Вальцева Юлия Владимировна
ГБОУ СОШ здоровья № 898 имени генерала И.Д. Стаценко, учитель английского языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Школа — один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. Пока ребенок растет и формируется, педагоги, врачи, психологи, родители и все, от кого это зависит, должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа перестала быть фактором, вредящим здоровью, пре-
99
пятствующим его полноценному раскрытию задатков человека, и в то же время реально готовила его к будущей непростой жизни [6].
Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения привело к росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам [1]. В связи с этим необходимо соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивиду -альными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.
Согласно одному из определений, здоровьесберегающая технология — это:
• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного
подхода, где в центр образовательной системы ставится личность ребенка, а целью является обеспечение комфортных условий ее развития и реализации природных возможностей.
Английский язык в средней школе - серьезный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать инфор-мацию, поэтому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим техноло-гиям. Огромное значение имеет рациональная организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого зада-ния, чередуя виды работ. Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эф-фекта перегрузки. Кроме того, чтобы избежать эффекта перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объем всех видов тестов, а контрольные работы проводить строго по ка-лендарно-тематическому планированию.
Следовательно, необходимо учитывать возрастные особенности учеников, продумывать количество видов учебной деятельности на уроке, избегать однообразия для снижения утомляемости во время занятий. Количество видов учебной деятельности (опрос учащихся, самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, устная и письменная работа с учеником, творческие задания, «мозговой штурм», рассматривание наглядных пособий и др.) по норме составляет 4-7 видов за урок. Смена видов деятельности способствует развитию памяти, мыслительных процессов и одновременно отдыху учеников. Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке, смена положения также благотворно сказывается на работоспособности учащихся [1].
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, на уроке проводятся физминутки примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием пер-вой фазы умственного утомления у значительной части учащихся. Также на каждом уроке в любом классе необходимо проводить игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков и т.п.) и эмоциональную разгрузку [4].
Музыка может использоваться как оформление фона занятий и сопровождение моментов урока. «Тихая мелодичная музыка обладает седативным (успокаивающим действием, спо-собствующим развитию процессов торможения) действием и нормализует функции сердеч-но-сосудистой системы. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной муску-латуры, оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии придают ребенку бодрость, улучшают самочувствие, психоэмоцио-нальное состояние». Занятие с использованием музыкальных произведений и звуков при-родного естественного происхождении [5].
Физкультминутки должны проводиться в хорошо проветренном помещении. Это естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими по -требностями детей в двигательной активности. Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при формировании понятия «исчис -
ляемые и неисчисляемые существительные» можно предложить следующее задание: «Я буду называть существительные. Если существительное исчисляемое, вы делаете наклон вперед, если неисчисляемое - наклон назад». Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме «Clap your hands», «Hands up», «Head and shoulders» и др. Также при закреплении лексики, связанной с движениями, учитель или сильный ученик может выступать в роли тренера, а класс выполнять его команды на иностранном языке. Такие динамические паузы хорошо использовать для игры: класс делится на две команды, участники одной команды дают задания другой, затем команды меняются ролями. На доске отмечаются баллы, которые хором подсчитываются детьми, наиболее активные ученики получают оценки. Физкультминутки позволяют использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.
Для поддержания благоприятного психологического климата на уроке необходимо проводить эмоциональную разрядку: поговорки, веселые четверостишия, картинки или игры необходимы для снятия умственного напряжения. Примером можно также считать песни на английском языке, которые с удовольствием под ритмичную музыку исполняют все учащи-еся. Этот вид работы может выполняться как сидя, так и стоя, с отбиванием ритма. На уро-ке английского языка большое значение имеют игры. Это могут быть лексические, грамматические игры, игры со словами, направленные на развитие устной речи, письменные игры и задания, задания с использованием картинок или стихотворений и пословиц. Игровые ви-ды работ могут быть использованы на всех этапах обучения - от начального до продвину-того. Играть можно и при закреплении нового материала, и при тестировании или опросе учащихся, и на повторительно-обобщающих уроках [2]. Но неизменно игра дает такие пре-имущества, как мотивация выполнения задания, возможность сделать практически любое учебное упражнение коммуникационно направленным, эмоциональная разрядка в классе. В начальных классах можно разделить детей на две постоянные команды, названия которым дети придумывают сами, исходя из своего лексического запаса (обычно это животные). Из урока в урок можно возвращаться к игровому соревнованию, в конце четверти очки сумми-руются и определяется команда-победитель. Дети особенно любят такие игры как, «Бинго», «Морской бой», «Крестики-нолики», «Поле чудес» и многие другие, проводя которые, можно работать с запоминанием как букв и слов, так и целых предложений, пословиц, грамматики и т.д., избегая скучной зубрежки. Кроме этого, для отработки диалогических умений очень помогают драматизации с использованием игрушек. Для закрепления грам-матических навыков полезно использовать игры с разрезными карточками.
Тем не менее, нужно учитывать, что нельзя все обучение сводить к игре. Учение - это труд, и труд нелегкий, и стремиться сделать занимательным каждый урок не стоит [3].
Необходимо упомянуть о важности использования на уроках английского языка дифференцированного обучения и индивидуального подхода, которые практически реализуются через содержание учебников, тетрадей и позволяют снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учеников. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока больше положительных эмоций, ощущает больший комфорт и испытывает интерес к учебе. Для реализации разноуровневых заданий на уроках и дополнительных занятиях используются карточки с грамматическими играми, которые легко распределить по сложности и можно использовать как в группах, так и инди-видуально. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом, задания на группировку, на распознавание и поиск ошибок также позволяют избежать монотонности на уроке [4].
В заключение надо отметить, что одним из самых важных здоровьесберегающих факто-ров является создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздей-ствий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету, и доброжелательный тон педагога играет здесь немаловажную роль.
Литература
1. Шокурова О.Н. Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках английского языка // festival.1september.ru/articles/419377.
2. Рыжак Н.А. 200 обучающих игр на занятиях иностранным языком. М.: Астрель, 2009. 160 с.
3. Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Игры на уроке. М.: Экзамен, 2008. 272 с.
4. Романова Е.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // festival. 1september.ru/articles/508516.
5. Лобанова Е.А. Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки // Образование в современной школе. 2005. № 9.
6. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика // Обра-зование в современной школе. 2005. № 2.