшению их здоровья, повышению физической и умственной работоспособности и позволят им успешно закончить

в!§ж&槧§§ж®а®в§ж§§§®в®&1 проблшы современной психологии и пеппгогики

вуз, стать высококлассными специалистами. При этом ежедневные занятия физкультурой станут их естественной потребностью и основой здоровья, долголетия, плодотворной и счастливой жизни. Развитие физкультурной отрасли существенно понижает число потенциальных пациентов медицинских учреждений. Устранение указанных студентами проблем позволит своевременно внести коррективы в учебный процесс, создать более комфортную атмосферу на занятиях, что сделает работу преподавателя более эффективной.

В качестве вывода можно отметить, что на основе анализа анкетирования студентов УГЛТУ были обозначены проблемы в физкультурно-массовой работе вуза, а также намечены пути улучшения работы со студентами с целью их оздоровления. Учитывая, что в вузах учится элитарная часть молодежи, не только будущие инженеры, но и будущие руководители предприятий, производств, административные работники, которые должны своим личным примером нести здоровый образ жизни в широкие массы, предложенные меры необходимы для организации занятий по физической культуре на более высоком уровне, в современных спортивных комплексах с использованием современного оборудования и инвентаря.

1.Виленский, М.Я. Физическая культура [Текст] / М.Я. Виленский - 3-е издание. - Москва : Изд. КНОРУС, 2018. - 424 с.

2.Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта [Текст] / Уч. пособие. - Москва. Изд. Центр. «Академия», 2004. - 312 с.

3.Евсеев, Ю.И. Физическая культура [Текст] / Ю.И. Евсеев. - 5-е издание. - Ростов-на-Дону, 2008г. - 378 с.

4. Малоземов, О.Ю. Физическое воспитание студентов в техническом вузе [Текст] : учебное пособие / О.Ю. Малоземов. - Екатеринбург : УГЛТУ, изд. А,М,Б, 2015г. - 464 с.

5. Осипов, А.Ю., Гольм, Л.А., Михайлова, С.А. Формирование здоровьесберегающих компетенций будущих специалистов средствами физического воспитания // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - № 2. - 396 с.

6. Югова, Е.А. Анализ структуры и содержания здоровьесберегающей компетентности студентов педагогического вуза // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2011. - №3 (17).

7. Указ президента РФ № 207. - 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.