СОХРАНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ
Осипов А.Ю.1'2'3, Толстопятое И.А.1, Лукин А.В.\ Спирин B.C.1
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Российская Федерация 2Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М.Ф. Решетнева,
г. Красноярск, Российская Федерация
красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск, Российская Федерация
Специалисты считают, что в сложившихся сегодня сложных социально-экономических условиях, уровень физической готовности и здоровья молодого специалиста будет являться важнейшим фактором достижения успеха в предстоящей ему профессиональной и социальной деятельности. К сожалению, следует отметить, что уровень физического здоровья большей части современного Российского студенчества далек от оптимальных параметров. Особенно значительное ухудшение здоровья отмечается у молодых людей в последние 1-2 года обучения.
В статье авторы рассматривают возможность сохранения здоровья студентов старших курсов и выпускников за счет внедрения в образовательный процесс эффективно действующих рейтинговых систем оценки физкулыпурно-спортивной деятельности обучающихся.
Ключевые слова: здоровье; студенты; вузы; образование; социальная среда; здоро-вьесбережение; физическое воспитание; рейтинговая система.
PRESERVATION OF PHYSICAL HEALTH STUDENTS OF SENIOR COURSES
OsipovА.Ум.1,2'3, Tolstopyatov 1.А.г, LukinA.V.1, Spirin V.S.1
1 Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation 2Siberian State Aerospace University named M.F. Reshetnev, Krasnoyarsk, Russian Federation
3Krasnoyarsk State Medical University named after professor V.F. Voyno-Yasenetskiy,
Krasnoyarsk, Russian Federation
Experts consider that in the social and economic conditions which have developed today, the level of physical readiness and health of the young specialist will be the most important
factor of achievement of success in professional and social activity. Unfortunately, it should be noted that the level of health of the most part of the Russian students is far from optimum parameters. Especially considerable deterioration in health is noted at young people in the last 1-2 years of educational process.
In the article the authors consider the possibility of preservation of health of students of senior courses and graduates by introducing in the educational process of effective rating systems for evaluating physical activity.
Keywords: health; students; universities; education; social environment; health care; physical education; rating system.
Специалисты утверждают, что в условиях современных социокультурных и социально-экономических преобразований динамично развивающегося общества существенное значение приобретает модернизация действующих образовательных парадигм с целью их трансформации в более качественное состояние, соответствующее запросам современного общества [10, с. 51]. Поскольку здоровье человека является одним из важнейших факторов успешного профессионального роста и совершенствования личности в современных социально-экономических условиях, напрямую связанных с социальной неопределенностью и различными рисками, то возникает насущная потребность в молодых специалистах, умеющих мыслить универсально, способных быстро и безболезненно адаптироваться к широкому спектру общественных и профессиональных требований и обладающих высоким уровнем здоровья. К сожалению, среди студенческой молодежи отмечаются различные негативные процессы, связанные с ростом маргинальности, самодеструкции, ухудшением картины общего здоровья молодых людей, что, по мнению Н.Х. Гафиатулиной, свидетельствует плохом самосохранительном поведении молодежи на фоне общего значительного роста интеллектуально-информационных нагрузок [4]. В данных условиях высшие образовательные учреждения остаются основным социальным институтом способным решить задачу воспитания физически, психически и нравственно здоровой личности, считает J1.C. Елькова [9, с. 3]. По ее мнению сегодня, в том числе и в результате запрета на цензуру, информационное поле существенно расширилось и преобразилось. На современных молодых людей обрушился вал низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, в котором насилие, преступность, наркомания, проституция подаются как непременные и естественные спутники современного общества. В сложившихся негативных условиях только актуализируются задачи создания здоровьесберегаю-щеш пространства в образовательных учреждениях, как альтернативы в воздействии на сознание молодого поколения, формирования правильной иерархии ценностей, в которой забота о своем здоровье займет подобающее место в перечне ценностных установок современных молодых людей. К сожалению, отсутствие приоритета своего здоровья среди основных ценностей современной молодежи, приводит к тому, что большая часть студентов практически не уделяют внимания
деятельности по сохранению и укреплению уровня своего физического здоровья. Следует отметить, что и образовательный процесс в большинстве Российских вузов остается лишь в минимальной степени ориентированным на воспитание у студентов осознанного отношения к своему здоровью. Современную высшую школу характеризует насыщенность учебных программ, связанных с необходимостью обеспечить качественную трансляцию гуманитарных и профессиональных знаний, что обеспечивает хорошую профессиональную вузовскую подготовку, но одновременно, по мнению Л.А. Дзодзиковой, является существенным фактором обострения проблем связанных со здоровьем студентов [8, с. 6].
