Актуальные проблемы педагогики
А.В. Беляева, Г.Ю. Беляев
Здоровый образ жизни как интегральный принцип ^ * современной теории воспитания
В статье освещаются вопросы содержания школьного и вузовского воспитания на основе здорового образа жизни как интегрального критерия культуры здоровья общества и социального индивида. Системные изменения в смежных с педагогикой областях науки о человеке и его здоровье, новые формы, вызовы и риски социализации влияют на содержание воспитания, определяя тенденции и обозначая перспективы непрерывного образования в целом, динамику его традиций и инноваций.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, социализация, теория воспитания, ключевые жизненные компетенции, компетентность учителя, ключевые профессиональные компетенции современного учительства, здоровье и его составляющие, смежные с педагогикой области науки, динамика традиций и инноваций.
«Здоровый образ жизни» как понятие к настоящему времени уже вполне ассоциируется с базовым набором профессиональных педагогических компетенций. Компетенции - это мотивированные способности и хорошо закрепленные прочным знанием навыки деятельности, среди которых понимание смысла и ценности здоровья - физического, психического и социального, устойчивая мотивация к здоровому образу жизни. Они являются одними из ключевых социальных компетенций при подготовке нового поколения к самостоятельной жизни в обществе.
* Работа выполнена при поддержке РГНФ № 09-06-00622а.
Актуальные проблемы педагогики
Здоровый образ жизни является следствием нормального воспитания. Именно поэтому школу следует считать отнюдь не «сферой образовательных услуг», но базовым социальным институтом обеспечения готовности социального индивида к дальнейшему развитию. Школьное воспитание с этой точки зрения - это система педагогической поддержки и гармоничного развития мотивированных потребностей социального индивида в процессе его вторичной социализации (первичную дает семья, а школа, подчас, корректирует или исправляет нравственные и социальные огрехи семейного воспитания).
Сегодня во многом переосмысляется сам процесс социализации. Свидетельством этому стало определение значения и роли ключевых компетенций (key competences) для стратегических реформ систем образования, данное симпозиумом в Берне 27-30.03.1996 по программе Совета Европы. Компетентность учителя (competency) - его профессиональная способность применять на практике логически и культурно взаимосвязанные блоки учебных знаний, социальных умений и жизненных навыков, именуемых компетенциями. По мнению Ж. Делора, в «четыре столпа» глобальных компетентностей в обучении и воспитании входит «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» [4].
По методам исследования современная теория воспитания все более приближается к полю естественных наук (включенное наблюдение, индуктивное умозаключение, активное использование элементов математической статистики, таблично представленных эмпирических медицинских диагностических данных, мониторинг морфофизиологических изменений в развитии различных групп детей, подростков и молодежи, усиление значения лонгитюдного педагогического эксперимента в рамках инновационных экспериментальных площадок). Вместе с тем, сами методы возрастной физиологии все более интерпретируются в собственно гуманитарном, ценностно-целевом (аксиологическом) измерении как способы деятельности педагога-воспитателя. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи становится интегральным понятием, обеспечивающим эти методы в методологической культуре, объединяющей педагогику, педагогическую психологию, возрастную физиологию и медицину.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [цит. по: 2].
В педагогической практике целесообразно говорить о трех видах здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное).
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья [1, с. 17]. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
На фоне чрезмерно быстрого за последние годы распространения наркомании в стране несколько ослабло внимание государства к другой, не менее острой проблеме - массовой алкоголизации населения и совокупности ее отрицательных последствий. Между тем, именно здесь ныне скрыта одна из реальных угроз национальной безопасности.
В наши дни социализация протекает в условиях систематического формирования рефлексов и стереотипов виртуальной действительности. Техногенно обусловленная зрительно-слуховая доминанта неокортекса отражается на особенностях социализации, что ставит педагогов перед необходимостью учета новых факторов в практике школьного воспитания. Мировым сообществом физиологов, школьных гигиенистов и педиатров отмечается фактор риска, имеющий непосредственное отношение к качеству здоровья следующих поколений: преобладание зрительнослухового восприятия для поддержания центров удовольствия. Для многих детей, подростков и даже взрослых это становится основным видом их деятельности, остальные виды социальной деятельности им не интересны. Такая социальная позиция приводит к функциональной перестройке интегративных структур головного мозга, обеспечивающих трудовые, конструктивные, творческие навыки. Восприятие информации строится с доминантным участием подкорковых структур и образовани-
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
ем стереотипов поведения в обход аналитической, синтетической, творческой, интегративной функции коры лобной доли головного мозга; при этом информация от самого организма в значительной мере игнорируется и тем самым возрастает «техногенный» риск ранней дезадаптивности индивида, психофизиологической и социальной.
Основными темами и показателями компетенции педагогов по критерию воспитания здоровьем, здоровым образом жизни (ЗОЖ) выступают основные факторы здоровья: 1) отношение к социальному времени -к прошлому и будущему: в значительной степени большинство негативных сторон в состоянии как индивидуального, так и общественного здоровья, сокращение продолжительности жизни за последние десятилетия связаны с негативным воздействием СМИ на общественное сознание и обыденную психологию, с укоренившейся практикой цинично-потребительской, антигуманной ломки представлений об историческом опыте человечества, преемственности традиций, с игнорированием элементарных норм и правил организации жизни людей, их взаимоотношений; 2) отношение к пространству - миру: фактор воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни через мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мировоззрение.
Сегодня теория воспитания приобретает черты комплексной и комплементарной (по принципу дополнительности) гуманитарности, активно интерпретируя данные смежных с теорией воспитания областей научного знания - педагогической психологии, возрастной физиологии и школьной гигиены, социологии малых групп, культурологии, педиатрии, психолингвистики и других дисциплин, связанных с воспитанием самого учителя как воспитателя. Ее диапазон - от педагогической парадигмы до приемов обучения, от социально-культурного портрета поколения до новообразований в структуре отдельной личности. Ведущая роль в процессах социализации постепенно переходит школе, а «коммутатором» социализации становится учитель - как наставник, воспитатель, организующий информацию как знание и преобразующий каналы информации как методику обучения и воспитания. Воспитание, безусловно, сохранит свою роль общественного явления при условии выполнения функции ведущей структуры социального нормирования. Таким образом, основой воспитания станет вторичная социализация или, иначе, готовность социального индивида к дальнейшему развитию (непрерывное образование). Воспитание на принципах здорового образа жизни, воспитание здоровьем - интегральная компонента базовых компетенций современного учительства как работников, проектирующих будущее нашей страны.
Библиографический список
1. Беляева А.В., Козырева Е.Н. Гигиеническое образование студентов - будущих педагогов // Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, М., 2006. С. 17.
2. Беляев Г.Ю. Параметры мониторинга факторов формирования качества образовательной среды: нормативный минимум специалиста // Материалы II Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием. М., 2010 С. 85-89.
3. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. М., 2007. С. 53-55, 57-59. (Синергетика в гуманитарных науках).
4. Всемирный доклад по образованию 1998 г. // Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. М., 1998. С. 3-10.
5. Жилов Ю.Д., Назарова Е.Н. Безопасность и защита жизнедеятельности: Курс лекций. М., 2002. С. 5-8.
6. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. М., 2007. С. 136-137.
7. Новикова Л.И. Смена парадигмы воспитания - назревшая проблема педагогики // Изв. Рос. академии образования. 1999. № 2. С. 23-29.
Педагогика и психология