Здоровьесберегающие технологии в школе
клеем», то есть, обрызгивая их водой. Если снег пушистый и рассыпается, дети могут добавить к нему воды или положить сделанные формочки в морозильник на несколько часов, чтобы дать им затвердеть. А еще вы с ребенком можете устроить снежный пир для птиц. Сделайте чашечками снежные пирожные и украсьте их настоящим замороженным птичьим кормом.
Итак, мы рассмотрели несколько методик, которые можно проводить с детьми как дошкольного, так и школьного возраста. Дети, усваивая уроки здоровья в виде игры, приобретают опыт сохранения и восстановления собственного здоровья надолго, и в будущем смогут обращаться к нему по мере необходимости. Мы желаем читателям успеха в применении рассмотренных нами методик не только для воспитанников, но и для себя!
Литература
1. Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в ДОУ Волгоград, 2005
2. Баранов А. А. Здоровье детей России - М.: Медицина, 1999.
3. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников. - М., 2004.
4. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми М., 2002
5. Сиденко А. С. Интернет-ресурсы Федерального Государственного Образовательного стандарта второго по-коления//Эксперимент и инновации в школе.- 2010. -№ 1.
6. Сиденко А. С. Внутришкольная работа со школьными факторами риска как средство сохранения и укрепления здоровья учащихся / сб.: Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы полного дня: психологический комфорт ученика. Из опыта работы. Вып. 1. Сост. А. С. Сиденко. М.: АПК и ППРО, 2009.
7. Лазарев М.Л. «Здравствуй!» / Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ М., 2004
8. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка М., 2000
9. Страковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. - М.,1994.
10. Шаврыгин Б. В. Если малыш часто болеет. - М., 2005.
Надеева Марина Сергеевна
учитель начальных классов МОУ Шарангской СОШ Шарангского района Нижегородской области
J ^
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Л___________________________________________Г
Аннотация: Работа посвящена проблеме здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Здоровье в жизни человека занимает важное место. Но как показывает опыт работы начальной школы, проблеме сохранения здоровья учащихся не уделяется должного внимания. Автор отмечает, что выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования. Автор надеется, что представленный материал откроет младшим школьникам мир здорового образа жизни, поможет учителю сохранить у ребенка высокую работоспособность, отодвинуть утомление и исключить переутомление на уроках. Как отмечает автор - это возможно только при правильной организации труда и отдыха. В работе отражены методические приемы формирования и сохранения физического и духовного здоровья, общего эмоционального состояния ученика на уроках через деловые игры, комплекс упражнений, оздоровительные минутки, беседу, общения с природой, пальминг, курс «Образ и мысль», релаксацию.
Ключевые слова: здоровьесбережение, урок, деловые игры, комплекс упражнений, оздоровительные минутки, беседа, общение с природой, пальминг, эмоциональный фон, курс «Образ и мысль», релаксация.
Современный образовательный процесс невольно оказывает отрицательное воздействие на здоровье учащихся. Об этом говорят и пишут и следователи и практики [1, 2, 7, 10, 12]. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость,
те способы, которые помогут решить задачу сохранения здоровья детей, физического, психического и нравственного, развить духовные качества личности, повысить общекультурный уровень и восполнить всё возрастающий дефицит гуманности. Начало система-
14
Эксперимент и инновации в школе 2012/1
Здоровьесберегающие технологии в школе
тического обучения является важным этапом в жизни ребёнка. Поступление в школу влечёт за собой коренное изменение привычного образа жизни, сложившегося у ребёнка в дошкольный период воспитания. В школе же - новая обстановка, новые контакты, новая форма поведения, новая систематическая деятельность - учёба. При этом отмечается резкое снижение двигательной активности и сложная умственная работа, которые требуют большого напряжения функциональных возможностей всего детского организма [3, 4, 11].
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-й класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми [5, 6, 8, 9]..
Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. И наша общая задача - помочь каждому ребёнку в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Кто же должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего - семья, затем - школа, учителя. Важнейшая цель работы школы в современный период: здоровьесбережение участников образовательного процесса. Здоровьесберегающие технологии - это система мер, предполагающая совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Задачи: распространение педагогического опыта, направленного на создание условий для сохранения и укрепления здоровья; развитие «полезности» урока как основной организационной формы образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя; создание условий построения урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием достижений педагогической практики с учётом вопросов здоровьесбережения.
Опыт практической деятельности выявил следующие пути решения данной проблемы:
1. Рациональная организация труда учителя и учеников.
2. Чередование различных видов деятельности на уроке.
3. Создание комфортного психологического климата.
4. Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения)
5. Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся.
6. Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.
Здоровый ребёнок - это в будущем здоровый
и счастливый гражданин общества, человек с активной жизненной позицией!
На что же нужно обратить внимание педагогу, чтобы сохранить здоровье своих учеников?
Урок остаётся основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя.
Младшим школьникам трудно неподвижно сидеть во время занятий.
У них ярко выражена потребность в движении, и длительное торможение этой потребности вызывает значительное утомление в центральной нервной системе.
Вот почему нефизиологично требовать от школьников «железной» дисциплины, «каменной» неподвижности.
