МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х
6. Дорошенко В.А., Москаленко М.Р. Дисциплина «Концепции современного естествознания» в современной системе высшего гуманитарного образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. С. 28-32.
7. Ларионова М.Б. Дворяне Пермской губернии в XVIII-начале ХХ века: численность, состав, земельная собственность. Вестник Пермского университета. Серия: История. 2013. № 2. С. 18-34.
© Москаленко М.Р. 2016
УДК 378.17
Ольховская Елена Борисовна
канд. пед. наук, доцент РГППУ, г. Екатеринбург
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье проанализированы возможности физкультурно -спортивной деятельности в сохранении и укреплении здоровья студенческой молодежи. Доказана необходимость дополнительного образования в области физического воспитания для улучшения двигательной подготовленности и оптимизации функционального состояния студентов.
Ключевые слова
Здоровье, физическое воспитание, физическая подготовленность, функциональное состояние
Интенсификация учебной деятельности, реформирование образовательной системы высшей школы и переход от традиционной организации учебного процесса к инновационным технологиям, существенным образом повышает требования к состоянию здоровья студентов. По разным данным Министерств образования и здравоохранения количество практически здоровых абитуриентов составляет 20% [1, 2]. Низкая двигательная активность вызывает состояние гиподинамии, характеризующееся рядом существенных нарушений физиологических систем организма. Таким образом, основополагающим моментом в оптимизации здоровья студенческой молодежи является увеличение двигательной активности и повышение мотивации к ведению здорового образа жизни и в частности к занятиям физкультурно -спортивной деятельностью в свободное время за приделами академического расписания и в тренировочных режимах [3].
Цель исследования - выявление необходимости дополнительного образования в физическом воспитании студентов для оптимизации уровня их физического здоровья.
Методы исследования: тестирование физической подготовленности (методика В.И. Ляха); функциональное тестирование по пятибалльной шкале (проба Ромберга, проба Штанге, тест Руфье); полученные данные обрабатывались и анализировались с помощью математической статистики с выяснением основных статистических параметров (средняя арифметическая величина - М, ошибка средней арифметической величины - т, достоверность различий - р, которая определялась с использованием ^ критерия Стьюдента).
Результаты исследования и их обсуждение. Ежегодный опрос студентов первого курса Российского государственного профессионально-педагогического университета показывает, что 70% опрошенных при выборе спортивного отделения отдают свое предпочтение спортивным играм - футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису. Студенты, участвовавшие в исследовании, были разбиты на две группы: контрольная группа «ОФП» (п=149), в которой студенты занимались физической культурой по обычной
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
программе и экспериментальная группа «Спортивные игры» (n=130), в учебный процесс которой были включены дополнительные занятия в спортивных секциях. Во всех группах у студентов тестировались основные физические качества и функциональные системы.
На констатирующем этапе исследования студенты группы «Спортивные игры» и группы «ОФП» в начале обучения (1 курс, 1 семестр) имеют практически одинаковые показатели физической подготовленности и функционального состояния, соответствующие трем баллам и оценивающиеся как «удовлетворительные».
Результаты, полученные в конце исследования (3 курс, 6 семестр) показали, что у студентов группы «Спортивные игры», где помимо обязательных занятий физической культурой предусмотренных государственной программой студенты занимались еще и в спортивных секциях, исследуемые физические качества достоверно улучшились. Необходимо отметить, что в этой группе такое качество как выносливость, которое отражает уровень аэробных возможностей, существенно выросло до уровня, соответствующего параметру «хорошо». По мнению Б.А. Ашмарина, Н.М. Амосова, Ж.К. Холодова, данное качество является базовым для выполнения любой деятельности, в том числе образовательной и профессиональной [3].
В контрольной группе «ОФП», где отсутствовали факультативные занятия, все исследуемые качества оставались примерно на уровне исходных параметров, т.е. соответствовали уровню «удовлетворительно». При этом двигательная активность студентов в этой группы составляла всего лишь 50-52% от нормативной. В то время как у студентов группы «Спортивные игры» двигательная активность достигла 16500 локомоций в сутки, что почти удовлетворяет необходимый двигательный режим [1, 2].
