МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х
II этап (3, 4 семестры обучения) - Профессионально-направленная физическая культура бакалавра: практические занятия по дисциплине «Прикладная физическая культура» с преимущественным использованием игрового и соревновательного методов; учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях по индивидуальной траектории воспитания психофизических качеств и формирования СПВК.
III этап (5, 6 семестры обучения) - Профессионально-прикладная физическая подготовка бакалавра: практические занятия по дисциплине «Прикладная физическая культура» с преимущественным использованием соревновательного метода; учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях по индивидуальной траектории воспитания психофизических качеств и формирования СПВК; спортивные соревнования в рамках ежегодной Спартакиады вуза; внешние спортивные соревнования и фестивали всех уровней.
Предложенная организация физического воспитания студентов позволит рассматривать физическую культуру как практико-ориентированную технологию формирования СПВК будущих бакалавров, направленную на оптимизацию профессиональной вузовской подготовки. Список использованной литературы:
1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: методология, теория, практика: монография. -Екатеринбург, 2011. - 345 с.
2. Ольховская Е.Б. Профессионально-прикладная подготовка бакалавра средствами физкультурно-спортивной деятельности // Приволжский научный вестник. - 2015. - № 2. - С.113-118.
3. Ольховская Е.Б., Сапегина Т.А. Профессионально-образовательный потенциал физической культуры в высших учебных заведениях: монография - Екатеринбург, 2008 г. - 103 с.
© Ольховская Е.Б., 2017
УДК 37.036.5
Попова Светлана Владимировна
старший преподаватель кафедры теории и методики музыкально-эстетического воспитания Омский государственный педагогический университет г. Омск, Российская Федерация E-mail: [email protected]
ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНЫЕ АССОЦИАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО
Аннотация
В статье рассматривается метод художественно-образных ассоциаций. Автор подчёркивает значение данного метода в работе над художественным образом музыкального произведения. В статье представлены некоторые формы применения метода художественно-ассоциативного воздействия в процессе обучения игре на фортепиано.
Ключевые слова
Содержание музыкального произведения, метод художественных ассоциаций, ассоциация, словесные пояснения, подтекстовка, тональность музыкального произведения, творческое воображение,
подтекст музыкального произведения.
Музыкальное произведение — это прежде всего определённый эстетический смысл, и основная цель интерпретатора — раскрытие этой музыкальной идеи, содержания произведения. И именно метод художественных ассоциаций является одним из эффективных путей проникновения в художественный
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
образ произведения.
В психологии ассоциация определяется как «возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечёт за собой и появление другого» [1, с. 42]. В деятельности музыканта ассоциации могут быть и достаточно чёткими внутренними представлениями, и оставаться в подсознании, при этом продолжая влиять на настроение, эмоциональный подтекст игры.
С самого начала обучения игре на инструменте важно вести работу в данном направлении, побуждая ребёнка с первых шагов за фортепиано играть выразительно, с пониманием художественного образа произведения. Словесные пояснения являются необходимыми в процессе обучения юного пианиста. Уже на первом этапе педагог при исполнении произведения дополняет, разъясняет художественное содержание музыки. При этом важно ориентироваться на возраст учащегося, используя в словесном комментарии понятные и близкие для него ассоциации. Так стимулируется исполнительская инициатива, интерес к новому произведению. В этом отношении рассматривается и потребность в специальном формировании у учащегося «персонального тезауруса психоэмоциональных состояний» [2, с. 3], который будет способствовать более глубокому, интересному в художественном отношении прочтению музыкального произведения.
Кроме того, полезным в исполнительском обучении является и другой родственный методический приём — подтекстовка мелодического рисунка. К этому средству прибегали и такие выдающиеся пианисты-педагоги как А. Рубинштейн (в фугах И.С. Баха), Г. Коган (в концерте ля мажор В.А. Моцарта), А.Д. Артоболевская и многие др.
Также, в повседневной работе с учеником можно мысленно «оркестровать» музыкальное произведение. Особенно нагляден этот приём при разучивании сонат, которые можно условно рассматривать как маленькие симфонии, сопоставляя звучание с тембрами разных инструментов симфонического (камерного) оркестра.