Дети начинают потягиваться, часто менять позу, ерзать на сиденьях; менее сдержанные начинают шалить.
Организация учебной работы
Решение основной задачи здоровьесберегающей педагогики - сохранить у ребенка высокую работоспособность, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Это возможно только при правильной организации труда и отдыха. Для этого необходимо принимать во внимание следующие моменты:
1. Продолжительность занятия
2. Организация занятия
3. Перемены (отдых)
4. Время проведения занятий
Виды занятий:
• деловые игры (на всех уроках)
• комплекс упражнений (на уроках физкультуры и утренней зарядке)
• оздоровительные минутки (на всех уроках)
• беседа (на классных часах)
• общение с природой (на уроках окружающего мира)
Каждый день в своём классе я начинаю с проведения комплекса упражнений, который не только настраивает на работу на уроке, но и способствует укреплению здоровья детей.
Очень важная роль в сохранении высокой работоспособности на протяжении занятия принадлежит физкультминуткам. Физкультминутки совершенно необходимы на каждом занятии с детьми младшего школьного возраста. Задача оздоровительных пауз - дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия.
Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, иногда с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей.
Актуальной проблемой в настоящее время является охрана зрения школьников, особенно начавших обучение с шестилетнего возраста. С началом обучения в первом классе у детей естественно возрастает нагрузка на зрение. Она связана с необходимостью длительного сидения за партой в наклонной позе, с работой на близком расстоянии с мелкими объектами при чтении, письме, конструировании. Напряжение глаз усугубляется за счёт плохого внешнего оформления учебных пособий, рабочих тетрадей, плохой чёткости печати. Выход из сложившейся ситуации в следующем: расширять зри-
Эксперимент и инновации в школе 2012/1
15
Здоровьесберегающие технологии в школе
тельно-пространственную активность в режиме школьного урока. На уроке мы используем пальминг и разработанную нами памятку «Береги глаз как алмаз».
Особое внимание на уроках уделяю осанке детей. Одна из причин нарушения осанки - неправильная рабочая поза. Примером профилактических упражнений для предотвращения сутулости, укрепления позвоночника, стоп, рук, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия могут служить следующие упражнения.
Упражнения для физкультминуток.
• для осанки («Держи осанку», «Деревце», «Гора», и др.)
• для рук (встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды, «Упражнения животных» и др.)
• для ног («Упражнения животных» и др.)
• для глаз (пальминг, «Упражнения животных», памятка «Береги глаз как алмаз» и др.)
• «этюды для души» («Солнышко», «Этюд души», «Сотвори солнце в себе» и др.)
Когда ребята освоятся, можно дать возможность самим проводить эти минутки. Пусть входят в роль учителя, нужно предоставить возможность испытать силы каждому желающему.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток - положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст.
Время работать, время отдыхать
• утренние часы не очень продуктивны, так как это время приходится на фазу врабатывания (8-9 часов утра).
• Оптимальная устойчивая работоспособность наблюдается в 9-11 часов.
• В 11-12 у младших школьников (особенно первоклассников) наступает период некомпенсированного утомления
• самым малопродуктивным днем является понедельник,
• а наиболее продуктивными днями - вторник и среда.
• пятница у младших школьников - день с более высокой работоспособностью.
• Самые легкие для детей предметы - физкультура, труд, изобразительное искусство, музыка.
• Значительное утомление обнаруживается после занятий по информатике.
Основные требования к гигиеническим условиям. Микроклиматические параметры кабинетов и мастерских должны обеспечивать адекватность терморегуляции в организме, газовый состав воздуха - нормальную оксигенацию тканей, освещенность - оптимальное функционирование зрительной системы.
Оптимальные условия воздушной среды - важный фактор сохранения здоровья и работоспособности человека. Неблагоприятные изменения воздуха могут вызвать значительные нарушения в организме: перегревание или переохлаждение тела, гипоксию, возникновение инфекционных и других заболеваний, снижение работоспособности.
Воздух должен быть чистый, так как во время пребывания людей в помещении в воздухе накапливаются летучие продукты обмена веществ человека, обладающие неприятными запахами, что делает воздух «спертым». При длительном пребывании в такой атмосфере у человека начинает болеть голова, ухудшается внимание, появляются сонливость, апатия, может возникнуть тошнота (вплоть до рвоты), иногда даже бывают обмороки (помещение нужно как следует проветривать). «Маленькие хитрости» для поддержания воздушного режима: во время занятия надо держать слегка приоткрытой дверь в классе, предварительно создав в рекреационных помещениях запас свежего воздуха. Проветривание рекомендуется осуществлять во время перемен, удалив детей из кабинета. Даже зимой, открыв на какое-то время окно, можно не опасаться значительного снижения температуры воздуха в помещении, а 3-5 минут такого проветривания вполне достаточно, чтобы воздух в классе полностью обновился.
