Научная статья на тему 'Здоровьесберегающая деятельность в вузах (анализ научных данных специалистов)'

Здоровьесберегающая деятельность в вузах (анализ научных данных специалистов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
здоровье / студенты / образовательные учреждения / мониторинг / сохранение здоровья. / health / students / educational institutions / monitoring / health preservation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомин Сергей Анатольевич, Шевченко Антон Ростиславович

Проблемы снижения уровня психофизического здоровья граждан, получающих высшее образование в России, в современных социально-экономических условиях являются актуальными. Ученые фиксируют снижение основных показателей здоровья и физической подготовленности большей части студентов Российских вузов. В данных условиях необходимо существенное повышение качества здоровьесберегающей деятельности в вузах. В статье представлен обзор и анализ мнений специалистов, по проблеме здоровьесбережения студентов. Специалисты указывают на необходимость проведения регулярного комплексного мониторинга психофизического состояния студентов, увеличение уровня двигательной активности молодых людей и внесение изменений в действующие образовательные стандарты подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомин Сергей Анатольевич, Шевченко Антон Ростиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH-PROMOTING ACTIVITIES IN THE UNIVERSITIES (ANALYSIS OF SCIENTIFIC DATA SPECIALISTS)

The problems of reducing the level of psychophysical health of citizens receiving higher education in Russia in modern socio-economic conditions are relevant. Scientists record a decrease in the basic indicators of health and physical fitness of most students of Russian universities. In these conditions, it is necessary to significantly improve the quality of health-saving activities in universities. The article presents a review and analysis of the opinions of experts on the problem of health saving students. Experts point to the need for regular comprehensive monitoring of the psychophysical condition of students, increasing the level of motor activity of youth and changes in the existing educational standards of training.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающая деятельность в вузах (анализ научных данных специалистов)»

УДК: 378.17

DOI 10.24411/2409-3203-2019-1935

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗАХ (АНАЛИЗ НАУЧНЫХ

ДАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ)

Фомин Сергей Анатольевич

преподаватель кафедры физической подготовки ФГКОУ ВПО СибЮИ МВД России

Россия, г. Красноярск Шевченко Антон Ростиславович преподаватель кафедры физической подготовки ФГКОУ ВПО СибЮИ МВД России Россия, г. Красноярск

Аннотация: Проблемы снижения уровня психофизического здоровья граждан, получающих высшее образование в России, в современных социально-экономических условиях являются актуальными. Ученые фиксируют снижение основных показателей здоровья и физической подготовленности большей части студентов Российских вузов. В данных условиях необходимо существенное повышение качества здоровьесберегающей деятельности в вузах. В статье представлен обзор и анализ мнений специалистов, по проблеме здоровьесбережения студентов. Специалисты указывают на необходимость проведения регулярного комплексного мониторинга психофизического состояния студентов, увеличение уровня двигательной активности молодых людей и внесение изменений в действующие образовательные стандарты подготовки специалистов.

Ключевые слова: здоровье, студенты, образовательные учреждения, мониторинг, сохранение здоровья.

HEALTH-PROMOTING ACTIVITIES IN THE UNIVERSITIES (ANALYSIS OF

SCIENTIFIC DATA SPECIALISTS)

Fomin Sergey A.

Lecturer of the department of physical training Siberian law Institute of the MIA of Russia Russia, Krasnoyarsk Shevchenko Anton R.

Lecturer of the department of physical training Siberian law Institute of the MIA of Russia Russia, Krasnoyarsk

Abstract: The problems of reducing the level of psychophysical health of citizens receiving higher education in Russia in modern socio-economic conditions are relevant. Scientists record a decrease in the basic indicators of health and physical fitness of most students of Russian universities. In these conditions, it is necessary to significantly improve the quality of health-saving activities in universities. The article presents a review and analysis of the opinions of experts on the problem of health saving students. Experts point to the need for regular comprehensive monitoring of the psychophysical condition of students, increasing the level of motor activity of youth and changes in the existing educational standards of training.

Keywords: health, students, educational institutions, monitoring, health preservation.