Известно, что в практике трудовой деятельности востребована не только профессиональная подготовка специалистов, но и высокий уровень здоровья, как необходимое условие успешного выполнения человеком многообразных социальных функций. Поэтому, по мнению B.C. Быкова, в деятельности высшего профессионального заведения здоровьесбережение необходимо рассматривать как основу качественной подготовки будущих специалистов, позволяющую формировать у них знания, приводящие к изменению сознания о здоровом образе жизни и внедрять результаты своего обучения в практику повседневной деятельности [1, с. 154]. Я.М. Герчак считает, что одной из важнейших проблем современного общества является неспособность многих выпускников вузов быстро адаптироваться в условиях рыночной экономики, что усугубляется низким уровнем психического состояния и физического развития выпускников. По его мнению, современная высшая школа уделяет явно недостаточно внимания комплексному формированию готовности будущих специалистов к здоровьесбережению. В образовательном процессе крайне мало представлены современные педагогические технологии, направленные на воспитание у студентов потребности в ведении здорового образа жизни и формировании у них готовности к здоровьесбе-регающей деятельности. Более того преобладающее большинство преподавателей вузов не являются носителями здоровьесберегающего фактора, в основном из-за собственного недостаточного уровня физической подготовки, недостатка знаний и информированности о новейших технологиях здоровьесбережения [5, с. 4]. Д.В. Викторов утверждает, что задачи, поставленные на сегодняшний день перед высшей школой, определяют актуальность воспитания и развития соответствующей мотивации здоровьесбережения у студентов, нацеленной на сохранение и укрепление здоровья молодых людей, направленность личности обучающегося на ведение здорового образа жизни, способность внедрить полученные знания в профессиональную деятельность [2, с. 3]. В тоже время данный автор считает, что усилия образовательных учреждений в направлении здоровьесберега-ющей подготовки будущих специалистов являются недостаточными. Акцентируется внимание на существенном снижении уровня двигательной активности студентов во время их обучения, недостатке инновационных форм деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных занятий, недостаточной сформированности ценностных ориентаций у студентов в области физкультурной
практической деятельности и т.д. То, что лишь небольшой процент студентов обладает высоким уровнем физического развития и двигательной подготовленности подтверждают исследования С.А. Марчук [12]. По мнению ученых, сложившаяся ситуация является следствием того, что сегодня теория и практика здоровьесберегающеш образования находится лишь на начальном этапе своего становления и развития. Качественное и быстрое решение проблем здоровьесбережения участников образовательного процесса вызывает существенные затруднения, как у преподавателей, так и студентов. Е.И. Глебова считает, что это связано в первую очередь с недостаточным уровнем знаний о собственном здоровье и эффективных путях его сбережения в условиях интенсивной учебной нагрузки, и отсутствием непрерывного и последовательного процесса обучения по сохранению своего здоровья в различных неблагоприятных условиях [6, с. 8]. Следовательно, научные исследования, посвященные организации процесса здоровьесбережения студенческой молодежи во время обучения в вузах будут актуальны и значимы в настоящее время.
Авторы статьи предлагают обратить внимание на проблему сохранения здоровья студентов старших курсов обучения. Исследования свидетельствуют, что у студентов, от курса к курсу увеличивается частота хронической патологии, что связано с переходом различных функциональных отклонений в хронические заболевания. Кроме этого, у старшекурсников отмечается большой процент вновь возникших морфофункциональных отклонений и снижение уровня адаптационных возможностей функциональных систем. Общий рост заболеваемости студентов старших курсов происходит на фоне значительного снижения общего уровня физического развития и функциональной подготовленности молодых людей [17, с. 179]. По мнению специалистов одной из причин сложившейся негативной ситуации является отсутствие обязательных учебных занятий физической культурой у студентов после окончания 3-го курса. В.И. Грузенкин выяснил, что после окончания 3-го курса обучения продолжают самостоятельно систематически заниматься оздоровительной физической культурой менее 2% студентов [7, с. 56]. В связи с вышеизложенным возникает серьезная проблема качественной физической подготовленности выпускников. Низкий уровень физического развития и общей работоспособности не позволит многим молодым специалистам в полном объеме реализовать те знания и умения, которыми они овладели за время обучения в вузе. В силу данных обстоятельств исследования, посвященные поиску решения проблемы сохранения и укрепления здоровья выпускников высших учебных заведений и студентов старших курсов обучения, будут обладать высоким уровнем научной новизны и практической значимости, поскольку, по мнению авторов статьи, целенаправленная деятельность по сохранению и укреплению уровня физического здоровья старшекурсников отсутствует в большинстве высших образовательных учреждений Российской Федерации.
