ПЕДАГОГИКА
УДК 37.013 Беляев Геннадий Юрьевич
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центр теории воспитания Учреждения РАО «Институт теории и истории педагогики»
Беляева Алла Владимировна
кандидат медицинских наук, доцент Московский государственный областной университет
СВЯЗЬ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВОСПИТАНИЯ С ПОНЯТИЕМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА*
В статье освещаются вопросы содержания школьного и вузовского воспитания на основе здорового образа жизни как интегрального критерия культуры здоровья общества и социального индивида. Системные изменения в смежных с педагогикой областях науки о человеке и его здоровье, новые формы, культурные стереотипы, вызовы и риски социализации влияют на содержание воспитания, определяя связи теории и практики воспитания с понятием здоровья, здорового образа жизни, обозначая задачи и перспективы безопасности в образовательном пространстве.
Ключевые слова: Здоровье, здоровый образ жизни, социализация, теория воспитания, здоровье и его составляющие, смежные с педагогикой области науки, культурные стереотипы, факторы и показатели здоровья как интегрального критерия воспитания.
Теория воспитания (как общенаучная методология) ориентируются на формирование и развитие ценностей здорового образа жизни, на сохранение и укрепление здоровья нового поколения, на различные варианты жизненного самоопределения молодежи, на выбор той или иной жизненной позиции, на сценарии профессиональной судьбы. Общество складывается из социальных индивидов и социальных групп, с их базовыми жизненными (витальными и моральными), социально-гражданскими и духовными потребностями (личностного роста). Здоровье общества, его адаптационные резервы и качество дальнего прогноза состояния жизнедеятельности сегодня должно определять, по существу, теория и практика воспитания как общественного явления. Общественный идеал - это не что иное, как прогноз воспитания как общественного явления, дальний прогноз развития общества и
его потребностей, основанный на культуре здравого смысла и здорового, нормального адекватного образа жизни.
Современная теория воспитания активно использует данные смежных дисциплин - педагогической психологии, возрастной физиологии и школьной гигиены, социологии малых групп, культурологии, педиатрии, психолингвистики и других дисциплин. Ее диапазон -от педагогической парадигмы - до приемов обучения, от социально-культурного портрета поколения - до новообразований в структуре отдельной личности. В современной методологической культуре вырабатывается тенденция перехода на исследование и освоение сложных саморазвивающихся систем [5, с. 5355, 57-59; 8, с. 136-137]. Только в специальной рефлексивной процедуре системного анализа разнородные знания о ребенке как объекте, субъекте, цели и результате воспитания
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 09-06-00622а
10
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
© Беляев Г. Ю., Беляева А. В., 2011
могут быть продуктивно интегрированы [12, с. 23-29], а понятие здоровья - доказано и раскрыто [1, с. 17]. Сегодня социализация протекает в условиях систематического формирования рефлексов и стереотипов виртуальной действительности. Зрительно-слуховая доминанта коры головного мозга современных детей и подростков отражается на особенностях социализации, что ставит педагогов перед необходимостью учета новых факторов в практике школьного воспитания. Мировым сообществом физиологов, школьных гигиенистов и педиатров отмечается фактор риска, имеющий непосредственное отношение к качеству здоровья следующих поколений: преобладание зрительно-слухового восприятия с уменьшением значения интегративных информационных каналов головного мозга (речь идет о трудовых, конструктивных, творческих навыках). С усложнением информационно-компьютерной среды и ранним освоением ее детьми и подростками заметно усиливается тенденция доминирования стереотипного поведения детей, подростков и молодежи над аналитической, синтетической, творческой, интегративной функциями высшей нервной деятельности формирующегося организма. [9, с. 7-13]. Многие школьники и даже студенты ВУЗов не умеют строить сложноподчиненные предложения, формулировать и развивать свою мысль, доказывать тезисы. При этом в связи с глубоким и бессистемным, хаотичным, «рваным» погружением детей и подростков в виртуальную среду, процессы саморегуляции организма нарушаются, и тем самым возрастает «техногенный» риск ранней дезадаптивности индивида, психофизиологической и социальной. Усиливается фактор так называемой инфанти-лизации, ретардации в психическом и социальном развитии личности подростка. Физиологи вынуждены повысить «возрастную планку» подростничества до девятнадцати лет - в то время как даже полвека тому назад девятнадцатилетние считались, да и на самом деле, по всем психосоциальным параметрам были уже практически взрослыми людьми. Сегодня масса девятнадцатилетних, по наблюдениям европейских, американских и российских физиологов - это все еще психологически дети, «ки-далты» (от англ. Kid (дитя) + adult(взрослый), т. е «несовершенновзрослые» лица, все еще ду-
мающие и поступающие по-детски, умеющие развлекаться, «заниматься любовью», рожать, но не умеющие кормить, ухаживать и воспитывать. Этот фактор риска для общего фона здоровья поколения серьезен, но пока еще поддается коррекции адекватными методами воспитания здоровым образом жизни - как общественным явлением. В связи с этим актуальным становится изучение особенностей современной социализации детей, подростков и молодежи через методологическую «призму» культурно-исторического подхода и базового понятия культурного стереотипа (по А. А. Леонтьеву). Культурные (или культурно-поведенческие) стереотипы составляют особую педагогическую реальность, выступая своеобразными маркерами социально-педагогического сознания и поведения, особенно сознания и поведения обыденного, повседневной ментальности. В них проявляется культура как форма и норма общественного сознания. На них опирается воспитание, поскольку культурные стереотипы - следствие стереотипов динамических, системной основы высшей нервной деятельности. На них фактически строится любое (по знаку качества и смысловому вектору) воспитательное и образовательное пространство. Культурно-поведенческий стереотип включает мышление, знание и поведение, ус-тановочно-нормирующую социальную функцию в образовательном пространстве. От выбираемого обществом доминирующего вектора нормативно-ценностных ориентаций зависит, с каким морально-педагогическим знаком эта функция будет протекать [3, с. 63-67].
Проблема здорового образа жизни каждого нового поколения всегда стоит в центре внимания любой педагогической традиции. Здесь принцип опоры на культуру и культурный стереотип раскрывает педагогу смысл понятия «здоровый образ жизни». По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [6, с. 4].
В педагогической практике целесообразно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном). Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 1
11
нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали, связанными с угрозой жизни для человека, нанесением прямого или косвенного ущерба достоинству, здоровью и жизни не только в отношении других людей, но и самого себя как социального индивида, как личности. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья [1, с. 17]. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами, по духу, а не только по паспорту. На фоне чрезмерно быстрого за последние годы распространения наркомании в стране несколько ослабло внимание государства к другой, не менее острой проблеме массовой алкоголизации населения, её размеров и совокупности отрицательных последствий. Между тем, именно здесь ныне скрыта одна из реальных угроз безопасности образовательного пространства.
Основными темами и показателями компетенции педагогов по критерию воспитания здоровьем, здоровым образом жизни (ЗОЖ) выступают основные факторы здоровья:
1.1. Отношение к социальному времени -к прошлому и будущему: в значительной степени большинство негативных сторон в состоянии как индивидуального, так и общественного здоровья, сокращение продолжительности жизни за последние десятилетия связаны с негативным воздействием разрушающих здоровье псевдо-культурных стереотипов на общественное созна-
ние и обыденную психологию. В ценностном измерении представления о порядочности, чести, долге, социальной ответственности связаны здесь с психосоматикой с одной стороны (социальная медицина), с вопросами социального и нравственного воспитания - с другой (социальная педагогика).
1.2. Отношение к пространству - миру: фактор воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни через мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мировоззрение. К этой группе факторов следует отнести, прежде всего, эволюционную и генетическую сущность человека.
2.1. Отношение к себе как социальному индивидууму - личности (усиление, либо минимизация таких факторов риска нанесения - порой непоправимого - ущерба для здоровья как: а) социально-психологический аутизм, нарастание шизоидных черт в типологическом портрете личности, отрыв от реальности с погружением в виртуальные игровые кибер-миры; б) сужение сознания, ригидность, алогизм и мозаичность мышления, болезненный, депрессивный эгоцентризм с гипертрофией амбициозности и социальной безответственности; в) презрение к труду, неумение и нежелание трудиться, работать - в логике контркультуры социального паразитизма, г) предвзятость, примитивизм и бессвязность суждений; д) черствость и жестокость по отношению к близким людям и т.п. синдромы душевного - психического и социально-психологического нездоровья.
2.2. Фактор личной гигиены: нравственно вменяемый, здоровый человек не склонен вести жизнь «бича» или «битника», дружа со вшами и ночуя в зловонных кабаках, пусть даже подражая стилю модной жизни богемы или вгоняя себя в рабство очередного модного субкультурного выверта - любых псевдо или контркультурных имитаций типа эмо-кидов, джанки, аскеров или мазо-факов, чреваты «потерей лица», как говорят китайцы, физического здоровья (телесная нечистота, наркошприцевание, проституция и бродяжничество как субкультура протеста) и самой жизни.
