ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 1 2 Федорищева Н.М. , Сальникова А.Е.
Федорищева Надежда Митрофановна - учитель начальных классов;
2Сальникова Алла Егоровна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сорокинская средняя общеобразовательная школа», с. Сорокино, Белгородская область, Красногвардейский район
Аннотация: в статье рассмотрены основные здоровьесберегающие технологии, применяемые в начальной школе. Раскрыты возможности их применения. Авторы подчеркивают, что использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в укреплении и сохранении здоровья школьников.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровье, здоровый образ жизни.
Вопрос о сохранении здоровья подрастающего поколения стоит сегодня в обществе как никогда остро и требует конкретного решения в повседневной школьной практике.
«Забота о здоровье детей - важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», - писал В.А. Сухомлинский [1, с. 106].
По результатам исследований российских психологов, учащиеся начальных классов, которые учатся на 4 и 5. проводят за письменным столом в школе и дома не менее 2,5-3 часов. К этому следует добавить время, проведённое перед телевизором и компьютером. Малоподвижный образ жизни, уличный шум, громкая музыка, излучение от сотовых телефонов, а также неблагоприятные экологические факторы негативно воздействуют на здоровье детей. В результате - частое заболевание учащихся, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость и как следствие снижение качества знаний. Вот почему проблема здоровьесбережения стала в образовательном процессе приоритетной.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить учащимся возможность сохранить здоровье в период школьного обучения, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни [1, с. 106].
Поставленная цель достигается через решение следующих задач:
- мотивировать потребность учащихся в здоровом образе жизни;
- создать комфортные условия для психологического и социального развития учащихся;
- совершенствовать физкультурно-оздоровительные, медико-гигиенические, психолого-педагогические технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- организовать деятельность класса и родителей учащихся.
Для решения этих задач использую следующие направления:
- учебный режим;
- формирование здорового образа жизни;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия;
- профилактическая работа [2].
Анализ работы показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве и раскрыть свои творческие способности.
В своей работе применяем следующие образовательные технологии здоровьесберегающей направленности:
- игровые технологии;
- технологию проблемного обучения;
- безотметочную систему в 1 классе.
Необходимую двигательную активность обеспечивают физкультминутки. На уроках проводим по две обязательные зарядки: для глаз и для различных групп мышц. Это способствует предупреждению общей утомляемости, благоприятно влияет на эмоциональное состояние школьников [2, с. 24].
Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия. Поэтому большое внимание уделяется укреплению психического здоровья учащихся, в частности предупреждению и коррекции психоэмоционального напряжения.
Уроки строятся таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Во время урока уделяется внимание правильной посадке учащихся. Ежемесячно меняется положение каждого ученика класса по отношению к источнику света [1, с. 107].
Для гармонизации нервной системы, профилактики заболевания органов дыхания и развития голосового аппарата используется дыхательная гимнастика, успокаивающее (вдох - выдох - пауза) и мобилизующее дыхание (вдох - пауза - выдох).
Самомассаж, в том числе точечный, улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение, способствует профилактике простудных заболеваний. Проводится массаж рук, ушей, головы, крыльев носа.
Используется методика зрительно-координационных упражнений. На сене находится схема - тренажер профессора В.Ф. Базарного [1, с. 108].
Большую роль в укреплении здоровья школьников играет спортивно-массовая работа. Учащиеся активно участвуют в спортивных соревнованиях школы, района, в проведении дней здоровья.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут здоровы и развиты не только интеллектуально, духовно, но и физически [2, с. 25].
Список литературы
1. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа», 2011 № 8.
С. 106-108.
2. Научно-методический журнал «Начальная школа», 2014. № 8. С. 24-25.