7. Bunin I. A. Sobr. soch.: v 9 t. T. 7. Temnye allei, rasskazy 1931—1952 (Collected works in 9 volumes. Vol. 7. Dark avenues, short stories of 1931—1952). Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1966. 398 p.
8. Losev A. F. Eros by Plato [Eros u Platona]. Georgi-yu Ivanovichu Chelpanovu ot uchastnikov ego seminariev v Kieve i Moskve: 1891—1916: statyi po filosofii i psikhologii (To Georgii Ivanovich Chel-
panov from participants in his seminars in Kiev and Moscow: articles on philosophy and psychology). Moscow, 1916. 424 p.
9. Sudzuki D. T. Nauka - Dzen - Um - Dzen (Science - Zen - Mind - Zen). Kiev, 1992. 176 p.
10. Slivitskaya O. V. «Povyshennoe chuvstvo zhizni». Mir Ivana Bunina ("Heightened feeling of life". World of Ivan Bunin). Moscow, 2004. 268 p.
УДК 372.881.1 ББК 74.268.1
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
GAME TECHNOLOGIES AT FORMING SOCIAL COMPETENCE BY YOUNGER PUPILS AT LESSONS OF A FOREIGN LANGUAGE
О. С. Сидорова
Статья посвящена проблеме формирования социальной компетентности младших школьников на уроках иностранного языка. Используя элементы игры, учитель формирует необходимые учащимся универсальные учебные действия, что свидетельствует о формировании социальной компетентности младших школьников.
O. S. Sidorova
This article is devoted to the problem of forming the social competence by younger pupils at foreign language lessons. Using the elements of a game, the teacher forms necessary universal educational actions due to which the social competence of younger pupils is formed.
Ключевые слова: социальная компетентность, младшие школьники, игровые технологии, универсальные учебные действия.
Keywords: social competence, younger pupils, game technologies, universal education actions.
В связи с переходом системы образования на ФГОС НОО предъявляются новые требования к уровню освоения основной образовательной программы, которые «учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования» [1].
Одним из основных требований стандарта к личностным результатам освоения основной программы является развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; умение слушать и слышать собеседника; уважать и принимать ценности семьи и общества; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе [1], что обосновывает необхо-
димость развития социальной компетентности уже у младших школьников.
Сложные процессы, протекающие в современном российском обществе, требующие умения строить взаимоотношение с окружающей действительностью, напрямую связаны с наличием у детей и молодежи социальной компетентности.
Современная ситуация общества XXI в. требует от личности не только высокого уровня умений, но и навыков, без которых жизнедеятельность человека в социуме невозможна. В связи с этим остро встает проблема межличностного взаимодействия и выстраивания собственной траектории сосуществования в социальном пространстве. Успешность личности будет напрямую зависеть от осведомленности в социальных вопросах, от умения видеть проблему и решать ее в кооперации с другими. Социальная компетентность - это не только совокупность умений, знаний и навыков, способствующих успешному
сосуществованию личности в социальном пространстве, но и способность эффективно взаимодействовать с другими людьми в процессе речевого общения на иностранном языке и осуществление совместной или совместно разделенной деятельности. Поэтому формировать социальную компетентность - значит научить ребенка продуктивно взаимодействовать в разнообразных ситуациях общения, учитывая при этом особенности партнера, а также закрепить желание и готовность ребенка общаться, расширять свою социальную осведомленность.
Социальная компетентность младших школьников -интегративное качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и в разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций.
В социальную компетентность входят следующие основные компоненты: регулятивный, познавательный, коммуникативный и личностный. Сформировать регулятивный компонент - значит научить ребенка проявлять доброту, внимание, уважительное отношения к своему партнеру, проявлять интерес к социальной жизни; познавательный компонент связан с умением школьника понимать настроение своего партнера по вербальным и невербальным признакам, знать правила работы в группе; умение ребенка не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях, умение поддержать разговор и общаться на простые бытовые темы приводит к формированию коммуникативного компонента. Личностный компонент предполагает сформированность элементов самопознания ребенка.
Реализации всех вышеперечисленных компонентов способствует ряд педагогических технологий. Рассмотрим в данном контексте игровые технологии.
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство понимания и взаимодействия людей. Игра, как один из приемов обучения, является действенным инструментом управления учебной деятельностью по овладению иноязычным общением, который делает процесс обучения наиболее интересным и познавательным. Поэтому применение игровых технологий на уроке иностранного языка способствуют формированию социальной компетентности младших школьников, ребята учатся работать в парах или группах, учатся слушать и уважать друг друга, нести ответственность за свои поступки, помогать партнерам своей команды справиться с заданием, учатся не ссориться, а спокойно реагировать на ситуацию. В ходе игры дети становятся более доброжелательными, отзывчивыми, серьезными и целенаправленными в их стремлении - достичь общей цели, одержать победу [2].
