Научная статья на тему 'Здоровый образ жизни как интегральный принцип современной теории воспитания'

Здоровый образ жизни как интегральный принцип современной теории воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
720
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / КЛЮЧЕВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЬСТВА / ЗДОРОВЬЕ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ / СМЕЖНЫЕ С ПЕДАГОГИКОЙ ОБЛАСТИ НАУКИ / ДИНАМИКА ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ / HEALTHY LIFESTYLE / SOCIALIZATION / THEORY OF SOCIAL AND MORAL EDUCATION / COMPETENCY OF A TEACHER / KEY LIFE COMPETENCES / KEY PROFESSIONAL COMPETENCES OF MODERN TEACHERS / HEATH AND ITS COMPONENTS / CONTIGUOUS FIELDS OF SCIENCE / DYNAMICS OF TRADITIONS AND INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева А. В., Беляев Г. Ю.

В статье освещаются вопросы содержания школьного и вузовского воспитания на основе здорового образа жизни как интегрального критерия культуры здоровья общества и социального индивида. Системные изменения в смежных с педагогикой областях науки о человеке и его здоровье, новые формы, вызовы и риски социализации влияют на содержание воспитания, определяя тенденции и обозначая перспективы непрерывного образования в целом, динамику его традиций и инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reviews key content items of health education in high and higher school as an integral criterion in the sphere of science and culture. System transformations in the fields of science contiguous to education and connected with human health face new forms, challenges and risks of controversial socialization process seriously influence the contents of social and moral education and therefore reflect upon prospects of a lifelong education, dynamics of its traditions and innovations.

Текст научной работы на тему «Здоровый образ жизни как интегральный принцип современной теории воспитания»

Актуальные проблемы педагогики

А.В. Беляева, Г.Ю. Беляев

Здоровый образ жизни как интегральный принцип ^ * современной теории воспитания

В статье освещаются вопросы содержания школьного и вузовского воспитания на основе здорового образа жизни как интегрального критерия культуры здоровья общества и социального индивида. Системные изменения в смежных с педагогикой областях науки о человеке и его здоровье, новые формы, вызовы и риски социализации влияют на содержание воспитания, определяя тенденции и обозначая перспективы непрерывного образования в целом, динамику его традиций и инноваций.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, социализация, теория воспитания, ключевые жизненные компетенции, компетентность учителя, ключевые профессиональные компетенции современного учительства, здоровье и его составляющие, смежные с педагогикой области науки, динамика традиций и инноваций.

«Здоровый образ жизни» как понятие к настоящему времени уже вполне ассоциируется с базовым набором профессиональных педагогических компетенций. Компетенции - это мотивированные способности и хорошо закрепленные прочным знанием навыки деятельности, среди которых понимание смысла и ценности здоровья - физического, психического и социального, устойчивая мотивация к здоровому образу жизни. Они являются одними из ключевых социальных компетенций при подготовке нового поколения к самостоятельной жизни в обществе.

* Работа выполнена при поддержке РГНФ № 09-06-00622а.

Актуальные проблемы педагогики

Здоровый образ жизни является следствием нормального воспитания. Именно поэтому школу следует считать отнюдь не «сферой образовательных услуг», но базовым социальным институтом обеспечения готовности социального индивида к дальнейшему развитию. Школьное воспитание с этой точки зрения - это система педагогической поддержки и гармоничного развития мотивированных потребностей социального индивида в процессе его вторичной социализации (первичную дает семья, а школа, подчас, корректирует или исправляет нравственные и социальные огрехи семейного воспитания).

Сегодня во многом переосмысляется сам процесс социализации. Свидетельством этому стало определение значения и роли ключевых компетенций (key competences) для стратегических реформ систем образования, данное симпозиумом в Берне 27-30.03.1996 по программе Совета Европы. Компетентность учителя (competency) - его профессиональная способность применять на практике логически и культурно взаимосвязанные блоки учебных знаний, социальных умений и жизненных навыков, именуемых компетенциями. По мнению Ж. Делора, в «четыре столпа» глобальных компетентностей в обучении и воспитании входит «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» [4].

По методам исследования современная теория воспитания все более приближается к полю естественных наук (включенное наблюдение, индуктивное умозаключение, активное использование элементов математической статистики, таблично представленных эмпирических медицинских диагностических данных, мониторинг морфофизиологических изменений в развитии различных групп детей, подростков и молодежи, усиление значения лонгитюдного педагогического эксперимента в рамках инновационных экспериментальных площадок). Вместе с тем, сами методы возрастной физиологии все более интерпретируются в собственно гуманитарном, ценностно-целевом (аксиологическом) измерении как способы деятельности педагога-воспитателя. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи становится интегральным понятием, обеспечивающим эти методы в методологической культуре, объединяющей педагогику, педагогическую психологию, возрастную физиологию и медицину.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [цит. по: 2].