3. Рациональное регулирование деятельности внутренних органов имеет в виду выработку полезных для здоровья культурных стереотипов, привычек в жизни, деятельности. Рациональное регулирование деятельности внутренних органов
12
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
имеет в виду выработку полезных для здоровья культурных стереотипов, привычек в жизни, деятельности.
4. Значение адекватной самооценки для здоровья человека велико, потому, что оно является исходным элементом для формирования эмоций, социальным умением соотносить результаты собственной деятельности с последствиями ее реальной ситуации, а, следовательно, со стрессом [2, с. 35-39].
5. Выбор интересов, профессий, видов деятельности, соответствующих способностям, наклонностям и интересам, то, что называется смыслом жизни: это самая главная задача культуры здоровья: «найти себя, свое амплуа, свое место в жизни»: самоопределиться как мужчина, женщина, сын, дочь, отец, мать, супруг, супруга, гражданин [7, с. 5-8; 10, с. 2-4].
6. Отношение к социальным институтам семьи, общества, государства: конструктивное, позитивное, нейтральное, негативное, диссоци-ально-маргинальное, деструктивно-враждебное, уголовное (криминальное).
Вышеперечисленные факторы и показатели выступают в настоящее время связующим звеном между возрастной физиологией и гигиеной, педагогической психологией и социальной педагогикой, донозологией и педиатрией - с одной стороны, и теорией воспитания - с другой, собственно педагогической стороны. Эти связи жизненны, они актуальны для подлинного прогресса школьной и университетской медицины, педагогики и культуры. Более того, они служат теоретической и практической базой для выработки комплексной стратегии и социально адекватной практики обеспечения национальной системы общественной безопасности пространства образования.
Библиографический список
1. Беляева А. В., Козырева Е. Н. Гигиеническое образование студентов - будущих педагогов // Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. - М., 2006. - С. 17.
2. Беляева А. В., Беляев Г. Ю. Нормативная ти-пологизация школ как воспитательных систем по кри-
терию здорового образа жизни: (Здоровый образ жизни, профилактика патологического образа жизни, школа как воспитательная система) // Воспитательные системы как социокультурный феномен: прошлое, настоящее, будущее : сб. статей Международной науч.-практ. конф. (г. Москва, 5-6 октября 2010 года) :. - М. : Ин-т теории и истории педагогики РАО, 2010. - С. 35-39.
3. Беляев Г. Ю. Векторные критерии культурносмысловых стереотипов в педагогической практике // Диагностика и мониторинг в сфере воспитания : сб. науч. трудов Всероссийской научно-практической конференции. - М. : Педагогическое общество России, 2006. - С. 63-67.
4. Беляев Г. Ю. Параметры мониторинга факторов формирования качества образовательной среды: нормативный минимум специалиста // Материалы II Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием. - М. : Научный центр здоровья детей РАМН, 2010. - С. 85-89.
5. Буданов В. Г. Методология синергетики в по-стнеклассической науке и в образовании. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - С. 53-55, 57-59.
6. Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии // Всемирный доклад по образованию 1998 г. - ЮНЕСКО, 1998. - С. 3-10.
7. Жилов Ю. Д., Назарова Е. Н. Безопасность и защита жизнедеятельности: Курс лекций. - М. : МГОУ, 2002. - С. 5-8.
8. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики: Человек, конструирующий себя и свое будущее. - М. : КомКнига, 2007. - С. 136-137.
9. Материалы II Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием. - М. : Научный центр здоровья детей РАМН, 2010. - С. 7-13.
10. Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Здоровый образ жизни и его составляющие : учеб. пособие для вузов. - М. : Академия, 2007. - С. 2-4.
11.Селиванова Н. Л. Синергетический подход к управлению воспитательной системой школы: Научный доклад Научного центра современных проблем воспитания // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания : сб. науч. статей) / сост. и отв. ред. Д. В. Григорьев; ред. Е. И. Соколова. - Пермь : Изд-во ПОИПКРО, 1998. - 128 с. - С. 30-41.
12. Новикова Л. И. Смена парадигмы воспитания - назревшая проблема педагогики: [Методол. проблемы создания воспитат. системы шк.] // Изв. Рос. Акад. Образования. - 1999. - № 2. - С. 23-29.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
13