И.М. Новикова
Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с особенностями развития
Автор рассматривает представления дошкольников о здоровом образе жизни как особое специфическое новообразование личности, которое способствует формированию осознанного ценностного отношения к заботе о своем здоровье; пониманию взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни; использованию навыков здоровьесбережения в самостоятельной деятельности.
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
Ключевые слова: здоровый образ жизни, педагогические условия формирования здорового образа жизни, дошкольники с особенностями развития.
В настоящее время особую группу с риском ухудшения здоровья составляют дошкольники с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития (ЗПР), многие из которых посещают специализированные группы детских садов компенсирующего и комбинированного вида. Развитие этих детей происходит на фоне уже выявленных расстройств здоровья и заболеваний, поэтому навыки здоровьесбережения являются для них особенно важными. Формирование представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) будет способствовать поддержанию и укреплению здоровья дошкольников, а также снижению заболеваемости и подготовке к социализации.
В современных исследованиях выявлено, что одним из критических периодов ухудшения детского здоровья является возрастной промежуток 6-7 лет [3]. На фоне увеличения физической и психо-эмоциональной нагрузки на организм в связи с началом школьного обучения в этот период ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) особенно необходимы навыки заботы о своем здоровье. Это делает актуальным более раннее начало работы по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни.
Для современного периода социального развития общества характерно отношение к здоровью как к мере человеческих возможностей, способствующих самореализации, а к болезни или дефекту физического развития - как к одному из показателей здоровья человека в целом (Б.Г. Юдин,
Н.Г. Степанова, Н.В. Седых и др.). Однако игнорирование нарушения в развитии или расстройства здоровья, снижение медицинской активности родителей по отношению к подросшему дошкольнику и несфор-мированность направленного на заботу о здоровье семейного поведения способствуют проявлению признаков ослабления и ухудшения здоровья в условиях увеличения нагрузки на детский организм. Поэтому дети с ОВЗ особенно нуждаются во внимании педиатров и врачей-специали-стов для проведения профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий. Важно также найти тактичные формы вовлечения родителей в работу по здоровьесбережению детей и организации социально-педагогических условий формирования ЗОЖ в семье.
Сегодня формирование культуры здоровья находит отражение в педагогической теории и практике, однако эта проблема мало исследована по отношению к дошкольникам с ОВЗ. Вопросы формирования представлений о ЗОЖ у детей с сенсорными, двигательными, речевыми
и интеллектуальными нарушениями в условиях массовых и специальных образовательных учреждений разработаны недостаточно, несмотря на то, что именно эти дошкольники нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания.
Имеющиеся в этом направлении исследования не учитывают особенности формирования представлений об окружающем мире у детей с ОВЗ; в них отсутствуют конкретные рекомендации для учителей-дефектоло-гов, логопедов, педагогов-психологов, воспитателей специальных групп, раскрывающие содержание, формы и средства коррекционно-педагогического воздействия, возможности использования различных видов деятельности для формирования у старших дошкольников с особенностями в развитии элементарных представлений о ЗОЖ, что позволяет сделать вывод об отсутствии целостного подхода к решению указанной проблемы и определяет ее актуальность.
Педагогическая концепция формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с ЗПР опирается на положения философии здоровья Н.М. Амосова о необходимости осознания ценности жизни и здоровья как отдельного индивида, так и других людей; об активной позиции человека к формированию собственного здоровья; о самоорганизации, требующей постоянных и значительных усилий в области укрепления и сохранения здоровья. Она предполагает реализацию системного подхода в исследовании представлений о ЗОЖ у детей, а также в процессе их формирования; целостный подход к формированию указанных представлений и работу с субъектами системы воспитания и образования детей: специальную подготовку педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместную деятельность педагогов, родителей и детей; создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для решения задач сохранения и укрепления здоровья в процессе воспитания и обучения детей; разработку, апробацию и внедрение здоровьесберегающих новшеств; реализацию комплексного подхода к формированию когнитивных и поведенческих представлений о ЗОЖ на основе педагогического, психологического и медицинского воздействия; формирование семейного поведения, соответствующего ЗОЖ; подготовку детей с ОВЗ к социализации и интеграции в среду здоровых сверстников.
Сегодня в науке отсутствует единое определение ЗОЖ, что свидетельствует о сложной структуре этого феномена и необходимости междисциплинарного подхода к его изучению. В современных исследованиях «здоровый образ жизни» включает различные проявления жизнедеятельности, благоприятные для здоровья и обусловленные сложив-
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
шейся системой поведения; предполагает активное отношение к своему шейся системой поведения; предполагает активное отношение к своему
здоровью, ценностную ориентацию на здоровье, санитарно-гигиеническую и экологическую культуру, которые формируются под влиянием условий окружающей среды в процессе социализации индивида.