Т. А. Ульрих считает, что крупные вузы, обладающие сегодня довольно значительными информационными, финансовыми, материально-техническими и организационными ресурсами спо-
собны внести существенный вклад в деятельность, направленную на сохранение здоровья студентов путем формирования у них ориентации на ведение здорового образа жизни и регулярные занятия физкультурой и спортом [19, с. 190]. Авторы статьи согласны с данной позицией, но вынуждены отметить, что для повышения качества здоровьесберегающей деятельности в области сохранения здоровья обучающихся, вузам необходимо внести существенные коррективы в организационную, образовательную, воспитательную и физкультурно-спортивную деятельность, направленные на привлечение как можно большего количества студентов к систематическим и активным занятиям физической культурой и спортом. Д.В. Викторов утверждает, что обязательный курс физического воспитания в вузе должен служить лишь своеобразным перекидным мостиком для логического завершения формирования потребности в физкультурно-спортивной деятельности. Физическое воспитание студентов должно быть призвано обеспечить безболезненный переход от жесткой регламентации учебного курса к самостоятельным и активным формам физкультурно-спортивной деятельности молодых людей [3, с. 11].
По мнению O.P. Кокориной, сохранение психофизиологического здоровья участников образовательного процесса во многом зависит от форм и методов используемых в процессе обучения будущих специалистов и от качественной организации специализированной системы развития и сохранения здоровья на основе формирования культуры здорового образа жизни и развитии соответствующих мотиваций своего здоровьесбережения [11, с. 164]. Д.С. Сомов считает, что современной Российской высшей школе необходима целостная концепция здоровьесберегаю-щего образования, в которой процесс сохранения и укрепления здоровья обучающихся должен рассматриваться в двух планах. Первый план должен включать в себя реализацию внешних социокультурных условий жизнедеятельности человека и потребности в здоровье, как в непременном условии благополучия (физического, социального и т.д.). Второй план включает в себя реализацию внутренних условий, напрямую связанных с ответственностью каждого человека за существование целостности своего бытия. В данных случаях, по его мнению, речь идет о формировании здоровья в определенных социокультурных условиях, ведь здоровье человека напрямую зависит от условий и образа жизни, который носит преимущественно персонифицированный характер и определяется личностными наклонностями [18, с. 3]. Способность окружающего социума качественно влиять на уровень здоровья студентов, а, следовательно, и на процесс формирования у будущих специалистов действенных компетенций здоровьесбережения, подтверждена рядом исследований [14, с. 657; 15, с. 744].
Анализируя вышеизложенное, авторы пришли к выводу, что для существенного повышения эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования в контексте сохранения и укрепления физического здоровья выпускников и студентов старших курсов обучения необходимо:
А) Рассмотреть возможность создания и функционирования в вузе определенной педагогической системы рейтинговой оценки физкультурно-спортивных достижений студентов. Различные варианты оценки физкультурно-спортивного рейтинга студентов, в том числе старшекурсников, магистрантов, интернов, уже некоторое время действуют в крупных вузах Красноярского края [13, с. 120]. Результаты использования данных рейтинговых систем свидетельствуют, как о быстром и существенном увеличении общего количества студентов систематически и активно занимающихся физкулыурно-спортивной деятельностью, так и о значимом росте спортивных результатов молодых людей [15, с. 745], что косвенно свидетельствует о высоком уровне физического здоровья занимающихся;
Б) Разработать действенную систему поощрения молодых людей, в том числе и финансового, для существенного повышения уровня мотивации студентов к систематическим и активным занятиям физкультурой и спортом, после окончания у них обязательных практических занятий в рамках учебной программы. Хорошим мотивационным стимулом, по мнению авторов, будет служить обязательная публикация данных физкультурно-спортивного рейтинга обучающихся на официальных информационных ресурсах образовательного учреждения (газета, сайт и т.д.). Выявлено, что именно финансовое поощрение, пусть даже незначительное, оказывает существенное влияние на формирование у молодых людей постоянной мотивации к регулярным занятиям физкультурой и спортом [ 16, с. 110], что в свою очередь способствует повышению уровня здоровья занимающихся.
