Кутепов Максим Михайлович, Ваганова Ольга Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ..
pedagogical sciences
УДК 378.147
ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
© 2017
Кутепов Максим Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физического воспитания и спорта» Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Трутанова Александра Валерьевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматривается сущность и направления здоровьесберегающих технологий, выявляется наиболее всеобъемлющее определение данных технологий, а также предлагается решить вопрос неструктурированности процесса здоровьесбережения путем создания и применения единой программы для вузов, где будут указаны необходимые критерии оздоровления молодежи в рамках вуза. К основным направлениям здоровьесберегающей деятельности относятся: проведение мониторинга состояния здоровья студентов, разработка концепций, которые помогут предотвратить риск для здоровья студентов, физкультурно-оздоровительное и психологическое воздействие для укрепления здоровья студентов, формирование готовности вузов к здоровьесберегающей деятельности. Для того, чтобы реализовать здоровьесберегающий подход в вузе, необходимо непосредственно на учебных занятиях использовать инновационные технологии, которые позволят снять напряжение, изменить характер изучения материала, переключить внимание. Процесс формирования культуры здоровья составляет совокупность педагогических воздействий, выступающих основными звеньями формирования новой системы ценностей и моделей здоровьесберегающего поведения у современных молодых людей. Выявлено, что здоровьесберегающая образовательная технология - это функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью обучающихся, которая научно и инструментально обеспечивает сохранение и укрепление их здоровья. В целях развития здоровьесберегающих технологий считаем целесообразным создать модель формирования здорового образа жизни для студентов. Для этого необходимо указать условия формирования здорового образа жизни. К формам организации приобщения студентов к здоровому образу жизни могут быть отнесены: круглый стол, аутотренинг, ролевые игры, лечебная физкультура, туристические походы. Выделяется и характеризуется низкий, средний и высокий уровень культуры здоровья.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровьесберегающие образовательные технологии, вуз, качество жизни, молодежь, двигательный режим, модель формирования здорового образа жизни, уровень культуры здоровья, физическое здоровье, психологическое здоровье, нравственное здоровье, духовное здоровье.
THE POSSIBILITY OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN THE FORMATION
OF A HEALTHY LIFESTYLE
© 2017
Kutepov Maxim Mikhailovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of physical education and sports Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Trutanova Alexandra Valerievna, graduate student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected])
Abstract. The essence and directions of health-saving technologies are considered in the article, the most comprehensive definition of these technologies is revealed, and it is also proposed to solve the issue of unstructured health saving process by creating and applying a single program for universities where the necessary criteria for the improvement of youth within the university are indicated. The main areas of health-saving activities include: monitoring the state of health of students, developing concepts that will help prevent risks to students 'health, physical culture and health and psychological impact for strengthening students' health, forming readiness of HEIs for health-saving activities. In order to implement a health-saving approach in the university, it is necessary to use innovative technologies directly at the training sessions, which will relieve tension, change the nature of the study of the material, and shift attention. The process of formation of a culture of health is a set of pedagogical influences that are the main links in the formation of a new system of values and models of health-saving behavior in modern young people. It is revealed that health-saving educational technology is a functional system of organizational methods of management of educational, cognitive and practical activities of students that scientifically and instrumentally ensures the preservation and strengthening of their health. In order to develop health-saving technologies, we consider it expedient to create a model for the formation of a healthy lifestyle for students. To do this, you must specify the conditions for the formation of a healthy lifestyle. To the forms of organization of familiarization of students with a healthy way of life can be included: a round table, auto-training, role-playing games, physiotherapy exercises, hiking. Isolated and characterized by a low, medium and high level of health culture.
Keywords: healthy lifestyle, health-saving educational technologies, high school, quality of life, youth, motor mode, model of healthy life style formation, level of health culture, physical health, psychological health, moral health, spiritual health.
Формирование здорового образа жизни в современном обществе носит глобальный характер, что обусловлено отчасти влиянием модного течения на молодое поколение. Однако физическая подготовка в рамках вузовской деятельности среди молодежи распространена не столь широко, а также распространение информации о здоровом образе жизни не структурировано и устойчивая мотивация к здоровому образу жизни, как правило, отсутствует, что и вызывает актуальность рассматриваемой темы.
Здоровьесбережение - это явление многоаспектное, поэтому требует тщательного изучения. Неотъемлемым его элементом выступает качество жизни. Данный термин был впервые употреблен в Index Medicos в 1977 году и используется по сей день [1]
Решению проблемы неструктурированности вопроса здоровьесбережения поспособствует единая программа для вузов, в которой будет указаны все необходимые критерии оздоровления молодежи в рамках вуза [2]. Несмотря на большое внимание исследователей к
педагогические науки
Кутепов Максим Михайлович, Ваганова Ольга Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ...
проблеме здоровья и здорового образа жизни обучающихся, эта тема остается недостаточно изученной для процесса физического воспитания студентов. В основные задачи образования при подготовке будущих выпускников входит формирование знаний, умений и навыков для того, чтобы определить оптимальные двигательные режимы, которые будут повышать функциональное состояние и здоровье каждого конкретного студента [3].
Определяющую роль для сохранения здоровья студенческой молодежи играет образ жизни. В период обучения в вузе студенты испытывают воздействие целого комплекса факторов, негативно влияющих на состояние здоровья: информационный стресс, недостаточная материальная обеспеченность, необходимость совмещать учебу с работой, частые нарушения режима труда, отдыха и питания, значительная гиподинамия [4].
Студенческая молодежь является благоприятной социальной средой для проведения различных профилактических мероприятий в виде лекций, бесед по вопросам ВИЧ-инфекций, табакокурения, принятия наркотиков и др. В этой возрастной группе происходит изменение стратегий поведения, касающегося здоровья.
Здоровьесберегающие технологии разрабатываются на показателях физического, психического, нравственного, социального и духовного здоровья [5].
Физическое здоровье - это гармония физиологических процессов в организме, максимальная адаптация к окружающей среде [6]. Психологическое здоровье - это развитость мышления, моральная сила, побуждающая человека к деятельности, душевный комфорт и адекватная поведенческая реакция на явления окружающей действительности. К понятию социального здоровья относится здоровая окружающая среда [7]. К нравственному здоровью относится здоровая система ценностей и установок, мотивы поведения человека в обществе [8]. Неспособность многих студентов, адаптироваться в новых социальных условиях является одной из важных проблем образовательного процесса, что еще больше усугубляет низкий уровень психического состояния и физического развития молодежи и как следствие отражается на профессиональной готовности. С этой точки зрения здоровье и здоровый образ жизни можно отнести к профессионально важным качествам, способствующим развитию профессионала и его успешности в профессиональной деятельности [9].
Процесс формирования культуры здоровья составляет совокупность педагогических воздействий, выступающих основными звеньями формирования новой системы ценностей и моделей здоровьесберегающего поведения у современных молодых людей [10].
Эти положения рассматриваются в работах Л. Б. Косовой, В. И. Слободчикова, Е. И. Исаева. Актуальность обуславливается активностью внедрения здоровьесбе-регающих технологий в образовательный процесс вуза. Однако все это усугубляется тем обстоятельством, что ценностные ориентации этого возрастного периода обучающихся еще не направлены на сохранение их собственного здоровья и не занимают устойчивого положения [11]. Здесь, как мы уже говорили, зачастую влияет фактор моды. Любые применяемые образовательным учреждением педагогические технологии должны быть здоровьесберегающими. Данное положение утверждено законодательством и закреплено в законе Российской Федерации «Об образовании», где указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников» [12].