Мы рассматриваем ЗОЖ с позиций влияния на здоровье различных выделенных в научных трудах факторов, среди которых наше внимание привлекли состояние и степень здоровья человека, состояние окружающей среды, степень психологического комфорта, готовность к социализации и интеграции, принятые санитарно-гигиенические нормы и нормы поведения, необходимый запас знаний и представлений о факторах вреда и пользы для здоровья, двигательная деятельность, полноценный отдых, сбалансированное питание. Здоровый образ жизни, с нашей точки зрения, можно характеризовать как поведение, адаптированное к социальным и природным условиям окружающей среды с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта и направленное на всестороннее развитие потенциальных возможностей личности.
Особенности развития детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи и ЗПР оказывают влияние на формирование у них поведения, деятельности, эмоционально-волевой и познавательной сферы, что сказывается и при формировании у дошкольников представлений о ЗОЖ. В то же время необходимо учитывать эти особенности для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к каждому ребенку при обучении навыкам поддержания и укрепления своего здоровья с учетом его состояния. Кроме того, опора на личный опыт детей при выполнении медицинских назначений будет способствовать осознанию ими сущности заботы о здоровье.
В результате анализа, во-первых, задач формирования ЗОЖ, сформулированных в программах «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, З. А. Михайловой; «Радуга» Т.Н. Дороновой, В.В. Гербовой и др.; «Истоки» Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца; «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой; «Из детства в отрочество» Т.Н. Дороновой, Л.Г. Голубевой, Т.И. Гризик и др.; «Успех» под ред. Н.В. Фединой; «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой; во-вторых, предполагаемых результатов развития интегративных качеств ребенка «Физически развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками», «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения», «Овладевший необходимыми умениями и навыками» в образовательных
областях «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», которые он может приобрести при освоении общеобразовательных программ «От рождения до школы» и «Успех»; в-третьих, результатов собственного исследования представлений старших дошкольников о ЗОЖ [1; 2], под элементарными представлениями о здоровом образе жизни мы понимаем определенный уровень осведомленности и поведение, которые формируются в процессе целенаправленной педагогической работы и предполагают следующее: ребенок старшего дошкольного возраста имеет сформированные представления об особенностях строения и функциях организма человека; о здоровье как состоянии физического и психологического благополучия; о болезни и факторах, разрушающих здоровье; о роли света, воздуха, воды и растений в жизни человека, их влиянии на здоровье; о значении для здоровья основных культурно-гигиенических навыков, закаливающих процедур, соблюдения режима дня, рационального питания, сна, двигательной активности, игровой деятельности, занятий физкультурой и спортом; ребенок проявляет умение заботиться о своем здоровье; он осознает значение для здоровья ЗОЖ. Представления ребенка о ЗОЖ носят элементарный, но целостный характер; он осознает необходимость проведения оздоровительных, закаливающих и культурногигиенических мероприятий, присваивает переданный взрослыми опыт и переносит его в самостоятельную деятельность.
По нашему мнению, представления дошкольников с ОВЗ о ЗОЖ наиболее полно и всесторонне отражают их ориентировку в окружающем мире, обобщенные знания, семейные ценности, сформированность мыслительных операций. При формировании у детей этих представлений нами учтены выделенные в науке общие закономерности аномального развития: снижение скорости приема и переработки информации, трудности кодирования, недостаточность словесного опосредствования, замедление формирования понятий, недостаточное развитие способности использования информации в новых условиях. Поэтому успешность становления представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с сенсорными, двигательными, речевыми и интеллектуальными нарушениями определяется доступностью для детей сообщаемых сведений о биологических, социальных, экологических и поведенческих составляющих ЗОЖ; осуществлением коррекционно-педагогической и воспитательнообразовательной работы с детьми при опоре на предметно-практическую и продуктивную деятельность, обогащение чувственного опыта, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, устанавливать причинноследственные связи между событиями; использованием различных заданий и упражнений с учетом особенностей восприятия, внимания, памяти,
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
мышления и речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, что предполагает коррекцию и компенсацию нарушений развития детей в ходе формирования представлений о ЗОЖ; определением способов передачи ребенку социального опыта в соответствии с уровнем его психического развития; соблюдением принципов последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала в процессе коррекционно-педагогической работы; формированием как когнитивного, так и поведенческого компонентов указанных представлений с учетом особенностей развития детей.