149

Введение. Известно, что здоровье человека на сегодняшний день является одним из главных критериев оценки уровня жизни населения в развитых странах мира. По состоянию здоровья граждан страны, совместно с качеством жизни, специалисты оценивают всю социально-экономическую деятельность органов государственного управления. В научной литературе существует довольно много различных определений понятия - здоровье человека. Мы предлагаем объединенную трактовку некоторых понятий - здоровье личности, перечисленных П. Калью (1988 г.) [4]. Согласно данным ученого, здоровье - это способность организма нормально выполнять свои функции, обеспечивающие индивидуальное выживание и воспроизводство, в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. Основными характеристиками здоровья являются: отсутствие заболеваний и активное участие человека в социальной деятельности.

Сегодня, наряду с проблемами ухудшения уровня здоровья граждан, специалисты пристально рассматривают проблемы здоровьесбережения населения, в том числе современной молодежи: школьников и студентов. Ученые указывают, что проблема ухудшения здоровья молодого поколения уже давно вышла за рамки здравоохранения граждан и перешла в образовательную плоскость [3]. В связи с этим одной из главных задач любого образовательного учреждения сегодня является организация и осуществление эффективной здоровьесберегающей деятельности. Н.В. Третьякова указывает, что уровень эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций традиционно оценивается лишь по медико-биологическим критериям и уровню физического развития молодых людей [8]. В таком случае следует признать здоровьесберегающую деятельность в образовательных учреждениях малоэффективной, поскольку исследования выявили значимое ухудшение параметров физической и функциональной подготовленности большей части обучающихся в период обучения молодых людей в вузах [6]. Таким образом, в практике образовательной деятельности выявлено существенное противоречие между значительным объемом знаний в области здоровьесбережения, накопленным специалистами в области здравоохранения и педагогики и недостаточным уровнем эффективности практической деятельности в области сохранения здоровья студентов, в учреждениях высшего образования в Российской Федерации. Специалисты отмечают, что вопросы организации эффективной здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях высшего профессионального образования до сих пор недостаточно изучены [7]. В связи с данным обстоятельством, авторы приняли решение провести поиск и анализ научных данных, посвященных решению проблемы повышения качества здоровьесберегающей деятельности в Российской высшей школе.

Основной материал статьи. Известно, что качество современного высшего образования не может оцениваться отдельно от контекста сохранения здоровья всех субъектов образовательного процесса. В связи с негативной динамикой снижения показателей здоровья молодых людей, получающих высшее образование, увеличивается значимость здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Также специалисты и педагоги призывают более активно использовать здоровьесберегающие технологии в программах обучения будущих специалистов. По мнению Л.С. Ельковой, здороьесберегающие технологии в современном образовании представляют собой способы организации процесса обучения и воспитания обучающихся лиц и реализации образовательных программ на основе индивидуального учета всех особенностей психофизического и нравственного здоровья молодых людей [2]. Несомненно, что для эффективного использования здоровьесберегающих технологий в практике высшего образования необходима значимая модернизация деятельности образовательных организаций и внесение существенных изменений в образовательные стандарты и программы подготовки специалистов.

Основными факторами ухудшения здоровья современных студентов, специалисты называют: усложнение образовательных программ; наличие стрессовых ситуаций, связанных с обучением; недостаток двигательной активности; отсутствие системы регулярного мониторинга состояния здоровья студентов; несоблюдение оптимального режима труда и отдыха; сложные социально-экономические условия [2]. Следовательно, пути повышения качества здоровьесберегающей деятельности должны быть связаны с перестройкой образовательных стандартов с учетом позиции здоровьесбережения обучающихся лиц, повышением двигательной активности студенческой молодежи, регулированием режима трудовой и социальной деятельности молодых людей.