Учиться быть здоровым душой и телом
Здоровьесберегающие технологии включают в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья и общего эмоционального состояния ученика. Для стабилизации эмоционального фона в классе необходимо поддерживать ситуацию успешности, дать детям возможность выговориться, поделиться тревогой, страхами, сомнениями. В работе по коррекции эмоционального фона могут оказаться эффективными групповые занятия с элементами тренинга, проводимые педагогом-психологом. Курс «Образ и мысль» (авторы И. И. Бондарева, С. К. Тивикова). Исправить неблагоприятный психический фон помогает курс «Образ и мысль». Курс «Образ и мысль» (работа с репродукциями картин), направленный на личностное развитие учащихся, может быть включен в образовательный процесс как учебный или факультативный курс, а также использован во внеурочной деятельности. Он имеет практикоориентированный характер, соотнесен с индивидуальным темпом развития детей, способствует сохранению их психического здоровья, позволяет создавать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Релакс. Учёные-психологи установили, что нахождение в течение нескольких минут в расслабленном релаксационном состоянии способствует снятию усталости, восстановлению сил, оздоровлению и раскрытию творческого потенциала. Один из наших способов релаксации:
Сели удобнее на стуле. Спокойно и мягко положили руки на колени. Прикрыли глаза. Сосредоточились на своих внутренних ощущениях. Почувствовали, насколько удобно расположились ваша правая нога, левая нога, правая рука, левая рука, туловище, голова. При необходимости расположились ещё удобнее. Вы можете отметить, что в таком удобном положении легко расслабляться. По завершению занятий вы откроете глаза. Голова будет чистой, свежей, ясной, а всё тело отдохнувшим.
Здоровьесберегающие технологии могут отражаться и в проектной деятельности учащихся, при изучени-итаких тем, как:
• «Береги глаз как алмаз»
16
Эксперимент и инновации в школе 2012/1
Здоровьесберегающие технологии в школе
• «Бесценные жемчужины»
• «Кожа - наша природная одежда»
• «В кругу семьи»
• «Эти полезные фрукты»
• «Разговор о правильном питании»
• «Вредные привычки»
• «Режим дня»
• «Спорт и здоровый образ жизни» и т. д.
Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым!
Выводы:
Здровьесберегающие технологии интегрируют все направления школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.
Здровьесберегающие образовательные технологии можно определить, как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.
Ожидаемые результаты: сохранение у ребенка высокой работоспособности, исключение утомления и переутомления на уроках; формирование у детей теоретических знаний о сохранении здоровья и умение их использовать практически; формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье;активизация развития всех сфер личности учащихся.
Приложения
Упражнения для физкультминуток
Люди с самого рождения - Жить не могут без движения.
«Гора»: руки отпустите вниз, выровняйте спину, голову не отклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело - как гора. Одна половина горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх. «Нет! - решили они. - Мы две половинки одной горы, и сила в нас обоих». Потянулись обе вместе, сильно-сильно. Медленно отпустите руки и улыбнитесь. Молодцы!
«Упражнения животных»
1. «жираф» - голова вверх-вниз, круговые движения вправо-влево
2. «осьминог» - круговые движения плечами назад-вперед, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди)
3. «птица» - руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения назад-вперед
4. «обезьяна» - наклон вперед, круговые движения туловищем вправо-влево
5. «лошадь» - поднятие ног по очереди, сгибая в коленях
6. «аист» - подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу)
7. «кошка» - потягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем - левую
Грубых слов не говорите - Только добрые дарите
«Сотвори солнце в себе»: в природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотво-
рим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем. (руки в стороны перед собой)
«Этюд души»: Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье. Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу, и вслух произнесите: «Я приветствую тебя, Земля!». Вытяните руки перед собой ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Вода!». Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: «Я приветствую тебя, Воздух!». Поднимите руки вверх ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Солнышко!»
Литература:
1. Баянов О. М., Токарева И. В. Школа как центр организации здоровьесберегающей деятельности обучающих-ся//Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 4.
2. Белозёрова О. В., Пугачёва И. В., Коваленко Н. В. Формирование здоровьесберегающей социально адаптированной среды в условиях ведомственной направленности школы-интерната // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 2.
3. Валюх М. Н., Голева Л. В. Диагностика здоровьеориентированной направленности личности // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 5.
4. Даниленко С. Ю. Формирование открытой здоровьесозидающей образовательной среды в МОУ СОШ № 117 // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6.
5. Киселёва Г. Г., Ковалёв В. А. Как изучить состояние здоровья школьника? // Начальная школа. - 2007. - № 2.
6. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии:
школьник и компьютер - Москва: Вако, 2007. - 302 с.
7. Никитина Е. А. Взаимодействие детского сада и начальной школы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников и младших школьников // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 3.
8. Ожева Е. Н., Мирная Л. В. Программа «Здоровый образ жизни» // Инновационные проекты и программы в образовании. -2009. - № 4.
9. Погорелова Н. Г., Кадочникова Т. И. и др. Гимназия как центр обучения и содействия здоровью в микрорайоне на основе тьюторско-волонтерской инициативы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент -2010. - № 4.
10. Подкорытова Н. К. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3.
11. Сиденко А. С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. - № 2.
12. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 4.
13. Советова Е. В. Оздоровительные технологии в школе -Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 285 с.
Эксперимент и инновации в школе 2012/1
17