В педагогической практике целесообразно говорить о трех видах здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное).

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья [1, с. 17]. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

На фоне чрезмерно быстрого за последние годы распространения наркомании в стране несколько ослабло внимание государства к другой, не менее острой проблеме - массовой алкоголизации населения и совокупности ее отрицательных последствий. Между тем, именно здесь ныне скрыта одна из реальных угроз национальной безопасности.

В наши дни социализация протекает в условиях систематического формирования рефлексов и стереотипов виртуальной действительности. Техногенно обусловленная зрительно-слуховая доминанта неокортекса отражается на особенностях социализации, что ставит педагогов перед необходимостью учета новых факторов в практике школьного воспитания. Мировым сообществом физиологов, школьных гигиенистов и педиатров отмечается фактор риска, имеющий непосредственное отношение к качеству здоровья следующих поколений: преобладание зрительнослухового восприятия для поддержания центров удовольствия. Для многих детей, подростков и даже взрослых это становится основным видом их деятельности, остальные виды социальной деятельности им не интересны. Такая социальная позиция приводит к функциональной перестройке интегративных структур головного мозга, обеспечивающих трудовые, конструктивные, творческие навыки. Восприятие информации строится с доминантным участием подкорковых структур и образовани-

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

ем стереотипов поведения в обход аналитической, синтетической, творческой, интегративной функции коры лобной доли головного мозга; при этом информация от самого организма в значительной мере игнорируется и тем самым возрастает «техногенный» риск ранней дезадаптивности индивида, психофизиологической и социальной.

Основными темами и показателями компетенции педагогов по критерию воспитания здоровьем, здоровым образом жизни (ЗОЖ) выступают основные факторы здоровья: 1) отношение к социальному времени -к прошлому и будущему: в значительной степени большинство негативных сторон в состоянии как индивидуального, так и общественного здоровья, сокращение продолжительности жизни за последние десятилетия связаны с негативным воздействием СМИ на общественное сознание и обыденную психологию, с укоренившейся практикой цинично-потребительской, антигуманной ломки представлений об историческом опыте человечества, преемственности традиций, с игнорированием элементарных норм и правил организации жизни людей, их взаимоотношений; 2) отношение к пространству - миру: фактор воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни через мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мировоззрение.

Сегодня теория воспитания приобретает черты комплексной и комплементарной (по принципу дополнительности) гуманитарности, активно интерпретируя данные смежных с теорией воспитания областей научного знания - педагогической психологии, возрастной физиологии и школьной гигиены, социологии малых групп, культурологии, педиатрии, психолингвистики и других дисциплин, связанных с воспитанием самого учителя как воспитателя. Ее диапазон - от педагогической парадигмы до приемов обучения, от социально-культурного портрета поколения до новообразований в структуре отдельной личности. Ведущая роль в процессах социализации постепенно переходит школе, а «коммутатором» социализации становится учитель - как наставник, воспитатель, организующий информацию как знание и преобразующий каналы информации как методику обучения и воспитания. Воспитание, безусловно, сохранит свою роль общественного явления при условии выполнения функции ведущей структуры социального нормирования. Таким образом, основой воспитания станет вторичная социализация или, иначе, готовность социального индивида к дальнейшему развитию (непрерывное образование). Воспитание на принципах здорового образа жизни, воспитание здоровьем - интегральная компонента базовых компетенций современного учительства как работников, проектирующих будущее нашей страны.

Библиографический список

1. Беляева А.В., Козырева Е.Н. Гигиеническое образование студентов - будущих педагогов // Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, М., 2006. С. 17.

2. Беляев Г.Ю. Параметры мониторинга факторов формирования качества образовательной среды: нормативный минимум специалиста // Материалы II Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием. М., 2010 С. 85-89.

3. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. М., 2007. С. 53-55, 57-59. (Синергетика в гуманитарных науках).

4. Всемирный доклад по образованию 1998 г. // Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. М., 1998. С. 3-10.

5. Жилов Ю.Д., Назарова Е.Н. Безопасность и защита жизнедеятельности: Курс лекций. М., 2002. С. 5-8.

6. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. М., 2007. С. 136-137.

7. Новикова Л.И. Смена парадигмы воспитания - назревшая проблема педагогики // Изв. Рос. академии образования. 1999. № 2. С. 23-29.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.