Основными показателями эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений должны стать показатели физического развития и здоровья студентов; уровень психологического состояния; высокий уровень работоспособности молодых людей. Несомненно, для определения динамики данных показателей необходим регулярный комплексный мониторинг. Сейчас в вузах в лучшем случае присутствуют лишь медицинские осмотры студентов (1 раз в течение учебного года) и разрозненные и несистемные медицинско-профилактические мероприятия. По мнению С.В. Ваторопиной, необходимым условием здоровьесбережения обучающихся лиц должно стать построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения в системе Российского образования [1]. Не вызовет сомнения, что подобное сопровождение будет невозможно осуществить без применения комплексного мониторинга, позволяющего объективно оценить уровень психофизического здоровья обучающихся лиц.

Ученые указывают на необходимость существенного увеличения уровня повседневной двигательной активности студентов для повышения качества деятельности образовательных организаций, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. При этом увеличение двигательной активности должно происходить в рамках осуществления крупных молодежно-социальных проектов в вузах. По данным К.А. Кирилова, использование масштабных молодежно-социальных проектов, объединенных идеями формирования ценностей здорового образа жизни у студентов, способствуют созданию в вузах определенной социальной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья студентов [5]. Следует отметить, что создание подобных проектов невозможно без внесения некоторых изменений в практику образовательного процесса. Участие студентов в данных проектах должно поощряться администрацией образовательных учреждений дополнительными рейтинговыми баллами, позволяющими студентам получать повышенную стипендию или пользоваться другими преференциями. То обстоятельство, что успешное формирование здоровьесберегающих знаний и навыков у студентов будет возможно лишь при включении молодых людей в активную деятельность по формированию ценностей здорового образа жизни и своего здоровья, подчеркивает В.П. Русанов [7]. Следует также отметить, что специалисты не рассматривают учебную дисциплину «Физическая культура» в качестве действенного средства сохранения и укрепления здоровья современных студентов. Ученые считают, что академические занятия по физической культуре направлены лишь на выполнение студентами усредненных нормативных требований к зачету, выполнение образовательной программы и не способствуют удовлетворению потребностей студентов в регулярной двигательной активности, с учетом интересов и индивидуальных возможностей молодых людей.

Заключение. Анализ данных научных работ специалистов, посвященных проблеме повышения качества здоровьесберегающей деятельности в Российской высшей школе, показал, что ученые считают необходимым внедрение в практику образовательной деятельности комплексного мониторинга психофизического состояния студенческой молодежи. Без объективных и регулярных данных оценки уровня психофизического здоровья молодых людей невозможно говорить об эффективной здоровьесберегающей

деятельности в вузах. Также специалисты рекомендуют организацию в вузах масштабных молодежно-социальных проектов, направленных на формирование ценностей здорового образа жизни у обучающихся и увеличение уровня повседневной двигательной активности молодых людей, получающих высшее образование.

Список литературы:

1. Ваторопина С.В. Здоровьесбережение в современном образовательном пространстве / С.В. Ваторопина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - №S9. - С.6-12.

2. Елькова Л.С. Из опыта работы вузов России по внедрению здоровьесберегающих программ в образовательное пространство высшей школы / Л.С. Елькова // Педагогическое образование в России. - 2009. - №4. - С.11-17.

3. Жуков О.Ф. Концептуальные основы здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений / О.Ф. Жуков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2010. - №3 (15). - С.130-135.

4. Калью П. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. - М.: ВНИИМИ, 1988. - 220 с.

5. Кирилов К.А. Формирование здорового образа жизни студентов социально-образовательной среде вуза / К.А. Кирилов, О.В. Дмух, А.Ю. Осипов // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - 2018. -№60-4. - С.203-206.

6. Осипов А.Ю. Методы объективной оценки уровня здоровья и функциональной готовности студентов / А.Ю. Осипов // В мире научных открытий. - 2012. - №5-1 (29). -С.126-137.

7. Русанов В.П. Здоровьесберегающее образование в системе профессиональной подготовки специалистов в вузе / В.П. Русанов, С.М. Рябцев, М.С. Гончарова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - №3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26393 (дата обращения: 12.06.2019).

8. Третьякова Н.В. Комплексная оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций / Н.В. Третьякова // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - №3. - С. 171-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.