Результаты исследования функционального состояния на завершающем этапе работы в группах и сопоставление их между собой приведены в таблице.
Таблица
Функциональное состояние студентов (3 курс, 6 семестр)
Функциональная проба Группа «ОФП» Группа «Спортивные игры»
М + m М + m
Руфье 3,0 ± 0,22 3,8 ± 0,24
p < 0,01
Штанге 3,2 ± 0,34 | 4,0 ± 0,30
p < 0,01
Ромбегр 3,0 ± 0,20 | 3,6 ± 0,35
p < 0,01
Данные, представленные в таблице, показывают рост показателей функционального состояния студентов в группе «Спортивные игры». Коррекция двигательного режима студентов экспериментальной группы за счет занятий спортивными играми в тренировочном режиме позволила достоверно улучшить показатели функционального состояния дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы по сравнению со студентами, занимающимися физкультурно-спортивной деятельностью только в рамках урочных занятий.
Выводы. Результаты, полученные в ходе исследования, убедительно показали, что у студентов группы «Спортивные игры», в которой помимо обязательных занятий физической культурой, предусмотренных государственной программой, студенты занимались еще и спортивными играми в секциях, исследуемые физические качества и показатели функционального состояния достоверно улучшились. Физическое качество выносливость и функциональное состояние дыхательной системы студентов в этой группе соответствуют состоянию «хорошее». Следовательно, оптимизация двигательного режима студентов за счет дополнительных занятий в секциях по выбору эффективно способствовала укреплению физического здоровья студентов, что проявилось в улучшении их физической подготовленности и уровня функционального состояния.
Список использованной литературы: 1 Ольховская Е.Б. Оптимизация психофизического здоровья студентов средствами физкультурно-спортивной деятельности // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. 2012. № 1 (46). С.197-203.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
2 Ольховская Е.Б. Возможности физкультурно-спортивной деятельности в оптимизации психического и социального здоровья школьников» // Nauka-rastudent.ru. 2015. №. 1 (13). С.34
3 Сапегина Т.А., Ольховская Е.Б., Бобылева Т.А. Формирование коммуникативной компетенции студентов в физкультурно-спортивной деятельности: учебно-метод. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Российского гос. проф.-пед. ун-та, 2011. 106 с.
© Ольховская Е.Б., 2016
УДК 37.072
Панова Нина Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент ГУТА,. СПб, РФ
E-mail [email protected] Баева Инна Геннадьевна, директор ГБОУ гимназия № 293Красносельского района, СПб, РФ
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
Аннотация
В статье систематизированы факторы, характеризующие разнообразные условия сетевого взаимодействия в образовательных организациях.
Ключевые слова
Сетевое взаимодействие, критерии сетевого взаимодействия образовательной организации.
В целях концептуального обоснования сетевого взаимодействия для решения задач модернизации образования необходимо определение педагогических условий его реализации. С этой целью необходимо выявить и описать последовательность, содержание сетевого взаимодействия общеобразовательного учреждения как условие личностно-профессионального развития педагогов. Формирование сетевой социальной структуры напрямую обуславливает потребность в создании новой модели образования, которая смогла бы обеспечить переход к иному типу социального развития, послужить некоторым пусковым механизмом указанных процессов. Соответственно, развитию потребностей новой сетевой социальной структуры российского общества должна соответствовать и форма деятельности самой образовательной системы и ее компонентов.
В материалах по долгосрочной перспективы развития системы образования поставлена цель -привлечения в педагогическую практику лучших знаний, специалистов, инновационных технологий и создание условий для сознательного и открытого сотрудничества педагогов.
Достижение названных целей предполагает задание определенных требований к новому состоянию сети учреждений общего образования, которая должна обеспечить решение актуальных задач модернизации образования:
• доступности услуг, предоставляемых сетью учреждений; модернизация педагогического процесса как с точки зрения материально-технических, финансовых аспектов;
• возможности индивидуального выбора образовательной программы;
• концентрации и целевого распределения ресурсов (человеческих, информационных, материальных, финансовых), изменение сегодняшней структуры сети общего образования.
Важным механизмом получения намеченных результатов является повышение эффективности инновационных процессов, которые базируются на следующих положениях: