РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Жураева К.К.
Жураева Кундуз Кузиевна - преподаватель начальных классов, Школа № 47,
Джандарскийрайон, Бухарская область, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается роль здоровьесберегающих технологий в повышении успеваемости учащихся начальной школы. Использование здоровьесберегающих технологий в обучении помогает предупреждению социальных отклонений в образе жизни школьников, в профилактике девиантного поведения, в предупреждении вредных и формировании полезных привычек, повышению качества образовательных услуг. Технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, овладения первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Ключевые слова: здоровьесберегающих технологий, начального класса, сохранения здоровья.
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер.
На сохранение здоровья влияет комплекс различных факторов: биологических, экологических, экономических, социальных и т.п.
На чем сегодня необходимо сосредоточить усилия, чтобы повысить эффективность деятельности школы, учителя по сохранению здоровья учащихся? Как дать качественное образование не в ущерб здоровью ребенка?
Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.
Таким образом, целью современной школы можно считать создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.
В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка. В.А.Сухомлинский писал: "Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества". [2]
Использование здоровьесберегающих технологий в обучении помогает предупреждению социальных отклонений в образе жизни школьников, в профилактике девиантного поведения, в предупреждении вредных и формировании полезных привычек, повышению качества образовательных услуг.
Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией.
В то же время понятие "здоровьесберегающих технологий" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Под здоровьесберегающими технологиями будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.
Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог - медицинский работник - ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности).
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
На уроках начального класса родного языка и чтения знакомлю учащихся с правилами культуры чтения и письма, формирую гигиенические умения и навыки чтения и письма (правильная осанка, положение тетради, учебника) в ходе урока использую стихи, пословицы, поговорки валеологической направленности.
На уроках окружающего мира даю практические задания: измерить температуру воздуха в классе с помощью термометра и соотнести с нормами, правильно организовать свой режим дня. На уроках технологии знакомлю с правилами безопасности на уроках.
Повысился рост мотивации к изучаемым предметам. Отношение к учебным предметам изменилось. На первом месте основные предметы, что говорит о заинтересованности и высокой мотивации к учению.
Во время уроков регулярно провожу физкультминутки, игровые двигательные упражнения с ватой, карандашом, газетой, ластиком, эрг-упражнения в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно - двигательной системы и мышц глаз, осанки.
Физминутки провожу на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Обеспечиваю позитивный эмоциональный настрой.
На уроках радного языка школьник, как правило, пишет не рукой, а всем "телом". Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии напряжения. Организую: упражнения на снятие общего локального утомления. ("Скульптура).
Упражнения для кистей рук. ("Рубим капусту", "Разотру ладошки", самомассаж пальцев рук).
Преобладающий вид деятельности на уроке - чтение. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому расширяю зрительно - пространственную активность в режиме урока и использую: гимнастику для глаз ("Пальминг", "Буратино", "Часики", рисование носом, раскрашивание).
Для проведения оздоровительных минуток использую различные предметы и подручные средства, которые позволяют сделать их интересными и разнообразными. Оздоровительные минутки на уроке способствуют не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению их психического здоровья. Ребята больше
общаются друг с другом, помогают и поддерживать друг друга, что влияет на изменение их коммуникативной культуры.
Дети в классе очень активные и подвижные. Уделяю внимание режимным моментам, оказывающим влияние на величину двигательной активности. Это минутки кинезеологии, перемены, динамическая пауза после 3 урока, дни здоровья. Данные формы работы снимали чувство усталости, тонизировали нервную систему, улучшали эмоциональное состояние и повышали работоспособность. На переменах рекомендовала детям такие игры: "Плетень", "Море волнуется", "Делай наоборот", "Светофор" и другие.
Можно сделать вывод, что роль здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников формирует у них важнейшие коммуникативные навыки, повышает качество образовательных результатов.
Великий гуманист и педагог Ж.Ж.Руссо сказал: "Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым". [1]
Список литературы
1. Безруких М.М., Сонькина В.Д. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе. Методология, формы, методы, опыт применения -методические рекомендации // под ред. (М.: «Триада-фарм», 2004. 117 с.).
2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский - М.: Просвещение, 1979. 170 стр.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОМ КЛАССЕ Журакулова Ю.Ж.
Журакулова Юлдуз Жалоловна - преподаватель начальных классов, Школа № 10,
Каганский район, Бухарская область, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрыто формирование коммуникативных качеств у учащихся в начальном классе. В младшем школьном возрасте, формирование у ребенка коммуникативных качеств несет важный воспитательный и образовательный потенциал. В общении ребенок повышает свои умственные способности, которые в дальнейшем влияют на становление младшего школьника как личности. Коммуникативные качества - это сложные и осознанные коммуникативные действия (на основе коммуникативной деятельности), способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.
Ключевые слова: формирование коммуникативных качеств, личность, младший школьный возраст.
Проблемы общения и взаимодействия между людьми были актуальны на протяжении всей истории человечества с момента зарождения воспитательной работы. Именно эти две категории сильно воздействуют на формирование всесторонне развитой личности человека, что является неотъемлемым критерием социализации и успешного формирования общества.
Многие ученые утверждают, что общение - решающий фактор общего личностного развития ребенка в младшем школьном возрасте. Влияние общения может так же способствовать исправлению трудностей, возникающих у детей при