Очень интересен вопрос о влиянии тональности произведения на познание его художественного смысла. Ведь можно говорить о том, что каждая тональность уже имеет свой ассоциативный ряд, несёт определённую эмоционально-смысловую нагрузку. В фортепианной педагогике в этом отношении используется специальный приём, когда ученика просят привести примеры других произведений, написанных композитором в тональности изучаемого произведения.
Успех обучения в исполнительском классе зависит среди прочего и от контакта между преподавателем и учащимся. Метод художественно-ассоциативного воздействия способствует появлению творческой атмосферы, интереса к разучиваемому произведению, что помогает лучшему взаимопониманию участников педагогического процесса.
В.В. Горностаева говорила о том, что педагог должен быть впереди ученика по уровню развития фантазии, художественно-ассоциативного мышления, постоянно пополняя свою педагогическую копилку новыми впечатлениями из области живописи, литературы и т.д. Таким образом, важно творчески подходить к поиску средств воздействия на пианистическое развитие ученика. Художественно-образные ассоциации помогают вызвать нужное настроение, обогатить эмоциональную и звуковую палитру юного исполнителя. Метод ассоциаций способствует развитию творческого воображения, интуиции, вносит одухотворённость, поэтичность и глубину в исполнительскую трактовку разучиваемого произведения.
Список использованной литературы:
1. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ.ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.
2 ._Ланда, М.С. Оптимизация работы над художественным образом в классе фортепиано с применением
системы К.С. Станиславского [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-protsessa-raboty-nad-hudozhestvennym-obrazom-v-klasse-fortepiano-s-primeneniem-sistemy-k-s-stanislavskogo
3. Милич, Б.Е. Воспитание ученика-пианиста [Текст]: Методическое пособие // Б.Е. Милич. - М.: Москва. «Кифара», 2002. - 117 с.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
4. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры [Текст] // Г.Г. Нейгауз. - М.: Москва, Музыка, 1967. - 312 с.
5. Цыпин, Г.М. Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения [Текст] : Учебное пособие // Г.М. Цыпин. - М.: Москва, Прометей, 2011. - 404 с.
© Попова С.В., 2017
УДК 378
Рудакова Ирина Павловна
канд. мед. наук, доцент ПГФА, г. Пермь, РФ E-mail: [email protected] Чащина Светлана Викторовна канд. биол. наук, доцент ПГФА, г. Пермь, РФ E-mail: [email protected] Старкова Алла Валентиновна
канд. мед. наук, доцент ПГФА, г. Пермь, РФ E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАПОМИНАНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
СТУДЕНТАМИ ПЕРВОГО КУРСА
Аннотация
Исследован объем слуховой памяти при случайном и смысловом запоминании у студентов первого курса фармацевтического ВУЗа. Определены коэффициенты для соответствующих видов памяти. Обнаружено, что повторное прослушивание информации при случайном запоминании повышает его эффективность, а использование в процессе абстрактных символов не оказывает существенного влияния на объем памяти.
Ключевые слова
Слуховая память, коэффициент памяти, случайное запоминание, смысловое запоминание.
Умственная работоспособность человека зависит от многих факторов, которые можно разделить на три группы. Во-первых, это физиологические факторы, к которым можно отнести возраст, пол, уровень физического развития, состояние здоровья, особенности питания. Во-вторых, факторы физического характера, отражающие географические и климатические условия существования. И третья группа -психические факторы, то есть мотивации, психический настрой. Все эти агенты одновременно действуют на организм и влияют друг на друга [2 , с.64].
В настоящее время широко используются исследования умственного развития, основанные на оценке уровня внимания, возможностей запоминания. Способность человека концентрировать внимание, объем памяти и скорость переработки информации в большой степени влияет на усвоение учебного материала и успеваемость обучающихся в высшем учебном заведении [1, с.425].
Целью нашего исследования явилось определение объема слуховой памяти и его зависимость от содержания информации у студентов первого курса фармацевтической академии.
Испытуемым были предложены тесты для определения объема памяти при случайном и смысловом запоминании. Для определения объема памяти при случайном запоминании были использованы таблицы, включающие семь рядов случайных цифр. Каждый ряд таблицы содержал разное число цифр от четырех в первом ряду до десяти - в седьмом. Испытуемые должны были прослушать каждый ряд цифр и воспроизвести его по памяти, записывая его в протокол в том же порядке, как они читались. Каждый ряд