Процесс развития социальной компетентности младших школьников целесообразно проводить в групповой форме или по парам, используя при этом элементы игры. Отметим, что игровая деятельность, согласно Д. Б. Элько-
нину, имеет прямое отношение к потребностно-эмоцио-нальной сфере человека [3]. По словам С. Л. Рубинштейна, игра - практика развития ребенка [4]. Важно знать, что именно в процессе игры ребенок овладевает умением встать на позицию другого, видеть мир глазами другого человека и стремиться побеждать собственный эгоцентризм. Е. А. Леванова отмечает, что в игре создается легкая и безопасная атмосфера, в которой ребята ненавязчиво получают новый опыт и где игра является наиболее естественной формой взаимодействия между людьми [5].
Непосредственно в методике иностранного языка игра рассматривается как «ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность многократного повторения речевого образца в условиях максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия» [6].
Игра является наиболее эффективным способом повышения качества продуктивной учебной деятельности школьника, которая позволяет постоянно повышать интерес ребенка не только к получению новых знаний, но и тяги к общению со сверстниками.
Существуют различные классификации игр. Согласно Г. К. Селевко [7], по характеру игровой методики педагогические игры делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации. Кроме этого есть и другая классификация игр: ролевые, организационные (обучающие), деловые.
В начальной школе, с учетом возрастных особенностей ребенка, большое место должны занимать ролевые игры, в которых дети проигрывают тот статус и те качества личности, которые привлекают их в реальной жизни, но которыми они пока не обладают. В ролевых играх, при общении со взрослыми или со сверстниками, ребенок усваивает новые виды взаимодействия и пытается использовать их в своей практике общения [8-9]. Создаваемые в такой игре действия и эмоциональные переживания носят для обучающихся характер реальных событий. Это и обуславливает социализирующее значение ролевых игр.
«Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики» [10]. В данном случае деловая игра выступает и «методом поиска новых способов ее выполнения», и «методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности, что играет немаловажную роль в формировании социальной компетентности учащихся. При этом каждый ученик решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией.
Для того чтобы закрепить или отработать новый материал, в практике учителя широко применяются обучающие игры. В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а отмеча-
ет для себя, на какие языковые явления следует обратить внимание, над чем в дальнейшем предстоит работать.
Игра-драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно-ролевой игры. Благодаря включению данной игры на уроке иностранного языка можно создать атмосферу доброжелательности в группе, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности и самореализации; развивать умение школьников сопереживать, учить быть внимательными к чувствам и желаниям других людей; развивать способность понимать эмоциональное состояние, выражать его, развивать умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека; развивать воображение, речь.
Таким образом, на уроке иностранного языка игра является необходимой технологией, которая играет немаловажную роль в процессе формирования социальной компетентности учащихся.
Во время урочной деятельности можно применять разнообразные по классификации игры. На уроке английского языка в 3-м классе, изучая тему "Animals", мы ставим перед собой цель - развитие языковой компетентности учащихся. Делим ребят на несколько команд, чтобы придать игре характер соревнования. Учитель предлагает ребятам задумать какое-либо животное и описать его, не называя. Например: It is big. It has got a long neck, a small head, and a tail. It eats fruit and leaves. Who is it? Учащиеся пытаются отгадать, задавая вопросы Is it a tiger? Is it a giraffe? Выигрывает тот, кто отгадает большее количество животных. Исходя из цели данного урока, на основе игры "In the Zoo" мы отрабатывает следующие универсальные учебные действия, такие как: освоение лексического материала, умение поддержать беседу переспрашивая или задавая вопрос, наличие положительных эмоциональных переживай от участия в коллективной деятельности, знание правил работы в группе, умение ребенка не ссориться, быть вежливым и доброжелательным по отношению к другим участникам игры.
Еще одним примером формирования тех же универсальных учебных действий может стать игра «Найди пару». Цель игры направлена на закрепление лексики по теме "Clothes". Игра подойдет для 4-го класса. Ребята делятся на 2 команды. На доске прикреплены картинки, под ними неправильные подписи. Ребята из каждой команды по очереди выходят к доске, перемещают картинки и произносят слово. Выигрывает команда, сделавшая меньшее количество ошибок. Дети имеют возможность помочь более слабым членам команды, при этом дух соревнования позволит уложиться в минимальный отрезок времени.
Образовательная программа реализуется не только во время урочной деятельности, но и во внеурочной деятельности. Примером внеурочной деятельности может стать игра-драматизация. Такая игра дает возможность детям проявить свое творчество, отработать необходимые слова и выражения, интонацию, развить выразительную речь ребенка, познакомиться с героями книг английских и американских авторов. «Путешествуя в страну ска-
зок», к ребятам приходят в гости Белоснежка и семь гномов, Том Сойер, Питер Пэн, Микки Маус и многие другие персонажи. Опираясь на логику ФГОСа, такая игра помогает сформировать у учащихся личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия, при которых ребята умеют использовать элементарные формы речевого и неречевого общения, принятые в странах изучаемого языка; проявляют стремление к взаимопомощи; умеют выступать перед небольшой аудиторией, например в классе или на школьной сцене; расширяют свой кругозор, интеллект, познавательные способности, внимание, память и мышление.
Как видим, учитель сам выбирает как саму игру, так и форму ее реализации на уроке. Совместные творческие игры сближают и взрослых, и детей. В этом - один из главнейших принципов социального воспитания.