В 2001-2012 гг. формирование представлений о ЗОЖ у детей с особенностями в развитии проводилось на базе 10 детских садов компенсирующего и комбинированного вида г. Москвы. В исследовании приняли участие 480 детей шестого и седьмого года жизни: 24 ребенка с нарушением слуха, 78 детей с нарушением зрения, 158 дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата, 112 детей с общим недоразвитием речи, 109 дошкольников с задержкой психического развития.
В анамнезе 68,0% детей отмечается патология беременности и родов; раннее органическое поражение центральной нервной системы, задержка психомоторного и речевого развития в раннем возрасте отмечены у 35,7% дошкольников; у 10,0% детей выявлены неврологические заболевания; заболевания и нарушения в развитии сердечно-сосудистой системы - у 13,0% детей; есть указания на аллергии, эндокринные нарушения и другие особенности развития. Многие дети соматически ослаблены: I группу здоровья имеют только 5,0% дошкольников; 67,0% детей имеют II группу здоровья, 24,5% детей - III группу здоровья, среди дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата есть дети с IV и V группой здоровья, они составляют 3,5% всех детей.
Исследованием охвачены 436 родителей, воспитывающих дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Из них 60,3% родителей имеют высшее образование, 39,7% родителей - среднее или среднее специальное образование; сообщили, что имеют медицинское образование 8,5% родителей, педагогическое - 13,9% родителей.
В исследовании приняли участие 156 педагогов, работающих с данной категорией детей, из них 41,7% - воспитатели, 11,5% - учителя-логопеды, 16,0% - учителя-дефектологи, 8,3% - педагоги-психологи; остальные 22,5% педагогов - это воспитатели по физической культуре, инструкторы по плаванию, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования, социальный педагог.
Формирование у детей представлений о ЗОЖ предусматривает организованную образовательную деятельность дошкольников, наблюдения,
демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, изобразительную и театрализованную деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры; рассказы педагога, беседы, объяснения; решение проблемных ситуаций, опыты, упражнения, предметно-практическую и продуктивную деятельность; оздоровительные и закаливающие мероприятия; дет-ско-взрослую проектную деятельность и др.
Среди педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования у старших дошкольников с ОВЗ представлений о ЗОЖ, выделяются общие условия (необходимые и достаточные при работе со всеми детьми): специальная подготовка педагогов, направленная на повышение уровня знаний по проблеме ЗОЖ и уровня педагогического мастерства; работа с родителями с целью повышения их компетентности в вопросах ЗОЖ и улучшения социально-педагогических условий обеспечения здо-ровьесбережения детей в семье; активизация участия родителей в совместной деятельности детей и взрослых при формировании ЗОЖ; создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию указанных представлений; привлекательность для дошкольников образовательного материала: он должен вызывать интерес и эмоциональный отклик, способствовать формированию ярких представлений о ЗОЖ; обеспечение успешности становления представлений о ЗОЖ педагогическими средствами; частные условия (определяются особенностями развития дошкольников с ОВЗ): формы и методы формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников, определенные на основе целостного психолого-педагогического знания о детях с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, ЗПР, а также с учетом особенностей формирования у них познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи; содержание формируемых представлений, определенное с учетом особенностей развития детей; предъявляемая информация, адаптированная к восприятию дошкольниками каждой категории; формирование представлений о ЗОЖ, осуществляемое через доступные детям каждой категории виды деятельности в системе воспитательного и коррекционно-образовательного процессов; реализация дифференцированный и личностно-ориентированный подхода к детям с учетом уровня сформированности у них познавательной деятельности и представлений о ЗОЖ; коррекционная направленность воспитательнообразовательного процесса; взаимодействие педагогов образовательного учреждения при формировании у детей представлений о ЗОЖ; специфические условия (определяются характерными особенностями развития дошкольников): учет состояния здоровья дошкольника и необходимости выполнения медицинских назначений; учет потенциальных возмож-
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
ностей ребенка; сотрудничество педагогов и семьи; включение ребенка в совместную со сверстниками и детско-взрослую продуктивную деятельность.
Библиографический список
1. Новикова И.М. Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: Монография. М., 2008.
2. Новикова И. М. Изучение представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с сенсорными, двигательными и речевыми нарушениями // Коррекционная педагогика. 2009. № 5(35). С. 26-29.
3. Шабунова А.А. Здоровье населения в России: состояние и динамика: Монография. Вологда, 2010.