Подобная деятельность способна, по мнению авторов статьи, качественно повлиять на существующую сегодня ситуацию снижения уровня здоровья студентов от курса к курсу в сторону сохранения и укрепления физического здоровья молодых людей, будущих специалистов в различных отраслях знаний.
Список литературы
1. Быков B.C., Викторов Д.В. Здоровьесбережение студенческой молодежи технического вуза в условиях поиска новой образовательной парадигмы II Успехи современного естествознания. 2010. №9. С. 154-156.
2. Викторов Д.В. Развитие мотивации здоровьесбережения студентов вузов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2007. 24 с.
3. Викторов Д.В., Мельникова О.В. Здоровьесбережение и анализ факторов риска студентов II Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2012. №8. С. 9-11.
4. Гафиатулина Н.Х. Здоровьесберегающие модели профессиональной социализации студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности // Инженерный вестник Дона (электронный научный журнал). 2013. №3.
5. Герчак Я.М. Формирование готовности к здоровьесбережению студентов высшего профессионального образования: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. Новокузнецк, 2007. 22 с.
6. Глебова Е.И. Здоровьесбереженне, как средство повышения эффективности обучения студентов вуза: Дис. ...канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 182 с.
7. Грузенкин В.И. Развитие системы физического воспитания в нефизкультурных сибирских вузах // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. №3 (21). С. 56-58.
8. Дзодзикова JI.A. Педагогическое сопровождение здоровьесбережения студентов: Дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2008. 191 с.
9. Елькова Л.С. Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства высшей школы: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. Москва, 2006. 26 с.
10. Кашуба В.А., Футорный С.М., Андреева Е.В. Современные подходы к здоровьесбереже-нию студентов в процессе физического воспитания // Физическое воспитание студентов. 2012. №5. С. 51-59.
11. Кокорина O.P. Технологии здоровьесбережения в образовательном процессе педагогического вуза//Высшее образование сегодня. 2011. №10. С. 163-165.
12. Марчук С.А. Некоторые аспекты здоровьесбережения студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. 2004. №4.
13. Осипов А.Ю., Переус О.В., Старова О.В., Фукалова А.О. Повышение эффективности здоровьесберегающей деятельности в ведущих университетах Красноярского края II Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2016. №50 (4.3). С. 117-122.
14. Осипов А.Ю., Гринько A.JL, Жуйко Д.А., Тарасенко А.П., Шнаркин С.М. Формирование здоровьесберегающих компетенций у студенческой молодежи (социальный и педагогический аспект) // В мире научных открытий. 2015. №9.2 (69). С. 651-660.
15. Осипов А.Ю., Кадомцева Е.М., Лепилина Т.В., Приходов Д.С., Раковецкий А.И. Создание социальной физкультурно-спортивной среды в вузах, с целью сохранения здоровья всех участников образовательного процесса (на примере ведущих вузов Красноярского края) // В мире научных открытий. 2015. №3.1 (63). С. 735-748.
16. Осипов А.Ю., Дворкина Е.М., Шубин Д.А. Спортивный рейтинг, как фактор увеличения числа студентов, активно занимающихся спортом // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2014. №1 (Т.14). С. 108-112.
17. Осипов А.Ю., Гольм Л.А., Михайлова С.А. Формирование здоровьесберегающих компетенций будущих специалистов средствами физического воспитания II Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. №2 (39). Т.2. С. 178-182.
18. Сомов Д.С. Теория и методология реализации здоровьесбережения в условиях современного вуза: Автореф. дис. ...докт. пед. наук. Москва, 2007. 36 с.
19. Ульрих Т. А., Царапина Т.П., Платонов А.Д. Формирование здорового жизненного стиля студентов с использованием инновационных форм и многовариантного подхода II Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. 2009. №4. С. 185-192.