Таким образом, педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного упражнения, формировать универсальные учебные действия. Реализация всего вышеперечисленного будет свидетельствовать о формировании социальной компетентности младших школьников. Использование различных игровых приемов на уроке также способствует формированию дружного коллектива в классе, так как каждый ученик в игре имеет возможность взглянуть на себя и своих товарищей со стороны.
Таким образом, принятие социальной компетентности как цели обучения иностранному языку и определение основных средств по ее формированию позволит повысить качество обучения иностранному языку и реализовать в полной мере требования ФГОС.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: httpV/минобрнауки. рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО^ (дата обращения: 24.04.2014).
2. Копырина О. Ю. Роль игры на уроках английского языка в начальных классах [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2010-2011. URL: http:// festival.1september.ru/articles/583890/ (дата обращения: 24.04.2014).
3. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. 360 с.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
5. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Е. А. Леванова, А. Г. Волошина, В. А. Плешаков, А. Е. Соболева, И. О. Телегина. 3-е изд. СПб.: Питер, 2013. 208 с.
6. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2005. С. 5.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
8. Каспарова М. Г. Психология возраста от 4—5 до 16—17 лет. М.: Школа Китайгородской, 2000. 86 с.
9. Придатченко М. В. Роль игры в конструировании социальной реальности: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Н. Новгород, 2007.
10. Краткий психологический словарь. М., 1985.
11. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы // Ин. языки в школе. 2002. № 2.
12. Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии в начальной школе: пособие для учителя. Ростов н/Д, 2004. С.77.
13. Лукьянова Н. В. Игра — источник познавательной деятельности ребенка // Ин. языки в школе. 2001. № 11. С. 11.
14. Землянская Е. Н., Дмитриева О. А. Использование технологии тьюторского сопровождения в образовательном пространстве начальной школы полного дня // Вестн. ун-та. Гос. ун-т управления, 2012. № 18. С. 242-245.
REFERENCES
1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart nachalnogo obshchego obrazovaniya (Federal State Educational Standard of Primary General Education). Available at: httpV/миноб-рнауки. рф/документы/922/файл/748/ФГОС_ НОО^ (accessed 24.04.2014).
2. Kopyrina O. Yu. The role of game at English lessons at primary school [Rol igry na urokakh angli-yskogo yazyka v nachalnykh klassakh]. Festival pedagogicheskikh idey «Otkrytyy urok» (Festival of pedagogical ideas „Open lesson"). 2010-2011. Available at: http://festival.1september.ru/articles/ 583890/ (accessed 24.04.2014).
3. Elkonin D. B. Psikhologiya igry (Psychology of a game). Moscow: Vlados, 1999. 360 p.
4. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii (Foundations of general psychology). Saint-Petersburg: Piter, 2000. 712 p.
5. Levanova E. A., Voloshina A. G., Pleshakov V. A., Soboleva A. E., Telegina I. O. Igra v treninge. Voz-mozhnosti igrovogo vzaimodeistviya, 3-e izd. (Game in training. Possibilities of game interaction, 3rd edition). Saint-Petersburg: Piter, 2013. 208 p.
6. Galskova N. D., Gez N. I. Teoriya obucheniya inos-trannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika (Theory of teaching foreign languages. Linguodi-dactics and methods). Moscow: Akademiya, 2005, p. 5.
7. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatelnye tekh-nologii: ucheb. posobie (Modern educational technologies: tutorial). Moscow: Narodnoe obrazovanie, 1998. 256 p.
8. Kasparova M. G. Psikhologiya vozrasta ot 4-5 do 16-17 let (Psychology of age from 4-5 till 16-17 years). Moscow: Shkola Kitaygorodskoy, 2000. 86 p.
9. Pridatchenko M. V. Rol igry v konstruirovanii sot-sialnoy realnosti (The role of a game at designing the social reality). Nizhny Novgorod, 2007.
10. Kratkiy psikhologicheskiy slovar (Brief psychological dictionary). Moscow, 1985.
11. Bim I. L. Learner-centered approach as the main strategy of school reform [Lichnostno-orientirovan-nyy podkhod — osnovnaya strategiya obnovleniya shkoly]. In. yazyki v shkole (Foreign languages at school), 2002, no. 2.
12. Kukushkin V. S. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii v nachalnoy shkole: posobie dlya uchitelya (Modern educational technologies at primary school: manual for teacher). Rostov-on-Don, 2004, p. 77.
13. Lukyanova N. V. Game as a source of child's cognitive activity [Igra - istochnik poznavatelnoy deyatelnosti rebenka]. In. yazyki v shkole (Foreign languages at school), 2001, no. 11, p. 11.
14. Zemlyanskaya E. N., Dmitrieva O. A. Using the technology of tutor support in the educational environment of full-time primary school (Ispolzovanie tehnologii tyutorskogo soprovozhdeniya v obrazo-vatelnom prostranstve nachalnoy shkoly polnogo dnya). Vestn. un-ta. Gos. un-t upravleniya (Herald of University. State University of Management), 2012, no. 18, pp. 242—245.