В условиях постоянного переутомления обучающиеся фактически теряют сове здоровье, однако предотвращение таких перегрузок зачастую идет не через использование «здоровьесберегающих технологий», суть которых заключена в использовании и применении совокупности приемов, методов, форм обучения и подходов к
образовательному процессу с учетом индивидуальных особенностей обучающихся (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и др.), при регулировании интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки, при освоении учебного материала. Другими словами, чтобы достичь благоприятных результатов необходимо оптимизировать необходимые затраты времени и сил обучающихся и преподавателей, обеспечить благоприятный морально-психологический климат в учебной группе, акцентировать внимание обучающихся на важности применения способов самостоятельной защиты от стрессов, средств психологической защиты [13].
Грамотно применяемые преподавателями здоровьес-берегающие технологии помогут студенческой молодежи вести тот самый здоровый образ жизни, что повлечет за собой привычку быть более взвешенными и осмотрительными, вызовет уверенность в себе, позволит осознанно относиться к самому себе как к личности, прийти к осознанию своей единой психофизиологической сути, и, что самое главное, к личной ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Ряд исследователей считает, что здоровье - это деятельность по сохранению развитию биологического, психологического и социального компонентов. Большинство специалистов в области спорта включают в понятие «здоровье» двигательную активность как неотъемлемую составляющую.
Здоровый образ жизни складывается из благоприятного социального окружения, закаливания организма, рационального питания, отказа от вредных привычек и положительных эмоций [14-17].
Поскольку понятие «здоровьесберегающая технология» появилось относительно недавно, то единого определения еще не существует. Мы будем основываться на понятии, выделенном Н.И. Соловьевой, как на наиболее широком [18]. Данный автор говорит о том, что здоровьесберегающая образовательная технология - это функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью обучающихся, которая научно и инструментально обеспечивает сохранение и укрепление их здоровья [19]. Одной из главных целей данной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта для сохранения и укрепления здоровья молодежи [20].
Основные направления здоровьесберегающей деятельности в высшем учебном заведении:
- проведение мониторинга состояния здоровья студентов вуза на основе современных моделей развития общества;
- разработка концепций, которые помогут предотвратить риск здоровью студентов вуза, проживающих в экологически и социально - неблагоприятных условиях;
- создание и реализация программ формирования здорового жизненного стиля, профилактики зависимости (алиментарной, алкогольной, никотиновой, гэмблинга), адекватного пищевого поведения;
- физкультурно-оздоровительное и психологическое воздействие для укрепления здоровья студентов и повышения из адаптационного потенциала (ЛФК, внедрение малых форм двигательной активности, психотренинга, психологическое консультирование);
- формирование готовности вузов к здоровьесбе-регающей деятельности [21].
Важным педагогическим условием формирования здорового образа жизни является включение студенческой молодежи в здоровьесберегающий процесс, посредством организации педагогических действий, направленных на овладение знаний и совершенствование физических качеств с ориентированием на формирование имиджа здорового образа жизни.
В целях развития здоровьесберегающих технологий
Кутепов Максим Михайлович, Ваганова Ольга Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна pedagogical
ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ... sciences
считаем целесообразным создать модель формирования здорового образа жизни для студентов. дЛя этого необходимо указать условия формирования здорового образа жизни. Образовательное пространство должно быть комфортным. Для этого необходимо выявить, какие конкретные факторы вызывают неблагоприятное состояние. Здоровьесберегающая деятельность в процессе обучения должна основываться на принципах адекватности, адаптивности, комплексности, системности и динамичности. Что касается организационно-методического обеспечения, то здоровьесберегающий процесс должен сопровождаться мультимедийной техникой, должно быть интернет-обучение здоровому образу жизни.
К формам организации приобщения студентов к здоровому образу жизни могут быть отнесены:
- круглый стол;
- аутотренинг;
- ролевые игры;
- лечебная физкультура;
- туристические походы [22].
Для того, чтобы определить уровень физической подготовки студента, необходимо ориентироваться на следующие показатели:
- низкий уровень культуры здоровья характеризуется наличием вредных привычек, студент не поддается педагогическому воздействию, направленному на формирование здорового образа жизни;
- средний уровень готовности студента к здоровому образу жизни характеризуется владением некоторыми знаниями о физической культуре, однако студент в данном случае не готов применять их на практике, имеет удовлетворительное здоровье, отсутствует сила воли и мотивация к оздоровлению;
- высокий уровень готовности характеризуется самостоятельным ведением здорового образа жизни, отсутствием вредных привычек, активным занятием спортом [23].
Для того, чтобы реализовать здоровьесберегающий подход в вузе, необходимо непосредственно на учебных занятиях использовать инновационные технологии, которые позволят снять напряжение, изменить характер изучения материала, переключить внимание, проводить физкультурные паузы и предупредить стрессовые ситуации: модульные, личностно-ориентированные, коллективной мыслительной деятельности.
Таким образом, применяя здоровьесберегающие технологии, вуз формирует у обучающихся не только здоровый образ жизни, но и обеспечивает дополнительными возможностями своих студентов в виде развития уверенности в себе, защиты от стрессов, знаний по восстановлению собственного здоровья, что играет большую роль в становлении высококвалифицированного специалиста и повышает качество профессиональной подготовки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Колдина М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования//Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 14.
2. Ваганова О.И., Ермакова O.E. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального об-учения//Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 14.
3. Варковецкая Г.Н., Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Инновационные технологии в подготовке бакалавров профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 12.
4. Кутепов М.М., Бегоутов Л.С. Информационные технологии в спортивном судействе/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 30-33.
5. Емелина А.В., Хижная А.В. Понятие коммуни-
кативной компетентности обучающихся образовательных организаций/В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 214-216.
6. Колдина М.И. Исследовательская технология обучения в дистанционном образовании/В сборнике: Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». Нижневартовск, 2015. С. 252-258.
7. Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций судей-секретарей по баскетболу// Инновации и инвестиции. 2015. № 8.
8. Кутепова Л.И., Паршакова А.М. Современные компьютерные технологии в проектировании линейных сооружений и инженерных изысканиях/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 24-27
9. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2016. №1-1 (13). С. 23.
10. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования проектировочных умений студентов строительных специальностей среднего профессионального образования: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Нижний Новгород, 2002. 182 с.
11. Лапшова А.В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования //Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 31.
12. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 68-71.
13. Прохорова М.П., Булганина С.В. Образовательные инновации глазами студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 158-162.
14. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 31-34.
15. Цветкова И.В. Интересы подростков в получении информации о здоровом образе жизни // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 105-108.
16. Тихонова Ю.И., Попова О.В. Формирование готовности студентов к ведению ими здорового образа жизни // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 112-118.
17. Воробьева И.Н. Основные направления формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 25-28.
18. Кутепов М.М. Реализация проекта сдачи нормативов ГТО в вузе/В сборнике: Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи материалы VII межвузовской научно-практической конферен-
педагогические науки
Кутепов Максим Михайлович, Ваганова Ольга Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ...
ции. г.Саратов, 2015. С. 36-39.
19. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Профессионально-важные качества личности специалиста в области ЖКХ//Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 261-264.
20. Ваганова О.И., Хижная А.В. Оценка образовательных результатов студентов вуза в электронной среде Moodle/Юбщество: социология, психология, педагогика. -2016. -№ 1. -С. 93-94.
21. Репина Р.В., Хижная А.В. Значение сертификации систем менеджмента качества в высшем учебном заведении//В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 99-101.
22. Хижная А.В. Педагогические условия подготовки аспирантов в системе дополнительного образования по направлению «Преподаватель высшей школы»: авто-реф. дис. канд. пед.наук/А.В.Хижная; Нижегород. гос. пед. унт. Н.Новгород, 2005. -19 с.
23. Шкунова А.А., Прохорова М.П. Силлабус: методическая основа организации самостоятельной работы студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 163-167
Статья поступила в редакцию 26.06.2017.
Статья принята к публикации 23.09.2017.