Литература
1. Загашеев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. / С. Заир-Бек. СПб., 2003. С. 192.
2. Столбунова С. В. Развитие критического мышления. Апробация технологии / С. В. Столбунова // Русский язык, 2003. С. 2-6.
3. Сергеева Б. В. Факторы развития самооценки в младшем школьном возрасте // Международный журнал экспериментального образования. Москва, 2016. № 1.
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Сергеева Б. В.1, Токарева В. В.2
1 Сергеева Бэлла Владимировна / Sergeeva Bella Vladimirovna - кандидат педагогических наук,
доцент;
2Токарева Виктория Викторовна / Tokareva Victoria Victorovna - бакалавр, направление: начальное образование, кафедра педагогики и методики начального образования, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: в статье раскрыто понятие «здоровьесберегающие технологии», анализируются способы формирования здорового образа жизни младших школьников. Описаны типы здоровьесберегающих технологий: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса, технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников, психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, а также работа по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, этапы укрепления и сохранения здоровья, младшие школьники.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов [2].
Обучать без вреда для здоровья - это не задача начальной школы, а обязательное условие её работы, поэтому необходимо широко использовать в своей практике здоровьесберегающие технологии, которые делятся на следующее группы: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности. Рассмотрим подробнее обозначенные технологии:
1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. Окна должны быть снабжены регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, гармонично сочетающимися с цветом стен. Для классных помещений должна использоваться цветовая гамма, создающая теплую, жизнерадостную атмосферу. Мебель в классах должна соответствовать возрастным особенностям детей. Каждый обучающийся должен быть обеспечен удобным рабочим местом за партой в соответствии с его ростом и состоянием зрения. Парты в классах расставляются по номерам: меньшие - ближе к доске, большие -дальше. Для борьбы с вирусными заболеваниями и их эффективной профилактики
помещения начальной школы должны часто проветриваться. В классе должны быть комнатные растения, которые способствуют очищению воздуха и создают эстетический комфорт.
2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников. Рациональная организация обучения в начальной школе -важная составная часть здоровьесберегающей работы. Основные требования к организации обучения в начальной школе таковы: «ступенчатый» режим обучения в 1 классе; отсутствие бального оценивания знаний в 1 классе; отсутствие домашних заданий в 1 классе; динамические паузы; музыкальные перемены. Основные критерии оптимальной организации урока: психологический климат; физминутки 2-3 за урок; чередование позы; место и длительность ТСО; эмоциональная разрядка 2-3; чередование видов преподавания через 10-15 мин; продолжительность и частота видов деятельности 7-10 мин; виды учебной деятельности 4-7.
3. Психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.
В образовательных учреждениях применяются также следующие способы организации здоровьесберегающей деятельности учащихся:
1) использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса для коррекции нарушений соматического здоровья;
2) различные формы организации учебно-воспитательного процесса с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся;
3) контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации УВП, формирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся;
4) система медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников;
5) разработка и реализация обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек;
6) организация психологической помощи учителям и учащимся по преодолению стрессов, тревожности;
7) организация и контроль обеспечения сбалансированного питания учащихся;
8) мероприятия, направленные на укрепление здоровья школьников и учителей, создание условий для их гармоничного развития [2].
Работа по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях состоит из следующих блоков:
I блок - здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения -включает: состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими нормативами; оснащенность кабинетов физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем; наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета; наличие и необходимое оснащение школьной столовой; организация качественного питания; необходимый (в расчете на количество учащихся).
II блок - рациональная организация учебного процесса включает: соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения; использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию); введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио-визуальные средства); рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в начальной школе; индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах.
III блок - организация физкультурно-оздоровительной работы - включает: полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.); организацию занятий по ЛФК; организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками в начальной школе; организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; создание условий и организацию работы спортивных секций; регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.п.). Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа может стать основой рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов, позволит повысить адаптивные возможности организма, а значит, станет средством сохранения и укрепления здоровья школьников.
IV блок - просветительско-воспитательная работы с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, - включает: лекции (лекторий), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек; проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников и т.п.; создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей.
V блок - организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями включает: лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье и т.п.; приобретение необходимой научно-методической литературы; привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.); организацию общественного совета по здоровью и совместное (учителя, специалисты, родители, учащиеся) обсуждение и решение проблем сохранения и укрепления здоровья в своем образовательном учреждении с учетом реальных возможностей и потребностей; выбор приоритетных направлений деятельности.
VI блок - профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья -включает: использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.); регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников; введение карты здоровья класса (школы), регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями, что позволит наглядно увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры; создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами; привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей. Вместе с тем, в этом и других блоках намеренно не выделена «лечебная и оздоровительная работа», поскольку и лечебная, и оздоровительная работа с использованием специальных процедур, требующих врачебного назначения, наблюдения и контроля (различные виды массажа, физиотерапии, бальнеотерапии, фитотерапии, аромотерапии, озонотерапии и т.п.) не является функцией образовательного учреждения [1].
Литература
1. Глебова Е. И. Здоровьесберегающаяпедагогика: истоки и перспективы развития:
учеб. пособие для вузов / Е. И. Глебова, Г. Д. Бухарова. Екатеринбург, 2005.
17
2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / В. И. Ковалько. М., 2004. 296 с.
3. Сергеева Б. В. Условия формирования экологических знаний младших школьников / Б. В. Сергеева. Молодой ученый, 2016. № 9 (113).
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Сергеева Б. В.1, Токарева В. В.2
1Сергеева Бэлла Владимировна / Sergeeva Bella Vladimirovna - кандидат педагогических наук,
доцент;
2Токарева Виктория Викторовна / Tokareva Victoria Victorovna - бакалавр, направление: начальное образование, кафедра педагогики и методики начального образования, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: в статье рассматривается понятие «средства» в педагогике, для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления Представлена классификация средств, которая предложена В. И. Ковалько. Выделены требования к данным средствам, а также по каким параметрам они были выделены. Ключевые слова: средства формирования здорового образа жизни, здоровьесберегающие технологии, младшие школьники.
Средство - это прием, способ действий для достижения чего-либо. Согласно определению И. П. Подласого, средство - предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
1) средства двигательной направленности;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы [2].
Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
К средствам двигательной направленности относят такие двигательные 24 действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребёнка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика; тренинги и др.
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведения занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д.